Кв усилитель мощности на 6п45с с бестрансформаторным питанием своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 13.09.2024

Внимание, при сборке бестрансформаторных источников питания вы должны обязательно соблюдать технику безопасности и отдавать отчет всем своим действиям. Обязательно сделайте себе простейшее устройство для разряда электролитических емкостей. Я для этой цели использую малогабаритную лампу накаливания на 60Вт c щупами от тестера.

Корпус (шасси) усилителя, к которому будет подключаться бестрансформаторный источник питания, обязательно должен быть заземлён, а в электрощитовой обязательно должно быть установлено УЗО. Желательно там же установить реле напряжения, чтобы предотвратить превышение сетевого напряжения на входе умножителя, что может привести ко взрыву ёмкостей.

Так же, желательно использовать простейший светодиодный индикатор предпочтительного подключения фазы к умножителю напряжения. На входе и выходе умножителя необходимо по каждой цепи устанавливать предохранители, согласно расчётному току. Подавать сетевое напряжение на умножитель нужно с ограничением тока заряда ёмкостей. Я для этой цели использую цементный резистор 220Ом на 20Вт. После подачи напряжения, через несколько секунд включается обход резистора.

Предполагается, что вы знакомы с материалом И.Гончаренко, относительно принципа бестрансформаторного питания.

Воспользовался программой Electronics Workbrench Version 5.12 на предмет моделирования различных вариантов умножителей сетевого напряжения для КВ-усилителей мощности. Выкладываю несколько своих расчетов для разных нагрузок. Собственно, суть в том, что есть определенные соотношения между емкостями ступеней умножителя и не всегда некоторое их увеличение может быть оправданным. Нужно подбирать оптимальную величину и соотношение емкостей, исходя из заданного тока в нагрузке.

1. Умножитель на 4 на ток до 500мА. Подойдет для вариантов усилителей на трех-четырех ГУ-50, на одной ГИ-7Б.


Практическая реализация умножителя на 4.


2. Умножитель на 4 на ток до 600мА. Здесь уже емкости по-больше. Можно попробовать применить для двух ГИ-7Б или четырех Г807.


3. Умножитель на 4 на ток до 1А. Пожно попробовать использовать с лампами Г811.


Второй вариант - с разделением входных емкостей, с целью снижения токовой нагрузки на емкости первой ступени. Этот вариант умножителя сейчас используется у меня в КВ-УМ на двух ГИ-7Б. С запасом по току, что называется, но анодное, к сожалению, для этих ламп явно маловато.


4. Умножитель на 6 на ток до 500мА. Можно применить для двух ГИ-7Б или одной ГК-71. А вот на этой картинке видно, почему имеет смысл разделять ёмкости в первой ступени умножения. Причём, в плечах используются амперметры переменного тока, на выходе - постоянного.

Все схемы и файлы для моделировщика. Возможно, будут добавляться другие варианты умножителей.

При практической реализации необходимо предусмотреть установку предохранителей во входных и выходных цепях, плавный пуск через мощный резистор, чтобы ограничить зарядный ток конденсаторов, можно установить амперметр для контроля тока и фильтрацию входного напряжения по аналогии с узлами в компьютерных блоках питания, светодиодные индикаторы для определения предпочтительного варианта включения фазы (в точку соединения конденсаторов для умножителя на 4 и в точку соединения диодов для умножителя на 6).

В настоящий момент занялся изготовлением платы умножителя на 6 по схеме в п.4. Планирую выполнить блок питания в отдельном корпусе с последующим использованием его с PA на 2-х ГИ-7Б, т.к. в имеющийся корпус PA данная плата вместо умножителя на 4 (которого оказалось недостаточно) не помещается. В качестве соединительного силового кабеля хорошо подойдёт качественный компьютерный проходной сетевой трёх-проводной шнур с ответными разъёмами на умножителе и PA.

При использовании данного умножителя с ГК-71 по схеме с сетками, заземлёнными по ВЧ, по кабелю может передаваться "-", "+" и "+620В"(относительно минусового провода) для узла стабилизатора экранного напряжения. Напряжение смещения для первой сетки, накал лампы и питание цепей автоматики необходимо будет выполнять на других источниках переменного напряжения внутри самого PA.

Вариант практической реализации умножителя на 6. Использован односторонний фольгированный стеклотекстолит размером 150x200мм. Дорожки нарисованы лаковым маркером edding print marker 780 (к сожалению, после травления, местами удаляется довольно сложно с помощью мелкой шкурки), плата вытравлена в хлорном железе, при пайке использовался флюс ЛТИ-120, после пайки, плата промыта растворителем.

умножитель сетевого напряжения на 6

Важный момент: желательное подключение фазного провода - в точку соединения диодов. Если фаза приходится на точку соединения конденсаторов - она присутствует на выходах умножителя. Фаза проходит через резисторы, выравнивающие потенциал между конденсаторами. Резисторы еще выполняют роль разряжающих при отключении питания. Проверить наличие и прохождение фазы легко обычным пробником.

Теперь необходимо подобрать подходящий корпус, установить сетевые разъемы, предохранители, выключатели и миллиамперметр.

Еще раз напомню: при использовании бестрансформаторного блока питания по схеме умножения сетевого напряжения, у нас есть минус (точка "ноль вольт" в схеме усилителя мощности) и плюс (подается через дроссель на анод), если производить замер относительно средней точки соединения диодов, независимо от того, приходит в эту точку фаза или ноль из розетки. Земляного (корпусного) провода данный блок питания не имеет. По схеме усилителя, земля (корпус усилителя) имеет связь с точкой "ноль вольт" умножителя только по высокой частоте через емкость около 2200пФ (см. схему И.Гончаренко). Ее можно набрать из четырех емкостей, которые могут служить опорой блока ламп, например или поставить один конденсатор. Емкости используются с запасом по напряжению и кВАрам (я ставлю дисковые КВИ).

Важную роль играет конденсатор, шунтирующий выход блока питания по ВЧ (остатки которого могут проходить через дроссель в сторону блока питания). Он, обычно, устанавливается прямо в точке подключения напряжения к анодному дросселю (противоположный вывод дросселя - к аноду и разделительной емкости П-контура). Как правило, используются дисковые керамические конденсаторы. Их рабочее напряжение, желательно, должно быть вдвое выше напряжения блока питания. Второй вывод этого конденсатора подключается не на землю (как в традиционных усилителя с трансформаторным питанием), а к точке "ноль вольт" умножителя.

Сам же корпус усилителя должен быть заземлен (например, средний земляной контакт в евро-розетке). Если вы попытаетесь замерить напряжение между землей и любым контактом умножителя - в распределительном щитке сработает УЗО. А если подключите минус умножителя на заземленный корпус усилителя - будет большой ба-бах.

Кстати, при первых запусках, рекомендую защищать глаза, уши и лицо, в целом. Если что-то выполнено неправильно и взорвется конденсатор или даже предохранитель - мало не покажется. Будьте осторожны!

Реальная работа данного умножителя в составе PA показала, что при токе 410-420мА, просадка напряжения становится неприемлемой. Напряжение падает до 1560В в режиме нажатия ключа. Кстати, пересчёт коэффициента усиления PA с учетом подводимой мощности, подтверждает полученный результат. Добавление двух емкостей 330uF в каждое плечо первой ступени, позволило снизить просадку до 1600В, что тоже не является редикальным изменением. Следующее, что планирую предпринять - добавить 4 ёмкости по 680uF во вторую ступень. Возможно, то же самое потребуется и для третьей ступени. Цель - добиться просадки напряжения не более 5% при токе 450-500мА. В противном случае, с двух ГИ-7Б мне не удаётся получить даже 400Вт при удовлетворительном уровне IMD3.

На схеме не указаны, но на практике мною применяются предохранители - два по 5А в сетевой цепи и два по 1А в полюсах умножителя. Категорически не рекомендую использовать умножитель без защитных цепей.

Вариант умножителя напряжения на 8. При стоимости емкостей 680uFx400V по 350руб./шт оптом (нужно ещё поискать такую точку), 24 конденсатора будут стоить 8400 руб.. Приблизительно, за эти деньги уже можно заказать всамделишный полуторакиловаттный тороидальный трансформатор и выполнить классическую схему усилителя. Поэтому, данный вариант умножителя, на мой взгляд, оправдан лишь в том случае, если у вас есть в наличии достаточное кол-во конденсаторов. С другой стороны, емкость фильтра питания (одна банка или вариант из нескольких последовательно включенных емкостей) классического трансформатора тоже обойдётся в немалую сумму. Так же, схема представляет определённый интерес в плане моделирования умножителя в программе.


На схеме, для простоты, не указаны шунтирующие емкости 0.1uFx400V и резисторы 100-200кОм/2Вт, подключаемые параллельно всем электролитам (или парам электролитов, включенных параллельно). Всего - 14 резисторов и столько же конденсаторов.

С таким умножителем к анодам можно подвести приблизительно 1,2кВт мощности и в классе AB1 получить около 700Вт полезной мощности. Можно попробовать использовать этот умножитель для пары ГИ-7Б или одной-двух ГК-71.

Схемы умножителей размещаю не по принципу увеличения степени умножения, а по результатам моделирования.

Вариант умножителя на 3. Подойдёт для трёх ГУ-50 по схеме с общими сетками, заземлёнными по ВЧ. В классе АВ1 можно выжать до трёхсот ватт полезной мощности. Однако, нужно будет проверять сигнал на линейность.

К слову, я проверял в макете это решение, только все четыре ёмкости были по 680uFx400V. При токе анодов 500mA, не стабилизированном экранном напряжении около 300В и общем токе экранных сеток около 30mA в нагрузку уходило 300Вт. Аноды оставались серыми даже в режиме нажатия. На линейность усилитель не проверял.

Так же, можно отметить, что 900В анодного напряжения, для ГУ-50 - более комфортный режим, нежели 1200В (учетверение). Лампы работают более устойчиво и у меня не было ни единого прострела.


Питать четыре полтинника от такого умножителя, я особого смысла не вижу. Лучше сделать учетверение при общем токе около 600mA (см.выше).

Усилитель 200 Вт на 6П45С. Плиз, хелп! :)

Доброго времени суток! У меня такое дело - нужно смастерить мощный усилитель, и именно ламповый! Больше всего мне понравилась эта статья:
http://audioportal.ru/amplifiers/p2_articleid/8
В ламповой технике я опыта практически не имею и теоретически не подкован, не в те годы жил! Поэтому мне сложновато быстро разобраться самому, если что-то не понятно. А вопросы у меня вот какие:
1. Анодное напряжение для выходных ламп указано 540В. Меня грызут сомнения - не много-ли это для 6П45С. В справочных данных этой лампы указано следующее:
- Напряжение анода, В. 400
- Напряжение анода при включении лампы. 700
Если быть точнее, то что означают эти два пункта? И в итоге - допустимо-ли будет для этих ламп указанное напряжение.
2. Какого типа должны быть указанные на схеме переменные резисторы, и вообще - проволочные или угольные? Какой они должны быть мощности? Всё это к тому, что напряжения, приложенные к ним измеряются сотнями вольт! Какой мощности будет достаточно для анодных и катодных резисторов? На какое напряжение брать проходные кондюки, а также и катодные конденсаторы в связке УН-ФИ?
3. Кто-нибудь видел классическую ультралинейную схему выходной части с отдельными обмотками в выходном трансе, подключённым к экранным сеткам? Я больше нигде не видел! Обычно экранные сетки подключены к отводам от первичной анодной обмотки. А здесь - в чём прикол?
4. Как узнать - под какое сопротивление нагрузки оптимизирован выходной трансформатор? А если вторичка разделена на несколько равных частей, то нужно-ли спарралеливать их при подключении самой низкоомной нагрузки из предусмотренных.
5. Какую мощность должны иметь обмотки, питающие анод, исходя из максимальной выходной мощи? Мне НЕ известен КПД выходных каскадов этой схемы! (не считая накала) А сколько кушает при этом экранка? 75 мА питания хватит для неё.
6. Что это за "прямоугольник со стрелками", фключенный между анодами выходных ламп?
7. Не указан общий коэффициент усиления схемы по напряжению. Как его посчитать? Мне интересно - придётся-ли ставить предусилитель, если мне нужна чувствительность порядка 250 или хотя-бы 500 мВ?
8. Если кто-то из вас, читая статью, обратил внимание - для выходного трансфора указаны намоточные данные и даже схема намотки! Только про габаритную мощность почему-то ничего не сказано! Как её правильно выбрать? Тем более, что про это везде пишут по разному. Где-то я вычитывал, что для достижения высокого качества габаритную мощность желательно выбирать в 3-4 раза больше, чем максимальная выходная мощность! Однако, насколько я понимаю, если УЖЕ ЗАДАНО ЧИСЛО ВИТКОВ, ДЛЯ ОПРЕДЕЛЁННОГО АНОДНОГО НАПРЯЖЕНИЯ (ИЛИ МАКСИМАЛЬНОЙ АМПЛИТУДЫ НА ПЕРВИЧКЕ), ТО ПЛОЩАТЬ СЕРДЕЧНИКА ДЛЯ ЭТОГО КОНКРЕТНОГО СЛУЧАЯ БУДЕТ ОДНОЗНАЧНА! Я прав или нет? Можно-ли её вывести значение минимально требуемой площади по классической методике расчёта силовых трансформаторов? А именно - зная амплитуду напряжения напряжение, прикладываемого к первичке и заданное число витков, можно найти число витков, приходящееся на 1 вольт напряжения, равное 48/S, где S-площадь сердечника, которую и надо найти. Насколько мне известно, от площади сердечника ещё зависят верхняя и нижняя граничные частоты.

В моей ситуации есть ещё одна особенность: данный усилитель, в основном, будет использоваться, как гитарный. Как известно, ламповые усилители обладают неповторимым свойством - за счёт плавной нелинейности ламп хорошо раскачанного усилителя, а также нелинейности магнитной индукции в сердечнике выходного транса, которая также плавно растёт вместе с амплитудой, в выходном сигнале появляется характерная окраска. Возможно, кому-то такая окраска не нужна, особенно если речь идёт о качественного прослушивании музыки. Здесь вкусы у всех разные. А вот для живой электрогитары - это только сделает её звук более интересным - за счёт некой компрессии сигнала и обогащения обертонами! И вот вопрос - как, идя на встречу этому явлению, подобрать оптимальную площадь сечения сердечника. Ведь если её сделать слишком большой, то даже при максимальной выходной мощности усилителя трансформатор не сможет изменить окраску звука, так как он будет являться ПРАКТИЧЕСКИ ЛИНЕЙНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ в силу того, что рабочая область индукции НЕ будет заходить в нелинейную зону петли гистерезиса. И наоборот - если площать слишком мала, то здесь еще понятнее! Во-первых, трансформатор при этом сузит частотный диапазон, ограничит мощность, отдаваемую усилителем, а если не ограничит, то описанный эффект трансформаторной окраски начнёт проявляться даже при НЕ очень больших мощностях, а, при стремлении к максимальной, нелинейные искажения будут уже недопустимо большими и сердечник наверно будет греться! Проще говоря - как найти в этом компромисс, если речь идет не только об усилителе Хай-фай, но и о том - как сделать ламповый усилитель с "традиционными прелестями". А именно - с той, характерной для трансформаторного лампового усилителя, "мягкой" нелинейностью, которая постепенно начинает проявляться при мощностях - выше средней и поближе к максимальной, и при этом красиво отражается на звуке живой электрогитары. Я надеюсь, что на этом форуме есть бывалые люди, которые когда-то в прошлом(в пору соответствующей моды) занимались этими делами, и которые знают - как создать техническую основу для соблюдения старых добрых традиций гитарного лампового звука! Знатоки, подключайтесь, плиз!

Миниатюры

Миниатюры

1. Это не гитарная схема. Но пойдет.
2. Чтоб определиться с трансом, нужно сперва определиться с выходной мощностью и с полосой рабочих частот (для гитарного усилителя как правило больше 100. 7000 не нужно.)
3. Говоря про 150-200 Вт, автор упомянул лампы 6р3с и некую "другую схему". Так вот 6р3с (и наверняка по две в плече) это не одно и тоже что пара 6п45с. С лампами 6п45с в этой схеме получится ватт 25-30. Выжать из пары 6п45с, ну скажем 100 Вт, тоже можно, но это будет режим "извращенного изнасилования" ламп. Лампы придется менять часто - примерно раз в неделю, или даже чаще, при ежедневном использовании. Готовы?
4. Лампы в выходной каскад нужны отобранные попарно (и заменяться они будут тоже сразу попарно). Что бы отобрать их самостоятельно нужно иметь как минимум несколько десятков выходных ламп. Есть?
5. "Красивая нелинейность" трансформатора делается специальным железом. Есть возможность купить не то что дадут, а именно то что нужно?


Схема лампового усилителя звука-1

Схема лампового усилителя звука — представляю аппарат с интегрированным в один корпус предварительного усилителя и усилителя мощности звука с идеальным качеством звучания. Ламповик имеет стабилизированные режимы, в стерео выдает на выходе мощность 350 Вт на каждый канал. В моно режиме, если в оконечном каскаде установлены четыре лампы 6п45С — будет 700 Вт. Здесь указана максимальная мощность — измерялась до появления ограничения на синусоидальном звуковом сигнале.

Схема лампового усилителя звука-22


Картинка кликабельна. Схему в большом масштабе можно взять → Здесь

Натуральная музыкальная мощность будет немного меньше. Если в выходном тракте установлены две лампы, то естественно и мощность уменьшится в два раза. При сборке лампового усилителя звука никакого специального подбора ламп не требуется, так как на каждый тетрод 6П45С есть функция регулировки. Поэтому все просто — взял схему и начинай делать.

Усилитель на лампах 6П45С

Ламповый усилитель собранный по данной схеме на тетродах 6П45С многократно проверен и работает великолепно. Было изготовлено два устройства в стерео варианте, если рассматривать как моно, то получается четыре аппарата. Эта универсальная схема дает возможность ничего не изменяя в ней собрать наиболее простой ламповик, такой, как например концевой усилитель и работать с пультом. Или же изготовить более сложные конструкции, например: с встроенным темброблоком, либо еще совершеннее — установить дополнительные входные модули для подключения электрогитар, микрофонов или синтезаторов.

Схема лампового усилителя звука, также позволяет сделать усилитель как монофонический, так и в стерео варианте. Помимо этого есть возможность не внося изменений в схему устанавливать практически любые радиолампы усиления. К примеру: вместо одной 6П45С без проблем можно применить 2 шт. 6П36С либо 6П44С. Исходя из этого легко подсчитать: если выходной каскад смонтировать на четырех лампах 6П36С — это будет эквивалентно по мощности двум 6П45С.

Выходной трансформатор

Также и выходной трансформатор будет стабильно работать с оконечным каскадом состоящим как из двух ламп 6П45С так и из четырех 6П36С. Хорошо показал себя в работе выходной транс от советского радио вещательного усилителя У-100У4.2, который имеет идеальную частотку и великолепное качество. Если такой трансформатор найдете, то он снимет вам трудоемкую проблему — не нужно будет наматывать с нуля выходник. Вдобавок к этому звуковая мощность получилась в пределах 175 Вт.

В данной конструкции были использованы некоторые узлы рекомендованные известными радиолюбителями. В частности представленная здесь схема лампового усилителя звука имеет в своем составе такие выходные трансформаторы. Но можно устанавливать и те, которые есть у вас в наличии и подходящие по параметрам, все будет прекрасно работать.

Стабилизатор напряжения

Характерная особенность этой модификации усилителя заключается в применении функции стабилизирующее режимы. Использование такой стабилизации исключает возможность негативного воздействия на устройство при сильных перепадах сетевого напряжения. Также данный ламповый усилитель звука не чувствителен к броскам напряжения в цепи питания, при которых скачкообразно работают все режимы радиоламп.

На этапе сборки конструкции проводились тестирование аппарата с установленной стабилизацией режимов и без нее — выявилась огромная разница между двумя вариантами. Устройство со стабилизатором намного превосходило второй вариант по надежности и устойчивости в работе, чистоте звуковой картины и прочее. Не стоит экономить на паре транзисторов. Поэтому лучшим решением будет для вас, если вы дополнительно соберете стабилизаторы напряжения. В последствии от этого вы будете вознаграждены высококачественной работой усилителя и превосходным звучанием.

Установка транзисторов стабилизатора

Для удобства установки транзисторов в цепях стабилизатора нужно использовать транзисторы в пластиковом корпусе, которые легче всего крепить непосредственно прямо к корпусу усилителя. Тем самым обеспечивая хорошую термостабильность транзисторам. Я в данной схеме использовал транзисторы от строчной развертки и блока питания фирменных телевизоров.

Использование схемы SRPP (в русском понимании — каскад с динамической нагрузкой) в каскадах предварительного усиления, совершенно оправдывает себя устойчивостью к перегрузкам, отличным качеством, малым сопротивлением на выходе.

На представленных фото показаны готовые ламповые полные усилители: Первый — полный стерео-усилитель мощностью 700 Вт; второй — мощность 300 Вт.


Ламповые усилители

“Мессир, ну почему же — монстры? Они тяжелы, громадны, и сильно пышут жаром.” Начну с того, что журнал, который вы читаете, все-таки не аудиофильский. Что такое аудиофилия? Это увлечение консервированным (в хорошем смысле!) звуком. Щелчок выключателя электропитания и… полились чарующие звуки.

Не с валика Эдисона, не из граммофона и не из патефона, а из ваших, именно ваших акустических систем. Но как достичь волшебства, или очарования звуком? Ясное дело — применив соответствующие компоненты системы звуковоспроизведения. Не будем говорить о проигрывателях и акустических системах, тем более, о золоченых кабелях и серебряных шасси.

Обратим свой взор на схемотехнику усилителей. В прежние времена в нашей громадной стране все усилия тратились на “оборону”. Вопросами высококачественного звуковоспроизведения занимались отдельные энтузиасты. Публикаций было мало. Основные достижения были получены не у нас, а где-то там, за океаном.

Там же находятся и основные источники информации. Кто у нас слышал раньше о триодных усилителях Cucing’a, знаменитом D.T.N. Williamson’e или о том, что местную трансформаторную ООС в катоде пентода предложил Peter I.Walker на ф. Acoustical manufacturing, выпускающей продукцию под маркой “Quad”? Кое-что появляется в последние годы и у нас. Хотя информации все равно маловато.

Какие же средства рекомендуются аудиофилам для достижения высококачественного звука?

  • Во-первых, это — лампы.
  • Во-вторых, это — триоды.
  • В третьих, это — (Боже упаси!) — не использовать отрицательную обратную связь (ООС) и класс “В” (только “А”!).

В четвертых, чем проще схема, тем она лучше. “Однотактник” лучше “двухтактника”.

В пятых, это — высококачественные компоненты (комплектующие).
Как видно из заглавия статьи, я не зову вас в магазин, где можно купить ламповый, на триодах, без обратной связи, однотактный, с серебряными обмотками выходного трансформатора, замечательный во всех отношениях усилитель. Например, “Ongaku”: 27 Вт на канал, 30 кг на массу и примерно 70000$ на кошелек. Я хочу поделиться своими впечатлениями и соображениями.

К сожалению, я не смог услышать работу настоящего “Ongaku”. Среди моих знакомых не оказалось обладателя этого замечательного устройства фирмы Audio Note. А всевозможные “Прибои” и даже один “Luxman” на лампах звучали как-то одинаково “тускло”, и впечатления не производили. Но вот, как-то раз, знакомый аудиофил пожаловался, что ламповый усилитель, который он собственноручно собрал за год, не оправдывает надежд, не “звучит” и даже не дает нужной мощности.

Я помог ему отрегулировать режимы ламп, уменьшить фон и получить выходную мощность по 6 Вт на канал, а также ввел отключаемую ООС с выхода на входной каскад, т.е. охватил ею три каскада, что часто делается в ламповых усилителях. Кроме того, добавил RC-цепочку на выходе (схема Цобеля) для устранения ВЧ-колебаний на холостом ходу. По приборам получилось примерно, то же время установления, что и без ООС, и та же экспонента.

И вот, мы слушаем этот усилитель. Звучит великолепно! Глубокий, без привязки к АС, объемный звук просто завораживает! Включаем вместо этого лампового “монстра” американский “Harman Kardon” (НК-1400) — транзисторный с ООС (“недорогой”, всего-то 700 $). Звук заметно хуже, чем у самодельного — нет такого объема и глубины. Запускаем отечественный ламповый “Прибой 50 УМ-204С”. Звук еще более “сухой”.

Наконец, самый решающий эксперимент. Включаем ООС в самодельном ламповом. При этом расширяется полоса пропускания с 30 кГц до 100 кГц, мощность на выходе увеличивается до 12 Вт при том же коэффициенте гармоник (около 3%), уменьшается выходное сопротивление. Все, вроде бы, прекрасно, но эффект потрясающий! Звук становится таким же. как и у “Прибоя”. Очарование исчезло, звук “сухой”, объема нет. не говоря уже о мелких деталях.

Слушать не хочется. Убираем ООС — и “волшебство” восстанавливается! Опять не хочется выключать усилитель. так бы слушал и слушал… Потом мы сравнили его звучание со звуком усилителя “Орбита УМ-002 Стерео”, скопированного с “Quad-405”, и установили, что “Орбита” на том же месте, что и “НК-1400”, но место это гораздо ниже лампового самодельного.

Нужно отметить, что прослушивание велось в одной и той же комнате 16 м², с одними и теми же акустическими системами, с одним и тем же проигрывателем компакт-дисков, на одних и тех же дисках (тестовый, джаз, хор, вокал, симфонический оркестр).

samodelnyj_lampovyj_usilitel


Самодельный усилитель — это усилитель I.Morrison’a, адаптированный к нашей комплектации А.Бокаревым [1]. Привожу эту простую схему (рис.1) с той цепью ООС, которая улучшила объективные технические параметры, но “испортила” звук. В усилителе использованы корпус и трансформаторы от УЗЧ “Прибой 50УМ-204С”.

Напряжения питания получились несколько меньше, чем указано в [1]. Выходная мощность также оказалась меньше. Что же дает применение в выходном каскаде триодов вместо пентодов? Вернее, ламп 6П45С в триодном включении, в классе “А” и без ООС. В классе “А” значительно уменьшается выходная мощность при том же напряжении питания, по сравнению с классом “В”.

Но ведь для высококачественного звука в маленьких помещениях (16. ..18 м²) и при АС с большой отдачей 6…8 Вт на канал вполне достаточно. Триодное включение дает меньший коэффициент гармоник, чем пентодное, раза в 2 [2, С. 119] —5% и 10% соответственно (без ООС) при оптимальной нагрузке, и еще меньший при увеличении приведенной к анодам нагрузки, но ценой уменьшения выходной мощности.

Внутреннее сопротивление триода (Rj = ∆Ua/∆Ia) значительно меньше, чем у пентода. Это видно из приводимых анодных характеристик пентода ГУ-50 (П-50, LS-50) (рис.2). В триод- ном включении ГУ-50 и 6П45С имеют практически совпадающие выходные характеристики. Для 6П45С в триодном включении они приведены в [3].

Применение выходного трансформатора, рассчитанного для пентода и имеющего большую индуктивность первичной обмотки, позволяет сильно расширить АЧХ в сторону низких частот, т.к. Ri триода в несколько раз меньше, чем Ri пентода. По этой же причине действующие емкости обмоток [2, С. 103] перезаряжаются быстрее, и полоса частот расширяется £ сторону высоких частот.

Малое Ri у триода дает малое выходное сопротивление и без ООС, хотя НЧ несколько подчеркиваются. И, наконец, самое главное. Отсутствие ООС дает чисто апериодический переходный процесс, без затягивания и колебаний (tyст = 10 мкс до уровня 99% от установившегося значения Uвых). Введение резистивной ООС глубиной 20 дБ (включен только резистор R7) приводит к большим колебаниям переходной характеристики (ПХ). Амплитуда колебаний доходит до 60% от амплитуды импульса, а период колебаний — 6.. .7 мкс.

Включение емкости С2= 1500…2000 пФ устраняет колебания, процесс становится похожим на экспоненциальный, tyст 5 мкс. Колебания с периодом 6…7 мкс говорят о наличии на диаграмме Боде на частоте около 150 кГц резонансного максимума или диполя, что может вызвать затягивание ПХ [4] и “испортить” звук. Вот и выбирайте! Или КПД как у паровоза и прекрасное звучание, или хорошие показатели и желание поскорее выключить усилитель. Аудиофилов низким КПД не испугаешь. Их лозунг: качество звука — любой ценой!

Читайте также: