Когда сделаешь чудо своими руками станешь счастливее грамматическая основа

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 05.10.2024

1)Я считаю Уланову своим учителем, потому что встречи с ней, с ее исскуством становились всегда для меня уроками творчества,мудрости,красоты.
2)В театре служат, а не работают, потому чтл театр-это храм.
3) Все возы, потому что на них лежали тюки с шерстью, казались очень высокими и пухлыми.
4)Поскольку участок оказался сильно заболоченным,пришлось срочно приняться за осушение его.
5)Так как я умел петь народные песни, матросы охотно приняли меня в свою компанию.
6)Оттого что облака почти касались верхушек берез, на земле было тихо и тепло.
7)Ты отвечал замечательно,так,что отметка должна быть высокая.
8)Я тщательнейшим образом проверил работу так,что не должно быть не орфографических, ни пунктуационных ошибок.
9)Желающих изучать историю искусства оказалось так много, что придется организовать специальные факультативные занятия.
10) Я неплохо владею английским языком,потому что изучаю его с детства.

Определить ТИПЫ ПРИДАТОЧНЫХ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.

1. Долго моя неутомимая собака продолжала рыскать по кустам хотя сама видимо ничего не ожидала путного от своей лихорадочной деятель¬ности.

2. У нее по горлу несколько раз прокатился клубочек точно она про¬глотила что - то.

3. Я никогда не мог понять почему нам так тоскливо в ноябре.

4. И в самом деле Манилов наконец услышал такие странные и не¬обыкновенные вещи каких еще никогда не слыхал.

5. Из своих жила только девушка Алена и не уходила только потому что на ее жалование кормилась дома вся семья.

6. Надо писать так чтоб малограмотный понял и безграмотному смог все точно рассказать.

7. До того мне стало вдруг стыдно что слезы потекли по щекам.

8. Как ни заурядна была его наружность во всем чувствовалось созна¬ние силы и привычной власти над людьми.

9. Аптека находится почти у края города так что аптекарше далеко вид¬но поле.

10. Мне подарили книгу прочитав которую я многое узнал.

11. Голос совести внутренне звучит в каждом из нас хотя иногда мно¬гим хочется его заглушить.

12. Когда после того вышел он в столовую там уже стоял на столе чай¬ный прибор с бутылкою рома.

13. Я постучал к инженеру чтобы посоветоваться с ним.

14. Я хочу вам рассказать какая перемена произошла во мне в эти не¬многие часы.

15. Надо только стать таким образом чтобы солнце оказалось как раз над колокольней Святого Георгия.

16. Он решил собрать такую труппу где главные места займут люди, еще далекие от сцены.

17. Положение его весьма походило на положение школьника выбе¬жавшего из секретной комнаты куда начальник направил его.

18. Он замотал головой и прощаясь так долго оставался прижатым к руке Екатерины Дмитриевны что у нее порозовела спина.

19. У Николая онемели ноги и изменилась походка так что однажды идя по коридору, он споткнулся и упал вместе с подносом.

20. Он взял в руки гаечный ключ и все сделал так как показал ему механик.

21. Одно из противоречий какими живо творчество Мандельштама ка¬сается собственной природы этого творчества.

22. Что бы со мной ни было я хочу быть один.

23. Мы ждем с томленьем упованья минуты вольности святой как ждет любовник молодой минуты верного свиданья.

24. Ей снится будто бы она идет по снеговой поляне.

25. Он работал всюду где заставала его жажда творческого труда.

26. Поэт чувствует буквальное значение слова даже тогда когда дает его в переносном значении.

27. Сергей неоднократно спрашивал врача когда он может выписаться.

28. Я упоминаю об этом исключительно для того чтобы подчеркнуть безусловную подлинность многих произведений Куприна.

29. Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы театр наш неплохо посещался.

Презентация: Союзы и союзные слова в СПП

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Содержание

Презентация: Союзы и союзные слова в СПП


Слайд 2

Расшифруйте кодировку


Слайд 3

союзы

И, А, НО, ДА, НЕ ТОЛЬКО … НО И, ЗАТО, ОДНАКО, КОГДА, ИЛИ, ЛИБО


Слайд 4

Инсерт

а) галочкой отмечается то, что им уже известно; б) знаком (-) отмечается то, что противоречит их представлениям; в) значком (+) отмечается новая информация; г) вопросительным знаком (?) отмечается то, что непонятно (материал, по которому учащиеся хотят получить более подробные сведения).


Слайд 5

Задание:прочитайте текст,сделайте отметки

Союзы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного предложения. По значению и употреблению в речи союзы делятся на сочинительные и подчинительные. Сочинительные союзы делятся на соединительные, противительные и разделительные. Подчинительные союзы делятся на изъяснительные и обстоятельственные. Простые союзы состоят из одного слова, составные из двух и более слов. Союз и, являясь одним из самых распространенных, вносит в язык пунктуационные трудности. В сложноподчиненных предложениях роль союза, соединяющего части предложения, могут выполнять относительные местоимения (который, чей, каков, кто, что, сколько) и наречия (где, куда, откуда, когда, как, почему, зачем). Они называются союзными словами.


Слайд 6

Понять, что такое союзные слова Научиться различать союзы и союзные слова Правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчинённого предложения Продолжить подготовку к основному государственному экзамену


Слайд 7

Угадай-ка

С ней выступают, ею завладевают, её подавляют и проявляют, берут и вырывают, перехватывают и захватывают, она может кому-нибудь принадлежать, но иногда она наказуема. Это…


Слайд 8


Слайд 9

Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении

Сравните грамматическую структуру предложений. В чем разница? Кажется, что ей не больше шестнадцати лет. Кажется, ей не больше шестнадцати лет.


Слайд 10


Слайд 11

Установи соответствия

а) Скучен день до вечера, б) У человека должны быть любимые произведения, в) Чтобы получить хорошую профессию, г) Как птица создана для полёта, а) надо прилежно учиться. б) коли делать нечего. в) так человек для работы. г) к которым он обращается неоднократно.


Слайд 12

Составьте 4 сложноподчиненных предложений


Слайд 13

Самопроверка по эталону

Если вы хотите понравиться людям, почаще улыбайтесь. Дарите такие подарки, которые поднимают настроение. Искренне говорите родным о том, как вы их любите. Когда сделаешь чудо своими руками, станешь счастливее.


Слайд 14

Запомни

Союз- служебная часть речи, не являющаяся членом предложения, на него не падает логическое ударение, его можно заменить другим союзом или опустить. Союзное слово- это синтаксическая роль местоимений или местоимённых наречий, а не часть речи. Союзное слово не только объединяет главную и придаточную части, но и является членом придаточной части. Его можно заменить другими подходящими по смыслу словами знаменательных частей речи, на него может падать логическое ударение


Слайд 15

Разграничение союзов и союзных слов


Слайд 16

Пословицы

1. Языком мелет, что кружева плетёт. 2. Что в лицо сказано, со злом не связано. 3.Верхушки башен, если бы языком можно было бы строить, касались бы неба. 4. Кто мало говорит, больше делает .


Слайд 17

Алгоритм

Найти в предложении грамматические основы. Найти средство связи, которое связывает придаточное предложение с главным. Определить, является ли средство связи членом предложения. Если средство связи- член предложения, то это союзное слово.


Слайд 18

Верно ли что?

Союзы что, если, где – подчинительные? Определение не отвечает на вопрос чей? Предложение – это синтаксическая единица? Местоимение себя не имеет именительного падежа? Союз однако – подчинительный? Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным? Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей? В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение? [ ], (который. ). – схема сложноподчиненного предложения.


Слайд 19


Слайд 20


Слайд 21

1. Как связаны простые предложения в СПП? А) интонацией; Б) подчинительными союзами; В) подчинительными союзами и союзными словами. 2. Какими частями речи могут быть выражены союзные слова? А) относительными прилагательными и местоимениями; Б) относительными местоимениями и наречиями; В) наречиями и существительными. 3. В каком предложении- главном или придаточном – находятся средства связи? А) в главном; Б) в придаточном; В) ни к одному из предложений не относится. 4. Чем отличаются союзные слова от союзов? А) ничем не отличаются; Б) союзы отличаются к придаточному предложению, а союзные слова к главному; В) союзы не являются членами предложения, а союзные слова являются. 5. Какие слова в СПП могут быть как союзами, так и союзными словами? А) что, когда, как; Б) кто, когда, где; В) что, какой, чей.


Слайд 22

1)В, 2) Б, 3) Б, 4) В, 5) А.


Слайд 23

Домашнее задание


Слайд 24

Запишите предложения. Объясните в них пунктуацию. Составьте схемы сложноподчинённых предложений. В чём особенность грамматической основы в придаточных предложениях (3, 4 и 6-е) и в главных (5-е и 6-е).

1) Юность — весеннее время человека, в которое засеваются семена на будущие годы жизни. (Я. Княжин) 2) Жизнь человека замерла бы на одной точке, если бы юность не мечтала. (К. Ушинский) 3) Человек перестаёт осуждать других, как только победит самого себя. (Л. Толстой) 4) Хороший человек — это тот, вблизи которого легко дышится. (П. Павленко) 5) Если у вас отсутствует доброжелательство к людям, выработайте его у себя. (К. Станиславский) 6) Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. (А Чехов)

Упражнение 2.

Выпишите из текста сложноподчинённые предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте в главном и придаточном предложениях грамматические основы и заключите в овал средства связи — союз или союзное слово (относительное местоимение). В каких предложениях использованы относительные местоимения для связи главного и придаточного? Назовите их.

Земля бл_год_рит земледельца ур_жаями за то что он труди(т, ть)ся. Так было в давние времена когда ш_л он сеять зерно с лукошком. Так есть т_перь когда он ед_т по полю на трактор_ .
Земл_дел_ц — человек который дела_т землю удобной для жизни. И в этом смысле все люди труда — земледельцы.

Упражнение 3.

Запишите сложноподчинённые предложения, расставляя запятые и выделяя графически все признаки, позволяющие обнаружить придаточное предложение (грамматическую основу придаточного, союз или относительное местоимение — союзное слово, вопрос к придаточному). Составьте схемы 2-го и 3-го предложений с указанием грамматических основ и вопроса от главного предложения к придаточному

Упражнение 4.

Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Составьте схему каждого предложения. Проведите морфологический разбор союзов.

1) Солома была гн_лая и рыхлая так(что) волчиха едва (не)пров_лилась. 2) Едва она пос_лилась (в)комнатке всё просв_тлело (в)доме. 3) Лодка и_чезла (в)волнах но тот(час) из глубокой ямы ск_льзнула (на)высокий холм так(что) можно было разл_чить людей и даже вёсла. 4) Лодка билась (о)сваи хотя мол заг_раживал её от большой зыби. 5) Потом я слышал как на те(р, рр)а(с, сс)е пили чай. 6) Хочется что(бы) вся жизнь была такою. (А. Чехов)

Упражнение 5.

Выпишите сначала предложения с подчинительными союзами, а затем — с союзными словами. Определите, каким членом придаточного предложения является союзное слово, и соответственно подчеркните его. Заключите союзы в овал. Какой приём вы использовали, чтобы отличить союз что от союзного слова (относительного местоимения) в данных предложениях?

1) Я полюбил эту маленькую окраинную улицу и был уверен, что она самая живописная. (К. Паустовский) 2) То, что тихо я тебе рассказываю, так на спящие дали похоже. (Б. Пастернак) 3) В берёзовом лесу всегда светлее, как будто берёзы сами светятся тихим светом и освещают пространство вокруг себя. (В. Солоухин) 4) Я люблю тебя, жизнь, и хочу, чтобы лучше ты стала. (К. Ваншенкип) 5) Я уверен, что земляничный аромат ни с чем не спутаешь. (В. Солоухин) 6) Кто словом скор, тот в делах редко спор. (Пословица) 7) Было ясно, что надо торопиться. 8) То, что написано пером, не вырубишь топором. (Пословица) 9) Каков пастух, таково и стадо. (Пословица)

Упражнение 6.

Спишите предложения, подчеркните грамматические основы, составьте схемы. Установите, подчинительным союзом или союзным словом соединяются части в каждом предложении.

1) Кто может знать, что ждёт меня? (А. Пушкин) 2) С реки доносились какие-то звуки, словно тихо охала чья-то могучая, тоскующая грудь. (М. Горький) 3) Запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга берегли. (А. Ахматова)

Упражнение 7.

Запишите сложноподчинённые предложения, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Составьте схемы. Определите, союзом или союзным словом соединены части в каждом предложении. Сделайте вывод.

1) Маша так друж_любно и крепко стиснула его руку что сер(?)це у него з_билось от радсти. (И. Тургенев) 2) Что с возу упало то прпало. (Пословица) 3) (Не)было (ни)какой н_дежды что небо про_сни(тся, ться). (А. Чехов) 4) Марина полюбила Верочку и умела угад_вать по гл_зам что ей нрав_лось. (И. Гончаров) 5) В сложной би_графии Андерсена (не)легко устновить то время когда он нач_л писать свои первые пр_лес(?)ные ска_ки. (К. Паустовский) 6) Он говорил о вр_менах гр_дущих когда народы распри поз_быв в в_ликую семью со_диня(тся, ться). (А. Пушкин) 7) Путешествие (не)пок_залось ему столь ужас(?)но как он того ож_дал. (А. Пушкин) 8) Этот сл_пой (не)так слеп как каже(тся, ться). (М. Лермонтов)

Упражнение 8.

Продолжите предложения так, чтобы они получились сложноподчинёнными. Составьте их схемы. Определите, на основе каких примеров можно составить сложноподчинённые предложения. Почему?

1) Друзья часто спрашивают о том, . .
2) В этой повести говорилось о том, . .
3) Я посмотрел в бинокль и увидел, . .
4) Он так ничего и не понял, . .
5) Наконец мы увидели дом, . .

Упражнение 9.

Составьте и запишите сложноподчинённые предложения, используя данные указательные слова, а также союзы и союзные слова.

1) Тот, кто . . .
2). к тому, кто .
3). такой . который .
4). там, где .

Упражнение 10.

Преобразуйте сложносочинённые предложения в сложноподчинённые. Сравните синтаксические синонимы, сделайте вывод. Проведите синтаксический разбор третьего предложения.

1) Начался урок, и ученики приступили к выполнению самостоя-тельной работы. 2) Кончился письменный экзамен по русскому языку, и девятиклассники стали с нетерпением ожидать результатов. 3) В аудитории стало душно, и нам пришлось открыть форточку.

Упражнение 11.

Спишите, выделяя запятыми придаточные предложения. Обозначьте средства связи в сложноподчинённых предложениях: союзы заключите в овал, союзные слова подчеркните как члены предложения.

1. Я знал что утром мать пойдёт в поле жать рожь. Мне очень хотелось с матерью на жнитво, и я боялся чтобы не проспать чтобы она не ушла от меня. 2. Уж одно ощущение что выспался есть наслаждение жизнью. Я бессознательно наслаждался этим, и было у меня смутное ощущение чего-то ещё очень интересного и хорошего что ждёт меня вп..реди. 3. Как бы ни была богата последу(?)щая жизнь восп..м..нания детства ни с чем (не) сравнимы. Я стараюсь найти где и когда зар..дились во мне те или иные душевные качества либо недостатки. 4. У человека самая яркая пора — детство. Всё что связано с детством кажется потом прекрасным. Детство человека — это не игра в куклы или в солдатиков, но период жизни довольно суровый и ответ¬ственный ибо именно в детстве формируется характер человека именно в детстве его пост..гают всякие неожидан(?)ости, способные оборвать ниточку жизни. То что страшно яблоневому ростку не страшно взрослой крепкой яблоне.
(В. Солоухин)

Упражнение 12.

Спишите, расставляя недостающие запятые. Определите падеж относительных местоимений, выступающих в роли союзных слов. Подчеркните союзные слова как члены предложения.

1. Облачко обратилось в белую тучу которая тяжело подымалась росла и постепенно облегала всё небо. (А. Пушкин) 2. Старик не сумел ответить что он будет делать с кладом. (А. Чехов) 3. Как ни был яростен ураган он ослабевал. (М. Булгаков) 4. Я хочу знать как это делается. 5. Я тот чей взор надежду губит едва надежда расцветёт. Я тот кого никто не любит и всё живущее клянёт. (М. Лермонтов) 6. Прокатился такой звук какой бывает когда с грузовика сбрасывают на землю листовое железо. (М. Булгаков) 7. Не тот мужествен кто лезет на опасность не чувствуя страха, а тот кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности не подчиняясь страху. (К. Ушинский) 8. Чего в других не любишь того и сам не делай. (Пословица) 9. Кто за счастье борется к тому оно и клонится. (Пословица) 10. Терпенье — цветок который растёт не в каждом саду. (Пословица)

1. Укажите номера трёх сложноподчинённых предложений.

1) Есть что-то неизъяснимо трогательное в нашей петербургской природе, когда она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю свою мощь, все дарованные ей небом силы, опушится, разрядится, упестрится цветами. (Ф. Достоевский)
2) Дорога моя шла по набережной канала, на которой в этот час не встретишь ни души. (Ф. Достоевский)
3) Вильгельм [Кюхельбеккер] влюблёнными глазами глядел, как Грибоедов неторопливо двигается по комнате. (Ю. Тынянов)
4) Он посмотрел на Рылеева ясными выпуклыми глазами; глаза были весёлые

2. Укажите номера трёх сложноподчинённых предложений.

1) Обратив свой взор к подножию холма, Левий приковался к тому месту, где стоял, рассыпавшись, кавалерийский полк, и увидел, что там произошли значительные изменения. (М. Булгаков)
2) И в мире нет таких вершин, что взять нельзя. (В. Высоцкий)
3) В семь часов вечера этого последнего дня его жизни он вышел из своей квартиры, нанял извозчика, уселся, сгорбившись, на санях и поехал на другой конец города. (В. Гаршин)
4) Остановившись в медленном пути, смотрю, как день, играя, расцветает. (Н. Рубцов)

3. Укажите номера трёх предложений, в которых придаточное присоединяется союзным словом.

1) Он уже не может управляться с ребятами, хотя и выздоровел и по-прежнему красит без подмостков купола на колокольнях. (А.П. Чехов)
2) То, что я пережил, не прошло даром. (А.П. Чехов)
3) Из-за провисающих плетней одиночками смотрели вдаль бледные, худощавые мальвы, похожие на хуторянок в рубахах, которых жара выгнала из душных хат подышать свежим воздухом. (Б. Пастернак)
4) При желании, вслушавшись, можно было различить всё, что там [на площади] говорилось. (Б. Пастернак)

4. Укажите номера трёх предложений, в которых придаточное присоединяется союзным словом.

1) Бывает час в преддверьи сна, когда беседа умолкает, нас тянет сердца глубина, а голос собственный пугает. (И. Анненский)
2) Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. (А.С. Пушкин)
3) Я выходил в такое время, когда на улице ни зги, и рассыпал лесною темью свои скрипучие шаги. (Б. Пастернак)
4) И ты ушел, куда мы все идём. (Ф. Тютчев)

5. Укажите номера двух предложений, в которых придаточное присоединяется союзом.

1) Только камни нам дал чародей, да Неву буро-жёлтого цвета, да пустыни немых площадей, где казнили людей до рассвета. (И. Анненский)
2) Нет, если ты небес избранник, свой дар, божественный посланник, во благо нам употребляй. (А.С. Пушкин)
3) Когда дядя Флёри увидел и услышал русского поэта, тогда он ещё больше удивился. (Ю. Тынянов)
4) И хоть бесчувственному телу равно повсюду истлевать, но ближе к милому пределу мне все б хотелось почивать. (А.С. Пушкин)

6. Укажите номера двух предложений, в которых придаточное присоединяется союзом.

1) Быть умным значит не спрашивать, на что нельзя ответить. (В. Ключевский)
2) Сначала стало тихо, так тихо, что даже петухи крепились и сдерживали свой пыл. (В. Белов)
3) Хозяева присылают спросить, не хочу ли я обедать. (А.П. Чехов)
4) Со мною вежливы, и в домах, где я работаю, меня угощают чаем. (А.П. Чехов)

7. В каком случае придаточное предложение соединяется с главным при помощи союзного слова?

1) Я знаю, что мужество вас не покинет.
2) Он не отвечал на звонки лишь потому, что не слышал их.
3) Если поезд опоздает, то я не смогу встретить друга.
4) Кто не видал Венеции в апреле, тому едва ли знакома вся несказанная прелесть этого волшебного города.

8. В каком случае придаточное предложение соединяется с главным при помощи союзного слова?

1) Поразил тон, каким все это было сказано.
2) Он употребил все свое красноречие, дабы отвратить Акулину от ее намерения.
3) Теперь, по-видимому, никого нет дома, так как никто не выходит на лай собак.
4) Уж раз мы начали говорить, то лучше договорить все до конца.

9. В каких случаях придаточное предложение соединяется с главным при помощи союза?

1) Какими бы фальшивыми идеями ни прикрывались хищные эгоисты, они для меня не люди.
2) Мы встретились в городе, где жили наши друзья.
3) Он сделал еще одно движение, чтобы остановить нарушителя.
4) Даже удивительно, откуда у Анфисы берутся такие мысли.

10. В каком случае слово что является союзным словом?

1) У Чарльза Диккенса спросите, что было в Лондоне тогда.
2) И на этой земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил.
3) И старый пес, ложась у ваших ног, вздохнет о том, что тоже одинок.
4) Ничего, голубка Эвридика, что у нас студеная зима.

11. В каком случае слово как является союзным словом?

1) Шифер на крыше от пекла крошился и стрелял этим крошевом, как стреляют и подпрыгивают орехи на раскаленной сковородке.
2) Мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима.
3) А вы на земле проживете, как черви слепые живут.
4) Хочешь знать, как все это было?

12. В каком случае слово когда является союзным словом?

1) Когда же свеча последняя догорит, смущенно — я умираю — он говорит.
2) Когда шуршат в овраге лопухи и никнет гроздь рябины желто-красной, слагаю я веселые стихи.
3) Никому не было известно, когда он вернется.
4) Когда ехали обратно, в загородном саду уже играла музыка.

13. Какую функцию выполняет в предложении союзное слово который?

Комната, в которую вступил Иван Иванович, была совершенно пуста.
1) дополнения
2) определения
3) обстоятельства
4) сказуемого

14. Какую функцию выполняет в предложении союзное слово который?

Они поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочитали друг у друга в глазах.

1) дополнения
2) определения
3) обстоятельства
4) подлежащего

15. В каком предложении союзное слово который является дополнением?

1) Это такой человек, который своего не упустит.
2) Который год это продолжается — трудно вспомнить.
3) Площадка, на которой мы должны были биться, изображала почти правильный круг.
4) Такими жалкими оказались сапожники, которых Нехлюдов увидел работающими в окне одного подвала.

16. В каком предложении выделенное союзное слово является подлежащим?

1) А знаете, какую бы глупость он сделал?
2) От жизни той, что бушевала здесь, от крови той, что здесь рекой лилась, что уцелело, что дошло до нас?
3) Кто знает, чей голос пройдет сквозь столетья.
4) Да объясните мне, как ее похитил Казбич?

17. В каком предложении выделенное союзное слово является сказуемым?

1) Нужно было видеть, какое благоговейное молчание воцарилось.
2) Ты не спросил еще, каков мужик у Чичикова.
3) Оттого и д?роги мне люди, что живут со мною на земле.
4) Председатель обратился к Мите с вопросом, что может он сказать насчет данного показания.

Читайте также: