Календарь природы для детского сада своими руками во второй младшей группе

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Автор: Иванова Екатерина Александровна

Населенный пункт: город Тула

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

Все мы знаем, что игра – это самый важный вид деятельности в воспитании и развитии ребенка. В игре формируется личность ребенка, его морально - волевые качества. Игры способствуют развитию у детей любознательности, наблюдательности, вызывают интерес к природе. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения детей: это и планировать свои действия, и распределять их по времени и между участниками игры, и оценивать результат игры и т. п. Дидактические игры являются наиболее эффективным средством, способствующим успешному решению задач по экологическому воспитанию дошкольников.

Главным принципом при ознакомлении дошкольников с природой является принцип наглядности. При помощи наглядных пособий и происходит передача имеющегося опыта от взрослого к детям.

Я очень долго думала над обустройством уголка наблюдения за погодными и природными явлениями, для знакомства с характерными особенностями следующих друг за другом времен года. Применение обычных печатных календарей погоды не всегда эффективно, они сложны для понимания и мышления. И я пришла к вот такому решению проблемы.

Я сделала многофункциональное дидактическое пособие "Календарь природы" из фетра, которое позволяет доступно организовать образовательную деятельность, поддержать естественный, познавательный интерес у детей, позволяя демонстрировать существующие экологические связи в природе. Кроме того, оно является декоративно-эстетическим оформлением группы.

В каждом уголке природы детского сада должен быть организован свой календарь природы. Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей. У ребенка, который только начинает понимать окружающий мир, изменения в природе вызывают огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней.

При работе с календарём у детей развивается наблюдательность, воображение и логическое мышление, совершенствуется мелкая моторика рук, формируется эстетический вкус. Дети учатся внимательно всматриваться в окружающее, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины.

Актуальность данного игрового пособия заключается в том, что с его помощью можно надолго сохранить в памяти детей интересные впечатления от наблюдений, развивать способность воспринимать и осмысливать природные явления, отражать увиденное в простейших схематических изображениях, умение "читать" календарь.

- формирование представлений детей о чередовании времён года и их характерных особенностях по совокупности признаков и примет;

- учить детей наблюдать за сезонными явлениями в живой и неживой природе, сравнивать и обобщать полученную информацию в ходе проводимых наблюдений, бесед, образовательной деятельности;

- развивать наблюдательность, образное мышление, внимание, память, кругозор;

- формировать желание отражать красоту природы в художественно – творческой деятельности;

- воспитывать любовь, бережное отношение к природе, умение замечать красоту в окружающей нас природе.

Календарь многофункционален. Он используется как пособие по ознакомлению с природой, развитию речи, логике, в дидактических играх, в индивидуальной работе с детьми, а также еще можно использовать как дополнительный материал к дидактическим играм.

Это пособие предназначено для занятий и игр с детьми в возрасте от 2 до 7 лет (со 2 младшей до подготовительной группы), в различных образовательных областях: познание, речевое и художественное развитие, ориентировка в пространстве. Данное пособие представляет собой книгу, на каждую страничку которой наклеен фетр. Взрослый, используя его, знакомит детей со временем года и его сезонными признаками, названием месяцев и их последовательностью, днями недели и т. д.

Что же представляет собой календарь?

На первой страничке педагог совместно с детьми выставляет текущую дату, например, 12 октября 2020 года, при этом из представленного набора цифр и названий месяцев ребенок выбирает необходимые ему. Все таблички с названиями месяцев и днями мобильны. Читающие воспитанники подготовительной группы путем прочтения названий всех двенадцати месяцев выбирают нужный и прикрепляют его в нужном месте. Остальные дети запоминают зрительный образ слова, зная его значение. Дети подготовительной группы свободно считают в пределах двух десятков. По аналогии запоминают счет в пределах третьего десятка, умеют писать цифры, поэтому могут легко выставить сегодняшнее число.

Четвертая страничка посвящена наблюдению за природными явлениями: ясно, облачно, переменная облачность, снег, дождь, гроза, сильный ветер, радуга. При помощи двигающейся стрелочки ребенок выбирает необходимую погоду.

Подписи к временам года на липучках, поэтому легко снимаются и прикрепляются.

На шестой страничке – дневник наблюдений, где дети могут отметить, кого увидели на улице во время прогулки или по дороге домой: каких птиц, насекомых и т. д. Это позволит надолго сохранить в памяти интересные впечатления от наблюдений на участке, прогулки, экскурсии.

Пособие используется как в непосредственно - образовательной деятельности так и в процессе индивидуальной деятельности в уголке природы.

А еще, используя данный материал, можно играть в разные дидактические игры.

Картотека игр к дидактическому пособию.

Цель: закреплять знания признаков различных времён года, воспитывать познавательный интерес.

Игровая задача: правильно прикрепить названия каждого из времен года и назвать приметы каждого сезона года.

Цель: развивать у детей внимание, наглядно – образное мышление, речь – доказательство, умение замечать несоответствие.

Игровая задача: Воспитатель неправильно размещает названия времен года, дети находят ошибки и объясняют их.

Цель: активизировать речевую деятельность детей.

Игровая задача: ребенку предлагается выбирать время года и рассказать об основных изменениях в природе, в одежде и занятиях детей в это время года.

Цель: активизировать речевую деятельность детей.

Игровая задача: воспитатель описывает какое-либо время года или природное явление, ребенок должен отгадать.

Цель: активизировать речевую деятельность детей, фантазию и воображение.

Игровая задача: ребенок должен придумать сказочный сюжет о каком-нибудь природном явлении, а затем рассказать остальным игрокам свою сказку. Воспитатель наводящими вопросами помогает

Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача — сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.

Автор: Спицына Людмила Александровна

Населенный пункт: Архангельская область, д. Моржегоры

Календарь природы создан для систематического наблюдения сезонных изменений природы, ориентировки по дням, неделям, месяцам, временам года и знакомству со временем; представлен в виде настенного панно, сделанного из панелей.


В пособие входят:

В ходе работы с календарем решаются такие задачи, как:

- формирование элементарных представлений о фенологических явлениях природы. Дети учатся сравнивать, сопоставлять и устанавливать причину и временную зависимость явлений.

- знакомство с правилами поведения в природе.

- воспитание любви и бережного отношения к природе.

Заполнение календаря природы в ДОУ - важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные обозначения. Обучает детей умению использовать и понимать символы.

С помощью календаря дети наглядно, в доступной игровой форме на протяжении всего года определяют год, время года, месяц, день недели и число месяца; а также, усваивают - как в процессе смены времен года меняется погода; что происходит в растительном и животном мире; что происходит в деятельности человека.

Цель данного методического пособия - познакомить детей с доступными явлениями природы и их сезонными изменениями, дать представление об элементарных понятиях, связанных с миром природы.

Закреплять представления детей о последовательности времён года;

Развивать познавательный интерес, умение сравнивать и обобщать;

Продолжать формировать умение высказывать свою точку зрения;

Развивать умение узнавать и называть времена года, выделять признаки времён года.

Воспитывать любовь к природе.

-познакомить детей с названиями, последовательностью дней недели,

- научить детей в игровой форме дням недели,

-закрепить в активной речи названия, последовательность дней недели,

- развивать внимание, память, мышление.

Спасибо за внимание.

Спицына Людмила Александровна

Образец диплома за участие в конкурсе

Образец диплома за участие в конкурсе

Образец диплома за публикацию статьи

Образец диплома за публикацию статьи

Образец диплома за участие в конференции

Образец диплома за участие в конференции

Образец диплома конкурса для воспитанников

Образец диплома конкурса для воспитанников

Образец диплома в бумажном виде

Образец диплома в бумажном виде

Партнеры
Документы

Образец.

В садике озадачили воспитатели — нужен стенд Календарь природы. Показали образец. Сказали нужно сделать что-нибудь с кармашками, хоть из картона, а картинки мол сами сделают.

Посмотрел интернет, цена образца оказалась в районе 2300, а варианты попроще из картона в районе 1000 стоят. Решил сделать стенд самостоятельно, благо всякого хлама дома много, выкидываю мало — жалко.


Этот развивающий плакат можно повесить в группе и каждый день с детьми менять карточки - какая погода за окном, в чем они пришли в садик, какой сегодня день недели.

Что из себя представляет календарь погоды на липучках

В состав игры входит:

  • Поле с отмеченными местами для приклеивания карточек.
  • 7 карточек с днями недели
  • 4 карточки с изменениями в природе
  • 4 карточки с одеждой по сезонам
  • 8 карточек с явлениями природы


Каждый день дети должны наблюдать за погодой и приклеивать нужные карточки в календарь.

Как своими руками сделать игру на липучках

Распечатайте шаблоны, вам понадобится 4 листа а4. Заламинируйте распечатанные листы. Можно использовать пленку для горячего ламинирования 65-125 мкм. Чем плотнее пленка, тем тверже получатся игра. Вырежьте все карточки. Приклейте липучки к игровому полю и карточкам.


Как ламинировать при помощи утюга

Возьмите распечатанный лист и поместите его между клеевыми слоями пленки. На гладильную доску положите лист бумаги, на него заготовку в пленке, сверху еще один лист бумаги. Нагрейте утюг до средней температуры (возможно придется поэкспериментировать с нагревом утюга).

Проведите несколько раз утюгом. Убедитесь, что нет пузырей и дайте заготовке остыть. При хорошо нагретом утюге пузыри не образуются. После этого можно приступать к вырезанию.

Все материалы для печати представлены в удобном формате PDF.

Комментарии ( )

Написать комментарий

Похожие статьи


Новогодняя игра на липучках для малышей тигры 2022





Игра предметы русского быта




© 2020 Творческая мастерская Авокадо

  • Поделки
  • Развитие и обучение
  • Раскраски
  • Распечатай и играй
  • Статьи
  • Квесты
  • Опыты и эксперименты для детей
  • Головоломки для детей и взрослых
  • О нас
  • Новый год 2022

Мы в социальных сетях:

Наш сайт использует файлы cookie. Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie

Читайте также: