Костюм киргизский мужской своими руками
Добавил пользователь Владимир З. Обновлено: 05.10.2024
№ слайда 1
Презентацию подготовила учитель начальных классов ШГ № 33 г. Бишкек Баташева Е.Р.
№ слайда 2
Традиционная одежда кыргызов является важной составной частью культуры народа в целом
№ слайда 3
Ей были присущи своеобразные черты, типичные для одежды кочевников, что находит объяснение всему исторически сложившемуся образу жизни, связанному с кочевым скотоводческим хозяйством
№ слайда 4
№ слайда 5
№ слайда 6
Национальный мужской костюм В прошлом кыргызский костюм имел территориальные отличия, связанные с расселением племен. Из мужской традиционной одежды 19 в. сохранились головные уборы: колпаки, тюбетейки, зимние шапки.
№ слайда 7
№ слайда 8
Главная этномаркирующая одежда киргизов - это головной убор мужчин - "колпак"
№ слайда 9
№ слайда 10
5 марта в Кыргызстане отмечают День белого колпака (Ак- калпак)
№ слайда 11
Изготовленный из белого войлока кыргызский Ак калпак очень функционален - летом спасает от жары , зимой от ветра и морозов. Человек должен надевать его на голову и снимать обязательно двумя руками, а затем аккуратно ставить на особое место или рядом с собой.
№ слайда 12
№ слайда 13
Мужская одежда состояла из нательной и верхней одежды. Нательная одежда из распашной рубахи - "койнек", шаровар - "шым".
№ слайда 15
№ слайда 16
№ слайда 17
Женский национальный костюм Традиционная женская одежда состояла из длинной белой рубахи, которая одновременно служила платьем и длинных шаровар, которые надевались под платье. Поверх платья надевалась безрукавка
№ слайда 18
Женский головной убор – элечек и нарядную вышитую распашную юбку с широким поясом – бельдемчи в большие праздники надевают кыргызские женщины и в наше время.
№ слайда 19
№ слайда 20
№ слайда 21
№ слайда 23
Бабушки тоже носили элечек, но их главным отличием был чапан
№ слайда 24
№ слайда 25
Национальные традиции нашли свое воплощение и в современной школьной форме
№ слайда 26
№ слайда 27
Вывод Мы познакомились с кыргызскими национальными костюмами. Узнали названия женских и мужских головных уборов. Все костюмы красиво украшены орнаментами. И мы являемся продолжателями народных традиций.
№ слайда 28
Мужской комплект национального костюма Кыргызстана, в свою очередь тоже включал обязательные элементы.
Данный вид мужского головного убора до сих пор очень популярен в Кыргызстане.
В XX веке национальный кыргызский костюм стал приобретать европейские черты, традиционными оставались лишь некоторые виды верхней одежды для мужчин и женщин, да головные уборы.
Сегодня национальный костюм сохраняется как праздничный, обрядовый или театральный, правда в глубинке еще можно увидеть пожилых людей одетых с использованием элементов национального костюма, в их быту до сих пор широкое применение находят традиционные головные уборы.
Говорила всем, что народную одежду не шью, и. вынуждена была изменить своим словам.😉😜 Попросил один хороший человек. Пришлось мне уже по-настоящему искать информацию по этому виду русских народных рубах, да и старую свою статью переработать с новыми "нарытыми" фактами: Народный костюм: косоворотка. История. Виды рубах. Крой, пошив. Подлинники
Мне одной усваивать новый материал как-то стало скучно, и было принято решение рассказать все по порядку и вам, дорогие посетители сайта, согласны?
Создание этой страницы-вступления послужила моя дотошность в изысканиях правильности пошива исторического костюма. Тем более, что заказчик просил сшить косоворотку старинной модели, принятую в народе до 1860-80 годов. Потому что после и ближе к концу XIX века, а тем более с начала века ХХ-го крой косоворотки был видоизменен, а именно стал заимствован уже из кроя городской рубахи, который на тот момент (начиная с 1830-х г.) был распространен у мужчин. Хотя одноверменно тот старинный крой народной рубахи стал еще одним вариантом изготовления мужских рубах в России до 1920 годов.
"В декабрьский вечер, в чисто прибранной крестьянской избе сидело трое собеседников. двое из них, люди довольно пожилые, имели степенный, солидный вид; дышащая молодостью наружность третьего отличалась напротив неугомонною подвижностью, разлитую не только в лице его, но и во всей фигуре. Особенно не знали покоя руки, то свивавшие на палец концы пояска, надетого сверх рубахи косоворотки, или крутившие в жгут полы её, выпущенные поверх тиковых шаровар. На столе перед ними, среди чайной посуды и тарелок с пшеничными калачами, оладьями и блинами, ворчал, пуская густые клубы пара, объемистый самовар, называемый в простонародии "купеческим"... - так описывал Наумов Н.И. в 1874 году своих героев в произведении "Сила солому ломит".
Вот что писали в конце XIX века в одном российском каталоге по рубахам:
"Рубаха мужская: у вятича - из домотканного холста или набивного, прямой разрез по середине груди, очень низкий ворот; у пермяка - косоворотка из синей домашней холстины, узкая в рукавах и поясе, длинная с длинной подоплекой; ворот очень низкий, на одной пуговице. У сибиряка во втором и третьем поколении - прямой боковой небольшой разрез ворота (часто ан правой стороне); высокий и узкий ворот на 2-3 пуговицы; глухие манжеты с обшлагом; рубаха длинная с ластовицами и подоплекой обязательно; всегда из покупного ситца; на рубаху идет 6 аршин; верхняя рубаха шьется из бумазеи и из ситца со сборами на груди, на манер блузы".
Поискав хорошенько подлинники рубах-косоворотк в соц.сетях, поняла одно: что более всего их показано на картинах русских художников 19 - начала 20 веков.
Вот, например, на картине Василия Перова (1873г.) "Отпетый" очень хорошо показана подоплека на рубахе-косоворотке .
Или показана ярко-красняа косоворотка с той же подоплекой у него же (Перова) в её позднем варианте (1878 г) "Дворник".
ШЬЕМ ВМЕСТЕ РУБАХУ-КОСОВОРОТКУ
Как говорится в реконструкторской среде: "мы не ищем легких путей", и. тут меня ждал подвох: вариант пошива должен был быть экономкласса. Т.е. с минимальными затратами за минимальную стоимость. Это значит, что шить придется на машинки из дешевой ткани. Так что рубаха-косоворотка должна быть чисто стилизацией, но с элементами подлинных данных изделия. Придется учесть, что две основные черты изготовлении: ластовица и подоплека (короткая подкладка) были в обязательном порядке. А так же нужно помнить, что любая историческая вещь, даже сшитая на швейной машинке, не обходится без ручных швов.
Всегда шью вещи так, как буд-то буду носить их сама. А т.к. люблю в одежде удобство и незаметность в ношении (чтобы ничего не тянуло, легко двигаться и проч.), то стараюсь учитывать любую мелочь.
Хорошо изучив материал по видам народных рубах, стало понятно, что сшить косоворотку не так и сложно, т.к. это был тот же вид городских рубах, только с небольшими упрощенными отличиями. Тем более, что мне заказали сшить простую рубаху без всяких отделок: тесьмы и проч.
И вот какой создался у меня приблизительный чертеж:
Ткань подбирал сам заказчик. Это не составило труда, т.к. в народе был распространен покупной ситец из которого шились нарядные праздничные рубахи уже из целого широкого полотна, а не из частей узкого частного ткачества.
Подобрала все для пошива: от ткани на подоплеку ,до ниток и пуговиц металлических.
Рассчитала размеры основы, учитывая свободное облегание (не менее 20 см) основы рубахи и что длина рубахи к тому времени (середины XIX века) стала в народе варьироваться до колена и чуть выше.
Усадила ткань перед раскроем, высушила, прогладила.
И первым делом - обрезала кромку на ткани, чтобы не мешала раскрою.
Учитывая, что нынешнее поколение не совсем привычные к носке старинных изделий+изменение фигуры все таки к нашему времени произошли серьезные, решила горловину раскроить уже с расчетом современного конструирования.
-при пошиве мужских рубах со стандартным воротником считают так: натуральный обхват шеи + 1 см, + прибавки на швы (2 см) + прибавка на застежку (2-3 см- смотря по модели).
- у меян получилось: обхват шеи 40 см + 2 см ( все-таки не хотела ,чтобы у человека туго затягивался ворот) + 5 см= 47 см.
- при построении берется половина размера: 23,5 см, значит на спинку - 8 см, а остальное расстояние выреза горловины - на полочку /перед.
На фото показан стан и остаток от бока ткани - на поясок. Конечно же поясок лучше тканный или купить или заказать, но мною было принято решение - сделать на всякий случай - пусть у человека будет, да и выбрасывать кусочек жалко стало. В конце-концов можно нашить ан верх пояса красивую тесьму.
Рубаху сделала не совсем прямого стана, а чуть ( на 6 см ) к низу шире.
Дело в том, что в пошиве старинной одежды - ВСЕ в ВАШИХ руках, а тем более народной! Т.к. до конца XIX века портняжное ремесло было кустарным, ну, а косоворотки шились самими женщинами в деревнях и селах своим мужчинам родным и знакомым.
И основное в изготовлении той же косоворотки : чтобы рубаха получилась не узкая, не короткая. А сама сборка такая же, как при шитье рубах городского вида, но гораздо проще из-за прямых рукавов, без манжет и без сборки на рукавах у плеча. Хотя и тут верно: что к 1870-80 годам одним из вида косовороток были и сборки у рукавов как в городских рубахах.
Ну, а с подоплекой шить или без неё - это выбор каждого в отдельности. Помните: по истории русских народных рубах: все, что с косой застежкой называли - косовороткой и даже древние кольчуги 14-15 вв.
Национальный мужской костюм
В прошлом кыргызский костюм имел территориальные отличия, связанные с расселением племен. Из мужской традиционной одежды 19 в. сохранились головные уборы: колпаки, тюбетейки, зимние шапки.
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Изготовленный из белого войлока кыргызский Ак калпак очень функционален - летом спасает от жары , зимой от ветра и морозов. Человек должен надевать его на голову и снимать обязательно двумя руками, а затем аккуратно ставить на особое место или рядом с собой.
Слайд 12
Слайд 13
Мужская одежда состояла из нательной и верхней одежды. Нательная одежда из распашной рубахи - "койнек", шаровар - "шым".
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Женский национальный костюм
Традиционная женская одежда состояла из длинной белой рубахи, которая одновременно служила платьем и длинных шаровар, которые надевались под платье. Поверх платья надевалась безрукавка
Слайд 18
Женский головной убор – элечек и нарядную вышитую распашную юбку с широким поясом – бельдемчи в большие праздники надевают кыргызские женщины и в наше время.
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Читайте также: