Консультация как сделать детей дисциплинированными пешеходами

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Умение двигаться по улице, соблюдать правила дорожного движения необходимо воспитывать с раннего детства. Детей с раннего возраста привлекает разнообразие окружающего: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирования правильных представлений о правилах дорожного движения. Детям трудно самостоятельно познать азбуку дорожного движения, разобраться в смене сигналов светофора, понять их смысл. Эго заставляет своевременно начать обучение детей правилам поведения на улице. Соблюдение правил - это результат общей воспитанности. Исследования психологов показывают, что у детей наблюдается разрыв в теоретических знаниях и практическом их применении.

От того, насколько ребенок усвоит правила дорожного движения и станет точно выполнять их, а не только держать в памяти, во многом зависит его здоровье и жизнь.

Поэтому очень важно в данном направлении работы с дошкольниками сотрудничать с родителями.

Жизнь детей, их здоровье, забота о них - это самый важный для нас вопрос. Вырасти им дисциплинированными пешеходами, уберечь их от аварий, обязаны помочь все, кто непосредственно общается с детьми, это долг каждого взрослого. Прежде всего, родители должны быть личным примером, поэтому необходимо родителям напоминать о правилах дорожного движения через рекомендации, памятки, информационные листы в родительских уголках. Необходимо в каждом родительском уголке иметь хорошо оформленный уголок инспектора ГИБДД, информация которого будет напоминать:

  • нельзя перебегать дорогу перед близко проходящим транспортом, так как это может повлечь за собой несчастный случай;
  • следует уступать дорогу движущемуся транспорту, ведь водитель не сможет предотвратить беду;
  • надо помнить, что водитель и пешеход являются равноправными участниками движения;
  • взаимоуважение водителя и пешехода - это безаварийность на дорогах, исключение дорожно-транспортных происшествий.

Важно знать и взрослым, и детям, что наибольшее число дорожнотранспортных происшествий происходит по вине пешеходов.

Причиной ДТП являются:

  • переход перед близко идущим транспортом;
  • переход в запрещенном месте;
  • невнимательность пешеходов;
  • хождение по проезжей части при наличии тротуара.

Существует явная зависимость числа происшествий в городе от времени в пределах суток, в пределах месяца и недели. Наибольшее число происшествий происходит в часы пик, особенно в вечернее время, когда пешеходы и водители устали.

Среди жертв дорожных происшествий более 20 % - дети в возрасте от 7 до 12 лет. Особенно часто случается несчастье в самые теплые дни весны и в начале учебного года, сразу же после учебных каникул. Происходит это обычно недалеко от дома - примерно половина случаев в радиусе 600 метров от дома. В больших городах число детей, ставших жертвами дорожно-транспортных происшествий, особенно велико.

Поэтому очень важно, чтобы родители были активными участниками в процессе обучения детей правилам дорожного движения. Они должны закреплять знания детей, полученные в детском саду, и знакомить детей с правилами безопасного поведения на дороге. Им можно рекомендовать это сделать через наблюдение на дороге, через обсуждение с ребенком различных дорожных ситуаций. Умение применять правила дорожного движения воспитывается у детей и при рассматривании картин, чтении книг, выполнении отдельных несложных поручений. Читая художественную литературу, нужно помнить, что правильное восприятие художественного произведения зависит от уровня детского представления. Поэтому после чтения необходимо еще раз обратить внимание детей на то, что нельзя делать на дороге и на улице. Родителям следует рассказать, что к концу дошкольного детства дети должны знать ответы на следующие вопросы:

  1. Из каких частей состоит улица?
  2. Что такое перекресток?
  3. Зачем нужны тротуары?
  4. Как пешеходы должны вести себя на тротуарах?
  5. Когда и где можно переходить улицу?
  6. Зачем нужен светофор?
  7. Что обозначает красный, желтый, зеленый цвета светофора?
  8. Почему нельзя перебегать через улицу перед идущим автомобилем?
  9. Как надо вести себя при выходе из автобуса?
  10. Где можно кататься на велосипеде?
  11. Где пассажиры должны ожидать транспорт?

12. Что обозначают дорожные знаки, для чего они нужны?

Чтобы родитель помог ребенку усвоить правила дорожного движения, он и сам должен быть грамотным в этих вопросах; знать и соблюдать правила безопасного движения, быть личным примером, так как за жизнь ребенка несет ответственность взрослый.

Для того чтобы еще раз напомнить родителям о некоторых правилах поведения на дороге, разработаны рекомендации.

Кроме информационных листов, памяток и рекомендаций с родителями можно взаимодействовать и через общие собрания, через семинарыпрактикумы, через участие родителей в вечерах досуга с детьми по ПДД. Очень хорошо, если в работе по изучению с дошкольниками правил дорожного движения предусмотрены мероприятия для родителей, например, организуются на базе детского сада встречи с инспектором ГИБДД, школа для родителей по безопасности, на которых родители могут повышать уровень своих компетенций по данной проблеме.

Среди многих интересных методов взаимодействия с родителями на сегодняшний день выделяется проектная деятельность. Это очень эффективный метод взаимодействия с детьми, который позволяет дошкольникам быть активными субъектами образовательного процесса.

Обучение детей правилам дорожного движения будет иметь очень хорошие результаты только тогда, когда дошкольник совместно со своими родителями сможет пройти все круги информационного обеспечения. Главное для воспитателей и родителей в приобщении дошкольников к правилам дорожного движения - донести до детей смысл, необходимость знаний и навыков по данной проблеме. И всегда необходимо помнить, что ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи, других взрослых.

По данным МВД России в январе – июле 2021 года в ДТП погибло 8,1 тысяча человек. В этих ДТП погибли 254 детей, более 8000 детей получили травмы. По мнению экспертов, причиной дорожно-транспортных происшествий является игнорирование водителями правил уличного движения. Однако ответственность за безопасность на дороге лежит и на пешеходах, в том числе, родителях дошкольников.
Чем младше ребенок, тем менее он чувствителен к опасности, малыш не всегда знает и понимает, что именно ему грозит, какие последствия может повлечь за собой то или иное поведение. Именно поэтому мамам, папам, другим близким взрослым очень важно уделять повышенное внимание вопросам безопасности детей, а педагоги должны своевременно информировать родителей о методах и средствах предупреждения несчастных случаев. Одна из форм работы в этом направлении — консультация для родителей в детском саду по ПДД.

Успех выступления перед родителями воспитанников зависит от того, как педагог подготовится к проведению консультации, сможет ли заинтересовать аудиторию, привлечь внимание к проблеме. Подготовка консультации начинается с изучения возрастных особенностей дошкольников с точки зрения восприятия детьми дороги, движущихся транспортных средств.

Как малыши видят и представляют проезжую часть

У ребенка поле зрения уже, чем у взрослого, поэтому дошкольнику трудно определить расстояние до стремительно приближающегося автомобиля. Тем более ребенок не способен вычислить скорость движения транспорта.

Дети раннего, младшего и даже среднего дошкольного возраста не воспринимают автомобиль как нечто потенциально опасное. Малыш устремляется за выкатившимся на дорогу мячом, совершенно не думая о движущихся машинах. Для ребенка главное — вернуть игрушку. Он не понимает, что попытка догнать мяч может оказаться последней. Поэтому чем раньше начата работа по освоению детьми правил дорожного движения, тем больше вероятность спасти малышей от беды. Обо всем этом педагог рассказывает мамам и папам, проводя консультацию по ПДД для родителей.

Что и как рассказывать детям о ПДД

У дошкольников доминирует наглядно-образное мышление, поэтому дословная трактовка Правил дорожного движения с большим количеством абстрактно-теоретических выкладок неприемлема.

Во второй младшей группе малышам рассказывают и показывают, что такое улица, тротуар, дорога с односторонним движением. Также детей знакомят с видами транспорта (легковой и грузовой автомобили, автобус, троллейбус, трамвай), рассказывают о работе водителя, светофоре (красный и зеленый сигналы).

В работе с малышами уместны:

  • личный пример;
  • наглядность (плакаты, иллюстрации);
  • чтение художественной литературы;
  • игры.

Личный пример

Направляясь куда-либо с ребенком, родители:

При перевозке ребенка на автомобиле:

  • ведут авто, соблюдая правила для водителей;
  • детей перевозят в автокреслах;
  • взрослые и дети садятся в автомобиль и выходят из него только со стороны тротуара.

Наглядность

Книги по ПДД для дошкольников

Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуют произведения:

Важный момент работы с родителями: не забыть сообщить о том, что после чтение книги следует обсудить ее содержание с малышом.

Игры по ПДД для дошкольников

Игра — ведущая деятельность в дошкольном детстве. Полноценное развитие ребенка, освоение дошкольником жизненно важных умений и навыков происходит именно в ней. Приведем примеры игр, которые педагог может рекомендовать родителям для занятий дома.

Младшие дошкольники

Взрослый вставляет один из кружков в соответствующее отверстие макета и предлагает ребенку определить, какой сигнал горит (малыш поднимает кружок такого же цвета), а также объяснить, что делать пешеходу (красный — стоять на месте, зеленый — осмотреться по сторонам и идти).

Дети от 4 до 5 лет

  • к светофору (стоит на перекрестке, стоит дома, красный свет, синий свет, желтый свет, коричневый свет, помогает пешеходу, мешает пешеходу);
  • к пешеходу (перекресток, переходит, светофор, кузов, стоит и ждет, руль, тротуар);
  • к водителю (руль, кузов, крыло, едет, мотор, летит, колесо, лапы, хвост);
  • к пассажиру (автобус, троллейбус, подъезжает к остановке, кровать, табуретка, остановка, показывает билет).

Старший дошкольный возраст

Во время консультации педагог предлагает родителям поиграть, берет на себя роль ведущего.

Актуальность и значимость этой темы очевидны. С каждым годом наш город становится оживлённее. На улицах появляется всё больше автомобилей. Движение транспорта и пешеходов становится интенсивнее и сложнее. В этих условиях приобретает большое значение строгое соблюдение правил движения, как водителями транспорта, так и пешеходами: взрослыми и детьми.

Умение двигаться по улице, соблюдать правила дорожного движения необходимо воспитывать с раннего детства. Детей с раннего возраста привлекает разнообразие окружающего: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирования правильных представлений о правилах дорожного движения. Детям трудно самостоятельно познать азбуку дорожного движения, разобраться в смене сигналов светофора, понять их смысл. Эго заставляет своевременно начать обучение детей правилам поведения на улице. Соблюдение правил — это результат общей воспитанности. Исследования психологов показывают, что у детей наблюдается разрыв в теоретических знаниях и практическом их применении.

От того, насколько ребенок усвоит правила дорожного движения и станет точно выполнять их, а не только держать в памяти, во многом зависит его здоровье и жизнь.

Поэтому очень важно в данном направлении работы с дошкольниками сотрудничать с родителями.

Жизнь детей, их здоровье, забота о них — это самый важный для нас вопрос. Вырасти им дисциплинированными пешеходами, уберечь их от аварий, обязаны помочь все, кто непосредственно общается с детьми, это долг каждого взрослого. Прежде всего, родители должны быть личным примером, поэтому необходимо родителям напоминать о правилах дорожного движения через рекомендации, памятки, информационные листы в родительских уголках. Необходимо в каждом родительском уголке иметь хорошо оформленный уголок инспектора ГИБДД, информация которого будет напоминать:

нельзя перебегать дорогу перед близко проходящим транспортом, так как это может повлечь за собой несчастный случай;

следует уступать дорогу движущемуся транспорту, ведь водитель не сможет предотвратить беду;

надо помнить, что водитель и пешеход являются равноправными участниками движения;

взаимоуважение водителя и пешехода — это безаварийность на дорогах, исключение дорожно-транспортных происшествий.

Важно знать и взрослым, и детям, что наибольшее число дорожно- транспортных происшествий происходит по вине пешеходов. Причиной ДТП являются:

переход перед близко идущим транспортом; переход в запрещенном месте; невнимательность пешеходов;

хождение по проезжей части при наличии тротуара.

Существует явная зависимость числа происшествий в городе от времени в пределах суток, в пределах месяца и недели. Наибольшее число происшествий происходит в часы пик, особенно в вечернее время, когда пешеходы и водители устали.

Среди жертв дорожных происшествий более 20 % — дети в возрасте от 7 до 12 лет. Особенно часто случается несчастье в самые теплые дни весны и в начале учебного года, сразу же после учебных каникул. Происходит это обычно недалеко от дома — примерно половина случаев в радиусе 600 метров от дома. В больших городах число детей, ставших жертвами дорожно- транспортных происшествий, особенно велико.

Поэтому очень важно, чтобы родители были активными участниками в процессе обучения детей правилам дорожного движения. Они должны закреплять знания детей, полученные в детском саду, и знакомить детей с правилами безопасного поведения на дороге. Им можно рекомендовать это сделать через наблюдение на дороге, через обсуждение с ребенком различных дорожных ситуаций. Умение применять правила дорожного движения воспитывается у детей и при рассматривании картин, чтении книг, выполнении отдельных несложных поручений. Читая художественную литературу, нужно помнить, что правильное восприятие художественного произведения зависит от уровня детского представления. Поэтому после чтения необходимо еще раз обратить внимание детей на то, что нельзя делать на дороге и на улице.

Единые требования воспитателей и родителей обеспечивают у детей образование прочных навыков поведения на улице.

Одной из традиционных форм работы с родителями являются родительские собрания, на которых мы знакомим родителей с программными требованиями по обучению детей ПДД, говорим о важности примера взрослых, о необходимости соблюдения правил поведения на улице.

Любое незначительное нарушение, допущенное взрослыми, является плохим примером для ребёнка. Для заинтересованности родителей на традиционных родительских собраниях используем тренинги, мастер-классы и совместные игры по изучению правил дорожного движения.

Вопросы, поднятые на собраниях, становятся предметом обсуждения на круглых столах, в индивидуальных беседах, которые позволяют установить тесный контакт с семьёй, дифференцированно подойти к каждому ребёнку, учитывая его типологические особенности, интересы, физическое состояние.

В пропаганде правил дорожного движения широко используется наглядная агитация. Для родителей изготовлена ширма, на которой размещены выдержки из правил движения, которые должны усвоить дети, перечень литературы для взрослых и дошкольников о правилах поведения на улице.

Ещё одной традиционной формой в работе с родителями является анкетирование, которое регулярно проводится на нашей группе.

В анкете необходимо ответить на ряд вопросов, которые помогли узнать, насколько дети знают и умеют пользоваться правилами дорожного движения.

Наряду с традиционными методами взаимодействия с семьями воспитанников мы широко используем и новые инновационные методы:

2. Для лучшего усвоения детьми правил безопасного поведения на улице, мы предложили родителям с ребёнком составить план- схему своей улицы и зарисовать ее. Вместе с детьми родители определили на план — схеме особо опасные участки на улице, а также места, благоприятные для разнообразных игр детей. Родители комментировали созданные план — схемы, уточняли, где находятся пешеходные переходы, какие знаки размещены по пути их следования. По этим план — схемам мы предлагали детям рассказать, как они будут играть в своём дворе: где безопасно кататься на велосипеде, санках, играть в мяч.

3. Совместно с родителями был оформлен фотостенд, на котором помещены фотографии детей, которые принимали участие вместе с родителями в той или иной ситуации на дороге.

Только единство требований семьи и детского сада обеспечит успешную подготовку детей к обучению в школе, практическое применение и соблюдение ими правил дорожного движения.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой я стараюсь доказать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Материалы для совместных занятий взрослых с детьми по ПДД

С первой минуты появления ребёнка на свет родители начинают заботиться о его здоровье. Это заслуживает всяческого одобрения. Но об одном виде воспитания, от которого тоже зависит здоровье ребёнка, родители часто забывают — это правила поведения ребёнка на дороге, правила пользования транспортом.

Как только малыш начнет ходить, его надо учить вести себя на дороге. Образ мышления у детей конкретен. Для того чтобы ребёнок что-то прочно усвоил, ему лучше один раз увидеть своими глазами, чем сто раз услышать. Именно поэтому обучение ребёнка Правилам дорожного движения должно быть наглядным и, лучше всего, проходить в реальных условиях.

Сначала необходимо объяснить малышу правила перехода: прежде чем сойти на проезжую часть, надо посмотреть в обе стороны улицы и на сигнал светофора. Если горит красный свет - ходу нет, жёлтый - приготовиться, зелёный - можно переходить. Каждый раз, находясь с ребёнком на улице, обсуждайте, чего нужно остерегаться, куда смотреть и когда можно переходить. Вместе с ребёнком сознательно выбирайте сложные переходы с активным движением, светофорами, трамваями, указателями и т. д. Переходя улицу, проговаривайте принципы безопасности, объясняйте значение знаков.

Расскажите ребенку, что автобус и троллейбус надо обходить сзади, так как водитель движущейся машины ещё издали увидит пешехода и поймет, что он хочет перейти улицу. А вот трамвай нужно обходить спереди, потому что трамвайное движение - двустороннее. Переходя улицу, человек должен видеть, не идет ли встречный трамвай, на каком расстоянии он находится.

Многие считают, что несчастье на дорогах - случайность и уберечься от нее невозможно. Это неверно!

К сожалению, азбуке дорожных ситуаций детей не учат ни в семье, ни в школе. И это неудивительно. Сами взрослые не знают многих закономерностей, тонкостей дорожного движения.

Самое трагичное, что наезд на маленьких пешеходов происходит и на освещённых городских улицах, потому что грязные стекла, снегопады и дожди. Тёмную маленькую фигурку в этих условиях просто не видно.

Специалисты по безопасности движения задумались, как сделать пешехода заметным водителю? Ответ, как это часто бывает, подсказала природа, а наука создала технологию, которая спасает жизни и снижает травматизм на дорогах.

Известно, что все поверхности отражают свет. Просто по- разному. Матовые - меньше, чем блестящие или полированные. Отражение бывает диффузное, когда часть света отражается в направлении источника света, а большая часть - порой до 90 % - в других направлениях, зеркальное, когда луч отражается под утлом, равным углу падения. А ещё бывает световозвращение (это когда свет, падающий на поверхность, практически полностью отражается обратно в направлении источника света).

Проще всего понять этот принцип на примере кошки, точнее кошачьих глаз. В абсолютной темноте она не видна, но если посветить ей в мордочку фонариком или светом фар, то при благоприятных условиях кошку можно заметить на расстоянии до 80 метров. Все потому, что глаза домашнего любимца имеют отражающий слой, который отражает свет таким образом, что часть лучей возвращается по тому же пути, по которому они попали в глаза.

Водитель замечает ребёнка со световозвращателем на одежде или рюкзачке со значительно большего расстояния, чем пешехода без него. А значит, выше шансы, что трагедии не случится.

Как же научить ребёнка безопасному поведению на дороге? Разберите вместе с ним типичные опасные дорожные ситуации, объясните, почему в первый момент ему показалось, что ситуация безопасная, в чём он ошибся. Закрепите знания рисунками, разыгрывайте ситуации на макете с игрушками. Помните: одних объяснений недостаточно.

Прочные навыки транспортного поведения детей формируются только повседневной систематической тренировкой! Во время каждой прогулки с детьми, поездки с ними по делам, в гости, за город и т. п. учите их наблюдать за улицей и транспортом, анализировать встречающиеся дорожные ситуации, видеть в них опасные элементы, безошибочно действовать в различных обстоятельствах. Представленные материалы помогут воспитать грамотного, дисциплинированного пешехода и пассажира.

Это должен знать взрослый!

КОГДА РЕБЁНОК СПЕШИТ НА АВТОБУС,

ОН НЕ ВИДИТ НИЧЕГО ВОКРУГ

• Чтение (заучивание) стихотворения.

Всем, кто скорость набирает,

На автобус свой спеша.

Оглядеться не мешает

И большим, и малышам.

Пребывание в больнице

Счастья вам не принесёт.

И ведь может так случиться,

Что больница не спасёт.

• Вопрос для обсуждения. Если ты опаздываешь в школу и видишь уходящий транспорт, как будешь действовать? Объясни почему.

РЕБЁНОК ЧАСТО НЕ ПОДОЗРЕВАЕТ,

ЧТО ЗА ОДНОЙ МАШИНОЙ МОЖЕТ БЫТЬ СКРЫТА ДРУГАЯ

• Чтение (заучивание) стихотворения.

Машины едут по дороге,

И не всегда они видны,

Но ситуаций страшных многих

Мы избежать, друзья, должны.

Смотреть внимательно старайтесь

Вокруг, ступив на переход,

И бегать даже не пытайтесь,

• Вопрос для обсуждения. Прежде чем передвигаться по пешеходному переходу, что нужно сделать? Объясните.

ОСТАНОВКА - МЕСТО, ГДЕ ДЕТИ ЧАЩЕ ВСЕГО ПОПАДАЮТ ПОД МАШИНУ

Старайтесь не обходить стоящий автобус ни спереди, ни сзади!

Стоящий автобус закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили её перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди около остановки обычно спешат и забывают о безопасности. От остановки надо двигаться в сторону ближайшего пешеходного перехода.

• Чтение (заучивание) стихотворения.

Остановки на дороге

Лишь для транспорта нужны.

Уносить скорее ноги

С них, ребята, вы должны.

Смысл есть, друзья, едва ли

Находиться долго там.

Сели, вышли, подождали

И уходим по делам.

Чтоб идти через дороги,

Поспешим на переход.

И для цели этой многим

Вопрос для обсуждения. Как ты должен действовать, сойдя на остановке с транспортного средства? Объясни почему.

ОБЫЧНО ДЕТИ, ПРОПУСТИВ МАШИНУ, ТУТ ЖЕ БЕГУТ ЧЕРЕЗ ДОРОГУ.

ЭТО ОЧЕНЬ ОПАСНО!

В первые мгновения только что проехавший автомобиль нередко закрывает собой встречную машину. Под неё может попасть ребёнок, если он, пропустив первый автомобиль, сразу побежит через дорогу. Показывайте ребёнку на дороге, как только что проехавшая машина закрыла собой идущую в противоположном направлении, и объясняйте ему, как он должен вести себя в подобных обстоятельствах.

• Чтение (заучивание) стихотворения.

Только точно убедившись,

В том, что рядом нет машин,

Мы идём вперед, решившись,

И при этом не спешим.

Если вдруг «захочет в прятки

Выбегая без оглядки,

Можно много потерять.

Пропустив одну машину,

Не спешите в путь идти,

Тем аварии причину

Устраните вы в пути.

• Иллюстрирование и обсуждение стихотворения.

Нарисуйте, как должен вести себя пешеход на дороге. Расскажите, что вы нарисовали.

УЧИТЕ РЕБЁНКА НАБЛЮДАТЬ ЗА ДОРОЖНОЙ ОБСТАНОВКОЙ СЛЕВА И СПРАВА, КОГДА СТОИТЕ НА ОСЕВОЙ ЛИНИИ

Остановившись на осевой линии, дети следят, как правило, лишь за теми автомобилями, которые подъезжают к ним справа, и не думают о машинах, идущих у них за спиной. Испугавшись, ребёнок может сделать шаг назад — прямо под колёса автомобиля, подъехавшего к нему слева. Покажите своему ребёнку на дороге, что, если стоять на осевой, машины приближаются с обеих сторон, и объясните ему, как он должен вести себя.

Стоя на осевой линии, помните: сзади может оказаться машина!

Если пришлось остановиться на середине дороги, надо быть предельно внимательным, не делать ни одного движения, не убедившись в безопасности.

• Чтение (заучивание) стихотворения.

Дойдя до середины,

Замри на осевой,

Давая путь машинам,

Спокойно очень стой.

Притом, направо глядя,

На тех, кто мчит вперёд,

Ты помни, что и сзади

Вопрос для обсуждения. Как правильно переходить дорогу на нерегулируемых перекрестках?

РЕБЁНОК НЕ УМЕЕТ ПРЕДВИДЕТЬ СКРЫТУЮ ОПАСНОСТЬ

Чем может быть опасна стоящая машина? Ваш ребёнок не знает правильного ответа. За стоящей машиной часто бывает скрыта другая, движущаяся. Понаблюдайте вместе с ребёнком за стоящими у края проезжей части машинами и фиксируйте его внимание на моменте, когда из-за стоящей внезапно появляется другая машина.

На улице, где машины появляются редко, дети выбегают на дорогу, не осмотрев её предварительно, и попадают под машину. Выработайте у ребёнка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, оглядеться, прислушаться и только тогда переходить улицу.

• Чтение (заучивание) стихотворения.

Машины носятся повсюду

И могут выскочить везде.

Большой предшествуют беде.

Нам совершенно не нужны,

И быть внимательны и строги

Мы все на улице должны.

Пусть с виду улица пустынна

И вроде нет на ней машин,

Но помнить всем необходимо,

Что мы в дороге не спешим.

• Иллюстрирование и обсуждение стихотворения.

Нарисуйте, как правильно переходить дорогу. Расскажите, что вы нарисовали.

И У СВЕТОФОРА МОЖНО ВСТРЕТИТЬ ОПАСНОСТЬ

• Чтение (заучивание) стихотворения.

К сожалению, бывает,

Что водитель за рулём

Быстро мчит, не замечая

Ничего в пути своём.

Нам при этом не годится

В помощь лишь зелёный свет,

Надо точно убедиться,

Что угроз серьёзных нет.

И другими, и собой.

Эту истину простую

• Иллюстрирование и обсуждение стихотворения.

Нарисуйте, что должен сделать пешеход, прежде чем переходить дорогу на зелёный сигнал светофора. Расскажите, что вы нарисовали.

НА УЛИЦЕ КРЕПКО ДЕРЖИТЕ РЕБЁНКА ЗА РУКУ!

Находясь рядом со взрослым, ребёнок полагается на него и либо вовсе не наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо. Взрослый этого не учитывает. На улице дети отвлекаются на всевозможные предметы, звуки, не заметив идущую машину и думая, что путь свободен, вырываются из рук взрослого и бегут через дорогу. Возле перехода дороги вы должны крепко держать ребёнка за руку.

АРКИ И ВЫЕЗДЫ ИЗ ДВОРОВ - МЕСТА СКРЫТОЙ ОПАСНОСТИ!

В крупных городах местом повышенной опасности являются арки, через которые из дворов на проезжую часть выезжают машины. Не допускайте, чтобы ребёнок бежал мимо арки впереди взрослого: его необходимо держать за руку.

Помните! Ребёнок учится законам улицы, беря пример с вас, родителей, других взрослых. Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только Вашего ребенка, но и других детей. Переходите дорогу, только соблюдая Правила дорожного движения.

Умение двигаться по улице, соблюдать правила дорожного движения необходимо воспитывать с раннего детства. Детей с раннего возраста привлекает разнообразие окружающего: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирования правильных представлений о правилах дорожного движения. Детям трудно самостоятельно познать азбуку дорожного движения, разобраться в смене сигналов светофора, понять их смысл. Эго заставляет своевременно начать обучение детей правилам поведения на улице. Соблюдение правил - это результат общей воспитанности. Исследования психологов показывают, что у детей наблюдается разрыв в теоретических знаниях и практическом их применении.

От того, насколько ребенок усвоит правила дорожного движения и станет точно выполнять их, а не только держать в памяти, во многом зависит его здоровье и жизнь.

Поэтому очень важно в данном направлении работы с дошкольниками сотрудничать с родителями.

Жизнь детей, их здоровье, забота о них - это самый важный для нас вопрос. Вырасти им дисциплинированными пешеходами, уберечь их от аварий, обязаны помочь все, кто непосредственно общается с детьми, это долг каждого взрослого. Прежде всего, родители должны быть личным примером, поэтому необходимо родителям напоминать о правилах дорожного движения через рекомендации, памятки, информационные листы в родительских уголках. Необходимо в каждом родительском уголке иметь хорошо оформленный уголок инспектора ГИБДД, информация которого будет напоминать:

  • нельзя перебегать дорогу перед близко проходящим транспортом, так как это может повлечь за собой несчастный случай;
  • следует уступать дорогу движущемуся транспорту, ведь водитель не сможет предотвратить беду;
  • надо помнить, что водитель и пешеход являются равноправными участниками движения;
  • взаимоуважение водителя и пешехода - это безаварийность на дорогах, исключение дорожно-транспортных происшествий.

Важно знать и взрослым, и детям, что наибольшее число дорожнотранспортных происшествий происходит по вине пешеходов.

Причиной ДТП являются:

  • переход перед близко идущим транспортом;
  • переход в запрещенном месте;
  • невнимательность пешеходов;
  • хождение по проезжей части при наличии тротуара.

Существует явная зависимость числа происшествий в городе от времени в пределах суток, в пределах месяца и недели. Наибольшее число происшествий происходит в часы пик, особенно в вечернее время, когда пешеходы и водители устали.

Среди жертв дорожных происшествий более 20 % - дети в возрасте от 7 до 12 лет. Особенно часто случается несчастье в самые теплые дни весны и в начале учебного года, сразу же после учебных каникул. Происходит это обычно недалеко от дома - примерно половина случаев в радиусе 600 метров от дома. В больших городах число детей, ставших жертвами дорожно-транспортных происшествий, особенно велико.

Поэтому очень важно, чтобы родители были активными участниками в процессе обучения детей правилам дорожного движения. Они должны закреплять знания детей, полученные в детском саду, и знакомить детей с правилами безопасного поведения на дороге. Им можно рекомендовать это сделать через наблюдение на дороге, через обсуждение с ребенком различных дорожных ситуаций. Умение применять правила дорожного движения воспитывается у детей и при рассматривании картин, чтении книг, выполнении отдельных несложных поручений. Читая художественную литературу, нужно помнить, что правильное восприятие художественного произведения зависит от уровня детского представления. Поэтому после чтения необходимо еще раз обратить внимание детей на то, что нельзя делать на дороге и на улице. Родителям следует рассказать, что к концу дошкольного детства дети должны знать ответы на следующие вопросы:

  1. Из каких частей состоит улица?
  2. Что такое перекресток?
  3. Зачем нужны тротуары?
  4. Как пешеходы должны вести себя на тротуарах?
  5. Когда и где можно переходить улицу?
  6. Зачем нужен светофор?
  7. Что обозначает красный, желтый, зеленый цвета светофора?
  8. Почему нельзя перебегать через улицу перед идущим автомобилем?
  9. Как надо вести себя при выходе из автобуса?
  10. Где можно кататься на велосипеде?
  11. Где пассажиры должны ожидать транспорт?

12. Что обозначают дорожные знаки, для чего они нужны?

Чтобы родитель помог ребенку усвоить правила дорожного движения, он и сам должен быть грамотным в этих вопросах; знать и соблюдать правила безопасного движения, быть личным примером, так как за жизнь ребенка несет ответственность взрослый.

Для того чтобы еще раз напомнить родителям о некоторых правилах поведения на дороге, разработаны рекомендации.

Кроме информационных листов, памяток и рекомендаций с родителями можно взаимодействовать и через общие собрания, через семинарыпрактикумы, через участие родителей в вечерах досуга с детьми по ПДД. Очень хорошо, если в работе по изучению с дошкольниками правил дорожного движения предусмотрены мероприятия для родителей, например, организуются на базе детского сада встречи с инспектором ГИБДД, школа для родителей по безопасности, на которых родители могут повышать уровень своих компетенций по данной проблеме.

Среди многих интересных методов взаимодействия с родителями на сегодняшний день выделяется проектная деятельность. Это очень эффективный метод взаимодействия с детьми, который позволяет дошкольникам быть активными субъектами образовательного процесса.

Обучение детей правилам дорожного движения будет иметь очень хорошие результаты только тогда, когда дошкольник совместно со своими родителями сможет пройти все круги информационного обеспечения. Главное для воспитателей и родителей в приобщении дошкольников к правилам дорожного движения - донести до детей смысл, необходимость знаний и навыков по данной проблеме. И всегда необходимо помнить, что ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи, других взрослых.

В статье взаимодействие детского сада и семьи по профилактике дорожно-транспортного травматизма рассматривается в качестве одной из приоритетной проблемы общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

С каждым годом автомобилей на дорогах становится все больше и больше, возрастает интенсивность и скорость движения. Поэтому обеспечение безопасности детей на дороге становится все более важной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов-детей, которая заключается в изучении ПДД и основ безопасности дорожного движения в детских дошкольных учреждениях [4, с. 5].

Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Знакомство ребёнка с дорожно-транспортной средой имеет свои особенности. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями. Поэтому личный опыт должен быть заменен опытом, накопленным обществом, путём проведения превентивных мер по предварительному обучению детей безопасному поведению на дороге [4, с. 11].

Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Успех профилактики дорожно-транспортного травматизма с детьми во многом зависит от сознательности, личной культуры и дисциплинированности взрослых.

Самое действенное средство воспитания маленького пешехода – пример поведения на дороге родителей. Именно в семье происходит становление характера ребенка, формирование его отношения к окружающим, первые навыки общения. Семья обеспечивает удовлетворение важнейшей потребности маленького ребенка – потребности в признании, любви, эмоциональной защищенности.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является первой ступенью в системе непрерывного образования, наш коллектив поставил задачу – донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения и научить поступать также своих детей. Родители являются нашими заинтересованными партнерами в обучении и развитии детей, взаимодействуя с ними, используем различные формы работы, которую выстроили в два этапа: этап просвещения родителей через:

– сайт детского сада;

– информационные стенды, где родителям даются рекомендации по поведению себя на улицах города вместе с ребенком с учетом возраста детей;

– тематические беседы и семинары по профилактике ДТП;

– оперативная информация о состоянии детского травматизма в городе от ГИБДД для родителей;

– анкетирование по проблеме ознакомления детей с ПДД;

– выставки методической и художественной литературы по дорожной азбуке, для приобщения к чтению художественной литературы о культуре поведения на дорогах [2, с. 16].

Этап организации совместной деятельности семьи через:

– изготовление светоотражающих приспособлений, которые помогают защищать детей на улице в темное время суток – фликеров;

– встречи с инспектором ГИБДД;

– совместные праздники, досуги, игры по профилактике дорожно-транспортного травматизма;

– творчество детей и родителей в изготовлении книг по ПДД. Изготавливая дома поделки в виде книг, дети еще раз проговаривают и закрепляют знания на дорожную тематику, рисуют свой безопасный путь, делают выводы;

– посещение выставок детских работ родителями вместе с детьми.

Мы, педагоги, убедились, что такая совместная работа воспитателей и родителей дает определенный результат: за годы нашей кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил нашими воспитанниками. При проведении ежегодных массовых мероприятий, проводимых в детском саду, наши дети легко справляются с практическими заданиями, уверенно отвечают на поставленные вопросы, на время сами становятся регулировщиками. Родители стали проявлять активное участие в совместной работе с воспитателями по профилактике ДДТП, оказывают различную помощь, принимают активное участие в подготовке и проведении конкурсов, праздников, экскурсий. Это результат нашей целенаправленной работы с детьми и родителями по профилактике дорожного травматизма. Мы считаем, что это направление работы должно находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

Взаимодействие детского сада и семьи обеспечит успешную подготовку детей к обучению в школе, практическое применение и соблюдение ими правил дорожного движения. Уберечь ребенка от беды на дорогах – долг нас, взрослых!

Читайте также: