Коверная задвижка своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Такие устройства запорной арматуры, как задвижки, присутствуют в большинстве трубопроводных систем и во многом определяют их надёжную и безопасную эксплуатацию. По этой причине регулярное обслуживание и ремонт задвижек существенно важны для обеспечения эксплуатационной пригодности трубопроводных систем.

Неисправности задвижек

Типовая конструкция задвижек с выдвижным Шпинделем показаны: дисковой на Рис. 1, клиновой на Рис. 2.

Перечислим наиболее часто встречающиеся неисправности задвижек:

1) Течь в соединении корпус-трубопровод или течь из-под крышки;
2) Течь из сальника по шпинделю;
3) Неполное перекрытие потока;
4) Маховик невозможно повернуть штатно (вручную);
5) Вращение саховика не приводит к открытию потока.


Рис. 2

Ремонт чугунной задвижки

Техническое обслуживание задвижки или её ремонт возможны только при полном отключении трубопровода от тока рабочей жидкости, в котором она установлена. При этом давление внутри этого трубопровода должно быть выравнено с давлением окружающей среды. К проведению таких работ может быть допущен только опытный персонал, имеющий соответствующую квалификацию и допуски. Можно рекомендовать следующую методику проведения технического обслуживания задвижки:

1) Раз в месяц полностью закрывать и открывать задвижку с целью очистки трущихся поверхностей от возможных загрязнений;
2) Обеспечить постоянное наличие смазки на выдвижном шпинделе;
3) Раз в неделю проверять отсутствие течи сальникового уплотнения шпинделя;
4) Не допускать при эксплуатации задвижки промежуточного положения затвора.


Ремонт чугунной задвижки с выдвижным и невыдвижным шпинделем будет несколько отличаться по рекомендациям. Приведём эти рекомендации по каждому виду неисправности, перечисленному выше.

Течь в соединении корпус-трубопровод или течь из-под крышки

Причиной течи могут быть:

1) Ослабление болтов или шпилек соединения фланцев корпуса задвижки с фланцами трубопровода или соединения фланцев крышки и корпуса;
2) Износ уплотняющей прокладки;
3) Коррозионное изъязвление уплотняемой поверхности фланцев.


Для проведения ремонта необходимо разъединить фланцевое соединение. Осмотреть уплотняющую прокладку и при её износе заменить. Если не обнаружено коррозионного изъязвления поверхности фланцев, то установить вновь соединительные болты или шпильки и равномерно затянуть их по периметру фланцев рекомендуемым по технической документации моментом затяжки.

В случае обнаружения коррозионного изъязвления уплотняемой поверхности фланцевнеобходимо принять решение о замене корпуса или крышки, а может, и задвижки в целом.

Течь из сальника по шпинделю

Причиной течи могут быть:

1) Ослабление болтов затяжки фланца сальника;
2) Старение уплотнительного состава с потерей его пластичности;
3) Образование на уплотняемой поверхности шпинделя коррозионного изъязвления или накипи.

Для проведения ремонта необходимо открутить гайки крепления фланца сальника и поднять его вверх по шпинделю. Убедиться в функциональном состоянии набивки сальника. Если она потеряла эластичность, высохла, имеет разрывы, задиры – заменить.
Для задвижек с выдвижным шпинделем необходимо также осмотреть уплотняемую поверхность шпинделя, для чего, возможно, придётся открутить гайки крепления крышки и поднять крышку вверх по шпинделю для обеспечения полного обзора его уплотняемой поверхности. При наличии накипи на уплотняемой поверхности – зачистить до чистого металла без повреждения последнего. При обнаружении коррозионных изъязвлений шпиндель заменить.
После выполнения указанных операций выполнить обратный монтаж отсоединённых и/или заменённых деталей с затягиванием гаек резьбовых соединений рекомендуемыми по технической документации моментами затяжки.

Неполное перекрытие потока

Причиной неполного перекрытия потока могут быть:

После ремонта произвести обратный монтаж задвижки с затягиванием гаек резьбовых соединений рекомендуемыми по технической документации моментами затяжки.

Маховик невозможно повернуть штатно (вручную)

Причиной невозможности проворачивания маховика является, как правило, заклинивание затвора образовавшейся накипью вследствие отсутствия регулярного обслуживания задвижки. Для устранения этой неисправности необходимо открутить гайки крепления крышки и снять её. Извлечь затвор и произвести очистку контактирующих поверхностей затвора и седла корпуса от накипи до чистого металла без повреждения последнего. При необходимости произвести притирку контактирующих поверхностей, как это было описано выше.
После ремонта произвести обратную сборку задвижки с затягиванием гаек резьбовых соединений рекомендуемыми по технической документации моментами затяжки.

Вращение маховика не приводит к открытию потока

1) В задвижках с выдвижным шпинделем:
а) износ или разрушение элементов соединения шпиндель-затвор;
б) срыв или износ резьбы втулки (гайки) ходовой;
в) срез или износ шпонки соединения маховик–втулка (гайка) ходовая.
2) В задвижках с невыдвижным шпинделем – срыв или износ резьбы в ходовой гайке затвора.

Для проведения ремонта задвижки с выдвижным шпинделем сначала необходимо проверить подъём шпинделя при вращении маховика. Если шпиндель выдвигается, то значит соединение шпиндель-затвор изношено или разрушено. Наилучшей рекомендацией в этом случае будет демонтаж задвижки и замена изношенной или разрушенной детали. В случае отсутствия подъёма шпинделя при вращении маховика необходимо снять маховик и убедиться, что шпонка соединения втулка (гайка) ходовая–маховик находится в функциональном состоянии. Если это так, то необходимо произвести дальнейший демонтаж и снять со шпинделя втулку (гайку) ходовую, убедиться в износе или разрушении её резьбы и произвести замену. В случае среза или износа шпонки – шпонку заменить.
Для проведения ремонта задвижки с невыдвижным шпинделем необходимо снять крышку и убедиться, что резьба ходовой гайки затвора изношена или разрушена. Если возможна замена ходовой гайки – заменить, в противном случае заменить весь затвор в целом. После этого, при необходимости, произвести притирку контактирующих поверхностей нового затвора и седла корпуса.

Ремонт клиновых задвижек

Движение воздушных потоков в каналах дымоотведения подчинено законам физики, однако с помощью некоторых приспособлений можно регулировать силу тяги. Одним из таких устройств является шиберная заслонка – обязательный атрибут домашней или банной печи.

Выясним, какие виды задвижек бывают и можно ли соорудить шибер для дымохода своими руками, если нет под рукой фабричного аналога. Элемент дымохода имеет очень простую конструкцию, но его изготовление требует хотя бы минимальных навыков обработки металла.

Что такое шиберная заслонка

Немецкое слово Schieber в русском языке не изменило ни произношения, ни смысла. Если говорить конкретно о печном отоплении, то шибером, а также шиберной заслонкой называют устройство запорного типа, которое перекрывает дымоходный канал.

При обустройстве дымоотводного канала задвижку устанавливают в верхней части основания, которое находится в помещении, чтобы при необходимости можно было вручную регулировать перемещение газов, а вместе с тем и качество тяги.

Печной шибер

Заслонка на дымоходном канале обязательна при традиционном варианте кирпичной печи. Задвигая ее частично или полностью, можно уменьшать тягу или перекрывать движение нагретых газов.

Если опоздать с закрыванием заслонки, тепло от нагретых кирпичей будет уходить в трубу, и температура в помещении быстро снизится. Вовремя задвинутый шибер – гарантия того, что в доме как минимум сутки будет тепло. Как известно, в деревенских домах в холодный сезон затапливать печь приходится каждое утро.

Стальная шиберная задвижка

Стальная шиберная задвижка заводского производства диаметром 200 мм. Для упрощения монтажа продается вместе с фрагментом стальной трубы, во встроенном виде

Существует мнение, что заслонки, обязательные для кирпичных печей, абсолютно не нужны для устройства печей из стали (хотя и предлагаются производителями), а также для моделей с установленным дефлектором.

Аргументом против их использования является тот факт, что дымоход при закрытой задвижке быстро засоряется сажей. Верхняя его часть охлаждается от поступающего в трубу холодного воздуха, который при контакте с горячей стальной трубой образует большое количество конденсата. Такая ситуация требует более частой чистки дымохода.

Отличия выдвижного и поворотного шибера

Пока речь шла о выдвижном виде шиберной заслонки на печной дымоход, хотя существует и еще один вид – поворотный. Рассмотрим, чем они отличаются.

Назначение у обеих разновидностей одинаковое – частично или полностью перекрывать поток дымовых/нагретых газов. Различия касаются конструкции.

Выдвижная модель – это металлическая пластина, которая закреплена в рамке и движется по направляющим в горизонтальном положении. Строгих требований к размерам устройства нет, так как они должны соответствовать сечению дымохода и полностью зависят от его параметров.

Таким образом, задвижка состоит из двух основных частей:

  • рамы, которая закреплена в дымоотводном канале и является неподвижной;
  • пластины, двигающейся внутри рамы.

Как правило, обе детали изготавливают из одинакового материала, чтобы сохранялись эксплуатационные качества при нагревании или охлаждении.

Требования к установке заслонки

Правильно сконструированная и установленная заслонка никогда полностью не должна перекрывать печной дымоход. Небольшой зазор необходим в целях противопожарной безопасности

Конструкция поворотного (дроссельного) шибера не выдвигается, а поворачивается по оси, как и следует из названия.

Круглая или прямоугольная пластина (в зависимости от сечения дымохода) зафиксирована на металлическом стержне, свободный конец которого выходит за пределы канала и является инструментом регулировки.

Поворотный шибер

Простейшая модель поворотного шибера диаметром 120 мм. Материал изготовления – нержавеющая сталь. Перекрывание дымоотводного канала производится поворачиванием ручки с загнутым концом

Шиберы-задвижки считаются более надежными и износостойкими устройствами. Слабое место поворотных приспособлений – соединение стержня и пластины, которое со временем разбалтывается и приводит заслонку в негодное состояние.

Какой материал прочнее

Кроме конструкционных различий разновидности шиберов могут отличаться по материалу изготовления. Единственно возможным вариантом является металл, так как только он не горит и не деформируется при высоких температурах, а с течением времени даже в агрессивной окружающей среде не меняет своих характеристик.

Для производства используют или чугун, или нержавеющую сталь. Самостоятельно соорудить заслонку из чугуна не представляется возможным, так как для этого необходима, как минимум, кузница. Однако в продаже можно найти и невзрачные, и красиво оформленные чугунные заслонки.

Чугунный поворотный шибер

Чугунный поворотный шибер с удобной ручкой. Такая конструкция подойдет для кирпичного дымоотводного канала с прямоугольным сечением, способного выдержать достаточно тяжелый вес устройства

Стальные изделия выглядят проще, но по характеристикам схожи с чугунными аналогами. Преимущество стальных приспособлений в легком весе.

Если чугунную шиберную заслонку для печного дымохода устанавливают только на прочное, капитальное сооружение, то стальная задвижка подходит для любых дымоотводных каналов – кирпичных и стальных, прямоугольных и круглых, основательных и легких.

Образцы шиберной заслонки из оцинкованной стали

Образцы шиберной заслонки из оцинкованной стали, диаметр сечения дымохода – 150 мм. Оцинковка, в отличие от обыкновенной стали, не реагирует на воздействие влаги (конденсата) и не поддается коррозии

Выбирая материал, необходимо ориентироваться на характеристики трубы дымохода и особенности интерьера.

Для отопительной дачной печки достаточно и скромной стальной задвижки, тогда как для облагораживания русской печи в коттедже лучше подойдет сделанный на заказ чугунный шибер.

Как сделать шиберную задвижку своими руками

Рассмотрим, как сделать оба варианта задвижек для дымоходов – выдвижной и поворотный. Каждый из них имеет свои нюансы изготовления и монтажа. Начнем с выдвижного вида.

Подготовка материалов и инструментов

Для создания простейшей модели выдвижного шибера подойдет оцинкованная сталь. Она обладает небольшим весом, благодаря гладкой поверхности легко очищается от сажи, а при необходимости движущуюся часть легко можно заменить.

Миллиметровая сталь не подойдет, так как она легко прогибается, и при деформации возникнут затруднения с задвиганием пластины в дымоход. Минимальная толщина листа – 1,5 мм, а лучше 2-2,5 мм

Главные инструменты – сварочный аппарат, электроды, болгарка, ножницы по металлу (выбираем в зависимости от толщины листа), дрель со шлифовальным диском, сверла по металлу, напильник.

Работы лучше выполнять на рабочем верстаке с тисками. Кроме прочего понадобится лист бумаги для шаблона, рулетка, маркер.

Составление схемы (чертежа)

К снятию размеров нужно отнестись серьезно, так как даже несколько миллиметров могут стать причиной неправильной работы дымохода. Чтобы узнать габариты рамки, следует рулеткой измерить сечение дымоотводного канала – оно будет совпадать с размерами внутренней стороны рамки.

К этому значению следует прибавить по 20-30 мм с трех сторон и высчитать наружную сторону рамки.

Чертеж заслонки с проволочной рамкой

Чертеж заслонки с проволочной рамкой. Рамку из проволоки сложнее закрепить на кирпичной кладке, чем профиль с плоскими широким сторонами

Чтобы задвижка выдвигалась легко, без усилий, она должна по ширине быть чуть уже ширины рамки (если учитывать внешние стороны). Для упрощения расчетов необходимо начертить схему конструкции и обозначить все возможные размеры, чтобы в дальнейшем, во время работы с металлом, ориентироваться по ним.

Для металлических труб обычно совмещают конструкцию плоской заслонки с фрагментом дымоотвода, расположенным перпендикулярно.

Размеры конструкции для трубы круглого сечения

Размеры конструкции для трубы прямоугольного сечения. Задвижка должна полностью перекрывать дымоотвод, но при этом иметь небольшие отверстия для проникновения воздуха, просверленные дрелью, или зазор

Для кирпичных дымоходов достаточно плоской рамы из проволоки или профиля с двигающейся задвижкой по направляющим двум параллельным сторонам.

Разметка и вырезание деталей

Определив точные размеры, вырезаем раму для шибера. Если дымоход небольшой, например, в бане или в летней кухне, можно использовать толстую проволоку, согнув ее в виде буквы П.

Более обстоятельная рама – это прочный угловой профиль. Чтобы его сделать, вырезаем из листовой стали полосу и сгибаем ее вдоль под углом 90º. Чтобы придать профилю нужную форму, в местах, где намечены углы, одну из плоскостей разрезаем. При сгибании получаем рамку. Места сгибов привариваем.

Далее вырезаем саму заслонку. Она должна быть примерно на 5-10 мм быть уже ширины рамы. Длину подгоняем так, чтобы в закрытом состоянии наружу выглядывал только небольшой фрагмент задвижки. Оформить его можно по-разному: в виде ушка с отверстием или просто подогнутого края.

Края вырезанного шибера зачищаем диском, чтобы процесс закрывания/открывания проходил легко и бесшумно. Красить детали нельзя.

Этапы установки задвижки

На фото показаны этапы установки шибера заводского производства. По тому же принципу монтируется и самодельное устройство.

В соответствии со схемой устройства печи определяем место установки шиберной заслонки и отмечаем кирпичи, которые необходимо подрезать

Достаем кирпичи, служащие основанием для монтажа заслонки, и подрезаем их по размерам рамки шибера болгаркой

Для фиксации задвижки используем раствор для кладки. Наносим его на место монтажа, а затем – на края рамки сверху

Шибер для дымохода своими руками - чертежи этого устройства очень просты. Сделать шибер можно выдвижного типа или дроссельного. Материал для изготовления шибера - чугун или сталь.

Что такое шиберная заслонка

Немецкое слово Schieber в русском языке не изменило ни произношения, ни смысла. Если говорить конкретно о печном отоплении, то шибером, а также шиберной заслонкой называют устройство запорного типа, которое перекрывает дымоходный канал.

При обустройстве дымоотводного канала задвижку устанавливают в верхней части основания, которое находится в помещении, чтобы при необходимости можно было вручную регулировать перемещение газов, а вместе с тем и качество тяги.

Заслонка на дымоходном канале обязательна при традиционном варианте кирпичной печи. Задвигая ее частично или полностью, можно уменьшать тягу или перекрывать движение нагретых газов.

Если опоздать с закрыванием заслонки, тепло от нагретых кирпичей будет уходить в трубу, и температура в помещении быстро снизится. Вовремя задвинутый шибер – гарантия того, что в доме как минимум сутки будет тепло. Как известно, в деревенских домах в холодный сезон затапливать печь приходится каждое утро.

shiber_2-430x320.jpg


Стальная шиберная задвижка заводского производства диаметром 200 мм. Для упрощения монтажа продается вместе с фрагментом стальной трубы, во встроенном виде

Существует мнение, что заслонки, обязательные для кирпичных печей, абсолютно не нужны для устройства печей из стали (хотя и предлагаются производителями), а также для моделей с установленным дефлектором.

Аргументом против их использования является тот факт, что дымоход при закрытой задвижке быстро засоряется сажей. Верхняя его часть охлаждается от поступающего в трубу холодного воздуха, который при контакте с горячей стальной трубой образует большое количество конденсата. Такая ситуация требует более частой чистки дымохода.

Функции, назначение и характеристики

Шибер – это перегородка, которая находится внутри дымохода. Она повторяет форму и площадь его сечения и в закрытом состоянии практически полностью перекрывает его. Изменение положения шибера позволяет увеличивать или уменьшать отверстие трубы дымохода, усиливая или ослабляя воздушный поток. С помощью заслонки можно прекратить движение воздуха после растопки печки.

Шиберная заслонка представляет собой тонкую металлическую пластинку, регулируемую вручную с помощью специальной ручки. Последняя находится снаружи трубы дымохода, чтобы пользователь мог вручную регулировать положение пластинки.

В зависимости от конструкции и типа заслонки, она устанавливается с помощью специальной металлической рамы, либо вставляется внутрь трубы и фиксируется осевым прутом.

razmery.jpg

Шибер в дымоходе выполняет следующие функции:

  • увеличивает силу тяги при сложных погодных условиях;
  • повышает интенсивность горения в топке за счет усиления притока кислорода;
  • уменьшает тягу при сильном гуле в печной трубе во время сильного ветра;
  • экономит топливо за счет уменьшения интенсивности горения;
  • предотвращает утечку тепла после прогрева каменки.

Очень важно! Закрывать дымоход шибером можно только после того, как дрова полностью сгорели и пламя погасло. Если преждевременно закрыть заслонку, то это может привести к опасной ситуации из-за выделения большого количества угарного газа в помещение. Если шибер закрыть поздно, то эффективность топки печи будет снижен, т.к. большая часть тепла уйдет через дымоход наружу.

Основные виды шиберных задвижек

  • Горизонтальный выдвижной шибер. Пластина находящаяся внутри шибера выдвигается, за счет чего происходит регулировка площади сечения дымохода. Обычно такой вариант задвижки используют для установки в кирпичных дымоходах. Часто на поверхности пластины выполняют небольшие отверстия для того, чтобы даже в закрытом положении шибера, он не перекрывал на 100% дымовой канал. Это соответствует противопожарным нормам безопасности. Преимуществом данного вида устройства является простота монтажа.

shiber-3-650x429.jpg

shiber-2-550x550.jpg

Из-за сложности конструкции своими руками, поворотный механизм реже используется при кладке камина или печи.

Шиберная конструкция необходима для дровяных печей и отопительных устройств, работающих на любом твердом топливе.

Что же касается газовых котлов и котлов жидким топливом, то здесь шибер, скорее выполняет роль защиты дымохода от попадания атмосферных осадков.

Поэтому для газового котла наиболее практичным решением будет монтаж именно поворотного механизма. Температура выходящих газов менее низкая, чем при работе твердого топлива, поэтому эксплуатация такого механизма будет наиболее удобной.

i-1-532x550.jpg

Задвижка на утепленном дымоходе

А вот от установки поворотного механизма в бане лучше отказаться. Дело в том, что она частично будет пропускать пар в закрытом виде. А в открытом виде такой механизм тяжело чистить.

Выполненный из нержавеющей стали, шиберный механизм полностью не обеспечит перекрытие дымохода, но при этом исключит возможность вырывания языков пламени через зольник в помещение.

Существует три варианта установки шибера.

Приобретая готовые дымоходы, комплект, скорее всего, будет оснащен шиберной задвижкой, которую просто необходимо установить согласно инструкции.

Но даже, если готовый комплект идет без этого элемента, шибер легко можно сделать своими руками, выбрав наиболее оптимальный для себя вариант механизма.

Преимущества и недостатки

Как любое инженерное решение, шибер имеет ряд преимуществ и недостатков.

Плюсы:

  • Возможность регулирования тяги;
  • Экономия топлива;
  • Шиберы способствуют сохранению тепла.

Минусы:

  • Устройства затрудняют чистку дымоходов;
  • При неправильной установке шибер может клинить и отрицательно влиять на движение газов;
  • Для правильной регулировки необходимо обладать определенными познаниями в области дымоотводящих систем.

Отличия выдвижного и поворотного шибера

Выдвижная заслонка позволяет регулировать рабочее сечение дымохода, поворотная – только открывать или закрывать трубу. Возможны, конечно, некоторые ухищрения — типа закрепления кабанчика в промежуточном положении разными способами, но заводская комплектация этого не предусматривает. Кроме того, поворотный шибер усложняет механическую чистку трубы.

Кабанчик чаще устанавливается в металлических дымоходах, выдвижной – в кирпичных.

Изготовление шибера своими руками

1112-e1448157557741.jpg

И выдвижной, и поворотный шибер можно изготовить самостоятельно, если есть сварочный аппарат и болгарка. Собрать обе конструкции несложно, главное здесь – точность замеров. Если задвижка будет слишком плотно входить в трубу, ее может заклинить при воздействии высокой температуры. Если же между пластиной и трубой оставить большой зазор, это затруднит регулировку тяги.

Изготовление выдвижного шибера

121.jpg

Конструкция шибера состоит из самой задвижки и направляющей рамки. Сначала необходимо измерить внутреннее сечение трубы или кирпичного дымохода. Согласно замерам, вырезают из листовой стали 4-5 мм толщиной задвижку прямоугольной формы. С одной стороны делают продольный сгиб шириной 20-30 мм, чтобы заслонку было удобнее выдвигать. Все срезы тщательно шлифуют, одновременно уменьшая размеры изделия на 1-2 мм с каждой стороны. Это обеспечит свободное движение заслонки внутри дымохода.

Если шибер устанавливается в кирпичный дымоход, рамку можно сделать из толстой стальной проволоки, например, диаметром 6 мм. Для этого проволоку просто выгибают буквой П по размеру отверстия.

1310.jpg

Если дымоход стальной и имеет прямоугольную форму, рамку делают из стальной полосы толщиной 2 мм и шириной 30-35 мм. Полосу сгибают вдоль, оставляя зазор по толщине пластины, затем надрезают в двух местах под углом 45 градусов и придают П-образную форму. Зазоры в местах надрезов заваривают встык. Концы самодельного профиля соединяют двумя отрезками металла, расположив их так, чтобы между ними свободно проходило полотно задвижки. Должна получиться прямоугольная рамка с пазами для шибера. При этом внутренний периметр рамки обязательно должен равняться сечению дымохода.

148.jpg

Изготовление задвижки шиберной

157.jpg

Готовая конструкция шибера для круглого дымохода

Для круглого дымохода шибер изготавливается немного иначе: берут 2 одинаковых металлических листа толщиной 2 мм, в центре вырезают круглые отверстия по диаметру трубы, отдельно вырезают пластину задвижки.

Теперь листы необходимо соединить сваркой с трех сторон по периметру так, чтобы отверстия под трубу совпадали, а между верхним и нижним листом оставался зазор 4-5 мм. После этого остается только вставить задвижку и закрепить шибер на трубе.

Инструкция по изготовлению дроссельного шибера

Чтобы сделать поворотную шиберную заслонку, потребуется больше инструментов и времени. Чаще всего этот тип шибера используется для металлического дымохода для современных каминов и металлических отдельно стоящих печей.

Набор инструментов для работы:

  • болгарка;
  • дрель;
  • плоскогубцы;
  • сварочный аппарат;
  • циркуль;
  • рулетка;
  • маркер для разметки.

Для изготовления шибера нужна листовая сталь толщиной до 3 мм, нержавеющая труба внутренним диаметром 6 мм, крепежные изделия (болты, гайки) 8 мм, металлический прут.

  1. Сначала измерить внутренний диаметр трубы дымохода с помощью циркуля.
  2. Согласно ему начертить окружность на листовой стали.
  3. Болгаркой вырезать круг.
  4. Вырезанный фрагмент поместить в трубу и проверить плотность прилегания. При необходимости доработать заслонку шлифовальным диском.
  5. Металлическую трубку диаметром 6 см положить на круг по центру и сделать на нем метки, отступив по 3 мм с каждой стороны круга.
  6. Отрезать трубку болгаркой.
  7. В полученном отрезке трубы с обеих сторон рассверлить резьбу до 6,8 мм.
  8. В стальном круге высверлить отверстия под сварку (одно – по центру, два – в 1 см от края с противоположных сторон).
  9. Приварить трубку с резьбой к стальной окружности.

Шиберная дроссельная заслонка готова, осталось установить ее в трубе дымохода.

Советы по выбору шиберной заслонки

Необходимо помнить, что правильный подбор такого элемента, как шиберная заслонка, отражается в будущем не только на показателе тяги, но и на безопасности отопительной системы, частью которой является дымоход. Монтаж шибера выполняется на любые модели каминов и печей, кроме наиболее современных, в которых присутствует дефлектор.

Основные рекомендации по выбору шиберных затворов для дымоотводной коммуникации таковы:

  • в случае если отопительный прибор функционирует за счёт переработки газа, то лучше приобрести поворотную модель затвора. Это связано с тем, что такие модели исключают возможность полного перекрытия дымоотводного канала. Таким образом, отопительная система будет более безопасной. Дымоход, который отводит продукты сгорания от газовой печи, должен во время эксплуатации перекрываться как минимум на 40 процентов;
  • существуют отопительные системы, которые функционируют непостоянно (периодические). Закрытая заслонка, установленная в такой отопительной конструкции, как правило, пропускает пар во время поддачи, а открытая способствует образованию большого количества сажи на трубе, которая располагается ниже пластины;
  • категорически не рекомендуется использовать поворотные элементы для монтажа в банных дымоходах.

shibernaya-zadvizhka-dlya-dymohoda-3.jpg

Поворотное устройство — наиболее приемлемый вариант для системы, потребляющей газ

Обратите внимание! Шибер для дымохода является фасонной частью дымоотводной коммуникации, поэтому если приобретать всё необходимое для прокладки дымохода, он будет идти в комплекте к трубам. Такие затворы можно приобрести в любом профильном магазине или заказать, воспользовавшись онлайн-магазином в интернете.

Специалисты рекомендуют выполнить тщательный замер сечения дымоотводного канала перед тем, как приобретать шиберное изделие. Пожалуй, это является основным, что необходимо выполнить перед приобретением шибера.

Особенности монтажа

Обслуживание шибера

Шибер, выполненный из нержавеющего листа обычно отполирован до идеальной гладкости. Сажа оседает на нем плохо, но все-таки оседает. Поэтому периодический его необходимо чистить.

ershik-dlya-chistki-shibera.jpg

Горизонтальную задвижку можно очищать просто выдвинув ее по максимуму и нанеся специальный раствор. Поворотный — чистится через дымоход специальным пластиковым ершиком. Так же следует следить за свободным передвижением заслонки по направляющим. Разрешается их периодически смазывать антикоррозийным составом.

Многие хозяева частных участков самостоятельно изготавливают и устанавливают заборы с воротами и калиткой. Завершающим этапом монтажных работ является установка запоров на воротах и на калитке. Практически все возможные конструкции засовов и щеколд представлены в заводском исполнении и в строительных магазинах есть широкий выбор этих приспособлений. Но каждая такая конструкция и принцип ее действия настолько простые, что многие домашние мастера не видят никаких препятствий для того, чтобы самому изготовить подобную защелку.


Защелки заводского изготовления

Магазинный запор для калитки или ворот будет отличаться от самодельного более аккуратным внешним видом, зато по прочности они часто он уступает мощным сварным устройствам, которые хозяин изготовил самостоятельно.

Горизонтальная задвижка

Этот вид самодельного запорного механизма встречается наиболее часто, так как эта конструкция наиболее простая. По принципу действия она похожа на большой шпингалет. В заводском варианте такая конструкция состоит из корпуса, в котором расположен запирающий штырь, и ответной планки, в которую штырек заходит и запирает калитку. Амплитуда движения механизма ограничивается маленьким штырьком, который выполняет функцию ручки. При сборке механизма вначале бегунок вставляется в корпус, затем в отверстие, расположенное на нем сбоку, вкручивается штырек-ручка. После монтажа корпуса задвижки на створке калитки, на опорной стойке крепят ответную планку.

Вариантов исполнения такой конструкции масса. Она может быть с круглым запирающим штифтом или с плоским, сделанным из пластины. Как правило, в плоских защелках предусмотрена возможность фиксации в закрытом положении на ключ при помощи навесного замка. Для этого внешний край запирающей пластины загнут под углом 90 градусов. В этом отгибе сделано отверстие. Аналогичное ушко имеется и на крайней скобе корпуса. При закрывании ушки пластины и скобы сдвигаются, отверстия совмещаются и в них продевают скобу навесного замка.

Плоская щеколда и круглая подпружиненная задвижка

Круглые засовы часто делают подпружиненными. Такие конструкции удобны тем, что нужно выполнять только закрывающие движения, а закрывается механизм сам под действием пружины. Такая пружина одевается на запирающий штифт. Для упора пружины на штифт устанавливают стопор со стороны закрывания. Упором пружины с другой стороны служит крайняя скоба корпуса, в которой ходит штифт.

Изготовление своими руками

Изучив механику такой конструкции ее легко изготовить своими руками. Самый простой вариант – это задвижка на калитку ворот своими руками из круглого прутка и трубы. Внутренний диаметр трубы должен быть таким, чтобы пруток свободно в ней двигался, но без люфта. Болтающимся штифтом будет трудно попадать в ответную часть при закрывании калитки.

Если ворота сделаны из металла, можно приступать к установке сразу. Вначале трубу прикладывают горизонтально на створке с внутренней стороны по ребру жесткости. Ее приваривают так, чтобы небольшой отрезок выступал за створку со стороны притвора. Трубу прихватывают в двух местах: на стойке со стороны притвора и у самого края.

Затем калитку закрывают, и выступающий отрезок трубы приваривают к опорной стойке.

После этого работают болгаркой. Трубу разрезают по линии притвора. На отрезке со стороны калитки обрезают внутреннюю часть трубы между двумя точечными сварками. Так получаются три соосных кольца: два на створке и одно на стойке.


Самодельная круглая задвижка

Вариант самодельного калиточного запора:

Для деревянных ворот такой запор изготавливается аналогичным способом, только понадобится металлическая пластина, на которой монтируется весь механизм. В этой пластине сверлятся отверстия, и через них задвижка крепится к деревянной створке и столбу.

Защелки с секретом

Эти защелки, функционирование которых реализовано аналогично удобному нажимному механизму дверных ручек. Устройство их такое:

  • На опорной стойке установлен крючок, который выполнен из пластины с вырезанным зубом острием вверх. Пластина закреплена горизонтально к калиточному опорному столбу со стороны притвора перпендикулярно плоскости забора.
  • Запирающим элементом является пластина, которая свободно прикручена к створке. Болт крепления расположен на расстоянии 20-30 см от притворной стойки створки калитки. В положении закрыто планка ложится в выступ зуба. Для открывания планку необходимо немного приподнять, чтобы она освободилась из зацепа.

Поскольку планка крепится свободно, то для того, чтобы она не падала и не вращалась вокруг оси болта, на калитке устанавливают два штырька-ограничителя. В самой простой конструкции планка закрывается под силой тяжести. Если к болту с наружной стороны приспособить ручку, то планка будет приподниматься нажатием ручки.

Чтобы запор защелкивался при закрывании самостоятельно, планку подпружинивают слабой пружиной, которая будет удерживать ее в нижней позиции. Пружину одним концом крепят в нижней части створки, а верхнюю фиксируют на рейке. Вместо пружины можно использовать противовес, как на фото:


Оригинальная конструкция с противовесом

Скос передней стороны зуба на ответной планке делают более пологим, чтобы рейка на дверке смогла свободно скользить по нему при закрывании калитки.

Изготовление своими руками

На металлической пластине длиной 200-250 мм и шириной 30-40 мм на одном конце вырезают болгаркой зуб, как на фото. Его приваривают (или прикручивают) к опорной стойке со стороны притвора. На калитку прикручивают длинную (30-50 см) металлическую пластину. Проверяют, как она зацепляется за зуб при закрывании. Приваривают ручки и ограничители.

Этот запор легко сделать секретным. Потайная защелка – это механизм с отсутствием явных внешних признаков с наружной стороны, по которым можно судить о способе его открывания. В реечной задвижке потайной способ открывания реализуют двумя способами:

  • При помощи тросика, который подсоединяется к свободному концу запирающей рейки и через систему блоков и выводится наружу в скрытом месте. При этом устройство должно быть подпружиненным.
  • Секретные защелки делают путем маскировки головки наружного болта, который удерживает рейку. Вместо поворотной ручки снаружи ворот видна только головка болта.
  • Вырезать фальшивый проем для ключа.

Читайте также: