Курант для растирания пигментов своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 16.09.2024

Масла, растирание красок, эфирные масла, сиккативы для художников

СОДЕРЖАНИЕ:
Масла
Растирание красок
Эфирные масла-эссенции
Нефтяные растворители
Сиккативы
Если Вы видите цыфру около слова, смотрите в примечаниях

МАСЛА.

Под общим названием масла обыкновенно подразумевают целый ряд жидкостей, по своему химическому составу и качествам весьма мало сходных.
1. Так называемые эфирные масла (эссенции) извлекаются путем перегонки из некоторых растений (каковы розмарин, лаванда, укроп и др.), а также из некоторых смолистых бальзамов, вроде терпентина, путем дистилляции или добываются просто выжиманием, как, например, эфирное масло лимона. Эфирные масла высыхают, испаряясь, но оставляют более или менее вязкий остаток. Некоторые эфирные масла (эссенции) употребляются в живописи, о чем будет упомянуто ниже.

2. Масла, получаемые при разложении некоторых веществ в процессе нагревания (термическом разложении), например, масло из воска, камфорное масло и др. Почти все смолы, нагретые до высокой температуры, выделяют пары, которые конденсируются в виде подобных масел. Таково происхождение бистра и некоторых гудронов83, представляющих собой масла, получаемые при сухой перегонке дерева в смеси с углем. Этого рода масла высыхают также путем испарения, но гораздо медленнее, чем эфирные, и сравнительно с ними дают большее количество вязкого остатка. Масла, получаемые при термическом разложении, в живописи не применяются, кроме разве воскового масла, которое пробовали применить в 1830 году в энкаустической живописи, где связующей основой являются воск и смолы.

3. Животные масла (жиры) получаются главным образом путем вываривания из копыт и коленных суставов животных (как, например, копытный жир быков, овец) или же добываются извлечением из подкожного слоя некоторых рыб или морских животных (как, например, китовый жир). Эти жиры не высыхают, и поэтому в живописи не применяются. Необходимо упомянуть еще о масле из яичного желтка. Получается оно или прессованием вкрутую сваренных желтков, или при помощи серного эфира. Последний растворяет содержащееся в желтке масло и по испарении оставляет его в чистом виде. Масло это сейчас не имеет применения в живописи, но заслуживает внимания, как основа некогда существовавшей живописи на яйце, дававшей прекрасные результаты. Оно не портится, как другие животные жиры, и при обыкновенной температуре хорошо растворяет смолы, с которыми образует достаточно прочные лаки, хотя масло и не высыхает само по себе.

4. Нелетучие масла, добываемые прессованием из различных растений85. Они не все пригодны для живописи, так как среди них некоторые неспособны высыхать, как, например, оливковое масло. Те же, которые высыхают, не испаряются в отличие от масел эфирных и получаемых при термическом разложении, а увеличиваются в весе, так как поглощают кислород из воздуха, но при этом объем их уменьшается. Если налить в чашку масло, то через известное время сверху образуется совершенно гладкая пленка. Затем, когда масло высохнет до дна, пленка сморщится в силу того, что объем высохшего под ней масла уменьшился. Словом, произойдет то, что бывает с воздушным шаром, потерявшим часть газа, или с похудевшим человеком.

Термин „высыхание" применительно к маслу, которое переходит из жидкого состояния в твердое, не совсем подходит, так как масло не испаряется, а, наоборот, сгущается, поглощая кислород. Несомненно, при этом в нем происходят изменения. Затвердевшее масло уже не растворяется в тех растворителях, в которых оно растворялось до этого, за исключением бензина. И, наоборот, спирты, не растворяющие сырого масла, дезагрегируют высохшую пленку, нарушают ее цельность. Эта разница указывает на серьезное изменение, происшедшее в самой природе масла.

Из употребляемых в живописи масел наиболее часто пользуются льняным и маковым87. Льняное масло высыхает быстрее макового, слой его более тверд и прозрачен, но оно более вязко, и в нем легче образуются кислоты. В этом случае оно при хранении в тюбиках вступает в химическую реакцию с некоторыми пигментами, особенно с краплаками, которые при этом образуют каучукообразную массу. Такую краску лучше выбросить, не прибегая к ее разжижению. Она никогда уже не высохнет полностью89. Одной из главных причин растрескивания живописи является пользование красками, растертыми на маслах с повышенной кислотностью. Необходимо, прежде чем растирать краски, исследовать масло с помощью лакмусовой бумажки, т. е. убедиться, не содержатся ли в нем свободные кислоты. Они могут очень легко образоваться во время различных операций по очистке масла и улучшению его способности высыхать.

РАСТИРАНИЕ КРАСОК

Употребляемые в масляной живописи краски не одинаковы по степени прозрачности. Растирая краски, нужно уметь каждой из них сообщить ту, свойственную ей степень прозрачности, при которой она наиболее выигрывает.

К сожалению, фабриканты большей частью предпочитают интересам художников свои коммерческие выгоды и все усилия направляют к тому, чтобы делать краски, которые насколько возможно дольше оставались бы свежими в тюбиках, во всяком климате. Принцип этот хорош для рынка, но не для нас. Если мы не будем сами растирать свои краски, как это делали старые мастера, то, по крайней мере, должны иметь об этом понятие. Неизвестно, на каком масле предпочитали растирать краски старые мастера — на льняном или маковом, и нет возможности теперь раскрыть эту тайну. В настоящее время обычно употребляется маковое масло, за исключением лишь некоторых темных красок, где рекомендуется пользоваться льняным маслом.

Маковое масло обыкновенно предпочитают потому, что на нем краски получаются менее вязкими . Но с чем нельзя помириться, так это с тем громадным количеством масла, которое вводится в краску: почти на одну треть больше того, что следует! Масло, как известно, вредно действует на живопись, так как оно неизбежно темнеет и изменяется со временем. Поэтому излишек его ничем не оправдывается, и многие опытные художники, убедившись в этом, усваивают хорошую привычку: перед работой на некоторое время помещать краску на промокательную бумагу. Было бы гораздо практичнее не прибавлять это излишнее количество масла, которое затем приходится удалять. Основные причины, которые заставляют фабрикантов это делать, — лучшая сохранность жидких красок и меньшая стоимость масла по сравнению с пигментом. Чем больше расходуется первого, тем меньше второго. И, конечно, ни причем выдвигаемые в оправдание затруднения при растирании, неудобство работы с густыми красками и т. п. Иногда этот избыток масла так велик, что краски стекали бы с палитры, если бы к ним не прибавлялся воск. Следуя этому принципу, можно было бы и совсем не вводить пигмента, а каким-нибудь граммом анилинового красителя окрасить целый килограмм смеси воска с маслом и предложить художникам прекрасную по тону и консистенции краску!

Здесь мы невольно подошли к живописи масляно-восковыми красками, изобретенной некогда Таубенгей-мом, и скажем несколько слов о ней. Большой недостаток этих красок заключается в том, что масло, впитываясь в холст или доски, оставляет на поверхности воск, и последующий слой живописи не сцепляется с предыдущим, так как масло не держится на воске. Многие художники, желая соскоблить шероховатости слишком грубых мазков, конечно, убеждались, что ножом снимается пленка, которая может быть снята как стружка до подмалевка. Помимо непрочности, примесь воска в краске ослабляет ее кроющую способность и интенсивность тона. Фабриканты же уверяют, что воск сообщает краскам более приятную для письма консистенцию, особенно при работе мастихином, и ту матовость, которой теперь так стараются добиться художники93. Но все это достижимо и иным путем. Растирая краску с меньшим количеством масла и более тонко (что обычно не делается, так как это труднее), можно сообщить ей желаемую матовость. Если краска кажется несколько густой, проще, конечно, прибавить масло, нежели убавлять его из жидкой краски. Впрочем, есть очень простое средство удовлетворить всех, растирая краски, требующиеся для живописцев, которые хотят возвратиться к разумным приемам и оставить существующий способ приготовления, устраивающий художников, пишущих мастихином или предпринимающих далекие путешествия.

Растирая краски только с самым необходимым количеством масла, мы имеем возможность вводить в них вещества, требуемые для придания нужных свойств; так, например, прибавляя то или иное количество смолы, растворяющейся в холодном масле, мы можем сильно повысить прозрачность одних красок, оставив другим их кроющую силу. Испытывая затруднения от излишней густоты краски, можно разжижать ее не очень быстро летучим нефтяным растворителем, который для испарения потребует столько же времени, сколько масло для высыхания, а во время работы даст ощущение краски с большим количеством масла. Правда, некоторые из приготовленных таким образом красок, как, например, вермильон, могли бы стекать с холста, но это устранимо добавкой (вместо воска) безвредной алюминиевой соли, делающей масло помадообразным. Работая такими красками, позволяющими писать то жидким, то густым письмом, художник не нуждался бы в бесчисленных мазях, помадах, бальзамах, медиумах, лаках, глютенях, сиккативах, эссенциях и т. п., изобретенных для масляной живописи и являющихся, хотя и в различной мере, но безусловными ядами для нее. Постараемся привести в порядок всю эту аптеку.

ЭФИРНЫЕ МАСЛА (ЭССЕНЦИИ)

Нередко во время работы для быстро выполняемых лессировок, подмалевка и т. п. приходится разжижать краски. Обыкновенно пользуются для этой цели так называемыми эссенциями, каковы спиковое масло и скипидар (терпентиновое масло).

Все эфирные масла (эссенции), добываемые перегонкой из некоторых растений или из жидких смол (бальзамов), обладают крупным недостатком — от соприкосновения с воздухом они осмоляются, сгущаясь и желтея. Достигнув клейкого состояния, они перестают испаряться и, не высыхая вполне, являются одной из причин растрескивания картин. Ввиду этого следовало бы каждый раз перед употреблением перегонять эссенции и, отделив таким образом осмолившиеся частицы иметь жидкость прозрачную и бесцветную. Надо оговориться, что этот недостаток неустраним, и самая чистая эссенция, осмоляясь под влиянием воздуха, образует никогда не высыхающий вязкий остаток, к которому пристает пыль.
Итак, в общем все эфирные масла (эссенции) желтят и чернят живопись, и если ими пользовались, то лишь потому, что их нечем было заменить.

НЕФТЯНЫЕ РАСТВОРИТЕЛИ (ПЕТРОЛИ)

Очищенный нефтяной растворитель, добываемый перегонкой, летуч, испаряется без остатка и, следовательно, превосходно может быть использован как временно разжижающая краску жидкость, после испарения которой в краске не сохраняется никаких ее следов. На смоченной нефтяным растворителем чистой белой бумаге после высыхания не остается решительно ничего.

Громадное преимущество нефтяных растворителей заключается еще и в легкости получения их с различной степенью летучести. Так, например, они могут быть со скоростью испарения в пять минут, в один час или несколько часов и, наконец, в несколько дней. На первый взгляд может показаться, что, смешивая нефтяные растворители, обладающие различной летучестью, можно получить смесь, которая будет испаряться в желаемое время. На самом деле это не так. Нефтяной растворитель, полученный перегонкой при температуре 100— 150°, испаряется в 5 минут, а улетучивающийся через несколько дней — отгоняется при температуре 300 или 350°. Поместив в открытом сосуде того и другого по 10 граммов, получим 20 граммов смеси, от которой через 5 минут останется только 10 граммов, а эти 10 граммов испарятся через несколько дней.

Поэтому нефтяными растворителями разной степени летучести надо пользоваться каждым отдельно, не смешивая их. Но иногда это свойство смеси нефтяных растворителей различной летучести может быть очень выгодно использовано во время работы. Например, если вам надо быстро прописать небо, желательно иметь жидкую краску, чтобы ее можно было легко нанести, и чтобы затем она стала сразу более густой для окончательной проработки. Смешав два сорта нефтяного растворителя в желаемой пропорции, легко достигнете этого, так как более летучая часть смеси, выполнив свое назначение, испарится, а остальная останется в краске и сохранит ее невысохшей на необходимое время.

Кроме того, нефтяные растворители, подвергнутые специальной обработке, совершенно бесцветны и выгодно отличаются от других эссенций тем, что их можно получить с почти полным отсутствием запаха. Они улетучиваются без остатка и обладают исключительной способностью проникать даже через сухую краску. Капля нефтяного растворителя проникает через старую масляную картину на другую ее сторону, не растворяя ничего, тогда как скипидар обладает не такой способностью. Это свойство также очень ценно, так как дает уверенность в том, что масло, смолы и прозрачные краски, растворенные в нефтяном растворителе, будут очень глубоко проникать в старые слои живописи, на которые их наносят.

Для уяснения этого постараемся в немногих словах рассказать, как происходит приставание одного слоя живописи к другому.

У клеевой краски верхний слой при нанесении растворяет нижний, благодаря чему возможно взаимное сцепление слоев с образованием одного целого. В масляной живописи это сцепление одного слоя с другим чисто механическое, так как сырое масло не растворяет высохшего. Из верхнего слоя масло проникает в мельчайшие отверстия старого слоя, как бы в поры кожи и, затвердевая там, образует нечто вроде корней растения, которыми и держатся последующие слои.

При высыхании слои масляной живописи сжимаются и в конце концов настолько, что новое масло не проникает в них. Нефтяной же растворитель, как мы сказали, прекрасно проникает, а следовательно, и растворенное в нем новое масло вместе с ним проникнет в поры. Если в красках содержится воск, то он, заполняя поры, затрудняет проникновение в них масла. Нефтяной растворитель устраняет это препятствие, так как он почти моментально растворяет воск и дает возможность маслу заполнить поры.

Указав все перечисленные достоинства, мы настоятельно рекомендуем употреблять в качестве разжижающего средства только нефтяной растворитель.

В настоящее время среди нефтяных растворителей имеется большой выбор жидкостей, которые отвечают всем нашим потребностям и лишены недостатков эфирных масел.
Тем же, кто не захочет расстаться со скипидаром, напомним о необходимости очищать его перегонкой.

СИККАТИВЫ

Существует только одно известное средство сделать масло быстро высыхающим — это прибавить к нему окиси марганца и свинца вместе, в одинаковых пропорциях. Почему это так, попытаемся объяснить. Мы уже упоминали, что жидкое масло, прежде чем затвердеть, должно вступить с кислородом воздуха в химическое соединение. Нужный для этого кислород масло поглощает из воздуха, но может поглотить его порядочное количество не высыхая, т. е. не вступая в химическое соединение. Окись марганца обладает способностью брать кислород там, где он имеется, и превращаться в двуокись.

Окись же свинца поглощает кислород только у веществ, уже насыщенных кислородом. Что же касается масла, то оно взаимодействует с кислородом в момент его выделения, когда кислород оставляет одно соединение, чтобы перейти в другое96. Говоря образно, мы имеем дело с тремя ворами, которые обкрадывают друг друга, и присутствуем при их совместной операции. В самом деле, окись марганца, забирая кислород повсюду, берет и тот кислород, который содержится в масле, но с которым масло еще не образовало химического соединения, и таким образом быстро обогащается кислородом, становясь двуокисью, т. е. богачом среди окислов. Тогда окись свинца крадет его богатство — кислород. Но тут последним появляется третий вор — масло — и забирает кислород, когда он переходит от марганца к свинцу. Если этот пример и не вполне объясняет то, что происходит между маслом и окисями марганца и свинца, то все же дает представление о самой

Наиболее распространенным типом сиккатива является так называемый сиккатив Куртрэ. Изготовление этого препарата — дело темное. Торговцы красками или уверяют, что получают его от самого Куртрэ, или же молчат, точно закулисная сторона их магазина — гарем. Неизвестно, что это такое! Несомненно, что торговцы не делают его сами и, по большей части, не знают, как он приготовляется. Они довольствуются тем, чтобы сиккатив был достаточно черным (это абсурд, но это так!). Это очень удобно для фабрикантов, так как избавляет их от заботы о чистоте приготовления. Можно оставить всякий мусор!

Торговцы получают этот сиккатив бочонками и разливают в бутылочки, по возможности самые маленькие. Более добросовестные (есть и такие) дают сиккативу отстояться, но тогда на дне бочонка получается большой грязный осадок и, согласитесь сами, ведь надо быть идеалистом, чтобы смотреть равнодушно на эту потерю.

Тот же сиккатив, сделанный химически чистым, был бы значительно меньше окрашен и мог бы вводиться в краски в виде пасты, что давало бы возможность регулировать его количество, избегая излишка.

В сиккативе нуждаются только медленно высыхающие краски, а избыток его, не увеличивая высыхаемости масла, вредно действует, обременяя масло в красках лишними окислами.

Сиккатив Куртрэ представлял собой льняное масло, вареное с пиролюзитом и глетом или свинцовым суриком, т. е. свинцово-марганцевый сиккатив. Наличие марганца придавало ему темную окраску.

При желании иметь сиккатив жидким не следует готовить его на скипидаре, а лучше брать для этого очищенный нефтяной растворитель. Пользуясь жидким сиккативом, рекомендуется не держать его в масленке на палитре, как это принято, чтобы по забывчивости не переложить его больше, чем надо.

⚠ Если Вы видите цыфру около слова, смотрите в примечаниях
Если Вам понравились бесплатные уроки живописи-поделитесь в соцсетях

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Гиперпигментация кожи: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.

Определение

Гиперпигментация кожи – это различное по локализации, форме и размеру избыточное отложение пигмента меланина, приводящее к изменению цвета кожных покровов различной интенсивности.

Поверхностный слой кожи (эпидермис) представляет собой многослойный (пять слоев) эпителий. Наибольшее количество меланоцитов, главная функция которых - продукция меланина, находятся в базальном слое кожи (базальной мембране)

Формирование пигментных пятен во многом зависит от состояния базальной мембраны.

Строение кожи.jpg

Разновидности гиперпигментации кожи

По механизму возникновения различают следующие виды гиперпигментации кожи:

  • меланоцитарные – пигментация возникает за счет увеличения числа клеток меланоцитов;
  • меланиновые – пигментация вызвана увеличением выработки и накопления меланина или снижением скорости обновления рогового слоя эпидермиса.

Механизм пигментации.jpg

Возможные причины гиперпигментации кожи

Ученые выделяют несколько основных причин гиперпигментации кожи:

  • генетическая предрасположенность;
  • воздействие ультрафиолета (изолированно или в комбинации с другими причинами);
  • ожоги (термические, химические, электрические);
  • воспалительные процессы;
  • инфекционные заболевания, в том числе паразитарные;
  • эндокринные нарушения;
  • метаболические нарушения;
  • использование веществ растительного происхождения и лекарственных препаратов с фотосенсибилизирующим действием

Привычные для людей веснушки (эфелиды) являются ярким примером реализованной генетической предрасположенности, в основе которой лежит увеличение образования меланина.

При каких заболеваниях возникает гиперпигментации кожи

В группу меланоцитарных пигментаций входят различного вида лентиго.

Простое лентиго возникает в любом возрасте как одиночное (или множественное) образование размером до 5 мм, коричневого цвета. С течением времени не меняется.

При пигментной ксеродерме лентиго возникает в возрасте до 2 лет на участках кожи, подверженных воздействию солнца (на лице, шее, тыльной стороне кистей рук), затем распространяется по телу. Часто сочетается с кератозом – утолщением и шелушением кожи.

Солнечное лентиго появляется, как правило, после 40 лет на участках кожи, ранее подвергавшихся солнечным ожогам. Выглядит как пятна размером от 1 до 3 см, их цвет может варьироваться от светло-желтого до темно-коричневого.

Возрастная гиперпигментация.jpg

Сетчатое лентиго напоминает черную кляксу и считается разновидностью солнечного лентиго. Чаще всего встречается у лиц с I и II фототипами кожи, у которых были в анамнезе сильные солнечные ожоги с образованием пузырей.

Реже встречаются другие виды лентиго, возникающие изолированно под воздействием ламп соляриев, лекарственной терапии (ПУВА-лентиго) или в составе синдромов с поражением других внутренних органов (например, при синдроме Пейтца–Егерса лентиго слизистой оболочки ротовой полости сочетается с полипами кишечника).

Гиперпигментация кожи может возникать при гормональном дисбалансе.

Например, во время беременности повышается уровень эстрогенов, и на фоне воздействия ультрафиолета может сформироваться хлоазма – округлые пятна разного размера и цвета на лице.

На поздних сроках беременности могут потемнеть имеющиеся родинки, веснушки, соски и ареолы грудных желез, белая линия живота, кожа вокруг пупка. Нередко хлоазма наблюдается у женщин, принимающих гормональные контрацептивы, а также с воспалительными или опухолевыми патологиями яичников. Редко хлоазма регистрируется у мужчин - как правило, у них обнаруживают повышенный уровень лютеинизирующего гормона и сниженный уровень тестостерона.

Гиперпигментация кожи по всему телу с более темными участками, открытыми для солнечных лучей, наблюдается при первичной или вторичной хронической недостаточности надпочечников (болезнь или синдром Аддисона) из-за низкого уровня гормона кортизола.

В результате избыточной функции щитовидной железы (тиреотоксикоза) возникает вторичная недостаточность коры надпочечников, при этом пигментация может быть диффузной или ограниченной в виде хлоазмы.

При заболеваниях, сопровождающихся крайней степенью истощения (кахексией), кожа шеи, живота, половых органов окрашивается в грязно-коричневый цвет.

Пигмент может накопиться в местах термического, химического или электрического ожога, травм с повреждением кожных покровов. Пигмент часто остается после разрешившихся фурункулов, карбункулов, крапивницы, красного плоского лишая, псориаза, а также после чесотки и педикулеза.

При меланозе Риля на тыльной стороне кистей и предплечья появляется синевато-коричневая сетчатая пигментация, то же происходит при контакте с синтетической одеждой, резиновыми изделиями или углеводородом, подкрепленном воздействием ультрафиолета.

Некоторые растения (бобовые, инжир, петрушка, цитрусовые) содержат фотосенсибилизирующие вещества – псоралены.

Присутствуя в пище, они увеличивают фоточувствительность кожи. Такие растения могут входить в состав косметических средств, - если нанести их на кожу, а затем выйти на солнце, то на месте нанесения возникнет гиперпигментация. Фотосенсибилизирующим действие обладают и некоторые лекарства: сульфаниламиды, тетрациклины, нейролептики и др. Прием цитостатиков замедляет скорость обновления эпидермиса, поэтому пигмент выводится медленнее.

К каким врачам обращаться при гиперпигментации

При возникновении гиперпигментации следует обратиться к врачу-дерматологу. Если в результате обследования выявятся патологии внутренних органов, может потребоваться консультация эндокринолога, терапевта, гинеколога, уролога и других специалистов, а если есть риск озлокачествления процесса – врача-онколога.

Диагностика и обследования при гиперпигментации кожи

Диагностика гиперпигментаций проводится на основании данных клинического осмотра и опроса пациента.

При необходимости врач может удалить пигментированное образование (например, сетчатое лентиго) с последующим гистологическим исследованием для подтверждения его доброкачественности.

Гистологическое исследование – прижизненное патологоанатомическое исследование биопсийного (операционного) материала для постановки диагноза, определения тактики лечения пациента, а также для оценки прогноза течения заболевания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский прект можно реализовать как с учащимися начальных классов, так и с учениками средней школы.

кемеровская область, город новокузнецк

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

III Международная очно-заочная научно-практическая конференция

Секция 17. Мир моих первых исследований по окружающему миру (1-4 классы)

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТЕМПЕРЫ С РАСТИТЕЛЬНЫМИ ПИГМЕНТАМИ И ИЗУЧЕНИЕ ЕЁ СВОЙСТВ

Осокина Юлия, 4 класс,

Гундарева Анна Викторовна,

город Новокузнецк, 2019 год

1.2 Изготовление красок в средние века

Материалы и методы

Алгоритм изготовление яичной темперы

Изготовление пигментов и сепии

Я очень люблю рисовать и учусь в художественной школе. На занятиях по истории искусств я узнала, что в Средние века не было ни акварельных красок, ни масляных.

В наш век не существует проблемы изготовления и хранения красок. А для живописцев XVI—XVII веков это был очень сложный и ответственный процесс. Краски, как известно, растирались вручную из различных материалов.

Как же работали тогда художники? Какими инструментами они пользовались? Из чего и как изготавливались краски в средневековье и как выглядели изделия творчества художников?

Эти вопросы меня настолько заинтересовали, что мне захотелось изготовить средневековую палитру красок художника и написать ими картину, чтобы прочувствовать, как творились шедевры в те времена и может быть создать в будущем свою палитру красок.

Средневековые художники и иллюстраторы книг были практикующими химиками и часто использовали ядовитые компоненты для создания ярких красок. И хотя многие из этих компонентов (мышьяк для жёлтого цвета, ляпис-лазурь для голубого, сульфид ртути для красного) были опасными и труднодоступными, их тайно собирали и хранили. А большинство удачных рецептов смешивания цветов ревниво охранялись.

Для достижения цели необходимо выполнить задачи:

изучить литературу о работе художников в Средние века, о структуре красок и способах их изготовления в те времена;

изготовить составные части темперных красок: связующую жидкость, сепию и некоторые пигменты; изготовить темперу; написать картину.

изучить свойства темперы;

проанализировать полученные результаты.

Гипотеза: изготовленная темпера с растительными пигментами имеет сходства с ныне существующими красками и может использоваться в написании картин.

Используемые материалы: уксус, пакетик чёрного чая, железные опилки, мел, свеча, блюдца, куркума, черный и красный перец, сок ягод (земляника, клюква) листья зеленых растений, спирт, кофе, свежие яйца, вода, стеклопосуда, палочки для смешивания, кисти, бумага.

Методы: анализ литературы, экспериментирование, творческий метод, сравнение и анализ полученных результатов.

Данная работа ещё будет интересна тем, что главный метод, который я буду использовать для достижения цели – экспериментирование. А это очень увлекательно! Объектом моей опытно-экспериментальной работы являются темпера, а предметом – свойства темперы. Свою картину я обязательно отнесу в художественную школу и не только расскажу ребятам, чему я научилась, но и мы попробуем применить новые знания в своей будущей практике.

I. Обзор литературы

1.1 Темперная живопись

На всем протяжении средних веков употреблялась темпера. Темпера (итальянск. tempera, a tempera; франц. a la detrempe) - способ живописи красками, смешанными с разжиженным яичным желтком, с разведенным в воде клеем, с липкой жидкостью, вываренной из обрезков пергамента и (в Италии) с соком фигового дерева. Краски, как известно, растирались вручную из различных материалов. Обычно этим занимались подмастерья и ученики на специальной плите из мрамора, агата, порфира. Краски растирали камнем тоже твердых пород, который носил название “курант”. Растертые порошки хранились в стеклянной или фарфоровой посуде. А краски, смешанные со связующим элементом, помещали в бычьи пузыри и кожаные мешочки. Такой способ хранения красок существовал вплоть до XIX века.

1.2 Изготовление красок в средние века

Сведения взяты из "Манускрипта Ираклия об искусствах и красках римлян VIII-IХ вв." - непосредственно из текста Ираклия, а также и из комментария А. В. Виннера.

Приготовление растительных красок сводилось к следующему: ". выжатый из цветов сок или отвар корней и коры растений смешивался в известной пропорции, обычно 2:1 или 4:1 с мелом, растиранием массы на каменной плите курантом. Потом масса высушивалась в виде небольших ступок".

"Все краски могут быть смешаны с чистой водой для того, чтобы затем их высушив, можно было легко смешивать с прозрачной частью яйца или растительным маслом, водным раствором камеди или яичным желтком".

Впервые с описанием желтковой темперы мы встречаемся у Плиния, технику её приготовления описывает Ченнино Ченнини, Биондо, Марциан, и др. Ираклий пишет так: "Возьми желток, положи на ладонь, проколи его остриём стило и, нажав пальцем, выпусти в сосуд. Добавь воды и сбивай палочкой или прутиком".

Для приготовления жёлтых красок использовался отвар высушенных цветов фиалки, сок листьев тутового дерева, шафрановый лак (crocus sotirus), отвар коры веспрум (Vesprum) - терновника, сок алоэ (aloe spicata), содержащий золото-жёлтое красящее вещество - алоин, а также рыбья (щучья) желчь.

Для зелёных красок применялся сок красильной резеды (Reseda Luteola) coк мальвы (Althaea rosea).

Для синих и фиолетовых красок употреблялся лишайник (Rosella tinctoria), содержащий красящее вещество - орсин, - общее название этих красок - фолий.

Индиго - растительная краска, получаемая из растений indigo fera tinctoria, известная с глубокой древности.

Для приготовления красных красок использовались: сок гиацинта (смешанный с молоком, по описанию Витрувия, давал имитацию пурпура). Вываренный сок плюща (Hedera u Edera / Hedera Helix) давал ярко-красную краску (Parthica purpurea)".

Чёрная краска приготовлялась пережиганием персиковых косточек, освобождённых от плода, и виноградной лозы и виноградных отжимок. [4]

1.3 Яичная темпера

Яичная темпера получила особенное распространение в средние века и эпоху Возрождения, когда ею работала целая плеяда выдающихся художников, таких, как Рафаэль, Леонардо да Винчи и многие другие.

Этот вид темперы длительное время применялся и после усовершенствования масляной живописи.

Большое распространение яичная темпера получила и на Руси, о чем убедительно говорят росписи XV-XVI веков многих русских храмов.

Существует несколько видов яичной темперы: из цельного яйца, белковая, но самое широкое распространение получила темпера из желтка.

Яичный желток, являясь естественной эмульсией, в состав которой входят: вода, яичные белки, яичное масло, минеральные вещества и др. и которая отличается особой прочностью и стабильностью, способна смешиваться с маслами, лаками и водой.

Яичное масло, входящее в желток, играет роль связующего при изготовлении красок.

Яичные белки придают желтку клеящие свойства.

Яичная темпера может быть водно-желтковой, желтково-лаковой, желтково-масляной, казеиново-масляной, восковой и др.[]

1.4 Пигменты

Пигменты — красящие вещества — могут быть минерального или органического происхождения или приготовленные химическим путем из природных материалов, главным образом глин, содержащих окислы или соли металлов. Кроме указанных пигментов, в практике живописи используется красители растительного происхождения, полученные из листьев, коры и корней растений (шафран, индиго и другие), а также пигменты, получаемые обжигом виноградных, обжигом костей животных.

По словам Плиния (I век н. э.), наиболее древними красками были: мелинум (белый пигмент), желтая краска (видимо, охра), красная (синопская земля) и черная, получаемая искусственным путем.

При изучении красочного слоя фаюмских портретов, относящихся к I - III векам н.э. было установлено, что их живописный слой состоял из четырех красок: белой (свинцовых белил), желтой (охры), красной (земляной краски) и черной (угольной). Но на некоторых портретах был обнаружен органический краситель, а на других киноварь двух видов, а также земля зеленая, умбры, органическая черная в смеси с индиго и медная синяя. [2]

II.Материалы и методы

Используемые материалы: уксус, пакетик чёрного чая, железные опилки, мел, свеча, блюдца, куркума, черный и красный перец, сок ягод (земляника, клюква) листья зеленых растений, спирт, кофе, свежие яйца, вода, стеклопосуда, палочки для смешивания, кисти, бумага.

Методы: анализ литературы, экспериментирование, творческий метод, сравнение и анализ полученных результатов.

Изготовление эмульсии и пигментов для картины осуществлялось По представленному способу Глен Виккионе.[1]

2.1 Алгоритм изготовления яичной темперы

Яйцо разбивают с тупого конца (со стороны пуги - воздушного мешка). Отверстие скорлупы выравнивают и из нее выкатывают мешочек с желтком на руку, а скорлупу промывают водой от оставшегося на ней белке. Мешочек с желтком перекатывают с ладони на ладонь и этим очищают его от остатков белка. Затем прокалывают мешочек и выливают желток в промытую скорлупу, в которую до края наливают двухпроцентный раствор уксусной кислоты - с таким расчетом, чтобы количество ее было равно объёму желтка. Эту операцию можно делать и в стакане, наливая также равное количество уксусной кислоты.

Для приготовления эмульсии древние живописцы пользовались вместо раствора уксуса хлебным квасом в тех же пропорциях. Они считали, что краски, приготовленные на хлебном квасе, ложатся "мягче" и по высыхании становятся более "звучными".

После добавления к желтку раствора уксусной кислоты состав размешивается деревянной лопаточкой или специальным венчиком на стержне (мутовкой).

В приготовленную эмульсию добавляют пигмент и стирают ее с пигментом или размешивают. Стирают эмульсию с пигментом в блюдцах или в пластмассовых стаканчиках.

Яичная натуральная темпера годна для работы в течение 3—4 суток, после чего она начинает быстро разлагаться, теряет силу цвета и не сцепляется с грунтом. Хранить краски, конечно, следует в прохладном месте, не давая, однако, им замерзать. Подмерзшие краски так же, как подмороженное яйцо, не годятся для работы.

Количество красок лучше всего ограничить самыми необходимыми.

2. 2 Изготовление пигментов и сепии

Мы использовали в работе различные пигменты.

Можно использовать куркуму.

Белый (квасцово-белый)

Ра­зотрите кусок белого мела шкуркой, пока не получите мелкий порошок. Заверните порошок в бумагу и сохрани­те. Можно использовать зубной порошок.

Коричневые чернила (сепия):

Положите чайный пакетик в кастрюлю и залейте его во­дой, так чтобы вода закрыла пакетик. Когда вода закипит, добавьте V2 чайной ложки железных опилок и 3 капли уксуса. Выключите огонь и дайте смеси настояться в тече­ние ночи. Перелейте смесь в баночку, закрутите крышку и сохранить [1].

Красный, малиновый:

Можно использовать насыщенный отвар ягод земляники и клюквы, а также красный перец.

Можно получить, экстрагируя спиртом хлорофилл из зеленых листьев.

Алгоритм изготовления рисунка красками на основе яичной темперы

Техника работы яичной темперы: сначала карандашный эскиз обводится сепией, а потом наносится слоями краска[1].

В технике работы темперными красками Ю. И. Гринберг пишет следующее: «Темперная живопись старых мастеров была многослойной. Поэтому художественный замысел живописца мог быть воплощен целиком лишь в том случае, если были выполнены с начала до конца все строго предусмотренные правилами операции. На подготовленную под живопись доску в пределах контура рисунка мастер наносил краску, покрывая ровным слоем отдельные участки в границах каждого тона. Этот процесс происходил в определенной последовательности: сначала писали фон и окружающую обстановку — пейзаж, архитектуру, — одежды, а затем части тела.

Критерии для изучения свойств темперы

при сравнении с имеющимися аналогами

- корпусность (плотность накладывания);

- размывание водой при высыхании;

- матовость, яркость или прозрачность;

- прочность нанесенного слоя;

- особенности нанесения оттенков, тонов и т.д.;

III. Ход работы и результаты исследования

Работа шла поэтапно:

1) Изготовление красок началось с изготовления сепии, так как это требуется больше времени: я заварила чай, добавила железных опилок и капнула несколько капель уксуса. (Приложение 1, фото 1) Сепия настаивалась несколько дней.

2) Потом готовились пигменты для будущих красок (Приложение 1, фото 2):

Из сока ягод земляники и клюквы мы приготовили отвары (красный и малиновый пигменты);

Измельчили зеленые листья комнатных растении и залили их спиртом, поставили на водяную баню, для экстракции зеленого цвета (Приложение 1, фото 3);

Выпарили спирт и упарили экстракт зеленого цвета (Приложение1, фото 4)

Так же мы взяли готовые пигменты для получения насыщенно жёлтого цвета - куркуму, красного – красный перец, серого - черный перец, коричневого – растворимый кофе, для белого цвета - зубной порошок.

3) Полотном картин была выбрана бумага. Я нарисовала несколько эскизов карандашом, чтобы проверить пигменты разной консистенции и плотности по отдельности, а затем, в общей картине.

4) Приготовила яичную эмульсию. На яичную эмульсию ушло 5 яичных желтков и около 10 чайных ложек двухпроцентного уксуса. (Приложение 1, фото 5-6)

5) Смешала яичную эмульсию с каждым пигментом в пропорции: 1: 1, полученные краски слила в отдельные стеклянные ёмкости. (Приложение1, фото 7)

6) Я обвела рисунок сепией, как указывалось в занимательных опытах.А затем послойно нанесла полученные краски

Изучение свойств темперы

Яичная темпера при работе очень напоминала гуашь. Поэтому для исследования свойств яичной темперы я изготовила картину гуашью, чтобы сравнить их свойства. Сравнив свои работы яичной темперой и гуашью, я получила следующие результаты.

Сходство с гуашью: темперные краски на яичной эмульсии – корпусные (как гуашь), светлеет в тоне при высыхании, особенно в темных тонах; сохнут быстро, как только испарится вода; по высыхании поверхность приобретает характерный матовый тон; краски как бы накладываются и не размываются растворителем.

Отличие от гуаши состоит в том, что темперные краски по высыхании не смываются водой, не смешиваются (Приложение 1, фото), поэтому для создания плавных переходов тонов существуют специальные приемы или послойное наложение; прочность красочного слоя такова, что темпера требует крепких грунтов, иначе при высыхании она оторвет слабый грунт от основания; при покрытии лаком темпера набирает глубину и интенсивность.

Выводы и рассуждения

Изучив литературу, я узнала, что темперные краски, создаваемые в Средневековье, изготавливаются из пигментов живой и неживой природы и яичной эмульсии, которая прочно связывает их и удерживает на полотне. Яичная эмульсия несмотря на яркий цвет желтка из которого она получена, при смешении с раствором уксуса превратилась в мягкую, слегка желтоватую основу, которая нисколько не изменила цвета используемых пигментов (куркумы, красного перца), но сильно осветлила пигмент зеленых листьев и земляничный, клюквенный отвары. А белый цвет, получаемый из зубного порошка, практически не пожелтел. Некоторые краски получились грубоваты, например, красная, так как красный перец был грубого помола, а также серая (из черного перца) и коричная (из корицы), но это придало картине лишь объёмность. Наиболее удачными получились белая краска (из зубного порошка), желтая (из куркумы), кофейная (из растворимого кофе) и земляничныя(из сока земляники). Это объясняется их более мелким размером частиц пигментов, которые наиболее удачно смешались с яичной эмульсией. Розовая краска и зелёная получились очень бледными, и я решила их нанести в несколько слоев, но цвет так и не получился насыщенным. Выполняя свою работу, я пришла к следующим выводам:

яичную эмульсию изготовить несложно, с ней приятно работать, она быстро сохнет и не смывается водой. Единственной сложностью в её приготовлении является приготовление двухпроцентного раствора уксуса, и ребятам необходимо обращаться за помощью к взрослым при его изготовлении;

сепия(коричневые чернила) изготовить несложно, а вместо железных опилок можно использовать обыкновенные железные гвозди;

пигментами для самодельных красок могут служить различные отвары, например, ягодный, свекольный, морковный, луковый и др. Но чтобы цвет получить более насыщенным, необходимо его нанести несколько раз и по возможности сильно упаривать;

используя пряности вместо пигментов их необходимо очень мелко помолоть или растереть, что, наверное, в простых условиях получить сложно, но поэкспериментировать возможно.

Очень просто получить краски из цветных мелков, что можно посоветовать младшим школьникам для начала экспериментирования. Этот пигмент хорошо перемолотый легко смешивается с яичной эмульсией и краска получается однородной.

В работе очень важна поэтапность, поэтому, необходимо обводить работу сепией, так лучше видны границы нанесения красок.

Рисунки получились необычными и объёмными. Для изучении свойств яичной темперы я сравнила её с ныне существующим аналогом – гуашью и пришла к следующим выводам: яичная темпера очень похожа на гуашь своей корпусностью, светлеют при высыхании, не размываются водой быстро сохнут, имеют матовый оттенок. Но отличаются от гуаши тем, что темперные краски не смешиваются, для усиления тона наносятся послойно, не смываются водой по высыхании и требуют крепких грунтов.

Гипотеза: изготовленная темпера с растительными пигментами имеет сходства с ныне существующими красками - гуашью и может использоваться в написании картин, при учтении её особенностей.

Изготовление средневековых красок, воссоздающих палитру средневекового художника с помощью безопасных веществ, оказалось весьма занимательным и интересным экспериментом.

Полезные советы юным художникам:

Для получения более насыщенных по цвету красочных слоев через месяц после окончания письма живопись покрывают одним из покрывных лаков.

В темперной живописи наиболее яркими выходят те участки, которые прописаны по чистой основе за один прием.

Чтобы предусмотреть степень высветления красок после высыхания, рекомендуется выполнять цветовые выкраски до начала работы.

Список использованных источников информации

1. Веккионе, Г. Занимательные опыты. 100 интересных экспериментов, которые помогут понять законы окружающего мира: физика, химия, биология, астрономия: пер. с англ./ Глен Веккионе. – М.:АСТ: Астрель,2008. – 287.

Коронавирус в легкой форме

Большая часть зараженных коронавирусом переносят заболевание в легкой форме. Поскольку симптомы нового вируса схожи с гриппом и ОРВИ, множество инфицированных не подозревают, что являются распространителями инфекционного вируса, который вызывает пневмонию.

Кто в группе риска

Легкая форма вируса обычно протекает у маленьких детей, подростков и молодежи, реже у пациентов в возрасте 35-55 лет, у которых отсутствуют хронические заболевания. Избирательный факт аргументируется крепким иммунитетом, способным самостоятельно уничтожить вредные микроорганизмы.

Болезнь могут усугубить ожирение, сахарный диабет, сердечно-сосудистые патологии.

Тем не менее, именно лица, у которых болезнь протекала в легкой форме, стали переносчиками опасного вируса, поскольку сами об этом обычно даже не знали. Бессимптомники считаются распространителями коронавирусной инфекции по всему миру, так как выглядят они совершенно здоровыми людьми.

Симптомы

Во время легкого течения коронавирусной инфекции могут наблюдаться следующие симптомы:

температура тела долгое время находится на отметке 37-37,6 градусов;

ощущается недомогание, усталость, слабость;

теряется вкусовая чувствительность;

наблюдается легкий кашель, насморк, першение в горле.

К симптомам могут добавиться частые головные боли, расстройство желудочно-кишечного тракта, тошнота, одышка.

Во время легкой стадии заболевания симптоматика коронавирусной инфекции может длиться от 2 до 3 недель. При протекании болезни в тяжелой форме самочувствие больного не улучшается в течении 6 недель.

Каким бывает насморк

Обычно насморк при коронавирусе обусловлен заложенностью носа без течи. При остром респираторном вирусном заболевании и простуде распространенными признаками считаются как раз водянистые выделения в больших количествах. Инфекция в редких случаях сопровождается насморком, слизистая остается сухой.

Как протекает болезнь в легкой форме

Вирусная инфекция может длиться до одного месяца, иногда заболевание напоминает долго не проходящую простуду. Если у человека заболевание протекает в легкой форме, симптомы будут проявляться поочередно:

1-3 день. Ощущается слабость, температура тела может колебаться от 37 до 38 градусов. Пропадает обоняние, болит голова, периодически беспокоит кашель;

4-5 день. Пик заболевания. Появляется сухой кашель, пациенту становится трудно дышать, однако температура тела начинает приходить в норму;

6-10 день. Может появиться одышка, сдавленность в грудной клетке;

11-30 день. Выздоровление приходит постепенно, самочувствие улучшается, возвращаются силы.

У каждого человека период заболевания может варьироваться в зависимости от иммунной системы и индивидуальных особенностей организма. Средняя продолжительность протекания легкой формы болезни обычно составляет не больше двух недель. Спустя 14 суток проводится повторный тест на вирусную инфекцию, если результат отрицательный, констатируется выздоровление пациента.

Можно ли переносить заболевание дома

Если вирус протекает в легкой форме, человек может отказаться от госпитализации и лечиться в домашних условиях. Особых методов лечения не требуется, как и постоянного наблюдения врачей. Медикаментозные препараты назначаются как при обычной простуде. Отличительная особенность - соблюдение самоизоляции.

Чтобы не допустить заражения окружающих, больной должен находиться в отдельной комнате, соблюдать правила гигиены, использовать личную посуду. Если зараженный проживает в помещении не один, нужно придерживаться важных рекомендаций:

постоянно мыть руки с мылом;

проветривать комнату несколько раз в день;

проводить влажную уборку;

во время контакта с окружающими надевать перчатки и маску;

туалет, после посещения больного, обрабатывать с хлором.

Лечение

При обнаружении симптомов коронавируса нужно вызвать врача на дом, поскольку необходим осмотр медицинского специалиста. В большинстве случаев, заболевание в легкой форме обходится без медикаментозного лечения. Обычно врач прописывает обильное питье и соблюдение постельного режима. Если температура тела превышает 38 градусов, назначается прием препаратов в виде Парацетамола, Нимесила, Ибупрофена.

Жаропонижающие препараты можно принимать при частых головных болях, лихорадке, сбое сердечного ритма, болях в грудной клетке.

Препараты, которые помогут устранить симптомы вируса:

для полоскания горла хорошо подойдет Мирамистин и Хлоргексидин;

от кашля принимают Амброксол, делают ингаляции щелочным раствором;

убрать заложенность носа поможет Нафтизин, Галазолин, Отривин.

Медики рекомендуют заболевшим употреблять натуральную здоровую пищу. В рационе должны присутствовать белки, свежие овощи, фрукты, кисломолочные и молочные продукты, корица, рыба. В больших количествах стоит пить простую и минеральную воду, чай с добавлением лечебных трав, компоты.

Какие могут возникнуть осложнения

Даже если болезнь протекает в легкой форме, исключать вирусную пневмонию не стоит. При обнаружении заболевания лечение проходит в стационаре. Вызывать больному неотложную помощь следует при выявлении таких признаков, как:

усиливающийся кашель, сопровождающийся приступами;

затрудненное дыхание и одышка;

тяжело перемещаться по квартире.

нарастающие симптомы интоксикации.

повышенная температура, которая держится свыше 3 дней;

не проходящая слабость.

Пневмония - опасный вид осложнения, который провоцирует развитие дыхательной и сердечной недостаточности. Если вовремя не обратиться за квалифицированной медицинской помощью, может нарушиться функционирование важных органов. При тяжелой форме воспаления легких исход чаще всего бывает летальным.

Все представленные на сайте материалы предназначены исключительно для образовательных целей и не предназначены для медицинских консультаций, диагностики или лечения. Администрация сайта, редакторы и авторы статей не несут ответственности за любые последствия и убытки, которые могут возникнуть при использовании материалов сайта.

При повреждениях кожного покрова существует вероятность проникновения инфекции в ранку. Неприятен и дискомфорт, которым сопровождается травма.

Как можно ускорить заживление ран

Правила помощи в соответствии с основными этапами регенерации поврежденной кожи:

  1. В начальном периоде нельзя использовать никакие мази на жировых основах, так как плотная пленка на коже не дает ране очиститься от экссудата. После обработки антисептиком и подсушивания ранки используют средства с антибиотиками, например, показано применение Левомеколя, Левосина, Стрептолавена, Марамистиновой мази.
  2. Правильное ранозаживляющее средство предотвратит проникновение инфекции извне (вторичное инфицирование). Рекомендовано применение Салициловой мази, Д-Пантенола, Актовегина, Бепантена, Солкосерила.
  3. На этапе рубцевания, когда идет процесс рассасывания повреждений, можно применять большое количество современных препаратов – аэрозолей, гелей и кремов. Такие средства обладают гидрофильным эффектом и создают возможности для быстрейшего восстановления, препятствуя контактам раневой поверхности с опасными агентами – раздражающими веществами, инфекцией извне и пр. Показано применение Контрактубекса, Дерматикса, Клирвина и т.д.

Как помочь при гнойной ране?

При появлении гноя следует применять специальные средства для уничтожения бактерий и микробов и обезболивания:

  1. Ихтиоловую мазь для ускорения заживления и борьбы с инфекцией. с целью ускорения созревания гнойников и вытягивания экссудата из раны.
  2. Синтомиционовую мазь, обладающую антимикробным действием.
  3. Стрептоцидовую мазь с бактерицидным эффектом и т.д.

С целью предотвращения риска осложнений после повреждения кожи следует предпринять грамотные и своевременные меры – это обработка раны с применением специальных антисептических и восстанавливающих кожный покров лекарственных средств и перевязочного материала. Все необходимые средства помощи при ранах можно найти в сети социальных аптек Столички.

Читайте также: