Кружева из дерева для дома своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Наличники на окнах…резные, разных цветов, с простыми или замысловатыми узорами. И в каком бы состоянии дом не находился, часто видишь - за наличниками его хозяин следит в первую очередь. Смотришь, избенка покосилась, но наличники-то свежевыкрашенные. Наличники на окне - словно лицо дома, его визитная карточка. Они делают каждый дом не похожим на своих соседей, хранящим историю нескольких поколений. Хотелось бы сохранить эту загадку и красоту нетронутой и в тоже время сделать её родной будущим поколениям.

Что же заставляло в старину русского крестьянина, загнанного нелегкой жизнью, уделять внимание таким непрактичным вещам, как наличники?

Вслушайтесь в это слово: "наличник" - "находящийся на лице".

Существовало поверье о том, что в доме, где часто ссорятся, ангел, оберегающий семью, находится не в избе, а под окном. Отсюда запрет на выбрасывание мусора через окно. Русские крестьяне также считали, что весть, полученная через окно, должна привести к кардинальным переменам в жизни, и поэтому никогда не переговаривались через него друг с другом. Кроме того, существовало поверье, что события, происходящие под окном дома в момент рождения ребёнка, увиденные повитухой, определяют всю дальнейшую жизнь новорождённого.

Несмотря на огромное разнообразие узоров домовой резьбы, в ней выделяются отдельные повторяющиеся образы. Самое интересное, что эти же образы можно найти в русской народной вышивке.

Полотенца и рубахи, подготовленные для рождения ребенка, свадьбы или похорон, имели для наших предков огромное значение и были частью ритуалов. Чтобы ребенок был здоров, семья крепка и богата, женщина плодовита, необходимо было оградить их магическими заклинаниями. Именно эти заклинания и прорисованы в узорах вышивальщиц. Но если это так, значит и узоры на наличниках несут в себе ту же магическую силу?

Язычество русской деревни, тесно переплетенное с православным христианством, не явилось следствием темноты и необразованности русского крестьянина. Просто, в отличие от горожанина, он жил настолько тесно с окружающей его природой, что ему пришлось научиться договариваться с ней.

Что было одним из самых важных событий в жизни наших древних предков? Наверное, рождение. И женщина-мать должна была стать главной фигурой. Фигурка с раскинутыми руками и ногами - фигурка женщины, дарующей жизнь, олицетворяющая женское начало, один из самых частых образов, занимающих важное место, как и на старых вышивках, так и на резных наличниках. Одно из её имён - берегиня. Очень интересно искать фигурки берегинь в резных узорах: иногда она определяется очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае ее можно узнать - центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги.


Еще один важный символ магических знаков наших предков - это солнце. Солнечный круг изображался в разных видах, можно найти восход и заход солнца. Все знаки, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, называются солярными и считаются очень сильными, мужскими знаками.


Без воды нет жизни, от неё зависит урожай и, как следствие, жизнь и благосостояние семьи. Воды бывают небесными и подземными. И все эти знаки есть на наличниках. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам - это всё знаки воды, дающей жизнь всему живому на земле.


Не оставлена без внимания и сама земля, дарующая человеку урожай. Знаки аграрной магии, пожалуй, самые простые, одни из самых распространенных. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы - так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле.


А сколько звериных мотивов можно найти на наших окошках. Дух захватывает от коней и птиц, змей и драконов. Каждый образ имел свое значение в магическом мире древних славян. Отдельное место в звериных мотивах занимают змеи, тесно связанные с понятием воды, а значит и плодородия. Культ змей-хранителей, ужей-господариков, имеет глубокие корни.

Все эти узоры и образы когда-то имели определённый смысл, являясь по своей сути охранными знаками. Ими украшены старинные обрядовые предметы, они же красуются и на наличниках. Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века. Но со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом. Прочесть эти орнаменты, понять их глубинный смысл и разгадать магические заклинания уже практически невозможно. Именно поэтому они так к себе манят.

Знаковое строение наличников

Из сохранившихся элементов домовой резьбы чаще всего привлекают внимание и сохраняются именно наличники, хотя при фотофиксации, конечно же, необходимо обращать внимание на весь комплекс домовой резьбы, включая ворота.

Устойчивые образы, символы и сюжеты мы можем найти в домовой резьбе, на прялках, посуде, орудиях труда, в вышивке и росписи. Данный список отнюдь не исчерпывающий, значение многих символов можно более или менее точно прочесть только в контексте.

Каждый наличник, отличается композиционным своеобразием. Наличник состоит из определенных композиционных символов, отражающих модель мироздания:

небеса и небесные хляби - наличие в навершении наличника четкого обозначение "верхнего неба";

движение солнца по небосводу - отображение заката и восхода солнца, движение солнца по небосводу с использованием не солярных знаков;

средний мир - растительный и животный орнамент, символизирующий срединный мир, в котором обитают звери, люди и растения;

подземная часть мира - движение солнца по "обратной" стороне земли; течение подводных вод.

Издавна в украшении наличников широко используются накладные реечки, ромбы, кружочки, зубчики, применяется пропильная резьба. Сочетание пропильной резьбы и накладных элементов с общей хорошо продуманной формой придаёт наличнику чрезвычайную красоту. Наличники имеют определенную структуру, состоят из отдельных частей. Среди них основными являются:

двухскатное навершение - треугольное навершение наличника, образующее фронтон; простые и сложные фронтоны;

арочное навершение - дуговое навершение самого наличника, когда фронтон имеет форму дуги; дуговое завершение самой рамы, вне зависимости от типа навершения наличника над рамой;

плоское навершение - верхние полочка-карниз;

многоярусное навершение - фронтон наличника из нескольких горизонтальных уровней; чаще — двухъярусное навершение наличника;

навесные детали - резные украшения в виде навесных деталей — "ушей" при навершении наличника, фестонов над колоннами (боковыми пилястрами) и "серег" под его карнизом;

боковые колонны - случаи, когда боковые колонны (пилястры) наличника принимают на себя большую часть смысловой нагрузки всего оформления;

ставни - оконные ставни, как часть наличника;

завершение - карниз - случаи, когда карниз (завершение наличника), богато украшен резьбой и несет смысловую нагрузку не менее чем навершение наличника.

Своеобразие наличников Иркутска

Деревянное наследие Иркутска сразу запоминается совершенно иным, нежели в большинстве городов способом резьбы. Объёмная резьба больше всего напоминает лепнину, поэтому Иркутские наличники торжественные, даже театральные: большинство из сохранившихся сделаны в конце XIX века, в расцвет эпохи ампира. Однако примечательны эти наличники не только этим. Размер, вот что бросается в глаза. Распахнутые ставни визуально увеличивают размер в ширину, а исполинских размеров оголовок, навершие наличника в полтора раза увеличивает его реальный размер.

Во-вторых, конечно — здесь все наличники со ставнями.
В-третьих, Иркутский наличник ни с чем не спутаешь — кроме навершия невероятной величины, его ещё и венчает подобие геральдической лилии с завитушками.
Всё это в купе с потрясающей профильной резьбой делает Иркутский наличник из ряда вон выходящим и узнаваемым.

Что замечательно в Иркутских наличниках, что многие владельцы их очень редко красят, поэтому непокрытый за сто лет двадцатью слоями краски узор вполне читается и очень красив. Что грустно в них же, что непокрытое краской дерево конечно же плохо сохраняется.

Почти все наличники здесь — сохранившиеся с XIX века. И это не памятники архитектуры, а жилые дома почти в центре города.


Не так уж и далеко от Иркутска расположен мой родной город Зима. А наличники на окнах говорят – далеко. Иркутск – большой город, наличники нарядные, парадные. В Зиме же немного другие формы и символы: более крестьянские, ближе к земле, к солнышку. Оконные проемы, украшенные наличниками, шире и выше. Во всем чувствуется основательность, утяжеленность фрагментов и символов. Возможно, это связано с особенностями крестьянского быта, которому присуще желание сделать надежную и прочную вещь, которая будет служить веками. В тоже время их символика и внешнее оформление совпадает с наличниками из Батамы: есть и берегиня, и ромбы с точками, как знак земли, прослеживаются и змеиные мотивы. А в структуре зиминских наличников часто встречаются резные украшения в виде навесных деталей — "ушей" при навершении наличника и "серег" под его карнизом. Основной формой наверший наших наличников, по моим наблюдениям, являются - двускатное и плоское навершия.



Наличники дома купца Бутовича в городе Зима Иркутской области

Как сегодня по наличию небоскрёбов определяют крупные индустриальные центры, так и сто лет назад наличие двухэтажной постройки в нашем городе говорило о его индустриализации, современном облике и статусе уже не села, а города. Почти вековую историю имеет деревянная постройка, искусно украшенная деревянной резьбой – дом Терентия (Юстина) Бутовича в Зиме. Представитель купеческого сословия, Т. Бутович внес в архитектурный облик сибирского провинциального городка нечто, что до сих пор вызывает разговоры и споры среди потомков. Дом Бутовича, выстроенный по приказу владельца по голландской технологии – на просмоленных лиственничных столбах, вбитых в землю, пережил революцию, гражданскую войну, становление советской власти, Великую Отечественную и перестройку общества сознания, И все же нам повезло, зиминцы имеют возможность лицезреть исторический архитектурный памятник до сих пор. Автор деревянных кружевных узоров – уникальный мастер – самоучка – столяр Иван Смирнов, его потомки живут в нашем городе по сей день.


Белый иней на окнах села Батама

Наличники села Батама отличаются своеобразием и в то же время несут единый символический смысл. В узорах наличников села можно встретить повторяющиеся мотивы: травянистый орнамент, берегинь, знаки земли и плодородия, в отдельных фрагментах солярные знаки, очертания животных. Наличники в большинстве однотонные, не разноцветные, преобладает белый цвет. Со слов жителей стало известно, что в основном все наличники в селе делал один мастер (самоучка) - Вячеслав Степанович Шелковников, этим объясняется их сходство.

Особенностью наличников села Батама является их ажурность, белый цвет придает воздушность, ощущение инея на окнах домов

Деревянные узоры наличников, украшения крыльца составляют единый ансамбль, объединенный общей символикой. Отличительной чертой батаминских наличников является обязательное наличие солярных знаков. Я думаю, это связано с языческими верованиями народа, потому что символ солнца издавна считался символом плодородия, благополучия, домашнего очага.

В тоже время присутствуют и основные магические знаки: берегини, знаки земли, воды, огня, змеиные знаки.


Обобщая собранный материал, можно абсолютно точно сказать, что резчики не выпиливали специально солярных узоров или берегинь, ни в 19 веке, ни столетием раньше. Как впрочем, и вышивальщицы не вышивали никаких магических знаков. Они делали так, как делали их прадеды и прабабки, как было принято в их семье, в их деревне. Они не задумывались о магических свойствах своих узоров, но бережно пронесли эти знания, полученные ими в наследство, дальше во времени. Именно это и называется памятью предков.

Все эти узоры и образы когда-то имели определенный смысл, являясь по своей сути охранными знаками. Ими украшены старинные обрядовые предметы, они же красуются и на наличниках. Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века. Но со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом.

В наше время, когда глубинка интенсивно заселяется дачниками из городов, многие дома утрачивают свой первоначальный вид. Вместо изумительных деревянных наличников зачастую вставляются пластиковые окна, режущие взгляд и уродующие исторический облик деревенских домов. Поэтому очень важно сохранить их первозданный вид, если не наяву, то хотя бы на фотографиях, чтобы подрастающее поколение имело представление, в каких домах жили их прадеды.

Автор: Анна Дмитриевна Ликшина,

города Зима Иркутской области

1. Ащепков Е. А., Русское деревянное зодчество, Государственное издательство

архитектуры и градостроительства, М.; 1950., 231с.

2. Болдырев-К а з а р и н Р.И., Народное искусство в Сибири, Вост.-Сиб.Изд., Иркутск. 1889, 197с..

3. Будинский П. И., Заселение Сибири и быт ее первых поселенцев, Харьков.

4. В о р о н о в В.В., Крестьянское искусство, ОГИЗ.: 1994, 139 с.

5. Забелин И. Е., Черты самобытности в древнерусском зодчестве, М.; 1900., 357с.

6.Серебренников И. И., Памятники старинного древнего зодчества в Иркутской области, Иркутск 1975., 289 с.

7. Соболе в Н. Н, Русская народная резьба по дереву, М.: 1934, 190 с.

Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.


Этот вид резьбы иногда называют пропильной или сквозной резьбой, так как она не имеет фона. По сути, фоном в такой здесь является всё, что видно сквозь пропилы. Ажурная резьба - это, своего рода, визитная карточка российских деревень и старых городов, где до сих пор сохранились одно- и двухэтажные деревянные постройки. Но ажурные изделия не утратили своей популярности и в наши дни. Причем, ажурную резьбу, украшающую деревянные дома, можно увидеть не только в пригородах, но и в крупных городах. Она присутствует и на постройках детских площадок, и на небольших строениях, представляющих собой кафе. Но чем дальше от города, тем чаще перед нашими глазами появляются деревянные дома в "кружевах". Орнаменты и рисунки ажурной резьбы во многом заимствованы у рельефной резьбы по дереву, с той лишь разницей, что "кружева" не предполагают наличия фона, о чем было сказано выше.

Надо отдать должное резчикам по дереву, придерживающимся "классических" форм, которые использовали наши предки. И хотя фантазия резчика безгранична, ажурная резьба - это, прежде всего, изображение розеток, очертаний животных, элементов растений и переплетенные причудливые линии. Другими словами, она остается неким отражением природы и исключает какие-либо нововведения, отражающие современность. Согласитесь, было бы нелепо, если бы скаты крыши, ставни, наличники и другие фрагменты дома украшала резьба, изображающая атрибуты нашего времени.

Для ажурной резьбы мастера использовали и продолжают использовать древесину сосны и лиственницы. Для небольших поделок, украшающих жилище, заготовками является древесина березы, осины и липы. Но, говоря о том, что данным видом работ занимаются профессионалы, мы не исключаем того, что такая деятельность доступна и домашнему мастеру. Как и в случае с теми видами резьбы по дереву, о которых уже рассказывалось в наших предыдущих беседах, для осуществления мечты о выполнении своими руками ажурной резьбы домашнему умельцу достаточно иметь желание сделать эту работу, а также старание, терпение и, конечно же, набор необходимых инструментов.

Предположим, что домашний мастер собрался украсить окна своего загородного дома наличниками с ажуром. Для этого ему, в первую очередь, потребуются сосновые и лиственничные доски. Определив необходимую длину наличников, умелец делает на досках отметки и отпиливает необходимое количество заготовок. При этом надо учитывать то, каким образом смежные наличники будут друг с другом соединены. В случае, когда наличники представляют собой рамку, их концы необходимо спилить под углом 45 градусов (аналогично рамке для фотографии, об изготовлении которой мы рассказывали). Прежде чем приступить к резьбе, необходимо произвести обработку древесины с помощью рубанка и других инструментов (об этой обработке мы говорили в одной из предыдущих бесед). Далее мастер откладывает в сторону обработанные доски, оставляя для дальнейшей работы только одну. Впоследствии эта заготовка будет служить мастеру неким эталоном.

На этом этапе не следует торопиться взять в руки инструмент и немедленно приступить к резьбе. Сначала домашний мастер должен ощутить себя художником и, воспользовавшись эскизом, нанести на бумагу предполагаемый рисунок, пропорции которого будут полностью соответствовать пропорциям "деревянный кружев", то есть 1:1. После того, как на бумаге появятся "кружева", умельцу следует перенести их на заготовку. Сделать это можно с помощью обычной копирки, но при этом нельзя забывать, что копирка непременно оставит на поверхности древесины темные пятна, которые затем надо будет удалить с помощью шкурки.

Участки рисунка, подлежащие сквозному вырезанию, желательно заштриховать карандашом. В этом случае домашний мастер не ошибется, когда будет осуществлять сквозную резьбу.

После того, как на заготовку будет нанесен рисунок, резчик берет в руки шило и отмечает (прокалывает) на поверхности заготовки места для сверления. Затем "к работе подключается" коловорот (не путать с коловоротом, которым просверливаются лунки и отверстия под столбы). Конечно, можно использовать и обычную дрель, но если домашний мастер решил во всем походить на профессионального резчика по дереву, то он должен использовать те инструменты, которыми пользовались и продолжают пользоваться настоящие столяры. Высверлив отверстие для "входа" пилы, умелец берет в руки ножовку с узким заостренным полотном. Этим инструментом выпиливаются прямые и слегка изогнутые линии. Для того, чтобы сделать полукруглый пропил, надо воспользоваться так называемой поворотной пилой, полотно которой поворачивается. Безусловно, обладая электролобзиком, домашний мастер будет не в силах удержаться от применения данного инструмента. Никто за это умельца не осудит, тем более, что работа с электролобзиком намного сократит время выпиливания. Правда, такую работу можно будет назвать резьбой по дереву с большой натяжкой, но в данном случае умелец будет обращать внимание не на терминологию, а на качество и скорость.

По завершении работы по высверливанию и выпиливанию рисунка необходимо подготовить поверхность для последующего нанесения на нее лакокрасочного материала. На этом этапе используется шкурка, надфили и напильники. После того, как поверхность будет "готова принять" лакокрасочный материал, домашнему мастеру не следует торопиться с декоративной отделкой, так как в его мастерской лежат другие доски, предназначенные для ажурной резьбы. Только что изготовленный наличник будет эталоном, по которому на другие доски мастер нанесет рисунок. Но и после этого обрабатывать наличник лакокрасочным материалом не стоит. Это желательно сделать после того, как законченные изделия займут свое место на фасаде дома.

Надо сказать, что даже с применением электролобзика и электродрели данная работа занимает достаточно много времени. Связано это с тем, что в доме не одно окно, и количество используемых досок для производства ажурных наличников нужно умножать на 4 по отношению к количеству окон.

После того, как домашний мастер справится с задачей, "новорожденные" наличники следует прибить или прикрутить с помощью саморезов к оконным коробкам. Лишь после этого можно приступать к покрытию наличников. Вид покрытия каждый мастер определяет сам. Кстати, будет нелишним обработать изделия антисептическими средствами. Это позволит продлить жизнь "кружевного" дерева.

Здравствуйте, я сегодня хотела бы рассказать о замечательном городе, в котором я живу вместе со своей семьёй – о Томске. В 2016 году городу исполняется 412 лет!

Город с очень богатой историей. Город окружают тайга и болота (самое большое в мире болото – Васюганское ) Климат сибирский, суровый – не зря раньше сюда ссылали заключенных. Я покажу немного фотографий и расскажу о сибирских кружевах из дерева, которыми украшали дома и которые ещё кое-где сохранились. На нашей свадьбе надцать лет назад мы с мужем фотографировались на фоне родительского дома (ул.Татарская), как молоды мы были . Тогда этому дому уже было больше 100 лет и эти надцать лет нисколько не повлияли на его облик, в отличие от нас

Деревянное кружево Томска, фото № 4

Деревянное кружево Томска, фото № 5

Итак немного фактов:

Томск — город в России, расположенный на востоке Западной Сибири на берегу реки Томь.

Старейший в Сибири крупный образовательный, научный и инновационный центр: 9 вузов, 15 НИИ, особая экономическая зона технико-внедренческого типа и 6 бизнес-инкубаторов. Является членом Ассоциации сибирских и дальневосточных городов.

В 2006 году в Томске проходил российско-германский саммит, где встречались Владимир Путин и Ангела Меркель.

На гербе Томска изображён серебряный, скачущий конь. (В Томске любят лошадей – есть несколько конных клубов, а в старину на гербе серебряная лошадь в знак того, что лошади сей округи почитаются лучшими и что у близ живущих татар имеются конские заводы, распространён был извоз).

Город богат памятниками деревянной и каменной архитектуры XVIII—XX веков.

Дома строили из сосны и кедра (сосна сибирская), дренажи и фундамент из лиственицы, бани из осины, вытяжкой из коры осины лечили разные хвори, из берёзы делали посуду и мебель, ею же топили дома, золу от берёзовых дров сыпали в огороды (раскисление кислых местных почв), из пихты делали веники и отвары от авитаминоза, рябину около дома садили - к счастью (и к здоровью), шиповник у калитки заменил частокол - от зла , тайга помогала людям выжить!

Деревянное кружево Томска, фото № 7

Деревянное кружево Томска, фото № 8

Деревянное кружево Томска, фото № 9

Деревянное кружево Томска, фото № 10

Деревянное кружево Томска, фото № 11

Деревянное кружево Томска, фото № 12

Деревянное кружево Томска, фото № 13

Деревянное кружево Томска, фото № 14

Деревянное кружево Томска, фото № 15

Деревянное кружево Томска, фото № 16

Деревянное кружево Томска, фото № 17

Деревянное кружево Томска, фото № 18

Деревянное кружево Томска, фото № 19

Деревянное кружево Томска, фото № 20

Деревянное кружево Томска, фото № 21

Деревянное кружево Томска, фото № 22

Деревянное кружево Томска, фото № 23

Деревянное кружево Томска, фото № 24

Деревянное кружево Томска, фото № 25

Деревянное кружево Томска, фото № 26

Деревянное кружево Томска, фото № 27

Деревянное кружево Томска, фото № 28

Деревянное кружево Томска, фото № 29

Деревянное кружево Томска, фото № 30

Деревянное кружево Томска, фото № 31

Деревянное кружево Томска, фото № 32

Деревянное кружево Томска, фото № 33

Деревянное кружево Томска, фото № 34

Деревянное кружево Томска, фото № 35

Деревянное кружево Томска, фото № 36

Деревянное кружево Томска, фото № 37

Деревянное кружево Томска, фото № 38

Деревянное кружево Томска, фото № 39

Деревянное кружево Томска, фото № 40

Деревянное кружево Томска, фото № 41

Деревянное кружево Томска, фото № 42

Деревянное кружево Томска, фото № 43

Деревянное кружево Томска, фото № 44

Деревянное кружево Томска, фото № 45

Деревянное кружево Томска, фото № 46

Деревянное кружево Томска, фото № 47

Деревянное кружево Томска, фото № 48

Деревянное кружево Томска, фото № 49


Домовая резьба известна на Руси еще с языческих времен. Она не только служила оберегом и украшала дом, но и решала практические задачи: наличники закрывали щели между оконными рамами и бревенчатой стеной, а причелины не давали крыше обрастать сосульками

Разновидностей резьбы существует великое множество, поэтому можно найти вариант на любой вкус. Самой древней считают плоскую, или глухую, резьбу, при которой на деревянной поверхности делают углубления и канавки, составляющие геометрический рисунок. Так в старину украшали торцы бревен, наличники и ставни.

Более сложной, а потому и более выразительной является рельефная резьба c выпуклым, объемным изображением.

Скульптурная резьба, как ясно из названия, предполагает создание самостоятельных, отделенных от фона фигур. В качестве примера можно привести традиционную голову коня, венчающую крышу избы. Ну а самая поздняя, притом и самая популярная в настоящее время — сквозная (ажурная, прорезная) резьба, выполняемая путем прорезания дощечек толщиной от 5 до 50 мм. По сравнению с другими видами деревянного декора она наиболее проста в исполнении, да и стоит дешевле. Но ее популярность объясняется не только этим. Сквозная резьба удивительно красива. Эффект от тонкого ажурного плетения многократно усиливается кружевной тенью, рисунок которой меняется в зависимости от угла падения солнечных лучей. А если украшения многоярусные (то есть доски наличников, причелин и подзоров накладываются друг на друга) да еще и окрашены в контрастные цвета, декоративный эффект усиливается еще больше.

Словарь терминов

Балясина – небольшой объемный или плоский столбик, поддерживающий перила ограждения.
Доска торцевая – орнаментальная доска, прикрывающая торцы выпусков бревен сруба.
Доска лобовая (красная доска, платок) – резной фриз на главном фасаде, помещенный над окнами. При каркасной конструкции фронтона она закрывала переход от бревен стены к его дощатой обшивке.
Дымник – деревянная труба для выхода дыма в курной избе, обычно резная.
Кисть – ажурная конечная часть причелины или полотенца.
Конек – верхний стык скатов кровли, прикрываемый охлупнем, а также фигурка, украшающая торец охлупня.
Курица (кокора) – искривленный ствол ели или ствол, вырубленный вместе с одним из корневищ, растущих перпендикулярно стволу. Крепится к слегам самцовой крыши и несет поток-водотечник.
Наличник – обрамление оконного или дверного проема, закрывающее щель между стеной и оконной или дверной коробкой. Зрительно выделял и подчеркивал проем.
Охлупень (охлоп, шелом) – выдолбленное бревно, прикрывающее конек кровли.
Подзор – резная доска, расположенная горизонтально под карнизом кровли крыльца.
Поток (водотечник) – брус с выдолбленным продольным пазом для водостока; в него же упираются нижние концы покрывающего кровлю теса.
Полотенце – резная доска, закрывающая стык причелин.
Причелина – доска, прикрывающая торцы слег.
Самец (щипец) – самонесущий треугольный фронтон. Верхняя часть этого фронтона называлась чело (очелье).
Серьга– резная доска, прикрывающая торцы бревен повала.
Слега – горизонтальное бревно, врезанное во фронтон.
Сорока – шпонка, скрепляющая коневую слегу и охлупень.
Ставни – одно- или двустворчатые резные затворы для косящатых окон.

Материальный вопрос

Очевидно, что материалом для резьбы служит прежде всего древесина. Преимуществ у нее множество — она красива, поддается обработке, пластична и прочна. Все это позволяет создавать сложные скульптурные фигуры довольно больших размеров. Но и недостатков хватает — пожароопасность, восприимчивость к атмосферным воздействиям, подверженность атакам грибка и насекомых. Памятники древнего зодчества дошли до нас лишь потому, что дерево, прежде чем пустить в дело, несколько лет сушили естественным образом и породы брали только те, что способны противостоять гниению. Но сейчас, с развитием химической промышленности, на фасадах можно использовать едва ли не все виды древесины. Вот наиболее популярные:

Осина и липа. Эти породы лучше других поддаются обработке, прочны и устойчивы к сколам. Осина, кроме того, почти невосприимчива к влаге, и изделия из нее пригодны для окрашивания водорастворимыми красками.

Клен и дуб устойчивые к сколам и вмятинам, твердые, а потому сложные в проработке деталей. Еще один недостаток — высокая цена. Плюсы — прочность и респектабельный вид.

Лиственница очень твердая и трудная в обработке, подвержена образованию сколов и отслаиванию. Но зато она устойчива к воздействию влаги, а потому долговечна. Со временем древесина приобретает очень красивый серебристый оттенок.

Ель и сосна — смолистые породы, при сушке подверженные растрескиванию. Работа с ними требует навыков и крайней аккуратности. Плюсом является ценовая доступность. Древесина ели и сосны наиболее распространена в центральной части России, и потому пользуется популярностью. При грамотном уходе украшения из нее могут служить долгие годы.

Для домовой резьбы подходят только качественные доски из массива (клеевые швы в первую очередь подвержены растрескиванию при использовании изделий вне помещений). Влажность древесины — не более 8–12%, геометрические параметры доски: толщина 18–20 мм, ширина до 190 мм. Не рекомендуется брать очень длинные ламели, 1,5–3 м — вполне достаточно, чтобы было удобно работать как при выполнении резьбы, так и при монтаже изделий. Нужно помнить, что чем короче доска, тем меньше вероятность поломки резных декоров при установке. Да и заменить такой элемент проще.

Пиломатериал отбирают с минимумом сучков на лицевой части будущих изделий. Причем все они должны быть живыми и не выпадать

Ну а после того, как резные украшения установлены на свои места, их следует окрасить, защитив от ультрафиолетовых лучей. Если этого не сделать, древесина очень быстро постареет, растрескается и приобретет некрасивый серый оттенок. Специальные краски для дерева в огромном количестве предлагает рынок. Существуют лессирующие составы, которые оставляют видимой естественную фактуру древесных волокон, и кроющие, образующие плотный декоративно-защитный слой. Обычно для рельефной резьбы берут прозрачные краски, а для ажурной — непрозрачные.

Альтернативой древесине может стать деревянный композит — листовой материал, изготавливаемый из древесной стружки методом горячего прессования. В качестве связующего выступает вещество природного происхождения — лигнин. Готовые изделия обрабатывают эвкалиптовой смолой.

Данный материал менее восприимчив к капризам погоды, нежели древесина, да и стоит заметно дешевле. Среди очевидных плюсов также отметим тот факт, что из композита, поставляемого в довольно больших листах, можно изготовлять крупногабаритные предметы декора — ажурные стенки беседок, украшения для крыльца, элементы садового дизайна и т. д. Но главное преимущество материала в том, что прочность его позволяет вырезать очень тонкие рисунки. Правда, это могут быть только прорезные украшения. Рельефную или скульптурную резьбу выполнить не получится — лист композита тонок, так что резцу мастера просто негде разгуляться. Обрабатывают материал вручную или на станках с цифровым управлением.

Украшая дом резьбой, очень важно соблюдать меру. Переборщив с декорами, можно превратить респектабельный особняк в пряничный домик

Цена изделий из древесного композита зависит от сложности резьбы — чем более ажурный вариант вы выбираете, тем выше будет стоимость. И конечно, изделия, в которых несколько слоев, будут дороже однослойных. Скажем, наличник стандартного размера может обойтись в сумму от 18 000 до 27 000 руб. Декоративные элементы поставляют полностью готовыми к установке, с прилагаемой схемой сборки, но можно заказать и фирменный монтаж.

Процесс заказа и монтаж

Выбор декоров зависит от множества факторов. Это и геометрия здания, и его этажность, и конструкция крыши, и, конечно же, форма оконных и дверных проемов. Очевидно, что универсальных украшений, подходящих к любому строению, крайне мало. Обычно домовую резьбу изготавливают на заказ, и цена определяется в каждом конкретном случае в зависимости от сложности изделий. Рисунок может быть выдержан в любом из традиционных стилей или сделан по предоставленным эскизам.

После того как определена общая концепция, на объект выезжает замерщик. На основе полученных данных специалисты компании разрабатывают подробный дизайн-проект, и заказ отправляется в работу. На изготовление домовой резьбы уходит в среднем от одного месяца до трех.

Крепят элементы домовой резьбы сухим способом — гвоздями или, что предпочтительнее, саморезами с цинковым покрытием, которое обезопасит от появления потеков ржавчины. Ажурные предметы декора в местах крепления рекомендуют предварительно засверливать, чтобы тонкие дощечки не растрескивались в процессе монтажа. В некоторых местах, особенно при установке легких внешних планок, возможна фиксация с помощью клея для наружных работ. При грамотном монтаже и пост-обработке резные украшения будут служить многие десятилетия.

Читайте также: