Скульптура воина своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

С кульпторы не любят бетон. И положа руку на сердце, тому есть причины. Щебень, даже мелкий, усложняет проработку тонких деталей, для лепки бетон приспособлен плохо, ещё и долго схватывается.

Но, как ни странно, как материал скульптур для парка, дворика или детской площадки бетон вполне по плечу даже рядовому домашнему мастеру.

Конечно, материал сложный, зато по прочности и долговечности конкурент ему, разве что, гранит или бронза. Но с ними и работать куда труднее. К тому же и мелкие детали сделать есть способы, и приготовить пригодный для лепки скульптуры состав своими руками тоже можно. Но, начнём по порядку.

Необычная скульптура из бетона, в совершенстве имитирующая деревянный парусник

Необычная скульптура из бетона, в совершенстве имитирующая деревянный парусник

Содержание:
1. Три шага до скульптуры.
1.1 Замысел.
1.2 Эскиз.
1.3 Масштабная модель.
2. Как переносить размеры модели.
3. Как сделать каркас скульптуры.
4. Укладка бетона на каркас.
5. Окончательная отделка скульптуры.
6. Состав бетона.
7. Осталось немного и в том числе ТБ.

Видео-версия статьи

Три шага до скульптуры

Замысел

Сразу решим, где разместится наше будущее творение. Для украшения парка лучше что-то отдыхающее: фигуры людей, животных, либо абстрактные украшения. Для детской площадки подойдут персонажи из сказок или мультфильмов.

Если бетонную скульптуру можно задействовать в игре - замечательно!

Если бетонную скульптуру можно задействовать в игре — замечательно!

Эскиз

Рисунок будущей скульптуры. Если получится сделать его точно и подробно — хорошо. Если ещё и в масштабе, совсем замечательно. Если же нет, хотя бы в самом общем виде, примитивно, лишь бы самому было понятно. Или подобрать готовый в интернете. Главное — определиться с размерами (рис. 1), хотя бы основными, это обязательно.

Определяемся с размерами будущей скульптуры

Определяемся с размерами будущей скульптуры

Масштабная модель

Эскиз сделали, но приступать к работе ещё рано. Следующий шаг — модель будущей скульптуры.

Модель делаем из глины или пластилина. В тонкие детали, скажем хвост и лапы кошки с рис. 1 вставим проволоку для жёсткости.

Совет. Порой элемент замечательно выглядит на крохотной модели, а увеличенным не смотрится. Чтобы такого избежать, старайтесь подбирать размер модели в масштабе порядка 1:5. Скажем, для метровой скульптуры модель в 20 см самое то.

Для чего нужна модель? Поясним на примере.

Перенос рисунка по клеточкам

Перенос рисунка по клеточкам

Похожим образом можно копировать и скульптуру. Единственно, переносить будем не плоскость, а объем, поэтому и оригинал нужен объёмный.

Как переносить размеры модели

Для разметки и перенесения размеров с модели на оригинал, сделаем простое приспособление.

По отвесу замеряем рулеткой размер на модели и переносим на скульптуру.

По отвесу замеряем рулеткой размер на модели и переносим на скульптуру.

Главное, в процессе разметки не сдвигать разметочные станки, а если это необходимо, возвращать точно в то же место.

Как сделать каркас скульптуры

Для бетонной скульптуры каркас это 80% работы. Он задаёт её общий вид и пропорции, придаёт скульптуре прочность, удерживает бетон в процессе лепки.

Начинаем с основного каркаса. → Свариваем (по ссылке рассказано о сварке инвертором) его из прочных элементов — труб, проката, толстой арматуры. Пока бетон твердеет, этому каркасу приходится нести его вес то есть, практически вес всей скульптуры.

  • удерживает бетон в процессе лепки, передавая нагрузку от его веса на основной каркас;
  • служит основой сетки удерживающей бетон;
  • определяет основные элементы скульптуры, за исключением самых маленьких деталей;

В завершение, большие промежутки между прутьями вторичного каркаса закрываем сеткой или заматываем проволокой, закрепляя скрутками. Расстоянием между витками или ячейками сетки оставляем приблизительно в 2,5-3 см.

Составляющие каркаса видны на примере скульптуры дельфинчика для фонтана (рис 3).

Составляющие каркаса скульптуры

Составляющие каркаса скульптуры

Укладка бетона на каркас

Для укладки смеси понадобится пара шпателей, мастерок, штукатурный ковш. Чтобы укрывать бетон от пересыхания запасёмся непрозрачной полиэтиленовой пленкой.

Скульптуру высотой 1,5 м и выше не сделать без → кóзел, или хотя бы → стремянки (по ссылкам рассказано как сделать козлы или стремянку своими руками).

Постамент скульптуры, если он необходим, отливаем из обычного бетона в опалубке, причём за три-четыре дня до начала работы по скульптуре, чтобы успел схватиться.

Укладываем смесь, набрасывая или намазывая её на каркас с помощью мастерка. Для больших порций используем ковш.

За один заход, нужно постараться выполнить какой либо элемент скульптуры, выделяющийся рельефом, какими то иными границами. Такие участки заранее наметим на модели.

Заполнив некоторый участок, приглаживаем смесь, формуем её поверхность шпателями, шаблонами и просто пальцами.

Если приходится делать много повторяющихся деталей, заранее стоит вырезать из дерева подходящий штамп.

Интересные узоры получают накаткой фактурными валиками.

Повторяющийся рельеф можно выполнить фактурным валиком

Повторяющийся рельеф можно выполнить фактурным валиком

Окончательная отделка скульптуры

Бетон в этом состоянии заглаживаем до состояния строганой доски, правим и дополняем фактуру, делаем → железнение.

Декоративному бетону, прежде чем его шлифовать, дадим выстояться хотя бы неделю. Если начать раньше, частички щебня и песка будут выворачиваться, образуя раковины и борозды.

Состав бетона

Для лепки нужна пластичная бетонная смесь, хорошо прилипающая к металлу каркаса и к уже уложенным слоям.

Основа её обычный либо декоративный → бетон плюс добавки (по ссылке рассказано о приготовлении бетона своими руками). Декоративный бетон отличается тем, что вместо обычного серого цемента, используем белый, а в качестве щебня цветную крошку (мрамор, гранит, синтетические камни и т.д.).

Основные добавки — гашёная известь и глина. Они и превращают строительный бетон в скульптурный, который не растекается, а сохраняет форму, которую мы ему придадим.

Глину лучше брать каолиновую. Шамотная глина или бентонит дадут сероватый оттенок, что в декоративном бетоне может быть нежелательным.

В бетон для первых слоёв добавим и полипропиленовую фибру. Она улучшит сцепляемость слоёв, сведёт почти к нулю риск трещин, увеличит морозостойкость.

Ускорит схватывание и облегчит лепку добавление гипсовой смеси для штукатурки. Её минус — снижение устойчивости бетона к атмосферным воздействиям, поэтому использовать её нужно с осторожностью, не превышая дозировку.

Один из вариантов состава скульптурного бетона:

№ пп Наименование Количество Примечания
В объёмных долях В кг на м³ смеси
1 Цемент ПЦ М500 12 260 Для декоративного бетона цемент ПБ500, кварцевый песок, мраморная или иная декоративная крошка
2 Мытый песок 22 520
3 Щебень фракции 3-5 мм 39 990
4 Вода 8 110
5 Известь гашёная 5 70
6 Глина 5 120 для декоративного бетона каолиновая
7 Фибра полипропиленовая 6-10 мм 6 25 Для нижних слоев
8 Гипсовая штукатурная (шпаклевочная) смесь 2 20 Не используется с быстротвердеющим цементом
9 КМЦ 0,5 3
10 ПВА 0,5 9
11 Цветные пигменты До получения нужного оттенка
Итого: 100 2127

КМЦ и ПВА заранее размешиваем в воде. Гипс, фибру и цемент смешиваем в сухом виде. Известь и глину добавляем вместе с песком и щебнем.

По консистенции должно получиться что-то среднее между мягким сливочным маслом и густой сметаной.

Осталось немного и в том числе ТБ

Особых опасностей лепные работы не создают. Но элементарные правила техники безопасности нужно соблюдать и здесь.

Уникальная бетонная скульптура - памятник Артёму в Святогорске

Уникальная бетонная скульптура — памятник Артёму в Святогорске

Конечно, не стоит сразу браться за крупные и сложные по форме скульптуры. Начните с небольших изделий до полуметра размером.

Оставляйте ваши советы и комментарии ниже. Подписывайтесь на новостную рассылку. Успехов вам, и добра вашей семье!



Резная миниатюра представляет собой объемную скульптуру размерами от 1 до 13 см. Делать это лучше при помощи специальных инструментов, хотя также можно использовать обычный нож для объемной резьбы. Конечно, это не очень удобно и достаточно затратно по времени.

Выбор материала

Для резных миниатюр вы можете использовать разные породы дерева, среди которых популярны следующие:

  • печеная береза;
  • кипарис;
  • яблоня и пр.

Вам повезло, если в руки к вам попадет лесной орех или лещина обыкновенная. Даже такие породы, как черный палисандр, самшит и эбен не следует сбрасывать со счетов, хотя резьбе они поддаются с трудом.

Самшит

Именно твердые породы прощают резчику-новичку неточные движения, в то время как поделки из мягкой древесины можно запросто загубить любым небрежным резом.

Подбор материала

В соответствии с замыслом следует подбирать и дерево для работы. От его качества полностью зависит конечный результат, поэтому сразу исключите материалы с рыхлыми структурами и отдавайте предпочтение следующим вариантам:

  • липа – один из лучших вариантов для начинающих мастеров, фигурки из дерева данной породы выполнить легче, благодаря мягкой структуре материала, отлично поддается обработке, часто используется для небольшой пластики и орнаментов;
  • осина – схожа по основным характеристикам с липой, еще один хороший вариант для изготовления небольших фигурок;
  • сосна – может слоиться, но, если расположить ее годичные кольца правильно, изделие будет выглядеть особенно эффектно;
  • клен – отличается хорошей плотностью, обработать такую древесину немного сложнее, но из нее особо хорошо получаются миниатюрные фигурки животных, из дерева данной породы часто изготавливают шахматы;
  • дуб – особенно хорош, плотная древесина плохо поддается обработке, но качественно отполированная и покрытая лаком смотрится привлекательно, изделия из данного материала отличаются высокой стоимостью.

Все эти породы дерева мягки в обработке, они не затупят инструмент и позволят изготовить изделие любой формы. Главное, что следует учитывать при выборе материала, – это его качество, он должен быть целым, сухим, не поврежденным гнилью и жуками.

С чего начинают?

Заготовка

После выбора понравившегося варианта нужно снова взять в руки карандаш. На этот раз он потребуется для нанесения на заготовку контуров. Учтите, что делать этот при работе нужно будет неоднократно. Чтобы линии были лучше заметны, обведите их фломастером.

Детальная проработка


Когда на руках оказалась готовая форма, снова пригодятся эскиз и карандаш. Теперь на готовую болванку нужно нанести детальный рисунок. Исходя из него, начинается ювелирная работа резчика. Перед началом работы каждый мастер затачивает все инструменты. Заточка производится под внимательным оком мастера. На наждачном круге затачивается полотно с обеих сторон. При заточке лезвие опускается в воду, остужается, затем вынимается, дальше продолжается заточка с капелькой воды на самом кончике лезвия. Нужно внимательно следить за ней, так как когда она испаряется, это говорит о том, что лезвие вновь пора опускать в воду.

Приступаем к резьбе

В зависимости от степени сложности фигуры надо выбрать подходящий инструмент и начать работу. По контуру следует сделать срез. При необходимости снова нанесите контур и сделайте срез. Затем еще и еще, до тех пор, пока заготовка не примет нужную форму.

На следующем этапе надо начать постепенно вырезать мелкие детали. Если вы сомневаетесь в том, что вам удастся сделать это без предварительной разметки, не рискуйте, а снова используйте фломастер или карандаш, а затем продолжайте резать.

Приступаем к резьбе

После прорезания всех деталей фигурки нужно слегка зачистить изделие наждачкой, а затем покрыть подсолнечным маслом или сварить в нем. Масло полимеризуется, и деревянная поверхность получит надежную защиту от грязи и влаги.




Подготовительный этап

Перед тем как вырезать из дерева фигурку, следует определиться с ее внешним видом. Идеи могут быть разными. Порой образ возникает после прочтения интересной книги, похода на фильм или выставку, а большое количество информации может привести к созданию собственной оригинальной идеи. Учитывается и вариант полного копирования уже созданных мастерами работ.

Идея требует создания эскиза. Его можно воплотить на бумаге в виде незамысловатых набросков. Рекомендуется учитывать размеры и четко намечать детали. Это значительно упростит процесс и позволит сделать его поэтапным. Уже опытные мастера начинают работу с непосредственной обработки дерева, изделие с простыми формами требует минимальной детализации и выполняется гораздо проще.

Обработка дерева

Завершенный вид деревянные фигурки обретут после тщательной обработки. Существуют разные способы, в зависимости от того, какой материал вы используете для покрытия дерева. Это могут быть:

Фигурка в масле

Морилка

Береза, ель, липа, осина, клен и тополь нуждаются в дополнительной тонировке, поэтому лучше покрывать их морилкой. Отметим, что морилок существует очень много, начиная анилиновыми красителями, которые можно найти в продаже, и заканчивая средствами из аптечки – марганцовкой и йодом, разведенными в воде.

Рецептом приготовления морилки в домашних условиях очень много. Их можно запросто найти в руководствах и справочниках для плотников и столяров. Ниже мы рассмотрим примеры наиболее доступных из них.

Водную морилку можно сделать, налив в небольшую емкость (например, стаканчик от йогурта) воды дол половины, а затем добавив в него несколько капель йода. При помощи белой чистой бумаги и кисточки проверьте получившийся цвет. Если тон ненасыщенный, добавьте еще йода и добейтесь подходящего оттенка.

Варианты морения

Один слой такой морилки придаст изделию медово-желтый цвет. Три-четыре слоя придадут поверхности оранжевый, охристый цвет. Таким же способом приготавливается коричневая морилка, но вместо йода используют марганцовку.

Для приготовления спиртовой морилки вам потребуется недорогой растворимый кофе. В стакан от йогурта насыпьте столовую ложку напитка и растворите его столовой ложкой кипятка. Долейте стаканчик спиртом до половины и тщательно перемешайте.

Такой морилкой вы можете покрывать объемную резьбу или доски с рельефами. Если вы покроете водной морилкой рельефную доску, у вас могут возникнуть проблемы: дерево иногда выгибается после просушки. Для возвращения материалу формы доску снова нужно смочить водой и перевернуть. Древесина выправится, но не перестарайтесь с водой. Обилие воды выгнет дерево в обратную сторону – учтите это.

Морилка на практике

Чтобы научиться использовать морилку, возьмите доску с рельефом и нанесите на нее первый слой средства. После высыхания морилки вы увидите, что в местах, где изделие было плохо обработано шкуркой или где остался нечистый рез, появились шероховатости. Такое явление называют поднятием ворса. Уберите его шкуркой или срежьте.

Морилка на практике

Нанесите еще один или несколько слоев морилки. Не смущайтесь – когда состав высохнет, морилка потеряет цвет. когда будете обрабатывать фигурку лаком или подсолнечным маслом, цвет восстановится.

Полностью подсохшее изделие покройте подсолнечным маслом. Оно может выявить ваши недоделки, но не пугайтесь. В местах нетщательной обработки поверхность может побелеть. Дошкурьте и дорежьте.

Подсолнечное масло не защищает изделие от влажности, поэтому покройте фигурку лакоми ли сварите в масле.

Лаки бывают разными:

  • масляные;
  • пентафталевые;
  • нитролаки и пр.

Важно, чтобы состав был бесцветным. Магазинный лак, как правило, имеет густую консистенцию, похожую на кисель. Его следует разбавлять простым растворителем до водообразного состояния.

Лак

Для пентафталевого лака нужно использовать скипидар вместо растворителя, для нитролака ацетон. Существуют также особые растворители. Для определения, какой именно вам требуется, читайте этикетку на бутылке.

Небольшую фигурку вы можете окунуть в лак, а на большое изделие нанесите лак жесткой кисточкой или поролоновым тампоном. Не забывайте, что нитролак нельзя наносить тампоном, так как он просто растворится.

Обрабатываем маслом

В масле варят обычно твердые вязкие породе древесины:

Березовую сувель после варки получает коричневые разводы, отливающие золотом. Слива, сваренная в масле, становится похожа на черное дерево.

Варить фигурку в масле очень просто. Масло ставят на огонь и разогревается в течение пяти минут, а затем в него опускают поделку. Там она должна плавать до готовности. Если фигурок много, варите их отдельно друг от друга, меняя масло. В противном случае, масло может загореться и вызвать проблемы.

Обрабатываем маслом

Продолжительность варки может быть различной – от 5 до 25 минут. Все зависит от того, чего вы хотите получить в результате. Важно придерживаться одного правила: чем дольше варите дерево, тем оно темнее станет. Лучше не засекайте время, а следите за изменением цвета. Получив нужный результат, вытащите фигурку и начните варить новую.

Сваренные фигурки снова обработайте наждачкой, доведя поверхность до блеска.












Необходимый инструмент

Перед тем как вырезать из дерева фигурку, необходимо подобрать качественный инструмент. Данный материал при желании можно обработать и при помощи обычного перочинного ножа. Но гораздо проще и приятней работать рядом специализированных приспособлений.

  • Резак – это основной инструмент для всех работ, отличается скошенным коротким лезвием (36 градусов) и применяется для первоначальной грубой обработки.
  • Косяк помогает сформировать нужного вида орнамент, подходит для работ на плоскостях, лезвие обычно скошено на 60 градусов.
  • Стамески – здесь вариантов несколько, они могут быть угловыми, полукруглыми и плоскими, позволяют качественно обработать фигурки из дерева, создавая на них углубленный рельеф.
  • Клепики – важный инструмент для труднодоступных мест, отличается острым окончанием, позволяющим проработать даже самые мелкие детали.

Помимо основного набора, стоит запастись шлифовальной машинкой, рашпилями, буравчиками, дрелью с рядом насадок и пилой. Все эти инструменты значительно облегчат работу и позволят воплотить в жизнь даже самую замысловатую идею.

Когда не нужна морилка

Существуют случаи, когда необходимости в использовании морилки нет:

  1. Если фигурка вырезана из ценной или красивой породы древесины. Например, кипарис можно лишь покрыть лаком. В крайнем случае, когда требуется более яркий тон, можете покрыть изделие маслом.
  2. Не наносите никаких покрытий на эбеновое черное дерево, так как вы испортите материал. Просто обработайте изделие, отполировав сухим хвощом.

Помните, что не нуждающиеся в морении поделки надо сразу обработать маслом, которое усилит цвет древесины и подчеркнет текстуру.

Рабочий процесс

Подготовив все необходимое, можно приступать к такому ответственному занятию, как резьба по дереву. Фигурки начинаем мастерить с изготовления черновой заготовки, при помощи карандаша наметьте основные части будущего изделия, обрежьте излишки, оставив лишь небольшой запас древесины по краям. Опытные мастера не снимают все излишки сразу, с ними удобней держать фигурку в нужном положении.

  1. В полученной простой фигуре делаем небольшие пропилы, это наметка для последующих работ (туловище, конечности, голова).
  2. Используя резак, начинаем формировать нужные части заготовок, плавно обрезая углы и с каждым разом снимая стружку все тоньше.
  3. Дополнительными резцами формируем все мелкие детали, добиваясь полного сходства с эскизом.
  4. Приступаем к тонкой резьбе, наносим контуры будущих элементов, качественно прорабатываем все углубления. Чем меньше будут фигурки из дерева, тем сложнее будет проработать на них мелкие детали, поэтому для начальных работ стоит подбирать более крупные и простые эскизы.

Уделите особое внимание этапу обработки, именно от него будет зависеть долговечность выполненного изделия. Тщательно отшлифуйте поделку мелкой наждачной бумагой, стараясь не смазать рельефность, нанесите морилку или другое средство для обработки дерева. Сверху фигурка покрывается лаком, защищающим ее от влаги.

Заключительная обработка фигурки

Фигурки из дерева, обработанные стамесками, не считаются законченными. Шероховатости и неровности остаются даже при самой тщательной обработке. Иногда при работе на изделии появляются трещины. Все это нужно зашпаклевать. Шпаклевку можно приготовить самостоятельно из мелких опилок и клея ПВА. Место заделывания нужно промазать олифой, подсушить примерно 6-8 часов, только после этого тщательно замазать трещины и оставить еще на сутки-двое. После этого сначала выровнять заделанные места, а уже затем шкуркой зачистить все изделие. При желании изделие можно обжечь с помощью газовой горелки или паяльной лампы.


В таком случае изделие приобретает теплые натуральные древесные оттенки. Можно использовать морилку или специальные текстурно-лаковые смеси, которые предохраняют древесину от поражения паразитами и агрессивной окружающей среды. Несколько слоев лака, распределенных и высушенных по технологии, предлагаемой его производителем, придадут благородный блеск изделию и позволят сохранить изделие как можно дольше.

Если сразу не получилось сделать задуманную фигурку, стоит снизить планку и начать с более простого. Мастерство постигается постепенно, от простого к сложному. Через некоторое время нужные навыки будут наработаны, и дело станет настоящим хобби.


В результате археологических раскопок на этой территории было найдено множество ценных предметов древнегреческого искусства, но только две огромные (197 см в высоту!) бронзовые статуи бородатых воинов, найденные у берегов маленького калабрийского городка Риаче, стали настоящей сенсацией, привлекшей внимание ученых всего мира.


Внутри они полые, и бронзовые части, из которых они состоят, отливали отдельно по уникальной технологии, а потом собирали, как детали конструктора (так, например, отдельно отлиты передние части их ступней, а на ступне, в свою очередь — средний палец). Их зрачки сделаны из золотой пасты, губы и соски — из меди, зубы и ресницы (ресницы!) — из серебра, глаза выполнены в технике инкрустации с использованием кости и стекла.


Неожиданная находка вызвала большой интерес, как у итальянских, так и у зарубежных ученых.

Уникальность этих бронзовых гигантов заключается в том, что большая часть древнегреческой скульптуры известна только по позднейшим римским мраморным копиям.

Их триумфальное турне по музеям Рима и Флоренции стало событием общенационального значения, о котором сообщалась на обложках всех журналов.


Решение передать их в коллекцию регионального музея (а не в знаменитые Капитолийские музеи Рима, например) было вызвано стремлением привлечь дополнительный поток туристов в этот город на юге Италии, художественное наследие которого серьезно пострадало от разрушительного землетрясения в декабре 1908 года, поразившего берега Сицилии и Калабрии. Напомним, что тогда была практически стерта с лица земли Мессина и превращен в груду обломков Реджо-Калабрия. С тех пор бронзовые скульптуры из Риаче никогда не покидали стены Национального музея.

В 1995 году здесь была проведена вторая реставрация, а нынешние работы совпали с закрытием и перестройкой музея, приуроченной к 150-летней годовщине объединения Италии, которая будет торжественно отмечаться в марте будущего года. Несмотря на кажущуюся монументальность и мощь этих бронзовых гигантов, в действительности статуи являются необыкновенно хрупкими. Во-первых, сказывается их возраст – все-таки, они датируются V в. до н.э. Во-вторых, их долгое пребывание в морской воде. Уже во время первого эндоскопического исследования в 1985 году на отдельных участках внутренней поверхности были замечены следы коррозии. Все это создает понятные проблемы с перемещением статуй даже внутри того музейного зала, где они экспонируются.


Воинов называли Гектором и Ахиллом, высказывали предположевие, что один из них — Аякс, чаще других останавливаются на гипотезе, что это братья-диоскуры, сыновья Зевса: Кастор — укротитель коней и Полидевк — знаменитый кулачный боец.


Во врeмена Луция Муммия, когда римские войска разгромили в 146 году до н. э. Ахейский союз, либо при Корнелии Сулле, разбившем в 86 году до н, э. понтийские войска в Греции, римские легионеры беспощадно грабили произведения древнегреческого искусства. Тогда-то сорванные c пьедесталов статуи воинов были погружены на корабль, но во время бури сброшены в воду как балласт, и трофеи так и не достигли Рима.

Калабрийцы, особенно жители Риаче, настаивают, однако, на другой версии, согласно которой эти скульптуры — Местного происхождения; они были запрятаны в море, когда внeдрялось христианство и была объявлена война языческим символам.

Гробница первого императора династии Цинь.

45 лет назад, 29 марта 1974 г. было совершено одно из самых масштабных археологических открытий в XX столетии. Китайский крестьянин Ян Джи Ван решил пробурить на своём участке артезианскую скважину. Но вместо воды обнаружил глиняную статую воина в полный рост с копьём в руке. Так была найдена знаменитая Терракотовая армия императора Цинь Шихуанди.

Дело было к востоку от горы Лишань, примерно в 40 км. от древней столицы Китая, города Сиань, который выбирали своей резиденцией 13 династий этой древней страны.

Так что поначалу было не вполне ясно, к какому периоду надо отнести этот глиняного мужика, а также его компанию числом 6000 пехотинцев, выстроенных в 11 коридорах подземной галереи. Впрочем, довольно скоро выяснилось, что под первой галереей находится вторая, где расположен глиняный комсостав среднего звена. Спустя 20 лет уже в совсем другой галерее нашли высшее начальство – генералитет глиняных болванов, включая главнокомандующего в чешуйчатых латах, усыпанных драгоценными камнями. А ещё 7 лет спустя пошли имперские тылы – в 2001 г. были найдены первые терракотовые статуи чиновников. Сейчас общее количество глиняных болванов превышает восемь тысяч.

Молчаливое войско великого тирана. Гробница императора Цинь Шихуанди

Император Цинь Шихуанди остался в истории как человек, сумевший объединить разрозненные земли Китая. Именно он достроил Великую китайскую стену, соединив уже существовавшие оборонительные сооружения.

Лагерь терракотовых воинов, находящийся в 1,5 км от гробницы императора, вероятно, должен был удовлетворять властные амбиции Цинь Шихуанди в потустороннем мире. Правитель требовал похоронить с собой 4 тысячи молодых воинов, как того требовала древняя китайская традиция, но приближенные императора убедили его во избежание бунта не делать этого. Так возникла идея создания глиняных копий воинов.

Создание глиняного войска, обреченного на погребение вместо живых людей – прогрессивный шаг в мышлении древнего человека. Более чем 700 тысяч рабочих и ремесленников трудились. Строительство началось в 247 году до н.э.

Огромное количество драгоценностей, более чем 8 тысяч скульптур пехотинцев, всадников, лучников, акробатов, музыкантов и 48 живых наложниц императора были погребены вместе с ним.

11 проходов основного ряда воинов разделены стенами, поверх войска положены целые стволы деревьев. Их укрывали циновками и заливали тридцатисантиметровым цементом, а сверху засыпали трёхметровым слоем земли.

Все скульптуры выстроены в строгом боевом порядке. У каждой – полное вооружение согласно роду войск: мечи, арбалеты, копья. Воины устремляют свой взор на Восток.

Среди фигур воинов нет полностью идентичных друг другу. Каждая из них – с индивидуальными, уникальными чертами, потому что все скульптуры – копии портретов реальных людей. Единственное отличие от реальности – рост. Все воины высотой от 190 до 195 см.

Каждый солдат армии создавался вручную. Фигурку обжигали в печи при температуре +1000 градусов, а потом раскрашивали минеральными красками.

Как только статую откапывали, то по прошествии пяти минут краски исчезали. Только со временем ученые смогли создать специальные условия обработки и хранения фигурок, при которых краски не теряли цвет.

Молчаливое войско великого тирана. Гробница императора Цинь Шихуанди

Император Цинь Шихуанди остался в истории как человек, сумевший объединить разрозненные земли Китая. Именно он достроил Великую китайскую стену, соединив уже существовавшие оборонительные сооружения.

Лагерь терракотовых воинов, находящийся в 1,5 км от гробницы императора, вероятно, должен был удовлетворять властные амбиции Цинь Шихуанди в потустороннем мире. Правитель требовал похоронить с собой 4 тысячи молодых воинов, как того требовала древняя китайская традиция, но приближенные императора убедили его во избежание бунта не делать этого. Так возникла идея создания глиняных копий воинов.

Создание глиняного войска, обреченного на погребение вместо живых людей – прогрессивный шаг в мышлении древнего человека. Более чем 700 тысяч рабочих и ремесленников трудились. Строительство началось в 247 году до н.э.

Огромное количество драгоценностей, более чем 8 тысяч скульптур пехотинцев, всадников, лучников, акробатов, музыкантов и 48 живых наложниц императора были погребены вместе с ним.

11 проходов основного ряда воинов разделены стенами, поверх войска положены целые стволы деревьев. Их укрывали циновками и заливали тридцатисантиметровым цементом, а сверху засыпали трёхметровым слоем земли.

Все скульптуры выстроены в строгом боевом порядке. У каждой – полное вооружение согласно роду войск: мечи, арбалеты, копья. Воины устремляют свой взор на Восток.

Среди фигур воинов нет полностью идентичных друг другу. Каждая из них – с индивидуальными, уникальными чертами, потому что все скульптуры – копии портретов реальных людей. Единственное отличие от реальности – рост. Все воины высотой от 190 до 195 см.

Каждый солдат армии создавался вручную. Фигурку обжигали в печи при температуре +1000 градусов, а потом раскрашивали минеральными красками.

Как только статую откапывали, то по прошествии пяти минут краски исчезали. Только со временем ученые смогли создать специальные условия обработки и хранения фигурок, при которых краски не теряли цвет.

Цинь Шихуанди.

В принципе, всё это выглядело бы довольно стройно. В это можно было бы если не поверить, то хотя бы принять, как рабочую гипотезу, если бы погребальный комплекс императора ограничивался бы только и исключительно глиняными болванами.

Но фокус в том, что эта восьмитысячная армия – лишь малый, можно сказать, незначительный элемент того грандиозного некрополя, который Цинь Шихуанди начал строить для себя в возрасте 13 лет и продолжал до самой смерти. Постоянные археологические изыскания, длящиеся уже почти полвека, позволяют предположить, что древний китайский историк Сыма Цянь, описывавший погребение императора, не так уж приукрасил действительность, как полагали до сих пор.

Императорская повозка.

Повторим – всё это великолепие считали байкой, легендой, не стоящей внимания. До тех самых пор, пока лет тридцать назад не были взяты пробы грунта с участка холма – примерно над предполагаемым Подземным дворцом Шихуанди. Пробы показали, что в центре холма находится относительно компактная зона с аномально высоким содержанием ртути, пары которой дошли до поверхности.

Памятник Цинь Шихуану у кургана с его гробницей

Следовательно, снова возникает вопрос – зачем всё это в загробном мире?

На ответ могут навести сравнительно недавние исследования материала, из которого сделаны статуи. В глине, даже хорошо обожжённой, обязательно есть участки, где пыльца растений не успела или не смогла перегореть. Анализ этой самой пыльцы показал, что статуи делали в разных концах огромной объединённой империи Цинь Шихуанди, а потом свозили к горе Лишань по дорогам, которые проложили, согласно непреклонной воле Цинь Шихуанди.


Мемориал в Трептов парке

Отдайте дань уважения русским солдатам в Трептов-парке. (Нажмите для увеличения)

История Трептов-парка

Шпрее

В теплый летний день можно взять лодку напрокат и поплавать по Шпрее.

Проект Трептова включал в себя не только аллеи и лужайки, но был облагорожен фонтанами, пристанями, прудами, площадкой для занятий спортом и розарием. Сам Майер успел поучаствовать только в церемонии закладки парка. Все работы были завершены после его смерти, для публики Трептов был открыт в 1888 году. Благодарные немцы не забыли о вкладе мастера ландшафтного дизайна, его бюст установлен здесь на одной из аллей.

Бюст Майера

Дух Густава Майера навеки поселился в сердце его творения.

В конце XIX и начале XX века именно Трептов парк был любимым местом отдыха горожан. Место было тихим, уединенным, вдали от главных городских магистралей. Берлинцы плавали на лодках по Шпрее, обедали в летних кафе, наблюдали за карпами в пруду, гуляли по тенистым аллеям.

После войны, в 1949 году, накануне 9 мая, на территории парка был открыт мемориал Советским воинам-освободителям. В том же году весь комплекс был передан в ведение городских властей Берлина. Которые были обязаны поддерживать порядок, реновировать и реставрировать мемориал. Договор бессрочный. По этому договору немецкая сторона не имеет права ничего менять на территории комплекса.

Фонтан

Небольшой фонтан сделал парк еще более живописным.

В середине 50-х годов стараниями немецких дизайнеров в Трептов парке в Берлине появился сад подсолнечника и огромный розарий. В то же время в парке были установлены утраченные во время войны скульптуры, начал функционировать фонтан.

Мемориал воину-освободителю

Штурм Берлина в апреле 1945 года стоил жизни 22 тысячам советских солдат. Чтобы увековечить память погибших, а также решить вопрос с захоронениями воинов, командование Советской армии объявило конкурс на лучшие проекты мемориалов. Трептов парк стал местом, где захоронены были около 7 тысяч солдат и офицеров, погибших в последние дни войны. Поэтому к вопросу создания здесь мемориального комплекса подошли особенно требовательно.

Цветы в парке

Парк служит живым памятником всем погибшим в последние дни войны.

Всего было представлено более 30-ти проектов. Выбрана была работа архитектора Белопольцева (первая монументальная работа) и скульптора Вучетича (автор известных скульптурных портретов советских военачальников). За этот проект и его воплощение авторы были удостоены Сталинской премии I степени.

Мемориал можно разделить на несколько частей:

Скорбящий солдат

Скульптура скорбящего солдата — лишь небольшая часть целого комплекса. (Фото увеличивается при нажатии)

  • Аллея саркофагов — символические мраморные кубы с барельефами, рассказывающими и подвигах советских солдат во время войны, в центральной части аллеи расположены пять братских могил, где и захоронены 7 000 воинов, сами саркофаги сделаны из мраморных плит Рейхстага;

Аллея саркофагов

На аллее саркофагов захоронено более 7 000 русских воинов. (Фото увеличивается при нажатии)

  • Скульптура воина-освободителя — главная доминанта комплекса.

Главная скульптура мемориала

Фигура солдата с девочкой на руках полна символических деталей, составляющих главный смысл всего комплекса:

  • Попираемая и рассеченная свастика — символизирует победу над нацизмом;
  • Опущенный меч — скульптор хотел изобразить своего героя с автоматом в руках, но лично Сталин приказал заменить современное оружие на меч, что сразу сделало скульптуру монументальней по смыслу. Несмотря на то, что оружие опущено, герой крепко сжимает его в руке, готовый дать отпор всякому, кто посмеет нарушить мир.
  • Девочка на руках — была призвана символизировать благородство и бескорыстие советских воинов, которые не воюют с детьми. Первоначально скульптор предполагал изобразить на руках героя мальчика, девочка появилась, когда автор узнал о подвиге сержанта Масалова, спасшего немецкую девочку во время штурма столицы Германии.

Воин-освободитель

Самая известная и символичная скульптура — Воин-освободитель!

Моделями для скульптора служили сразу два солдата — Иван Одарченко (сержант пехотинец) и Виктор Гуназа (десантник). Обе модели были замечены Вучетичем во время спортивных состязаний. Позирование было делом скучным, поэтому на сеансах солдаты сменяли друг друга.

Очевидцы создания скульптуры утверждают, что сначала автор монумента выбрал в качестве модели повара комендатуры Берлина, но командование было недовольно подобным выбором и попросило скульптора модель заменить.

Моделью для девочки на руках солдата стала дочь берлинского коменданта Котикова, будущая актриса Светлана Котикова.

Постамент главной скульптуры

В основании скульптуры воина-освободителя находится мемориальная комната, в центре которой расположен черный каменный постамент. На постаменте стоит золоченый ларец, в ларце находится пергаментный фолиант в красном переплете. Фолианта содержит имена тех, кто похоронен в братских могилах мемориала.

Мозаичное панно

Мозаичное панно — классическое изображение дружбы советских народов.

Стены комнаты украшены мозаичными панно. На них представители всех республик СССР возлагают венки на могилы погибших воинов. В верхней части панно находится цитата из речи Сталина на одном из торжественных заседаний.

Потолок мемориальной комнаты украшает люстра в виде Ордена Победы. Для изготовления люстры были использованы высококачественные рубины и кристаллы горного хрусталя.

Хрустальная люстра

Потолок украшен люстрой из горного хрусталя и рубинов, а на стене высечена цитата из речи Сталина.

Парковая жизнь сегодня

Возложение цветов

9 мая почтить память погибших приходят берлинцы и русские туристы.

Частыми гостями в парке являются представители многочисленных антифашистских организаций Германии, которые проводят здесь свои слеты, торжественные мероприятия.

Большую часть года мемориал Трептов парка безлюден. Чистота и сохранность здесь поддерживаются педантично, даже снежной зимой все дорожки расчищены.

Зимний парк

Зимой парк замирает…

На территории парка находится несколько достопримечательностей, привлекающих туристов:

Обсерватория Архенхольд

Особенно интересно посещение обсерватории Архенхольда будет детям.

Туристические фирмы Берлина предлагают туры по столице Германии, в которые входит посещение Трептов парка. Отдельно по мемориалу экскурсии не проводят.

Как добраться?

На карте транспорта Берлина видно, что лучше всего добраться до Трептов парка на электричке: маршруты S7 и S9 до остановки Ostkreuz, потом пересадка на кольцевую линию до остановки Treptower Park.

Станция Treptower Park

Весь пусть от центра Берлина займет не больше 30 минут.

Есть еще несколько автобусов (166, 365, 265). Но в этом случае придется прогуляться по Пушкинской аллее.

Дорога из центра Берлина до парка не займет более получаса.

Что говорят туристы?

Евгений, 36 лет, Москва:

Читайте также: