Коммуникатор для неговорящих детей своими руками

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 19.09.2024

Во время общения даже говорящие люди используют неречевые способы коммуникации: мы жестикулируем, выражаем что-то взглядом или мимикой. В реальности существует гораздо больше способов общения!

Альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК) — это способы, с помощью которых неговорящий (невербальный) человек может общаться.

Самый известный способ АДК — жестовый язык, который используют глухие и слабослышащие люди. А для детей со множественными нарушениями развития есть особенные инструменты, которые специалисты подбирают с учетом возможностей конкретного ребенка.

Коммуникаторы

Запись включается, когда человек нажимает на кнопку или какой-то дополнительный переключатель или рычаг.

Коммуникаторы могут быть большие и маленькие, сенсорные, с наклоном или в виде квадратных кнопок, на которые можно приклеивать объемные символы (например, чашку).

Такие простые коммуникаторы подходят детям с ментальными нарушениями, которые только начинают осваивать АДК, или тем, кому не подходят более сложные средства из-за моторных ограничений.

Если простых устройств в какой-то момент станет недостаточно, можно подключать более сложные — например, iTalk2, а потом использовать приложения для планшетов вроде Sounding Board. На YouTube-канале Центра есть подробные обзоры многих из них.

Вспомогательные кнопки

Вспомогательные кнопки, которые также называются кнопками-переключателями или выносными кнопками, подходят для совсем маленьких детей с нарушениями развития или детей, которые еще не освоили, как работает причинно-следственные связи — позже это потребуется, чтобы научиться пользоваться средствами АДК.

Такие кнопки позволяют ребенку изучить связь между их действием и возникающим последствием. Например, они могут запускать электроприборы или игрушки.

Бонус: кнопки не обязательно покупать — их можно печатать на 3D-принтере.

Коммуникативные книжки

Это удивительный инструмент, потому что по факту у каждого ребенка будет своя личная книжка — это словарь с картинками и фотографиями, которые относятся именно к его жизни.

Картинки можно сделать самим или использовать специальные бесплатные программы с большой базой картиной — например, Picto-Selector.

Коммуникативные приложения

они могут произносить нужные слова за неговорящего собеседника, когда он нажимает на определенную кнопку.

Этот способ АДК больше похож на поддержку реального диалога — как в жизни, когда мы обмениваемся фразами, в чем его еще один бесспорный плюс.

Кроме того, такие приложения легко установить на планшет, который удобно носить собой.

Также у специалистов Центра есть наблюдение: человек с приложением в планшете, скорее всего, будет более успешен в общении, находясь среди людей — просто потому, что окружающим людям привычнее видеть планшет, чем книжку с картинками.

Жесты

Жесты хороши тем, что позволяют сохранять контакт глаза в глаза при общении. Также их можно подкреплять эмоциональной мимикой, поэтому ребенку так проще общаться и понимать других, если он не может использовать жесты сам.

Но в этом виде АДК есть свои недостатки: жестовым языком более глубокого уровня владеют далеко не все люди — партнерам по коммуникации (обычно это близкие люди) тоже придется выучить его.

Кроме того, жесты не всем доступны: они не подходят для людей с моторными нарушениями, потому что некоторые из них могут быть очень сложными.

Айтрекер

Это специальная приставка, которая позволяет управлять происходящим на экране компьютера глазами.

Она считывает движения глаз за счет инфракрасных лучей.

Эту приставку можно откалибровать — настроить индивидуально, чтобы она правильно считывала, куда смотрит конкретный человек с учетом положения его глаз.

Айтрекер подходит детям со множественными нарушениями, главное — наладить зрительный контакт (например, обеспечить неподвижность головы ребенка).

Чтобы им пользоваться, желательно, чтобы ребенок мог держать голову. Поставив одну из специальных программ на компьютер — они бывают как платные, так и бесплатные, — человек сможет общаться, выбирая на экране нужные картинки, или использовать виртуальную клавиатуру, печатая текст взглядом.

Какой способ АДК выбрать

В целом не существует идеального способа АДК. Но хорошо, если разные способы дополняют друг друга, потому что у каждого из них есть свои плюсы и минусы.

Например, высокотехнологичные средства могут сломаться — и потребуются средства, чтобы их починить.

А если человек пользуется не только, например, планшетом, но и книгой как дубликатом, велик шанс, что ребенок не останется без своего словаря.


Приложение помогает детям с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития учиться и общаться с людьми. Обновленный функционал также позволяет использовать приложение как средство общения с неговорящими людьми с церебральным параличом, после инсультов и в других состояниях, сопровождающихся нарушениями функции речи.

Приложение бесплатно и доступно для скачивания на любые устройства:

Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Недоразвитие речи приводит к нарушениям саморегуляции, поведения, произвольного внимания, различных типов мышления, психической активности в целом. Используемые игровые приемы направлены на формирование механизмов речевой деятельности, ее мотивационно-побудительного, сенсомоторного уровней.

 Игровые приемы в работе с неговорящими детьми. Подготовила воспитатель МБДОУ (ясли-сад) №11 «Жемчужинка Дземишкевич Наталья Александровна

Игровые приемы в работе

с неговорящими детьми.

Подготовила воспитатель

МБДОУ (ясли-сад) №11 «Жемчужинка

Дземишкевич Наталья Александровна

В. А. Сухомлинский

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли.

Тяжелое недоразвитие речи приводит к нарушениям саморегуляции, поведения, произвольного внимания, различных типов мышления, психической активности в целом. Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с временной задержкой речевого развития, экспрессивной и импрессивной алалией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью. Для всех детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функций речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро, быстро, как ни в каком другом возрасте, пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление, становятся белее развернутыми фразы. Однако не все малыши имеют, одинаковы уровень речевого развития: одни уже к трем годам правильно и четко произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки, таких детей большинство, особенно во второй младшей группе, третьи, хорошо понимая речь окружающих, молчат.

Речь можно развивать различными способами: устная форма, мелкая моторика, а так же при помощи игры. Используемые игровые приемы направлены на формирование механизмов речевой деятельности, ее мотивационно-побудительного, сенсомоторного уровней.

Каждое занятие включает упражнения на развитие:

  • артикуляционной моторики;
  • мелкой моторики пальцев рук;
  • речевого дыхания;
  • стимулирование речевой активности ребёнка.

Но основным видом деятельности дошкольников является игра.

Игра-ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

Дидактические игры - один из видов всестороннего развития ребенка.

Развитие ребенка в игре происходит, прежде всего, за счет разнообразной направленности ее содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные,

эстетическое (музыкальное, умственные (дидактические сюжетные).

Дидактические игры педагоги используют в основном в целях умственного воспитания детей.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Cуществует следующая классификация дидактических игр:

а) с игрушками и предметами;

Настольно – печатные игры используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания. Этапы последовательности игры: Нахождение среди разных картинок совершенно одинаковые. Объединение не только по внешним признакам, но и по смыслу. Подбор картинок по общему признаку (что растёт в лесу, саду) Запоминание состава, количества и расположения картинок (какую картинку спрятали) Составление разрезных картинок и кубиков (2-4 части). Описание рассказ о картине с показом действия, движений ( картинка кошки и её движения).

Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения,

установление сходства и различия, знакомство со свойствами и признаками предметов: цвет, величина, форма, качество. Дети должны иметь возможность постучать, переставить, переложить, разобрать на части и вновь составить. Малышам дают предметы, резко отличающиеся друг от друга свойствами.

Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи. Их использование помогает развивать в детях способность слушать речь взрослого и прислушиваться к произносимым словам и подражать часто слышимым словам и звукосочетаниям, умение отвечать на вопросы доступными, ранее усвоенными словами, а не действиями.

Роль дидактических игр:

- являются средством воспитания, с их помощью воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, волю, отношения, поступки и поведение вообще;

- выполняют обучающую функцию, являются средством первоначального обучения дошкольников, умственного воспитания; в них дети отражают окружающую жизнь и познают те или другие доступные для их восприятия и понимания факты, явления. Их содержание формирует у детей правильное отношение к предметам и явлениям окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о родном крае, о людях разных профессий, представления о трудовой деятельности взрослых;

- развивают сенсорные способности детей с помощью игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов;

- развивают речь детей: расширяется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно высказывать свои мысли;

- формируют нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как результатам труда взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности;

- воспитывают уважение к человеку труда, вызывают интерес к трудовой деятельности, желание самим трудиться;

- свода красочным оформлением, художественным исполнением развивают эстетический вкус;

- способствуют физическому развитию: вызывают положительный эмоциональный подъем хорошее самочувствие, развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук.

Значительную роль в обогащении и развитии словаря играют речевые игры. Именно в речевой игре ребёнок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать словарь. Они так же формируют слуховое внимание, умение повторять звукосочетание и слова. Важность речевых игр для развития детей трудно переоценить. Во время проведения таких игр решаются важные задачи: воспитание звуковой культуры речи; формирование грамматического строя речи; обогащение словарного запаса; развитие связной речи.

С раннего возраста дети учатся воспринимать произведения устного народного творчества: потешки, прибаутки, сказки, в которых даже самые маленькие чувствуют рифму, ритм. В работе с детьми раннего возраста используются и произведения современных авторов (А. Барто). Стихи привлекают своей динамичностью, содержанием. Их легко иллюстрировать игрушками.

Речевые игры для детей младшего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве. Играя со словом, дети учатся понимать родной язык, осваивают разговорную речь.

В каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры.

Игры проводятся как со всей группой, так и с небольшими группами играющих. Воспитатель поощряет самостоятельные словесные игры детей.

Специальные игры для молчунов В них выделяются два направления: сформированное общее подражание; развивающееся общее подражание. Копируя взрослых, кроха усваивает их опыт, умения и навыки. Под общим подражанием подразумевается повторение мимики, движений и действий. - Работу с молчаливым ребенком реализуют в следующей последовательности: побуждают его повторять движения (зарядку с поднятием рук, топаньем ножек и похлопыванием в ладоши); следующим шагом развития идут последовательные движения (полет птички, которая затем приземляется и ищет зернышки); на заключительном этапе привлекают игрушки, с которыми выполняют те же последовательные действия. Чтобы сформировать имитацию звуков и речи с неговорящими детьми, нужно много раз повторять одни и те же слоги, слова и словосочетания, выделяя их. Крохе предлагают воспроизвести сказанное и положительно воспринимают любой вид ответных действий.

Специальные игры для молчунов

В них выделяются два направления:

сформированное общее подражание;

развивающееся общее подражание.

  • Копируя взрослых, кроха усваивает их опыт, умения и навыки. Под общим подражанием подразумевается повторение мимики, движений и действий.

- Работу с молчаливым ребенком реализуют в следующей последовательности:

побуждают его повторять движения (зарядку с поднятием рук, топаньем ножек и похлопыванием в ладоши);

  • следующим шагом развития идут последовательные движения (полет птички, которая затем приземляется и ищет зернышки);
  • на заключительном этапе привлекают игрушки, с которыми выполняют те же последовательные действия.

Чтобы сформировать имитацию звуков и речи с неговорящими детьми, нужно много раз повторять одни и те же слоги, слова и словосочетания, выделяя их. Крохе предлагают воспроизвести сказанное и положительно воспринимают любой вид ответных действий.

Цель: развитие подражания речи взрослого — повторение слов-звукоподражаний ТУК-ТУК, КО-КО-КО, АВ-АВ, МЯУ, МУ, ГА-ГА-ГА, КРЯ-КРЯ, И-ГО-ГО и др. ; слов КУРИЦА, СОБАКА, КОШКА, КОРОВА, ГУСЬ, УТКА, ЛОШАДКА и др. ; фраз КТО ТАМ, СОБАЧКА АВ-АВ, КУРОЧКА КЛЮЁТ и др.

Игра продолжается со следующим персонажем. Побуждайте детей повторять за вами звукоподражания, слова и фразы. Для этого выделяйте предлагаемые для повторения слова в речи, задавайте вопросы.

В описании игры предложены разнообразные персонажи. Их количество, состав и продолжительность игры следует гибко варьировать в зависимости от того, какие игрушки есть у вас в наличии. Например, можно использовать ослика — ИА, козлика — БЕ, голубя — ГУЛИ-ГУЛИ, ворону — КАР, мышку — ПИ-ПИ, и др. Главное, чтобы эти персонажи издавали крики, доступные для подражания.

Продемонстрируйте детям игру с игрушечным зайчиком. Протягиваем зайцу маленький мячик со словами:

— НА, зайка, МЯЧИК! На!

Предложите детям по очереди дать зайке мячик, затем попросить мячик. Такая игра проводится с самыми разнообразными игрушками и предметами (например, можно дать мишке кубик, кукле цветочек). Раздайте детям игрушки и предложите повторить игру.

Цель: учить детей употреблять инфинитив глаголов спать, гулять, играть, кушать, есть, пить, мыть, рисовать, петь, лепить, прыгать, убирать.

На столе сидят куклы, одетые по-разному, в зависимости от того, что они будут делать: кукла, одетая в пальто, шапку или пижаму; кукла, сидящая в фартучке, с ложкой в руке; кукла с карандашом и листком бумаги и т. д.

Воспитатель предлагает ребенку угадать, какая из кукол что должна делать.

Упражнения по формированию речевого дыхания

Упражнения по формированию понимания речи

Упражнения по формированию слухового восприятия и фонематических процессов.

1. Звучащие игрушки: барабан, бубен, дудочка. Узнать звучание барабана (бубна, дудочки) среди других инструментов.

2. В трех одинаковых коробочках – горох, пуговицы, деревянные палочки. Определить на слух, что в каждой коробочке.

3. Используя звукоподражания, узнать собаку (гав –гав), кота (мяу), курочку (ко-ко-ко), мышку (пи-пи-пи) и т.д.

5. Ребенок стоит спиной к воспитателю, который просит рассказывать (показать), что он делает: стучит ложкой по чашке, щелкает ножницами.

6. Пение птичек громко и тихо. Когда звучит громкое пение, дети машут руками (летают), тихое – приседают.

Игры и упражнения по формированию пространственного восприятия.

Используется разрезная картинка репки из двух частей.

2. Разрезные картинки из трех частей (например, образ домашнего животного – кошки, собаки, коровы, лошади). И т.д.

3. Выложить елку из зеленых треугольников, ориентируясь на их величину, сначала по образцу логопеда, затем самостоятельно (помощь логопеда в случае затруднения).

4. Из трех белых кружочков выложить снеговика сначала по образцу логопеда, затем самостоятельно.

5. Дети разбирают и собирают матрешку (пирамидку) из 3-5 предметов. Расставляют матрешек по величине, начиная с самой большой матрешки, а затем с самой маленькой. Где прячутся матрешки?

 Таким образом, использование дидактических игр и упражнений даёт большие возможности для развития речи у детей - дошкольников: повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки; обеспечивается психологический комфорт; дети запоминают большое количество речевого материала; активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление). Дидактические игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.

Таким образом, использование дидактических игр и упражнений даёт большие возможности для развития речи у детей - дошкольников: повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки; обеспечивается психологический комфорт; дети запоминают большое количество речевого материала; активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление).

Дидактические игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.

Приложения для планшетов для детей с аутизмом позволяют им общаться с окружающим миром посредством картинок и звуков. Кроме того, родители и специалисты имеют возможность заниматься с аутистами на планшетах. Это намного интереснее, чем заниматься с обычными карточками на столе. Занятия на планшетах показывают совершенно другой уровень эффективности.

iOS


Аутизм: Общение является первым коммуникативным приложением на русском языке, которое помогает аутичному ребенку научиться общаться с окружающими и развить навыки спонтанной речи. Проект создан компанией Game Garden, специализирующейся на разработке и издании приложений для мобильных и социальных платформ, совместно с ведущими российскими и израильскими экспертами в области развития и адаптации детей с расстройствами аутистического спектра.

Android


iOS


Коммуникатор для детей, испытывающих сложности в общении. Основан на принципе выбора картинок из заданного набора и показа их собеседнику.

Android


Приложение предназначено для облегчения общения с неговорящими детьми, имеющих диагнозы аутизм, умственная отсталость, ДЦП, алалия и т.п. Приложение достаточно просто в использовании – на каждое основное желание ребёнка на экране находится картинка. При нажатии на картинку, в зависимости от настроек, прозвучит сигнал или синтезатор речи проговорит фразу, которая настроена для этой картинки.

Android


Читайте также: