Конструктор литосферных плит 5 класс как сделать из картона

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 17.09.2024

Литосферная плита большой размеренный участок земной кожуры, часть литосферы. Согласно теории тектоники плит, литосферные плиты ограничены зонами сейсмической, вулканической и тектонической активности границами плиты. Границы плит посещают трёх типов: дивергентные, конвергентные и трансформные.

Из геометрических суждений понятно, что в одной точке могут сходиться только три плиты. Конфигурация, в которой в одной точке сходятся четыре или более плит, непрочна, и прытко разрушается со временем.

Существует два принципиально различных вида земной коры кора континентальная и кожура океаническая. Некоторые литосферные плиты сложены исключительно океанической корой (пример крупнейшая тихоокеанская плита), иные состоят из блока континентальной кожуры, впаянного в кожуру океаническую.

Литосферные плиты непрерывно меняют свои очертания, они могут раскалываться в итоге рифтинга и спаиваться, образуя единую плиту в итоге коллизии. Литосферные плиты также могут утопать в мантии планеты, достигая глубины наружного ядра[1]. С иной стороны, разделение земной кожуры на плиты разносторонне, и по мере скопления геологических познаний выделяются новые плиты, а некоторые границы плит сознаются несуществующими. Потому очертания плит изменяются со временем и в этом смысле. Особенно это касается малых плит, в отношении которых геологами предложено множество кинематических реконструкций, часто обоюдно исключающих друг друга.

Бюст [84]
Глобус [20]
Головной убор [6]
Елка [23]
Игрушка [227]
Календарь [9]
Картина [171]
Конверт [1]
Коробочка [22]
Маска [88]
Мебель [31]
Музыкальный инструмент [13]
Настольная игра [52]
Оригами [17]
Открытка [49]
Посуда [8]
Сувенир [47]
Украшения [88]
Фотоаппарат [29]
Цветы [49]
Часы [24]
Шахматы [8]
Разное [242]
  1. Бумажные модели
  2. Поделки из картона
  3. Глобус из бумаги, шаблоны и схемы для сборки макетов своими руками

-->В категории материалов : 20
-->Показано материалов : 1-20

Бумажное моделирование (конструирование) - это познавательное и увлекательное хобби. Для моделистов на сайте представлены масштабные модели из бумаги и картона для склеивания, шаблоны которых они могут скачать бесплатно. Здесь можно найти бумажные модели машин и автомобилей, чертежи самолетов и вертолетов, развертки танков и оружия, картонные модели кораблей и парусников, выкройки паровозов и бронепоездов, сборные макеты домов, схемы замков, фигуры роботов и человечков. Для новичков и детей есть несложные поделки из бумаги, которые легко собрать и склеить. Трехмерные открытки, объемные картины, бумажные игрушки и украшения, цветы и животные. На форуме можно узнать как сделать своими руками понравившуюся бумажную модель, мастер-классы с подробным описание процесса сборки, фото инструкции. Papercraft, paper model free download template.

I. Начало урока. Мотивация к деятельности

Здравствуйте, ребята,
Начинаю урок я,
Ушки подставляем,
Новый раздел учить начинаем.

II. Воспроизведение ранее изученных знаний. Ознакомление с целью урока. Актуализация знаний

– Заполните таблицу, назвав причину следующих природных явлений на Земле. Слайд 2.

Причина

Следствие

Вращение Земли вокруг оси

Смена дня и ночи с востока на запад

Шарообразная форма Земли

Формирование природных зон

Обращение Земли вокруг Солнца

Наклон земной оси

Смена времен года

Вращение Земли вокруг оси

Расстояние от Солнца

Наличие на планете благоприятного температурного режима

Вращение Земли вокруг оси

Формирование фигуры Земли, а именно сплюснутости шара у полюсов

Вращение Земли вокруг оси

Отсчет времени по суткам и годам

Обращение Земли вокруг Солнца

Неодинаковая продолжительность дня и ночи

Вращение Земли вокруг оси

Вертикально падающие тела отклоняются к востоку, а горизонтально движущиеся – вправо в северном полушарии (в южном – наоборот)

Обращение Земли вокруг Солнца

Формирование тепловых поясов освещенности

Вращение Земли вокруг оси

Ритмичность природных процессов

– На какие части мы разделили природу на самых первых уроках? (тела, вещества, явления природы; природные компоненты)

Есть еще одна систематизация.

– Догадайтесь, из каких природных компонентов состоит каждая из оболочек.

Вывод.

Литосфера (от греч. lithos — камень) – это земная кора.

Атмосфера (от греч. atmos – пар) – воздушная оболочка Земли, окружающая ее и вращающаяся вместе с ней.

Гидросфера (от греч. hudor – вода) – водная оболочка Земли.

Биосфера – область обитания живых организмов, включающая верхнюю часть литосферы, нижнюю часть атмосферы и всю гидросферу.

– Назовите тела, вещества и явления каждой из геосфер.

– Назовите природные компоненты, составляющие геосферы. Какой природный компонент не назвали? (почва)

Литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера – это главные или базовые геосферы. Каждая из них в свою очередь состоит из других, так называемых внутренних оболочек. Постепенно мы с ними познакомимся.

– Куда, по-вашему, отнести почву? (в литосферу)

Педосфера (от лат. pedis – нога, стопа) – оболочка Земли, образуемая почвенным покровом, верхняя часть литосферы на суше.

– Покажите на слайде 3 места соприкосновения геосфер друг с другом.

– Приведите примеры проникновения одной оболочки в другую.

Вывод:комплексная оболочка Земли, где соприкасаются, взаимопроникают и взаимодействуют литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера, называется географической оболочкой. В своих границах она почти совпадает с биосферой. Именно географическая оболочка является предметом изучения географии.

– Как вы считаете, с какой оболочки надо изучать природу Земли? (с литосферы)

– Ребята, а хотите заглянуть внутрь Земли и узнать, что там? Тогда вперед!

III. Изучение нового материала. Постановка проблемы

Учитель. Посмотрите на физическую карту мира. Слайд 4.

– Покажите на ней известные вам горы, островные дуги.

– Не задумывались ли вы о том, почему именно в этих местах на Земле находятся горы, а мы живем на равнине? Или, почему моря Тихого океана очень глубокие?

Ответ на этот вопрос как раз и дают знания о внутреннем строении Земли.

Проблема эта волнует учёных очень давно, но ответ на нее может быть только предположительным, потому что добраться до центральной зоны планеты значительно труднее, чем до границ Солнечной системы.

IV. Решение проблемы

Работа в группах

Изучите таблицу № 1 в справочно-информационном листе. Сделайте вывод о внутреннем строении Земли. Какие вопросы у вас возникли во время работы? Почему на слайде 5 изображены яблоко и персики?

Угадайте предмет в коробочке, с которым также можно сравнить строение Земли. Он съедобный, среднего рода, про него написана русская народная сказка (яйцо).

Работа с учебником

– Какие части §6 характеризуют оболочки Земли? (стр. 29, абзац 3; стр.30, абзацы 2,3)

Что же мы будем называть литосферой? (земную кору и верхнюю часть мантии)

Задание. Слайд 6

Что нового вы услышали из видеоролика о строении земной коры? (различают два типа земной коры – океаническую и континентальную, различающиеся толщиной под океанами, равнинами и горами)

Учитель. Итак,

Земля устроена хитро,
Сложней любой игрушки:
Внутри находится ядро,
Но не ядро от пушки.
Затем, представьте, мантия,
Но не такая мантия,
Что носят короли.
Затем литосфера, земная кора…
Выбрались мы на поверхность, ура!

Задание

Какова основная мысль просмотренного видеоролика? (литосфера состоит из литосферных плит)

Учитель. Согласно новейшим представлениям земная кора не является монолитным панцирем. Она разбита сложной сетью глубоких трещин (рифты), которые уходят на большую глубину, достигая мантии. Слайд 7.Эти трещины делят литосферу на гигантские блоки – литосферные плиты. Всего литосферных плит 13, основных 7.

– Назовите литосферные плиты на рис. 13, стр.31 учебника.

Слайд 8.Границы литосферных плит совпадают со срединно-океаническими хребтами.

– Отыщите границы литосферных плит на карте мира. Слайд 9.

Плиты могут состоять только из материковой или только из океанической земной коры, или с той и с другой.

– Определите по карте строение крупных плит (все они состоят как из материковой, так и из океанической земной коры, и лишь Тихоокеанская – полностью океаническая).

Слайд-шоу 10. Приглашаю в национальный парк Исландии Тингветлир, включенный в список UNESCO. Тингветлир впечатляет как уникальными геологическими структурами, так и своей исторической значимостью. Главной геологической особенностью Тингветлира являются гигантские рифты – разрывы земной коры, образующиеся на границе медленно расходящихся тектонических плит – Северо-Американской и Евразийской. Плиты расходятся со скоростью примерно 7 мм в год, так что за последние 10 тысяч лет долина расширилась на 70 метров и осела на 40.

На основе гипотезы дрейфа материков А.Вегенера была создана теория литосферных плит. Наша задача – сформулировать основные положения этой теории.Я буду называть факты, задавать вопросы, а вы – строить предположения.

Слайд 11. Итак, литосфера состоит из крупных литосферных плит, под которыми находится пластичная мантия. Ваше предположение? (литосферные плиты движутся по пластичному слою мантии со скоростью 1-6, а иногда 35 см в год).

А теперь внимание на слайд 12.

Какие знаки, кроме границ литосферных плит, вы видите на карте? (стрелки)

– Что, по-вашему, они означают? (литосферные плиты могут расходиться или сходиться)

– Слайды 13-15. Какие же процессы будут происходить на границах литосферных плит при их расхождении? При столкновении океанической с материковой? При столкновении материковой с материковой? (при расхождении литосферных плит образуется земная кора океанического типа; при столкновении океанической с материковой первая уходит под вторую, образуются горы, островные дуги, глубоководные желоба; при столкновении материковой с материковой образуются планетарные пояса сжатия)

– На карте слайда 16 найдите подтверждении вышесказанного.

– Слайд 17. Взгляните вновь на карту мира и объясните, к каким местам на Земле приурочены крупные горные системы Земли и почему моря Тихого океана глубокие?

– Можно предположить, что форма материков и океанов в будущем может быть совершенно отличной от современной? По карте слайда 19 сделайте прогноз будущего океанов Земли.

Наконец, в литосфере могут образоваться разломы разных размеров. Со временем они заполняются водой и образуются озера. Их легко отыскать на карте – они узкие, длинные и глубокие.

Слайд 20. Так, в тектонической впадине образовалось самое глубокое в мире озеро Байкал, причем разлом продолжает увеличиваться.

Слайд 21. Увеличивается разлом и на дне Красного моря.

Слайд 22. Люсе-Фьорд в Норвегии. Высота скалы 604 м.

Слайды 23-24. Наконец, удивительное место на Земле – Великие Африканские разломы – Дикое сердце Африки.

Недавно геологи Эфиопии обнаружили стремительное разделение африканского континента на две части. Свидетельством этому является глубокая трещина 600 километровой длины на северо-востоке Эфиопии.

Гипотезу о расколе Африки выдвигали ученые еще в 2005 году, когда обнаруженная трещина имела длину 50 километров и ширину 7 метров, но тогда никто не воспринял это всерьез.

В 2010 году учеными был проведен тщательный анализ, результатом которого стало подтверждение гипотезы о разделе континента. Ученые зафиксировали выброс магмы в толщу земной коры, именно этот процесс является характерным при образовании океанических хребтов.

По подсчетам геологов, приблизительно через 3-4 столетия Африка может стать двумя материками. Столь быстрый процесс разделения Африки до сих пор является шоком для многих ученых, обычно этот процесс происходит за более длительный период – около миллиона лет.

После разделения Африки надвое, такие страны как Сомали, Мозамбик, Эритрея, Уганда, Кения и Эфиопия окажутся на отколовшемся восточном африканском континенте, а на месте разлома окажется океан.

Слайд 25. Озеро Малави. 560 км в длину и 80 км в ширину. Это одно из старейших озер на Земле, образовавшееся после возникновения Восточно-Африканского разлома. Глубина озера составляет до 700 метров, а всего в нем живет до 1000 видов различных рыб. Озеро Малави – это и колыбель человечества. На его берегах в 1991 году была найдена нижняя челюсть человекоподобного существа (австралопитека), которое жило здесь 2,4 миллиона лет назад.

Слайд-шоу 26.

V. Изучение вопроса о том, как и зачем изучают внутреннее строение Земли

– Просматривая первый видеоролик, вы услышали информацию о двух способах изучения земных глубин. Назовите их (сейсмический метод и бурение скважин).

Слайд 27.Сейсмический метод начал применять академик петербургской академии наук Борис Борисович Голицын (1862-1916). Метод основан на том факте, что при землетрясениях и мощных взрывах в земной коре и более глубоких слоях распространяются сейсмические волны. Скорость их распространения зависит от плотности пород, сквозь которые волны проходят. Наблюдения за скоростью волн позволяют изучить строение Земли.

Второй метод, прозвучавший в видеоролике – бурение скважин. Где же пробурили сверхглубокую скважину? (на Кольском п-ове в Мурманской области глубиной 12262 м)

– А где в нашей местности мы можем увидеть пласты горных пород? (по берегам рек, оврагов – геологические обнажения) Слайд-шоу 30.

Наконец, изучают Землю дистанционными методами с летательных аппаратов (аэро- и космические снимки). Наблюдения из космоса позволяют получить снимки океанического дна до глубин более 600 м.

Звучит песня о геологах.

Слайд 32. Изучением строения и развития Земли занимаются ученые-геологи. Это очень интересная профессия. Она требует знаний физики, химии, математики. Геологи – сильные, выносливые и мужественные люди. Им приходится лояльно относиться к недостатку бытовых удобств и различным затруднениям походной жизни, уметь быть терпимым к другим людям и уживаться с ними, так как в условиях экспедиций работа происходит в ограниченном коллективе.

Несмотря на достижения современной науки и техники, недра Земли остаются практически недоступными для человека и потому хранят много тайн. Может кому-то из вас суждено отгадать одну из них.

Слайд 33.Профессию геолога можно получить на геологическом факультете СГУ им.Н.Г.Чернышевского.

– Сделайте вывод о значении знаний о строении и составе Земли.

– Так ли важно, что Земля имеет именно такое устройство?

VI. Домашнее задание

Справочно-информационный лист, §6, создать модель Земли.

VII. Заключение. Рефлексия

– Что удивило вас на уроке?

– Можем ли мы как когда-то древние люди сказать, что надежнее Земли ничего нет? (нет)

Справочно-информационный лист

Геосферы (от греч.гео – Земля, сфера – шар) – географические оболочки, из которых состоит планета Земля.

Базовые геосферы Земли

Литосфера

Атмосфера

Гидросфера

Биосфера

(от греч. lithos – камень) – это земная кора.

(от греч. atmos – пар) – воздушная оболочка Земли, окружающая ее и вращающаяся вместе с ней.

(от греч. hudor – вода) – водная оболочка Земли.

область обитания живых организмов, включающая верхнюю часть литосферы, нижнюю часть атмосферы и всю гидросферу

Педосфера (от лат. pedis – нога, стопа) – оболочка Земли, образуемая почвенным покровом, верхняя часть литосферы на суше.

Географическая оболочка – комплексная оболочка Земли, где соприкасаются, взаимопроникают и взаимодействуют литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

География – область научных исследований, которые решают вопросы взаимосвязи особенностей природы с поверхностью Земли и жизнедеятельностью человека.
Литосфера – твердая оболочка Земли, которая влияет на образование рельефа поверхности. Структуру литосферы образуют земная кора и верхний подвижный пласт мантии. Образование земной поверхности происходит благодаря литосферным блокам.

Что такое литосфера в географии?

Рис. 1. Литосфера в географии

Что такое литосферные плиты в географии?

Литосферные плиты — огромные и устойчивые участки Земной коры. Эти блоки лежат на подвижном верхнем слое мантии – расплавленном слое магматических горных пород. Поэтому блоки находятся в постоянном горизонтальном движении. Плиты смещаются относительно друг друга. Скорость перемещения достигает 5 – 18 см. за год.

Из каких частей состоят плиты литосферы?

Выделяют два вида земной коры: континентальная – материки или континенты, океаническая – под толщей мирового океана. Литосферная плита может быть, например, только океанической – это Тихоокеанская платформа. Другие состоят из континентальной и океанической. Толщина земной коры достигает 150 – 350 км. – материковая, и 5 – 90 км. – океаническая. Перемещений литосферных платформ приводит к их тектоническому воздействию друг на друга, от этого зависит динамика и структура земной поверхности.

Из каких частей состоят плиты литосферы? Состав - континентальная и океаническая земная кора.

Рис. 3. Составные части литосферы.

Литосферные плиты на карте и их названия.

Названия литосферных плит на карте мира

Рис. 4. Названия литосферных плит на карте Мира.

Основной список литосферных плит составляют огромные блоки с площадью больше 20 млн. км². На этих блоках сосредоточена значительная часть континентальной массы и сосредоточены воды Мирового океана.

  • Тихоокеанская плита – океаническая тектоническая плита под Тихим океаном – 103.300.000 км²;
  • Северо-Американская тектоническая платформа, включает континенты: Северная Америка, восточная часть Евразии и остров Гренландия – площадью 75.900.000 км²;
  • Евразийская платформа – тектонический блок, включает в себя часть континента Евразия – 67.800.000 км²;
  • Африканская – лежит в основе Африки – 61.300.000 км²;
  • Антарктическая – составляет материк Антарктиду и океаническое дно под окружающими океанами – 60.900.000 км²;
  • Индо-Австралийская – Основная тектоническая платформа, образована путем слияния индийских и австралийских пластин – 58.900.000 км² . Часто разделяют на два блока: Австралийская плита, первоначально являлась частью древнего континента Гондваны – 47.000.000 км², Индийская или Индостанская – так же была частью суперконтинента Гондвана – 11.900.000 км²;
  • Южноамериканская – тектоническая платформа, которая включает в себя часть Южной Америка и часть Южной Атлантики – 43.600.000 км².

Сколько литосферных плит на земле?

Литосферных плит большого размера 7, если учитывать Индо-Австралийскую платформу как одно целое. Эту часть земной поверхности принято разделять на Индостанскую и Австралийскую плиты. Тогда крупных блоков 8.

Подведём итог. Литосфера – земная кора и верхняя подвижная часть мантии. Земная основа бывает материковой и океанической. Земная поверхность разделена на части – литосферные плиты. Они дрейфует по мантии, как плывучие айсберги в океане. Смотрите рисунок 5 – Крупнейшие литосферные плиты на карте Мира. Ответ на вопрос о количестве литосферных плит на Земле, можно сформулировать так: Всего различают 8 крупных литосферных платформ – площадью более 20 млн. км². и большое количество малых платформ – площадью менее 20 млн. км². Процессы взаимодействия плит между собой влияют на структуру поверхности Земли, которые изучает наука – тектоника литосферных плит.

Читайте также: