Конспект занятия творческая мастерская чудеса своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Автор: Иванова Ирина Михайловна

Населенный пункт: Красноярский край, Назаровский р-н, п. Степной.

Пояснительная записка

Разработанная мною мастерская составлена в соответствии с условиями модернизации современной системы дошкольного образования, а также с учётом психологических аспектов развития ребёнка дошкольного возраста.

Её содержание нацелено на развитие и формирование художественно-творческих способностей, а также обеспечивает и охватывает всестороннее развитие ребёнка и педагогическое просвещение родителей. Все занятия направлены на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей через обучения традиционными и нетрадиционными техниками рисования. А комплексное содержание мастерской обеспечивает целостность педагогического процесса и охватывает различные стороны воспитания и развития ребёнка и представляет собой обобщённый многолетний опыт работы по изодеятельности.

Потребность рисовать заложена у ребенка на генетическом уровне; отображая окружающий мир, он таким образом изучает его. Поэтому для детей дошкольного возраста наиболее близким и доступным видом деятельности является изобразительная художественно-продуктивная. Именно она создает условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое и необычное.

Уже с младшего дошкольного возраста можно начинать знакомство детей с разнообразными изобразительными техниками, что позволяет развивать детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, раскрывает индивидуальное, неповторимое внутреннее содержание каждого ребенка, делает невидимое видимым.

Рисование на стеклянном мольберте помогает проявить ребёнку свои возможности, обрести веру в свои силы, внутреннюю гармонию с самим собой и окружающим миром, дарит детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее, ярче.

Творческая мастерская направлена на развитие художественно – творческих способностей детей через обучение рисованию на стеклянном мольберте.

Актуальность в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционной техники рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Художественно- творческая деятельность – ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей. Работа в мастерской воплощает новый подход к художественно – творческому развитию дошкольников через обучение рисованию детей на стеклянном мольберте.

Проведение занятий в мастерской:

Развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать сообща, в парах, с разнообразными художественными материалами . Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

Цель творческой мастерской:

Развитие творческого воображения, самовыражения, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности детей на стеклянном мольберте.

Задачи:

  • Создать условия для свободного экспериментирования на мольберте с художественными материалами и инструментами
  • Развивать творческое воображение, фантазию, ассоциативное мышление, цветовосприятие, чувства композиции у дошкольников.
  • Формировать эмоционально-положительные отношения к процессу рисования на стеклянном мальберте.
  • Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

Основной формой работы являются подгрупповые занятия, индивидуальная работа.

Старшая группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия.

В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в старшей группе -25 мин.

В творческой мастерской уделяется большое внимание развитию мелкой моторике рук, вниманию, эмоциональному настрою, результативности, т.к. в скором времени детям предстоит учиться в школе, необходимо привить им сознание собственной успешности, состоятельности, уверенности в себе.

Дети знакомятся с основами рисования на стеклянном мольберте, обучаются основам живописи: учатся работать с гуашью, специальным маркером, приобретают умения действовать кистью, гуашью, специальными красками: раскрывают волшебство появления цвета при помощи смешивания красок. Знакомятся с понятиями портрет, натюрморт, пейзаж.

В связи с усложнением композиции, растут требования и к цвету. Расширяется цветовая гамма. Дети узнают новые оттенки различных цветов, учатся их составлять. Закрепляются знания полученные ранее.

Повышается сложность выполняемых работ, чаще используются смешанные техники. Дети начинают осваивать приемы рисования с натуры.

В работе используются различные методы и приемы:

одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);

метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);

практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков в нетрадиционной технике, использование различных инструментов и материалов для изображения);

эвристический (развитие находчивости и активности);

частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

мотивационный (убеждение, поощрение);

жест руки.

Структура занятия состоит из нескольких этапов:

•объявление цели и задач занятия;

•объяснение нового материала, включающего в себя игровой момент;

•физкультминутка для глаз, пальчиковая гимнастика;

•повторение последовательности выполнения работы;

•самостоятельная работа детей;

•физкультминутка для тела и пальчиковая гимнастика;

Формы и виды контроля

Ожидаемый результат:

Как итог реализации кружковой работы ежегодно проводятся выставки детских работ к праздникам и в конце учебного года — итоговая выставка; кроме этого, работы учащихся принимают участие в городских и окружных конкурсах. Дети и их родители сравнивают работы, выполненные в начале учебного года, с теми, которые дети предоставили на выставку. Подробно анализируются достижения каждого ребёнка с пожеланием дальнейших успехов в творчестве и приглашением посещать кружок на следующий учебный год.

Учебно-тематический план.

Цель: Развивать важнейшее для творчества умение изображать, видеть и понимать художественные образы.

Основные задачи:

помочь овладеть приемами рисования гуашью на стеклянном мольберте;

донести до понимания детей, о чем может говорить искусство;

научить воспринимать художественные образы и выражать цветом, линией передавать, настроение, состояние;

включатся в круг художественной жизни через создание собственных оригинальных произведений;

узнают что такое живопись, графика, скульптура, научатся различать такие жанры, как натюрморт, пейзаж, портрет.

Предполагаемый результат:

учащиеся узнают на практике, чем и как работает художник;

научатся изображать предметы, животных, человека, украшать, срисовывать;

смогут понимать, о чем говорит искусство.

откроют для себя всё богатство и разнообразие проявлений труда художника в окружающей жизни.

Развитие предметных компетенций:
- обобщение знаний по изучению народной и православной культуры во всем ее многообразии;
- уважительное отношение к религии, истории культуры народа, выраженной в национальных традициях.
Развитие ключевых компетенций:
- расширение сферы познавательных интересов;
- гармоничное интеллектуально-творческое развитие.

Целевая аудитория: учащиеся 7-15 лет, родители (законные представители обучающихся).
Срок реализации проекта: 7 месяцев (ноябрь - май).
Реализация проекта проходит в три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На каждом этапе планируется проведение мероприятий в различной форме.

На подготовительном этапе осуществляется методическая, информационная и материально-техническая подготовка реализации проекта: обсуждение с педагогами на заседании методического объединения; сбор информации в сети интернет, библиотеке учреждения; подготовка презентаций; составление сметы на приобретение необходимых материалов, подбор инструментов.

• низкий уровень заинтересованности родителей в работе с детьми и педагогами по данной теме;
• отсутствие заинтересованности проектом;
• недостаточно материала и инструментов для изготовления поделок и сувениров;
• приостановка деятельности ввиду болезни участников проекта, карантин.
Ресурсное обеспечение проекта.
Организационно-управленческие ресурсы:
-администрация МБОУ ДО "ЦДТ" п. Уральский,
Кадровые ресурсы: педагогические работники ЦДТ.
Материально-технические ресурсы: бумага, картон, ткань, нитки, тесьма, ножницы, иголки, швейные машины, компьютерное оборудование, оргтехника, видео и фотоаппаратура, расходные материалы.
Научно-методические ресурсы: действующее законодательство, локальные акты и нормативно-правовые документы, сеть интернет.
Информационные ресурсы: Официальный сайт МБОУ ДО "ЦДТ", публичные отчеты.

Каждый ребенок с четырех – пяти лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Зачем и почему рисуют дети? Это - один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия "вертикаль" и "горизонталь", отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем он постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее.

Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал ребенок и что он не всегда может выразить словесно. Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи и мышления, но и помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире. Рисование - естественная потребность ребенка. У него нет "комплекса неумения". Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним . Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. О том, что рисование важно для развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. Художники Древней Греции считали, например, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств и предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства.

Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать ребенка, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Я поняла, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Начиная с раннего возраста, я побуждаю детей к творчеству, учу видеть мир в живых красках. В дошкольном возрасте активно используется игра. Вначале я с детьми обыгрываю сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой подход позволяет заинтересовать детей, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. В раннем возрасте закладывается фундамент личности, поэтому я считаю нужно зажечь в детях огонек творчества.

В своей работе я использую разные способы нетрадиционной техники рисования, и все пришлись мне и детям по душе. Самым доступным способом нетрадиционной техники рисования я считаю рисование пальчиками и печать от руки. Дети в восторге, когда в результате рисования всего двумя пальцами (большим и указательным) на зеленой лужайке появляются веселые желтые цыплята или утята. А когда после небольшой физминутки или игры рисунки высохнут, и дети дорисуют недостающие детали и перед глазами предстанет целая картина - радости нет предела. А как дети радуются , когда после того как им разрешили влезть в краску всей ладошкой и отпечатать след…,а в итоге оказывается, что этот след похож на белую сказочную птицу, имя которой "Зима". Разве это не чудо? Разве они не маленькие волшебники - художники, которые могут сделать своими руками любые чудеса? Конечно они молодцы, они чародеи и умницы! Это так воодушевляет и подбадривает детей в их фантазиях.

Я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным, важным и необходимым, потому что техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.

Формирование интереса к эстетической стороне окружающего мира, удовлетворение потребности ребенка в самовыражении через решение следующих задач:

1. Развитие навыков продуктивной деятельности (рисование, лепка);

2. Приобщение детей к изобразительному искусству;

3. Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к искусству;

Приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству

Декоративно-прикладное искусство никогда не существовало вне других видов деятельности людей. Оно гармонично вплеталось в тот вид деятельности, которым человек занимался. И если столетия назад это могло быть земледелие, охота, рыболовство, то в современном мире декоративно-прикладное искусство является частью тех видов деятельности, где необходим ручной труд.

Ручной труд, аппликация, рисование, лепка, конструирование, работа с природным материалом, бисероплетение помогают воспитателю проводить работу по ознакомлению и приобщению детей старшего дошкольного возраста к видовому разнообразию декоративно-прикладного творчества.

  • познакомить детей старшего дошкольного возраста с разными видами декоративно-прикладного творчества, а именно: дымковской, городецкой, гжельской, хохломской росписью, плетением из бисера, работой с бумагой, глиной (пластилином);
  • сформировать познавательный интерес к культуре родного народа посредством более подробного и глубокого ознакомления с народными промыслами, овладением техникой рисования, свойственной тому или иному виду росписи, а также познакомить с техникой бисероплетения;
  • развивать творческую инициативу, индивидуальность, активность, ловкость рук, внимательность.

Развитие у детей графических навыков

Планируемые результаты:

  • у детей наблюдается активность, инициативность и любознательность в разных видах деятельности; активное взаимодействие со взрослыми и детьми; положительная динамика в развитии технических навыков и творческих способностей в процессе рисования, плетения из бисера, лепки, аппликации;
  • ребёнок знает названия народных промыслов, различает изделия разных промыслов друг от друга;
  • дети обладают представлениями о рукотворных и природных материалах;
  • владеют устной речью, могут использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения;
  • у детей развита ловкость рук и графические навыки.

Дымковская роспись

Гжельская роспись

Городецкая роспись

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это один популярных видов рукоделия, творческого ручного труда. Люди занимались плетением (вышиванием) из бисера и в старину. По праву бисероплетение можно назвать одним из видов декоративно-прикладного творчества. Наши далёкие предки считали, что через изделия и украшения, созданные руками человека, выражалось его понимание окружающего мира. Как показал мой опыт, многие дети старшего дошкольного возраста достаточно легко осваивают приёмы работы с бисером. Плетение из бисера помогает развивать мелкую моторику рук, а непосредственно от сформированности движений пальцев рук напрямую зависит и речевое развитие ребёнка. Данный вид декоративно-прикладного творчества доставляет детям много радости и мотивирует на достижение результата, ведь каждый хочет смастерить своими руками красивое изделие.

Хохломская роспись

Хохломская роспись

Елена Васильева, воспитатель
высшей квалификационной категории,
ГБОУ Школа № 1550, г. Москва

Приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству

Декоративно-прикладное искусство никогда не существовало вне других видов деятельности людей. Оно гармонично вплеталось в тот вид деятельности, которым человек занимался. И если столетия назад это могло быть земледелие, охота, рыболовство, то в современном мире декоративно-прикладное искусство является частью тех видов деятельности, где необходим ручной труд.

Ручной труд, аппликация, рисование, лепка, конструирование, работа с природным материалом, бисероплетение помогают воспитателю проводить работу по ознакомлению и приобщению детей старшего дошкольного возраста к видовому разнообразию декоративно-прикладного творчества.

  • познакомить детей старшего дошкольного возраста с разными видами декоративно-прикладного творчества, а именно: дымковской, городецкой, гжельской, хохломской росписью, плетением из бисера, работой с бумагой, глиной (пластилином);
  • сформировать познавательный интерес к культуре родного народа посредством более подробного и глубокого ознакомления с народными промыслами, овладением техникой рисования, свойственной тому или иному виду росписи, а также познакомить с техникой бисероплетения;
  • развивать творческую инициативу, индивидуальность, активность, ловкость рук, внимательность.

Развитие у детей графических навыков

Планируемые результаты:

  • у детей наблюдается активность, инициативность и любознательность в разных видах деятельности; активное взаимодействие со взрослыми и детьми; положительная динамика в развитии технических навыков и творческих способностей в процессе рисования, плетения из бисера, лепки, аппликации;
  • ребёнок знает названия народных промыслов, различает изделия разных промыслов друг от друга;
  • дети обладают представлениями о рукотворных и природных материалах;
  • владеют устной речью, могут использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения;
  • у детей развита ловкость рук и графические навыки.

Дымковская роспись

Гжельская роспись

Городецкая роспись

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это один популярных видов рукоделия, творческого ручного труда. Люди занимались плетением (вышиванием) из бисера и в старину. По праву бисероплетение можно назвать одним из видов декоративно-прикладного творчества. Наши далёкие предки считали, что через изделия и украшения, созданные руками человека, выражалось его понимание окружающего мира. Как показал мой опыт, многие дети старшего дошкольного возраста достаточно легко осваивают приёмы работы с бисером. Плетение из бисера помогает развивать мелкую моторику рук, а непосредственно от сформированности движений пальцев рук напрямую зависит и речевое развитие ребёнка. Данный вид декоративно-прикладного творчества доставляет детям много радости и мотивирует на достижение результата, ведь каждый хочет смастерить своими руками красивое изделие.

Хохломская роспись

Хохломская роспись

Елена Васильева, воспитатель
высшей квалификационной категории,
ГБОУ Школа № 1550, г. Москва

Читайте также: