Туклипсы своими руками

Обновлено: 06.07.2024

скоростной байк

Часто при покупке наиболее распространённого горного велосипеда человек задумывается, точно ли этот байк удовлетворяет всем его требованиям. Как известно, маунтинбайки не славятся своими аэродинамичностью и накатом, потому что они нужны для покатушек по пересечённой местности, а не по ровным дорогам. Если для езды по городу вы уже купили горный велосипед вместо шоссейного, то не беда! Сделать велосипед быстрее вполне возможно, об этом мы и поговорим.

Колёса

Чтобы увеличить скорость велосипеда, вы должны знать, что самое важное – это покрышки. В стандартной комплектации горные байки идут в комплекте с шипованной резиной. Она крайне неуместна в городских условиях. Резина с агрессивным протектором имеет меньшую площадь сцепления с дорожным покрытием, в связи с чем накат велосипеда гасится.

Если вы ездите только по дорогам, то идеальными для вас будут покрышки типа слик. У них гладкая поверхность, что придаёт байку максимальную инертность. У сликов есть только водоотводящие канавки, которые нужны для того, чтобы на мокрой поверхности вам не было скользко.

слики с антипрокольным покрытием


Эти слики с антипрокольным покрытием очень хорошо проявляют себя в городских условиях

Ещё один годный вариант покрышки для МТБ, который призван улучшить накат, – полуслик. Это гибрид между горными шинами и сликами. Если вы хоть иногда выезжаете за пределы дороги, то лучше купить именно полуслик. По краям покрышки присутствуют шипы, а в середине – гладкая поверхность. То есть полуслик хорошо стабилизирует байк на поворотах, когда шипы начинают касаться дороги.

Полуслик


Полуслик сочетает в себе хороший накат и сцепление на грунтовке

Ширина имеет большое значение. Чем уже покрышки, тем они более накатистые. На шоссейные байки ставят максимально узкие шины. На горный велосипед такую узкую резину поставить невозможно из-за большей толщины обода. Поэтому выбирайте такие шины, которые вам будут подходить не только по виду протектора, но и по размеру обода.

Часто на переднее колесо ставят шипастую покрышку или полуслик, а на заднее – слик. Благодаря этому у вас улучшится накат и сцепление с грунтовой дорогой будет на приемлемом уровне.

Стоит сказать и про давление в камерах: чем оно больше, тем лучше накат. На покрышках должно быть написано максимально возможное давление для этой шины. Накачивайте колёса практически до максимума.

Амортизация

Если у вас хардтейл, дела обстоят не так уж и плохо. Амортизационная вилка раскачивается при езде, тем самым гася усилия велосипедиста. Задний амортизатор, если он есть, раскачивает байк ещё хуже, а также прибавляет велосипеду вес.

Чтобы хардтейл ехал быстрее, лучше поставить ригидную (жёсткую) вилку. Она мало весит, особенно карбоновая, и очень сильно увеличивает инертность байка. Причём карбоновая, при всех её достоинствах, будет ещё и слегка амортизировать за счёт того, что материал обладает хорошей упругостью. Алюминиевая тяжелее и дешевле, чем карбоновая, и очень жёсткая (не упругая).

жёсткая вилка


Размер жёсткой вилки необходимо подбирать точно под геометрию рамы, чтобы угол рулевой колонки остался таким же, какой и был.

Также почти все мягкие вилки имеют переключатель блокировки. Блокировка сделает из вашей амортизационной вилки ригидную. Если вы часто ездите не только по асфальту, но и по пересечённой местности, то вилка с блокировкой будет очень кстати. Один нюанс: блокировку нужно обязательно отключать при езде по кочкам, иначе вы рискуете испортить вилку.

Трансмиссия

Чем больше (по размеру) звёзды в системе, тем больше максимальная скорость байка. Это связано с тем, что передаточное отношение увеличивается. Чем оно больше, тем больше усилий нужно приложить, чтобы крутить педали.

модификация синглспида


На синглспид устанавливают большую звезду спереди, чтобы максимальная скорость байка была велика.

Посадка

Низкая и узкая посадка велосипедиста уменьшает сопротивление ветра. Благодаря этому и увеличивается скорость байка. Для того чтобы ваша посадка была более аэродинамичной, попробуйте купить длинный вынос руля и поставить его максимально низко, если есть проставочные кольца на штоке вилки.

Продаются и специальные лежаки, которые устанавливают на руль близко к выносу. С лежаком ваши руки будут расположены близко друг к другу, а также низко: примерно на уровне седла (если байк вам хорошо подходит по ростовке). Благодаря подлокотникам, которые входят в конструкцию лежака, вы будете меньше уставать.

Можно своими руками обрезать руль под ширину ваших плеч. Так ухудшится управляемость байком, но улучшится аэродинамика.

Также убедитесь, что седло установлено на правильную высоту. Для этого сядьте на велосипед и прокрутите педаль в нижнее положение. При этом соответствующая нога должна быть практически выпрямлена. Если вы всё время ездите на согнутых ногах, эффективность педалирования значительно падает. К тому же это может вызвать проблемы с суставами.

Педали

Чтобы повысить производительность педалирования, инженеры изобрели контактные педали, которые надёжно крепятся к шипам на подошве специальных велотуфель. Фишка в том, что на контактах вы можете не только давить на педаль, но ещё и подтягивать её вверх другой ногой. Максимальная эффективность достигается в том случае, если вы приучили себя описывать ногами круг, то есть производить круговые движения вместо нажатий на педаль.

Контактные педали


Контактные педали бывают с платформой и без; на этой фотографии педаль без платформы.

Более дешёвый и устаревший вариант – педали с туклипсами. Туклипсы – это ремешки, которые держат ногу на педали. Их недостаток, в отличие от контактов, в том, что из туклипсов сложнее выстегнуться и они не достаточно хорошо держат ногу. Зато с туклипсами можно ездить в любой обуви, не обязательно в велотуфлях.

Туклипсы можно сделать своими руками. Для этого возьмите подходящий тонкий ремешок и закрепите его на педали так:

схема встёгивания


Справа схема встёгивания в эти самодельные туклипсы.

Обслуживание

Хотя бы раз в сезон перебирайте все узлы велосипеда. Без этого вы даже и не узнаете, что на вашем байке износились подшипники или повредились какие-либо детали. Увеличение скорости велосипеда может произойти при замене промышленных подшипников на новые, очистке и смазке цепи и насыпных подшипников, замене у последних шариков и так далее. Поможет и регулировка тормозов, если колодки задевают ротор или обод.

Конуса втулок и педалей на насыпи нужно хорошо отрегулировать. Лучше пойти к мастеру, если вы не уверены, что сможете правильно это сделать.

Перед смазыванием цепи почистите звёзды и ролики переключателя. Затем вымойте цепь. Водой это делать не желательно, так как может образоваться ржавчина. Положите цепь в ёмкость с крышкой, залейте бензином и потрясите закрытую ёмкость. Так цепь хорошо отмывается во всех труднодоступных местах.

Цепь нужно смазывать жидкой смазкой. После смазывания оставьте велосипед в покое на 15 минут, а затем удалите излишки смазки на цепи. Если этого не сделать, грязь будет легко липнуть, из-за чего цепь придётся промывать и смазывать заново.

смазка цепи


Удобнее всего смазывать цепь с помощью маслёнки.

Убедитесь, что цепь ещё не слишком растянулась, иначе она убьёт кассету и систему. Вместо замены цепи потом придётся менять всю трансмиссию, если вы не заметили износ вовремя.

Недаром у гонщиков-шоссеров лёгкие велосипеды, многие из них весят около 6-7 кг! На таком байке совсем не сложно быстро разгоняться и затем поддерживать скорость движения.

Чтобы облегчить свой байк, можно заменить тяжёлые детали. Конечно, с уменьшением веса детали её стоимость возрастает. Поэтому самые лёгкие карбоновые компоненты стоят очень дорого.

Если вы сильно ограничены в средствах, то можно купить хотя бы только раму, и не обязательно карбоновую. Сейчас и алюминиевые рамы имеют низкую массу за счёт технологий баттинга и гидроформинга.

Скорость зависит не только от велосипеда. Нужно улучшать не только байк, но и технику педалирования, дыхания и прочего. В основном ездок определяет скорость езды, а не велосипед! Поэтому больше катайте, и со временем высокая скорость езды будет вам доступна.


Туклипсы, это специальное приспособление, для фиксации ноги на плоской педали велосипеда. Их можно считать промежуточным вариантом между плоскими и контактными моделями.

Некоторые молодые велолюбители считают это современным изобретением. Спешу их огорчить - этому типу педалей уже несколько десятков лет. Просто раньше их применяли в основном на трековых и гоночных моделях.

Плюсы туклипсов:

  1. Дешевизна. Они значительно дешевле комплекта контактных педалей, не говоря уже об обуви к ним. Многие байкеры используют этот вариант, пока копят деньги на контактную модель.
  2. Сочетание с любым типом обуви. Немаловажен тот факт, что найти велообувь для контактных педалей не всегда возможно, особенно для больших и маленьких размеров или холодной погоды. Да и стоит она очень недешево. И потом, приехав в обуви для контактных педалей на работу, не всегда удобно ходить в ней целый день. Значит нужно переобуваться в другую. В туклипсах же можно использовать обычную ежедневную обувь. От рабочих туфель до резиновых сапог в деревне. А зимой они намного предпочтительнее, чем контактная обувь.
  3. Получение возможности кругового педалирования.
  • равномерному распределению нагрузки на ноги,
  • повышению КПД их работы,
  • повышению скорости на 10-20%
  • лучшему контролю велосипеда.

Как итог – при длительной поездке усталость значительно меньше, чем на плоских педалях.

Однако не всем велосипедистам они подойдут. Например, для экстремальных видов велоспорта езды они не подходят. Туклипсы оптимальны для туристических и городских поездок. И вообще везде, где нужны дополнительные усилия при педалировании.

В качестве недостатка отмечают то, что не всегда удается вытащить ногу при падении. Здесь все зависит от правильной затяжки ремешков, применяемой обуви и, самое главное, навыков.

Виды туклипсов

  • Педали в заводском сборе с туклипсами. Это уже готовый вариант, который вкручивается вместо старой плоской модели. На некоторых из них крепления позволяют регулировать глубину вставки ноги, на других - нет.

Готовые заводские педали с туклипсами в сборе

Туклипсы для установки на плоскую педаль

Перед тем как приобретать такую модель проверьте – можно ли их поставить на педали Вашего велосипеда.

Здесь два момента: позволит ли форма педали прикрутить к ее передней части носок и, второе, есть ли в ней отверстия, через которые нужно продеть ремешки или хотя бы, чтобы ее форма позволяла пустить ремешок под самой педалью, но так, чтобы он не выскакивал из-под неё. Как на розовой модели на рисунке ниже.

Туклипсы в виде ремешков на педали

Пауэргрипсы

Несколько моментов, которые желательно знать при поездках с туклипсами:

И в заключении хочется сказать, следующее:

Приспособления для крепления ног к педалям, отдаленно напоминающие кавалерийские стремена, называются туклипсами. Материалом исполнения служит металл или пластик. Конструкция из рамки и кожаного (матерчатого) ремешка призвана жестко фиксировать ногу для улучшения передачи усилий на педали и достижения более четкого контроля над велосипедом. В спорте туклипсы используются в трековых гонках. Несмотря на рост популярности контактных педалей, они имеют своих приверженцев благодаря целому ряду причин, о которых мы расскажем в этом материале.

Бюджетность и универсальность

Дизайн туклипсов

Туклипсы Cristophe

Долгая жизнь суставов

Туклипсы обеспечивают комфортное и наиболее безопасное круговое педалирование на низкой передаче и больших оборотах с высоким каденсом, что особенно актуально для долгой жизни ваших суставов и разгрузки коленей. Как минимум, вы меньше устанете благодаря равномерному распределению нагрузки на мышцы ног.

Прирост мощности

Безопасность

Использование туклипсов требует от седока наработки определенного навыка в обращении с ними: в первую очередь необходимо разобраться с регулировкой ремешков, а затем натренироваться рефлекторно выстегиваться даже при внезапных остановках. Зато когда эти нехитрые премудрости освоены и вы способны быстро вставить и вынуть стопы не глядя, никакая тряска по ухабам не выбьет у вас педали из под ног.

Крепление туклипсов к педалям

Крепление обуви к педали с помощью туклипсов

Стиль езды

Для того чтобы понять, нужны вам туклипсы или следует поискать другую систему крепления ног к педалям, следует разобраться с индивидуальной манерой пилотирования байка. Характер движения и привычки могут свести на нет очевидные преимущества велостремян. Например, для акробатики туклипсы не подходят, зато они оптимальны для туризма и вообще везде, где важны дополнительные усилия при педалировании.


Сложно себе представить велосипед без колес, рамы, руля, тормозов, шатунов, звезд и. педалей.
Да, как бы мы не хотели, а велосипед остается велосипедом благодаря, в том числе и педалям. Вообще, без любой указанной части велосипед теряет свою суть. Хотя нет, фиксы ездят даже без тормозов, а некоторые велосипеды вместо звезд используют карданную или ременную передачи. Однако в любом случае именно педали первыми принимают на себя все бремя нашего увлечения движением на двух колесах.
Если вы на нашем сайте не впервые, то уже наверняка знаете, что велосипеды мы делим на две глобальных категории — шоссейные и МТБ. Они, в свою очередь, делятся на много подвидов для разного рода дисциплин. Вот с педалями примерно такая же ситуация, их можно поделить на две больших группы — платформы и контактные.

Платформы (Flat pedals)

В народе педали данного типа известны еще, как “топталки”. Они наиболее часто встречаются на велосипедах начального и среднего уровня. Они же наиболее часто встречаются на велосипедах вообще. Если вы не принадлежите к тусовке, где контакты в почете, то можно с полной уверенностью предположить, что другими вы их себе и не представляете.


Обычные педали, которыми комплектуется большинство недорогих велосипедов. Купить

Платформы между собой сильно отличаются по форме, весу, материалу исполнения, наличию шипов, количеству и качеству подшипников. Все эти различия позволяют топталкам проникать абсолютно на любые велосипеды. Даже такие, где это кажется неуместным. Тем не менее, они универсальны и не требуют приобретения дополнительной специализированной пары обуви.

В некоторых, достаточно экстремальных дисциплинах, используются исключительно топталки, так как важна свобода ноги. Однако такие топталки в обувь просто вгрызаются, не оставляя шансов на соскальзывание. То есть, у них есть ярко выраженные шипы и, по правде говоря, для них неплохо бы иметь специальную обувь, которая имеет уплотненный материал в месте контакта подошвы с шипами. Обычные кроссовки они изорвут всего за один сезон.


Плоские педали для даунхилла или эндуро. Купить

Наличие металлических шипов встречается также на педалях, выполненных из пластика. На сколько-нибудь серьезные нагрузки они вряд ли сгодятся, а вот для уверенного вкручивания в любительском режиме вполне подойдут. Платформы, на которых шипы отсутствую или реализованы, как часть отливки или штамповки, подходят только для совсем начального уровня или детей. Такие педали очень скользкие и травмоопасные. Хотя, опять же, предназначены они для размеренного движения по паркам и велодорожкам.

Если вы задумались о замене платформ, то постарайтесь себе позволить максимальный бюджет. Так вы сможете себе позволить лучшее из доступного, ходить они будут достойно, если не заливать их водой. И, чем больше в педали подшипников на шариках, тем лучше это отразится на их ресурсе. Дешевые модели строятся на базе подшипников скольжения или комбинации подшипников скольжения и шариковых. Они, конечно, работают, но не долго и склонны к появлению неприятного люфта. Вследствие чего внутрь попадает пыль и делает там свое абразивное дело. В итоге, вы получаете посреди поездки заклинившую педаль. Так что, не экономьте на подшипниках)

Туклипсы (Toe Clips)

Педали данного типа встречаются довольно редко и являются предшественниками контактных педалей. По сути, это та же платформа, только к ней прикреплена жесткая рамка и ремень или только ремень. Наличие только ремня позволяет превратить в туклипсы даже самые обычные педали. Наличие еще и рамки позволяет эффективнее использовать педали.


Туклипс, установленный на металлическую педаль. Купить

Вообще, пристегнутая нога к педали всегда благотворно сказывается на вкручивании. Ведь нога теперь может не только толкать вниз, но и тянуть наверх. Если вы всегда ездили на топталках, то просто попробуйте и вы больше никогда не захотите ничего другого. С таким оборудованием подъемы любой сложности штурмовать намного легче. Да и разгон происходит совсем иначе.

Большой плюс туклипсов заключается в универсальности. С ними можно ездить в самой простой и обычной обуви. Правда, придется принимать во внимание тот факт, что ремень будет изнашивать верх обуви быстрее, чем этого хотелось бы. Тем не менее, если поездка не предполагает жестких вкручиваний, то туклипсы даже не надеваются, а используется обратная сторона педали. Удобно.

Контактные педали (Clipless)

Вот мы и подошли к наиболее эффективному виду педалей. Они чаще всего очень небольшие и вызывают удивление у окружающих своими размерами. По началу кажется, что они очень неудобные и непрочные, если говорить о версиях для МТБ. Встречаются педали с контактным зацеплением довольно редко, если только вы не принадлежите к узким кругам, где они широко применяются. Основной недостаток контактных педалей — необходимость приобретать контактную обувь.


Недорогие и надежные Shimano PD-M520 были для многих первыми контактными педалями.

Да, это специальная обувь, которая содержит жесткую подошву, особо жесткий носок, специальный крой, жестко фиксирующий ногу и, конечно, шип, которым обувь пристегивается к педали. Разновидности велообуви, кстати, бывают и с достаточно мягкой подошвой, чтобы слезая с велосипеда можно было спокойно в ней ходить, а шип, разумеется, утоплен в подошву настолько, чтобы не доставать до поверхности. В остальных случаях пешая прогулка превращается в пытку, иначе не скажешь. Повторюсь, мы сейчас говорим о МТБ обуви и педалях.
Также существуют педали с достаточно широкой платформой вокруг механизма зацепления, что позволяет использовать как обычную, так и контактную обувь.



Карбоновые шоссейные Look. Как и другие шоссейные педали, имеют шип только с одной стороны.

Шоссейные контактные педали обладают большей площадью контакта и совместимы с шипом отличным по конструкции от МТБ-шного. Обувь для шоссеров очень жесткая и вариантов с мягкой подошвой не предусмотрено. Шип выпирает из подошвы и мешает ходить. Небольшая площадь пятки тоже не добавляет комфорта при ходьбе. Такие педали и обувь предназначены исключительно для эффективного и жесткого вкручивания.

Теме различий между шоссейными и МТБ контактными педалями мы посвятили целую статью, рекомендуем ознакомиться.

Несмотря на жесткость обуви и небольшие размеры самих педалей контакты себя очень хорошо показывают в работе, так как обеспечивают надежный зацеп ноги. Педаль толкается вниз и тянется вверх, эффективность зашкаливает.
Когда я переходил на контакты с топталок, то даже не ожидал такого сногсшибательного результата. Да, потребуется время, чтобы научиться встегиваться и выстегиваться, но оно того стоит. То, что я говорил о туклипсах, мол ничего другого не захочется, относится в большей степени, конечно, к контактам.
Причем МТБ контактные педали хорошо работают на шоссейном велосипеде. Да, эффективности у них меньше, зато больше свободы в пеших перемещениях.

Какие бы педали у вас не стояли, главное, чтобы вы удовольствие от своего велосипеда получали. )

Увлеченный велосипедист с 2014-го года. Терпеть не мог, когда велосипед в ходу издавал посторонние звуки, что заставляло его многократно все перебирать, перемазывать и обновлять. Любит вникать в тонкости, посему многочисленные переборки своего велосипеда вылились в дальнейшем в работу веломехаником. Прошёл тернистый путь от Shimano Acera на Comance Tomahawk через SLX до XTR на Specialized S Works, а потом просто пересел на бюджетный шоссейник на оборудовании Campagnolo Xenon 10. За плечами веломарафон (МТБ) Куяльник 2019-года, где на маршруте Light занял 5-е место. В настоящее время остается активным пользователем велосипеда и продолжает углублять свои знания в этой сфере.

Читайте также: