Красные штанги монтессори своими руками

Обновлено: 05.07.2024

Решив создать Монтессори-материал своими руками, который будет отвечать критериям подготовленной среды, педагогу или родителю стоит опираться на правила, разработанные Марией Монтессори и дополненные Международной Монтессори Ассоциацией (Association Montessori International).

Вот эти правила.

Выбирая кувшин, прикиньте, сможет ли его перенести ребёнок в руках не только пустым, но и наполненным до краёв, удобная ли у него ручка, есть ли носик для слива воды

1. Материал имеет чёткую цель.

Цель Монтессори-материалов направлена на психическое и физическое развитие, а не на формирование конкретных умений.

Упражнения из зоны практической жизни предназначены для развития самостоятельности и независимости, нацелены на формирование контроля и координации движений. Только в последнюю очередь они учат поливать цветы или вытирать пыль.

Сенсорный материал М. Монтессори помогает детям сформировать внутренние сенсорные эталоны формы, цвета, размера. При этом задача правильной постройки башни или подбор пары цилиндров на слух отходят на второй план.

Презентации в зоне языка также развивают независимость и самоконтроль, а не просто учат читать и писать. Математические упражнения — ключ к миру математики, который помогает развивать мышление и даёт возможность познавать закономерности устройства окружающего мира. Внутреннее понимание этих закономерностей закладывается от 3 до 6 лет. Дети не просто учатся считать, они получают важный опыт, который ляжет в основу математического мышления, основанного на понимании. Ошибки в системе Монтессори не важны, они вторичны, важен сам процесс познания и развития. Отсюда вытекает следующее правило.

2. Материал соответствует физическому уровню и возрастным особенностям развития ребёнка.

Для работы с каждой презентацией у детей должна быть соответствующая психофизиологическая готовность, а сам материал важно уметь распределять по возрастам.

Малыш 2,5 лет значительно отличается от дошкольника 6 лет. У них разные потребности и физические возможности. Для детей 2 лет следует подбирать предметы меньшего размера, объёма и веса, нежели для 5-6-летних. Выбирая кувшин, прикиньте, сможет ли малыш перенести его в руках не только пустым, но и наполненным до краёв, удобная ли у ёмкости ручка, есть ли носик для слива воды. Подбирая чайничек, обратите внимание, есть ли у крышки фиксатор, который не позволит ей выпасть, когда из него будут выливать жидкость.

При работе с блоками цилиндров ошибка, если она есть, видна сразу: цилиндр либо не входит в отверстие, либо проваливается, либо торчит над поверхностью блока. Это пример автодидактичности Монтессори-материала

3. Монтессори-материал имеет два вида контроля.

Мария Монтессори считала, что среда должна поощрять самостоятельность, создавать условия, чтобы дети учились сами. Внешний контроль со стороны взрослого убивает познавательную мотивацию, гасит самооценку и стремление к независимости. Поэтому пособия должны иметь контроль в самих себе и/или опираться на внутренний контроль маленького человека.

Первый тип контроля присутствует во многих игрушках, которые существуют уже несколько сотен лет, например, в матрёшке. Её нельзя полностью собрать иначе, чем от меньшей к большей. При этом малышу не нужен внешний контроль, ошибку он видит сам — иначе матрёшка не собирается.

Примером автодидактичности могут быть блоки-цилиндров. При работе с ними ошибка, если она есть, видна сразу: цилиндр либо не входит в отверстие, либо проваливается, либо торчит над поверхностью блока.

Второй тип контроля находится в самом дошкольнике, чувствующем ошибку: чем больше у него собственного опыта работы с упражнениями и взаимодействия с окружающим миром, тем тоньше ощущение размера, цвета, звука.

Прежде чем выполнить презентацию уход за растением, где требуется обрезать сухие листья, дошкольник учится пользоваться ножницами

4. Занятия даются от простого к сложному.

Презентации на полках располагаются и предъявляются детям от простого к сложному. Они вытекают друг из друга. В каждом последующем занятии используются навыки, полученные в предыдущих, и добавляется одна новая сложность.

Чтобы выполнить уход за растением, где требуется обрезать сухие листья, дошкольник уже должен уметь пользоваться ножницами; чтобы научиться пришивать пуговицу, малыш предварительно работает с шитьём по картону, которое учит владеть иголкой. Аналогичным образом даются занятия и во всех других зонах.

Если вы предлагаете малышу яблокорезку, но её размер или лезвия таковы, что усилий крохи будет недостаточно, чтобы самому разрезать яблоко

5. Пособие обеспечивает детям независимость.

Создавая презентации, взрослый должен выполнить их так, чтобы, работая с ними, дошкольнику не приходилось постоянно просить о помощи. Например, вы предлагаете малышу яблокорезку, но её размер или лезвия таковы, что усилий крохи будет недостаточно, чтобы самому разрезать яблоко.

К презентации подвижный алфавит относится не только сам алфавит в коробке, но и коврик, на котором выкладывают слова

6. Материал всегда в полной комплектации.

Материалом в Монтессори-методе называют набор предметов, которые объединены (обычно на подносе или в коробке/корзинке) для достижения одной цели (выполнения одного вида работы). Например, к подвижному алфавиту относится не только сам алфавит в коробке, но и коврик, на котором выкладывают слова.

Полнота комплектации важна:

  • потому что это позволяет ребёнку хорошо ориентироваться в презентации;
  • не отвлекает на поиск недостающих элементов;
  • помогает избежать обращения за помощью;
  • сохраняет длительную концентрацию на деятельности, что помогает довести занятие до конца.

7. Пособие экологически и психологически безопасно, отвечает идее антропоцентричности.

Многие, наверное, отметили, что вещи в Монтессори-среде выполнены из натуральных материалов. Принцип натуральности проистекает не только из экологических характеристик пособия, но и его психологических свойств.

Психологами замечено, что ребёнка больше привлекают вещи из дерева, нежели их аналоги из пластика. Дерево позволяет малышу дольше концентрироваться на деятельности, при работе с древесиной дети становятся спокойнее.

Мария Монтессори была не только врачом, но и антропологом. Она считала, что ребёнок в своём развитии повторяет в сжатом виде историю человеческой цивилизации. Поэтому работа с натуральными материалами для него не только естественна, но и психологически безопасна.

Примерно так будут выглядеть полки в Монтессори-классе для детей 2,5–6 лет по стандарту АМИ в зоне практической жизни

8. В материале присутствует цветовая кодировка.

Цвет каждого Монтессори-пособия не случаен. При формировании среды используется цветовая кодировка как внутри одной презентации, так и пересекающиеся кодировки между объектами одной зоны, и даже упражнениями разных зон. Одним из таких примеров являются розовая башня, подвижный алфавит и рамки-вкладыши для письма. Все они имеют в основе розовый цвет, так любимый детьми 2,5–4,5 лет, для которых они и предназначены.

В зоне практической жизни, в которую предметы полностью подбираются и изготавливаются самим педагогом, каждая презентация должна быть подобрана по цвету или рисунку на объектах. Например, полки в Монтессори-классе для детей 2,5–6 лет по стандарту АМИ в зоне практической жизни будут выглядеть примерно, как на фото ниже. Каждое пособие на своём подносе и кодировано по цвету. Ребёнок, подходя к полке, точно знает, что все эти предметы относятся к одному виду работы.

Неправильная розовая башня: у неё самый большой кубик 7 см, а самый маленький — 0,7 см, при этом кубиков в комплекте не 10, а 8

9. Точность Монтессори-материала.

Объекты в среде должны быть подобраны точно по размеру и соответствовать друг другу. Если кубики в розовой башне не имеют точного шага в 1 см, то вся работа с ней теряет смысл. Самый маленький кубик не может стать тем самым эталоном измерения. Поэтому родителям стоит задуматься, когда они приобретают что-либо, например, на AliExpress. Там можно встретить башню, у которой самый большой кубик 7 см, а самый маленький — 0,7 см, при этом их может быть в комплекте не 10, а 8. В этом случае отсутствует идея десятичной системы, заложенная в сенсорном и математическом материале. Также теряется взаимосвязь с другими пособиями. Например, у коричневой лестницы минимальный размер поперечного сечения призмы также равен 1 см, что позволяет в последующем комбинировать розовую башню и коричневую лестницу между собой.

Дети скорее выберут красивый предмет и будут с ним работать, нежели битый, грязный и непривлекательный

10. Материал должен быть эстетически привлекательным.

Мария Монтессори говорила о важности среды: в каком окружающем пространстве будут расти наши дети, такую среду они потом и будут создавать вокруг себя. Монтессори считала, что у детей стремление к эстетике и красоте является врождённым. Именно поэтому они скорее выберут красивый предмет и будут с ним работать, нежели битый, грязный и непривлекательный. Красота и эстетичность служит для малыша важным мотиватором к деятельности. Это то, что стимулирует человека к работе, а затем и к самостоятельному созданию чего-то прекрасного.

Создание среды для дошкольника требует соблюдения определённых правил и должна тщательно продумываться. Сначала поставьте цель, затем определите состав презентации и подберите предметы в соответствии с критериями:

Имя Марии Монтессори в настоящее время известно всем родителям и педагогам, работающим с детьми.

Её подходы к развитию ребенка оказали огромное влияние на дошкольное образование во всем мире.

Марию Монтессори дважды выдвигали на Нобелевскую премию. Талантливому психологу принадлежат открытия связи мелкой моторики с развитием речи и мышления у детей, сенситивных (благоприятных) периодов детства. Многие из современных развивающих игрушек основаны на материалах Монтессори: сортеры, вкладыши, развивающие коврики…

Несмотря на то, что практически в каждом городе существуют Монтессори - центры и Монтессори – группы, не у всех детей есть возможность их посещать.

Мария Монтессори изначально занималась вопросами воспитания и образования детей, имеющих проблемы в развитии. Но, к сожалению, финансирование государственных учреждений, работающих с такими детьми, не позволяло обеспечить их специальными материалами.

В прошлом учебном году наш Центр закупил большое количество Монтессори-материалов. Педагоги используют его для своей работы с детьми каждый день.

Все Монтессори-материалы условно можно разделить на зоны:

Зона практической жизни для формирования бытовых навыков. Упражнения, связанные с переливанием-пересыпанием-сортировкой развивают координацию рук, навыки самообслуживания.

Зона сенсорного развития , где ребенок развивает свое понимание мира при помощи разных органов чувств (осязания, обоняния, слуха). Учится определять цвета, форму, величину, температуру, вес предметов.

Математическая зона помогает в освоении математических операций при помощи продуманного дидактического материала.

Языковая (зона развития речи) формирует навыки чтения и письма, материалы для тренировки памяти, внимания, мышления.

Космическая зона (естественнонаучного воспитания) дает ребенку понимание окружающего мира, предметных связей, основы истории и культуры.

Мне хочется подробнее остановиться на том, как помогают Монтессори –материалы приобщить детей к знакомству с элементарными математическими представлениями.

Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Важно помнить, что главное – не объём знаний и умений, а их качество и влияние на уровень развития ребенка. Излишняя поспешность, стремление опередить возможности ребенка, усложнить задания могут привести к формальному, механическому запоминанию без должного осмысливания определенных действий и глубокого их понимания

Мария Монтессори сумела построить процесс ознакомления с простыми математическими понятиями таким образом, что ребенок начинает воспринимать цифры, формулы и символы зрительно и тактильно, а уже потом они укладываются в его сознании как некие абстракции.

Согласно её теории, предоставив в распоряжение ребенка различные предметы, которые он может сравнивать по величине, размеру, количеству и форме, мы тем самым создаем благоприятную среду для развития его математических способностей; по сути, мы учимся считать, играя.

В математической зоне собран сенсорный материал для развития чувств ребенка, умения сравнивать, измерять, упорядочивать; мыслить логично и точно. Благодаря своей наглядности и конкретности Монтессори-материалы этого раздела позволяют объяснять детям трудные абстрактные математические понятия и операции.
Математические материалы делятся на 5 основных групп:

знакомство с цифрами от 1 до 10, соотнесение числа и количества,
усвоение состава числа).

Непосредственно в своей работе с детьми я широко использую материал 1 группы и 5 группы.

Очень часто многие родители, услышав, что их ребенок научился считать до 10, 100 и даже 1000, с гордостью заявляют, что их ребенок умеет считать. Но, стоит только попросить его принести 3 ложки, 2 машинки и т.д., мы сразу увидим механическое восприятие счёта.

Поэтому в первой группе материалов мы знакомим ребенка в первую очередь с количеством, делаем это на числовых штангах .

Но самое главное предназначение штанг – это донести до ребенка информацию о том, что каждое число обозначает определенное количество предметов. Выкладываем штанги по порядку, пересчитав на каждой отрезки, рядом кладем карточки с соответствующими цифрами.

Но даже когда такие ограничения есть, то многих это не останавливает, есть мамы готовые пожертвовать многим ради приобретения дорого пособия, насколько оправдана такая покупка?

Весьма привлекательным на западных блогах выглядит развивающее пространство детской комнаты, практикующих домашнее Монтессори, неправда ли? И как прекрасна идея создания такого пространства для ребенка, где все разложено по полочкам и по зонам развития.

Montessori sreda


Только вопрос, многие ли могут похвастаться необходимыми габаритами детской комнаты, а если детей несколько и разного возраста? Если брать западные иллюстрации домашней Монтессори-комнаты, то как правило, они создаются для домашнего обучения, а не как дополнительная опция для ребенка, посещающего детский сад полного дня.

Если вы планируете отдать ребенка в Монтессори-класс после 3-х лет, то все материалы ему будут доступны и необходимость иметь их дома точно отпадает. А если такой возможности нет, и своего ребенка вы обучаете самостоятельно, то в этом случае покупка Монтессори-материалов может быть оправдана.

  • Вы можете без ущерба для семейного бюджета выделить достаточно большую сумму денег.
  • Вы ищите красивые образовательные материалы
  • Вы знаете как презентовать этот материал ребенку или готовы кропотливо в этом разбираться и учиться.
  • В целях экономии времени, вам проще некоторые материалы купить, чем делать самостоятельно.
  • Вы готовы к тому, что ребенка может не заинтересовать тот или иной материал.
  • Вы готовы искать пути и новые подходы к тому, чтобы вызвать интерес в ребенке, побудить исследовать материал, придумывать и выискивать все новые упражнения с этим материалом.
  • Вы планируете использовать этот материал не для одного ребенка.

Принимая решение о покупке материала необходимо помнить, что материал не работает сам по себе!

Если брать Монтессори-центр, то ребенка в нем окружает определенная упорядоченная среда, где он выбирает себе занятие в соответствии со своим интересом. Он видит, как работают старшие дети с еще не знакомым ему материалом, и он уже знает, чем он будет заниматься в будущем, он тоже хочет делать также, не нужна дополнительная мотивация.

Если мы пытаемся создать подобную среду дома, то такого окружения у ребенка нет. Поэтому ребенку необходима будет дополнительная мотивация для работы с материалом. Если мама будет каждый день делать что-то с этим материалом, то ребенок заинтересуется. Если материал просто стоит в уголке, то он привлечет только на стадии новизны, но дальнейшей работы с материалом, глубокого его исследования происходить не будет. Это, на мой взгляд, ключевой момент при покупке подобных материалов.

Многие материалы интересны ребенку на короткий период времени, пока он не освоит тот или иной навык, поэтому такие материалы нет смысла покупать. Лучше поискать заменители или сделать самой, к таким относятся многие сенсорные материалы, шершавые буквы и цифры, подвижный алфавит.Обдумывая вопрос о покупке оригинальных материалов, я долго принимала решение. Но будучи фанатично настроенной монтессори-мамой, я приняла решение о покупке по следующим причинам:


Для дома я приобрела следующие материалы:

Розовая башня
Коричневая лестница
Красные штанги
Цветные цилиндры
Цветные таблички — ящик №3
Красно-синие штанги – настольный вариант
Малый подвижный алфавит

Montessori msteriali

К тому же, в силу моей работы, у меня была возможность брать во временное пользование некоторые материалы: блоки цилиндров, доски для ощупывания, весовые таблички, материалы по ботанике и географии.

Оправдались ли мои ожидания от покупок? Частично да. Но как я и писала выше, необходимо прикладывать дополнительные усилия для мотивации ребенка в работе с ними. Когда интерес есть – ребенок прекрасно ими занимается.
Так же, необходимо отделять в сознании ребенка, что это не просто игрушка в ряду других составляющих детской, а материал и есть определенные правила в обращении с ним. Поскольку, если материал превратится просто в игрушку для строительства, уже будет сложно показать какую-то иную возможность этого пособия.

Cистема сенсорного воспитания Марии Монтессори

Мария Монтессори верила, что интеллект ребенка и его знания о мире всегда берут начало в органах чувств. Любой мысли всегда предшествует процесс сбора информации. Это значит, что чем более тонко работают все анализаторы, тем больше у человека шансов решить стоящую перед ним задачу.

В своей книге "Впитыващий разум ребенка" М. Монтессори говорит, что сенсорное развитие позволяет открыть для малыша целый новый мир, делая видимым больше вещей и их свойств, как если бы кто-то вдруг включил свет в тёмной комнате.

Важно понимать, что то, что взрослые считают очевидным, ребенку только предстоит узнать: маленький камень легче большого камня, но при этом тяжелее пёрышка, стекло на ощупь гладкое и холодное, а осенний листочек теплый и шершавый. Впитывающий разум ребенка настроен на познание, но важно поместить ребенка в правильную среду, где он сможет найти применение своей природной любознательности.

Подробнее о подходе Марии Монтессори смотрите в нашем вебинаре для родителей:

История сенсорного воспитания по Монтессори

Мария Монтессори не была первым педагогом, который обратил внимание на важность развития органов чувств детей. При разработке своего подхода она во многом опиралась на работы французского врача и педагога Эдуарда Сегена, который в своё время работал с детьми с особенностями развития и создал собственную систему упражнений для развития восприятия детей и обучения их бытовым навыкам. Жан-Жак Руссо и Иоганн Генрих Песталоцци в своих работах также обращали внимание на роль развития органов чувств при обучении детей.

Роберт Баден-Пауэлл, основатель движения скаутов и современник Марии Монтессори, говорил, что для получения знаний о мире детям необходим реальный опыт взаимодействия с предметами. Это утверждение легло в основу его теории об активном обучении. Он высоко ценил педагогический подход Марии Монтессори, отмечая, что если перестать приказывать и начать более деликатно подкреплять естественную потребность маленького ребенка в новом опыте, педагоги могут создать гораздо более основательную базу для последующего обучения и развития. По его мнению, представление об образовании как о тяжелой и изнуряющей работе безнадежно устарело.

Мария Монтессори создала систему сенсорного воспитания, основываясь на многолетнем опыте наблюдения за детьми и изучении работ выдающихся педагогов и врачей. Пусть она и не была первой, кто открыл необходимость сенсорного опыта для развития ребенка, она точно была первым педагогом, который смог обратить внимание общественности на этот факт.

Правила организации сенсорного воспитания по Монтессори

По признанию самой Марии Монтессори работа по созданию наборов не была лёгкой: необходимо было создать материал, который бы демонстрировал свойства изолированно, обладал педагогической ценностью и при этом был бы привлекателен для ребенка. Так появился набор сенсорного материала по Монтессори.

Правила организации сенсорного воспитания по Монтессори

Основные задачи упражнений на сенсорику по Монтессори

Поясним на примере, как связаны сенсорика и абстрактное мышление:

Предположим, что вы никогда не видели окапи. Теперь ваша задача представить это животное по описанию: это гнедая лошадь с ногами зебры и головой жирафа. Получилось? Если да, поздравляем, ваше сенсорное развитие на высоте, ведь для этого упражнения вам нужно иметь представление о мастях лошадей, окраске зебры и особенностях строения тела жирафа.

Любая абстрактная идея – это в сущности своей хитрое переплетение разной информации из нашего реального опыта. Именно поэтому смышлёность ребенка берет своё начало в раннем детстве и возможности упражнять все органы чувств снова и снова.

Что можно найти в зоне сенсорного развития Монтессори центра?

  • Формы: наборы геометрических фигур, а также более сложные формы (например, фигурки животных или листья растений)
  • Объёмные фигуры: Розовая Башня, Коричневая лестница, Красные штанги, Монтессори цилиндры-гирьки
  • Цвета: наборы базовых цветов, картотека оттенков
  • Текстура: доска для ощупывания, шершавые таблички, корзинки с лоскутами
  • Температура: тепловые кувшины, тепловые таблички
  • Масса: весовые цилиндры и таблички
  • Сортировка мелких предметов, волшебный мешочек
  • Громкость: звуковые коробочки, музыкальное сопровождение занятий
  • Высота: колокольчики, звуковые цилиндры, музыкальные инструменты

Звуковая информация

Вкусовые качества и запах

  • Вкусовые бутылочки, беседы во время приёма пищи
  • Баночки с запахами

Помимо упражнений с изолированными сенсорными качествами, в Монтессори пространстве всегда можно найти наборы, в которых сочетаются несколько качеств, например цвет и форма:

  • Биноминальный куб
  • Триномиальный куб
  • Конструктивные треугольники
  • Квадраты Монтессори
  • Цилиндры без ручки

Изучение наук по М.Монтессори также начинается с сенсорного воспитания. Знакомство с основными качествами объектов мира природы и культуры готовит ребенка к изучению наук об обществе, биологии, физики, химии и даже математики:

  • Наборы листьев разных растений
  • Тематические пазлы
  • Карты и глобус
  • Флаги
  • Наборы с природным материалом
  • Репродукции художников и фотографий природы

Идеи сенсорного развития Монтессори в домашних условиях

Несмотря на то, что Монтессори центры используют специализированные наборы для развития детей, создать игру, обогащающую сенсорный опыт ребенка несложно.

  • Звериные соревнования. Обсудите с малышом, как передвигаются разные животные и попробуйте устроить соревнования: отчертите линию старта и финиша и предложите пробежать её боком как краб, проковылять как медведь или пропрыгать зайцем.
  • Лепка. Кинетический песок, солёное тесто, пластилин и глина прекрасно развивают тактильную чувствительность ребенка. Не обязательно сразу пытаться создать шедевр: достаточно научиться катать шарики, расплющивать их в блины, вытягивать в колбаски, сжимать и наблюдать, как материал просачивается сквозь пальцы

Идеи сенсорного развития Монтессори в домашних условиях

  • Рисуйте мелками на асфальте и играйте в классики. Как и предыдущее упражнение это тренирует не только органы чувств, но и координацию ребенка
  • Игра в молчанку. Просто так молчать уже не интересно? Предложите малышу запомнить 5 разных звуков, которые он успел услышать за минуту тишины (гудок машины, звуки птиц, разговоры людей, упавший карандаш и т.д.)
  • Охота за сокровищами. Нарисуйте лист предметов, которые ребенок должен найти за время вашей следующей прогулки (длинная шершавая шишка, красный листочек, жёлтый листочек, сухая ветка и т.д.). Не забудьте взять с собой ручку, чтобы вычеркивать найденное.
  • Рисование с помощью штампов, пальцев, кисточек и даже ватных палочек. Сложно переоценить влияние занятий свободным творчеством на развитие ребенка
  • Угадай запах. В непрозрачные коробочки положите предметы с разным запахом: любимый шампунь, корку апельсина, немного ванили, сушеную гвоздику, жареную котлету. Устройте конкурс самого острого нюха.
  • Поэкспериментируйте с музыкальными инструментами: ксилофон, глюкофон, калимба, барабан, бубен, шейкер, дудочка. Не обязательно сразу записываться в музыкальную школу, чтобы приобщить ребенка к музыке.
  • Угадай продукт по вкусу. Завяжите малышу глаза и предложите угадать, что сегодня на обед.
  • Чаще давайте малышу ходить босиком, ведь там под ногами целый мир: песок, лужайка, ручей, галька.

Выводы

Развитие ребенка начинается с развития его органов чувств. В 21 веке это не просто мнение педагогов, а научно доказанный факт. В раннем возрасте ребенку очень важно узнать максимум о мире вокруг с помощью всех своих органов чувств, именно поэтому ни один компьютер не сможет заменить ребенку реальный опыт нахождения в разной среде (лесу, парке, магазине, на кухне и т.д.). Постарайтесь познакомить малыша с самыми разными предметами, и продумайте, как организовать ему зону сенсорного развития, если идеи Марии Монтессори вам близки.

Выводы

Заключение

Одна из самых сложных в организации зон развития ребенка по Монтессори – это зона сенсорного развития. Нужно продумать, как познакомить ребенка с ощущениями самой разной модальности, и не забыть даже такие чувства, как вкус или запах.

Метод Монтессори в домашних условиях

Организовать детям Монтессори пространство дома не только можно, но и нужно, если ребенок посещает Монтессори клуб. Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию по квартире, где детей воспитывают по методу Монтессори, и постараемся собрать самые главные рекомендации, как самостоятельно создать ребенку среду для развития.

Сперва предлагаем освежить ваши знания о том, чем примечателен наш подход:

Можно ли применить метод Монтессори для детей в домашних условиях?

Очень часто родителям кажется, что Монтессори метод требует очень сложность организации пространства и невероятного количества развивающих наборов, что явно не вписывается ни в бюджет семьи, ни в метраж её квартиры. На самом же деле Монтессори среда дома организуется достаточно легко, а потраченные усилия компенсируются нормализацией детского поведения и снижением количества истерик.

Малышам очень важно обрести самостоятельность, а значит, взрослые и пространство должны помочь им делать как можно больше всего без помощи взрослых. Правильно организованное пространство доступно малышу, эта свобода снижает стресс и уровень фрустрации из-за невозможности сделать что-то без родителей.

Сама Мария Монтессори не разделяла правила для дома и для классной комнаты и говорила, что любая среда, в которую помещён ребенок, должна подходить ему и служить на пользу его развитию. Это значит, что если вы выбрали этот подход для своего малыша, то начать стоит непременно с условий, в которых живёт ребенок.

Самый простой способ развития детей по Монтессори в домашних условиях

С помощью Монтессори приёмов для дома вы сможете органично включить ребенка в уход за домом и сделать из стирки, готовки и мытья посуды целый многопрофильный детский развивающий центр.

Мы часто недооцениваем малышей, нам кажется, что двухлетка ещё ничего не может, но в реальности в правильно организованной среде даже двух-трёхлетние дети способны выполнять простейшие задачи: мыть посуду и овощи, вытирать стол и пол, смешивать ингредиенты и сортировать бельё перед стиркой. Они делают это с огромным удовольствием и гордостью, ведь родители доверили им что-то очень важное, а главное, эта активность не только поможет им в будущем держать свой дом в порядке, но и разовьёт многие навыки лучше новомодных игрушек.

Сперва просто расслабиться, Монтессори не терпит суеты.

Осмотрите квартиру и вспомните, какие домашние задачи были сегодня в вашем списке дел. Подумайте, что из этого мог бы освоить вам малыш: уборка, готовка, стирка. Можете даже посмотреть в интернете, с какими домашними делами дети, воспитанные по методу Монтессори, справляются в этом возрасте.

Начните обучение с самых простых операций, например, взять и положить: положить носки в стиральную машинку, порезанный банан в кашу. Затем вы будете наращивать новые операции на базу уже освоенных навыков (например, самостоятельно почистить банан перед нарезкой, а затем и порезать его без помощи взрослых).

Выделите день посвободнее, чтобы у малыша было время освоить новый навык и удивитесь, как много может ваш малыш, если правильно подойти к его воспитанию.

Гид по Монтессори квартире: как организовать развивающие занятия дома

Теперь же давайте пройдемся по квартире, и выясним, как ребенок может быть включен в жизнь семьи, и что может понадобиться для использования методики Монтессори в домашних условиях.

Развитие по Монтессори на домашней кухне

Раз мы уже начали с готовки, то первую остановку сделаем на кухне. Обычно это очень популярное место в квартире, а уж с наступлением эпохи карантинов начинает казаться, что вся семья только и делает, что передвигается между кухней и спальней.

Первым важным приобретением для кухни должен стать небольшой табурет-стремянка (в интернете можно легко найти подходящие по размеру, функционалу, стилю и цене варианты). Такой табурет обязательно должен быть достаточно лёгким, чтобы ребенок мог сам его передвигать, и достаточно устойчивым, чтобы увлеченный готовкой малыш не упал с него. С помощью такой стремянки открываются совершенно новые возможности: можно пользоваться раковиной, столами и ящиками наравне со всеми, а, значит, и чувствовать себя частью семьи.

Развитие по Монтессори на домашней кухне

Другим полезным приобретением будет простой высокий стул для кормления ребенка за общим столом. Люди всех культур едят вместе, и совместный прием пищи является очень важной частью социализации и ощущения общности для семьи. Не кормите ребенка отдельно, позвольте ему быть вместе со всеми.

Если бюджет семьи и размеры кухни позволяют, можно оформить отдельный уголок для ребенка с набором посуды, безопасным ножом, графином воды, небольшой раковиной с проведённой водой. Также важно выделить там стол, на котором ребенок сможет готовить пищу.

Монтессори детская дома

Одно из самых очевидных мест дома, где стоит использовать Монтессори материалы – это комната (или зона) самого ребенка. Мы уже делали целую статью про детскую комнату по Монтессори, но сегодня пройдёмся по основным моментам ещё раз.

Все вещи и развивающие материалы должны быть в зоне доступа ребенка (это касается и высоты полок, и лёгкости открывания всевозможных ящиков и дверок). Для Монтессори материала лучше всего использовать открытые этажерки, корзины и подносы, для одежды и предметов ухода – детские шкафы и ящики,

Одежда в шкафу должна быть расположена так, чтобы ребенок всегда мог выбрать из нескольких вариантов: пара футболок, пара штанишек, несколько пар носков и так далее,

Избегайте захламления пространства и ярких цветов в оформлении, ненужные предметы рассеивают внимание малыша,

Монтессори детская дома

Расположите в корзинах несколько книг по возрасту ребенка и оформите уголок для чтения с креслом и лампой, чтобы малыш мог сам присесть и полистать их, например, перед сном. Подбирайте книги, рекомендуемые Монтессори педагогами для домашнего чтения,

Для самых маленьких стоит использовать кровать-матрас, чтобы ребенок мог сам залезать и вылезать из неё. Для ребенка постарше можно поставить полноценную кровать, которая будет удобна для него.

Игрушки и материалы имеет смысл чередовать: в доступе у ребенка за раз должно быть где-то 6-10 активностей, остальные приберегите на другой день. Менять активности стоит где-то раз в неделю,

Сами игрушки тоже стоит выбирать с умом: не стоит приобретать те, которые делают всё за ребенка. Мы советуем отказаться от планшетов и игрушек на батарейках, они созданы не для развития ребенка, а для его отвлечения в угоду родителям.

Убедитесь, что абсолютно все элементы детской безопасны для ребенка, который находится там без контроля взрослых. Время наедине с собой очень важно для малыша, но вы должны быть уверены, что ему ничего не угрожает.

Монтессори детская дома

Ванная комната – методика Монтессори для развития навыков самообслуживания дома

Несмотря на то, что маленькие дети кажутся неопрятными, они очень хотят научиться ухаживать за собой, как мама и папа, поэтому в ваших силах ускорить процесс приобретения ребенком навыков самообслуживания.

Убедитесь, что у ребенка есть доступ до зеркала, раковины, есть своя зубная щётка и расческа, он сам достаёт до салфеток или туалетной бумаги и другим предметам для ухода за собой.

Приучение к горшку мы также рекомендуем проводить в ванной комнате, чтобы у ребенка сразу закрепились правильные ассоциации с местом. Позже даже маленьких детей можно достаточно быстро перевести на пользование унитазом: достаточно приобрести детское сидение и ступеньку.

Не лишним при интересе ребенка может стать и создание маленького дамского уголка, где малышка могла бы учиться заплетать себе волосы и играть в салон красоты.

Дачный участок – методика М. Монтессори для частного дома

Пребывание на природе является неотъемлемой частью Монтессори воспитания, причём это касается как городских жителей, так и тех, кому повезло расти за городом.

Само по себе нахождение на улице, наблюдение за живой природой и игры с природным материалом положительно влияют на развитие ребенка, поэтому старайтесь организовывать жизнь ребенка так, чтобы каждый день у него было хотя бы несколько часов прогулки.

Если есть возможность, полезно организовать для малыша пару грядок с простейшими растениями: салатом, морковкой, другими овощами. Уход за собственным огородом улучшит знания ребенка о живой природе, разовьёт его личностные качества, такие как упорство и терпеливость, поможет в развитии крупной и мелкой моторики, поможет малышу подольше находиться на свежем воздухе. Городским жителям стоит задуматься о зимнем саде на балконе или высадить пару растений на подоконниках.

Дачный участок – методика М. Монтессори для частного дома

Двор – это отличное место для развития координации и ловкости. Стимулируйте ребенка как можно больше двигаться: приобретите детский игровой комплекс, заведите собаку, привлекайте малыша к уходу за садом или строительству.

Обычная уборка тоже может стать Монтессори активностью в домашних условиях

Снова повторим, что если вы ещё не привлекли своего малыша к помощи по дому, то обязательно сделайте это в следующий раз.

Вытирать, отмывать, полоскать, оттирать, подметать, сортировать, выбрасывать, собирать: в каждом из этих глаголов сосредоточена польза для развития ребенка. Это и развитие координации и мелкой моторики, и ощущение причастности к делам семьи, и увеличение словарного запаса, и когнитивное развитие ребенка.

Обязательно подготовьте необходимые инструменты подходящего размера: небольшие тряпочки и губки, маленький веник и совок, швабру, ведерко для воды, пульверизатор с водой.

Учите малыша простым действиям и каждый раз немного усложняйте задачу. Будьте уверены, приучив ребенка к чистоте и порядку в дошкольном возрасте, у вас никогда не возникнет проблем с чистотой, когда он станет подростком.

Обычная уборка тоже может стать Монтессори активностью в домашних условиях

Выводы

Несмотря на кажущуюся сложность, переход к Монтессори воспитанию в домашних условиях осуществить достаточно легко. Главное продумать пространство так, чтобы ребенок всегда имел выбор активностей, мог активно участвовать в домашних делах и как можно больше делал без помощи родителей.

Пробуйте добавлять в пространство буквально пару-тройку Монтессори элементов и наблюдайте, как меняется жизнь вашей семьи. Если эти изменения вам по вкусу, добавляйте следующие зоны и материалы. Так, за небольшой промежуток времени вы мягко встроите Монтессори в жизнь всех членов семьи.

Заключение

Мы предлагаем Монтессори группы на несколько часов, Монтессори садик на половину дня и на целый день, индивидуальные занятия и творческие кружки для детей. Наши центры находятся в разных районах Москвы, и вне зависимости от филиала вас ждут домашняя атмосфера и сертифицированные педагоги. Запишитесь на бесплатное пробное занятия по методу Монтессори! Мы будем ждать вас в гости!

Читайте также: