Клавесы своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Развитие чувства ритма – это одна из главных задач, которую ставит музыкальный руководитель при работе с дошкольниками. Чувство ритма помогает вызвать желание активно и с радостью участвовать в различных видах музыкальной деятельности: восприятии музыки, пении, музыкально - ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, музыкально -дидактических играх .

Можно использовать разные формы работы, чтобы добиться нужного результата. Главное, чтобы это проходило в игровой форме, ненавязчиво и интересно. Одной из таких форм работы является игра с клавесами. Клавесы или ритмические палочки - простейшие шумовые инструменты. Были изобретены немецким композитором и, педагогом Карлом Орфом.

Игры с клавесами – это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма, координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление, навык согласования движений с текстом стихотворения или песни, воображение, навык конструирования.

В такие игры можно играть как индивидуально с каждым ребенком, так и небольшими группами. Сначала разучиваются движения по показу педагога, затем текст, потом все вместе. Сначала игру проводит педагог, затем ведущим выбирают ребенка. Ребята с удовольствием принимают участие в таких играх.

Цель: Помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально - ритмических способностей посредством музыкальных игр.
Задачи:

- развитие речевых интонаций голоса,

- развитие чувства ритма,

- развитие координации движений,

- развитие мелкой и крупной моторики,

- развитие творческих способностей.

Игры с палочками дают возможность интегрировать несколько видов деятельности, что является актуальным в период дошкольного детства для гармоничного и целостного развития детей.

Комплекс ритмических игр с палочками (клавесами)

Задача – учить детей реагировать на смену движений.

Варианты игры:

- стучать основаниями палочек;

-стучать палочками над головой;

- прятать палочки за спиной.

Методические рекомендации:

Педагог не меняет движение, пока все дети не включатся в игру. Важен не темп игры, а внимание и активность детей. Игра может сопровождаться звучанием ритмичной маршевой или танцевальной музыки.

Задача – умение придумать ритмический рисунок и передать его игрой на палочках.

Игра может сопровождаться звучанием музыки.

Методические рекомендации:

Игрой на палочках можно раскрасить исполнение небольших стихов, что тренирует у детей память, чувство ритма, развивает тембровый слух и детское творчество: умение создать собственную модель.

Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом.

Ножки, ножки, вы шагали? (задаёт вопрос педагог)

Мы шагали, мы шагали. (дети стучат палочками поочерёдно)

Ножки, ножки, вы бежали? (спрашивает педагог)

Мы бежали, мы бежали. (дети отвечают и стучат быстрее)

Ножки, ножки, вы плясали? (спрашивает педагог)

Мы плясали, мы плясали. (дети вращают палочками в воздухе)

Ножки, ножки, вы устали? (спрашивает педагог)

Мы устали, мы устали. (дети катают палочки в ладошках)

Ножки, ножки, отдыхали? (спрашивает педагог)

Отдыхали, отдыхали. (дети катают палочки по полу)

И опять всё начинали! (стучат палочками одновременно по полу)

Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом.

Маленькие ушки (поставить палочки на голову)

Превратились в мушки, (вращать палочками в воздухе)

А потом в лягушки, (стучать палочками справа – слева по полу)

И в колотушки, (стучать палочкой о палочку)

И в топотушки, (стучать палочками по полу)

И в потягушки. (потянуться руками)

Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом.

Вот гвоздь, молоток. (показать палочки поочерёдно)

Мы построили мосток. (стучать палочкой о палочку)

И друзей себе найдём. (стучать палочками по полу одновременно)

Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом.

Посмотри-ка: по дорожке

Ходят маленькие ножки, (стучать палочками поочерёдно по полу)

На головке гребешок, (стучать палочками над головой)

Кто же это? (развести руки в стороны)

Петушок! (стучать полочками одновременно по полу)

Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом.

Ручки помыли, (перекатывать палочки в ладонях)

Тесто замесили. (катать палочки по полу ладонями)

Станем без спешки

Стряпать пельмешки. (стучать палочками поочерёдно по полу)

Слышишь, баба? (стучать у правого уха)

Слышишь, дед? (стучать у левого уха)

Приходите на обед! (стучать палочками одновременно по полу)

Задача: развитие координации рук.

Буратино – длинный нос, (одну палочку приставить к носу)

Задаёт один вопрос: (другой по ней стучать)

Кто мяукнул у дверей? (стучать основаниями палочек)

Знаю, это Бармалей! (стучать палочками по полу одновременно)

Задача – манипулировать палочками, передавать содержание игровыми действиями.

Педагог предлагает детям поиграть:

Давайте представим, что наши палочки волшебные.

Методические рекомендации:

Игрой на деревянных палочках можно озвучить увлекательный рассказ, необыкновенную историю.

Задача – уметь передавать ритм ударов движением ног при ходьбе.

Вождь (педагог) задаёт ритм шагов ударами в бубен. Индейцы идут друг за другом в ритме ударов и помогают себе игрой на палочках.

Педагог передаёт бубен ребёнку, стоящему за ним. Ритм шагов придумывает ребёнок. Все идут в заданном ритме. Ребёнок передаёт бубен второму ребёнку. Игра продолжается.

Возможно музыкальное сопровождение.

Тише, тише, палка спит. (палочка лежит на столе, указательный пальчик

Палка – палочка лежит. правой руки поднести к губам)
А теперь пора вставать,

Будет палочка плясать (хлопают в ладоши)
Пляшет палка у меня –

Ля-ля-ля, ля-ля-ля (стучат торцом палочки по столу, на заданный ритм)
Методические рекомендации:

Ритм задает ведущий игры: Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля; Ля-ля, ля, ля-ля, ля; и т. д.

Прыг да скок, прыг да скок, скачет зайка серый бок.
(стучать торцом палочек по любой поверхности, поочередно)
Летом - серенький, зимой - беленький.
(стучать палочками друг о дружку - крест на крест)
По лесочку прыг-прыг-прыг, по снежочку тык - тык - тык.
(стучать торцом палочек одновременно по поверхности)
Под кусточком присел, схорониться захотел.
(палочки положить на поверхность)

Вышел козлик погулять, свои ножки поразмять
(сделать рожки на голове)
Козлик ножками стучит,
(стучать торцом палочек поочередно по любой поверхности)
По - козлиному кричит: Бе-е-е!
(сделать рожки на голове)

(Играем с одной палочкой)

Цель: учить детей передавать не сложный ритмический рисунок.

Тише, тише, палка спит.

Палка – палочка лежит.

(палочка лежит на столе, указательный пальчик правой руки поднести к губам)

А теперь пора вставать,

Будет палочка плясать

(хлопают в ладоши)

Пляшет палка у меня –

(стучат торцом палочки по столу, на заданный ритм)

Примечание. Ритм задает ведущий игры:

(Играем с двумя палочками)

Цель: развитие выразительности и эмоциональности речи.

Вышел козлик погулять,

Свои ножки поразмять

(сделать рожки на голове)

Козлик ножками стучит,

(стучать торцом палочек поочередно по любой поверхности)

По — козлиному кричит: Бе-е-е!

(сделать рожки на голове)

(Играем с двумя палочками)

Цель: озвучивание ребенком стихотворных строк.

Мишка весело шагал:

Топ! Топ! Топ! Топ!

(стучать торцом палочек поочередно)

А потом он побежал:

(стучать торцом палочек поочередно)

Вдруг споткнулся и упал: Бух!

(положить палочки на стол)

Отряхнулся и сказал: Ух!

(поставить палочки на торец)

(Играем с двумя палочками)

Цель: учить детей передавать в движении ритм и темп стиха, развивать внимание.

Аты-баты шли солдаты

(стучать торцом палочек поочередно)

(стучать торцом палочек поочередно)

(стучать палочками друг о дружку — крест на крест)

Аты-баты, что купили?

(стучать торцом палочек поочередно)

(стучать торцом палочек поочередно)

(стучать палочками друг о дружку — крест на крест)

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Специалисты утверждают, что ребенок появляется на свет с природными способностями познавать мир через восприятие предметов и явлений. Однако для полноценного развития природных способностей подрастающему малышу уже не хватает. Поэтому в первые годы жизни ребенка родителям и педагогам необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы малыш мог тренировать способности своих органов чувств, а также совершенствовать их в дальнейшем.

Для этого очень важно предоставить ему весь спектр первых впечатлений, благодаря которым его психофизическое развитие будет происходить гораздо быстрее и эффективнее. Другими словами, необходимо активно использовать методики, направленные на сенсорное развитие ребенка.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

И именно младший возраст является наиболее благоприятным для накопления и систематизации представлений об окружающем мире и совершенствовании деятельности органов чувств ребенка.

Приоритетными задачами по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста являются:

Обогащать непосредственный чувственный опыт детей в разных видах деятельности, в том числе эстетический на музыкальных занятиях.

Побуждать включать движения рук по музыкальному инструменту в процессе знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т.д.;

Находить и устанавливать сходства и различия между силой, свойствами звучания инструментов (звонко - глухо, деревянные- металлические)

Упражнять в названии свойств предметов;

Количество. Формировать группы однородных предметов. Различать количество предметов: много – один (один – много - ансамбль- солист);

Величина. Привлекать внимание детей к характеристике контрастных звучаний и их обозначению в речи (громко - тихо, быстро- медленно, высокий –низкий звук)

Форма. Различать предметов по форме и называть их (треугольник, клавес - палочка, маракас);

Ориентировка в пространстве. Накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещения музыкального зала, квартиры, дома и т.п.);

Расширять опыт ориентировки и управления частями собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина);

Двигаться за взрослым в определенном направлении. (с началом музыки движение и с окончанием - остановка)

От года до трех ребенок приобретает основные знания о признаках окружающих его вещей. Сенсорными эталонами для детей на раннем этапе развития принято считать: девять основных цветов спектра;

пять геометрических форм (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг);

три размера (величины) предмета: большой, средний, маленький;

музыкальные звуки, звуки родного языка;

четыре вкуса (сладкий, горький, соленый, кислый);

два температурных определения (тепло, холодно);

пять типов запаха (сладкий, горький, приятный, неприятный).

Сенсорное развитие детей осуществляют через разные формы и методы работы:

-н аблюдения и подвижные игры;

В раннем детстве наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребёнок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Поэтому важнее не столько дать детям как можно больше разных знаний, сколько развивать у них ориентировочно-познавательную деятельность и умение воспринимать.

Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для их выполнения.

Формирование слуха происходит в процессе установления тесных взаимосвязей между восприятием, воспроизведением и творчеством. Нет ни одного вида практической музыкальной деятельности , при которой можно обойтись без сенсорного опыта.

На музыкальных занятиях всех возрастов, в том числе в группах младшего и раннего возрастов, один из видов деятельности- игра на музыкальных инструментах. Это очень благодатная почва для сенсорного развития дошкольников.

У малышей активно используются- погремушки, пластиковые контейнеры от киндерсюрпизов с наполнителями, маракасы, треугольники и клавесы.

Предлагаю остановиться на последних.

Клавесы или клаве – это латиноамериканское название перкуссионного инструмента, за которым кроется всего лишь пара палочек, ударяя которыми друг о друга, музыканты подчеркивают ритмический рисунок музыкальной композиции. Клавесы – простой, удобный, приятный на слух и легкий в обучении инструмент, попросту говоря, палки – стучалки.

Деревянные музыкальные палочки – это именно то, что доступно для исполнения каждому малышу или взрослому. Причин тому несколько - сделаны из дерева, приятны на слух и на ощупь, можно сопровождать любую мелодию, постукивая палочкой об палочку, можно играть в группе или в одиночку, развивают слух и чувство ритма. Никаких музыкальных знаний и нот – только музыка, клавесы и исполнитель!

Играть на клавесах можно разными способами, но каждый (!) будет благотоворно влиять на слух, развитие умственных способностей через чувствительные пальчики малышей.

Варианты игр и занятий с клависами для детей

Удобнее начать с одной палочкой:

Катаем клавес между ладонями. Катать нужно так, будто согреваем руки.

Кладем палочку на верхнюю часть ладони (на подушечки) и ловим баланс, чтобы палочка не упала.

По аналогии держим баланс на двух пальцах.

Крутим палочку в руке, вращая запястьем.

Крутим палочку пальцами в одной руке.

Берем клавес в руку зажав кулак, затем перехватываем свободный край палочки в другую руку, как будто взбираемся по веревке вверх, а затем вниз. Повторяется несколько раз.

Прокатываем палочкой по разным частям тела себе и соседу: по ногам, по рукам, по ладоням, по шее, за спиной.

Далее можно попробовать с двумя:

Ритмичные удары палочками под музыку или повторение заданного ритма.

Зажать палочки и между ладонями и покатать их.

Держать один клавес посередине в руке, а другим ударять поочередно то по правой, то по левой стороне.

Играть палочками друг об друга с разной громкостью.

Постучать палочками по земле или ковру (можно использовать книгу) как по барабану. Это самое любимое занятие малышей, поверьте!

Постучать клавесами между ногами и по сторонам поочередно (по центру, слева, справа). Задавайте несложный ритм для вашего ребенка, что бы он мог повторять ваши движения (центр, справа, центр, слева или по центру, слева, справа, слева, по центру и т. д.).

Скрестить палочки, постучать. Развести руки в стороны, затем опять постучать. Это ОЧЕНЬ важный навык в развитии ребенка, это помогает при чтении и письме.

Стоя на ногах, опустить клавесы низко-низко к земле и постучать, а затем поднять высоко над головой и постучать.

Стучать палочками справа и слева от себя.

Представить, что дирижируем оркестром.

Предложить детям попробовать постучать палочками за спиной. Это развивает координацию.

Не все задания с ритмическими палочками сможет выполнить ребенок раннего возраста, но в том и заключается интерес к клавесам – с ними будет весело играть детям разных возрастов, т.к. каждый сможет найти что-то интересное для себя. Интересна и ансамблевая игра.

Раз, два, три, четыре, пять - (катаем клавес между ладонями)

Раз, два, три, четыре, пять - (катаем между ладонями)

Будем громко мы стучать! (стучим палочкой о палочку)

1. Тук, ток, туки ток (забиваем палочку в одном кулачке другой)

Бьёт кулак как молоток.

Тук, ток, туки - ток, (поменять руки)

Бьёт кулак как молоток.

2.Тук, тук, тук, туки, (стучать палочками друг о друга)

Застучали две руки.

Тук, тук, тук, туки,

Застучали две руки.

3. Тук, тук, туки ток, (стучим палочками по полу )

Застучал мой каблучок.

Тук, тук, туки ток,

Застучал мой каблучок.

4. Тук, тук, тук, туки, (топают ножками попеременно)

Тук, тук, тук туки,

5. Тук, тук, тук туки, (топаем и ритмично играем на клавесах.

Две ноги и две руки,

Тук, тук, тук туки

Две ноги и две руки.

Тук, тук целый день. (стучать вертикально стоящими палочками по коленкам)

Мне стучать совсем не лень.

Тук, тук целый день

Мне стучать совсем не лень.

У-у-у-у! Я лечу в Москву!

Командир пилот самолет ведет.

У-у-у-у! Я лечу в Москву.

Покатились санки вниз. (палочки катаем между ладоней)
Крепче, куколка, держись!
Ты сиди, не упади, —
Там канавка впереди!

Таким образом можно использовать любую программную песню и мелодию и играть ее на палочках – клавесах.

Можно сделать вывод, что незатейливый на первый взгляд инструмент - клавесы – уникальный в своем роде, для педагогов в сенсорном развитии малышей.

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.







"Искусство-могучее средство исправления людского несовершенства" Т. Драйзер




Детская страничка

Взаимодействие с педагогами

Ребенка с раннего детства окружает мир самых разнообразных звуков. И дети очень чутко реагируют на все их многообразие. Малыши с огромным удовольствием изучают различные предметы,

издающие звуки, шумят ими до полного изнеможения своих родителей. Ребенок будет бегать с этим предметом, прыгать, показывая свою радость окружающим.

Читайте также: