Костюм киргизский мужской своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Презентацию подготовила учитель начальных классов ШГ № 33 г. Бишкек Баташева Е.Р

№ слайда 1

Презентацию подготовила учитель начальных классов ШГ № 33 г. Бишкек Баташева Е.Р.

Традиционная одежда кыргызов является важной составной частью культуры народа в

№ слайда 2

Традиционная одежда кыргызов является важной составной частью культуры народа в целом

Ей были присущи своеобразные черты, типичные для одежды кочевников, что находит

№ слайда 3

Ей были присущи своеобразные черты, типичные для одежды кочевников, что находит объяснение всему исторически сложившемуся образу жизни, связанному с кочевым скотоводческим хозяйством


№ слайда 4


№ слайда 5

Национальный мужской костюм В прошлом кыргызский костюм имел территориальные отл

№ слайда 6

Национальный мужской костюм В прошлом кыргызский костюм имел территориальные отличия, связанные с расселением племен. Из мужской традиционной одежды 19 в. сохранились головные уборы: колпаки, тюбетейки, зимние шапки.


№ слайда 7

Главная этномаркирующая одежда киргизов - это головной убор мужчин -

№ слайда 8

Главная этномаркирующая одежда киргизов - это головной убор мужчин - "колпак"


№ слайда 9

5 марта в Кыргызстане отмечают День белого колпака (Ак- калпак)

№ слайда 10

5 марта в Кыргызстане отмечают День белого колпака (Ак- калпак)

 Изготовленный из белого войлока кыргызский Ак калпак очень функционален - летом

№ слайда 11

Изготовленный из белого войлока кыргызский Ак калпак очень функционален - летом спасает от жары , зимой от ветра и морозов. Человек должен надевать его на голову и снимать обязательно двумя руками, а затем аккуратно ставить на особое место или рядом с собой.


№ слайда 12

Мужская одежда состояла из нательной и верхней одежды. Нательная одежда из распа

№ слайда 13

Мужская одежда состояла из нательной и верхней одежды. Нательная одежда из распашной рубахи - "койнек", шаровар - "шым".


№ слайда 15


№ слайда 16

Женский национальный костюм Традиционная женская одежда состояла из длинной бело

№ слайда 17

Женский национальный костюм Традиционная женская одежда состояла из длинной белой рубахи, которая одновременно служила платьем и длинных шаровар, которые надевались под платье. Поверх платья надевалась безрукавка

Женский головной убор – элечек и нарядную вышитую распашную юбку с широким поясо

№ слайда 18

Женский головной убор – элечек и нарядную вышитую распашную юбку с широким поясом – бельдемчи в большие праздники надевают кыргызские женщины и в наше время.


№ слайда 19

Основным отличием кыргызок был головной убор. Девочки примерно до 17 лет носили

№ слайда 20

После замужества молодая женщина не должна показывать свои волосы, так как ее кр

№ слайда 21

Бабушки тоже носили элечек, но их главным отличием был чапан

№ слайда 23

Бабушки тоже носили элечек, но их главным отличием был чапан


№ слайда 24

Национальные традиции нашли свое воплощение и в современной школьной форме

№ слайда 25

Национальные традиции нашли свое воплощение и в современной школьной форме


№ слайда 26

Вывод Мы познакомились с кыргызскими национальными костюмами. Узнали названия же

№ слайда 27

Вывод Мы познакомились с кыргызскими национальными костюмами. Узнали названия женских и мужских головных уборов. Все костюмы красиво украшены орнаментами. И мы являемся продолжателями народных традиций.


№ слайда 28

Мужской комплект национального костюма Кыргызстана

Мужской комплект национального костюма Кыргызстана, в свою очередь тоже включал обязательные элементы.

Данный вид мужского головного убора до сих пор очень популярен в Кыргызстане.

В XX веке национальный кыргызский костюм стал приобретать европейские черты, традиционными оставались лишь некоторые виды верхней одежды для мужчин и женщин, да головные уборы.

Сегодня национальный костюм сохраняется как праздничный, обрядовый или театральный, правда в глубинке еще можно увидеть пожилых людей одетых с использованием элементов национального костюма, в их быту до сих пор широкое применение находят традиционные головные уборы.


Говорила всем, что народную одежду не шью, и. вынуждена была изменить своим словам.😉😜 Попросил один хороший человек. Пришлось мне уже по-настоящему искать информацию по этому виду русских народных рубах, да и старую свою статью переработать с новыми "нарытыми" фактами: Народный костюм: косоворотка. История. Виды рубах. Крой, пошив. Подлинники

Мне одной усваивать новый материал как-то стало скучно, и было принято решение рассказать все по порядку и вам, дорогие посетители сайта, согласны?

Создание этой страницы-вступления послужила моя дотошность в изысканиях правильности пошива исторического костюма. Тем более, что заказчик просил сшить косоворотку старинной модели, принятую в народе до 1860-80 годов. Потому что после и ближе к концу XIX века, а тем более с начала века ХХ-го крой косоворотки был видоизменен, а именно стал заимствован уже из кроя городской рубахи, который на тот момент (начиная с 1830-х г.) был распространен у мужчин. Хотя одноверменно тот старинный крой народной рубахи стал еще одним вариантом изготовления мужских рубах в России до 1920 годов.


"В декабрьский вечер, в чисто прибранной крестьянской избе сидело трое собеседников. двое из них, люди довольно пожилые, имели степенный, солидный вид; дышащая молодостью наружность третьего отличалась напротив неугомонною подвижностью, разлитую не только в лице его, но и во всей фигуре. Особенно не знали покоя руки, то свивавшие на палец концы пояска, надетого сверх рубахи косоворотки, или крутившие в жгут полы её, выпущенные поверх тиковых шаровар. На столе перед ними, среди чайной посуды и тарелок с пшеничными калачами, оладьями и блинами, ворчал, пуская густые клубы пара, объемистый самовар, называемый в простонародии "купеческим"... - так описывал Наумов Н.И. в 1874 году своих героев в произведении "Сила солому ломит".


Вот что писали в конце XIX века в одном российском каталоге по рубахам:

"Рубаха мужская: у вятича - из домотканного холста или набивного, прямой разрез по середине груди, очень низкий ворот; у пермяка - косоворотка из синей домашней холстины, узкая в рукавах и поясе, длинная с длинной подоплекой; ворот очень низкий, на одной пуговице. У сибиряка во втором и третьем поколении - прямой боковой небольшой разрез ворота (часто ан правой стороне); высокий и узкий ворот на 2-3 пуговицы; глухие манжеты с обшлагом; рубаха длинная с ластовицами и подоплекой обязательно; всегда из покупного ситца; на рубаху идет 6 аршин; верхняя рубаха шьется из бумазеи и из ситца со сборами на груди, на манер блузы".


Поискав хорошенько подлинники рубах-косоворотк в соц.сетях, поняла одно: что более всего их показано на картинах русских художников 19 - начала 20 веков.

Вот, например, на картине Василия Перова (1873г.) "Отпетый" очень хорошо показана подоплека на рубахе-косоворотке .


Или показана ярко-красняа косоворотка с той же подоплекой у него же (Перова) в её позднем варианте (1878 г) "Дворник".


ШЬЕМ ВМЕСТЕ РУБАХУ-КОСОВОРОТКУ

Как говорится в реконструкторской среде: "мы не ищем легких путей", и. тут меня ждал подвох: вариант пошива должен был быть экономкласса. Т.е. с минимальными затратами за минимальную стоимость. Это значит, что шить придется на машинки из дешевой ткани. Так что рубаха-косоворотка должна быть чисто стилизацией, но с элементами подлинных данных изделия. Придется учесть, что две основные черты изготовлении: ластовица и подоплека (короткая подкладка) были в обязательном порядке. А так же нужно помнить, что любая историческая вещь, даже сшитая на швейной машинке, не обходится без ручных швов.

Всегда шью вещи так, как буд-то буду носить их сама. А т.к. люблю в одежде удобство и незаметность в ношении (чтобы ничего не тянуло, легко двигаться и проч.), то стараюсь учитывать любую мелочь.

Хорошо изучив материал по видам народных рубах, стало понятно, что сшить косоворотку не так и сложно, т.к. это был тот же вид городских рубах, только с небольшими упрощенными отличиями. Тем более, что мне заказали сшить простую рубаху без всяких отделок: тесьмы и проч.

И вот какой создался у меня приблизительный чертеж:


Ткань подбирал сам заказчик. Это не составило труда, т.к. в народе был распространен покупной ситец из которого шились нарядные праздничные рубахи уже из целого широкого полотна, а не из частей узкого частного ткачества.

Подобрала все для пошива: от ткани на подоплеку ,до ниток и пуговиц металлических.

Рассчитала размеры основы, учитывая свободное облегание (не менее 20 см) основы рубахи и что длина рубахи к тому времени (середины XIX века) стала в народе варьироваться до колена и чуть выше.


Усадила ткань перед раскроем, высушила, прогладила.

И первым делом - обрезала кромку на ткани, чтобы не мешала раскрою.


Учитывая, что нынешнее поколение не совсем привычные к носке старинных изделий+изменение фигуры все таки к нашему времени произошли серьезные, решила горловину раскроить уже с расчетом современного конструирования.

-при пошиве мужских рубах со стандартным воротником считают так: натуральный обхват шеи + 1 см, + прибавки на швы (2 см) + прибавка на застежку (2-3 см- смотря по модели).

- у меян получилось: обхват шеи 40 см + 2 см ( все-таки не хотела ,чтобы у человека туго затягивался ворот) + 5 см= 47 см.

- при построении берется половина размера: 23,5 см, значит на спинку - 8 см, а остальное расстояние выреза горловины - на полочку /перед.

На фото показан стан и остаток от бока ткани - на поясок. Конечно же поясок лучше тканный или купить или заказать, но мною было принято решение - сделать на всякий случай - пусть у человека будет, да и выбрасывать кусочек жалко стало. В конце-концов можно нашить ан верх пояса красивую тесьму.


Рубаху сделала не совсем прямого стана, а чуть ( на 6 см ) к низу шире.

Дело в том, что в пошиве старинной одежды - ВСЕ в ВАШИХ руках, а тем более народной! Т.к. до конца XIX века портняжное ремесло было кустарным, ну, а косоворотки шились самими женщинами в деревнях и селах своим мужчинам родным и знакомым.

И основное в изготовлении той же косоворотки : чтобы рубаха получилась не узкая, не короткая. А сама сборка такая же, как при шитье рубах городского вида, но гораздо проще из-за прямых рукавов, без манжет и без сборки на рукавах у плеча. Хотя и тут верно: что к 1870-80 годам одним из вида косовороток были и сборки у рукавов как в городских рубахах.

Ну, а с подоплекой шить или без неё - это выбор каждого в отдельности. Помните: по истории русских народных рубах: все, что с косой застежкой называли - косовороткой и даже древние кольчуги 14-15 вв.

Национальная одежда кыргызского народа, слайд 1

Национальный мужской костюм
В прошлом кыргызский костюм имел территориальные отличия, связанные с расселением племен. Из мужской традиционной одежды 19 в. сохранились головные уборы: колпаки, тюбетейки, зимние шапки.

Слайд 7

Национальная одежда кыргызского народа, слайд 7

Слайд 8

Национальная одежда кыргызского народа, слайд 8

Слайд 9

Национальная одежда кыргызского народа, слайд 9

Слайд 10

Национальная одежда кыргызского народа, слайд 10

Слайд 11

Национальная одежда кыргызского народа, слайд 11

Изготовленный из белого войлока кыргызский Ак калпак очень функционален - летом спасает от жары , зимой от ветра и морозов. Человек должен надевать его на голову и снимать обязательно двумя руками, а затем аккуратно ставить на особое место или рядом с собой.

Слайд 12

Национальная одежда кыргызского народа, слайд 12

Слайд 13

Национальная одежда кыргызского народа, слайд 13

Мужская одежда состояла из нательной и верхней одежды. Нательная одежда из распашной рубахи - "койнек", шаровар - "шым".

Слайд 14

Национальная одежда кыргызского народа, слайд 14

Слайд 15

Национальная одежда кыргызского народа, слайд 15

Слайд 16

Национальная одежда кыргызского народа, слайд 16

Слайд 17

Национальная одежда кыргызского народа, слайд 17

Женский национальный костюм
Традиционная женская одежда состояла из длинной белой рубахи, которая одновременно служила платьем и длинных шаровар, которые надевались под платье. Поверх платья надевалась безрукавка

Слайд 18

Национальная одежда кыргызского народа, слайд 18

Женский головной убор – элечек и нарядную вышитую распашную юбку с широким поясом – бельдемчи в большие праздники надевают кыргызские женщины и в наше время.

Слайд 19

Национальная одежда кыргызского народа, слайд 19

Слайд 20

Национальная одежда кыргызского народа, слайд 20

Слайд 21

Национальная одежда кыргызского народа, слайд 21

Слайд 22

Национальная одежда кыргызского народа, слайд 22

Читайте также: