Компенсатор для дайвинга своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Стоит отметить, что раньше – до изобретения этого чуда – подводные пловцы испытывали изнурительные нагрузки, контролируя плавучесть на ластах, а своеобразным BCD служили легкие. Время летит, технологии не стоят на месте и ежегодно производители предлагают нам более новые, комфортные и усовершенствованные варианты BCD. Как сделать правильный выбор и не запутаться во всем многообразии предложений мы решили поведать в данной статье.

Классический компенсатор плавучести

Один из самых популярных типов компенсаторов. На рынке представлены различные модели, и всех их объединяет одно – надувание спины и боковых карманов. Правильно подобранная модель практически не сковывает движения, позволяет комфортно двигаться и искусно пилотировать в толще воды. Некоторые модели, в том числе и эконом-класса, имеют очень полезный элемент - интегрированную грузовую систему (дополнительные карманы для груза). Система позволяет аквалангисту убрать свинцовые плитки грузов в специальные отсеки, разгрузив основной пояс, тем самым снижая нагрузку на поясницу. К другим плюсам классических жилетов стоит отнести наличие колец для крепления различных приборов, высокую спинку под баллон, мягкую спинку с обратной стороны для комфорта позвоночника, а также плотный материал оболочки, который защищает воздушную камеру расположенную внутри.


О недостатках:




Мифы о недостатках.

Самодельный акваланг – это недорогое устройство для дыхания под водой. Авторы многочисленных отзывов уверяют, что данный аппарат может заменить дорогостоящее дайверское оборудование в случае проведения погружений на глубину до четырех метров. Итак, акваланг самодельный – что он собой представляет и как его изготовить?

самодельный акваланг

Зависимость человека от техники

Задавшиеся вопросом о том, как сделать самодельный акваланг, должны помнить, что любая человеческая деятельность, не связанная с использованием каких-либо приборов, снаряжения или другой техники, заставляет надеяться только на собственное везение или помощь друга. К таковым, к примеру, относится обычное плавание. Использование человеком техники — автомобиля или акваланга - многократно преумножает его возможности. Но пропорционально сложности техники возрастает и зависимость от нее человека.

акваланг самодельный

как сделать самодельный акваланг своими руками

О сложности вопроса

Современное снаряжение аквалангиста ориентировано на его комфорт и безопасность. Все узлы и элементы оснащения должны быть продуманы до мелочей. Специалистами разработаны правила по применению снаряжения, нарушать которые настоятельно не рекомендуется. Любитель-новичок при возникновении малейших трудностей в эксплуатации оборудования должен обратиться за советом к своему тренеру, так как беспроблемное использование аппаратуры является залогом безопасного подводного плавания.

Акваланг является достаточно сложным устройством. Специалисты уверяют, что создать акваланг самодельный в домашних условиях довольно непросто. Для этого необходимо обладать соответствующими знаниями и иметь возможность работать на хорошем токарном оборудовании. Те, кого заинтересовал вопрос, как сделать самодельный акваланг своими руками, должны узнать об этом устройстве как можно больше.

История

Устройство

Те, кто решили создать акваланг самодельный, должны знать, что данный аппарат состоит из 3-х основных частей и нескольких дополнительных устройств:

  • Баллон. Обычно применяют одну или две ёмкости с сжатой дыхательной смесью. Каждая ёмкость вмещает 7 - 18 л.
  • Регулятор. Состоит из редуктора и лёгочного автомата. Акваланг может содержать один или несколько редукторов.
  • Компрессор плавучести. Надувной жилет, специальное назначение которого - регуляция глубины погружения.
  • Манометр, оснащенный сигналом, срабатывающим при достижении давления воздуха до 30 атмосфер.

Особенности

Желающим создать акваланг самодельный необходимо знать об особенностях его составляющих.

  • Баллон высокого давления, входящий в состав акваланга, является резервуаром для хранения воздуха. Рабочее давление в нем - 150 атмосфер. Стандартный баллон емкостью в 7 л при таком давлении вмещает в себя 1050 л воздуха.
  • Используются акваланги одно-, двух- или трёхбаллонные. Обычно емкость баллонов - 5 и 7 л, но при необходимости применяются баллоны 10-, 14- литровые.
  • Форма баллонов – цилиндрическая, с вытянутой горловиной, снабженной внутренней резьбой для крепления трубки высокого давления или патрубка.
  • Баллоны выполняются из стали или алюминия. Стальные баллоны покрываются защитным антикоррозийным слоем, в качестве которого применяют цинк. Баллоны из стали являются более прочными по сравнению с алюминиевыми, но они отличаются меньшей плавучестью.
  • Баллоны заполняются газовой смесью или сжатым фильтрованным воздухом. Современные емкости оснащены защитой от переполнения.
  • Они подсоединяются к воздушному редуктору, на всем протяжении работы акваланга снижающему давление со 150 до 6 атмосфер. С такими показателями давления дыхательная смесь поступает в легочный автомат.
  • Легочный автомат является главным приспособлением в устройстве акваланга, так как с его помощью подается воздух для дыхания, давление которого равно давлению воды на область грудной клетки дайвера.

Типы акваланга

Решившим сконструировать акваланг самодельный следует знать, что в дайвинге используется три типа оборудования: с открытой, замкнутой, полузакрытой схемами. Их отличает друг от друга используемый способ дыхания.

Открытая схема

Используется в недорогой, лёгкой и не имеющей больших габаритов экипировке. Работает исключительно на подачу воздуха. При выдыхании переработанный состав выбрасывается в окружающую среду, не смешиваясь с заполняющей баллоны смесью. Благодаря этому исключается кислородное голодание или отравление углекислым газом. Система отличается простотой конструкции и является безопасной в эксплуатации. Но в ней имеется существенный недостаток: она не приспособлена для глубоководных погружений ввиду высокого расхода дыхательной смеси на большой глубине.

Замкнутая схема

Акваланг работает по следующему принципу: ныряльщик выдыхает воздух, который перерабатывается - очищается от углекислоты, насыщается кислородом, после чего он опять пригоден для дыхания. Преимущества системы:

  • небольшая масса;
  • незначительные габариты снаряжения;
  • возможно погружение на глубоководье;
  • предусмотрено длительное пребывание аквалангиста под водой;
  • имеется возможность для дайвера оставаться незамеченным.

Данный тип экипировки рассчитан на наличие высокого уровня подготовки, новичкам его использовать не рекомендуют. К недостаткам системы относят ее значительную стоимость.

Полузакрытая схема

Принцип действия такой системы - гибрид открытой и закрытой схем. Часть переработанной смеси обогащается кислородом, после чего она вновь доступна для дыхания, а ее избыток выводится в окружающую среду. При этом разная глубина погружения предусматривает использование различных газовых дыхательных коктейлей для дыхания.

Резервный источник

Многими дайверами в качестве резервного баллона используются мини-акваланги. Мини-модель - это компактная система, предназначенная для дыхания под водой на незначительной глубине. В нее входит редуктор с загубником и малолитражная ёмкость с воздухом. Показатели объёма воздуха зависят от индивидуальных характеристик аквалангиста.

Применение акваланга

Акваланг помогает человеку плавать под водой свободно. Исключается необходимость все время ходить по дну или пребывать в вертикальном положении. Этим обусловлено широчайшее применение оборудования не только дайверами, но и кинооператорами, ремонтниками, археологами, ихтиологами, гидротехниками и фотографами и др.

акваланг самодельный своими руками

Многие пытаются изготовить акваланг самодельный своими руками. Мотивацией для принятия такого решения может быть как желание сэкономить, так и неодолимая любовь к техническому творчеству. Пользователи сетей охотно делятся советами и рекомендациями относительно производства аппарата в домашних условиях.

самодельный регулятор для акваланга

    металлокомпозитные, стальные авиационные с клапанами отсечки кислородной магистрали (от обратного удара) и обратными зарядными клапанами. Объем каждого: 4 л, вес: 4.200, рабочее давление: 150 бар.
  • Авиационный кислородный вентиль
  • Маховик самодельный.
  • Редуктор от катапультного авиационного кресла.
  • Советский газовый редуктор для пропана.
  • Самодельная пружина из стальной нержавеющей проволоки и др.

Как изготовить?

  1. Баллоны соединяются при помощи хомутов из нержавейки (можно изготовить из баков стиральной машины). Между баллонами вставляются вставки из дерева, обтянутые тканью на эпоксидной основе, с черной краской ПФ. В крышке редуктора сверлятся отверстия, для того чтобы не застаивалась вода.
  2. Автоматическое включение кислородной системы убирается. Устанавливается рычаг с чекой.
  3. Самодельный регулятор для акваланга можно изготовить из подсоединенной к предохранительному клапану редуктора пружины из стальной нержавеющей проволоки и дюралевой крышки со штуцером на выход для подсоединения легочного автомата. Производится регулировка редуктора (установка давления - 6.5 бар).
  4. Легочный автомат можно изготовить из советского газового редуктора. В его корпус нужно вставить 2 штуцера, изготовленные из дюралевой трубки (диаметр - 16.5 мм). На один из них надеть загубник с хомутом из нержавеющей пластины. В другой вклеить текстолитовый стакан с клапаном от противогаза. Если один грибковый клапан быстро выходит из строя, его следует изготовить из резинового армированного кружка (можно вырезать из бахил советского химкомплекта) и болта с гайкой, крепящего клапан непосредственно к седлу. Вместо старого присоединительного штуцера изготовляется новый из дюрали, который вклеивается на эпоксидной основе на место старого. Диаметр седла клапана - 2,5 мм.
  5. Для противодействия открывающей силе сжатого воздуха в крышке устанавливают самодельную тянущую пружину, которую цепляют в верхней части крышки за горизонтальную шпильку.
  6. Мембрана изготавливается из той же резины от бахил. На нее устанавливают шайбу с незначительным весом для устранения вибрации при вдохе. Подушку клапана вдоха можно выточить на высокооборотном наждаке вручную из куска резины.
  7. Легочный автомат стягивают тремя болтами. Затянутые даже вручную, они способны хорошо держать мембрану. Нижняя часть лёгочного автомата для дополнительной комфортности применения оборудования оснащается пластиной из нержавейки на заклепках, которая устанавливается под подбородком.
  8. Плечевые капроновые ремни изготавливаются из кусков фала без регулировки ввиду отсутствия необходимости. В поясном ремне может отсутствовать быстроразъёмная пряжка.

Описание результата

На глубине 10 м акваланг позволяет выполнять тяжелую физическую работу (таскание по дну булыжников или быстрое плавание) без эффекта недостатка воздуха. Не оснащен кнопкой продува, но и без нее вполне можно обойтись. Легочный автомат нуждается в настройке только при первом применении, после чего минимальная настройка производится движением клапанов вдоха. Работает при давлении в 6-7 бар. Усилия на вдох характеризуются как вполне приемлемые, аналогичные к АВМ-5. Вес - 300 г. Подсоединяется к шлангу без прокладок, при помощи конусного соединения. Аппарат является весьма лёгким (около 11,5 кг), компактным и обтекаемым. В нем отсутствует указатель минимального давления.

Еще один вариант самодельного акваланга из газовых баллонов

  1. Приготовить баллон. Используется емкость объемом от до 22 л, в зависимости от предпочтений. Можно воспользоваться 2 баллонами по 4,7-7 л. Для обычного дайвинга годится баллон на 200 бар, для технического - 300 бар.
  2. Подготовить редуктор с давлением, аналогичным давлению баллона.
  3. Соединить редуктор с баллоном. Убедиться, что давление в нем на 6-11 бар выше, нежели давление окружающей среды.
  4. Подсоединить к редуктору шланг, к шлангу прикрепить легочный автомат. При его исправной работе и недопущении мастером ошибок давление соответствует давлению окружающей среды.
  5. Присоединить регуляторы. Их количество зависит от поставленных задач. Для планируемого любительского дайвинга нужны 2 регулятора: основной и резервный.
  6. Установить компенсатор плавучести (не обязательно для правильного функционирования акваланга, но упрощает и делает дайвинг более безопасным).
  7. Накачать кислородом баллон и проверить собранную систему. Если все ее элементы присоединены без ошибок и аппарат работает, следует провести первое пробное погружение на незначительную глубину. Если оно прошло успешно, акваланг можно считать готовым к эксплуатации.

самодельный акваланг из бутылки

Самодельный акваланг из огнетушителя

Результат

Аппарат является надежным и безотказным в работе. Основная проблема в обслуживании - коррозия дюралевого корпуса редуктора в соленой воде. Для решения проблемы рекомендуется применять силиконовую смазку. Оборудование не оснащено манометром, отсутствуют фильтры (можно использовать сифонную трубку в баллоне с небольшими отверстиями на конце). Вес - 9,5 кг.

В интернете имеются и другие варианты самодельных моделей аквалангов из огнетушителя.

Вариант №1

  • Аппарат изготавливают из баллона - ресивера (2 л) от огнетушителя.
  • Пристегивается к области груди.
  • Вместо регулятора используется самодельная пневмокнопка для ручной подачи воздуха на вдох.
  • Аппарат оснащен обратным клапаном, которым отсекается воздушная магистраль в случае разрыва шланга, подающего воздух.
  • Отсутствует редуктор, поэтому используется на ограниченной глубине погружения.
  • Мембрану к седлу клапана прижимает пружина. При нажатии на рычаг она поднимается и воздух идет на вдох. Выдох производится в воду при помощи клапана выдоха.
  • Подача воздуха с поверхности осуществляется от транспортного сварочного баллона объемом до 40 л. К аппарату подсоединяется легочный автомат.
  • Закрепленная на руке пневмокнопка удобнее кнопки, которую приходится держать в руке. Рука частично высвобождается и используется для выполнения какой - либо работы.

Вариант №2

  • Применяется баллон от огнетушителя (1.5 л).
  • В аппарате используется система ручной подачи на вдох.
  • Оборудование оснащено клапаном – пневмокнопкой, вентилем и редуктором.
  • Состоит из трубки, вкрученной в штуцер от огнетушителя, в которой находится обратный пластиковый клапан, прижатый к конусному седлу сжатым воздухом и пружиной. На трубку накручивают корпус с мембраной и шпилькой, давящей на пластиковый клапан. С обратной стороны расположен рычаг, предназначенный для нажимания пальцем.
  • Воздух, выходящий из этого устройства, проходит через дюзу (диаметр - 2 мм), затем идет на вдох в загубник. Выдох осуществляется с помощью клапана.
  • Грузовой пояс достаточно прост в изготовлении. Производится из свинцовых цилиндров, отлитых из дюралевой трубки с продольным разрезом. Оснащен самодельной быстроразъёмной пряжкой.

В надежном функционировании аппаратуры сомневаться не приходится, но проблематичной является герметичность пластикового клапана, закрывающего баллон

Как изготовить акваланг из бутылки?

самодельный акваланг из газового баллона

  • опрыскиватель (помповый);
  • гибкий шланг (пластиковый);
  • подводная трубка, используемая для ныряния;
  • емкость (бутылка).
  1. Сначала снимают установленный в опрыскивателе ограничитель. Это необходимо для того, чтобы как можно больше воздуха выходило из опрыскивателя.
  2. На верхнюю часть опрыскивателя натягивается шланг, тщательно герметизируется силиконом или горячим клеем.
  3. На нижней части подводной трубки устанавливается крышка от пластиковой бутылки, с предварительно просверленным отверстием по диаметру шланга.
  4. В отверстие вставляется шланг, тщательно заклеивается, герметизируется. Несложный акваланг готов.

Принцип действия

Бутылка соединяется с помповым опрыскивателем и наполняется воздухом. Емкость в 330 мл наполняется воздухом при помощи 50 качков. Такое количество воздуха является достаточным для 4 полных вдохов. Емкость большего размера следует оснастить грузом, так как наполненная воздухом бутылка, всплывать вверх. Для извлечения воздуха из бутылки, достаточно нажатия на соответствующую кнопку на распылителе.

Заключение

Самостоятельное изготовление акваланга позволит сэкономить средства и предоставит возможность ощутить ни с чем не сравнимое удовольствие от участия в творческом процессе. В целях обеспечения безопасности собственной жизни и здоровья умельцам необходимо неукоснительно соблюдать инструкцию.

04.07.2010 Сергей Дроздов


Основным назначением компенсатора плавучести, или BCD (англ. Buoyancy Control Device) является стабилизация сил выталкивания и отрицательной плавучести, создаваемых дайвером, как при погружении, так и на поверхности.

В связи с тем, что плавучесть изменяется в зависимости от глубины погружения (обжатие гидрокостюма при изменении давления и соответственно изменение его выталкивающей силы), израсходования дыхательной смеси в баллонах (они становятся легче и соответственно начинают обладать большей плавучестью), ее необходимо компенсировать, с чем успешно справляется компенсатор плавучести.

Кроме того, в его функции входит крепление баллонов и другого навесного оборудования. Как прикрепить баллон для дайвинга к жилету — компенсатору можно почитать в статье Учимся надевать гидрокостюм и снаряжение для дайвинга

Исторически сложилось, что первые компенсаторы были предназначены больше в качестве автономного спасательного жилета — ABLJ (англ. Adjustable Buoyancy Life Jacket — регулируемый спасательный жилет), нежели для других целей. Однако с течением времени и развитием технологического прогресса они в полной мере стали выполнять возложенные на них функции.

Существует несколько типов компенсаторов плавучести:

  • нагрудный компенсатор;
  • компенсатор – жилет;
  • крыловидный компенсатор (со спинной камерой).

kompensator_nagrudny

Главными плюсами нагрудных (классических, подковообразных) компенсаторов являются простота и надежность. Они удобны для отдыха на поверхности, потому как ориентируют тело лицом вверх и поддерживают голову над водой. Кроме того не испытывают значимых механических нагрузок при снятии и надевании акваланга на суше так как не выполняют функции крепления баллонов.

Минусы: сильно смещают центр плавучести дайвера вперед и вверх, что неудобно при плавании под водой, ограничивают нижний сектор поля зрения и подвижность головы;

Второй тип (компенсатор – жилет) сочетает модели с надувными и регулируемыми плечевыми ремнями.

Плюсы: плотно облегают тело дайвера и равномерно передают на него поддерживающее усилие при надувании, не стесняют движений, практически не смещают центр плавучести дайвера, позволяют достичь большего объема (а соответственно и возможности использования большего веса оборудования), чем нагрудные компенсаторы.

Модели с надувным плечевыми ремнями позволяют воздуху свободно циркулировать из нижней части жилета в верхнюю и обратно при любом положении дайвера, что обеспечивает максимальный объем компенсатору и наилучшее поддержание ныряльщика на поверхности.

Компенсаторы с регулируемыми (не надувными) плечевыми ремнями, помимо удобства при надевании, снятии и регулировке размера, в меньшей степени сдвигают центр плавучести дайвера вверх и, следовательно, уменьшают переворачивающий эффект.

kompensator_krylo

В крыловидных компенсаторах камера плавучести полностью расположена в спинной части, что позволяет достичь максимальной балансировки плавучести при плавании. Широко используются в техническом дайвинге так как могут иметь довольно большой объём воздушной камеры, возможность крепления двух и более баллонов а также дополнительного оборудования.

Минусы: неудобны для отдыха на поверхности, так как в надутом состоянии наклоняют дайвера вперед.

Наибольшее распространение получили компенсаторы второго типа, потому дальнейшее рассмотрение коснется именно их.

Устройство компенсатора плавучести:

kompensatory_plavuchesti_10b

Устройство компенсатора плавучести

Компенсатор плавучести представляет собой жилет с жесткой или мягкой спинкой (18) в который встроены одна или несколько герметичных воздушных камер (1), и имеет систему крепления баллонов (14).

В качестве узла управления плавучестью используется инфлятор (2) состоящий из пульта управления плавучестью (4), оснащенного кнопками клапана поддува (8), травящего клапана (9) и загубником (10), и гофрированного соединительного шланга (3) верхним концом подключенного к камере (1). В современных моделях компенсаторов используются инфляторы с двумя клапанами: поддува и стравливания. Клапан поддува, управляемый кнопкой поддува, подключен через шланг среднего давления (6) к первой ступени регулятора и необходим для поддува компенсатора воздухом из баллона. С целью спуска избыточного воздуха используется травящий клапан управляемый соответствующей кнопкой.
Под габариты дайвера компенсатор подгоняется регулируемыми ремнями (15) и широким поясом на липучке (16).

Некоторые компенсаторы имеют паховый (брасовый) ремень, пропускаемый между ног подводника, необходимый для ограничения смещения компенсатора вверх.

D-кольца (17) и карабины (19) на жилете используются для крепления дополнительного оборудования и снаряжения, как то: фото- и видеокамеры, фонари, катушки, стэйдж-баллоны и т.п.

Обязательно на компенсаторе присутствует предохранительный клапан (11) который служит для аварийного стравливания воздуха, во избежание разрыва воздушной камеры.

Выбор компенсатора плавучести.

Первое что необходимо определить для себя при выборе компенсатора это условия, в которых Вы будете погружаться. Для большинства случаев подойдет компенсатор – жилет как наиболее универсальный, в случае занятий техническим дайвингом выгоднее использовать крыловидный, нагрудный же в настоящее время применяется в основном для снорклинга а также видеооператорами, использующими камеры с большой отрицательной плавучестью.

Основным критерием при выборе компенсатора плавучести является удобство его использования. Независимо от того, какого размера типа или формы баллоны Вы собираетесь использовать, комфортность имеет первостепенное значение, потому существует несколько правил:

  • выбирайте компенсатор плавучести под особенности Вашей фигуры и оценивайте плотность его прилегания к телу;
  • компенсатор плавучести не должен ограничивать Ваше дыхание;
  • проверяйте все клапаны на доступность и легкость в применении, а также насколько легко можно использовать органы управления, ремни и карманы.

Также при выборе следует обратить внимание на некоторые особенности конкретного компенсатора:

Ремни должны иметь регулируемые пряжки с замками, что позволит, отрегулировав компенсатор один раз по фигуре, в дальнейшем пользоваться только быстроразъемными замками.

Дополнительную комфортность придает грудной ремень, предотвращающий расхождение боковых воздушных камер или плечевых ремней в стороны.

Для женщин рекомендуются специальные модели компенсаторов, в конструкции которых учтены особенности женской фигуры, а внутренняя поверхность сделана более мягкой и эластичной.

Инфлятор может присоединяться к компенсатору плавучести в районе левого плеча дайвера впереди или сзади, причем заднее расположение позволит более эффективно стравливать воздух из камеры.

Расположение кнопок на инфляторе — достаточно немаловажный фактор при выборе. Их удобное расположение и возможность независимого нажатия без перемещения кисти руки, обеспечит комфорт в управлении плавучестью.

Удобство также придает травящий клапан установленный в месте соединения инфлятора с компенсатором, потому как для стравливания воздуха достаточно просто потянуть от себя сам пульт управления.

Кроме травящего клапана инфлятора, компенсатор плавучести должен иметь несколько травяще — предохранительных клапанов, которые при превышении давления в воздушных камерах сверх нормы, автоматически стравливают излишки воздуха.

Немаловажным в плане удобства является наличие дополнительных карманов как для размещения аксессуаров дайвера, так и для размещения грузов. В последнем случае карманы должны быть оборудованы системой, обеспечивающей их быстрое удаление.

Следует обратить внимание на материал, из которого изготовлен компенсатор. Самым распространенным является нейлон с нанесенным на него слоем полиуретана. Полиуретановое покрытие обеспечивает герметичность воздушных камер, а нейлон придает ткани высокую механическую прочность. Для недорогих компенсаторов обычно применяется нейлон прочностью 420 DEN, в высококачественных моделях — 840 DEN, в спортивных элитных и в профессиональных моделях нейлон плотностью свыше 1000 DEN. Чем выше плотность нейлонового слоя, тем меньшая нагрузка приходится на слой полиуретана, и тем долговечнее и безопаснее компенсатор плавучести.

Эксплуатация.

Перед погружением

Проверка работоспособности компенсатора должна проводиться перед каждым погружением вместе с проверкой акваланга. Подключите компенсатор к аппарату (если это предусмотрено моделью) и проверьте исправность клапана поддува нажатием на соответствующую кнопку.

Обязательно проверьте исправность всех стравливающих клапанов пробными нажатиями.

Для проверки предохранительного клапана (клапанов) надуйте компенсатор полностью и аккуратными нажатиями на кнопку автоматического поддува добейтесь срабатывания клапана. Если Ваш компенсатор не подсоединяется к аппарату, добейтесь срабатывания предохранительного клапана, обжав компенсатор руками.

Независимо от того насколько современен Ваш компенсатор, обязательно проверьте ручной поддув компенсатора путем надувания его ртом.

Проверьте целостность и исправность всех крепежных элементов.

Во время погружения

Поддувать компенсатор во время погружения можно двумя способами: воздухом из первой ступени регулятора нажатием кнопки клапана поддува или из собственных легких через загубник пульта управления, нажав при этом кнопку травящего клапана. Второй способ применяется в основном с целью экономии воздуха в баллоне. В аварийных случаях можно на короткое время использовать камеру компенсатора для дыхания, делая вдох и выдох в камеру, однако, помня, что при этом в ней накапливается углекислый газ.

Стравливать воздух из компенсатора (в зависимости от модели) можно несколькими способами.

  • в вертикальном положении головой вверх — нажав кнопку травящего клапана и подняв руку с пультом инфлятора вверх;
  • в вертикальном положении головой вверх — потянув тягу правого плечевого травящего клапана;
  • в горизонтальном положении, потянув пульт инфлятора вниз (в гофрированной трубке находится тяга, открывающая травяще-предохранительный клапан) и приподняв плечевой пояс;
  • в вертикальном положении головой вниз — потянув тягу нижнего спинного травящего клапана.

Основная идея такова, что используемый клапан должен находиться в самом верхнем положении по отношению к остальным, потому как воздух стремится из области высокого давления в область низкого, т.е. к поверхности.

Ежедневный уход.

В процессе эксплуатации старайтесь не нагружать компенсатор весом акваланга, переносите его за ручку баллона, не пренебрегайте возможностью надевать его в положении сидя.

После погружения слейте воду из компенсатора, для чего поддув его, расположите таким образом, чтобы один из стравливающих клапанов оказался в нижнем положении, и, открыв клапан, слейте воду. Закончить процедуру желательно стравливанием воздуха через инфлятор, тем самым продув его от капель влаги.

Желательно после погружения (особенно в соленой воде) промыть компенсатор пресной водой как снаружи, так и изнутри, для чего опустить его (слегка поддув) в емкость с пресной водой и открыть один из стравливающих клапанов, после чего слить набравшуюся внутрь воду.
Опресненный компенсатор необходимо просушить в надутом состоянии, не подвергая действию прямых солнечных лучей.

Если же опреснить компенсатор на месте не представляется возможным, не высушивайте его; аккуратно сложите в сумку до появления такой возможности.

Хранение.

Перед длительным хранением необходимо тщательным образом промыть компенсатор в пресной воде, добившись того, чтобы вода после внешней и внутренней промывки была пресной на вкус.

Сливать воду лучше через клапаны, чтобы в них не осталось соли.

Особое внимание надлежит уделить промывке инфлятора.

Хранить компенсатор желательно в надутом состоянии, повесив его вдали от прямого солнечного света и отопительных приборов.

Правильный выбор и эксплуатация компенсатора плавучести сделают ваши подводные приключения значительно безопаснее, менее утомительными и, безусловно, приятными.

P.S. Если у Вас появились вопросы после прочтения статьи, не стесняясь задавайте в комментариях.

P.P.S. С темами которые будут раскрыты в ближайшее время, Вы можете ознакомиться на этой странице.

Архивная статья. Описание актуальной конфигурации можно найти здесь.

Регуляторы

Сначала был прокатный Марес. Наверное, как у многих. Затем появился новый Sherwood SR1. Топовая модель, верхний в линейке, но так редко встречающийся в наших краях. Дышалось из него волшебно — очень легко. Загубник только немного странной, непривычной формы, да и крышка принудительной подачи воздуха порвалась почти сразу, резина оказалась непрочной. Плавал с ним в теплых морях, пока на крайнем дайве, на сафари, прямо в боте не открутилась поворотная турель и воздух с шипением не вышел из баллона. Это был знак — нужно что-то посерьезнее.

Sherwood-SR1

Регулятор  Sherwood-SR1

Scubapro Mk25 S600

Регулятор Scubapro Mk25 S600 модели 2010 года

Scubapro Mk17

Регулятор Scubapro Mk17 модели 2011 года

Подледная конфигурация регуляторов на одном баллоне

Подледная конфигурация регуляторов на одном баллоне

Вид со стороны вентилей

Вид со стороны вентилей

Scubapro Twin Compact

Приборная консоль Scubapro Twin Compact

Однако, после перехода на стальную спинку и моностропу, решил поменять все шланги. Другими словами, перейти на DIR конфигурацию. Поэтому от консоли пришлось отказаться вообще, место ее занял манометр Halcyon.


Манометр Хальцион

Для прохождения технических курсов на Белом море требовалось уже три регулятора. Пришлось взять напрокат стейджевый DiveRite RG2500 с поворотным уголком возле легочника и зеленым манометром на коротком шланге. И конструкция прибора, и дыхание из него мне понравились. Отнырял с ним на Белом, потом еще пару раз брал в Орду в качестве запасного и стейджевого.

Dive_Rite_RG2500

Регулятор DiveRite RG2500

Непонятно, что же произошло с моими скубапрошками в крайнюю подледную поездку на Белое море. В некоторые дайвы они синхронно мерзли после тридцатой минуты погружения. Причем наглухо, ничего не помогало. Регуляторы обслужены, промежуточное давление в норме, воздух забивали из одного компрессора всем одинаковый.. Объяснение до сих пор не найдено.

Пришло время отдавать DiveRite законному хозяину. Встал вопрос покупки чего-то на замену. Принимая во внимание сайдмаунт конфигурацию, решил остановиться на Apex XTX50 модели 2013 года с поворотной турелью DST и пятым торцевым портом в качестве дополнительной опции. По рекомендациям — отличный регулятор, современный мембранник, устойчивый к обмерзанию. Купил и даже без примерки поехал с ним в поездку на Дальний Восток. Из ощущений — шикарная машина! Потрясающая легкость дыхания, удобная трассировка шлангов, сменные выпускные дефлекторы. Пожалуй, это лучший регулятор, с которым мне приходилось иметь дело.

Apex_XTX50

Регулятор Apex XTX50 2013 модельного года

На текущий момент ныряю в сайде — слева Apex на коротком шланге, справа MK25 на длинном. Посмотрим, что будет зимой, подлед покажет!

Фонари

Фонарь входил в перечень необходимого оборудования для первого же сафари. Нормальные, правильные фонари стоили каких-то неразумных денег, поэтому я решил ограничиться бюджетным Lumen X6 — обычный батареечный фонарь с криптоновой лампочкой накаливания. Светил он … так скажем… никак, особенно по сравнению с более продвинутыми светодиодными моделями. Однако сафари я отнырял, решив подобрать себе что-то более приличное из современного.

В той же поездке мне удалось понырять в ночном с пресловутым китайским изделием Diving SSC-P7-C-SXO 3-Mode 900-Lumen LED Flashlight Kit (2*18650/4*CR123A/4*16340) на счетверенном светодиоде. Понятно, что реальная светосила несколько меньше, порядка 600-650 Лм., однако фонарик мне очень понравился. Вес, размер, удобство пользования под водой, аккумуляторы вместо батареек — все выглядело довольно привлекательным. Решил для себя — надо купить такой же.

Diving Cree SSC-P7-C-SXO 3-Mode 900-Lumen LED

Diving Cree SSC-P7-C-SXO 3-Mode 900-Lumen LED

В любом случае, иметь запасной (дополнительный) набор элементов питания к таком фонарю будет нелишним и я все никак не соберусь заказать себе у китайцев комплект аккумуляторов уже с защитой поприличнее.

  • Маленькое и неудобное колечко для ремешка на руку. Об этом пишут на всех форумах. Эту проблему решил кардинально — прямо в задней крышке, в бортике, просверлил дополнительное отверстие и привязал к нему стальной карабин.

Привязать карабин к фонарю для дайвинга

Привязать карабин к фонарю для дайвинга

  • Слишком легко вращается выключатель освещения. Неудобно при перевозке — фонарь запросто может включиться в сумке и его придется заряжать заново в самый неподходящий момент. Проблему я решаю очень просто, при транспортировке приматываю кольцо выключателя изолентой к корпусу, перед нырялкой изоленту перематываю на корпус.
  • При определенном уровне разрядки аккумуляторов фонарь гаснет намертво. То есть истинно цифровой прибор — либо ноль, либо единица, никакого ослабления пучка света. Что ж, такова схемотехника, так работает драйвер питания. Хотя, как мне кажется, он вполне мог бы еще поработать на 20% мощности… Тут приходится чаще его заряжать, благо что литий-ионные элементы лишены эффекта памяти.

Недавно, на Белом море, я плавал с напарником, у которого был канистровый фонарь Dive Rite со светодиодной головкой и заявленной яркостью 1000 люмен. Ну что сказать… конечно, время работы совсем другое, ручка Гудмана удобнее и все такое, но габариты, вес и цена… Он в 10 раз дороже. А по свету мой мне все же понравился больше, в LED голове стоит кластер из трех диодов и луч менее сфокусированный. В моем Cree фокус более острый, однако есть довольно широкая боковая засветка, которой я подсвечиваю объекты при фотосъемке. По яркости они очень близки, впрочем, есть видео, где мы плаваем на 30 метрах в кромешной темноте, можно составить свое собственное мнение.

Есть еще и запасной батареечный фонарь UK Mini Q-40 Eled Plus с креплением к маске. У него жутко неудобное крепление ремешка на руку, но он хорошо и долго светит от четырех батареек ААА, незаметно прячется в кармане сухаря, может крепиться к маске и просто классно сделан. Рекомендую!

Дайверский фонарь UK Mini Q-40 Eled Plus

Дайверский фонарь UK Mini Q-40 Eled Plus

Компенсатор плавучести

Ни один элемент дайверского снаряжения не доставлял мне столько неудобств поначалу. Это было просто какое-то мучение, под водой я просто начинал беситься. А все дело в том, что прокатные жилеты мне доставались ужасного качества — старые, рваные, без застежек и вообще не по размеру. А пойти и купить свой BCD я не хотел — надо было сначала поплавать и понять, что именно мне подходит. Хоть немного поучиться, чтобы при выборе оборудования я мог бы доверять самому себе, своим ощущениям…

Долго читал тетис, пытаясь понять — что же покупать: жилет или крыло? Теперь я понимаю, с каким наслаждением кибердайверы устраивают флейм по этому вопросу… После изучения вопроса в интернете в сухом остатке не так много полезного — технари пользуют крыло, но на поверхности оно макает лицом вниз. Что лучше — так и не понятно.


Компенсатор плавучести (BCD) Oceanic Excursion

Пошел смотреть на него в магазин. Очень понравился с виду, материалы и качество исполнения. Видно, что вещь хорошего уровня, добротная и очень продуманно сделано. На самом деле так оно и оказалось. Когда одел — сразу понял, что поиски закончены. Сидит идеально, удобно, размер (М) мой.

Понятно, что не совсем корректно ориентироваться на удобство оборудования на суше, если оно предназначено для подводной среды, ведь в воде все может оказаться по другому. На тот момент у меня уже было четкое ощущение чего я хочу от BCD по некоторым моментам.

Та же ситуация была с грузовым поясом. Невзлюбил его с самого начала, потому как эти свинцовые кирпичики своим весом давили мне на кости таза, особенно на суше. Под водой было полегче, однако свинец на талии меня просто бесил и бесит до сих пор, между прочим.

Hacyon Eclipse

Компенсатор плавучести Halcyon Eclipse 30 lb

Дайверы очень часто сталкиваются с ситуациями, когда приблизиться, то есть подплыть, к какому-то объекту оказывается гораздо проще, чем отплыть от него. Причем эта проблема обнаруживается абсолютно неожиданно. Естественно, что это создает множественные неудобства. Например, при осмотре коралловых рифов подводные гиды постоянно призывают дайверов присмотреться к мелким жителям этих подводных объектов (трехсантиметровым креветкам-чистильщикам, морским собачкам), но запрещают прикасаться к рифам. И если подплыть к рифу несложно — нужно лишь плыть вперед — то отплыть, не задев его, отнюдь не легко, если только дайвер не имеет опыта в этом, то есть не умеет владеть плавучестью.

Именно это умение поможет сначала зависнуть на месте, а потом без помощи рук отплыть назад. Так, если приблизиться к объекту сверху, вниз головой, то, чтобы отплыть от него, нужно лишь контролировать дыхание и чуть подняться вверх. Контроль плавучести — это поиск равновесия между двумя силами: выталкивающей силой (она возникает, когда компенсатор наполняется воздухом) и силой земного притяжения, тянущей ко дну дайвера и его грузы. Дайвер зависает в толще воды, когда эти силы уравновешены. Но неверно думать, будто контроль заключается в умении регулировать количество воздуха в BCD. И нужно стараться как можно реже пользоваться компенсатором плавучести, если нужно научиться контролировать ее.

Существует шесть факторов, которые влияют на плавучесть дайвера. Это вес его грузов, количество воздуха в BCD, положение тела в воде, плавучесть гидрокостюма, глубина погружения и контроль дыхания. Из этих шести факторов неизменными остаются только два — количество грузов и положение тела, которое зависит от размещения этих грузов. Остальные дайвер должен контролировать или хотя бы приводить в соответствие сам. Это не так-то легко, поэтому умение контролировать плавучесть приходит с опытом. При рассмотрении перечисленных шести пунктов немалое внимание стоит уделить, как ни странно, весу грузов. У многих дайверов при себе свинца больше, чем нужно (например, распространенный вес — три килограмма), и это имеет большее значение, чем кажется.

Лишний вес грузов нужно компенсировать, добавляя в компенсатор примерно по литру воздуха на каждый лишний килограмм свинца. А поскольку воздух при изменении глубины изменяет объем, дайвер, сохраняя нейтральную плавучесть, вынужден постоянно стравливать или поддувать его в компенсатор. То есть на упомянутые три килограмма свинца нужно поддуть в компенсатор около трех лишних литров воздуха и постоянно поддерживать объем при помощи инфлятора и клапанов компенсатора. Иногда это приходится делать в продолжение всего погружения. Другими словами, лишний груз создает дополнительный импульс, направленный вверх (или вниз) в зависимости от того, погружается дайвер или всплывает, и этот импульс приходится компенсировать.

Проблема в том, что инструкторы часто дают студентам лишние грузы, боясь, что их вынесет на поверхность, и они получат баротравму, но обычно не дают указаний насчет того, что их можно снять, когда студенты выполняют проверочные погружения. То есть дайвер сам должен суметь разумно избавиться от лишних грузов. Сделать это можно, просто убрав перед очередным погружением один килограмм свинца. Если при этом погрузиться не удается, нужно убедиться, что этот груз действительно нужен. Прежде всего нужно учесть, что дополнительную плавучесть придают сухой костюм, ворсовая ткань на внешней стороне которого может удерживать воздух (тогда нужно подождать, когда костюм намокнет) и воздух в легких, когда нервничающий дайвер делает вдох и задерживает дыхание перед погружением.

Контроль плавучести дайвера

Особенно если одновременно опустить вниз правое плечо и прижать правой рукой к груди жилет-компенсатор. Кроме того, стоит слегка откинуться назад, чтобы воздух вышел из пространства сразу за головой дайвера в компенсаторе. Наконец, можно погрузиться, используя вес собственного тела. Для этого надо лечь на воду лицом вниз, согнуться, чтобы под воду ушла верхняя половина тела, по очереди поднять вверх из воды обе ноги и грести, как только ласты окажутся в воде. Как рассчитать идеальное для себя количество грузов? В целом оно должно быть минимальным, так проще всего контролировать плавучесть. На поверхности она должна быть нейтральной, то есть дайвер должен держаться на воде, погрузившись до глаз (при этом его баллон почти пуст, легкие заполнены наполовину, компенсатор полностью сдут).

А на глубине остановки безопасности (5 метров) плавучесть должна быть слегка отрицательной. Может она быть там и нейтральной, соответственно при всплытии чуть положительной, тогда компенсировать ее можно, уменьшив объем воздуха в легких. А при сильном волнении лишние грузы позволят удержаться у дна. Но вообще с полным баллоном (170 бар воздуха) дайвер должен быть тяжелее примерно на 2 кг. Определить нужное количество грузов можно во время трехминутной остановки безопасности с почти пустым баллоном. Для этого надо избавиться от лишних грузиков — отдать их напарнику или положить на дно (грузики весом в 0,5 или 1 килограмм заранее стоит положить в карман или повесить на D-кольцо).

Затем установить нейтральную плавучесть, не двигая руками и ногами и помня, что неконтролируемого всплытия можно не бояться, если плавучесть изменять лишь на килограмм или полкило, а это можно сделать простым выдохом или подгребанием ластами. Если без грузиков нейтральная плавучесть на глубине 5 метров сохраняется, значит, они дайверу не нужны. Теперь стоит подумать о положении тела в воде при нейтральной плавучести, неподвижном зависании. Располагаться в воде в такие моменты нужно горизонтально. Для этого, установив нейтральную плавучесть, необходимо вытянуть ноги и замереть, а если они начнут тонуть, переместить к голове часть грузов с пояса. Дело в том, что в горизонтальном положении гребки ластами двигают дайвера только вперед, а в вертикальном, когда ласты ниже тела, — вперед и вверх.

Это может привести к ошибочному мнению, что плавучесть стала положительной, и заставить дайвера сбросить воздух из компенсатора. Но тогда, стоит ему перестать грести, он начнет тонуть. Какова роль веса баллона? Полный баллон содержит примерно 2,2 литра воздуха весом около 3 кг. Когда воздух расходуется, баллон теряет вес, и когда к концу погружения в нем остается 35 бар, он будет легче на 2 кг. Что приведет к положительной плавучести дайвера, которую нужно будет компенсировать сбросом воздуха из компенсатора. А это следует делать с 2 килограммами груза. Тогда на остановке безопасности удастся приобрести положительную плавучесть. Впрочем, плавучесть изменяется медленно: каждые 10 минут на 0,5 кг (если баллона хватает на час).

А у баллона жесткая конструкция, он не меняет форму в процессе погружения, не имеет значения даже, стальной он или алюминиевый. От гидрокостюма плавучесть зависит следующим образом. Во-первых, у мокрых гидрокостюмов она положительная (у нового мужского — килограмм или полтора на миллиметр толщины неопрена). Во-вторых, у тонкого гидрокостюма она меньше, чем у толстого (менее килограмма против 9 килограмм), но тонкий костюм не защитит от холода и повышает риск декомпрессионной болезни, он хорош для тропиков. В-третьих, плавучесть у новых костюмов выше, а теплозащита лучше. В-четвертых, на одной и той же глубине плавучесть костюма остается постоянной.

Но во время погружения плавучесть меняется, причем неравномерно. Газ в неопрене костюма сжимается, костюм становится тоньше и тяжелее. И при погружении на первые 10 метров плавучесть вдвое меньше, чем на поверхности, на вторые — еще на треть меньше, а после 20 метров — меньше на одну шестую. На глубине 18 метров плавучесть меняется втрое дольше, чем на глубине в 0,5 метра. Поэтому с поверхности погрузиться сложно, но с глубины 1,5 метров заметно легче. При всплытии же плавучесть гидрокостюма и компенсатора быстро увеличивается до начального значения. Контролировать плавучесть также можно, просто учитывая, что она изменяется в зависимости от объема легких: их запас положительной плавучести равен 4,5 кг.

Читайте также: