Комаровский как сделать физраствор

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 18.09.2024

Рассмотрены патогенез и клинические симптомы аденовирусной инфекции у детей, описаны подходы к терапии с применением отхаркивающих и иммунотропных препаратов.

Pathogenesis and clinical symptoms of adenovirus infection in children are examined, approaches to therapy with the application of the expectorant and immunotropic preparations are described.

Аденовирусная инфекция (АВ) (МКБ-10: В57) — острое инфекционное заболевание с преимущественным поражением носоглотки, конъюнктивы и лимфоидной ткани. АВ протекает с умеренной интоксикацией, лихорадкой, катаральным синдромом с выраженным экссудативным компонентом [1–3].

Аденовирусы, которые вызывают заболевание у детей, относятся к семейству Adenoviridae, роду Mastadenovirus ДНК-содержащих вирусов средних размеров. В настоящее время выделено около 50 серотипов этого вируса. Наиболее частыми возбудителями аденовирусной инфекции являются 3-й и 7-й серотипы. Аденовирусы обладают тропностью к эпителию дыхательных путей, кишечника и конъюнктивы, а также способностью поражать лимфоидную ткань. Токсичность вирусов этой группы низкая [2].

При заражении вирусы проникают в организм через слизистые оболочки дыхательных путей, а также эпителий тонкой кишки. Благодаря своей лимфотропности, возбудитель внедряется в носоглотку, миндалины, конъюнктиву и вызывает формирование воспалительных очагов. В ходе заболевания увеличиваются все лимфатические узлы, в том числе мезентериальные, возникает гепатоспленомегалия. Инкубационный период длится 4–7 дней. Течение заболевания медленное, волнообразное. Характерен респираторный синдром, конъюнктивит, которые протекают с выраженным экссудативным компонентом. Диарея присоединяется обычно у детей до 2 лет и носит водянистый характер [1].

Патогномоничная форма аденовирусной инфекции — аденофарингоконъюнктивальная лихорадка. Она протекает с подъемом температуры тела до 38–39 °С на протяжении 5–10 дней, фарингитом с зернистостью задней стенки глотки, увеличением и гиперемией миндалин, конъюнктивитом. Нередко развивается тонзиллит, проявляющийся гипертрофией, отечностью и умеренной гиперемией миндалин, а также аденоидит. В ряде случаев на задней стенке глотки, небных миндалинах появляются нежные белесоватые налеты (пленчатый фарингит и тонзиллит) [1, 2].

С первых дней болезни нередко развивается кашель. Характерным для аденовирусной инфекции является синдром полиаденита — увеличение шейных и подчелюстных лимфатических узлов. Наблюдается увеличение печени и селезенки. Возможно развитие мононуклеозоподобного синдрома, для которого характерно сочетание пленчатого тонзиллита, полиаденита и гепатоспленомегалии. Длительность катарального синдрома — 10–15 дней, иногда до 3–4 недель [2, 3].

АВ — одна из распространенных респираторных вирусных инфекций, активно участвующих в формировании у ребенка адекватного противоинфекционного иммунитета, важного для всей последующей жизни.

При нормальном функционировании иммунной системы происходит эффективное взаимодействие интерферона и других лимфокинов, макрофагов, лимфоцитов, специфических антител, приводящее к элиминации возбудителя из макроорганизма и клиническому выздоровлению.

У ребенка раннего возраста направленность иммунной защиты организма изначально носит супрессивный характер. Невысокая активность собственного неспецифического звена иммунитета необходима для профилактики ярких воспалительных реакций, которые могут быстро истощить организм ребенка и привести его к развитию дезадаптации и декомпенсации систем жизнедеятельности. Специфическое звено иммунитета ребенка обусловливает пассивная иммунная защита в виде иммуноглобулинов, транслированных через плаценту, а также попадающих к ребенку вместе с молоком матери при грудном вскармливании.

Проникновение вируса в организм ребенка запускает каскад иммунных реакций, способствующих стимуляции нейроиммуноэндокринной системы, которая в дальнейшем регулирует процессы дифференцировки и созревания нейроэндокринной оси (рис.).

Защитные реакции кашля и выделения слизи из носовых ходов позволяют качественно осуществить очищение и увлажнение слизистой оболочки дыхательных путей, необходимые для адекватного функционирования мерцательного эпителия. Выделяемая из дыхательных путей мокрота к тому же содержит бесценный материал для выработки специфического иммунитета — фагоциты, которые определили возбудителя и экспрессировали специфические рецепторы для включения в работу высокоспециализированных клеток иммунной системы — лимфоцитов. При заглатывании ребенком мокроты лимфоидная ткань кишечника получает информацию о возбудителе и стимул к выработке регуляторных пептидов.

К сожалению, отсутствие четкого представления о необходимости некоторого временного периода, в течение которого все неспецифические иммунные процессы должны развернуться и принять участие в формировании гармоничного и полноценного иммунного ответа, в настоящее время приводит к необдуманной агрессивной терапии, целью которой является скорейшее купирование симптомов. По данным С. В. Ключникова (2012), каждому пятому ребенку в возрасте до 1 года назначались антибиотики (в том числе гентамицин, линкомицин). К возрасту 3 года число детей, получавших антибиотики, увеличивается до 28% и достигает 80% к семилетнему возрасту.

Необдуманное применение антибиотиков, недопустимо стремительное купирование естественных проявлений неспецифической иммунной защиты (лихорадка, насморк, кашель, гиперемия и отек сводов зева) ведут к снижению качества защитной биологической пленки на слизистой оболочке дыхательных путей.

В отделении раннего возраста педиатрической клиники МОНИКИ было проведено сравнение результатов микробиологического обследования двух групп детей в возрасте от 4 до 6 лет. Группы были выделены при анкетировании родителей, которым были заданы следующие вопросы:

  1. Ваш ребенок болеет чаще 6 раз в год?
  2. Вы сразу даете жаропонижающее средство ребенку при лихорадке до 38,5 °С, не стараясь выдержать ее хотя бы в течение 3–5 часов?
  3. Вы применяете антибиотики почти при каждом эпизоде острого респираторного заболевания?
  4. Вы с первых дней даете ребенку местные противовоспалительные препараты?
  5. Вы не считаете традиционные методы лечения (выпаивание, отвлекающая терапия, щадящий режим в течение 5–7 дней?) действенными в лечении ОРВИ?

Дети, родители которых на все вопросы ответили утвердительно, составили первую группу (20 человек). Дети, родители которых ответили на все вопросы, кроме первого и последнего, отрицательно, вошли во вторую группу (15 человек).

Анализ результатов микробиологического обследования (мазки на флору из зева) выявил, что в первой группе из 20 обследованных у 11 человек (55%), то есть у каждого второго ребенка, в посеве были выделены дрожжевые грибы, а количественный и качественный состав биопленки был представлен малочисленным и довольно однообразным биотопом (6 наименований микробов, количество нормальной флоры не превышает 2 × 10 3 КОЕ/мл).

Во второй группе количество детей, в мазке которых была выделена грибковая флора, не превысило 11% (2 человека из 15 обследованных), а биотоп был более разнообразным и плотным (8 наименований микробов, количество нормальной флоры 5–6 × 10 5 КОЕ/мл).

По этой причине агрессивное лечение острых респираторных инфекций и резкое неприятие родителями информации о существовании этапа в жизни ребенка, когда частые острые респираторные вирусные инфекции необходимы для его дальнейшего развития, в настоящее время являются базой для полипрагмазии, а организм ребенка становится полигоном для битвы многочисленных лекарственных средств.

Вместе с тем специфической противовирусной терапии при аденовирусной инфекции нет. Антибактериальная терапия в данном случае не показана. В период лихорадки назначают постельный режим, полноценное питание, обильное питье. Рекомендуется давать обильное горячее питье, чай, кисели, теплые морсы и компоты. Симптоматическое лечение включает применение жаропонижающих средств при лихорадке выше 38,5 °С. Если температура ребенка ниже 37,5 °С, нет необходимости в ее снижении медикаментозными препаратами. При более высокой температуре можно применять физические методы охлаждения. На внутреннюю поверхность рук, бедер, боковую поверхность шеи можно прикладывать смоченные в холодной воде компрессы. При насморке можно промывать нос слабым солевым раствором с помощью шприца или закапывать в нос сосудосуживающие капли. Следует избегать длительного применения капель (не более 5–7 дней), так как они могут вызвать временную дисфункцию слизистой оболочки [3, 4].

Оптимальными средствами для элиминации слизистой оболочки, восстановления ее влажности и создания наилучших условий для функционирования эпителия и слизистых клеток, вырабатывающих иммуноглобулин, лизоцим, лактоферрин и другие ферменты, являются изотонические растворы морской воды (Аква Марис, Физиомер, Долфин и пр.). Содержащиеся в морской воде микроэлементы (селен, йод, цинк) ускоряют регенерацию слизистой оболочки.

При выраженном сухом кашле можно начать лечение с приема грудного сбора в виде горячего отвара. Помогает также щелочное питье в виде горячего молока с небольшим количеством (на кончике ложки) соды. Если ребенок отказывается от молока, можно поить его подогретыми щелочными минеральными водами. Если кашель носит влажный характер с трудно отхаркивающейся мокротой, можно применять отхаркивающие препараты, если кашель длительный, сухой, саднящий — целесообразнее будет применять препараты, подавляющие кашель [4].

В лечении кашля при аденовирусной инфекции важно учитывать, что он может быть как сухим (характерное покашливание при гранулезном фарингите), так и с выраженным отделением мокроты. Поэтому препарат для адекватного сопровождения этого симптома должен быть направлен и на стимуляцию отделения мокроты, и на своевременную поддержку регенерации слизистой оболочки, и при этом должен иметь удовлетворяющие ребенка органолептические характеристики и удобный способ применения. Этим условиям соответствует Амбробене (амброксола гидрохлорид) — муколитический препарат с отхаркивающим действием, который обладает секретомоторным, секретолитическим и отхаркивающим свойствами.

Важным достоинством препарата является продуманное разнообразие лекарственных форм. Это дает преимущества в лечении детей любого возраста, поддерживает оптимальную комплаентность родителей и позволяет достичь адекватности в терапии респираторного синдрома у детей.

Например, можно использовать амброксола гидрохлорид в виде сиропов (детям от 5 до 12 лет — 1 мерная ложка (15 мг) — 2–3 раза в день; детям от 2 до 5 лет — 1/2 мерной ложки (7,5 мл) — 3 раза в день, детям до 2 лет — 1/2 мерной ложки (7,5 мл) после еды 2 раза в день).

Ингаляционная терапия имеет преимущества перед другими формами в том, что она совмещает элиминационные свойства (очищение верхних дыхательных путей от патологического содержимого), увлажнение слизистой оболочки и достаточную глубину проникновения для очищения более нижних отделов органов дыхания и таким образом профилактирует рефлекторный бронхоспазм при избытке мокроты. Лекарственное вещество распыляется и в виде аэрозоля оседает на слизистых оболочках верхних дыхательных путей. При этом возрастает интенсивность всасывания в подслизистом слое верхних дыхательных путей и увеличивается его депонирование.

Раствор для ингаляций применяется в зависимости от возраста детям от 5 до 12 лет — 2 мл (15 мг) — 2–3 раза в день; детям младше 5 лет — 1 мл (7,5 мл) — 3 раза в день.

В терапии аденовирусной инфекции можно использовать также иммунотропные препараты (Кипферон, Виферон, ИРС-19, Деринат), регулирующие неспецифические иммунные реакции (интерфероногенез) и дополняющие реакцию организма наличием специфических антител к представителям флоры, которые могут спровоцировать осложнения в виде пневмонии, бронхитов, синуситов.

Таким образом, обдуманная и максимально индивидуальная поддержка естественных защитных реакций организма ребенка при аденовирусной инфекции позволит сохранить и приумножить защитные силы организма ребенка.

Литература

  1. Детские инфекции. Справочник практического врача под ред. проф. Л. Н. Мазанковой. М.: МЕДпресс-информ, 2009. 240 с.: ил.
  2. Острые респираторные заболевания удетей: лечение и профилактика. Научно-практическая программа Союза педиатров России и Международного фонда охраны здоровья матери и ребенка. М., 2002.
  3. Острые инфекции дыхательных путей. Клинические варианты. Диагностика и лечении едетей с частыми респираторными заболеваниями. Конспект участкового педиатра. О. И. Борисова, Г. В. Римарчук (ред), с соавт. М., 2004.
  4. Рациональная фармакотерапия заболеваний органов дыхания. А. Г. Чучалин (под ред.) М., 2004.

Л. И. Васечкина 1 , кандидат медицинских наук
Т. К. Тюрина, кандидат медицинских наук
Е. В. Лукина
М. А. Маяцкая

Восстанавливаются ли легкие после COVID-19? Да. Но нужно не пропустить сроки реабилитации и серьёзно отнестись к рекомендациям врача.

Новая коронавирусная инфекция, вызванная SARS-CoV-2, недостаточно изучена, однако ясно, что она наносит вред всем органам и тканям человека. Вирус проникает в организм через слизистые оболочки носа, глаз, глотки. Первые симптомы появляются на 2-14 день. Обычно это повышение температуры выше 37.5 градусов Цельсия, насморк, потеря обоняния, сухой кашель, послабление стула, слабость и головная боль. На 6–10 сутки от момента появления первых симптомов могут начать беспокоить одышка, боль в груди, усиление кашля. Это тревожные симптомы, говорящие о поражении легких и требующие проведения дополнительного обследования: компьютерной томографии легких, измерения насыщения крови кислородом (сатурации).

Легкие после COVID-19

Попадая в организм человека через слизистые оболочки дыхательных путей SARS-CoV-2 вызывает мощнейшую воспалительную реакцию. Активируются иммунные клетки, вырабатывается колоссальное количество воспалительных веществ (воспалительных цитокинов). Интенсивность этой реакции скорее всего обусловлена генетически. Именно интенсивностью воспалительной реакции и определяется тяжесть поражения легочной ткани по данным исследований. В легочной ткани поражение при COVID-19 обусловлено как поражением самих альвеол (в которых происходит газообмен и кровь насыщается кислородом из воздуха) нашими собственными иммунными клетками так и поражением легочных сосудов, оплетающих альвеолы. Степень поражения легких можно определить при помощи КТ (компьютерной томографии).

Лекарства для небулайзерной терапии и ингаляций

Взрослым и детям старше 12 лет – 2 мл (40 капель) препарата на 1 ингаляцию, до 4 раз в день
Детям от 6 до 12 лет – 1 мл (20 капель) препарата на 1 ингаляцию, до 4 раз в день
Детям до 6 лет – 0,5 мл (10 капель) препарата на 1 ингаляцию, до 3 раз в день

Атровент (бромид ипратропиума 0,025% раствор для ингаляций)

Рекомендованную дозу перед применением разводят физиологическим раствором до объема 4 мл.

АЦЦ (ацетилцистеин 10% раствор для инъекций)

Взрослым и детям старше 12 лет – 3 мл препарата на 1 ингаляцию, 1-2 раза в день
Детям от 6 до 12 лет – 2 мл препарата на 1 ингаляцию, 1-2 раза в день
Детям от 2 до 6 лет – 1-2 мл препарата на 1 ингаляцию, 1-2 раза в день
Рекомендуемую дозу препарата необходимо развести с физиологическим раствором в соотношении 1:1.

Лазолван (амброксол - раствор для ингаляций и приема внутрь)

Взрослым и детям старше 6 лет – 2-3 мл раствора на 1 ингаляцию, 1-2 раза в день
Детям от 2 до 6 лет – 2 мл раствора на 1 ингаляцию 1-2 раза в день
Детям до 2 лет – 1 мл раствора на 1 ингаляцию, 1-2 раза в день
Для приготовления ингаляционного раствора необходимо развести дозу препарата с физиологическим раствором в соотношении 1:1

Нарзан, Боржоми (слабощелочные минеральные воды)

На 1 ингаляцию используют 3-4 мл минеральной воды, 2-4 раза в день.
Перед ингаляцией минеральную воду следует отстоять до дегазации.

Синупрет (гомеопатический фитопрепарат - капли на основе экстрактов растений)

Для приготовления ингаляционного раствора препарат необходимо предварительно развести в физиологическом растворе:
Для взрослых и детей старше 16 лет – в соотношении 1:1 (на 1 мл препарата 1 мл физраствора)
Для детей от 6 до 16 лет – в соотношении 1:2 (на 1 мл препарата 2 мл физраствора)
Для детей от 2 до 6 лет – в соотношении 1:3 (на 1 мл препарата 3 мл физраствора)
На 1 ингаляцию используют 3-4 мл полученного раствора, 3 раза в день.

Мукалтин (таблетки на основе экстракта корня алтея)

Для приготовления ингаляционного раствора необходимо 1 таблетку растворить в 80 мл физиологического раствора до полного растворения таблетки без оставления осадка

На 1 ингаляцию используют 3-4 мл полученного раствора, 3 раза в день.

Взрослые/пожилые и дети старше 12 лет – 1 мг на 1 ингаляцию, 1-3 раза в день
Дети от 6 мес. и до 12 лет – 0,25 мг на 1 ингаляцию, 1-3 раза в день

Этот препарат не используют в ультразвуковых небулайзерах. Если разовая доза препарата меньше 2 мл, то необходимо добавить физиологический раствор для увеличения объема раствора до 2 мл.

Суточная доза препарата:

0,25 мг/мл – 1 мл по 0,25 мг/мл
0,5 мг/мл – 2 мл по 0,25 мг/мл
0,75 мг/мл – 3 мл по 0,25 мг/мл
1 мг/мл – 4 мл по 0,25 мл/мг или 2 мл по 0,5 мг/мл
1,5 мг/мл – 3 мл по 0,5 мг/мл
2 мг/мл – 4 мл по 0,5 мг/мл\

Дексаметазон (0,4% раствор для инъекций, 4 мг/мл)

На 1 ингаляцию используют 0,5 мл (2 мг) препарата, до 4 раз в день.
Для приготовления ингаляционного раствора добавляют к рекомендуемой дозе 3 мл физиологического раствора.

Фурацилин (нитрофурал 0,024% водный раствор, 1:5000)

Для ингаляции используют готовый раствор фурацилина по 4 мл на 1 ингаляцию 2 раза в день. Раствор приготавливается и покупается в аптеке, также можно приготовить раствор самостоятельно, растворив 1 таблетку фурацилина в 100 мл физиологического раствора до полного растворения таблетки без осадка.

Гентамицин (4% раствор сульфата гентамицина для инъекций, 40 мг/мл)

Взрослым и детям старше 12 лет – 0,5 мл (20 мг) препарата на 1 ингаляцию, 1-2 раза в день
Детям от 2 до 12 лет – 0,25 мл (10 мг) препарата на 1 ингаляцию, 1-2 раза в день
Для приготовления ингаляционного раствора к дозе препарата следует добавить 3 мл физиологического раствора.

Мирамистин (0,01% раствор)

Взрослым и детям старше 12 лет для ингаляции используют готовый 0,01%-ный раствор мирамистина по 4 мл на 1 ингаляцию 3 раза в день.
Детям до 12 лет для приготовления раствора для ингаляций препарат следует развести физиологическим раствором в соотношении 1:2.

Петина Светлана Владимировна

Слизистые оболочки носовой полости – это наш первый и очень важный барьер для бактерий и различных вирусов. Именно слизистая носа каждую секунду контактирует с огромным количеством различных микробов, но так как в носу постоянно образуется слизь, то она не дает им попасть в организм ребенка. Такая способность слизистых оболочек называется местным иммунитетом. Но защищать от инфекций слизистая носа может, только если она хорошо увлажнена, а если нос пересыхает, работа местного иммунитета нарушается. Тогда бактерии и вирусы легко преодолевают защитный барьер ослабленного местного иммунитета, и вероятность того, что ребенок заболеет при контакте с инфекцией, сразу же возрастает. Так что главный враг местного иммунитета и одна из причин того, что ребенок часто болеет, – сухой воздух.

СПОСОБСТВУЕТ АЛЛЕРГИИ

А еще сухой воздух в доме очень вреден для детей, склонных к аллергическим реакциям. Мало того, что пересыхает слизистая оболочка носа и рта, из-за чего организм сразу же становится более восприимчив к различным аллергенам, в том числе к пыли. Так еще и сама пыль в помещениях, где влажность очень низкая, практически не оседает, а постоянно висит в воздухе. Плюс к ней еще добавляется шерсть животных, пыльца растений, мелкие частички с одежды, любых бытовых предметов, находящихся в доме. И ребенок все это постоянно вдыхает. Был бы воздух нормальной влажности, пыль и другие аллергены оседали бы на пол быстрее и младенец не дышал бы всякой гадостью.

НЕ ДАЕТ НОСУ ДЫШАТЬ

МЕШАЕТ СПАТЬ И РАДОВАТЬСЯ ЖИЗНИ

Чем суше воздух, тем меньше в нем кислорода, а ведь он нужен для активной работы всего нашего организма и особенно головного мозга. Нехватка кислорода (гипоксия) в первую очередь сказывается на нервной системе. У взрослого человека начинает часто болеть голова, снижается концентрация внимания, повышается утомляемость. Маленькие дети из-за нехватки кислорода становятся более раздражительными, чаще капризничают и хуже спят. Так что ребенок может плакать совсем не из-за зубов или магнитной бури, просто на него влияет гипоксия. К нехватке кислорода добавляется затрудненное дыхание из-за сухих слизистых – вот почему малыш или беспокоен во сне, или все время просыпается, или вообще не может долго заснуть. И очень часто ребенок пьет водичку или молоко по ночам совсем не потому, что он голоден, а просто у него во рту пересохло.

МЕШАЕТ ЕСТЬ

Как едят малыши? Сосут мамину грудь или бутылочку, то есть их рот все время занят. А попробуй-ка пососи что-то, если у тебя заложен нос, в нем сухие корки или даже сопли. Начинает малыш сосать, и все время вынужден останавливаться, дышать-то ведь тоже надо. А мама не понимает, почему вдруг малыш то отпускает грудь, то снова набрасывается на нее. Думает, что проблема в ней (неправильно дает грудь или форма соска не та), или вообще начинает бояться, что молока у нее не хватает. А все просто: нос ребенка или пересох, или чем-то забит.

Наиболее комфортно ребенок чувствует себя при температуре 20–22 °С (а некоторые дети – даже при температуре 18–20 ºС) и влажности воздуха 50–70%. Но зимой, когда батареи работают на полную мощь, температура в доме доходит до 25–28 °С, а влажность падает до 20%. Узнать об этом можно, если купить термометр вместе с гигрометром: они покажут и температуру в комнате, и ее влажность. Чтобы создать в помещении правильный микроклимат, надо:

– Хотя бы раз в день делать в комнате малыша влажную уборку (просто помыть пол, дело здесь не столько в чистоте, сколько в увлажнении дома).

– Проветривать комнату не менее 4–6 раз в день по 10 минут. Влажность, если за окном мороз, это не увеличит (при низкой температуре на улице тоже обычно сухой воздух), зато кислорода добавит.

– Если батареи регулируются, то не включать их на полную мощность.

– Купить увлажнитель воздуха и регулярно пользоваться им. Если такой возможности нет, то надо увлажнять воздух в доме народными средствами: развесить мокрые полотенца около радиаторов отопления (действует недолго, но это хоть что-то); ставить широкие емкости с водой около батареи; просто постоянно разбрызгивать чистую воду из пульверизатора.

– Увлажнять нос ребенка аптечными солевыми растворами или грудным молоком. Размягчать корочки в носу и удалять их.

Ни модный иммуностимулятор, ни самые современные витамины, ни даже сам по себе свежий воздух не сделают ребенка здоровым, если он живет в доме с очень низкой влажностью воздуха. Так что стоит найти время и способ, чтобы создать вокруг малыша правильный микроклимат.

Читайте также: