Коврик для намаза своими руками

Обновлено: 03.07.2024

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Каков хукм молитвы на коврик ? И какой хукм класть его в мечети, чтобы на нем молился имам ? Является ли это новшеством ?

Ответ:
Хвала Аллаху !
Молитва на коврик является дозволенной, т.к. есть этому основа.
Приводят имам Бухарий, 379, имам Муслим, 513, от Маймуны, да будет доволен ею Аллах, кот сказала:

كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يُصَلِّي عَلَى الْخُمْرَةِ

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, молился на хумра

Хумра – это небольшой коврик, кот примерно рассчитан для лица, кот делается из листьев пальмы, и делает сажда на него молящийся, чтобы уберечься от жара земли или ее холода.
аль-Хаттабий выбрал мнение, что коврик может быть и больше, чем только для лица, и привел в довод хадис, кот. приводит абу Дауд, 5247, от ибну Аббаса, кот. сказал:

جَاءَتْ فَأْرَةٌ فَأَخَذَتْ تَجُرُّ الْفَتِيلَةَ فَجَاءَتْ بِهَا فَأَلْقَتْهَا بَيْنَ يَدَيْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَلَى الْخُمْرَةِ الَّتِي كَانَ قَاعِدًا عَلَيْهَا فَأَحْرَقَتْ مِنْهَا مِثْلَ مَوْضِعِ الدِّرْهَمِ

Пришла мышь, и зацепила собой свечу, и уронила ее перед посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на коврик (хумра), на котором он сидел, и прожгла место в нем, примерно с дирхам…”(достоверность этого хадиса подтвердил шейх Альбаний, в “сунан аби Дауд”, 4369)

Сказал аль-Абадий, в ” ‘аунуль-ма’буд”:”Это есть явное доказательство того, кто коврик может быть больше (т.е. как большая постилка). Так же в “ан-нихая”.
(см. “фатхуль-барий”, 333)
Сказал имам аш-Шаукани й :”Хадис указывает на то, что нет проблем молиться на коврик, не важно из материи или из пальмовых листьев или из чего-то другого. И так же не имеет разницы маленьким он будет или большим, как циновка или как ковер, как это известно из молитвы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на циновку, ковер и (фаруа) мех. шкура”.

Однако известно, что есть некоторые причины, кот. делают запретным молитву на ковриках и т.п.

Из них:
1 – если есть на коврике изображения живых существ, и запрещено использовать его, и необходимо убрать сурат
2 – если есть на коврике украшения, рисунки, кот. отвлекают молящегося и мешают его молитве, такая молитва макрух. Сказали ученые “ляджнатуд-даима”: “Что касается изображения, в кот. нет души, как например горы, реки, моря, деревья, дома и т.п., без изображений живых существ вокруг них, то дозволены они, однако молитва на таком макрух, т.к. это отвлекает молящегося, и пропадает смирение в молитве. Что касается самой молитвы, то они сахиха (приемлема)”. (см. “фетауа ляджнатуд-даима”, 6/180). Так же есь фетва от “ляджны “: “Мечети – это дома Всевышнего Аллаха, дома для выстаивания молитв и поминания Аллаха, и для смирения перед Ним… Рисунки, украшения на полу, коврах, стенах, кот. отвлекают от поминания Аллаха, отвлекают от смирения, и поэтому это порицали многие саляфы. И необходимо молящимся сторониться этого в мечетях, и хранить полноту поклонений своих, и сторониться того, что отвлекает от поминания Аллаха в таких местах (как мечеть), надеясь на награду. А что касается такой молитвы (т.е. на таком коврике или в таком месте), то она приемлемая”. (см. “фетауа ляджнатуд-даима”, 6/181, 182)

3 – если молитва совершается на коврик, для того, чтобы не прикасаться к земле, считая это низким или пренебрегая этим Передал имам Бухарий, 2036, от абу Са’ида аль-Худрий, да будет доволен им Аллах, кот. сказал:

اعْتَكَفْنَا مَعَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الْعَشْرَ الأَوْسَطَ مِنْ رَمَضَانَ قَالَ فَخَرَجْنَا صَبِيحَةَ عِشْرِينَ . قَالَ : فَخَطَبَنَا رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ صَبِيحَةَ عِشْرِينَ ، فَقَالَ : إِنِّي أُرِيتُ لَيْلَةَ الْقَدْرِ وَإِنِّي نُسِّيتُهَا فَالْتَمِسُوهَا فِي الْعَشْرِ الأَوَاخِرِ فِي وِتْرٍ فَإِنِّي رَأَيْتُ أَنِّي أَسْجُدُ فِي مَاءٍ وَطِينٍ ، وَمَنْ كَانَ اعْتَكَفَ مَعَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَلْيَرْجِعْ . فَرَجَعَ النَّاسُ إِلَى الْمَسْجِدِ وَمَا نَرَى فِي السَّمَاءِ قَزَعَةً ، قَالَ : فَجَاءَتْ سَحَابَةٌ فَمَطَرَتْ وَأُقِيمَتْ الصَّلاةُ فَسَجَدَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي الطِّينِ وَالْمَاءِ حَتَّى رَأَيْتُ أَثَرَ الطِّينِ فِي أَرْنَبَتِهِ وَجَبْهَتِهِ

Мы совершали и’тикаф вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, десять ночей в середине Рамадана, и наступила двадцатое утро. И обратился к нам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “Поистине я видел ночь предопределения, однако (было сделано так что) я забыл это, так ищите же ее в последние десять ночей Рамадана, в нечетные дни. И поистине я видел как буду делать сажда в воду и глину (грязь земленая). И тот, кто совершал и’тикаф с посланником Аллаха, тот пусть вернется !”И люди стали возвращаться в мечеть, и мы не видели на небе облачка. Затем пришла туча и пролился дождь, и наступило время молитвы, и посланник Аллаха делал сажда, да благословит его Аллах и приветствует, в глину и в воду, и мы видели следы грязи на его лбу и конце носа“.
И в этом хадисе видно, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, делал сажда в воду и глину, и не проявлял высокомерие и не подкладывал что-то на землю !

4 – если совершается молитва на коврик, кот. постелен на общий ковер для всех в мечете, пренебрегая. Или же делается это предостерегаясь от наджаса.
Сказал шейхуль-Ислам ибну Теймия :“Что касается тех, кто проявляет чрезмерность, из тех, кто подвержен наущениям, то они не молятся на землю, и не то, что постелено для всех, однако они молятся на коврик и т.е.”
(см “маджму’ аль-фатауа”, 22/177)

5 – если совершает человек молитву на коврик, считая что обязательно нужно совершать молитву на спец. коврик, и то что на нем обязанность молиться на коврик и нет разницы дома или в мечети. И дошло до того, что многие не молятся, кроме как на коврик, даже если дом застелен ковром.
Сказал шейхуль-Ислам , рахимахуЛлах:“Что касается молитвы на коврик, кот. видеться молящемуся как необходимость, то не было этого во времена саляфоа, мухаджиров и ансаров, и тех, кто последовал за ними в благе, с кот. пришел посланник Аллаха. Однако они молились в мечетях на землю, и никто из них не брал специальный коврик для молитвы. Передается от ‘абдуРрахмана ибну Махди, когда прибыл в Медину, разложил коврик. Тогда приказал Малик задержать его. Ему сказали что это ‘абдуРрахман ибну Махди, на что он ответил: “Разве не знал он, что расстилать коврик в нашей мечети – это бид’а !”(см. “маджму’аль-фатауа”, 22/163)

6 – так же если выделяется имам, дается ему коврик, специально для него, чтобы он молился на нем, хотя мечеть устлана ковром, зачем же тогда такое различие ?!
Это не дозволено, т.к. нет в этом необходимости, и это может привести сердце к высокомерию, и Аллах Велик от этого !


Молитвенный коврик, саджада (араб. سجادة ‎‎ — саджжа́дат, мусалла, бисат, хасир, хумра, перс. جانماز ‎ — джай-намаз, тат. намазлык ) — коврик для намаза, на котором чаще всего изображена ниша с остриём свода, обращеного в сторону киблы.

Содержание

Использование



Размеры и материалы

Размер коврика ограничен площадью, позволяющей совершать земные поклоны (суджуд). Ширина обычного коврика колеблется от 0,4 до 0,6 метров, а длина от 1 до 1,5 метра.

В качестве саджады могут быть использованы шкуры чистых животных (овца, корова и др.), листья (пальмы и др.), предметы одежды (куртка, халат и др.), ткань, бумага без нанесенных на ней типографских знаков (обои) и т.п..

История

Термина саджада нет в Коране, однако в канонических сборниках хадисов сохранились упоминания о хумрах, которые предназначались в первую очередь для защиты лица от жары либо холода земли [3] . Практика, связанная с повсеместным использованием молитвенных ковриков не существовала в ранее время истории ислама и появилась примерно в X—XI вв..

Термины

  • Фарраш — слуга, расстилающий молитвенный коврик.

В суфизме существует ряд мистических интерпретаций связанных с термином саджада.

  • Саджада — синоним тариката и цепочки преемственности (силсила).
  • Сахиб ас-саджада, шейх ас-саджада или саджада-нишин (восседающий на молитвенном коврике) — руководитель тариката.
  • Саджадат аль-иршад — место и право мистического наставничества.

Искусство

Изготовление молитвенных ковриков является одним из традиционных направлений прикладного искусства мусульманских народов [4] .

Галерея

Примечания

Литература

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Молитвенный коврик" в других словарях:

Таджикская Советская Социалистическая Республика — (Республикаи Советии Социалистии Тоджикистон) Таджикистан. I. Общие сведения Таджикская АССР образована 14 октября 1924 в составе Узбекской ССР; 16 октября 1929 преобразована в Таджикскую ССР, 5 декабря 1929… … Большая советская энциклопедия

Кибла — Ислам · Мечеть · Хадж … Википедия

Ханский дворец (Бахчисарай) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ханский дворец. Дворец Ханский дворец … Википедия

Хан-Джами — дворец Ханский дворец Ханский дворец в Бахчисарае Стран … Википедия

Хансарай — дворец Ханский дворец Ханский дворец в Бахчисарае Стран … Википедия

Ханский дворец в Бахчисарае — дворец Ханский дворец Ханский дворец в Бахчисарае Стран … Википедия

Пять столпов ислама — (Five Pillars of Islam), осн. предписания и религ. обряды ислама. Основы исламской веры (иман) требуют регулярного чтения шахады, гл. свидетельства веры, являющегося первым предписанием, или столпом, ислама. Шахада подтверждает единство Бога и… … Народы и культуры

Для каждого мусульманина молитвенный коврик – обязательный элемент при совершении намаза. В мечетях полы застелены большими коврами, в домах правоверных также могут быть ковры разного типа и размера, но индивидуальный молитвенный коврик при обращении к Аллаху будет присутствовать непременно. Какую роль выполняет этот аксессуар и почему без него не обойтись?

Фотография: Зачем мусульмане используют молитвенный коврик для намаза №1 - BigPicture.ru

Определенного стандарта для молитвенного коврика в исламском мире не существует – он может быть любого размера и расцветки. Тем не менее есть определенные черты, объединяющие эти предметы. Обычно на коврике выткан михраб – традиционная в арабской архитектуре арка, опирающаяся на две колонны. Вершина арки во время молитвы должна быть направлена в сторону Мекки. Направление это называется кибла, и мусульмане хорошо знают, как его определить.

Фотография: Зачем мусульмане используют молитвенный коврик для намаза №2 - BigPicture.ru

Обычно коврик имеет ширину 60 см и в длину не менее 150 см, но это совсем нестрогое правило. Главное, чтобы во время молитвы человек полностью на нем помещался и мог совершать в его пределах поклоны. Молиться мусульманам можно почти везде, за исключением 7 мест: туалета, свалки мусора, скотобойни, середины дороги, водопоя верблюдов, бани, крыши главной святыни – Каабы.

В Коране сказано, что когда-то молиться можно было только в мечетях, но затем Аллах сделал всю землю местом для молитвы. Пророк Мухаммед (аль-Бухари, 328; Муслим, 521)

Фотография: Зачем мусульмане используют молитвенный коврик для намаза №3 - BigPicture.ru

Человек может не знать, что на место, где он собирается совершить намаз, кто-то помочился и осквернит себя и свою молитву прикосновением к грязи. Наджас можно смыть, но для этого нужно, во-первых, знать о нем, а во-вторых, использовать проточную воду, которая далеко не всегда есть под рукой.

Фотография: Зачем мусульмане используют молитвенный коврик для намаза №4 - BigPicture.ru

Молитвенный коврик не даст совершить оплошность и осквернить себя – он как храм, который всегда с мусульманином и надежно защищает его от любого наджаса.


Эта техника широко используется в визуальных средствах массовой информации: в рекламных роликах, в фильмах.

Итак, внимательно рассмотрите свой коврик, не видите ли Вы, что-нибудь подозрительное?

Примеры некоторых "оскверненных" молитвенных ковриков.


1. Если присмотреться, можно увидеть на ковре священника


2. Фигура свиньи



4. Фигура животного


5. Масонские символы (пентаграммы, символы freemasson, египетские пирамиды, всевидящее око)


6. Крест на куполе мечети



Распоряжение Верховного муфтия зачитал заместитель председателя ДУМК Ершат Онгар, который представил нового главного имама Руслана Камбара. Прежнему главному имаму Кенжеали Мырзабаеву в качестве признания его заслуг накинули на плечи шапан. Прихожане выразили ему благодарность и пожелали плодотворно.


Дизайн мечети "Dubai Pearl" был в основном вдохновлен "Жемчужиной и ракушкой", которая являлась символом жизни в ОАЭ. Восемь ворот были вдохновлены верой в то, что в исламе есть 8 врат в Рай. Минарет выходит находит свое основание у земли, чтобы исчезнуть в небе и обрести форму паруса.



Председатель ДУМК, Верховный муфтий Наурызбай кажы Таганулы ознакомился со строительством новой мечети на 8000 мест в Шымкенте.


Пятничный намаз будет длиться целые сутки. Жума намаз посетил президент Турции Реджеп Эрдоган, которому принадлежит инициатива изменения статуса Айи Софии, а также министры и другие члены правительства.

Отзывы читателей (77)




Аузубилляхи минаш шайтани рожим! Бисмиляхир Рахманир Рахим! Мне тоже казалось что у меня на коврике как будто что то живое и3ображено,оказывается не мне одной показалось! Лучше брать коврики с наименьшими узорами(они иногда могут даже отвлекать),а по возможности вообще без узоров,зачем они вобще нужны!





Субханналах, я не переживаю за свой- он сшит вручную из самой обыкновенной однотонной ткани синего цвета, без каких-либо рисунков вообще.

Ну что можно сказать? Кажется - креститься надо.)) В стамбульской мечети Айя София есть канонические христианские изображения т.н. богородицы, Иисуса Христа, Иоанна Златоуста, византийских императоров, крестов и даже рунические надписи варяжских язычников. И ничего, как то османы 500 лет в ней молились безо всяких задних мыслей.



30 мая 1453 года султан МехмедII , завоевавшийКонстантинополь, вступил всобор Святой Софии, которыйбыл обращён в мечеть[22] . Ксобору пристроили четыреминарета, и собор превратился вмечеть Ая-Софья. Посколькусобор был ориентирован похристианской традиции — алтарьна восток, мусульманампришлось переиначить его,поместив михраб в юго-восточный угол собора(направление на Мекку). Из-заэтой переделки в Ая-Софии, каки в других бывших византийскиххрамах, молящиеся мусульманевынуждены располагаться подуглом относительно основногообъёма здания. Большинствофресок и мозаик осталисьневредимыми, как полагаютнекоторые исследователи,именно благодаря тому, что втечение нескольких веков былизамазаны штукатуркой.Соответственно, я полагаю, при совершении намаза фрески и мазайки не были видны, а значить фраза ''читали без задних мыслей'' вполне понятна.

Если кажется, то можно отыскать проблему даже там где ее нет. Переверни коврик, если такая мнительная и молись дальше.

если на всех остальных фото можно разглядеть что-то, то на 4-ом фото я в упор животного не вижу. если вообразить его живым, то это, на мой субъективный взгляд, - инопланетное желеобразное красное существо с одним зеленым глазом и завитыми усиками. ))


И мне показалось, что это какие-то цветы. А вообще, коврик должен быть попроще. Там сразу все будет видно.

Ассаляму алейкум! Мне показалось, что там бабочки. Мне на моем жайнамазе давно уже не нравятся узоры, но пока другой не приобрела. Буду использовать просто материал. Так можно?


Думаю что можно,лишь бы чистым было. И можно метку пришить,что различать верх и низ. Так раньше моя,ныне покойная,бабушка делала.




у меня консервативная золотая рамка и одна-единственная грууустная такая, одинооокая пальма посередине с четырьмя ветками и без кокосов.








))) А мне моя старшая сестра подарила из Эмиратов, коврик ручной работы, недешевый такой ), там вышита Кааба, кувшинчики с цветами, по периметру много-много цветов, красивый, разноцветный такой. Только что переправерил вроде чисто без всяких вражеских примесей, да сохранит Аллах. У меня сестра, очень любит меня вот и подарила такой на ее творческий, женский взгляд замечательный коврик!)))






у нас такие дивандеки были, смотришь цветок, а как иногда вроде и рот, и нос, глаза и очертание лица, думала у меня только с фантазией хорошо, кажись не только у меня)))


Альхамдулилля у меня зрение плохое, во время намаза узоры жайнамаза вообще не видно )))) Близоруким повезло, сестрам с плохим зрением в подарок всегда выбираю жайнамазы с мелкими узорами, такие удобны - все расплывается в пелене)


assalamu aleikum! Mne kajetsya na moem kovrike izobrajen shaitan s rogami koronai na golove. a''uuzu billyah! sosredatochitsya ne mogu teper v namaze, mysli vse tuda je uxodyat. Naschet 4-kartinki to ya tam razglyadel cherepashek. ))


Мой жайнамаз, мне сестренка подарила, еще в прошлом году, там Кааба и очертание мечети, так что у меня все Окей. Но мой жайнамаз немножко потерся оказывается, седня заметила когда, вглядывалась )))))))))))))))) И про себя подумала, неужели это от намаза, но да от намаза оказывется ))))))))))))))))))))Я счастлива, что мой жайнамаз потерся от Намаза.


У меня на жайнамазе по краям цветочки, листья. Но иногда умудряюсь находить образы и т.п. Ин ша Аллах перешью края другим материалом.


Я помню как моя бабушка читала намаз на камзоле. Приняла омовение, сняла камзол, прочитала и обратно надела. И в гостях не надо ходить искать жайнамаз.

Наши бабушки. сильные были они в вере. Правда моя баушка суры читала совсем неправильно, на казахский лад )).

Че делается то а!! У меня тоже на одном из жайнамазов какой-то шайтан нарисован на коврике! :) Но это если посмотришь не так. Я вот сам стараюсь на нем не молиться, думаю "раз у тебя такое воображение не стоит тебе на нем молиться". Я даже вроде спрашивал, не смущают ли кого нибудь еще эти узоры. Не помню точно, надо спросить наверняка.


Бисмилляхи Рахмани Рахим! Здравствуйте и радуйтесь, Братья и Сёстры! Печально. Печально именно за то, что мы только и можем картинки разглядывать. Поднимите свои "органы" и выйдете на улицы, там так много нуждающихся.. Хотя бы поговорите с ними. А то " я была на пальме, так там мне вязанный ручной Бриони коврик подогнали". Богу будут милее поступки Ваши. Созидайте и радуйте тех, кто жив и не замечает этого (детдом, бомжи!, старики, беспризорники, заключённые, недееспособные, Родные близкие). Посмотрите на себя в зеркало и задайте себе вопрос : "Достойны ли мои поступки. " Бездарность "некоторых" "блоггеров" останется бездарностью+бла-бла-бла. Создайте рубрику "сегодня я принёс пользу, посмотри видео" тогда может хотя бы для "внимания" начнём реально быть угодными Богу. Мир всем рабам и посланникам. МИР всем Мамам. АминЗдравствуйте и радуйтесь, Братья и Сёстры.ПиЭс\ у кого что в душе, то и видит. Слава Единому Богу Слава Аллаху, что хоть кто-то "видит Бабочек" и совершает Намаз.


Смотрите, чтобы ваш язык (или в данном случае - пальцы) не оставил вас банкротом в плане благих дел, заработанных вашими "часто поднимаемыми органами" и цветастыми выражениями.

Читайте также: