Рппс в детском саду в средней группе своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

В его разработке принимали следующие педагоги нашего учреждения:

старший воспитатель Обрубова С.А.,

учитель – дефектолог Орлова С.Ю.,

педагог – психолог Питиримова И.Г.,

Общие положения

Проект разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к созданию модели развивающей предметно-развивающей среды группы, обеспечивающей реализацию адаптированной основной образовательной программы ДОУ, учет национально – культурных , климатических условий , в которых осуществляется образовательная деятельность, учет возрастных особенностей, а также способствует развитию детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Предполагаемая модель развивающей предметно-развивающей среды должна включать следующие компоненты:

- предметное содержание (игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование);

- его пространственную организацию (распределение группового пространства на центры);

- развивающее (формирующее) содержание (формирование детской самостоятельности и детской активности);

- изменение в зависимости от времени (изменение предметно-развивающей среды в зависимости от времени года, от приближающихся событий и т.д.)

Вид проекта: практико-ориентированный.

Участники проекта: педагоги, родители, воспитанники.

Продолжительность проекта: 1 года.

Цель проекта: разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, предназначенной для детского коллектива в целом и позволяющей каждому воспитаннику проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество.

Задачи проекта:

  1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации развивающей предметно – пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие воспитанников ДОУ.
  2. Разработать рекомендации по индивидуализации предметно-развивающей среды.
  3. Скорректировать развивающую предметно-пространственную среду, чтобы она способствовала развитию уверенности в себе каждого ребенка, проявлению его инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности.
  4. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ.

Основная идея проекта – изменение содержания групповых помещений, отражение в них интересов воспитанников, принадлежности детям. Иными словами, группа должна быть насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.

Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом.

Маленькие творческие мастерские и островки наполнены разнообразным, стимулирующим деятельность ребенка материалом, развивающими играми. В каждой группе есть игры-самоделки, изготовленные дошкольниками совместно с родителями и воспитателем.

Актуальность

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития, поэтому в целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников, развивающая предметно - пространственная среда должна обеспечивать каждому ребёнку право и свободу выбора деятельности. Однако среда в группах часто не соответствует интересам детей, не инициирует их на самостоятельный свободный выбор. Средовое развитие индивидуализации обеспечивается возможностью формирования каждым из детей индивидуального стиля деятельности и общения. Образовательная среда, включающая взаимодействие со взрослыми, сверстниками, призвана формировать активную позицию по отношению к окружающему миру на основе принципов сотрудничества. Задача педагога, исходя из индивидуальных особенностей воспитанника, интересов и способностей воспитанника, помочь ему сформировать собственный стиль поведения, не противоречащий общепринятым нормам, но позволяющий найти свое место в социуме.

Индивидуализация среды, направленная на обеспечение личностного роста детей, предполагает стимуляцию развития сильных и поддержку слабых сторон личности каждого ребенка, помощь взрослого в осознании воспитанниками своих качеств и построении эффективного индивидуального стиля поведения и общения. Проектируя и создавая РППС, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог постоянно учитывает особенности его развития, определяет свою роль в ней относительно каждого воспитанника.

Принципы построения развивающей предметно – пространственной среды

Развивающая предметно – пространственная среда (ФГОС ДО):

- обеспечивает реализацию адаптированной основной образовательной программы;

- обеспечивает развитие детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охрану и укрепление их здоровья, учета его особенностей и коррекции недостатков их развития;

- обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможность уединения;

- учитывает национально – культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность.

РППС должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

При построении развивающей предметно - пространственной среды учитываются следующие принципы:

Интеграция развивающих центров активности детей обеспечивает процесс связности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность познавательно-речевой, физической, художественно - эстетической и социально-личностной сфер развития ребенка в образовательном процессе. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

Открытость обществу и открытость своего “Я” предполагает персонализацию среды каждой группы. Они имеют индивидуальные названия, свои стиль цветового оформления группы, оснащение групповых помещений сюжетной мебелью: например, времена года, космос, морская тематика, оформление стендов.

заключается в организации пространства с подвижными трансформируемыми границами зон (спокойной и рабочей). Все части пространства должны обладать возможностью изменяться по объему, сжиматься и расширяться, чтобы каждая зона при необходимости могла вместить всех желающих. Для этого используются легко передвигаемые многофункциональные ширмы, подвижная мебель. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределить время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.

- предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей для совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной детской активности, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и должна быть многофункциональной. Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.

Модель проектирования содержания развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста (с 2-х до 3-х лет)

Характер деятельности ребенка

Зоны/ уголки и виды предметно-развивающей деятельности и среды

Наполнение

Сюжетно-отобразительная деятельность-

деятельность ребенка приобретает предметно-опосредованный характер. ребенок отображает назначение различных бытовых предметов.

Гостиная. спальня, кухня, ванная, парикмахерская. больница

Игровое оборудование для сюжетно-ролевых игр

Познавательно-отобразительная деятельность-ребенок осваивает систему действий; овладевает способами исследования предметов для решения практических задач

Центр воды и песка

Игрушки, ведерки, лопаточки, формочки, лейки

Растения, сюжетные картинки с изображением детей в сезонной одежде,

картинки с изображением домашних животных и их

Книги, иллюстрации, сюжетные картинки

Фланелеграф (каврограф), театры игрушки, бибабо

Деятельность по формированию представлений о себе

Зеркало, куклы, картинки, одежда для ряжения , фотографии

Бубны, погремушки, музыкальные игрушки, неозвученные музыкальные игрушки,инструменты, народные игрушки

Молоточки, совочки, грабли, ведерки, куклы, машины, фигурки людей и животных

Процессуальная игра-развитие у ребенка символической функции мышления

Деятельность с предметами-заместителями, неоформленным материалом

Коробки разных размеров, пузырьки, банки с завертываемой крышкой и т.п.

Сенсорное развитие- обеспечение накопления представлений о цвете, форме, величине. Развитие возрастной самостоятельности

Игры: цвет, форма, величина

Вкладыши, пирамидки и т.д.

Пуговицы. шнуровки, молнии и т.д.

Продуктивная деятельность-стремление к самовыражению

Доски, мелки. цветные карандаши, восковые мелки, писчая бумага, фломастеры

Физическое развитие - развивать ребенка умение самостоятельно действовать, ориентироваться в пространстве

Мячи, кегли, ленты, обруч. мягкие модули

Развитие двигательной зоны

Условия для свободного перемещения детей в групповом помещении

Аудиовизуальные средства: магнитофон. зиписи звуки природы, аудиозаписи детских песен, колыбельных и.п

Модель проектирования развивающей предметно-пространственной среды в

группах дошкольного возраста (3-7 лет)

Доска, мольберты, настенные панели, магнитные доски

Расширение познавательного сенсорного опыта детей

Дидактические игры. Настольно-печатные игры.

исследовательской деятельности, совершенствование сенсорного развития, развитие экспериментальной и проектной деятельности

предметы из различных материалов, игры с песком и водой, наборы форм, колбы, бросовый материал и т.д.

Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца

Цветные карандаши, восковые мелки, писчая бумага, краски, гуашь, кисти для рисования, пластилин, трафареты, раскраски. Дополнительный материал: листья, обрезки бумаги, кусочки дерева, кусочки поролона, лоскутки ткани, палочки и др.

Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности

Комнатные растения в соответствии с возрастными рекомендациями. Литература природоведческого содержания. Муляжи фруктов, овощей; дикие и домашние животные. Инвентарь для трудовой деятельности: лейки, пульверизатор, фартуки, совочки, посуда для выращивания рассады и др. Природный и бросовый материал.

Сохранение психического здоровья воспитанников, возможность к уединению, сохранение эмоционального благополучия

Ширма, альбомы, книги, фотографии, экраны настроения, игры на развитие эмпатии

Детская художественная литература в соответствии с возрастом детей

Развитие творческих способностей в самостоятельно-ритмической деятельности

Ширмы, костюмы, настольные театры.

Совершенствование режиссерской игры, умения придумывать и поддерживать сюжет, развитие творчества и самостоятельности

Игровые модули, маркеры пространства, мобильные подиумы,

Расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности

Оборудование для ходьбы, бега, равновесия (Коврики массажные)

Для прыжков (Скакалка короткая)

Для катания, бросания, ловли (Обруч большой, мяч для мини-баскетбола, мешочек с грузом большой, малый, кегли)

Для общеразвивающих упражнений (Мяч средний, Палка гимнастическая, Лента короткая).

Атрибуты к подвижным и спортивным играм

Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца

Овладение социальным опытом, приобщение к миру профессий, возможность реализовать себя в игре

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм, в том числе, продукты детской деятельности

Проектирование индивидуализации РППС

Объект РППС

Роль ребенка

Роль взрослых (воспитателя, родителей)

Ребенок проявляет себя членом данного сообщества детей и взрослых.

Ребенок – центральное лицо коллектива.

Может написать свои желания, о каком подарке он мечтает на день рождения или разместятся пожелания других ребят имениннику. Персональная посуда, чудесный мешочек или коробочка для подарков и т.п.

Родители фиксируют пожелания (или готовят подарки)

Воспитатель знакомит именинника с содержанием в присутствии остальных детей

Ребенок демонстрирует свои возможности, достижения, увлечения через рисунки, поделки, фотографии

Родители помогают ребенку представить его достижения.

Воспитатель организует выставки, выделяет достижения ребенка в детском саду.

Позиционируется участие детей в различных конкурсах и фестивалях разного уровня.

Дети учатся определять не только свое настроение: плохое, хорошее, отличное, но и учитывать настроение сверстников.

Проявление ребенком собственных увлечение, пополнение необходимыми материалами

Взрослые помогают в оснащении, отражая увлечения ребенка

Совместное изготовление игр и пособий детьми и родителями, детьми и воспитателями

Дети совместно со взрослыми собирают, выполняют, демонстрируют.

Дети выполняют совместно со взрослыми и используют в своей деятельности

Направления методической работы с педагогами

Методическое мероприятие

Содержание деятельности

Ознакомление с методическими основами и передовым опытом

  • изучение методической литературы
  • ознакомление с интернет ресурсами,
  • обобщение личного опыта

представление личного опыта,

выбор рациональных путей оптимизации РППС

Составление паспорта групп

индивидуальный анализ состояния РППС групп,

Представление личного опыта

составление и демонстрация презентаций РППС групп

Составление проекта РППС

обобщение передового опыта ДОУ,

определение основных направлений оптимизации РППС

расширение педагогического опыта по созданию и использованию объектов РППС, пропаганда эффективных методов и форм работы

Читайте также: