Костюм молдаванки для девочки своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 17.09.2024

Детский цветной кардиган спицами с капюшоном Нежный и красивый детский кардиган спица.

МК пинетки для девочки 1. Пинетки с кучеряшками. Очень похожи на пирожное :) 2. Основ.

Детский плед "Гусиные лапки".Видео МК Детский плед "Гусиные лапки".Видео МК .

-Рубрики

  • рукоделия (2337)
  • бумага (447)
  • вышивка (413)
  • шитье (364)
  • вышивка крестиком (271)
  • бисер (149)
  • цветы (110)
  • вышивка ленточками (73)
  • лепка (48)
  • ткачество (47)
  • декупаж (47)
  • мои работы (45)
  • макраме (34)
  • вышивка гладью (33)
  • рисования,витраж, (33)
  • пластиковые бутылки (30)
  • плетем косы (29)
  • мыло (26)
  • аппликация (24)
  • из ниток (20)
  • коврики (18)
  • выжигание (15)
  • бутылки (14)
  • салфетки (14)
  • береста (13)
  • свечи (13)
  • кожа (11)
  • прихватки (10)
  • лозоплетения (9)
  • >Видео мастер-классы с Маратом Ка. (6)
  • проволки (6)
  • диски (5)
  • солома (4)
  • одежда за пять минут (2)
  • шапочки (1)
  • Подушки (1)
  • вязания (1620)
  • вязания крючком (802)
  • салфетки,сувениры крючком (591)
  • вязания спицами (341)
  • пинетки,носки,тапочки (284)
  • вязания спицами-1 (266)
  • сумочки (158)
  • зонты (22)
  • открытки (727)
  • рамочки,открытки + код, (295)
  • открытки ручной работы (224)
  • мои открытки (37)
  • мои фото (1)
  • народная медицина (422)
  • артриты-васкулиты (66)
  • диагностика (44)
  • волосы (28)
  • деткам (413)
  • куклы (70)
  • стихи (365)
  • разное (307)
  • кулинария (254)
  • салаты (57)
  • выпечка (47)
  • новый год (194)
  • фото путешествие (171)
  • самоучитель (144)
  • сад-дача (119)
  • мастер класс (110)
  • шкатулки (107)
  • психология (107)
  • религия (82)
  • мысли в слух (77)
  • юмор (69)
  • торты (58)
  • фильм ,песни (34)
  • свадьба (33)
  • гороскопы (33)
  • ссылки (32)
  • обряды (31)
  • диета (29)
  • сервировка стола (26)
  • красивые дома (24)
  • часики для блога (17)
  • энциклопедии (16)
  • мое видео (10)

-Помощь новичкам

Всего опекалось новичков: 0
Проверено анкет за неделю: 0
За неделю набрано баллов: 0 (85137 место)
За все время набрано баллов: 431 (1469 место)

-Приложения

-Метки

-Ссылки

-Музыка

-Фотоальбом

мои работы 08:21 02.04.2011 Фотографий: 25 мои фото 00:40 11.12.2010 Фотографий: 38

-Стена

Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Помни, Ковчег был построен любителем. Профессионалы построили Титаник.

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Статистика

молдавские национальные костюмы









В одежде, как и в других элементах культуры, отразились особенности формирования молдавского народа — тесные и многообразные связи с соседями, особенно со славянами, земли которых окружали молдаван, как и румын, почти со всех сторон. Традиционный народный костюм в настоящее время сохранился лишь в отдельных селах и то не полностью. Обязательной принадлежностью как мужского, так и женского народного костюма была льняная или хлопчатобумажная белая рубаха туникообразного покроя или на кокетке, с круглым вырезом ворота. Поясной одеждой у мужчин были узкие белые штаны, а у женщин паневообразная юбка с запахом сбоку.

К центральному полотнищу мужской туникообразной рубахи (кэмешэ) пришивали прямоугольные боковые вставки. Рукав прямого покроя вшивался с ромбовидной ластовицей (павэ). Круглый вырез ворота был с завязками. Рубахи с невысоким стоячим воротником, встречающиеся теперь, видимо, более позднее явление.

В настоящее время домотканые туникообразные рубахи редко встречаются на территории республики, в основном только в северных районах. Они, как правило, украшены разноцветной вышивкой, чаще всего расположенной на груди в виде прямоугольника. Узор — растительный или геометрический. Иногда вышивкой украшают также плечи, манжеты и подол. Длина рубахи и ширина рукавов варьируют в различных местностях: в Бессарабии носили и длиннополые рубахи с широкими рукавами, как у горцев Трансильвании, и рубахи с узкими рукавами, характерные для равнинных жителей румынской Олтении. В XIX в. в Бессарабии еще носили кэмешэ ку фустэ — туникообразного покроя короткие рубахи с юбкой, доходящей до колен и держащейся на шнурке или резинке, весьма сходные с албанскими фустанеллами.

Начиная с XIX в. широкое распространение получили рубахи на кокетке (кэмешэ ку петкэ, ку платкэ); их также украшали вышивкой.

Мужские штаны были нескольких типов: холщовые (измене), шерстяные (ицаръ), зимние суконные (берневичъ) или из овечьих шкур (нэдражъ, мешинъ, чъоречъ).

На большей части территории Молдавии измене носили как белье, но местами у бедняков они служили будничной верхней одеждой, а в некоторых селах (на территории нынешнего Вулканештского района) даже и праздничной.

Более распространены были штаны ицарь из домотканой шерстяной ткани, узкие и очень длинные (иногда в полный человеческий рост). Их носили, собирая на ногах в сборки. Узкие ицарь — характерная одежда горцев; по-видимому, они были занесены в Молдавию пастухами из горных районов Карпат. Такой тип штанов носили также в горных районах сербы, болгары, чехи, венгры. В зимнее время надевали широкие штаны берневичь из толстого коричневого или серого сукна, либо чьоречь или мешинь, из овчины мехом внутрь.

Наряду с молдавскими видами одежды в ХIХ в. бытовали и украинские. Так, богатые крестьяне носили синие или коричневые шаровары, вправляя их в сапоги.

Неотъемлемой частью традиционного молдавского костюма является тканый шерстяной пояс брыу красного, зеленого или синего цвета. Пояса эти имеют не только утилитарный, но и декоративный характер. Ими обертывают талию несколько раз, так как их длина доходит до 3 м. Богатые крестьяне поверх шерстяного пояса надевали узкий кожаный с медными бляшками (куря). Бедняки подпоясывались веревкой из суровья или даже соломенной перевязью.

Пастухи-овцеводы носили широкие (до 30 см) кожаные пояса (кимир), также украшенные медными бляшками; с внутренней стороны пояс имел карман для денег, снаружи к нему подвешивали трубку, нож и другие предметы.

Молдавскому мужскому костюму присущи различные виды наплечной одежды, надеваемой поверх рубахи: в теплое время — жилеты из домотканины, в зимнее — овчинные безрукавки. Жилеты, (жулеткэ, жубе, вестэ, илик) шили из плотной шерстяной ткани темного цвета или вязали из шерстяной пряжи. Меховые безрукавки (бондэ, бондицэ, пъептар), длиной иногда доходили до бедер, их украшали кожаной разноцветной аппликацией или вышивкой. Женские и мужские безрукавки были одинакового покроя — распашные пли с застежками. Выи и другой вариант безрукавки — с короткими полами, не находящими одна на другую. Женские безрукавки — пьептар и бондицэ отличались от мужских более богатой вышивкой.

Покрой молдавских рубах


Покрой молдавских рубах. Конец XIX — начало XX в.:
1 — туникообразная женская рубаха; 2 — рубаха с цельнокроеными рукавами; 3, 4 — рубахи на кокетке; 5 — праздничная мужская рубаха

Следует отметить, что меховые безрукавки широко бытуют у народов Юго-Восточной Европы — румын, гуцулов, словаков, венгров, македонцев, албанцев, болгар, сербов, а также у поляков.

Меньшее распространение у молдаван имели куртки с рукавами — антерие. К концу XIX в. они вышли из употребления.

В холодное время верхней одеждой издавна служил суман халатообразного покроя из домотканого сукна. Ткань для сумана (носившую то же название) не красили, она сохраняла свой естественный коричневый или темно-серый цвет. Суманы старого типа имели круглый вырез ворота, полы их запахивали одна на другую и подпоясывали сверху поясом из той же ткани. Позже появились суманы с отложным воротником и застежками. В ненастную погоду надевали суман с капюшоном треугольной или квадратной формы (глугэ).

В XIX в. древнее славянское название верхней крестьянской одежды (суман) заменилось термином манта романского происхождения. Суман с капюшоном называли манта ку глугэ.

Молдавские кожоки в отличие от украинских кожухов кроились не в талию, а свободными, с прямой спиной.

Одежда пастухов отличалась от одежды земледельцев. Если последние носили измене или широкие штаны украинского типа, то пастухи, как правило, были одеты в узкие ицарь. Характерными деталями пастушеского костюма были широкий кожаный пояс и меховая накидка губэ, буркэ.

Мужским украшением служила серьга, которую носили в одном ухе. В головных уборах разнообразия не наблюдалось; зимой носили теплую островерхую барашковую шапку кушмэ, летом — соломенную шляпу пэлэрие. Молдавские шапки не очень высокие, их носили, заламывая назад и несколько в сторону. Форма такого головного убора очень древняя — подобные шапки носили скифы, славяне, фракийцы. Праздничные войлочные шляпы юноши украшали лентой, павлиньим пером, цветами. Летние шляпы плели из соломы. В начале XX в. в селах южной части Поднестровья вошли в моду русские картузы фабричного производства.

Зимой опинчь носили с шерстяными носками (колцунъ), в которые заправляли штаны и затягивали их оборами (обеле). Сверху обеле придерживались завязками из конского волоса (вэнэръ).

Опинчь служили обувью во все времена года. Летом большей частью ходили босиком. Старики носили вязаные или валяные шерстяные туфли, иногда их подшивали сыромятной кожей.

В начале XX в. с распространением среди имущих зажиточных слоев деревни фабричной и кустарной обуви самодельные опинчь продолжали носить только бедняки. Это породило насмешливое прозвище, с которым обращались к беднякам,— опинкар (ср. русск. лапотник). Богатые крестьяне носили сапоги. В Молдавии были распространены сапоги с высокими голенищами, называвшиеся чоботе. В деревне в начале XX в. сапоги считались дорогой обувью, их надевали только в праздничные дни. Фабричную обувь, бывшую редкостью, берегли, иногда даже вывешивали в хате на стене как гордость дома. В наши дни обувь фабричного производства полностью вытеснила самодельную.

Женский костюм был более разнообразным. Почти каждый уезд имел свои особенности в одежде и даже в ее наименовании. Женские рубахи по покрою разделялись в основном на три типа: с собранным у шеи воротом (карпатского типа), туникообразная, на кокетке.

Наибольшую известность имела рубаха карпатского типа, называемая кэмешэ национала (национальная рубаха). Она состоит из нескольких полотнищ, которые вместе с верхней частью рукавов собраны на шнурке вокруг ворота. Рукав и плечо скроены из одного куска полотна. Рубахи такого типа больше, чем любые другие, украшали вышивкой, располагая орнамент вертикальными полосами на груди и рукавах. Иногда вышивка сочеталась с тканым узором.

По технике выполнения вышивку можно разделить на две основные группы: так называемые счетные вышивки (пе фир — вышивка крестом) и вышивки, свободно накладывающиеся на материал (кусэтурэ нетедэ — гладь, ын скэритуръ — выпуклая гладь, коаста акулуй — стебельчатый шов). Счетной вышивкой чаще всего выполняли различные геометрические мотивы, а вышивкой второго типа — растительные. Более древней является счетная вышивка с геометрическим мотивом.

К концу XIX в. в орнаментации рубах все шире начали использоваться растительные мотивы, часты были изображения листьев винограда, роз и других цветов.

Помимо вертикальных орнаментальных полос, рубахи карпатского типа имели на плече характерное орнаментальное поле в виде квадрата или прямоугольника. Такое украшение называлось алтицэ, а рубаха с таким орнаментом — кэмешэ ку алтицэ.

Туникообразные рубахи в большинстве случаев шили из льняной, посконной или хлопчатобумажной ткани. Но для праздничных рубах использовали и ткань из шелка-сырца (боранжик). Вырез ворота в туникообразной рубахе мог быть круглый или квадратный. Иногда ее шили с невысоким стоячим или отложным воротником. Рукав — широкий, суживающийся к кисти, с веерообразным манжетом — вшивался с вставкой ромбовидной ластовицы. Рубахи такого покроя украшались вышивкой на груди, рукавах и по вороту.

Третий тип рубах — на кокетке — получил особое распространение со второй половины XIX в.

Рубахи всех трех типов состояли из двух частей — верхней и нпжней. Верхнюю открытую часть (стан, чупаг) всегда шили из лучшего материала и украшали вышивкой. Нижняя часть (поале) скрывалась юбкой, поэтому ее шили из более дешевой и грубой ткани. Лишь в том случае, когда в качестве поясной одежды надевали так называемую фоая — юбку, состоявшую из двух полотнищ, переднего и заднего, не сшитых по бокам, носили рубаху, сшитую целиком из хорошего материала, украшенную вышивкой не только в верхней, но и в нижней части.

Носили и белые вышитые кофты (кэмешэ, пли we), заправляемые в юбку. В конце XIX — начале XX в. в Бессарабии появились и другие типы полотняных кофт, с резинкой на талии или с поясом.

Поверх рубахи в будничные дни молдаванки надевали кофты, жакеты, блузы, жилеты. Их покрои и наименования были чрезвычайно разнообразны и варьировали по областям.

В холодное время женщины носили длинные шерстяные безрукавки, подшитые мехом (минтянаш) или короткие полупальто (скуртейкэ, сукмэнел). Зимой дома чаще всего в качестве нагрудной одежды носили овчинные безрукавки.

Характерной частью женского костюма была несшитая юбка (катринцэ), надеваемая поверх рубахи. Ее шили из темной шерстяной ткани с вертикальными или горизонтальными цветными полосками. К верхней части юбки пришивали неширокий пояс — бэеръ. Катринцэ обертывали вокруг бедер так, чтобы одна пола находила на другую, причем обычно конец одной полы (левой или правой) затыкали за пояс, но во многих селах носили катринцэ и с обеими опущенными полами. Богатые крестьянки украшали катринцэ стеклярусом, вышивали золотыми и серебряными нитями.

В конце XIX в. появился обычай надевать поверх катринцэ или любой другой юбки полотняный передник пестелкэ с завязками на поясе.

В XIX в. наряду с несшитыми бытовали и сшитые юбки (фустэ). Их обычно шили из нескольких полотнищ или из двух полотнищ с клиньями. На подол такой юбки часто нашивали цветные ленты.

Во второй половине XIX в. в деревне появились платья городского типа (рокие), но их носили лишь крестьянки, жившие вблизи городов, вообще же городские платья в молдавском селе начали широко распространяться лишь с начала XX в. и особенно после установления Советской власти.

В некоторых районах (Вулканештском на юге и Резинском в центральной Молдавии) молдаванки носили и сарафаны. В Резинском районе они назывались шарафан, в Вулканештском — фустэ ку жюбя, но покрой их был одинаковый. Верхняя часть кроилась в талию, а юбка была расклинена, ворот круглый с разрезом посередине груди. Их шили из плотной черной шерстяной ткани. В целом этот сарафан очень близок к болгарскому сукману, и, возможно, именно оттуда был занесен в Бессарабию через переселенцев болгар, а также гагаузов, в одежде которых он тоже встречается.

Верхняя зимняя женская одежда мало отличалась по покрою от мужской. Женщины носили такой же суман, но более короткий. Широко был известен овчинный полушубок (кожочел), реже надевали овчинный тулуп.

Разновидностью сумана были женские шубы с круглым вырезом ворота, подбитые мехом (зэбон, бурнуз).

Головные уборы молдаванки носили полотенцеобразного типа — в праздники нэфрамэ и в будни кырпэ. Кырпэ несколько напоминала русскую рогатую кику. Ее основу составлял деревянный обод (коарне — рога), поверх которого покрывали платок, а затем наматывали полотенцеобразный убор с концами, спускающимися под подбородок или на плечи. Праздничный головной убор — мэрамэ, или нэфрамэ (длинное полотенце) — ткали из тонкой хлопчатобумажной, льняной или шелковой пряжи. Его обертывали вокруг головы, спуская концы по плечам за спину.

По форме и способу ношения нэфрамэ аналогична древнерусским головным уборам убрусу и наметке.

Со второй половины XIX в. полотенчатые головные уборы постепенно исчезли из обихода и заменились платком. Существовало несколько способов повязывания платка, носивших и разные названия: ын пэлэрие — когда платок покрывал только верхнюю часть головы; дупэ кап — когда узел завязывали на затылке; суб барбэ — когда концы завязывали под подбородком.

Летом носили платки преимущественно белые и светлых оттенков. Зимние шерстяные платки были темного цвета. Пожилые женщины в любое время года носили темные платки.

Девушки в прошлом ходили с непокрытой головой, но со второй половины XIX в. этот обычай начал исчезать. Они стали носить платки, украшенные вышивкой и кружевами. Иногда с ношением платка связывали определенные обычаи. Так, в приднестровских селах Тираспольского района девушки на выданье, помимо платка на голове, носили на поясе треугольный платок углом вниз.

Обязательной принадлежностью женского костюма были украшения — ожерелья, серьги, кольца, перстни, браслеты. В одних районах носили ожерелья, состоявшие из одного — трех рядов бус, в других же (например в Рыбницком) девушки надевали ожерелье в 15—18 рядов и, кроме того, ряд нанизанных на нитку монет.

Некоторые украшения связывались с определенными обычаями. Так, в Резинском районе девушка на выданье нашивала на подол три бархатные ленты в отличие от девушек-подростков, у которых было по одной-две ленты.

Женской обувью издавна служили такие же опинчь, какие носили и мужчины. В холодное время, кроме опинчь, носили сапоги, мужские ботинки. Пожилые женщины ходили в вязаных туфлях или сшитых из войлока.

В середине XIX в., когда в деревню проникла фабричная обувь, особенно модными стали женские ботинки на высоком каблуке с высокими голенищами (пасапожъ).

Обрядовая одежда не отличалась от праздничной, за исключением некоторых добавлений. Невесте надевали на голову фату, участникам свадьбы перевязывали полотенце через плечо, а посаженным отцу и матери — два полотенца. В Резинском районе посаженным отцу и матери прикрепляли на грудь, плечи, спину цветные вышитые салфетки (нэфрэмице). Смертной одеждой служила та же свадебная, если она сохранилась, либо шили новую по типу праздничной.

Со второй половины XIX в., когда в Молдавии начали быстрыми темпами развиваться капиталистические отношения, проникавшие в деревню фабричные изделия стали вытеснять домотканые. Появились переходные типы одежды, сочетавшие традиционные формы с элементами городского костюма. Одежда городского типа получала все большее распространение, но окончательно традиционный костюм не был вытеснен.

В период капитализма в одежде более ясно стала проявляться социальная дифференциация крестьянства. Костюм богатых крестьян отличался добротными тканями, богатыми украшениями. В мужской и женский костюм сельских богачей шире проникала покупная одежда городского покроя, тогда как в одежде бедных слоев дольше сохранялись традиционные черты.

Иметь несколько смен одежды в зависимости от времени года могли только зажиточные крестьяне. У беднейшего крестьянства и батраков одежда нередко была заношена до такой степени, что представляла собой рубище.

В наше время сельское население носит в основном одежду городского покроя.

В мужском костюме на смену рубахе с круглым вырезом ворота, которую носили навыпуск, пришла рубаха с отложным воротником. В праздничные дни молодежь носит рубахи с галстуком. Обычный мужской костюм состоит из покупных пиджака и брюк. Зимой к этому добавляется ватник или пальто.

Женский костюм состоит из юбки с кофтой или платья. Новым в женской одежде является ношение белья.

Обувь покупают в магазинах. Самодельные опинчь теперь можно найти только в сундуках у стариков.

В рабочее время колхозники, занятые в некоторых отраслях сельского производства, носят спецодежду, выдаваемую колхозом бесплатно, например белые и серые халаты надевают работники молочных и птицеводческих ферм. Колхозы выдают спецодежду также воспитателям детских садов и яслей.

Большинство сельских жителей стремится одеться по-городски. В выходные дни колхозники отправляются в город для покупки или заказа одежды городских образцов. В крупных селах, кроме магазинов готового платья, имеются пошивочные мастерские

У крестьян старших возрастов еще бытуют отдельные части традиционного народного костюма. Так, мужчины носят меховые и суконные безрукавки, барашковые шапки, овчинные полушубки. Пожилые женщины продолжают носить рубахи, юбки и кофты старинного покроя. Среди молодежи заметно стремление сохранить высокохудожественный национальный орнамент и отдельные элементы старого костюма, отличающиеся удобством и практичностью.


Женский национальный костюм

Женский костюм Секриеру П.

Женский молдавский костюм в свой ансамбль включает головной убор, одежду, обувь, аксессуары и ювелирные изделия. Для каждого времени года и определенного события был предусмотрен свой наряд в зависимости от возраста женщины, ее социального статуса, времени года, вида занятий, символики, вкуса и зоны проживания. Вследствие этого традиционная одежда была разнообразной и отличалась по материалу, крою, орнаменту и цвету. Женщины в возрасте и замужние придерживались определенных принципов в одежде, предпочитали более сдержанные цвета, архаичный, скромный покрой, простое домашнее полотно, использовали некоторые детали для защиты костюма. Молодые девушки носили костюмы более светлых и ярких расцветок, ходили с непокрытой головой. Платок и передник надевали после того, как получали статус молодой хозяйки – замужней женщины.

Следует отметить, что некоторые аспекты народной материальной и духовной культуры, в том числе и костюм, носили отпечаток демографической структуры конкретной этнографической зоны. Эти небольшие различия относились к покрою, орнаменту и цвету, некоторым деталям в костюме. На севере Молдовы рядом с молдаванами живут украинцы, в центре страны находится зона компактного проживания молдаван, а на юге вместе с молдаванами проживают гагаузы, болгары, украинцы, вследствие чего естественны взаимовлияния традиций.

Рубаха. Женский традиционный костюм более красочный. Наиболее функционально-декоративной считается белая рубаха. Одной из ранних форм женской одежды была туникообразная рубаха с длинными рукавами, выкроенная из цельного домотканого полотна с круглым, треугольным или квадратным вырезом. Рубаху украшали вышивкой с геометрическим или растительным орнаментом по воротнику и манжетам. Верхняя часть рубахи – piepţii – изготавливалась из более добротной, тонкой ткани, а нижняя часть – poale (подол) – из более плотной конопляной или льняной ткани.

Другой вид женских рубах, распространенный по всей территории Молдовы, – рубаха, присборенная у горловины, с цельнокроеными рукавами. Она называется ie naţională или cămaşă moldovenească, украшена вышивкой, выполненной в различных техниках, и является наиболее красивой деталью женского наряда любого возраста. Выкройка рубахи состояла из прямоугольников: спинки, переда и рукавов. Рубаха декорирована на груди и на рукавах. Распространено 3 вида такой рубахи, название которых зависит от характера и направления вышитых полосок на рукавах: прямые полосы-ручейки (ie cu rîuri drepte), рубаха с диагональными линиями (ie cu mînecа costişetă cu rîuri oblice) и ie – со звездообразным орнаментом (cu stele). Рубахи у горловины собирались на разноцветные крученые шнурочки (şiret), образуя круглый вырез. Узоры, вышитые на груди и рукавах, частично повторяют одни и те же орнаменты. Декоративное решение рукавов состоит из трех основных элементов: altiţa – вышитая часть у плеча (оплечье), încreţul – полоса с геометрическим орнаментом светлого цвета (желтый, белый, серый, бежевый…), затем вертикально либо диагонально вышитые полосы, рассыпчатые мелкие узоры или изоброжение дерева жизни, колоса. Ie – с деревом (pomul vieţii) или колосом (spicul) являлись частью свадебного наряда прошлых столетий до середины XX века в Каменском, Рыбницком и других районах. По технике выполнения вышивку можно разделить на две основные группы: так называемые счетные вышивки крестиком (în cruciuliţe) и вышивки гладью, свободно накладывающиеся на материал (neted – butuc по счетным нитям, с выступами – în scărituri).

Благодаря способу în scărituri орнаменты получались стилизованными. Именно этот вид вышивки – гладь по счетным нитям и с выступами, названная broderie albă или butuc, – служит основным критерием при определении отличия молдавской вышивки от вышивки украинского, русского, гагаузского, болгарского этноса и др.

Выбор декоративного орнамента основывался на гармоничном сочетании вышитых частей: altiţa, încreţul, rîuri на рукавах и груди. Цветовое решение женской одежды решалось на сочетании 2–3 цветовых оттенков, но зачастую высокого уровня достигали за счет вышивки одним цветом – обычно черным.

К верхней части рубахи iie пришивали подол, сшитый из более плотной простой конопляной или льняной ткани.

Замужние и пожилые женщины в будни и в праздники больше носили туникообразные рубахи или рубахи на кокетке (cu platcă, cămaşă cu petic), которые также вышивались вокруг горловины или в форме квадрата по кокетке.

Отдельными деталями нижней части женской одежды были catrinţă, fotă или şorţ. Их изготавливали из чистой шерсти или за основу брали хлопок, а уток был шерстяным. Более распространенной для всех возрастов была плахта (catrinţa), которая представляет собой цельный несшитый прямоугольный кусок ткани(1,6–0,8), который надевают, оборачивая вокруг корпуса, так, чтобы одна пола находила на другую.

Этнографические материалы выявили в Молдове около 10 групп домотканых catrinţă, которые отличаются по технике исполнения и декору. Самая популярная – это catrinţă vrîstată с цветными полосками, catrinţă cu desene alese – с закладным рисунком, catrinţă ridicată – c бранным узором, catrinţă iţată – с ремизным полосатым рисунком, catrinţă din două părţi – из двух горизонтальных разноцветных широких частей, catrinţă ţesută şi aleasă – комбинированное простое и закладное ткачество и catrinţă brodată – вышитая.

Сatrinţă крепилась вокруг талии узким поясом длиной в 3–4 метра. Другая деталь женского костюма – fotă, состоит из двух прямоугольных частей – передней и задней, выткана с горизонтальными цветными полосками. Ее носили молодые девушки севера Молдовы, Черновиц и Буковины.

Единственный передник из шерсти – şorţ ales ridicat – c цветным геометрическим рисунком на черном фоне носили женщины на юге Молдовы.

Во второй половине XIX – начале XX века под влиянием городской моды в селах появляются платья и юбки.

Женская зимняя одежда состоит из безрукавки, суконного пальто и полупальто. В холодную погоду женщины надевали жилетку, сшитую из плотной шерстяной ткани с подкладкой из рыхленой чесаной шерсти. Другим видом теплой одежды была меховая безрукавка bondiţă, pieptarul, сшитая из овечьей шкуры и украшенная геометрическим орнаментом в виде аппликации или вышивки. Меховые безрукавки распространены в основном на юге страны, где выращивают овец цигейской породы. В этом регионе высоко развит скорняжный промысел – cojocăritul. Также здесь шьют и тулупы, которые украшают кожей другого цвета.

В XX веке marama и ştergarul de îmbrobodit вышли из употребления, их заменили фабричные платки и косынки. В зависимости от случая, головной убор повязывали по-разному: sub barbă – концы завязывались под подбородком, după cap – узел находился на затылке, pălărie – платок покрывал только верхнюю часть головы, ca la văruit – как при побелке.

Костюм для девочки

В прошлом, до Второй мировой войны, в селах существовала традиция, когда жених дарил невесте купленную, изготовленную из чистой шерсти большую шаль şal mare иностранного производства.

Обувь женщин зависела от её занятий, социально-экономического статуса, возраста и др. Бедные женщины в прошлые века носили постолы и шерстяные чулки. На праздники надевали туфли, сандали или ботинки, сделанные на заказ.

Собираясь в дорогу, на рынок костюм дополняли котомкой traistă, которая гармонично сочеталась с цветовой гаммой одежды. Существовал богатый выбор тканей для котомок: îngusturele – узкая ткань, полосатая котомка (traistă vrîstată), закладная котомка (traistă aleasă), котомка в мелкий квадратик (traistă în ochiurele), котомка с фактурным рисунком (traistă ridicată), вышитая (traistă brodată). Для тяжелой ноши служили переметные суммы (desagi) из домашней шерстяной полосатой ткани в виде двух котомок: одна спереди, а другая сзади.

Для девочек шили такие же костюмы, как и для девушек, только меньшего размера с упрощённым рисунком и вышивкой на фабричных тканях.

Праздничный костюм был дополнен украшениями: кольцами, сережками, бусами. Состоятельные женщины носили изделия из золота, серебра, кораллов. В некоторых районах (Каменке, Рыбнице, Вулканештах) надевали ожерелья из серебряных, золотых монет – moniste.

Следует отметить, что традиционный женский костюм изготавливался вручную. Вышивка была основой украшения белых полотен, а домашнее ткачество было мастерски развито. Каждая женщина носила свой хорошо сидящий, неповторимый костюм. В XX столетии национальный костюм уступает свои позиции фабричной одежде. А сам используется на сцене в этнофольклорных песенных и танцевальных ансамблях и в фольклорных конкурсах.

Женский молдавский костюм в свой ансамбль включает головной убор, одежду, обувь, аксессуары и ювелирные изделия. Для каждого времени года и определенного события был предусмотрен свой наряд в зависимости от возраста женщины, ее социального статуса, времени года, вида занятий, символики, вкуса и зоны проживания. Вследствие чего традиционная одежда была разнообразной и отличалась по материалу, крою, орнаменту и цвету. Женщины в возрасте и замужние придерживались определенных принципов в одежде, предпочитали более сдержанные цвета, архаичный, скромный покрой, простое домашнее полотно, использовали некоторые детали для защиты костюма. Молодые девушки носили костюмы более светлых и ярких расцветок , ходили с непокрытой головой . П латок и передни к надевали после того , как получали статус молодой хозяйки – замужней женщины. Следует отметить, что некоторые аспекты народной материальной и духовной культуры, в том числе и костюм, носили отпечаток демографической структуры конкретной этнографической зоны. Эти небольшие различия относились к покрою, орнаменту и цвету, некоторы м детал ям в костюме. На севере Молдовы рядом с молдаванами живут и украинцы, в центре страны находится зона компактного проживания молдаван, а на юге вместе с молдаванами проживают гагаузы, болгары, украинцы, вследствие чего естественны взаимовлияния традиций. Рубаха. Женский традиционный костюм более красочный. Наиболее функционально-декоративн ой считается белая рубаха. Одн ой из ранних форм женской одежды была туникообразная рубаха с длинными рукавами, выкроенная из цельного домотканого полотна с круглым, треугольным или квадратным вырезом. Рубаху украшали вышивкой с геометрическим или растительным орнамент о м по воротнику и манжетам. Верхняя часть рубахи – piepţii – изготавливалась из более добротной, тонкой ткани, а нижняя часть – poale ( подол ) – из более плотной конопляной или льняной ткани. Другой вид женских рубах, распространенный по всей территории Молдовы , – рубаха , присборенная у горловины , с цельнокроеными рукавами. Она называется ie naţională или cămaşă moldovenească , украшен а вышивкой , выполненной в различных техниках , и является наиболее красивой деталью женского наряда любого возраста. Выкройка рубахи состояла из прямоугольников: спинки, переда и рукавов. Рубаха декорирована на груди и на рукавах. Распространено 3 вида такой рубахи, название котор ых зависит от характера и направления вышитых полосок на рукавах: прямые полосы-ручейки (ie cu rîuri drepte), рубаха с диагональными линиями (ie cu mînecа costişetă cu rîuri oblice) и ie – со звездообразным орнаментом (cu stele). Рубахи у горловины собирались на разноцветные крученые шнурочки (şiret), образ у я круглый вырез. Узоры, вышитые на груди и рукавах, частично повторяют одни и те же орнаменты. Декоративное решение рукавов состоит из трех основных элементов: altiţa – вышитая часть у плеча ( оплечье ) , încreţul – полоса с геометрическим орнаментом светлого цвета (желтый, белый, серый, бежевый…), затем вертикально либо диагонально вышитые полосы, рассып чатые мелкие узоры или изоброжение дерева жизни, колоса. Ie – с деревом (pomul vieţii) или колосом (spicul) являлись частью свадебного наряда прошлых столетий до середины XX века в Каменском, Рыбницком и других районах. По технике выполнения вышивку можно разделить на две основные группы: так называемые счетные вышивки крестиком ( în cruciuliţe ) и вышивки гладью, свободно накладывающиеся на материал ( neted – butuc по счетным нитям, с выступами – în scărituri ) .

Благодаря способу în scărituri орнаменты получались стилизованными. Именно этот вид вышивки – гладь по счетным нитям и с выступами , названная broderie albă или butuc , – служит критерием определения о тличия молдавской вышивки от вышивки украинского, русского, гагаузского, болгарского этноса и др. Выбор декоративного орнамента основывался на гармоничном сочетании вышитых частей: altiţa, încreţul, rîuri на рукавах и груди. Цветовое решение женской одежды решалось на сочетании 2 – 3 цветовых оттенков, но зачастую высокого уровня достигали за счет вышивки одним цветом – обычно черным. К верхней части рубахи iie пришивали подол , сшит ы й из более плотной простой конопляной или льняной ткани. Замужние и пожилые женщины в будни и в праздники больше носили туникообразные рубахи или рубахи на кокетке (cu platcă, cămaşă cu petic), которые также вышивались вокруг горловины или в форме квадрата по кокетке. Отдельны ми детал ями нижней части женской одежды были catrinţă, fotă или şorţ. Их изготавливали из чистой шерсти или за основу брали хлопок, а уток был шерстяным. Более распространенн ой для всех возрастов была плахта ( catrinţa ) , которая представляет собой цельный несшитый прямоугольный кусок ткани(1,6 – 0,8), который надевают, оборачивая вокруг корпуса , так, чтобы одна пола находила на другую. Этнографические материалы выявили в Молдове около 10 групп домотканых catrinţă, которые отличаются по технике исполнения и декору. Самая популярная – это catrinţă vrîstată с цветными полосками, catrinţă cu desene alese – с закладным рисунком, catrinţă ridicată – c бранным узором, catrinţă iţată – с ремизным полосатым рисунком, catrinţă din două părţi – из двух горизонтальных разноцветных широких частей, catrinţă ţesută şi aleasă – комбинированное простое и закладное ткачество и catrinţă brodată – вышитая. Сatrinţă крепилась вокруг талии узким поясом длино й в 3 – 4 метра.
Другая деталь женского костюма – fotă, состо ит из двух прямоугольных частей – передней и задней, выткан а с горизонтальными цветными полосками. Ее носили молодые девушки севера Молдовы , Черновиц и Буковины. Единственный передник из шерсти – şorţ ales ridicat – c цветным геометрическим рисунком на черном фоне носили женщины на юге Молдовы. Передник (şorţ или pestelcă) фабричного производства носят замужние женщины в о всей Молдов е, чтобы защитить одежду при работе по хозяйству. Сегодня передник стал символическим подарком, котор ый

костюм

В молдавском костюме в целом характерно преобладание белой некрашеной ткани, активное использование вышивки (вышивали нитями из козьей шерсти, дающей характерный блеск) и орнаментов. Существуют три вида используемых орнаментов: это абстрактный, геометрический, с изображениями зверей, птиц и человечков и с цветочными мотивами, появившийся в XVI-XVII веках. Среди мотивов растительного орнамента чаще всего встречаются изображения ветвей, листьев, цветков, виноградной грозди, пшеничных колосьев.

Мужская одежда

  • Мужская рубаха — туникообразного покроя, праздничные рубахи богато орнаментированы, повседневные содержат минимум вышивки или вообще не имеют.
  • Штаны — в большинстве регионов носили относительно схожие белые холщёвые и шерстяные штаны, подразделявшиеся на широкие и узкие, однако в некоторых местах встречались свои фасоны штанов.
  • Обувь- Сапоги и ботинки — проникли в быт в XIX веке среди богатых крестьян. Уже в XX веке вошли в широкий обиход и окончательно вытеснили опинчь.

Головные уборы

  • Кушма, кэчула — барашковая шапка. Носилась преимущественно в холодную погоду, но пастухи носили её круглый год. Кушма является национальным символом молдаван, как сербская шайкача или русская ушанка.

Женская одежда

  • Женская рубаха была длиной до лодыжек. На груди и на рукавах рубахи украшали вышивкой. Как и мужская рубаха, женская умела круглый или квадратный ворот. Рукава женской рубахи обычно длинные и цельнокройные, они украшаются богаче остальных видов рубах. Также рукава расширялись к манжетам, но к началу XX века такой тип рукавов стал встречаться всё реже.
  • Катринцэ — шерстяная юбка, оборачивающаяся вокруг тела и опоясывающаяся. Полы фоты либо перекрывают друг друга либо одна из них заворачивается наверх за пояс.
  • Выльник — поясная одежда, представляющая собой два фартука: гладкий спереди и сборчатый или плиссированный сзади.
  • Фота — поясная одежда наподобие выльника, однако и спереди и сзади фартуки гладкие. В ширину она достигала около 80 см, а в длину — 1,40 см.

Обувь

  • Опинчь — обувь, изготавливавшаяся из прямоугольного куска свиной кожи, сгибавшегося кверху и перетягивавшегося лоскутком из той же кожи по бокам и верху. Опинчь были крестьянской обувью и носились поверх онучей или носок. Как правило, концы опинчь были острые, но в концы загибались вверх, а в центральной Бессарабии концы были круглые.
  • Сапоги и ботинки — проникли в быт в XIX веке среди богатых крестьян. Уже в XX веке вошли в широкий обиход и окончательно вытеснили опинчь.

Аксессуары

  • Пояс — самым распространённым тканый пояс, кушак. Мужские кушаки в ширину достигали 12-15 см, а женские были уже. Длина кушака составляла 3-3,5 м. Также были распространены кожаные пояса, украшавшиеся многочисленными металлическими деталями и кармашками. Их носили главным образом пастухи-чабаны и зажиточные крестьяне.
  • Безрукавка — изготовлялась из овчины, как правило мехом вовнутрь. Мужские безрукавки украшались на внешней стороне кожаными аппликациями, а женские — также мулине с красными и чёрными нитями и бисером. По покрою безрукавки делились на открытые и закрытые. Открытая безрукавка имела разрез спереди, через который она надевалась, а закрытая безрукавка надевалась на пуговицы через разрез на боку или продевалась через голову.

В народном костюме отражены отработанные поколениями грандиозные решения, он является связующим звеном между художественным прошлым народа с его настоящим и будущим. В прошлом, народному костюму принадлежало множество функций: обереговая, защитная, воспитательная и конечно же эстетическая.

Накопив бесчисленные богатства, народный костюм стал неисчерпаемым источником для творчества рукодельниц. Я постаралась создать изделие, в котором будет раскрыта главная суть национального костюма, колорит национальных мотивов.

Выделила во всех национальных костюмах основную особенность - будь то, пояс-кушак; кушма, кэчула — барашковая шапка, азербайджанская бута, тюбетейка, халат-узбекский, шаровары-украинские, венок с лентами атласными-украинский, кокошник-русский головной убор, связала с национальным костюмом славянские ткани с русским орнаментом - ткань гжель, хохлома, городецкая роспись.

В работе применяю штампы — это безграничные возможности для фантазии и творчества в пошиве и украшении народных костюмов.

Народное декоративно - прикладное искусство является красочным и жизнерадостным искусством, оно сочетает в себе цвета и формы, различных материалов. Роспись тканей – очень интересная и богатая по средствам выразительности сфера декоративного искусства.

Набойка по ткани - старинная техника нанесения рисунка при помощи деревянной доски с орнаментом. Художественная особенность набойки состоит в цельности и обобщенности цветовых пятен и графической выразительности линии. Занятия с применением штампов помогают детям развить в себе творческую, разностороннюю личность, воспитывают вкус и нравственное отношение к миру. Сама работа с росписью ткани, очень увлекательное необычное занятие для детей. Посредством изучения традиций народных ремёсел дети приобщаются к обычаям своего народа, у них развивается художественный вкус, творческие способности, происходит развитие эстетической личности.

Дети – это цветы жизни, поэтому хочется дать им все самое лучшее. Каждая мама хочет одевать детей хорошо и стильно. Осуществить это можно не только покупая вещи в магазине, но и пошив состоятельно.


Праздничные костюмы

В преддверии праздников в садиках и школах проводят утренники. Для девочки важен выбор костюма. Мы расскажем, как сшить костюм для девочки своими руками — минимальные затраты времени и денег.


Классические идеи

Каждая девочка мечтает выглядеть как принцесса, и иметь красивое пышное платье. Эту мечту легко воплотить в жизнь, не прикладывая особых усилий.


Для начала понадобиться тюль разных оттенков (по желанию). Далее сделать замеры талии ребенка, и отрезать резинку необходимой длины.


Следующий этап – вырезать ленты из тюли, шириной минимум 15 сантиметров. Затем просто привязывать отрезанные ленты к резинке по кругу. Юбка готова.


Верхняя часть костюма может состоять из укороченной кружевной майки или другого материала.


Как пошить костюм из подручных материалов?

Умение шить всегда пригодится. Не всегда находится время на подготовку к празднику, и требуется сшить костюм для девочки на скорую руку.

Если наряд не куплен за больше деньги, это не делает его некачественным. Наоборот, ребенок выделится эксклюзивной вещью.


Внимательно присмотреться к домашним вещам, вдруг завалялись ненужные, украсив и дополнив которые, получится интересный наряд.


Это могут быть старые бабушкины платки. С дополнительными аксессуарами получится образ юной цыганки.


Если фантазия не позволяет придумать нечто оригинальное, посмотрите фото костюмов для девочки своими руками в интернете/журналах. Вместе с дочкой выберите и создайте костюм. Говорят, что совместный труд сближает людей.


Можно ли сделать костюм из бумаги?

Детские костюмы легко соорудить из любых материалов, и бумага не исключение. Обычно покупные костюмы стоят больших денег. Конечно, ребенок не захочет ходить в одном наряде на все мероприятия, поэтому придумали идеи костюмов для девочек из бумаги.


Не обязательно весь наряд должен состоять из бумаги. Например, девочка хочет стать волшебницей из Гарри Поттера. Шелковая накидка уже есть, остается сделать шляпу и волшебную палочку. Плотная бумага и картон отлично подойдут для такого варианта.


Приложив немного усилий, можно сделать как отдельные детали, так и полноценный костюм. Бумага используется различная, но старые газеты будут смотреться необычно и оригинально. В интернете есть целые мастер классы, посвящённые данной теме.


Домашние костюмы

Женщины, начиная с юного возраста, хотят выглядеть хорошо даже в домашней обстановке. Домашний костюм для девочки должен обладать не только практичностью, но и красотой.

Хорошим дополнением к костюму послужит халат (надевать его после душа или в прохладное время года).


Выбор ткани и процесс пошива домашнего костюма

Самый главный критерий при выборе ткани – практичность. Материал должен иметь приятную текстуру и легко отстирываться, так как дети часто пачкаются. Желательно выбирать натуральные материалы, чтобы кожа дышала, и не было раздражения от синтетики.


  • ткань;
  • нитки и иголки;
  • линейка и ножницы;
  • швейная машинка.


Выкройка не обязательна для пошива, если костюм не имеет сложных деталей. Обычно костюмы имеют свободную форму, не стесняющие движение ребенка.


При выборе сложной модели, лучше воспользоваться выкройкой.


Простой пошив брюк для девочки

Такой способ легкий и с ним справится даже новичок.


  • взять брюки, идеально подходящие девочке;
  • приложить их к ткани и обвести контуры;
  • при вырезании оставить место для швов;
  • оставить побольше места наверху для пояса;
  • после вырезания, получится 4 кусочка ткани;
  • последний этап – сшить 4 детали и втянуть резинку в пояс. Готово.


Кофточка шьется по такому же принципу. Но при наличии рукавов потребуется выкройка.


Заключение

Оказывается, шить костюм для ребенка своими руками просто. Это не требует особых знаний и усилий. При желании можно создать наряд, который затмит покупные модели, и ваш ребенок будет выглядеть неотразимо.

Фото костюмов для девочки своими руками










































Читайте здесь Юбка из джинсов своими руками: мастер-класс изготовления и рекомендации мастеров как сшить стильную и красивую юбку (100 фото)

Читайте также: