Краеведческий музей своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 16.09.2024

Что такое концепция музейной экспозиции? Чем отличаются концепция музея и концепция постоянной экспозиции?

Концепция музея — документ, раскрывающий основную задачу самого музея, его социальную роль, схему работы с сообществом. Это документ, который описывает алгоритмы жизни музея, его потенциал и вектор развития, темы и принципы устройства основной экспозиции, временных выставок, социокультурных проектов, лекционных и образовательных программ. Иногда в концепцию входят способы выстраивания базовых маркетинговых стратегий и бюджетирование.

Концепция экспозиции — это в первую очередь уникальная идея экспозиции, зонирование, методы взаимодействия с аудиторией и способы визуальных решений.

Концепция может охватывать очень много тем, но в обязательном порядке должна отвечать на следующие вопросы.

Почему это зонирование именно такое, почему оно везде одинаковое и почему разделы этой экспозиции очень мало связаны друг с другом? Потому что эта модель краеведческого музея разработана в советскую эпоху и была удобной для того, чтобы выполнять несколько задач.

Как конкретно учет этих двух вещей меняет устройство экспозиции? Об этом можно говорить долго, и поэтому, чтобы не запутаться, выделим три ключа.

Музей должен быть сомасштабным человеку. В частности, это означает следующее.

Заложенные в концепцию решения можно воплощать очень-по-разному. Поэтому существует ее визуальная часть — зонирование помещения (в каком пространстве какую тему раскрываем) и набор референсов или визуализаций, показывающих решения, которые будут служить ориентирами для проекта.

Изображение к одной из концепций музейного бюро Solarsense для краеведческого музея 2020 года.

Музей, объектом деятельности которого является документация и презентация исторического, природного и культурного развития определённого населённого пункта или географического региона. Основными фондами такого музея являются связанные с историей этого региона экспонаты, в числе которых могут быть, например, археологические находки; произведения искусства или ремесла; документы и изобразительные материалы, фиксирующие исторические события, происходившие в этой местности; предметы быта; мемориальные предметы, связанные со знаменитыми земляками; материалы, отражающие экономическое и техническое развитие края, и т. д.

Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости. Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно.

Каждый человек любит то место, где он родился. Посёлок Тёплая Гора Горнозаводского района – моя малая родина. Родной край становится еще более близким и родным, когда знаешь его историю. Я с любовью и трепетом отношусь к своей малой родине. Через познание малой родины я осознаю свою сопричастность к стране, ее прошлому, настоящему, будущему. Людям, живущим ныне, и тем, кто придёт им на смену завтра, надо знать и помнить свои корни, сохранить для потомков историческую правду о событиях далёкой старины и последних десятилетий, порой трагических и противоречивых, увековечить память земляков, погибших за Отечество. Где же как не в историко – краеведческом музее посёлка можно об этом узнать? Бывать в музее приходилось неоднократно, а о его создании мне не известно. Я решил исследовать историю его создания.

Цель исследования: привлечь внимание взрослых и учащихся к изучению истории своего края, через посещение музея п. Теплая Гора.

Задачи исследования:

– исследовать историю создания и настоящее музея;

– познакомиться с биографией создателя музея;

– познакомить с изученной информацией учащихся школы.

Объект: краеведческий музей п. Теплая Гора.

Предмет: исследование истории создания музея.

Методы исследования:

– изучение архивных материалов

– беседа с жителями посёлка

– анализ литературы и интернет ресурсов

Гипотеза:

предположим, что школьники младших классов не знают историю создания музея в поселке.

Инициатором создания музея выступил Тимофей Николаевич Гимадудинов (1941-2015 гг.) – неутомимый краевед, эрудированный лектор. Талантливый учитель, он много лет преподавал историю в школе п. Теплая Гора. Выйдя на заслуженный отдых, он продолжал сотрудничать со школой. Его уроки Мужества были популярны среди подрастающего поколения, где речь шла о героизме наших земляков. Особенно трепетно Тимофей Николаевич относился к посетителям из детского сада. Народ это дотошный, искренний не отстанут, пока ответ на свой вопрос не получат. Очень тепло о нём, отзываются односельчане, как о тренере. Много лет он тренировал команду баскетболистов. Большое количество наград, кубков собрано в их копилке. И что самое главное, – Тимофей Николаевич самозабвенно любил свой посёлок, болел за него душой. Он сохранил и спас от забвения вещественные и документальные свидетельства о прошлом Теплогорского завода, о значимых событиях в истории посёлка Тёплая Гора. Тимофей Николаевич- неутомимый труженик. Он всегда был рад гостям. В любое время примет, а то и сам зазовет – есть что показать.

В 2015г. перестало биться сердце этого прекрасного человека.

13 июня 2016 года на стене у входа в помещение Теплогорского филиала Горнозаводского краеведческого музея им. М.П. Старостина установлена памятная доска в честь основателя и первого смотрителя, тогда еще Теплогорского краеведческого музея, Гимадудинова Тимофея Николаевича.

На торжественное открытие памятной доски, которое было приурочено к годовщине его кончины, собрались родственники Тимофея Николаевича, его соседи, друзья, коллеги и краеведы из других поселков района. Открыли доску старшие правнуки Тимофея Николаевича, прочитавшие трогательные стихи о самом лучшем прадедушке на свете.

История создания музея

Коллекции и экспонаты

Перекочевали в музей и памятные доски из чугуна. Одна – со времен основания графом Шуваловым теплогорского завода, а другая – со стены дома, где проживал выдающийся ученый-металлург И.А. Соколов. При нем шуваловские заводы процветали. Большой интерес вызывают снимки тех времен. Это работы Якова Собанцева, который был личным фотографом графа Шувалова. Мастер со знанием дела снимал рабочих и служащих завода, поселок и окружающую природу.

Подводя итоги своей работы, я могу сделать следующие выводы о том, что всякий человек должен знать историю родного края. Это – непреложное утверждение, которое редко кто решится оспорить. Тем более, что давно известна не пустая фраза – без истории нет будущего. Необходимо знать историю своего села, края – малой родины. А ведь история может быть очень давней и очень увлекательной и поможет в этом исторический музей.

В результате исследовательской работы я изучил историю создания музея в Тёплой Горе, узнал биографию создателя музея – Гимадудинова Т.Н., познакомил с изученной информацией одноклассников и других учащихся нашей начальной школы. Гипотеза моя подтвердилась, учащиеся с историй музея были почти не знакомы, что можно пронаблюдать в таблице. Она составлена по опросу учащихся школы.

Школьный музей – это пространство, в котором дети получают новые знания, принимают участие в образовательных мероприятиях, реализуют собственные идеи. И все это в неформальной доброжелательной атмосфере единомышленников. Наличие музея в школе – это дополнительные возможности сплотить детей, педагогов, родителей, привлечь интерес общественности, повысить рейтинг образовательной организации. В нашей статье мы расскажем о том, какими бывают школьные музеи, с чего начать создание проекта, что может послужить залогом его успешного развития.

Виды школьного музея

Музей-экспозиция (выставка) . Выставочные предметы здесь, как правило, представлены в закрытых стеклянных витринах или шкафах. Музейный зал строго ограничен и предназначен исключительно для организации экскурсий по узкоспециализированным вопросам. Часто педагоги включают выставочные экспонаты в учебный процесс. Музей-экспозиция придает школе элитарность и маловажен для внеклассной, досуговой или кружковой деятельности.

Музей-мастерская или студия . Обязательное условие – наличие в выставочном зале зоны для творческих занятий. По этой причине школы часто организуют такие музеи в кабинетах для уроков технологии или изобразительного искусства. Экспозиционные материалы не всегда представлены в границах одного помещения, иногда размещены в разных классах. Музей максимально вовлечен в образовательный процесс.

Музей-лаборатория . Основное отличие от предыдущего вида – профиль выставочных экспонатов. Здесь представлены атрибуты исключительно естественно-научной и технической тематик. Часть экспозиции располагается в предметных кабинетах. Выставочное пространство состоит из исследовательской лаборатории и специального оснащения.

Музей-клуб или музей-театр . Выставочный фонд помогает работе внеклассной кружковой деятельности школы. В него входят театральные наряды, фото-, видео-, аудиоматериалы о кинематографе и театре, заметки печатных изданий о национальных обычаях и традициях разных стран. Музейные атрибуты используются в театральных постановках, на уроках географии, истории.

Музей – адаптационный центр . Вид школьного музея для коррекционного образовательного учреждения. Здесь музей выполняет социально-психологическую функцию, например, формирование благоприятной атмосферы общения. Как правило, управляющий адаптационным центром имеет психологическое образование, обладает знаниями и навыками работы с девиантным детским поведением, сложными подростками, инвалидами. Задача музея – обеспечить доверительную коммуникацию, основанную на понимании и уважении.

Музей – экскурсионное бюро . Экспозиционный фонд базируется на краеведческих, исторических данных региона или города. Музей одновременно выполняет роль экскурсионного бюро, которое организует выездные или стационарные лекции, экскурсии. Музей отлично дополняет сопутствующие учебные программы: например, краеведение, экологический туризм.

Музей-игротека . В основе экспозиции – игры и игрушки, сделанные детьми, или переданные в дар. Для учеников младших классов руководство музея и педагоги проводят театрализованные обучающие уроки, выездные игровые мероприятия.

Музейное кафе . В рамках музейной деятельности учащиеся знакомятся с культурой приготовления пищи, столовым этикетом, рецептами и обычаями разных народов, организуют тематические кулинарные мастер-классы и чаепития.

Музей-ярмарка . Событийное мероприятие как вид досуга и предпринимательской деятельности. В торговый ассортимент входят изделия, изготовленные руками школьников.

В действительности современный школьный музей не придерживается строго одного жанра, а комбинирует их. Любой проект эффективнее развивается, если используются разные формы работы. Главное, чтобы принципы деятельности музея соответствовали специализации учебной организации, удовлетворяли творческие потребности детей, отражали историю региона и школы.

С чего начать создание музея

Существует ряд нормативных документов, регламентирующих создание и деятельность музея:

Согласно законодательству, образовательное учреждение организует музейную деятельность на основании приказа директора о создании музея. Следующий обязательный документ – приказ о назначении руководителя школьного музея, где прописаны условия работы, форма оплаты труда и обязанности. Трудовой кодекс позволяет сотруднику, ответственному за музейное дело, работать непосредственно руководителем музея или совмещать должность: 1 ставка – педагог, 0,5 ставки – директор школьного музея. Допускается альтернативное формирование оплаты труда: ставка, совмещение или в виде надбавок, премиальных выплат к базовому окладу.

Помимо двух приказов, в пакет учредительных документов, необходимых для открытия школьного музея, должны входить устав, а также свидетельство или паспорт.

Обязательные условия для создания школьного музея :

  • музейный актив из числа учащихся и педагогов, с возможным привлечением родителей и местных жителей;
  • музейное собрание, составляющее фонд музея;
  • помещение и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов (фондохранилище и экспозиционно-выставочный зал);
  • интеграция деятельности музея в образовательно-воспитательный процесс.

Музейный фонд

Каждый экспонат обладает художественной ценностью, смысловой значимостью, характеризует среду обитания, этап развития эпохи. Существуют неформальные критерии отбора потенциальных экспонатов:

  • информативность – содержательное значение предмета;
  • аттрактивность – способность привлечь внимание посетителей;
  • экспрессивность – интенсивность влияния на эмоциональную сферу человека;
  • репрезентативность или представительность – преимущество перед аналогами.

Формирование фонда – непрерывный увлекательный процесс. Необходимо регулярно пополнять коллекцию, привлекая детей. Учащиеся с повышенным интересом принимают участие в поисковых работах, исследовании исторических архивов, создают экспонаты своими руками.

Документооборот, учет предметов фонда не терпит халатности. Каждый атрибут обладает ценностью, его потеря или ненадлежащее хранение грозит ответственностью.

Помещение для школьного музея

Идеальное расположение выставки – теневая сторона здания. В противном случае нужно будет продумать защиту экспонатов от солнечных лучей: жалюзи, плотные шторы, раскидистые комнатные растения, деревья с внешней стороны здания.

В экспозиционном зале важно соблюдать температурный режим. Выставочные атрибуты нужно бережно хранить в герметичных витринах, размещать как можно дальше от отопительных приборов. Удачное место для габаритных предметов – в центре витрины чуть выше или ниже уровня глаз. Для мелких деталей выгодное расположение – ближе к зрителю и на высоте взгляда. Освещение должно быть направлено от зрителя к предметам выставки.

Деятельность и развитие школьного музея

Сотрудничество с краеведческими историческими учреждениями, архивными отделами, местными музееведами расширяет возможности школьного музея. Несмотря на его специализацию, важно использовать новые технологические инструменты, площадки, методы. Элементарный рекламный ход – группы в социальных сетях и индивидуальный сайт школьного музея.

Популярная ошибка начинающих: пытаться поместить в экспозицию все экспонаты. Избыток материала рассеивает внимание посетителей, и таким образом снижается ценность каждого предмета.

Привлекая учащихся к работе музея, важно учитывать их индивидуальные интересы, принудительные меры недопустимы. В музейной деятельности царит разнообразие, каждому желающему найдется дело по душе.

Пример школьного музея

Грамотная работа коллектива, множество интересных событий, прозрачная отчетность делают возможным привлечение дополнительных средств. Крупные компании, государственные ведомства, родительский комитет часто инвестируют в детские культурные проекты. Взаимовыгодное партнерство и финансовая поддержка позволяют школьному музею реализовать самые дерзкие задумки.

Прогрессивные музейные проекты культивируют профессиональный рост учителей, мотивируют детей к образовательному процессу, приучают их к труду и творческой активности, объединяют поколения, прививают культурные ценности.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Вступительное слово учителя: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы приглашаем вас совершить небольшую экскурсию по нашему краеведческому музею. Экскурсию проведут наши экскурсоводы-краеведы.

Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час
Встречу добрую и тёплую
Мы готовили для вас!

Краевед 2: Музей был открыт в 1998 году. Но до этого у нас существовал музейный уголок. В музее много экспонатов (более 100) – это предметы быта которыми наши односельчане пользовались 40–60 лет назад. Собраны они краеведами с помощью учителей, учащихся, местных жителей.

Краевед 1: Народная мудрость гласит: “Не забывай старь – она новизну держит”.

В нашем музее: утюг, самовар,
Старинная прялка резная…
Да можно ль любить свой край
Не зная историю края?

Тут порой такое диво
Попадётся средь вещей…
Позавидует Арсеньевский
Краеведческий музей…
Здесь на этом материале,
Что собрали от души,
Хоть научную какую
Диссертацию пиши…

Собирая вещи предков,
Любим мы свой край сильней,
Нету школы без музея
Без истории своей!
Да музей создать не шутка –
Нужно много сил и лет,
Чтоб годиться мог музеем
Юный краевед!

Краевед 2: Сбор экспонатов музея продолжается. Наши экскурсоводы-краеведы проводят экскурсии, встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, с местными жителями. Затем оформляют альбомы, стенды о людях родного края и села, проводят экскурсии по музею для учеников младших классов и среднего звена, для гостей школы.

Краевед 1: Невозможно себе представить быт русской деревни без глиняной посуды - это крынки, горшки, корчаги, кувшины, латки, кубышки, горлачи, миски, чашки, плошки и даже рукомои. Благодаря тому, что глина была общедоступна, пластична как материал, и становилась жаропрочной после обжига, то изделия из неё имели самый широкий спектр применения.


Крынка (кринка) – очень древний тип русского сосуда. По свидетельству археологов была известна ещё в X-XIII вв. В глиняных кринках обычно хранили и подавали на стол молоко или простоквашу. В зависимости от дополнительной обработки, кринки могли быть обварными, обливными (муравлёными), морёными, лощёными и киноваренными.

Краевед 2: Это орудие труда, играло не последнюю роль в повседневном крестьянском быту, к тому же являлось чисто женским - оно использовалось в домашнем хозяйстве - это рубель.Рубель использовался для разглаживания — “прокатывания” после стирки сухой холщовой ткани являясь, по сути, прообразом утюга. Для этого разглаживаемую ткань плотно накатывали нацилиндрической формы деревянный каток, а сверху прокатывали по плоской поверхности рабочей частью рубеля, который при этом с силой прижимали обеими руками за рукоять и противоположный конец.


Краевед 1: Угольные утюги пришли на смену рубелям. Угольные утюги появились в петровские времена в XVII веке. Были они чугунными. Во внутреннюю полость таких утюгов насыпали горячие угли, после чего приступали к глажению белья. По мере остывания - угли меняли на новые. Самые же первые старинные утюги появились 2000 лет назад в Китае. Всего известно семь основных типов утюгов.


Краевед 2: Самопрялки пришли на смену старинным прялкам. Пряхе не надо было рукой вращать веретено для скручивания нити, теперь достаточно было нажатием ноги привести в движение колесо самопрялки и нить, скручиваясь, наматывалась на катушку.


Краевед 1: Коромысло изготавливали из липы, осины, ивы, древесина которых отличается лёгкостью, гибкостью и упругостью. В быту русских крестьян наибольшее распространение получили гнутые коромысла в виде дуги.


Краевед 2: Полотенце — "кусок полотна". В прошлом полотенца изготавливалось в домашних условиях изо льна. Выращенный лен теребили (тягали), мочили, сушили, трепали, чесали, затем пряли нить, из полученной нити ткали холсты, которые потом вышивали рукодельницы. Холсты для рушников выбеливались, для этого их развешивали или расстилали на солнце. Узор создавали из льняной нити, чередуя выбеленные и невыбеленные нити. Создание рушников диктовалось не только материальной, но и духовной культурой: использованием в обрядах, ритуалах, традициях. В зависимости от назначения определялся узор. Рушники выполняли также эстетическую функцию.


Рушник (полотенце) - узкое, богато декорированное полотнище домашнего производства. При стандартной ширине полотенец 39-42 см их длина составляла от 1 до 5 м. На концах старинные рушники украшали вышивкой, тканым цветным узором, кружевами.

Краевед 1: Рубаха женская. Размер 44. Составная, сшитая из двух частей. Верхняя часть, "рукава", из тонкого домотканого льняного полотна. Воротник в виде невысокой стойки с застежкой на пуговицу, по центру груди прямой разрез. Рукава длинные, сужающиеся к запястьям.


Краевед 2: Предметы народного быта, каждодневно используемые в крестьянском хозяйстве, всегда являют собой сочетание красоты и практичности. Используя природные материалы, русский человек создал множество разнообразных, практичных, необходимых в крестьянском быту предметов. Короба и сундуки, зачастую украшенные росписью, закрывающиеся на замок, известны с Х-го века. Они предназначались для хранения различной одежды, приданного, украшений и ценной столовой утвари. По количеству сундуков и коробов судили о благосостоянии семьи.



Краевед 1: Кочерга, ухват, сковородник, хлебная лопата, помело - это предметы, связанные с очагом и печью.

Кочерга - это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара. С помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти. Перед посадкой хлебов в печь под печи очищали от угля и золы, подметая его помелом.


Краевед 2: А сейчас небольшая викторина по материалам нашей экскурсии. Мы с вами определим самого активного и внимательного посетителя нашего музея, который получит памятное удостоверение. Приложение

Учитель: Великий советский географ Н.Н. Баранский сказал: “Чтобы любить свою Родину, надо хорошо её знать”. Наша экскурсия подошла к концу, но краеведческая работа продолжается. Мы надеемся, что вы не окажетесь равнодушными к тому, о чём узнали сегодня. Земля, на которой мы живём, таит в себе много загадок и исторических находок. Любите свой край, своё село, делайте его лучше, красивее. Спасибо вам всем за внимание.

Читайте также: