Клэмп для винила своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.08.2024

На каждом столбе уже давно идут срачи по поводу музыки с винила. Одна часть яростно минусует, ругает и всячески высмеивает идею слушать виниловые диски в век цифровых стримов высокого разрешения, как TIDAL, Qobuz и прочее, в крайнем случае снисходительно улыбается. Другая, не менее яростно отстаивает свою точку зрения, показывая аудиофильские системы за многие тысячи и выкладывает записи звука, доказывая, что хорошо отстроенная и дорогая виниловая система играет намного лучше, чем цифра. У обеих сторон есть и научные и не научные доводы в свою пользу.

Я, в свою очередь, столкнулся с ситуацией, когда реально старые записи без ремастеринга, попадаются в основном отвратительного качества, а новый ремастеринг убивает структуру старых добрых песен, после чего их слушать, я лично, не могу. Принимая точку зрения других, что ничего плохого в ремастерингах нет, для себя я для себя решил собрать чисто аналоговую систему под винил. И первое, оценив цены на нормальные современные вертушки, а так же на топовый винтаж, с учетом его возраста в 50+ лет и состояние, решил собрать винилокрут самостоятельно.

Так как основная часть, как тонарм, диск и двигатель, являются сложными технологическими приборами остановил свой выбор на нормальном винтажном доноре, от которого будет взято только диск и небольшой набор электрики, покупке нового, не сильно дорогого, но качественного, тонарма с иглой, и на полном изготовлении корпуса с всеми необходимыми доделками.


Подбор компонент

Первым делом надо было утвердить тип донора. Дома на тот момент стоял пассиковый привод Thorens 166 который играл очень неплохо, имел новый корпус из черного ореха собственного изготовления и имел возможность смены тонарма. Главным его минусом было отсутствие мало мальской возможности контроля скорости вращения диска. Примитивная электроника и двигатель, чья скорость была расчитана на 50Гц и напрямую зависила от стабильности напряжения и частоты в сети питания. Дабы выровнять скорость точнее необходим был входной стабилизатор напряжения и частоты переменного тока, другой возможности не было. В добавок - пасиковые проигрыватели звучат хорошо в основном на тихой мягкой музыке - как джазы, блюзы и классика. Рок на нем играл вяловато, да и несмотря на полную замену корпуса, кашеобразно из-за кучи резонансов.

Выбор донора пал на прямой привод (Direct Drive (DD)) который дает более агрессивный звук, и как в последствии выяснится, может играть тот же джаз и классику не менее нежно и аккуратно при правильной настройке.

Тонарм был выбран Jelco 750D как яркий представитель оптимального соотношения цена-качество. Более высокие по уровню уже шли с многократным превышением цены, а в своей ценовой категории тонармы Jelco не оставляли никого равнодушным.

Для корпуса был выбран дуб, как вязкое и низкорезонансное дерево с высокой плотностью, которое будет формировать общий вес корпуса без дополнительных материалов.

В результате поисков в объявлениях со вторых рук был куплен DD проигрыватель Micro Seiki DD24 тонарм Jelco 750D серого цвета, и набор дубовых досок под размер.

Внутренности проигрывателя MicroSeiki DD24

Внутренности проигрывателя MicroSeiki DD24

Первая часть

Проигрыватель был безжалостно разобран на части.

Все что осталось

Все что осталось

Из всего набора был оставлен только трансформатор, управляющая схема, двигатель и питч контроль, которым с помощью обычной системы стробоскопа, можно регулировать скорость вращения.

Корпус был изначально задуман как многослойный, с прослойками антивибрационного материала, в качестве которого была выбрана байка, тонкие 3 миллиметровые полоски между 3см слоями дерева. Всего получилось 6 слоев.

Первая примерка слоев дерева

Первая примерка слоев дерева

Обычно корпуса склеивают, но тут я наткнулся на выбор, залить клеем анти-вибро слои, тем самым убив саму идею многокомпонентного корпуса, либо - пойти на не клееный корпус. Второе победило, в результате чего корпус стянут стяжками 6 стяжками, что совместно с расположением слоев перехлестом, делает его полностью монолитным.

Крепление слоев с вырезанной шахтой для двигателя

Крепление слоев с вырезанной шахтой для двигателя

После обработки корпуса напильником шлиф-машиной, внутрь корпуса была вмонтирована электроника с двигателем. Основной проблемой стало полное разделение двигателя и корпуса, по возможности разумеется. Для этого из Fimo пластика были вылеплены ножки, которые после запекания становятся достаточно твердыми, но имеют свойство сжиматься, как очень твердая резина, тем самым обеспечивая компенсацию микровибраций возникающих при вращении.


Далее, было проведено выравнивание положение двигателя относительно корпуса с помощью цифрового микрометра, дабы расстояние между диском и поверхностью было минимальным. На данный момент оно составляет примерно 2.5мм.

Шахта для электроники управления с задней стороны

Шахта для электроники управления с задней стороны

Для первой примерки использовал то, что было под рукой, латунная пластина для крепления элементов управления выкрашенная в черный цвет.

Блок управления в процессе примерки

Блок управления в процессе примерки

После того, как все было собрано, обеспечен контроль над скоростью вращения и смонтирован блок управления в первом приближении, оставалось найти тонарм, придумать систему крепления и попробовать прибор в деле.

Установка тонарма

Сам по себе поиск тонарма оказался нетривиален. Когда проект только задумывался, фирма Jelco работала, поставляла новые тонармы по приемлемым ценам, однако процесс создания пришелся на перый год короны, делал все в августе, и когда начал искать где купить новый тонарм, оказалось, что фирма Jelco закрылась. Причиной явилась как раз корона, возраст работников и, как написали на сайте самой фирмы, старость станков. Печальное событие произошло в апреле - что привело к резкому росту цен.

В результате тонарм был найден только со вторых рук, новые либо вызывали сомнение в новизне и подлинности, либо стоили уже примерно так же как и их более интересные дорогие собратья.

Свежеприобретенный тонарм

Свежеприобретенный тонарм

Тонарм надо было как-то поставить на место, которое изначально было запланировано на втором сверху слое дерева, но тут и скрывались основные проблемы. Дело в том, что обычно корпуса самодельных проигрывателей изготавливают из фанеры, заполняя их дробью или другими металлическими наполнителями, компенсируя малый вес корпуса. Фанера гораздо менее чувствительна к изменениям влажности и температуры, чем дерево, более стабильна и имеет гораздо более ровную поверхность, поэтому на фанерные подставки тонармы обычно крепят напрямую.

При условии, что тонарм требует очень точной соосности в вертикальной плоскости с осью вращения диска, и любые микро сдвиги от нее, приводят к искажению звука, в моем случае стал вопрос компенсации микро изменений поверхности дерева. Кроме этого начитавшись теории винилового звука, хотелось дополнительной изоляции тонарма от корпуса, несмотря на вес более 12кг, и несмотря на все демпфирующие приспособления.

Решение было принято - использовать пружинный подвес, 4 пружины с общим давлением до 2-3кг при небольшом сжатии. Давление подбиралось таким образом, чтобы при использовании никаких смещений не было, но при этом, чтобы достаточно легко можно было бы конфигурировать всю систему.

Тут я конечно допустил одну ошибку, которая в данный момент не влияет на качество, но в будущем вполне может привести к тому, что придется очередной раз все перерабатывать. Это отсутствие какой-либо возможности настраивать расстояние между осью вращения тонарма и шпинделем диска. При использовании одного тонарма, в этом нет необходимости, если удается правильно его расположить, но если будет необходимо его заменить, то придется заново изготавливать пластину для подставки.

Система подвеса - тестовый вариант

Система подвеса - тестовый вариант

Для теста была выбрана пластина из композитного пластика, которая была под рукой, в дальнейшем заменена на алюминиевую. Шайбы под пружины тоже были изготовлены из Fimo, но в последствии допилены.


Первая примерка тонарма и первое проигрывание показало, что направление выбрано верно. Звук оказался намного лучше того, который можно было получить с имевшегося в наличии доработанного Thorens 166, более точный, яркий и детальный, несмотря на более дешевую иглу и незаконченный подвес и обработку.

Доработка проекта

В этом виде проект оставлять было нельзя, требовалось допилить все до нормального состояния, поэтому было полностью допилено и обработано дерево, шлифовка и обработка составом: льняное масло, воск, канифоль. Все это было растоплено перемешано и остужено. Полученным составом отшлифованное дерево было обработано и натерто замшевой тряпочкой.

Передняя пластина заменена на алюминиевую, винты крепления так же приобретены новые на али.

База для тонарма - 6мм алюминиевая пластина так же с новыми пружинами и креплениями.

Установлены ножки конусы - для регулировки горизонтального положения диска.

Вся электроника заземленная, двигатель с экраном, выходной кабель - экранированный клотц с распайкой земли на экраны, экраны заведены друг на друга со стороны тонарма и обрезаны со стороны входа в фонокорректор. Никаких шумов и посторонних наводок.


Конфигурация системы в которой играет проигрыватель:

Фонокорректор - ViktorLab, самодельный из Самары.

Усилитель ламповый однотакт (китай) доработанный, лампы 40-х годов, выходные 300B пока китай PSWane.

Акустика Klipsch Forte IV

Игла Nagaoka MP110

Планы и доработки

Один из недостатков винтажных систем - их старость, поэтому в ближайших планах доработка электроники, пересмотр и замена комплектующих на более современные, новые, замер и подгонка параметров вращения диска, при необходимости, доведение его до заводских параметров.

Есть желание дополнить проигрыватель для начала системой пассивного наблюдения за скоростью вращения на базе Ардуино. Далее возможно допиливание до автоматического контроля над скоростью с помощью замены ручного регулятора переменного сопротивления на электронный, с программным контролем.

Есть желание поменять опорные ножки, очень уж неудобные они для регулировки оказались.

В этой части обзора рассмотрим такие важные и нужные вещи, как клемпы, разнообразные маты, стробоскопы и приспособления для настройки проигрывателей, и немного поговорим о конвертах для хранения пластинок.

Сохранить и прочитать потом —


Продолжаем разбираться с тем, что может понадобиться виниловоду на практике. В этой части обзора рассмотрим такие важные и нужные вещи, как клемпы, разнообразные маты, стробоскопы и приспособления для настройки проигрывателей, и немного поговорим о конвертах для хранения пластинок. Разбирая каждый исследуемый экземпляр, важно не столько понять его основные свойства, сколько принципы работы, и то, как выбрать не только наиболее качественные и удобные вещи, но и наиболее подходящие каждому пользователю.

Прижимаем пластинки и давим резонансы при помощи клемпа

Клемп — часто очень нужный, но также и очень спорный аксессуар для проигрывателя винила. Если посмотреть на историю, то подобные принадлежности появились намного позже, чем произошел расцвет винила как носителя. Сейчас можно встретить самые разные подходы: есть производители, которые не рекомендуют использовать какие-либо прижимы со своими аппаратами, есть и те, кто сами делают клемпы, притом нередко хитрой цанговой или винтовой конструкции, и эти клемпы входят в комплект к проигрывателям в качестве обязательной части.

Критерии оценки

Теоретических обоснований здесь несколько, от необходимости как-то распрямить пластинку, если она слегка искривлена, до полной жесткой фиксации пластинки к основному диску на время проигрывания. А истина, как водится, где-то посередине. Вопрос использования клемпов я разбираю почти в каждом тесте проигрывателя, отталкиваясь от свойств конкретных аппаратов. Ведь все не так просто на практике. Различные конструкции (просто прижимы, цанговые или винтовые клемпы) работают по-разному. Материалы клемпов также оказывают свое воздействие, да и вес влияет не только на звук, но и на нагрузку на подшипник и мотор. В плане выравнивания пластинки почти ни один клемп не идеален, нужна или вакуумная система прижима, как это делали в свое время японские производители, например Micro Seiki, или два прижима — по центру и по краю, как сейчас делает на старших моделях проигрывателей компания VPI. В случае же с обычными клемпами, которые можно приобрести в магазине, однозначно верного решения нет. Кому-то подойдет тяжелый прижим под килограмм весом, а в другом случае более удачным окажется, наоборот, легкий цанговый. Единого правила тут нет, разве что не стоит излишне нагружать аппараты с легкими дисками и не очень массивными подшипниками.



01. Тяжелый металлический клемп Pro-Ject Record Puck — 3500 руб.
02. Клемп с карбоновой вставкой Millennium Audio Silentor 10 300 руб.
03. Алюминиевые цанговые клемпы — не очень тяжелые при своих размерах.
04. Легкий цанговый клемп, весит он совсем немного.
05-06. Наборные, скрепленные резиновыми кольцами клемпы Thorens Stabilizer —в зависимости от цвета 7500–8500 руб.

Все остальное — вес, конструкция, материал — работает очень индивидуально. Хотя я, имея массу наблюдений, давно сделал вывод, что, если пластинка по своему состоянию позволяет обойтись без прижима, лучше и обойтись. Разве что прижать пластинку на время чистки щеткой, чтобы не проскальзывала. Идеальных клемпов, не давящих воздушность и прозрачность звука, встречается очень немного, и чаще всего это штатные разработки, сделанные инженерами для своих конкретных моделей проигрывателей.

Как и почему маты влияют на звук винилового проигрывателя

Казалось бы, такая простая вещь, как мат, может существенно влиять на звук и рабочие свойства проигрывателя. По моим наблюдениям, подбор мата — самый простой и эффективный способ корректировки звука в уже собранном тракте, когда не планируется менять составляющие, но что-то надо немного скорректировать. Вообще зачем нужен мат? Иногда он действительно лишний — многие современные проигрыватели поставляются без матов, их нет ни в комплекте, ни у производителя в качестве опции. У других производителей, наоборот, и в комплекте что-то есть, и опции имеются. Да и выбор вариантов от сторонних компаний большой.

Мат придумали для того, чтобы развязать иглу и пластинку от шума мотора

Исторически мат придумали для того, чтобы развязать иглу и пластинку от шума мотора и прочих ненужных артефактов, но технический уровень проигрывателей давным-давно ушел за те пределы, когда это действительно необходимо. Сегодня мат — элемент удобства, чтобы пластинка не проскальзывала по диску или элемент тонкой корректировки звука. Диск проигрывателя может быть легким или тяжелым, он делается из самых разных материалов, но далеко не всегда непосредственное сочетание диска проигрывателя и пластинки — лучший вариант. Например, большинство акриловых дисков при кажущейся их нейтральности все-таки лучше развязывать, а для металлических дисков, за очень редким исключением, это обязательное правило.



01. Толстый кожаный мат Tonar Black Leather Mat — 2200 руб.
02. Карбоновый Millennium Audio Carbon LP Mat — 10 300 руб.
03. Резиновый Tonar Rubber Mat — 2750 руб.
04. Пробковый мат Tonar Pure Cork Mat — 1300 руб.
05. Толстый фетровый мат Millennium Audio M-LP felt mat red — 2600 руб.
06. Тонкий кожаный мат Pro-Ject Leather it black — 2700 руб.
07. Пластиковый Tonar Pure White Perspex Mat — 1850 руб.
08. Пробковый мат со съемной центральной вставкой Millennium Audio M-Corkmat — 2300 руб.
09. Мат из смеси пробки и резиновой крошки Tonar Cork'n Rubber Mat — 2000 руб.

Итак, не важно, есть ли в комплекте у проигрывателя мат или нет, либо конструкция диска такова, что мат несъемный, нас ничто не ограничивает в поиске разных вариантов и сочетаний. Помнить стоит только о том, что подбор мата другой толщины должен сопровождаться регулировкой тонарма по высоте и точной подстройкой. Если же таковой настройки тонарм не имеет — все становится сложнее. Допустим, у нас все регулируется. Что мы можем выбрать? Тут и всевозможные пластики, резина, карбон, шерсть, пробка и смеси на ее основе, кожа, стекло, даже керамика или медь — такие маты тоже в природе существуют. Но прежде чем окунуться во все это многообразие, надо понять, а нужно ли это и зачем.

Основное, на что может повлиять мат, — прозрачность, воздушность средневерхнего диапазона, перекосы баланса, излишняя холодность или, наоборот, теплота звучания. И здесь можно попробовать вывести некоторые формулы. Если звук излишне теплый, мутноватый или есть завал по средневерхнему диапазону, скорее подойдут маты твердые, вплоть до стекла или керамики. Если же звук острый и холодный или есть зажатость или перебор по басам, вероятно, надо обратить внимание на материалы типа пробки или фетра, иногда может подойти тонкая кожа.

Если вы приобрели свой первый проигрыватель, совсем не обязательно сразу покупать мат

Резиновые маты больше подходят для старых бюджетных аппаратов с неидеальной механикой. Карбон или жесткие пластики — вот с ними все сложнее, бывают случаи и сочетания, когда такие маты работают хорошо, но чаще бывает так, что какие-то характеристики улучшаются, а какие-то ухудшаются. Да, и если вы приобрели свой первый проигрыватель, совершенно не обязательно сразу покупать какой-нибудь мат, даже если его нет в комплекте. Сначала нужно полностью настроить аппарат, дать ему приработаться положенные 40—50 ч, а только потом пытаться определить, нужно дополнительное вмешательство в конструкцию или нет.

Конструктивно удобнее все же цельные маты, без ухищрений типа вынимающейся серединки. А вот матам из твердых материалов крайне желательно иметь выборку-углубление для яблока пластинки. Еще одно полезное свойство — простые и недорогие пластиковые маты можно использовать вместо пылезащитной крышки, но для этих целей подойдет и просто ненужная пластинка.

Настройка проигрывателя по шаблону и обязательный стробоскоп

Настройка проигрывателя — важнейшая составляющая, от которой зависит, каким получится звук. Достаточно немного ошибиться с геометрией, и мало того, что звук станет хуже, но и пластинки будут изнашиваться сильнее при неправильном положении иглы в бороздке.



01. Инструмент для настройки Pro-Ject Align it — 6300 руб. Немного неудобный, но принцип работы правильный.
02. Полноразмерный стробоскопический диск Dynavox.
03. Маленький стробоскопический диск Scheu Analog — тоже работает, но с маленькими дисками все же лучше использовать лампу-стробоскоп.
04. Универсальный шаблон Tonar Schablone — 2300 руб. Немного перегружен, исполнение слегка небрежное.

С настройками лучше всего разбираться внимательно и постепенно. Разные тонармы настраиваются по-разному, какие-то очень просто, а с какими-то даже опытному виниловоду придется повозиться. К тому же разные головки по-разному критичны к погрешностям настроек. С инструментами для настройки дело обстоит примерно так же. Можно настроить проигрыватель по штатному, почти всегда входящему в комплект шаблону. Здесь результат зависит не только от навыков, но и от удобства и качества прилагаемого шаблона. В разных случаях погрешности могут различаться. Можно воспользоваться каким-то покупным шаблоном, благо что их немало: на разный вкус и за самые разные деньги. Вопрос в другом, шаблоном еще надо уметь пользоваться. Вдобавок разнятся степень удобства и качества моделей.

Шаблоном еще надо уметь пользоваться

На практике же, кроме самого простого варианта, о котором я уже упомянул, и помощи профессионального настройщика, можно выбрать два пути. Или более-менее подробно разобраться, как вообще строится вся эта геометрия, как определяется математически положение головки, углы, и что как и на что влияет, или же можно выбрать наиболее подходящий для ваших задач шаблон, уже проверенный и опробованный другими аудиофилами, и освоить настройки с его использованием. Первый, более вдумчивый вариант, конечно, предпочтительнее. Как минимум вы будете понимать взаимосвязи и исходя из этого сможете настраивать разные системы, определять, что и где не так и почему. Второй вариант — простой и утилитарный, но при аккуратной и точной работе с настройками и со звуком все будет в полном порядке.

На практике по возможности лучше выбирать универсальные, не самые примитивные, но и не перегруженные шаблоны. Если шаблон позволяет выставлять заход иглы, это всегда плюс, если есть возможность настроиться как по расчетам по методике Baerwald, так и по Lofgren или по Stevenson, тоже плюс. Можно вникнуть в суть этих настроек, а можно на слух прикинуть, а как же получилось лучше. Использовать какие-то дополнительные инструменты, например зеркальце или сетку, нанесенную на прозрачный брусочек, для настройки азимута, высоты, тоже можно, и чаще даже нужно, эти вещи облегчают процесс и делают результаты точнее. Правда, если не разобраться подробно, есть одна закавыка — как самому быть уверенным, что все действительно сделано правильно и работает именно так, как должно? Поэтому еще раз повторюсь, время и силы, потраченные на разбор теории, совсем не лишние. Впрочем, кое-что проверить все же можно, и тут нам могут помочь тестовые пластинки.

Стробоскоп должен быть

Со стробоскопами все очевидно — стробоскоп должен быть. Пусть самый простой, но должен. Даже если аппарат имеет систему стабилизации скорости, ее стоит проверять иногда. Если же есть регулировка, тем более. Маленький стробоскопический диск — это необходимый минимум. Полноразмерный — удобнее. Если в комплекте есть специальная лампа, так это еще лучше. Если же лампы нет, стоит помнить, что все стробоскопические диски работают при освещении с частотой 50 Гц (или увеличенной, специальная лампочка с частотой 300 Гц будет давать более отчетливую картину), и что-то измерить, например, при дневном свете не получится.

Конверт конверту рознь

Эта тема немного выбивается из общего контекста, но я решил включить ее вот почему — во-первых, от того, как хранится пластинка, будет зависеть количество пыли и статики на ней, кроме того, повреждений может быть больше или меньше. А во-вторых, за конвертами обычно идут или в тот же магазин, куда за всем прочим.



01. Конверты Goldring Extatic Record Sleeves — 2600 руб за 25 штук.
02. Конверты из бумаги со вставкой из пленки. Цена может сильно различаться, удобство же зависит от материалов и исполнения.
03. Пакеты из пленки Nagaoka Anti-static record sleeves No102 — 1650 руб за 50 штук. На мой взгляд, тонковаты, мнутся часто.
04. Mobile Fidelity Original Master Record Sleeves — 1800 руб за 50 штук. По моему опыту — наиболее удобные конверты.

Внешние конверты я не буду рассматривать, они просто должны быть качественными, хорошо садиться, а с клапаном и заклейкой или без, решайте по вкусу и по ситуации. Внутренние же конверты — тема более сложная. Казалось бы, чего там, но нет. Конверт должен быть и надежным, и удобным, и легко убираться и извлекаться, и антистатическими свойствами обладать. Выбор обычно есть — и просто бумажные конверты, совершенно бесполезные по всем свойствам, однако почему-то продающиеся, и всевозможная пленка, и их сочетания. Пленка удобна только тогда, когда она не совсем тонкая и не сминается от любой манипуляции. Самые удобные конверты — сочетание пленки и армирующей ее бумаги. Казалось бы, мелочь, но все как раз и состоит из мелочей, и мелочей важных.

Польза от тестовых виниловых пластинок

Сейчас тестовые пластинки — вещь весьма распространенная, приобрести их несложно, только на практике часто возникают два вопроса. Первый: какую именно пластинку выбрать? Второй: какие из ее возможностей использовать и как?

Что такое по сути тестовая пластинка? Виниловый диск, на котором записаны тестовые сигналы, есть специализированные дорожки для определения параметров настройки или их регулировки. Также есть диски, например, с пустыми участками (просто гладкие поверхности). Обычно каждый производитель сопровождает свое издание подробной инструкцией, хотя инструкции эти не всегда на русском языке, а для кого-то это может оказаться очень критично — те же автопереводчики с такими техническими текстами справляются весьма посредственно. Но если задаться целью, почти по каждому изданию можно что-то найти в сети. Также стоит помнить, что, когда вы изучите все потенциальные возможности тестовых дисков и выберете желаемые параметры, не факт, что все-все удастся найти на одном издании — ведь набор треков и возможностей на разных пластинках разный.



01. Cardas Frequency Sweep and Burn-in Record — 1600 руб. Неплохой диск, но не универсальный.
02. Image hifi Vinyl Essentials — 2200 руб.
03. Hi-Fi News Analogue Test LP — 2650 руб. Одна из самых удобных тестовых пластинок, да и комплект хороший — кроме пластинки, есть еще несложные шаблоны в комплекте.
04. Analogue Productions The Ultimate Analogue Test LP — 2400 руб.

Попробую обобщить, что же может понадобиться на практике. Самые базовые возможности, почти всегда это первые треки на первой стороне — определение правильности поканального подключения и правильности фазы. Да, и то и другое проверять стоит, на практике ошибки не так уж редки. Следующая очень удобная возможность — измерить резонансные частоты конкретного тракта, именно вашей головки на вашем тонарме. Не секрет, что далеко не все производители тонармов указывают эффективную массу и не все головки снабжены данными о податливости иглодержателя. А именно эти значения в сочетании с массой головки и дадут значения резонансных частот, и проверить, попадаете ли вы в допустимый диапазон, или нет, может быть, что-то стоит скорректировать, определиться с выбором головки, если имеющаяся никак не подходит, — вот все это позволяет сделать всего пара тестовых треков на пластинке. Исключительно полезная функция.

Держим баланс музыки и техники

Что же касается обычной каждодневной практики — выбирая любую мелочь, постарайтесь представить, как вы будете ею пользоваться, удобно ли это, как вещь ложится в руку, и нужна ли она вам для дела, а не для того, чтобы положить ее на полочку рядом с проигрывателем. По крайней мере, для тех вещей, от которых нам нужен функционал, это совершенно справедливо. К тем же аксессуарам, от которых нам нужны некие звуковые свойства, и подход другой. В самом лучшем случае хорошо бы хоть немного понимать, как материалы и конструкции могут действовать друг на друга, где какие закономерности существуют. Да, исключений из правил здесь может получиться чуть ли не больше, чем самих правил, но свое собственное, наработанное с опытом понимание и представление — хотя бы какая-то гарантия предсказуемости результатов и защита от лишних трат.

Давайте поподробнее рассмотрим один из полезнейших на наш взгляд аксессуаров в хозяйстве любого виниловода - прижим для пластинок. Какими бывают эти устройства и в чем магия их влияния на качество звучания винила?

Все дело в контакте

В процессе воспроизведения виниловой пластинки игла, двигаясь в канавке звуковой дорожки, создает механические вибрации. Они могут стать причиной нежелательных призвуков и искажений и поэтому их необходимо подавить (демпфировать). Для этого на опорный диск кладут разнообразные демпфирующие коврики-маты, а, например, акриловые диски и сами по себе неплохо справляются с гашением вибраций пластинки. Но все эти меры дадут результат только в том случае, если пластинка будет плотно и равномерно прижата к коврику/диску. Кроме того, некоторые пластинки от времени или неправильного хранения могут коробиться (искривляться), что ухудшает сцепление с опорным диском, а также приводит к колебаниям картриджа в процессе воспроизведения.

Для улучшения сцепления пластинки и опорного диска были придуманы прижимы, которые за счет механической нагрузки увеличивали давление пластинки на диск. Это не только обеспечивает ее оптимальное демпфирование, но и позволяет (в определенных пределах) компенсировать и ее неровности.

Какие бывают прижимы

1.jpg


Прижим Pro-Ject Record Puck подойдет для большинства проигрывателей среднего класса

Для того, чтобы сделать такие прижимы более эффективными без чрезмерного увеличения массы, разработчики повышают их демпфирующие свойства. Это делается за счет комбинации различных материалов, используемых при создании прижимов, или с помощью различных внутренних наполнителей. Но в любом случае такие конструкции получаются довольно тяжелыми и подойдут не ко всем проигрывателям винила.

3.jpg


Прижим Ortofon Record Clamp имеет конструкцию с улучшенными демпфирующими характеристиками и оснащен полезным дополнением в виде спиртового уровня

Более интересным и универсальным решением являются модели, работающие по принципу зажимов. Они также бывают разных типов и создают давление на пластинку за счет сцепления со шпинделем опорного диска. Многие такие прижимы имеют внутри цанговый механизм, сжимающийся при завинчивании верхней крышки (хороший пример такой конструкции - прижим Pro-Ject Clamp It). Такой зажим нужно надавить пальцем вниз, а затем закрутить крышку – и пластинка будет надежно зафиксирована. Также в зажимах этого класса применяют дополнительный механизм, который позволяет обеспечить высокое усилие прижима даже при небольшом надавливании пальцем.

2.jpg


Зажим для пластинок Pro-Ject Clamp It – универсальное решение для большинства проигрывателей винила

Прижимы, в которых для фиксации на шпинделе используются резиновые втулки, проще в использовании, но работают менее эффективно. Пожалуй, лучшим вариантом здесь будет винтовой прижим, но его использование подразумевает наличие на шпинделе резьбы, а таковая имеется далеко не у всех проигрывателей. И с винтовыми зажимами надо быть осторожным, чтобы не пережать пластинку. Однако, в любом случае главным достоинством зажимов является то, что обеспечивают хороший (и регулируемый) прижим пластинок и в то же время не перегружают механизм проигрывателя. Качественные прижимы любого типа всегда имеют в основании накладку (из кожи или резины) для защиты этикетки пластинки от повреждений, а также для дополнительного улучшения демпфирующих характера.

4.jpg


Тяжелый прижим Pro-Ject Record Puck Brass обеспечивает очень хорошее демпфирование пластинки

Если необходимо выровнять покоробленную пластинку, то здесь наиболее эффективным решением будет использование прижима, располагающегося по ее внешнему краю, а не в центре. Однако такие прижимы стоят довольно дорого, а их размещение на пластинки требует внимательности и аккуратности. И такие прижимы работают за счет веса, то есть являются тяжелыми, а значит, подходят не ко всем проигрывателям.

5.jpg


Прижим для размещения по краю пластинки

Но настоящей квинтэссенцией концепции прижима пластинки являются, конечно, вакуумные конструкции. Специальный насос создает под пластинкой вакуум, благодаря которому пластинка прижимается к опорному диску. Преимуществ у такой конструкции несколько и главным, пожалуй, является то, что пластинка прижимается к диску всей поверхностью и с равномерным усилием по площади. Главный минус состоит в стоимости такого решения, а также в том, что оснастить проигрыватель винила вакуумным прижимом можно только на стадии его изготовления. Кроме того, вакуумный насос представляет собой довольно громоздкое внешнее устройство, создающее при работе немалый шум.

6.jpg


Проигрыватель винила с вакуумным прижимом пластинки (нижний блок)

Зажимать или не зажимать

Как и в случае любого апгрейда проигрывателя винила, решение об использовании на нем прижима для пластинок остается за пользователем. На наш взгляд, эти несложные на первый взгляд устройства дают некоторый прирост в качестве звука с точки зрения повышения детальности, а также лучшей проработки низких частот. Однако прижимы нужно использовать правильно, в особенности тяжелые. И в случае каких-либо сомнений лучше всего проконсультироваться с экспертами Hi-Fi салона. Кроме того, не лишним будет лично оценить влияние на звук вашего проигрывателя нескольких понравившихся прижимов, выбрав затем наилучший.

Прошлое столетие уже кануло в лету, но любители ретро до сих пор слушают старые хиты и радуются любому начинанию молодежи, которое касается виниловых пластинок. Современные проигрыватели настолько отличаются от ранее известных аппаратов, что даже простая магнитная левитация, создаваемая за счет двигателя, кажется не столь необычной. В этой статье разобрано, как сделать виниловый проигрыватель своими руками.




Изготовление

Чтобы изготовить такой хитрый аппарат без крышки, необходимо сперва подготовить ряд инструментов и материалов. Для изготовления потребуются:

  • мотор с нитью (линейный двигатель с большим количеством магнитных полюсов);
  • фанера (2 листа) толщиной 4 и 10 см;
  • тонарм;
  • клапан с направляющей деталью;
  • шарик из стали 5/16 дюйма;
  • болты;
  • жидкие гвозди;
  • карандаш;
  • циркуль.

Схема изготовления выглядит следующим образом. В первую очередь, следует разобраться с фанерой – она будет играть роль подставки. Одна часть необходима для поддержки мотора, а вторая – вертушки и тонарма (звукоснимателя). Первая часть подставки должна иметь размеры 20х30х10 см, вторая – 30х30х10 см. К днищам подставок нужно сделать ножки – небольшие цилиндры, можно из дерева.




В подставке для вертушки необходимо вскрыть отверстие на расстоянии 117 мм от края и 33 мм от соседнего с ним края. Оно должно быть сквозным. В это отверстие должна войти направляющая деталь клапана. Отверстие необходимо обработать наждачной бумагой от возможной шероховатости. После того как отверстие подготовлено, необходимо приклеить жидкими гвоздями направляющую деталь, после чего опустить в нее стальной шарик.

Следующий этап – изготовление плинта-вертушки диаметром 30 см. Ее необходимо сделать из оставшегося листа фанеры толщиной 4 см. Вертушка должна получиться идеально круглой. Обязательно отметьте центр этого изделия карандашом. После этого к ней необходимо прикрепить клапан широким концом при помощи 8 болтов. Как только подготовительные мероприятия закончатся, вертушку можно крепить к коробке.



Теперь осталось соединить коробку с вертушкой со звукоснимателем, а вторую – с мотором. Двигатель и вертушка соединяются нитью. Она должна проходить посередине вертушки. Осталось соединить звукосниматель и усилитель.

Инструменты и материалы

Одно дело – сделать своими руками такое устройство, а другое – его настроить. Обычно для настройки винилового проигрывателя используются следующие элементы проигрывателя (не все они могут присутствовать в конструкции):

  • клемпы;
  • мат;
  • стробоскоп;
  • другие приспособления и материалы.



Полезные советы

Вне зависимости от того, какой вариант винилового проигрывателя будет воплощен в жизнь, стоит знать, каким образом можно настроить устройство.

Клемп. Это такой специальный прижим, который необходим (при искривлении пластины) для ее выпрямления. В некоторых случаях его используют даже для надежной фиксации пластины к диску во время трансляции. Является, пожалуй, довольно спорным атрибутом не только самодельного проигрывателя, но и покупного. Дело в том, что некоторые производители категорически против наличия этих устройств в виниловых проигрывателях. Клемпы бывают разной структуры (винтовые, цанговые, обычные), поэтому и работают по-разному в зависимости от самого проигрывателя.

Мат. Изначально мат был придуман для развязывания иглы и пластинки от шума мотора. У некоторых производителей такое устройство напрочь отсутствует. На сегодняшний день роль мата заключается в том, чтобы можно было откорректировать звуковое сопровождение. Также при помощи мата пластинка не проскальзывает по диску.



Стробоскоп. Это устройство необходимо для проверки стабилизации скорости. Стоит помнить, что работоспособность стробоскопических дисков зависит от частоты освещения. Требуемый параметр – 50 Гц или больше.

Тестовые пластинки. Эти аксессуары также необходимы каждому любителю виниловых пластинок. Но стоит оговориться – они необходимы для современных устройств.

Эти атрибуты представляют собой на вид те же стандартные пластинки, только с одной лишь разницей – здесь записаны тестовые сигналы на специализированных дорожках. Эти дорожки позволяют оптимизировать настройки устройства. Также в продаже попадаются тестовые пластинки с пустыми (гладкими) участками. Несмотря на такую разницу, каждый производитель снабжает аксессуары подробной инструкцией.



Единственный минус – не всегда такая инструкция на русском языке.

С помощью тестовых пластинок можно определить:

  • корректность поканального подключения;
  • правильность фазы;
  • настройки резонансной частоты конкретного тракта;
  • настройки антискейтинга.


Какие пластинки и иглы к ним выбрать?

Существует 3 отечественных формата записи:

  • с радиальной скоростью записи 78 оборотов в минуту;
  • со скоростью 45,1 оборотов в минуту;
  • со скоростью 33 1/3 оборотов в минуту.

Диски со скоростью 78 оборотов в минуту в большинстве своем относятся к началу XX века. Для них необходимы иглы размером 90-100 мкрн. Требуемая масса звукоснимателя – 100 г и более. Начиная с 20-х годов прошлого столетия появились на свет отечественные пластинки.




Формат был сходен с предыдущим, однако, в процессе проигрывания было замечено, что иглы деформировались и только после некоторого периода эксплуатации принимали требуемый для пластинок образ либо вовсе ломались.

После 45-го года прошлого века на свет появились новые пластинки с той же скоростью записи. Для них характерны иглы для проигрывания размером 65 мкрн. Первые отечественные пластинки, близкие к формату 33 1/3, имеют размер иглы 30 мкрн. Их можно проигрывать только корундовой иглой. Формат иглы 20-25 мкрн рассчитан для пластинок со скоростью записи 45,1 оборотов в минуту.



Как сделать виниловый проигрыватель своими руками, смотрите в видео ниже.

Читайте также: