Каст для камня своими руками

Обновлено: 05.07.2024

В ювелирном производстве закрепка камней представляет собой процесс установки и последующего закрепления камней в гнездо или оправу, в предварительно отлитое изделие.

Весь смысл этого процесса в том, чтобы тщательно обработать и подготовить место посадки камня , по его форме и размеру, при этом камень должен быть не только ровно и аккуратно стоять, но после его закрепки изделие должно быть удобно в эксплуатации. Некачественная работа, всегда даёт о себе знать.

Закрепка-камней-в-ювелирных-украшениях-1

При плохой закрепке камни часто выпадают из изделий и приходится бегать по мастерским , чтобы вернуть украшению прежний вид.

Если крепления, которые держат камень будут плохо обработаны, то изделия постоянно будут цепляться за одежду, вытягивая из неё всё новые затяжки, а также торчащие места плохо обработанного металла постоянно будут царапать и раздражать кожу , которая будет соприкасаться с изделием.

Качественно выполненная закрепка камней, покажет изделие с наилучшей стороны, а камень будет переливаться ещё ярче и выглядеть чище.

Для закрепки вставок в изделия, ювелирами используются три основных вида. Речь идёт о крапановой, глухой и корнеровой закрепке.

Крапановая представляет собой закрепку камня с помощью специальных стоек, которые и называют крапанами.

Они предусматриваются ещё в процессе моделирования изделия и после его отливки крапаны уже имеются на новом кольце или серьгах и любом другом украшении .

Данный вид закрепки придаёт украшению ажурность и лёгкость, а камень вставленный в крапаны хорошо видно со всех сторон, поэтому можно легко разглядеть форму огранки .

Также, камень лучше играет в лучах света из-за большего его поступления. Ещё один плюс этого способа, это то, что камни легко моются, они доступны для чистки и снятия налёта, так как при использовании изделия это необходимо для восстановления игры и прозрачности вставок.

Закрепка-камней-в-ювелирных-украшениях-2

Глухая закрепка держит камень в специальной оправе посредством обжатия тонким пояском металла по всему периметру. При этом камень как бы завальцован.

Корнеровый метод закрепки представляет собой закрепку камней при помощи корнеров,это такие небольшие шарики из металла, которые накатываются штихелем. Штихель это специальный резец, который очень острый и изготовлен из крепкой калёной стали.

Каждый вид закрепки имеет свои различия. Например, в крапановых кастах, стойки (крапаны) могут быть различной высоты и толщины, а также могут быть разрезными или сдвоёнными.

При использовании глухой закрепке, поясок обжимающий камень , плотно к нему прилегает со всех его сторон и поэтому он может обрабатываться только с внешней стороны.

Глухая закрепка, в отличие от крапановой и корнеровой , намного крепче и надёжней держит камень в оправе.

При использовании украшений, в которых камни закреплены способом глухой закрепки, абсолютно исключена возможность зацепки за одежду или кожу оправы .

Корнеровый способ очень разнообразен. Данный вид используется в тех случаях, когда требуется вставить и надёжно закрепить камень не в готовом касте, а непосредственно в самом металле .

Отверстия высверливаются ювелиром самостоятельно, предварительно рассчитав для него место в изделии.

Данный способ закрепки может быть применён как к одному камню, также и к абсолютно любому их количеству.

Закрепка-камней-в-ювелирных-украшениях-3

Они могут быть расположены в любом порядке. Обычно, таким образом вставляются мелкие камни , диаметр которых примерно от 4-х мм и ниже.

Каждый, из перечисленных видов закрепки, имеет по несколько операций, соответственно требуется различность подходов к ним.

Это напрямую зависит от формы вставляемого камня , поэтому мастерам — ювелирам необходим очень разнообразный инструмент, без которого невозможно обойтись.

Ювелирные вставки и виды закрепок

Ограненные ювелирные вставки закрепляют в ювелирном изделии . Закрепкой в ювелирном деле называют процесс закрепления камней в оправу или гнездо готового изделия.

Суть процесса закрепки сводится к тому, чтобы обработать гнездо по форме и размерам ювелирной вставки, надежно закрепить камень в изделии и обработать оправу или гнездо так, чтобы изделие было не только красиво, но и удобно в эксплуатации.

Последствия некачественно закрепленного камня — потеря камня, раздражение участков тела, соприкасающихся с шипом камня, постоянное зацепление оправой за одежду и другие неудобства.

Квалифицированно и качественно закрепленное изделие помогает увидеть камень и все изделие с наилучшей стороны.

Та часть украшения , в которую закрепляют ювелирные вставки, называется оправой (профессионалы ее также называют кастой, шатоном и царгой).

Рассмотрим некоторые основные виды закрепок драгоценных и полудрагоценных камней в изделиях

Глухой каст . Это самый простой вид оправы. Камень расположен в чашечке с плоским дном, стенки которой плотно охватывают и удерживают ювелирную вставку. В глухой каст крепят камни только с плоским дном.

В связи с тем, что камень освещается только сверху, как правило, этот вид закрепки используют в основном для непрозрачных камней , типа бирюзы , яшмы , коралла и других.

Закрепка-камней-в-ювелирных-украшениях-4

Если же сюда вставляют прозрачный камень, то усиление его блеска и яркости достигается тем, что под камни подкладывают полированную металлическую фольгу, например в бриллиантах и чешских гранатах , ограненных розой.

Недостаток этого крепления в том, что под глухим кастом невозможно проверить качество и наличие дефектов камня .

Преимущества же здесь очевидны – высокая степень надежности крепления ювелирной вставки и удобство использования в повседневной носке изделий, особенно колец , с камнями закрепленными таким образом.

Полуглухая закрепка без опоры . Этот вид закрепки ювелирных вставок создает потрясающий и ошеломляющий визуальный эффект — кажется, что камень висит в воздухе без опоры снизу.

Камень держится за небольшие секции рундиста, вставленные в пазы кольца . Ювелирная вставка зажата под большим давлением, а так как такие кольца изготавливаются из специального сплава , который позволяет запоминать форму, то такой вид закрепки по надежности можно сравнить с глухой закрепой.

Ободковый каст (Царговый) . Такой каст применяют для закрепления прозрачных вставок, так как он обеспечивает освещение вставки и сверху и снизу. Здесь камень лежит на опорном пояске.

Для закрепления вставки в верхней внутренней части ободкового каста с помощью специального инструмента вырезается полочка, или посадочное место под камень .

Ободок металла полностью охватывает камень по всему периметру или окружности и удерживает его.

Различают цилиндрические и конические ободковые касты. Часто ободковый каст изготавливается с узором или ажурным.

Закрепка-камней-в-ювелирных-украшениях-5

Разновидностью ободкового каста также можно считать оправу венчиками, зеркальную и камейную.

Крапановый каст . Является одним из самых распространенных способов закрепки ювелирных вставок.

Названию он обязан крапанам – лапки-зажимы, выступающие в виде верхней кромки ободка.

Ювелирная вставка находится на опоре, которая обычно исполнена в виде полки.

Их высота, ширина и количество соответствует выбранному дизайну украшения так, чтобы надежно зафиксировать камень и при этом максимально показать его красоту.

В такой оправе ювелирная вставка визуально кажется больше, кроме того на нее попадает больше света, чем при глухом касте.

При таком способе закрепления драгоценный или полудрагоценный камень выглядит легким и блестящим.

Если говорить о надежности закрепки, то она менее прочна, чем в первых двух видах, и при плохо выполненной работе крапан может цепляться за одежду. Крапановые касты бывают самых разных форм.

Закрепка-камней-в-ювелирных-украшениях-6

Кармезиновый каст – разновидность крапанового каста, где в центре оправы находится крупная ювелирная вставка, а вокруг нее в виде венка – мелкие вставки.

Корнеровый каст . Такая закрепка ювелирных вставок производится маленькими столбиками – корнерами, сформированными из металла, окружающего камень.

Иногда корнерам придают форму шариков. С оборотной стороны эта закрепка делается таким образом, чтобы нижняя часть вставки максимально освобождалась от окружающего металла для обеспечения доступа света и облегчения чистки .

Чаще всего такой способ закрепки используют в изделиях, когда вся поверхность покрывается мелкими камнями .

К преимуществам данного каста можно отнести то, что зрительно увеличивается ювелирная вставка, такой способ крепления позволяет обсыпать все изделие камнями.

К недостаткам относится то, что при некачественной закрепке корнеры будут цепляться за одежду, царапаться.

Так же в этом случае высока вероятность потери камня при чистке или встряске изделия .

Корнеровые касты бывают открытые и встроенные. Открытый корнеровый каст представляет собой переходную форму от ободкового каста, где вставка удерживается как стенками каста, так и корнерами.

Закрепка-камней-в-ювелирных-украшениях-7

К встроенным корнеровым кастам относятся — каре, фаденовый и тиктовый. Роль встроенного корнерового каста играет гнездо (отверстие), просверленное в металле изделия.

Каст каре представляет собой отдельную металлическую пластину квадратной формы с гнездом в центре, в котором четырьмя корнерами закрепляется вставка.

Длина граней пластины чуть больше диаметра вставки. В фаденовом касте вставки укладываются в гнезда отверстий, просверленных в металлической пластинке, и закрепляются корнерами.

Отличие его от каре в том, что вставки лежат не в отдельных квадратах, а друг за другом в ряд настолько плотно, что почти соприкасаются рундистами.

На металлической основе тиктового каста закреплено столько вставок, что она похожа на брусчатую мостовую.

Под тиктовым кастом чаще подразумевается хаотичное расположение разноразмерных вставок на поверхности металла .

Закрепка Паве . Закрепка используется для установки большого количества небольших камней, образующих единое целое, через которое не просматривается металл .

Создается впечатление, что изделие вымощено камнями. Маленькие отверстия, просверленные в поверхности кольца , служат для того, чтобы держать ювелирные вставки аккуратно, на расстоянии друг от друга.

После того, как поверхность кольца заполнена драгоценными или полудрагоценными камнями, мастер делает крошечные наплывы металла между камнями таким образом, чтобы каждый наплыв удерживал несколько соседних камней. Скопление камней может выглядеть как один крупный камень.

Клеевая закрепка камней . Клеевая закрепка вставок применяется в основном для жемчуга или вставок круглой формы, а также вставок сложной формы и конфигурации.

В основном это сферической формы чашечка снабженная резьбовым штифтом, на который надевается вставка с предварительно высверленным отверстием, штифт намазывается клеем и соединяется со вставкой. Штифт должен достаточно плотно входить в посадочное отверстие.

Закрепка-камней-в-ювелирных-украшениях-8

Канальная закрепка камней . Это наиболее распространенная закрепка в дизайне обручальных колец .

Канальная закрепка – очень прочная закрепка. Применяется если нужно расположить ряд ювелирных вставок на поверхности кольца или создать акцент на центральном камне.

Ювелирные вставки аккуратно помещаются внутрь канала в ряд, который некоторых случаях проходит по всей окружности кольца .

Канальная закрепка ювелирных вставок создает эффект цельного кольца — элегантного и красивого, особенно если форма огранки камней прямоугольная. Многих людей интересует вопрос сколько стоит закрепить камень в изделии? Хочу привести несколько цифр.

Если маленький совсем и чуть больше камушек, то цена на такой ремонт колеблется от 200 до 500 рублей.

А в случаях больших и средних размеров, то там цена вырастает от того, что стоимость самого камня значительно выше.

Однако, если вы принесли своё украшение и камень к нему, то работа будет стоить от 200 до 400 рублей.


Всем привет!Недавно дочь заказала сделать ей украшения из даров бухты Стеклянной,обработанные морем кусочки керамики и фарфора.Сделать не составило труда, и вот решил поделиться одним очень полезным приспособлением,которым пользуюсь уже больше 25 лет.
На форуме наверняка найдётся не мало любителей работать с кабошонами,и знают как трудоемко изготовить оправу для камня.

Приспособление облегчает намного данную операцию,вы можете заготовить заранее хоть километр кастов,останется только обернуть вокруг камня,запаять и обработать стык,а дальше можете крутить филигрань или довести до ума изделие с гладкой оправой.
Упор для камня уже присутствует и его изготовление не нужно.Каст можно заготавливать любой,пошире,потоньше,потолще на вкус и цвет.
Касты можно делать и под кольца,впаивая шинки из проволоки.

Всего забот,заказать ролики токарю.






Всем привет! Ищу ролики под валы (Б9-1) . Профиль могу позже обрисовать. Но возможно кто либо уже делал(по любому делали. ) Мало ли кто продает. Нужны с профилем под кабошоны!

Здравствуйте!
Делаю из металла модель кольца с круглым кабошоном. Подскажите, пожалуйста, правильно ли я понимаю, что для итогового диаметра камня 6мм, нужно добавлять на модели % усадки, указанный для резины? То есть, если 5%, то будет 6,3 каст. Или же еще будет дополнительная усадка при литье металла, и тоже нужно добавить что-то?

Профиль под кабошоны называется ( по-питерски) ленивый каст, в свое время ЮМО их делали -как щас -не знаю.

Отлично замоделил. Все гуд!
Кому каст не понравился - то фигня!

Александр даже не подумал что там плоский кабашон, изделия такого формата в Чехии и Германии производят только для эмигрантов, а у него другая клиентура!

Выступающие края каста у Александра из-за того что он кабошон не распознал.

На шинке не размер указан, а маркировка 925 - это Турецкое серебро по 1.2$/грамм.
Кабашон стоит на клею, поэтому никаких выступающих бортов для обжимки нет.

Суть в том что изменить посадку камня или сам каст для опытного 3Д-шника 10-15 минут максимум.
А замоделить орнамент с понижением высот и переплетением рисунка и дальнейшем контурным поднутрением - вот это уже задача сложней.

все верно , в развертке и подпаивали гладь снизу для жесткости , ну или просто проволоку круглую . Пото сгибаешь по форме кабошона и спаиваешь встык , затем ровняешь и "веревку" внутрь как посадочное место . всё.
Хотя вопрос то не об этом )))
надо глянуть основу и готовый каст

шт Цена за шт.
Пайка, плавка
1 1 Педаль ВКЛ/ВЫКЛ, компрессор ,бачок мет.0.8л, горелка ЮМО, без ресивера, плавит до 100 гр Au и Ag-по вместимости изложниц, использую только для плавки металла. 1 комплект

Технические характеристики:
Напряжение: 220В.
Частота: 50 Гц.
Мощность: 120 Вт.
Давление: 0.035 MPa.
Воздушный поток: 140 литров/минуту.
Вес: 5,1 кг.
Размер:283х147х173мм.
Цена 6100 руб (в магазине цена на сегодня)
За комплект
6000 р.
2 Горелка зуботехническая- 1 1000
3 Горелка настольн. –бензовоздушная смесь, воздух- 1 1000
4 Изложницы универсальные –гвоздь,пластина- 4 500
5 Держатели для тиглей- 3 300
6 Леткал-вертушка 1 400
7 Титановые пинцеты (5шт )и тит.палочки (7шт) договорн
8 Третья рука с лупой-1шт 100р. 1 100
9 Доска для пайки с двойной третьей рукой 1 1000
Прокатка ,волочение
10 Вальцы В9-1шт 1 15т.р.
11 Сменные валы-Ленивый каст( прокат каста под кабошоны) бронь пара 4 т.р.
12 Фильеры ЮМО 2мм-0,3 мм-1шт 3т.р. 1 4000 р.
13 Фильеры для трубок 5мм-2мм 1 прод
14 Фильеры для трубок 10мм-5мм 1 Прод.
15 Фильеры(Индия) фасонные 4 шт 4 500
Рихтовка,ковка
16 Шперак 2 500р
17 Раскатка колец с камнями-комплект насадок 1500
18 Растяжка колец ударная с конусом 1000
19 Комплект для уменьшения колец-5 анок,21 пунзелов от 24,5до 14,5 размера-25-24,5-24 и т.д. до 14,5разм -1 компл 14000
20 Ригеля для цепей от 1мм до 5 мм-шаг-0,1 мм-комплект из 1500
21 21 Ригель круг 1 шт
800
22 Ригель круг 5,5-17 мм 1шт 500
23 Ригель размерный 2шт 500
24 24 Ригель овальный-1шт
800
25 Ригель квадрат 3,3-8,6 -1шт 500
26 Ригель прямоугольный (3,2х4,3) х(8,7х9,7) 1шт 500
27 Ригель большой для браслетов 1000
28 Анка-куб, пунзела- шт 1 комплект прод
29 Анка большая-диам пунзела-60мм 2шт 500
30 Анка-доска для ленты, пластины пунзела двухсторонние-6шт-1 комплект прод
31 Вырубка крабов( ммхмм) с кондуктором для сверления-1 комплект
3000
32 Выруб крабов ( ммхмм)с кондуктором для сверлен мал 1комплект
3000
33 Вырубной штамп –круг-40мм, 30мм,27мм,20 мм- 4шт продано
33а Приспособление –пресс-блок-для вырубки крабов и др.- 1500
ШЛИФ и БОРМАШИНЫ и аксессуары
34 Шлифмашина ШМ-1Двухсторонний двухскоростной асинхронный шлифмотор ШМ-1 мод. 677 1500; 3000 об/мин режим непрерывной работы 8 час , цанги-лев. ,прав., конус лев,прав., переходник-насадка для дисков и куча насадок
15000
35 Минибормашина МАСТЕР (Москва, пр-во Сморжевский)-блок питания-плавная рег.оборотов, реверс,патрон-0,0мм-6мм,двигатель ДПМ.
5000
36 Блок питания для минибормашины резервный-использую для родирования-с реверсом, ступенчатая регулировка.(пр-во Сморжевский)
прод
37 Блок питания c цифровой индикацией
1200
38 Абразивные,резиновые,пушки,волосяные,алмазные и пр.-круги с дискодержателями и без-для шлиф и минибормашины. много
39 Комплект MINIMAT
1500
ОПТИКА
40 Микроскоп МБС-1 с родным регулируемым штативом по высоте и под разными углами –фокус 170 мм
15000
41 Лупа 10х со шкалой ЛИ-3-10 для измерений на плоскости (для камней точность 0.1мм)
500


РАЗНОЕ
42 Напильники VALLORBE-
12 шт 300р
43 Надфиля VALLORBE-
22 100
44 Рифеля VALLORBE-2 шт
2 400р
45 Расколотка для кастов-1шт
прод
46 Двигатели ДПМ

47 Набор цанг для минибормашин

48 Корновертки
компл 300
49 Посадочные фрезы для камней
500
50 Фион прямоугольный российский
700
51 Обжимки металла при закрепке круглых вставок
компл прод
52 Цанги , клюбы ручные 2-сторонние
4 шт 300
53 Гильотина настольная
1 500
54 Ножницы по металлу 4-
Прод-2 400
56 Заточка для штихелей Gesswein Deluxe 1500
57 Штихеля разные Р-18 14 шт 300р
58 Органайзер металлический российский -4 шт 4 шт 300
59 Финагель -4 шт 200
60 Горелки с пьезоподжигом
61 Приспособление для швенз KOSSINI (штифтовка)
700
62 Тиски настольные 6шт, юв.тиски 2 шт0 6
63 Тиски для закрепки колец с пластиковыми цангами компл 700
64 Пальцемеры 2 шт 250
65 Кольцемеры 2 шт 250
66 Весы электронные 0-300 гр 1 прод
67 Гири поверочные Г-2-210 2 кл ( от 1гр до 100 гр.) 1500
68 Титановый квадратный стакан с крышкой 70х70х80 мм 500
69 Титановый стакан без дна незамкнутый ( 70 х 110 мм) для химполировки 300
70 Стойка от микроскопа с ласточкиным хвостом-сверлилка( требует доработки ) 500
71 Угломер 300
И другой ручной инструмент


В украшениях SOKOLOV применяются самые разнообразные виды закрепки ювелирных камней, чтобы создавать изделия разного стиля и яркими декоративными решениями. Надежность гарантируется огромным опытом квалифицированных мастеров, работающих с ювелирными камнями.

Глухая закрепка

Вид крепления, при котором камень удерживается неподвижно в металлической оправе, окружающей его со всех сторон. Камень опускается в специальное гнездо, после чего мастер со всех сторон закрепляет его с помощью узкого ободка из драгоценного металла.

Закрепка ювелирных камней, глухая закрепка

Крапановая закрепка

Закрепка ювелирных камней, крапановая закрепка

Закрепка Паве

Используется для размещения большого количества камней, образующих единое целое. Сама закрепка представляет собой высверленные в металле маленькие ниши, в которые вставляют одинаковые по размеру камни. Паве является сложной техникой, которая наиболее красиво проявляется в руках талантливого ювелира.

Закрепка ювелирных камней, паве

Корнеровая закрепка

Этот вид закрепки применяется, когда нужно поместить камень не в каст, а непосредственно в металл. В изделии заранее делают отверстие для вставки. Получается красивый эффект слияния камней в узоре и чудесной игры света. Такой вид закрепки считается одним и самых сложных. Будьте очень внимательны, когда покупаете такое изделие, доверяйте только надёжным производителям.

Закрепка ювелирных камней, корнеровая закрепка

Канальная закрепка

Эффектный вид закрепки камней в ювелирном изделии. Чаще всего используется для укрепления небольших камней. Сначала делают канал или рельсу из драгоценного металла, а потом в него аккуратно помещаются друг за другом камни. Они могут располагаться как по всей окружности кольца, так и в какой-то отдельной его части. По концам канала металл обычно запаивают. Гладкие швы и аккуратная обработка создают очень красивый визуальный эффект — кольцо смотрится цельно и гармонично.

Закрепка ювелирных камней, канальная закрепка

Клеевая закрепка

Этот вид закрепки применяется преимущественно для жемчуга и иных круглых вставок, для камней сложной формы.

Вставка с предварительно проделанным в ней отверстием закрепляется в специально подготовленное посадочное место с установленным в него резьбовым штифтом и для надежности фиксируется специальным клеящим веществом. Так создается впечатление, что жемчужина аккуратно лежит, ничем не закрепленная, это выглядит очень изящно.

Способы обработки камней

Работа с камнем в домашних условиях возможна, но ее трудно назвать легкой. Чтобы иметь представление о том, что ждет мастера, сначала надо описать наиболее популярные методы придания поверхности той или иной фактуры. Далеко не все природные материалы, отличающиеся текстурой и структурой, можно обработать одними инструментами. Для каждого из видов предназначено свое оборудование и способ.

Распиливание

Работа с камнем в домашних условиях: методы и подходящие инструменты

Это самая первая операция, которая позволяет превратить большие куски породы в аккуратные плиты. Помимо обычного пиления используют абразивный метод, дающий возможность придать изделиям дополнительный рельеф. Эта операция может быть как первичной, так и финальной обработкой. Такие плиты используют для оформления площадок, искусственных водоемов, садовых дорожек. Они становятся облицовочным материалом для цоколей, стен, каминов и т. д.

Шлифование

Цель этого процесса — выравнивание распиленного материала абразивами для придания изделиям ровной, но шероховатой поверхности. Этапов обработки может быть от 3 до 7. Каждая последующая операция выполняется шлифовальными насадками меньшей зернистости. Допускается небольшая неровность: не более 0,5 мм. Сфера применения шлифованных плит — площадки, полы, лестничные марши, так как шероховатая поверхность материала обеспечивает трение, препятствующее скольжению.

Работа с камнем в домашних условиях: методы и подходящие инструменты

Полировка

Этот третий этап — максимальное сглаживание. Задача полировки — придание материалу зеркального блеска, избавление поверхности от следов предыдущей обработки. Эта операция может быть механической или химической. При первой используют войлочные либо фетровые круги, для второй — азотно-кислое золото или оксид хрома (паста ГОИ). Все натуральные камни имеют показатель предельного блеска — полируемости. Эталоном считается предельный блеск стекла (200 единиц). Каждой группе натуральных камней соответствуют определенные значения полируемости:

  • 170-200 — кварциты, мелкозернистые граниты, полнокристаллические мраморы;
  • 140-170 — граниты, юрские мраморы (мраморизованные известняки);
  • 70-140 — базальты, доломиты, известняки.

Работа с камнем в домашних условиях: методы и подходящие инструменты

Самый низкий показатель (менее 70 единиц) у туфов, рыхлых известняков. Полировка является самым востребованным видом обработки натуральных камней, однако применяют ее и для других материалов (первый, всем известный, пример — древесина).

Термическая обработка

Работа с камнем в домашних условиях: методы и подходящие инструменты

Браширование

Работа с камнем в домашних условиях: методы и подходящие инструменты

Бучардирование

В этом случае используется ударное или ударно-вращательное оборудование. Главным рабочим инструментом его является молоток, который очень похож на тот, которым перед приготовлением отбивают мясо. Его название — бучарда. Той или иной степени рельефности достигают изменением количества зубьев и их величины. Перед бучардированием камень проходит термическую обработку газовой горелкой. Такой материал используют в качестве внешней отделки, для изготовления памятников, там, где необходим эффект старых плит.

Работа с камнем в домашних условиях: методы и подходящие инструменты

Обработка кислотой (травление)

Пескоструйная, водоструйная обработка

Работа с камнем в домашних условиях: методы и подходящие инструменты

Цель этой операции — придание поверхности шероховатости и слабого матового блеска, но без изменения цвета тех разновидностей камней, которые восприимчивы к другим видам обработки. Абразив распыляется с помощью воздуха, подаваемого под высоким давлением, либо воды. Рельеф полученной поверхности зависит только от скорости подачи песка (либо иного абразива). Этот способ применяют для очистки стен.

Галтовка

Первый пример из природы — галька, сглаженная водой за долгое время пребывания в ней. Чтобы искусственно получить аккуратный камень со сглаженными краями, используют галтовочные машины или барабаны. В оборудование помещают камни и наполнитель-абразив. В камере, благодаря его воздействию, острые края изделий обламываются, а грани сглаживаются.

Работа с камнем в домашних условиях: методы и подходящие инструменты

Лощение, или тонкая шлифовка

Это максимальное сглаживание поверхности с помощью инструмента с напылением микрошлифовальных порошков. Задача операции — получение гладкой плоскости, но без выраженного блеска. Поверхность после лощения остается матовой, различимо только небольшое мерцание. Применяется данный метод при производстве напольных плит, фасадных материалов.

Для улучшения характеристик облицовочных натуральных камней используют еще два метода. Гидрофобизация — это обработка химическими растворами для их защиты от влаги. Флюатирование — похожий процесс, его цель — уплотнение капилляров, пор. Благодаря такой обработке камни приобретают максимальную прочность, морозостойкость. Дополнительное преимущество метода — снижение степени водопоглощения.

Работа с камнем в домашних условиях

Работа с камнем в домашних условиях: методы и подходящие инструменты

Глубина обработки и предназначение камней

  1. Сколотая, рубленая. Этот вариант лучше всего подойдет для ограждений и облицовки цоколей.
  2. Грубо отшлифованная. Это придание камню правильной геометрической формы, получение ровной, но шероховатой поверхности. Грубая шлифовка достаточна для строительных блоков, брусчатки, для бордюров, забора, ступеней крыльца.
  3. Матовая, лощеная. Это полировка, но не до зеркального блеска. В результате работы получают гладкую матовую поверхность. Этот вариант используют в 90% случаев. Речь идет о камне для облицовки зданий, для отделки внутри помещений.
  4. Полированная. Такие идеально гладкие поверхности необходимы только для отдельных элементов фасадов, для памятников и скульптур.

Работа с камнем в домашних условиях: методы и подходящие инструменты

Работа с камнем в домашних условиях подразумевает преображение относительно податливых видов горных пород. К самым простым образцам относятся кальциты, песчаники, силикаты. Не слишком высокая их плотность дает возможность придать изделиям точную геометрическую форму. Полугрубая шлифовка — тот единственный метод, который для них используют.

Самый подходящий вариант — песчаник-пластушка (дикий, рваный камень). Своему первому названию он обязан легкости раскалывания на плитки-пласты. Достаточно удара киркой или молоком. Дальнейшая обработка таких камней максимально проста: поверхность такой плитки шлифуют крупнофракционным речным песком. После этой подготовки материал готов к облицовке: например, цоколя.

Способы самостоятельной обработки

Такие технологии были придуманы давно, но с тех пор они изменились не слишком сильно. В стандартный набор входит:

Работа с камнем в домашних условиях: методы и подходящие инструменты

  1. Раскалывание больших массивов на мелкие части. Это самый ответственный этап, так как мастеру нужно исключить раскалывание по незапланированным траекториям.
  2. Выравнивание поверхности. Для стесывания используют либо станки, либо ручной инструмент, предназначенный для резки камней.
  3. Предварительная, черновая (мокрая) шлифовка. Для нее используют щиты, изготовленные из мягких камней, чугунные плиты или элементы, сделанные из мореного дуба.
  4. Полировка лицевой стороны. На этом этапе добиваются появления узора, рисунка поверхности. Получение зеркала — вторая его задача.

Все работы проводят или на открытом воздухе, или в помещениях, оборудованных вытяжкой, так как в противном случае каменная пыль будет оседать на всех узлах используемых инструментов. Наверное, излишне напоминать о том, что защита глаз и органов дыхания во время работы — требование №1.

Оборудование для обработки камней

Работа с камнем в домашних условиях: методы и подходящие инструменты

Тем мастерам, которые планируют довольно часто заниматься обработкой камней, имеет смысл рассмотреть специальное оборудование. Станки делятся на две большие группы — дисковые и канатные. Последние имеют большие размеры, поскольку используются в промышленности для резки огромных каменных глыб. Поэтому данный вариант для дома (мастерской) не подходит.

Дисковое оборудование оптимально для домашней обработки натурального материала, но не многим такая дорогая покупка покажется удачной и оправданной, особенно если мастера не планируют постоянно заниматься подобной работой. Однако такой станок в состоянии заменить простая болгарка с алмазным диском. Циркулярная пила — второй достойный кандидат. Есть три вида, которые можно применять для резки камня.

Работа с камнем в домашних условиях: методы и подходящие инструменты

  1. Ручная пила. Это компактный, но не лучший вариант, так как при работе проходится прикладывать большие усилия. Применение такого инструмента оправдано в том случае, если требуется изготовить 1-2 больших предмета.
  2. Оборудование, работающее на дизельном топливе, и электропила. Обе модели обещают более высокую скорость работы, но в этом случае важны навыки обращения с инструментом. Иначе любое неосторожное движение приведет к повреждению материала или к травме его хозяина.

Поскольку чаще необходимость в такой обработке возникает время от времени, то логичнее обойтись привычными инструментами. Если занятие покажется крайне интересным, то можно обдумывать покупку специального оборудования.

Распиливание или скол камня

Работа с камнем в домашних условиях: методы и подходящие инструменты

Работа с камнем в домашних условиях: методы и подходящие инструменты

Для получения небольших блоков, предназначенных для брусчатки либо облицовки, можно использовать профессиональный строительный (каменный) инструмент — победитовый молоток.

Шлифовка, полировка

После разделения массива на блоки или плиты необходимо заняться их шлифовкой. Такая работа с камнем в домашних условиях не менее трудоемка.

Грубая шлифовка

Работа с камнем в домашних условиях: методы и подходящие инструменты

И в этом случае есть несколько вариантов.

  1. Ручной вариант — использование чугунной плиты. Мокрую шлифовку делают с помощью абразивного материала. Сначала на поверхности камня распределяют влажный крупнофракционный песок, сверху укладывают чугунное изделие, на него — подходящий по весу гнет. Затем приступают к растиранию абразива.
  2. Небольшой самодельный станок. Для его изготовления потребуется тяжелый стальной корпус и электродвигатель. На моторе фиксируют чугунный круг, его диаметр — 600-700 мм. На него периодически насыпают небольшой слой влажного песка или базальтовую, гранитную пыль (последние абразивы — для грубой шлифовки песчаника, мраморизованного известняка и кварцитов). Затем на чугун лицевой стороной вниз укладывают блоки/плитки.

Для твердых пород такой метод не подойдет. Например, при промышленной обработке гранита используют колотую чугунную дробь.

Чистовая обработка

Работа с камнем в домашних условиях: методы и подходящие инструменты

Полировка камней

Работа с камнем в домашних условиях: методы и подходящие инструменты

Ручная обработка самоцветов

Камни не обязательно должны быть пугающими глыбами. Они могут представлять собой небольшие кусочки, которые надо как-то облагородить. В этом случае есть простейший способ. В давние времена такой метод применяли даже для огранки, а теперь иногда используют для шлифовки. Его можно рассмотреть на примере гагата.

Для работы потребуется небольшой кусок наждачной бумаги (P240), негнущаяся металлическая пластина таких же размеров (замена — лезвие рубанка) и небольшая емкость для воды. Сама обработка довольно проста:

  1. В посуду наливают воду, максимум половину. Если налить больше, она будет расплескиваться.
  2. Металлическую пластину устанавливают в емкость под углом, к ней прикладывают кусок наждачной бумаги, которую удерживают рукой.
  3. Камень берут в другую руку, начинают обтачивать его, опуская самоцвет в воду. Эта простая операция позволит одновременно смачивать камень и абразив.

Работа с камнем в домашних условиях: методы и подходящие инструменты

Аналогичным образом можно обрабатывать не только податливые, но и более твердые камни — кварцы, халцедоны и т. п. Для полировки, в зависимости от минерала, используют специальные пасты. Состав наносят на войлок, дерево, картон, кожу или фетр.

Работа с камнем в домашних условиях — занятие, требующее сил, терпения и времени, поэтому не многие готовы рассматривать такую альтернативу покупной продукции. Однако у метода есть большое преимущество: это снижение затрат, которые нельзя назвать небольшими в любом случае: как при строительстве дома, так и при ремонте.

Завершить тему поможет популярный видеоролик:

Читайте также: