Катапульта для самолета своими руками

Обновлено: 05.07.2024

Изготовление модели самолёта позволяет сформировать навыки по конструированию авиационной техники из бумаги и картона.

В данной методической разработке представлена история возникновения летательных аппаратов, виды и типы самолётов, технология изготовления самолёта, расширяются знания о профессиях.

ВложениеРазмер
zanyatie_samolet_iz_kartona_s_katapultoy.docx 43.41 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия по теме

Данная тема изучается в рамках дополнительной общеразвивающей программы

Изготовление модели самолёта позволяет сформировать навыки по конструированию

авиационной техники из бумаги и картона.

В данной методической разработке представлена история возникновения

летательных аппаратов, виды и типы самолётов, технология изготовления

самолёта, расширяются знания о профессиях.

Методическая разработка «Изготовление модели самолёта из картона с

техническим моделированием, учителей технологии, учителей начальных классов.

Цель : формирование умения изготавливать модель самолёта из картона с катапультой.

- познакомить обучающихся с видами самолётов, их назначением и устройством, с

- научить изготавливать макет самолёта из картона.

- формировать умение организовывать своё рабочее место, соблюдать правила

безопасной работы с ножницами, клеем, канцелярским ножом;

- отбирать материал, размечать и вырезать детали, действовать по инструкции;

- развивать мелкую моторику.

- воспитывать терпение и аккуратность, интерес к занятиям, трудолюбие,

- понимают назначение и устройство самолёта;

-совершенствуют умения работать с шаблонами;

- изготавливают макет самолёта из картона;

- расширяют практические навыки работы с бумагой, картоном;

- принимают учебно-познавательную задачу и сохраняют ее до конца учебных

действий, контролируют выполнение своих учебных действий, вносят необходимые

- организовывают своё рабочее место;

- соблюдают правила безопасной работы с ножницами, клеем, развивают мелкую

- умеют слушать других, задавать вопросы, выражать свои мысли, делать выводы;

- оценивают результат своей деятельности;

- проявляют терпение, целеустремленность, аккуратность при изготовлении работы;

- развивают творческое воображение, интерес к познавательной деятельности;

Время проведения занятия : 90 мин.

Для педагога: шаблоны, картон, ножницы, карандаш, клей, клеевой пистолет,

канцелярские резинки, изолента, монета, образец пассажирского самолёта, текст

аппаратов, видов и типов самолётов.

Для обучающихся : шаблоны, картон, ножницы, простой карандаш, клей, кисточка

для клея, лист в клетку.

Сегодня я пришла к вам не с пустыми руками. Попрошу, вас, угадать с чем я пришла, а чтобы вам помочь, послушайте загадку.

В чистом небе серебрится

В страны дальние летала,

Эта птица из металла.

- Ребята, а кто из вас летал на самолёте?

- А на кого похож самолёт? (на птицу)

- А чем схожи птицы и самолёты? (есть крылья, хвост, летают)

Мы сегодня с вами будем делать самолет из картона с катапультой.

Беседа о самолётах и их назначении.

Издавна люди смотрели на птиц и мечтали летать, как они. Но прошло много

времени, прежде чем это случилось.

До нас дошел греческий миф о смелом юноше Икаре. Его отец Дедал сделал для

себя и сына крылья, скрепленные воском. Когда Икар приблизился к солнцу, воск на

крыльях растопился, Икар упал в море и утонул.

Но миф – это фантастическое, неправдоподобное. Прошло много веков, и полет

человека стал реальностью.

Сначала люди научились подниматься в воздух на воздушном шаре. Шар

наполняли дымом от костра, газом, который легче окружающего воздуха. Но шар

летит туда, куда дует ветер. А человек хотел выбирать сам, куда ему лететь.

Тогда человек создал управляемый воздушный шар - дирижабль, который потом

назвали воздушный корабль. В начале XIX века дирижабль стал металлическим, с

двигателем вроде автомобильного. На дирижаблях перевозили пассажиров и грузы

через океан, летали к Северному полюсу. Дирижабли часто использовали в военных

целях - для охраны неба над важными объектами.

Прошло время и, наконец, был изобретён самолёт, которым управляет пилот. В

1882 году, русский морской офицер, изобретатель Александр Федорович Можайский

первый в мире создал самолёт в натуральную величину, способный поднять в воздух

человека. Над этим до него работали люди многих поколений, как в России, так и в

других странах, но никому из них не удавалось довести дело до конца.

Самолёт летит туда, куда направляет его пилот. Но для того чтобы оторваться от

земли и подняться в воздух, самолёт должен сначала промчаться на большой скорости

по земле. Для этого нужно много места и специально построенная дорога - взлётная

полоса. А иногда нужно полететь туда, где нет много места и такой взлётной полосы.

Вот тогда людям пришлось придумать вертолёт. Вертолётом тоже управляет

пилот. Но для взлёта и посадки вертолёту не нужно ни много места, ни взлётной

полосы. Пилот включает мотор, начинают вращаться лопасти, и вертолёт взлетает

В настоящее время невозможно представить ни одну страну, где нет самолётов.

- Какие виды самолетов вы знаете или про них слышали? (пассажирские,

Военные самолёты подразделяются на истребители, бомбардировщики,

Гражданские самолёты подразделяются на пассажирские, грузовые,

транспортные, пожарные, спортивные.

- Для чего нужны самолёты? (перевозить грузы и людей)

- Правильно. Самолёты доставляют грузы, почту, тушат пожары, перевозят

тяжелобольных . Военные самолеты охраняют страну.

Беседа о профессиях, связанных с авиацией.

- Кто управляет самолётом? (пилот, лётчик, штурман).

Лётчик - это специалист, умеющий управлять самолётом, вертолётом или

другим летательным аппаратом. Это одна из технически сложных профессий.

Лётчиками называют военных авиаторов, а гражданских - пилотами. Есть лётчики,

которые испытывают новые модели летательной техники - лётчики - испытатели.

Лётчиком может быть только очень ответственный человек, с быстрой реакцией,

усидчивостью, отличным здоровьем и физически выносливым.

Штурман контролирует безопасность полёта по заданному маршруту, он

указывает пилоту местонахождение, верное направление полёта. Профессия штурмана

очень сложная и ответственная. Он должен быстро переключать внимание с одного

прибора на другой, иметь отличную память и внимание, хорошо ориентироваться в

- Кто создает самолёты? (авиаконструкторы).

- Ребята, строительство самолёта - это очень долгая и кропотливая работа. Его

выполняют специально обученные люди - авиаконструкторы. Авиаконструктор -

специалист по созданию летательных аппаратов и авиационных двигателей. Он

должен отлично знать физику, математику, механику, эти знания он сможет

применить в создании новых летательных аппаратов. Это очень ответственная работа,

от качества работы зависит жизнь целого экипажа и пассажиров.

- Сегодня мы с вами тоже побываем авиаконструкторами.

- Но для этого необходимо пройти проверку. Ведь авиаконструктором может

быть только самый внимательный.

От точки 2 клетки вправо, 1 вверх, 5 вправо, 1 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 2 вправо,

1 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 4 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1

вниз, 5 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 4 вниз, 1 влево, 1

вниз, 9 влево, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 4 влево, 1

вверх, 2 влево, 1 вверх, 2 влево, 1 вверх, 2 влево, 1 вверх, 7 влево, 1 вверх.

- Что у вас получилось? (самолёт)

- Какой это самолёт?

Постановка учебной задачи

- Кто догадался, чем мы сегодня будем заниматься?

- Вы хотите, чтобы у каждого из вас был такой самолёт?

- Сегодня мы научимся делать модель самолёта. А после, вы сможете испытать его,

произведем пробные полеты.

Знакомство с деталями модели самолёта и их назначением

Построить самолёт - дело непростое. Материалы для него должны быть лёгкими

и прочными. Легкими, чтобы самолёт смог подняться в воздух, а прочными, чтобы

конструкция была надежной.

Для того чтобы знать конструкцию модели, из каких частей она состоит,

давайте рассмотрим саму модель (работа с образцом).

- Какие детали самолёта вы знаете и для чего эти детали нужны?

- Каждая часть самолёта имеет свое название.

Вот это – фюзеляж (показ). Фюзеляж - это основная часть самолёта, его корпус.

Фюзеляж предназначен для размещения экипажа, пассажиров, грузов и оборудования,

- Теперь найдите носовую часть самолёта (показ). В носовой части расположена

- Следующая важная часть самолёта - это крыло (показ). А сколько у самолёта

- Посмотрите на самолёт. Вот киль. Киль - это хвост самолёта. Киль нужен

самолёту для того, чтобы самолёт летел строго по прямой линии и не качался из

стороны в сторону.

- Находим следующую деталь. Это - стабилизатор (показ). Стабилизаторы

расположены рядом с килем самолёта. Стабилизаторы тоже очень важная часть

самолёта. Благодаря им самолёт не прыгает вверх-вниз, а точно летит под тем углом,

под которым направил его лётчик.

- А каких частей самолета здесь нет? Шасси состоят из двух частей - колёса и стойки.

Ребята, а зачем самолёту колёса, он же не ездит по земле? Шасси нужны самолёту

только во время взлёта и посадки. Для того чтобы самолёту взлететь, ему надо

разогнаться, набрать скорость. А когда он приземляется, он сначала садиться на

шасси, а затем катится по посадочной полосе до тех пор, пока не остановится.

Правила работы. Первичный инструктаж по технике безопасности

- Повторим ряд правил, о которых нужно помнить на занятии:

1. каждый работает за своим рабочим местом;

2. во время работы держи рабочее место в порядке;

3. береги инструменты, экономь материалы;

4. думай, как сделать работу лучше;

5. кончил работу, убери рабочее место.

- Какие правила безопасности необходимо соблюдать во время работы при

работе с ножницами?

1. Следи за движением лезвий во время работы.

2. Ножницы клади кольцами к себе.

3. Не оставляй ножницы открытыми.

4. Храни ножницы в коробочке.

5. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

6. Используй ножницы по назначению.

- Теперь приступим к сборке модели самолёта.

- Изготавливая модель, мы с вами будем не только авиаконструкторами, но и

специалистами разных профессий: сварщиками, монтажниками, сборщиками.

Составление плана работы

  1. Вырезанные шаблоны наложить на картон и вырезать
  2. Расположение шаблонов на материале, выбрав наиболее экономный способ вырезания
  3. Вырезание деталей
  4. Соединение деталей
  5. Изготовление катапульты
  6. Опробование модели самолёта в действии

Практическая работа по плану

С чего начнём работу?

- Ребята, посмотрите на модель самолёта и скажите, какой материал нам понадобится для работы? (картон, клей.)

- Вспомните, нужно ли экономить бумагу и как вас учит учебник?

- А какие инструменты нам необходимы при работе? (Ножницы.)

-Наложить и обвести основной шаблон самолёта.

- Сколько деталей понадобится для хвоста? (Одна.)

- Что нужно сделать с крыльями? (Вставить в отверстие)

- Как закрепим киль? (Вклеим в отверстие в хвосте)

Дети изготавливают самостоятельно модель самолёта.

Педагог помогает тем ребятам, у кого не получается.

Помощники помогают отстающим.

Лётчики должны быть быстрыми. Сейчас мы покажем, какие мы ловкие и быстрые.

Руки ставим все в разлёт:
Получился самолёт.
Мах крылом туда – сюда,
Делай раз, делай два.
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите.
Раз, два, раз, два.
Опустите руки вниз,
И на место все садись.

Продолжение практической работы по плану.

- Ребята, вам понравилось быть конструкторами?

- Что конструировали на занятии?

- Вспомните, из каких частей состоит самолёт? (фюзеляж, киль, стабилизатор,

крылья, кабина пилота)

- Какая часть самолёта, на ваш взгляд, самая важная? (все части необходимы для

того, чтобы самолёт мог летать)

- С какими материалами работали?

- Какие инструменты помогли нам выполнить модель самолёта?

- Чему научились на занятии?

- Ребята, посмотрите, у меня на доске нарисовано небо. А рядом - лежат

самолётики разного цвета. Вам нужно будет выбрать тот цвет, который больше всего

подходит для вас. Обозначение цветов:

жёлтый - узнал много нового;

красный - было познавательно, интересно;

зелёный - расскажу о занятии родителям, друзьям;

синий - полученные знания и умения пригодятся мне в жизни.

- Выберите понравившийся вам самолётик и прикрепите его к небу.

- Лёгкого полёта! Мягкой посадки! Спасибо за сотрудничество!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методические разработки занятий по теме "Изготовление сувенира "Краб" (Программа "Чудеса из чудес", раздел "Работа с природным материалом морского происхождения")

Тема "Изготовление сувенира "Краб" расчитана на 10 часов. На первом занятии (2 часа) обучающиеся знакомятся с понятиями "моллюск", "двустворчатые", "брюхоногие.



Современные дизайнеры одежды, аксессуаров, игрушек с большим интересом обратились в последнее время к войлоку, дающему огромные возможности для создания креативных и практичных предметов. Войлок &nda.

Занятие На тему: Изготовление модели катапульта .( Дата проведения 22.04. 20г)


В данном материале подробно представлено занятие по изготовлению макета шатровой мельницы с поэтапными фотограифями и технологической картой.

баллиста своими руками

Как сделать катапульту мини размера в домашних условиях?

Наверное, каждый из нас слышал о катапультах, даже в детстве старался сделать что-то подобное. Большинству мальчишек это удавалось. Сегодня же построить катапульту намного легче, достаточно полистать страницы интернета, посмотреть разные видео обзоры и можно понять по какой схеме делают такое метательное орудие, когда-то используемое в военном деле.

Мини катапульта сделанная в домашних условиях

фото. Мини катапульта сделанная в домашних условиях

Виды катапульты

Древнегреческие катапульты, как и римские катапульты, использовались для борьбы с броней противника. Как правило, они представляли собой большие метательные машины. У Римлян катапульты использовались не только для метания камней (такие оружия назывались баллистами), но и для метания стрел – стрелометы.

Размер баллисты зависел от используемого калибра камня.

баллиста

фото. Баллиста

Любая большая древняя катапульта римлян была построена своими руками

Несмотря на то, что многие знают о катапультах, не все имеют понятие об их происхождении, кроме того что они появились еще в древности. Стоит сказать, что действительно происхождение катапульт очень древнее, их корни походят с древнего Рима, но кроме них в те времена в военном деле также использовалась баллиста, в качестве метательного оружия.

Катапульта

фото. Катапульта

Катапульта и баллиста имеют много общего, включая похожую форму, принцип действия и древнюю историю. Именно эти два орудия для убийства были очень популярны в древности и использовались в античных войнах. Сила обеих машин заключалась в скрученных жгутах, изготовленных из бычьих жил или женских, конских волос. Внешним обликом орудия напоминают арбалеты, хотя между ними практически ничего нет общего, поскольку сила арбалета кроется в изогнутых плечах. Древние греки называли сегодняшнюю катапульту, машиной для метания камней, то есть камнеметом, со временем название изменили на стреломет. Баллиста и катапульта отличаются как способом стрельбы, так и своими снарядами.

Самодельная катапульта — чертежи катапульты и устройство. Как сделать самодельную катапульту из резинки своими руками

Важные моменты

В наше время сделать катапульту вполне возможно своими руками в домашних условиях, тщательно изучив многие видео обзоры. Правда существуют разные способы ее изготовления, даже есть варианты мини катапульт, с бумаги, дерева, конструктора лего, карандашей и многих других подручных материалов, которые можно найти дома.

Перед тем как приступать к изготовлению катапульты, вам необходимо определиться, где и как вы станете ее использовать. Ведь от этого зависит выбор материала и размеры изготовляемой конструкции.

Для использования дома, можно сделать мини катапульту из дерева, основание которой будет иметь размеры 30 см, а размеры рычага 40 см. Можете сделать модель катапульты еще меньших размеров, используя палочки для мороженого. Видео, как ее изготовить есть на порталах интернет ресурсов.

фото. Мини катапульта своими руками схема

После того, как вы определились с размерами метательного орудия и местом, где будете его использовать, потребуется решить, какие предметы, вы желаете запускать с помощью катапульты, и какого веса должны быть боеприпасы. В этих целях можно использовать резиновые мячики, пластмассовые виноградины, бумажные снежинки, теннисные мячи, воздушные шары, камушки или другие предметы. Выбирать боеприпасы к метательной машине необходимо с учетом ее размеров, материала изготовления и конструкции.

Изготовление катапульты своими руками для игр

Если вы решили сделать катапульту для ребенка, рекомендуем вам оставлять детей один на один с такой игрушкой. Несмотря на то, что такая забава веселая и кажется безобидной, вы должны помнить, что игрушка является оружием и кто знает, что может произойти, если не держать под контролем игру.

Для изготовления катапульты потребуется подготовить планки из дерева, имеющие длину около 1,5 метра. В качестве неподвижной рейки потребуется доска в полметра, рычаг должен быть подвижным и иметь размеры 60-65 см.

Далее необходимо зафиксировать подвижный рычаг. Он должен располагаться в полуметрах от заднего конца месторасположения мебельной петли.

Потом вам потребуется к переднему концу прикрепить эту же рейку с помощью саморезов. Чтобы она держалась как можно прочнее внутрь можно установить специальный монтажный уголок. Потом устанавливаете на верхней части подвижного рычага консервную банку или любую другую емкость, в которую можно будет ставить боеприпасы для метания.

Закрученные винты (4 шт.) ввинчиваете в деревянную доску, продеваете сквозь них жгут из резинки. Готовый вариант катапульты должен иметь приблизительно такой вид, как на фото.

фото. Сделать такую катапульту может каждый

Чтобы жгут был прочным и надежным потребуется резинки скрутить, для этого лучше взять их несколько штук и сделать специальный резиновый жгут. Катапульта, изготовленная своими руками готова. Вы сможете дома запускать с такого орудия самые разные предметы, резиновые или теннисные мячики, шарики, мелкие камушки. Только соблюдайте меры безопасности, чтобы случайно во время игры не поранить себя или окружающих.

Как сделать мини катапульту из резинки своими руками

Если вы желаете занять ребенка, можете изготовить мини катапульту и научить этому малыша. Тем более сделать это в домашних условиях очень легко, главное собрать нужное количество палочек для мороженого, их понадобится 9 штук, также нужно подготовить 5 резинок и крышку от пластиковой бутылки.

фото. Как сделать катапульту из резинки и палочек для мороженного

О том, как правильно изготовить мини катапульту, вам подскажут многие видео обзоры, которые можно найти в интернете. Итак, что вам нужно сделать. Потребуется соединить вместе все семь палочек, закрепив их с концов резинками в неподвижном состоянии.

Две палочки, которые у вас остались нужно вместе сложить и закрепить с одной стороны. Свободные концы потребуется раздвинуть и в образовавшуюся щель продвинуть связанные резинками семь палочек. Связку из палочек нужно продвинуть как можно глубже, а потом их в таком положении потребуется закрепить резинками способом, крест-накрест.

На полочке, которая будет служить верхом катапульты, прикрепите клеем крышку от пластиковой бутылки. Ваша мини катапульта, изготовленная в домашних условиях своими руками готова, можете порадовать своего ребенка или устроить с друзьями соревнования, кто дальше забросит боеприпас для метания.

На циркулярной пиле распускаем доску согласно чертежу и просверливаем необходимые отверстия.

Мастерим макет катапульты. Действующая модель. Осадное орудие, фото № 1

Мастерим макет катапульты. Действующая модель. Осадное орудие, фото № 2

Мастерим макет катапульты. Действующая модель. Осадное орудие, фото № 3

Мастерим макет катапульты. Действующая модель. Осадное орудие, фото № 4

После высыхания в каждом сверлим посередине отверстие 6 мм.

Мастерим макет катапульты. Действующая модель. Осадное орудие, фото № 5

Обработка колес
На токарном станке или с помощью дрели и шлифмашинки обтачиваем заготовки колёс до цилиндрического вида.

Склеивание рамы
3 поперечные рейки (76 мм) обтачиваем на концах как цилиндры 6 мм и склеиваем с продольными элементами (130 мм).

Мастерим макет катапульты. Действующая модель. Осадное орудие, фото № 6

Мастерим макет катапульты. Действующая модель. Осадное орудие, фото № 7

Каркас
Приклеиваем к основе П-образную рамку (рейки 45+50+45 мм) и 4 откоса.

Мастерим макет катапульты. Действующая модель. Осадное орудие, фото № 8

Вклеиваем в раму крест на крест элементы жёсткости (65 мм). Предварительно посередине в них необходимо выбрать половину толщины ножом или стамеской.

Мастерим макет катапульты. Действующая модель. Осадное орудие, фото № 9

Лебёдка
В оси лебедки (6 мм) сверлим отверстия 2 мм под рукоятки, ограничители и храповик (отверстия 1мм), вклеиваем рукоятки и проволоку.

Мастерим макет катапульты. Действующая модель. Осадное орудие, фото № 10

Оси
В осях сверлим отверстия 2 мм под клинья (ограничители).

Мастерим макет катапульты. Действующая модель. Осадное орудие, фото № 11

Ковш
В планке ковша протачиваем канавку под тетиву, с другой стороны прикрепляем кольцо из проволоки.

Мастерим макет катапульты. Действующая модель. Осадное орудие, фото № 12

Из тонкой кожи вырезаем деталь ковша и приклеиваем к проволоке.
В средней части ковша приклеиваем петлю из проволоки и обматываем планку нитью.

Мастерим макет катапульты. Действующая модель. Осадное орудие, фото № 13

Сборка
Обматываем джутовой веревкой перекладину. Привязываем нить с Т-образным крючком к лебёдке.

Мастерим макет катапульты. Действующая модель. Осадное орудие, фото № 14

Прикрепляем полоску латунной фольги для храповика на пару мелких гвоздей или булавок.

Мастерим макет катапульты. Действующая модель. Осадное орудие, фото № 15

Устанавливаем ковш на скрученную капроновую нить, по обе стороны рамы фиксируем нить клиньями из зубочистки.

Мастерим макет катапульты. Действующая модель. Осадное орудие, фото № 16

Мастерим макет катапульты. Действующая модель. Осадное орудие, фото № 17

Мастерим макет катапульты. Действующая модель. Осадное орудие, фото № 18

На торцы рамы ставим металлические скобы.

Мастерим макет катапульты. Действующая модель. Осадное орудие, фото № 19

Мастерим макет катапульты. Действующая модель. Осадное орудие, фото № 20

Мастерим макет катапульты. Действующая модель. Осадное орудие, фото № 21

Катапульта дейструющая. Мелкий камень метает на 5 м. Капроновую нить следует закручивать с большой силой.

Вскоре после первого полета братьев Райт инженеры начали разрабатывать системы спасения пилотов. Как работают современные катапультные кресла? Почему управлять американскими истребителями F-35 разрешено не всем летчикам?


В американском штате Техас во время тренировочного полета прямо на крыши жилых домов рухнул военный самолет. Никто из местных жителей не пострадал, оба пилота тоже спаслись, они успели вовремя катапультироваться. Однако парашют одного из них запутался в линиях электропередач, спуститься на землю ему помогли спасатели. Без высокотехнологичной системы катапультирования шансов выжить в подобной ситуации у летчиков было бы немного. Кто изобрел первое в истории катапультное кресло? Какие инновационные технологии для спасения летчиков существуют? Об этом рассказывает программа "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Летчика спасли катапульта и помидоры

Трактор, падающий истребитель и катапультирующийся летчик – снимок с такой фантастической композицией в сентябре 1962 года сделал англичанин Джим Мидс. Вместе с детьми он пришел на военный аэродром посмотреть, как управляет "Лайтнингом" его друг, летчик-испытатель Боб Соурэй. Во время полета двигатель самолета загорелся, машина потеряла управление.

"Пилоту удалось успешно катапультироваться из падающего самолета на низкой высоте. Несмотря на то, что высоты было мало и парашют фактически не раскрылся, пилот спасся благодаря тому, что попал в оранжерею с помидорами", - рассказал инженер Дмитрий Стасевич.

Оказалось, что за штурвалом сидел не Боб Соурэй, а другой летчик, Джордж Аирд. Замена пилотов произошла в последний момент. Аирд покинул самолет на очень маленькой высоте, около 100 метров, но катапультное кресло и оранжерея с помидорами, которая смягчила удар, спасли ему жизнь, и Джордж быстро вернулся в строй.


"Систему катапультирования можно сравнить с космическим кораблем. Это маленькая, но очень значительная часть летательного аппарата, которая включает в себя реактивные двигатели, систему автоматики, систему управления, жизнеобеспечения летчика, механизм временных задержек, механизмы автоматического регулирования давления, потому что катапультирование происходит на разных высотах, на разных скоростях", - добавляет военный летчик 1-го класса Владлен Руссанов.

Ненадежная и тяжелая система

Первые авиационные катапульты появились уже в начале XX века, через несколько лет после исторического полета братьев Райт. В 1910 году испытали систему, которая в экстренной ситуации выбросила летчика из кабины с помощью натянутых жгутов. 16 лет спустя британский инженер Эверард Калтроп запатентовал проект кресла для спасения пилота. Оно вылетало из кабины вместе с летчиком за счет сжатого воздуха. В 1929 году румынский изобретатель Анастас Драгомир успешно испытал комбинированную систему спасения, кресло с парашютом.

"Системы катапультирования на тот момент были фактически в зачаточном состоянии разработки, и технологии были недостаточны для того, чтобы пилот мог безопасно катапультироваться. Кроме этого, механизмы были несовершенны, система добавляла самолету существенный вес, что на тот момент сильно осложняло разработку всей конструкции самолета", - добавляет инженер Дмитрий Стасевич.

До середины Второй мировой войны катапультируемые кресла были экзотикой, их устанавливали на самолеты очень редко. Чтобы спасти свою жизнь, летчик выполнял опасный трюк: он выбирался из кабины, доходил до середины фюзеляжа и прыгал с парашютом между крылом и хвостом. По исследованиям американских военных, во время таких рискованных прыжков гибли 15% пилотов, в основном, от ударов о крыло или хвост самолета. Стало ясно, что без систем спасения летчиков не обойтись.

Первый спасенный пилот

Германия первой поставила на поток производство катапультируемых кресел, а Гельмут Шенк стал первым человеком, которому это устройство спасло жизнь. Это произошло в январе 1942 года. У самолета Шенка замерзли элероны и рули, и летчик покинул неуправляемую машину на высоте около двух с половиной километров. Всего за время войны немецкие пилоты катапультировались около 60 раз, но из-за несовершенства систем половина из них получила травмы, 10 человек погибли.

"Катапультные кресла были не просто креслами, а, скорее, механизмами, которые позволяли вытолкнуть пилота из кабины, чтобы дальше с помощью раскрывающегося парашюта он смог безопасно спуститься на землю", - добавляет инженер Дмитрий Стасевич.


Система катапультирования на сжатом воздухе была ненадежна и опасна, она не могла отбросить летчика достаточно далеко от падающего самолета. Появление сверхзвуковых машин подстегнуло и разработку авиационных катапульт. Потребовались принципиально иные устройства, которые могли спасти пилота на скоростях выше тысячи километров в час.

Безотказное кресло К-36

В 1960-е годы в СССР разработали кресло К-36, эта модель стала самой надежной и безопасной в мире. Система стабилизации, которая состоит из жестких штанг и маленьких парашютов, защищает летчика от экстремальных перегрузок. За счет формы и способа фиксации кресло помогает пилоту принять положение, в котором риск получить травму минимален.

"Оно практически безотказно, в 97% случаев из 100 они спасают летный состав. Эта система включает в себя кресло К-36ДМ второй серии. На сегодняшний день это самая распространенная катапультная установка, в которой летчик помещается в удобном положении. Все это кресло весит не более 100 килограммов, может быть отрегулировано по росту летчика", - рассказал военный летчик Владлен Руссанов.


В 1989 году кресло К-36 спасло жизнь летчика Анатолия Квочура на открытии авиасалона в Ле-Бурже. Когда знаменитый ас на истребителе МиГ-29 выполнял фигуры высшего пилотажа, в воздухозаборник попала птица. Отказ двигателя произошел на критически малой высоте – 92 метра.

"Летчик отделался ушибами, и на следующий день уже пилотировал другой самолет МиГ-29, показывал всю мощь, все лучшие качества не только самолета, но и катапультного кресла", - добавляет летчик Владлен Руссанов.

Три секунды на эвакуацию

Для катапультирования летчик приводит в действие специальные рычаги, которые находятся у его ног. Так он активирует систему аварийного покидания самолета. Пиропатроны отстреливают фонарь кабины, ремни плотно прижимают человека к креслу, затем срабатывают пиропатроны, которые находятся под креслом, и его резко выбрасывает из кабины. После этого включается ракетный двигатель. Следом в безопасном положении раскрывается парашют. Весь процесс занимает около трех секунд.


"Летчик мгновенно при выходе разворачивается в поток таким образом, что ноги и задняя часть кресла оказываются впереди, дефлектор спасает его от удара при выходе из кабины, от скоростного воздушного потока. И кресло начинает гасить скорость реактивными соплами, оно стабилизируется", - рассказал летчик Владлен Руссанов.

Катапульта F-35 опасна для худых пилотов

При катапультировании летчик испытывает колоссальные перегрузки, до 25 g. В этот момент появляется ощущение, что тело весит больше тонны, его с огромной силой вжимает в кресло. В таких экстремальных условиях можно получить компрессионный перелом позвоночника, поэтому Пентагон запретил американским летчикам весом до 60 килограммов управлять истребителями F-35: из-за несовершенства аварийной системы в этом самолете у худых пилотов высоки шансы получить травму при катапультировании.

"Это связано преимущественно с тем, что большая масса шлема пилота, помноженная на мощность катапультного кресла, при катапультировании приводит к травмам шейного отдела позвоночника", - поясняет инженер Дмитрий Стасевич.


В 2020 году 64-летний француз случайно катапультировался из истребителя Rafale – полет на боевом самолете ему подарили коллеги в честь выхода на пенсию. В какой-то момент не привыкший к виражам и перегрузкам мужчина запаниковал и случайно дернул за рычаг катапультирования. Пенсионер приземлился в поле, неподалеку от границы с Германией, получив легкие травмы. Оставшийся в кабине пилот смог посадить самолет.

О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным!

Читайте также: