Капа своими руками

Обновлено: 08.07.2024

Вопрос о том, как приготовить капу для бокса важен еще и потому, что капа функциональна лишь в ситуации, если она анатомически соответствуют челюсти спортсмена, то есть – если она грамотно сварена. Если же капа приготовлена неправильно, она будет только мешать и станет для бойца реальной проблемой. Обратите внимание, что сегодня Вы можете приобрести капы следующих видов:

Технология варки (точнее – кипячения) капы для бокса достаточно проста, но даже самое простое действие требует четкого соблюдения алгоритма. Если вы ошибетесь или нарушите указанные временные интервалы, то у Вас может не получиться сделать капу, с которой Вам будет удобно и комфортно боксировать. Итак, вот последовательность действий, которые Вам нужно выполнить:

Теперь Вы знаете, как варить капу для бокса. Видео, представленное ниже, предлагает описанный вариант с некоторыми уточнениями. Но варка капы – это второй этап, первый – покупка качественного снаряжения. И чтобы облегчить Вам эту задачу, мы предлагаем посетить данный раздел сайта /zashhita-dlja-edinoborstv/kapi-dlja-edinoborstv/. Здесь вы найдете отличные капы от брендов, чья известность в мире спорта говорит сама за себя.

Капа у спортсмена

Экипировка

Начинающие спортсмены могут не знать, зачем варить капу и как правильно проводить данную процедуру. В действительности всё очень просто. Соблюдение инструкции поможет самостоятельно сварить капу и получить аксессуар, который обеспечит надёжную защиту зубов во время боя.

Каждый, кто принял решение заниматься боксом, должен уметь правильно варить капу. Процедура простая, но обязательная, так как данный аксессуар во время боя обеспечивает защиту зубов. Процесс варки капы достаточно простой в исполнении, но имеет определённые нюансы.

Зачем варить капу?

Капой называется специальная резинка, которую боксёр во время боя зажимает во рту. Это обязательная часть экипировки каждого боксёра. Главная её функция – защита от сильных ударов и разнообразных видов травм.

Есть несколько видов этого аксессуара:

Самыми популярными являются именно одночелюстные виды.

Многие начинающие спортсмены не знают, зачем варить изделие, так как продаётся оно уже в готовом виде. Ответ на этот вопрос очень прост – благодаря процедуре варки резина приобретает форму челюсти. А данный аксессуар должен плотно прилегать к челюсти. От этого зависит степень защищённости зубов во время боя.

Необходимые инструменты

Чтобы сварить боксёрскую капу, нужно сначала подготовить несколько предметов. А именно:

Чайник нужен, чтобы нагреть воду, но можно использовать и ковшик или небольшую кастрюлю. Две ёмкости используются для воды (кипятка и холодной). При помощи ложки будет легко извлечь из горячей жидкости капу.

Технология варки

Выбрав капу для бокса, дальше нужно самостоятельно провести процедуру её варки, точнее кипячения. Весь процесс простой в исполнении, достаточно придерживаться следующей последовательности действий:

  1. Вскипятите в чайнике или ковшике воду.
  2. Возьмите две ёмкости и в одну налейте кипяток, а вторую наполните чистой холодной водой.
  3. Изделие сначала поместите в сосуд с кипятком и оставьте ровно на одну минуту. Передерживать не стоит.
  4. По истечении указанного времени достаньте капу, разместите между челюстями и максимально сильно прикусите. Находясь в кипятке, резина хорошо размякнет и легко приобретёт нужную форму.
  5. Оставьте капу во рту примерно на пять минут.
  6. По истечении указанного времени достаньте капу и поместите в ёмкость, наполненную холодной водой. Это необходимо для того, чтобы резина затвердела.

Подгонка капы

Во время повышения температуры резина размягчается. Чтобы её правильно подогнать, нужно достать из кипятка, на одну секунду поместить в холодную воду и сразу зафиксировать на верхней челюсти.

Есть несколько нюансов подгонки капы:

  • сначала фиксируется задняя часть, а потом передняя;
  • после того, как капа полностью сядет, она прижимается пальцами, чтобы повторить форму зубов и челюсти;
  • если подгоняется двухсторонняя капа, нельзя доставать из дырочек заглушку, пока она не приобретёт форму прикуса;
  • если не получилось с первого раза, можно повторно провести всю процедуру.

Если капа правильно подобрана, она плотно держится на верхней челюсти и не требуется дополнительной фиксации.

Есть два вида кап – выполненные из термопластика или силикона. Последний вариант не нуждается в специальной подгонке и легко фиксируется на верхней челюсти, при этом не требуется варка.

Капы из термопластика подходят для проведения классической процедуры варки. Но всегда нужно учитывать рекомендации производителя.

Правила приготовления капы

Перед тем, как приступать к варке капы, нужно внимательно изучить рекомендации, которые помогут избежать банальных ошибок. Есть несколько важных правил:

  • если изделие было переварено, его нужно сразу выбросить;
  • помещая изделие в горячую воду, недопустимо его полное погружение – важно, чтобы оно плавало на поверхности жидкости;
  • сжимая зубы для придания капе нужной формы, нельзя двигать челюстью, важно крепко зафиксировать изделие и удерживать.

Когда капа приготовлена правильно, она:

  • имеет чёткие отпечатки;
  • плотно держится;
  • не создаёт дискомфорт во время использования.


Идеальный выбор – двухчелюстная капа. Данная модель подходит как для начинающих спортсменов, так и женщин. Изделие обеспечивает максимальную защиту челюсти при начальном уровне подготовки.

Особенности ухода за капами

Это важная часть использования данного аксессуара. Ухаживать за капами просто, придерживаясь следующих советов:

  • хранить нужно в специальном контейнере, что защитит от пыли и грязи;
  • после того, как капу сняли с челюсти, её нужно прополоскать большим количеством проточной воды;
  • при необходимости, периодически допускается чистить изделие зубной пастой и щёткой;
  • для санитарной обработки нельзя использовать кипяток, с этой целью применяются специальные фармакологические средства, которые в широком ассортименте представлены в аптеках.

Уход за капой

Распространённые ошибки

Не всегда процесс варки капы проходит без проблем. Сложно неправильно сварить капу, но это происходит в случае, когда изделие помещается в воду неправильной температуры;

  • аксессуар становится твёрдым, когда его кладут в холодную или недостаточно нагретую воду, а также, если он долгое время находится при высоких температурах (около 100 градусов Цельсия);
  • появились пупырышки – изделие слишком долго находилось в кипятке;
  • если варится тонкая и дешёвая капа она может буквально расплавится, чтобы этого не произошло нужно строго придерживаться установленных температурных режимов и времени нахождения изделия в воде.

Частые вопросы

Начинающие спортсмены могут не знать некоторых нюансов не только варки, но и использования капы. Самыми распространёнными вопросами являются следующие:

  • Как сделать капу? Изделие продаётся в готовом виде, поэтому самостоятельно его сделать нельзя.
  • Что делать после покупки с капой? Перед использованием аксессуар нужно сварить, используя описанную выше инструкцию.
  • Как должна сидеть капа? Важно, чтобы изделие плотно держалось на верхней челюсти без дополнительной фиксации нижней.
  • Все ли капы нужно варить? Не для всех кап можно проводить данную процедуру. Перед приобретением эту информацию стоит уточнить у продавца.
  • Как правильно варить двухстороннюю капу? Двухчелюстная модель варится по описанной выше инструкции, но манипуляция выполняется два раза.

Варка капы – это обязательная процедура. Чтобы получить качественное изделие, которое обеспечит надёжную защиту зубов, нужно правильно подобрать и подготовить данный аксессуар. Лучше всего приобретать капу в специализированных магазинах, занимающихся реализацией спортивного инвентаря.

Олег Викторович

Начинающие спортсмены часто пренебрегают использованием капы, что приводит к серьёзным травмам. Главная цель капы – это обеспечение защиты зубов и челюсти, поэтому так важно правильно подобрать данный аксессуар. Его использование сводит к минимуму вероятность получения травмы и снижает нагрузку при сильном ударе.


Кап- это наросты и утолщения, которые встречаются на стволах березы, клена, дуба, ореха, сосны и т.д. Возникают такие наплывы в местах разрастания тканей:


Его название происходит от славянского “кап”- голова. И действительно кап напоминает на дереве человеческую голову. Кап встречается на ветвях старых деревьев, на стволах. Также встречается капо-корень, это кап, который образовался у корневой части дерева. Самые крупные капо-корни достигают в диаметре 2м. Из капо-корня часто делают мебель:


Как это необычайно прочный и чрезвычайно декоративный материал, который ценится наравне с древесиной ценных пород.Текстура его рисунка на распиле- это переплетение годичных слоев, сердцевины спящих почек в виде концентрических кругов и темных точек. Спящих почек больше у стволового капа, чем у капо-корня, поэтому его фактура более выразительна:


Заготавливают кап только с поваленных деревьев в местах лесопилок. После того, как кап срезан, его освобождают от коры, сучков, смолы. Затем заготовку кипятят в 5% растворе поваренной соли. Длительность кипячения зависит от диаметра заготовки: до 10см в диаметре кипятят около часа, большие заготовки кипятят до 3-5 часов.

Кипячение нужно для нейтрализации сока внутри заготовки, так она быстрее сохнет. После кипячения, пока заготовка не высохла, ее очищают от остатков коры. Кипячение делает текстуру рисунка более выразительной. Затем заготовки высушивают несколько недель в помещении, либо в течении нескольких часов в сушильном шкафу или на батарее. После этого кап распиливают на пластинки. После этого дают всю волю фантазии, следя за тем, чтобы ваши замыслы не противоречили естественной красоте древесины, подчеркивая ее структуру. Внутреннюю часть изделия выбирают теслом, полукруглыми стамесками, клюкарзами. При чистовой обработке изделия удаляют лишние сучки, стараясь выявить игру разных слоев древесины, шлифуют наждачкой. Мелкие трещинки можно зашпаклевать, смешав мелкие опилки с клеем ПВА. При желании изделие можно тонировать морилками или естественными красителями, такими как луковая шелуха, ольховые шишки и т.д. Можно покрыть готовое изделие лаком или восковой мастикой.

Из капа изготавливают красивые шкатулки, курительные трубки, шахматы, рукоятки для ножей:

А также из капа получаются очень декоративные вазы, подсвечники и просто скульптуры для украшения интерьера природных форм:

    Похожие записи
  • Интарсия по дереву. Видео техники интарсии
  • Плетение циновки из рогоза своими руками
  • Рисунки и эскизы для выжигания по дереву. Животные

Заготовка древесины для поделок

    Ангелина:
    06.08.2014 в 2:09 пп

Немногие люди занимаются таким ремеслом, а на пилорамах их вообще выбрасывают или сжигают

29.09.2015 в 1:10 пп

Действа по выварке капов в солёной воде, многолетней сушке, запарке в стружках и т.п. – суть бессмысленное “колдовство”, отвращающее людей связываться с наростами. Варка нужна только в случае, если надо удалить кору, обнажив игольчатую структуру поверхности древесины.

В остальных случаях замените выварку на СВЧ прогрев капа с последующей сушкой и распиловкой на пластины. Цвет капу лучше придавать на стадии прокраски готового изделия с последующей тонкой шлифовкой и полировкой. 1. Прокрашивание лучше осуществлять жирорастворимыми красителями. Остальные так или иначе маскируют текстуру материала. 2. Можно использовать “внутренние” возможности древесины к проявлению её текстуры. Древесина представляет собой сложный композит из целлюлозы и лигнина. Каждый из них имеет свои области и направления термического разложения. Например, карамелизация целлюлозы при нагревании придаёт капу цвета от жёлтых до медовых и далее – до тёмнокоричневых. Нагревание можно осуществлять “сухим” пропариванием или вывариванием в масле. Последнее само даёт красители при подгорании: чем старее (чернее) масло, тем лучше. Лигнин, как производное от оксикоричного спирта, хорошо связывает ионы металлов, например железа, но об этом здесь уже писали – как протравливать поверхность солями железа. Скажу лишь, что дополнительная термическая обработка древесины, пропитанной некоторыми ионами металлов, даёт красивый контрастный чёрно-белый рисунок поверхности. Но при этом теряется “глубина”, перламутровость капа.

14.10.2015 в 7:15 пп

К чему такие безапелляционные заявления на счет варки заготовки?Как правило,такие заявления делают люди,сами не имеющие опыта в этом деле.Я достаточно много работаю с сувелями и капами и смею Вас заверить,что варка в соленой воде-отличный способ сушки.А если нужно еще при этом и окрасить древесину,то в раствор добавляют опилки или кору.Именно они красят заготовку.Пробовал я и сушку в печке СВЧ.Да,метод пригоден,но только для небольших заготовок.

23.10.2015 в 12:29 пп

Смею Вас заверить, что работаю по капу с 93-го. И технологию полностью сам разрабатывал – как профессиональный химик (тогда ещё не было чудо-интернета:)). Не нашёл разницы между “пассивной” сушкой капа с покрытым нитролаком спилом и “сушкой” вываркой. Хлопот только меньше. Изделия предпочитаю прокрашивать уже после их изготовления: легко менять палитру и полутени, из одного куска можно делать изделия с разной насыщенностью цветов, а не как повезёт в “традиционной” технологии.

22.11.2019 в 4:40 пп

есть в наличии заготовки и даже законченные изделия . этим ремеслом занимался папа, его уже нет, жалко что они лежат, их достаточно много. напишите, может они вам нужны

10.12.2019 в 11:42 дп

Здравствуйте, а буквально случайно нет ли нескольких брусочков капа или сувели?

15.01.2020 в 4:19 пп

02.03.2020 в 11:42 пп

добрый день! Ваше предложение еще в силе касательно заготовок и готовых изделий? может есть инструмент ?

19.03.2020 в 3:05 пп

Наталья, если предложение актуально, напишите на почту Интересуют деревяшки. Спасибо, Вера

23.10.2015 в 12:42 пп

…вот и сейчас взглянул на кусочек размером с голову, пропаренный 40 мин в СВЧ в 4 подхода с промежуточной выдержкой для выхода пара. Через две недели он сухой, без трещин. Сушу с корой, ибо люблю включать в композицию и участки коры. Чтобы они не отскакивали и не давали усадки при контрастировании текстуры, делаю предварительную пропитку участка “эпоксидкой”, предварительно прогрев изделие до 100-110 С. Её остатки снаружи затем тщательно сошлифовываются.

11.03.2018 в 6:58 дп

Можно Вам задать несколько вопросов,очень заинтересовался этой темой.Напишите ,пожалуйста,на почту

02.11.2015 в 1:30 пп

Ждал продолжения дискуссии… Придётся монологом:)

Сушка варкой в подсоленой воде, конечно, выглядит оригинально. Намочить, чтобы высушить. Вся “соль” такой сушки – в соли. Из-за осмотического давления лопаются клетки в древесине. Это способствует быстрому удалению воды из этих клеток. СВЧ обработка даёт то же самое – клетки взрываются изнутри паром.

Растрескивание при обычной сушке вызвано тем, что более тонкие части древесины высыхают быстрее, давая усадку. Все напряжения “на разрыв” при этой усадке уходят в более толстые, ещё влажные, части и вызывают их растрескивание. Для устранения этого явления можно перенять приёмы из технологии керамики – прокрашивать водонепроницаемой краской (или парафином) именно тонкие части, оставляя свободное пятно древесины как раз напротив её толстой части. Тогда не будет коробления и растрескивания. Не пробовал, ибо с большими капами, не вмещающимися в СВЧ печь, почти не работал, а если и бывали редкие таковые – полностью закрашивал и сушил в кладовке “через кору” в течение года.

17.02.2017 в 12:24 дп

Попался мне кап вяза 1 метр диаметр. Подскажите как сушить? Буду пробовать работать с ним..

02.03.2019 в 5:16 пп

Павел, можно подробнее про сушку в СВЧ. Сколько всего времени? Сколько перерывов? Продолжительность перерывов? Температура?





Ценная утварь из капа и сувеля

остается визитной карточкой мастеров из Коми

Мало кто может остаться равнодушным, держа в руках изделия из капа и сувеля. Туристы увозят из Коми эксклюзивные чаши-утицы и прочие изделия из этого уникального природного материала – наростов на стволах деревьев. О традициях и тонкостях резьбы из капа и сувеля рассказал один из ведущих в Коми мастеров этого направления Василий Попов.



Кап и сувель с незапамятных времен использовались для изготовления домашней утвари. Народные умельцы ценили и ценят их за природную красоту текстуры и прочность. В фондах Национального музея Республики Коми хранятся старинные предметы домашней утвари из сувеля и капа, преимущественно конца XIX-начала XX вв. На логотипе музея, кстати, изображена стилизованная утица – шестиголовый ковш из сувеля, изготовленный в единственном экземпляре и хранящийся в запасниках музея…


Традиционный промысел не утратил своего значения и сегодня. Целый ряд мастеров в республике не просто режут из этого материала простые вещи для быта, но и создают изделия высокого художественного уровня, представляют их на профильных выставках и неизменно получают за них награды. Это Олег Махов, Виктор Кустов, Леонид Агеев, Олег Лялько, Андрей Шилько. И, конечно, наш собеседник – Народный мастер России Василий Васильевич Попов.


Люди обычно называют наросты на дереве капом.

– На самом деле таких наростов несколько видов: кап, капокорень (кап, наросший не на стволе, а на корнях дерева), сувель (свиль), – рассказывает Василий Васильевич. – Есть даже капосувель – сувель, пронизанный почками, то есть нарост смешанного типа. Но вообще-то капосувеля в официальной классификации нет, это слово – из нашего профессионального слэнга. Нарост – это резкое утолщение древесины на стволе дерева, его ветвях или корнях. Чаще всего наросты образуются, когда дерево получает травму механического или биологического происхождения, – это защитная реакция дерева на какой-то произошедший с ним катаклизм. По сути, кап – это скопление спящих почек, которые при благоприятных условиях могут дать поросль, то есть новую жизнь поврежденному или погибшему дереву. Нарост состоит из неправильно расположенных, как бы перепутанных волокон. О древесине с таким пороком говорят, что она свилеватая. Ее трудно обрабатывать топором и рубанком. Но у нее свои плюсы: повышенное сопротивление к раскалыванию и неповторимая, причудливая текстура. Более ценные наросты – кап с изысканной, оригинальной текстурой, менее ценные – свиль, у которых рисунок расположения волокон обычно беднее, чем у капа.


Творческий процесс у Василия Попова начинается с добычи материала. В нашей природной зоне самые красивые наросты растут на стволах берез. Чтобы их добыть, нужно или взобраться на березу и отпилить сувель или кап, или свалить дерево и спилить наросты со ствола уже на земле. Чтобы не губить живые деревья, Василий Васильевич валит тонкий сухостой, тащит его к дереву с нужным наростом, привязывает жерди и с помощью этой конструкции забирается с бензопилой (прежде было с топором и ножовкой) наверх и выпиливает нарост, как бородавку. Место отпила потом зарастает и дерево остается жить дальше.




Технологию резьбы Василий Попов осваивал тоже сам, методом проб и ошибок. Формы некоторых изделий к нему приходили в снах – потом мастер их воплощал. Между тем, сувель и кап гораздо прочнее, тверже обычной древесины, соответственно намного сложнее в обработке…





– Технология – дело наживное, – рассуждает Василий Васильевич. – Вот два сухожилия насквозь пробил себе стамеской – неправильно держал изделие. Один раз электроинструментом так повредился, что два месяца провел в гипсе. Тут как в армейской поговорке: если не хватает мозгов, будем доводить через ноги. У меня было через руки…


За 40 лет счет изделиям, созданным Василием Поповым из сувеля и капа, идет на тысячи. Они разлетелись по всему миру в качестве сувениров и VIP-подарков. Их покупали российские руководители и бизнесмены всех рангов и иностранцы, многие изделия мастер сам дарил, да и сейчас дарит друзьям на праздники. Что-то ушло на обмен с другими мастерами. В Сыктывкаре его работы можно приобрести на сезонных и праздничных ярмарках, а еще в сувенирной лавке .












Мебель из слэбов, массива, и разные разности

Вот такой срез сувели березы привезли в мастерскую, пока предварительно планируем сделать журнальный стол.


Сама заготовка такого материала была не самым простым делом, мало того что его нашли в лесу, так ещё с трудом вывезли, затем сувель распилили на части, но и после этого по особой технологии варили пару недель, а потом ещё и сушили пару лет.

В общем это целая эпопея, и в виду того что столько всего было проделано только для заготовки и исходя из размера цена такого материала уже становится сильно высока. И это ещё не сам стол.

Нужно обдуманно подойти к работе, и с минимальными потерями в толщине заготовки сделать ровную столешницу.

Был бы кап таких размеров так ещё ценность выше была бы, но как считается кап редкость и вот так специально его ещё нужно поискать. И речь не про маленький кап, а таких размеров чтоб хватило на столешницу.

В кратце напишу тут в чем отличия капа и сувели, чтоб не залезать в wiki и прочие источники.

Замечено, что в среднем на одно дерево с капом приходится от трех до пяти тысяч деревьев без такового образования.

оздавать резной узор на капе не имеет смысла, поскольку фактура и текстура древесины красива сама по себе.


Первые наши работы мы раздарили знакомым и близким, в основном делали вазочки и светильники из коряг, сувеля. Далее нам захотелось делать вещи посерьезнее и изготовили партию настольных ламп, ночников,бра. Потом уже доросли до создания мебели: столов, табуреток, тумбочек и люстр.

Теперь о столах, они делятся на две категории со столешницами из КАПА и наборные. Березовый кап большого размера -это довольно редкое явление, а вывести его из леса тоже не так просто. Заготавливать кап следует строго осенью и зимой когда нет сокодвижения. Вытаскивать кап из леса до дороги приходится на волокуше из жердей, потому как сани просто утопают в снегу (зимой) Занятие довольно веселое)) Далее уже в мастерской распускаем на блины и сушим около года, а потом пускаем в дело.

Готовые и высушенные диски шлифуем, на что уходит порядка двух дней, не более. Затем подбираем подходящие ножки из коряг, подбираем по цвету и конфигурации, мы не тонируем изделия стараемся сохранить естественный цвет дерева.

С наборными столами намного проще, здесь мы используем ветки, разных пород дерева, а именно их круглые спилы. Заготовки сушатся около недели в теплом помещении (баня) Срезы диаметром более 5 см сушатся дольше, примерно около месяца. Далее берем подготовленные спилы дерева и приступаем к созданию рисунка столешницы, вначале выкладываем более крупные спилы, а промежуток между ними заполняем мелкими срезами. На стол размерами 1 х 2 м уходит приблизительно неделя. Затем все выравнивается и заливается эпоксидной смолой, шлифуется, покрывается лаком и стол готов! На все про все уходит порядка одного месяца иле немного больше. Сейчас мы более избирательно подходим к поиску древесины, а именно ищем ту в которой начались гнилостные процессы, она расцвела, но не загнила, такая древесина самая красивая. В качестве исходного материала используем в основном березу, осину, липу, дуб. Вот вроде и все, а теперь посмотрите и оцените наши работы. Заранее всем спасибо.

Мебель ручной работы из капа, коряг, сувели, спилов дерева своими руками.


































Читайте также: