Как ясень сделать черным

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Род ясеня насчитывает 70 видов, из них на территории СНГ растет 9. Их можно встретить на Дальнем Востоке, Средней Азии, Кавказе, Украине, Белоруссии и Прибалтике. Все они относительно теплолюбивые растения, поэтому севернее Москвы и Петербурга не встречаются. На Дальнем Востоке наиболее распространен ясень маньчжурский, а в европейской части – ясень обыкновенный. В Центральной Европе ясень, наряду с буком, относится к основным древесным породам, так же как и пиломатериалы из лиственницы, которые заготавливаются в промышленных масштабах.
Большинство представителей рода ясеня – деревья-великаны, вырастающие до 40 метров высоты. Живут 190-260, иногда 350 лет, диаметр ствола может быть до 2 м. Заготавливают древесину из деревьев, возраст которых составляет 75-95 лет.
Текстура
Ясень относится к ядровым породам деревьев. Текстура очень красивая, резко выраженная, рисунок в виде полос, образованных хорошо видимыми годичными слоями, и напоминает дубовую текстуру (неопытные мастера часто путают эти две породы). Годичные кольца и неширокие сердцевинные лучи просматриваются на радиальных и тангенциальных разрезах. Цвет древесины светло-серый, с оттенками желтого или розового цвета. У старых деревьев цвет ядра может быть темнее цвета заболони, но резкой разницы по цвету между ними нет.
Физико-механические свойства
Ясень относится к плотным и твердым породам. При влажности 12% средняя плотность древесины составляет 690 кг/куб.м. Ясень имеет высокие показатели по прочности и вязкости, очень износостойкий и эластичный, обладает значительной способностью сопротивляться ударным нагрузкам. В распаренном состоянии прекрасно гнется, способность держать крепежные элементы (шурупы, гвозди) при отделке и строительстве деревянных домов высокая. Но, в то же время, слабоустойчив против гнили и насекомых-вредителей, поэтому требует защиты от воздействия неблагоприятных факторов.
Сушка
Ясень при сушке мало коробится, но может растрескиваться. Поэтому режимы сушки должны тщательно соблюдаться, ускорять этот процесс нельзя. Пиломатериалы должны сохнуть под навесом не менее 2-3 лет, и только после этого их можно применять для изделий.
Обработка
Хотя ясень относится к твердым породам, обработка ручным и механизированным инструментом не представляет особых сложностей. Самое главное, чтобы инструмент был острым. Так как древесина ясеня крупнососудистая, то поперек волокон режется плохо и для мелких изделий не очень подходит. Шлифуется хорошо, поверхность при этом приобретает мягкий матовый блеск. Прекрасно точится на токарных станках. В распаренном состоянии отлично гнется, поэтому широко используется при изготовлении гнутых изделий. При отделке прозрачными лаками и политурами необходима предварительная операция по заполнению пор древесины. Плохо пропитывается защитными составами, поэтому для изделий, эксплуатирующийся на открытом воздухе, желательно не использовать. Отделку морилками лучше не применять, так как при этом древесина приобретает сивый оттенок, поэтому естественный цвет предпочтительнее.
Изделия
С древних времен из ясеня изготавливали весла, боевые палицы, луки и древки стрел, посуду, колесные ободья и спицы. Полы, благодаря высокой износоустойчивости древесины, служили не один десяток лет. Из ясеня изготавливали воздушные винты самолетов, кузова автомобилей, обшивку железнодорожных вагонов.
В настоящее время из него изготавливают теннисные ракетки, клюшки и лыжи, спортивные луки. Очень хороши ручки для инструмента, топорища, черенки для лопат, граблей и других инструментов, изготовленные из древесины ясеня. Лучшими, считаются деревянные конопатки из этого дерева применяемые для пробивки межвенцового утеплителя в срубах домов и бань из дерева.
Мебель, изготовленная из массива этого дерева, служит десятилетиями и сохраняет при этом благородный внешний вид. Часто ее украшают резьбой. Шпон применяют для облицовки мебели, изготовленной из менее ценных пород деревьев, для отделки панелей на стенах помещений. Гнутая мебель из ясеня очень надежная в эксплуатации.
Очень популярны полы из ясеня, как в виде цельной доски, так и в виде паркета. Такие полы наполняют помещение энергетикой, светлая древесина вписывается в любой интерьер.
Широко применяют древесину ясеня для изготовления резной посуды, точеных чаш, различных сувениров. Очень ценятся изделия, изготовления из капов ясеня. Это, в первую очередь, различные шкатулки, мелкие сувениры и украшения. Считается, что различные броши, бусы, браслеты, кулоны из ясеня помогают человеку обрести духовность, способность ярко видеть окружающий мир.
Настоящий мастер всегда найдет применение древесине этого благородного дерева.

Данная тематическая статья принадлежит эксперту в области деревообрабатывающей промышленности, специалисту с многолетним стажем работы в сфере деревообработки - Зеленцову Юрию Николаевичу. Копирование статьи без письменного согласия данного эксперта категорически запрещено.

Гид по электрогитарной древесине [перевод]

Характер звука электрогитары зависит сразу от нескольких факторов: звукосниматели, струны, длина мензуры, устройство струнодержателя. Очень многое зависит от дерева, из которого сделаны корпус, гриф и накладка. По сути, это 90% конструкции гитары. На конечный результат всегда влияет комбинация используемых сортов древесины. Датчики и фурнитуру можно сменить при желании — дерево же остается навсегда.

Теперь каждая гитара, в конструкции которой используется редкая древесина, должна быть сертифицирована. Это необходимо, если инструмент пойдет на экспорт. В общем, изготавливать гитары стало сложнее, а цены на них подросли. К счастью гитарных компаний, пару лет назад некоторые запреты были сняты.

Почему дерево звучит по-разному?

Общеизвестно, что некоторые виды дерева звучат ярче, глубже или полнее. Но не все знают, почему.

Представьте, что есть две комнаты, одна из которых большая, а другая маленькая. В маленькой комнате звучание гитарных аккордов будет более четким, но менее долгим из-за того, что звуковая энергия не найдет свободного пространства. В большой комнате звук покажется менее ярким, однако эффект эхо сделает его долгим.

Теперь с этого же ракурса посмотрим на древесные волокна. Если древесина плотная, то между ее волокнами не будет места для энергии — резкая атака и яркость. Если древесина неплотная, то места для энергии будет больше и гитара иначе отреагирует на удар по струнам: мы получим больше сустейна и резонанса.

Древесина для гитарных корпусов

Мы собрали все самые популярные сорта акустической древесины, из которой делают корпуса электрогитар. Стоит отметить, что из этой же древесины часто делают грифы. Иногда мастера комбинируют разное дерево, чтобы добиться определенного звучания для того или иного жанра.

Ольха

Основными поставщиками ольхи считаются Россия, Европа и Северо-Западная Африка. Ольха пользуется спросом из-за ее небольшого веса и универсальности.

Среди музыкантов принято считать, что ольха дает самый сбалансированный звук, если брать в расчет основные виды дерева. Ольха обеспечивает примерно одинаковое количество низких, высоких и средних частот. Звучание, как говорится, получается полным. Однако из-за плотности дерева есть небольшой акцент на верхней середине. Этот акцент делает звук отчетливее. Ольха — это что-то среднее между ярким и глухим характером звучания.

Известно, что ольха подходит для рока и блюза. Тем не менее, ее сбалансированность станет хорошим выбором для музыканта, играющего сразу в нескольких жанрах. Лео Фендер еще с середины 50-х использовал ольху как основной материал для корпусов своих гитар.


Помимо прочего, ольха стоит относительно недорого. Как правило, она не используется в комбинациях с другой древесиной — ольху редко чем-то покрывают. Иногда ее также используют для ламинирования. А вот для грифов и накладок она не годится, так как здесь нужно более прочное дерево.

Плотная однородная текстура ольхи проста с точки зрения обработки, хотя обработанный ясень смотрится интереснее. Чаще всего для ольховых корпусов применяют непрозрачное покрытие. С другой стороны, дерево неплохо выглядит под темным прозрачным лаком. Натуральная же ольха обладает красновато-розовым оттенком.

Итог: сбалансированный тон с выраженной верхней серединой, красноватый оттенок, средняя плотность волокон.

Ясень

Существует два вида ясеня: северный ясень и южный, который больше известен как болотный ясень.

Особенность болотного ясеня в том, что его корни растут ниже уровня грунтовых вод. Древесина этого ясеня отличается малым весом и пористостью. Болотный ясень растет на юге США (особенно много — в Луизиане). Как правило, дерево отличается кремовым цветом — его текстура с открытыми узорчатыми волокнами смотрится эффектно. Древесина подходит для прозрачных покрытий.


До середины 50-х годов Fender использовала болотный ясень, но потом компания перешла на ольху. Добывать болотный ясень сложнее, поэтому и стоит это дерево дороже. Тем не менее, и в наше время можно купить новый ясеневый Fender.

Итог: много резонансов на всех частотах, немного срезанная середина, красивые волокна, подходит для прозрачного лака.

Липу для гитар добывают в США. Несмотря на то, что есть четыре вида этого дерева, мастера используют американскую липу, которая растет на севере Великих озер.

Вышеназванная разновидность липы обладает плотными волокнами и однородной текстурой, поэтому древесина практически идеальна для обработки. Липа немного весит и считается весьма мягким деревом. В природе хватает липы, поэтому и стоит она относительно недорого.

Это дерево никогда не используют для топов, грифов и накладок. В натуральном виде липа американская почти белая, но бывают зеленоватые минеральные вкрапления. Волокна липы редко образуют особенные узоры, поэтому липовые корпуса чаще всего покрывают непрозрачной краской.


Махагони

Это дерево очень устойчиво к изменениям внешней среды, оно практически не гниет и поэтому используется в судостроении и для производства мебели. По тем же причинам махагони очень популярно в производстве акустических и электрических гитар. Самым распространенным видом махагони стал гондурасский махагон. Стоит это дерево относительно недорого, существует много плантаций.

Очень важная особенность махагониевой гитары — это большой вес. Такой инструмент будет ощутимо тяжелее липы, ольхи и ясеня. В то же время махагони не так плотен, как другие виды древесины, дающие яркий звук. Окраска зависит от возраста древесины: от желтого и светло-розового до красного и коричневого. Текстура махагони напоминает ясень. Волокна на срезе видны довольно четко, поэтому это красновато-коричневое дерево чаще всего покрывают прозрачными лаками.


У клена очень слабый окрас (зачастую древесина бывает почти белой), текстура плотная, волокна образуют тонкие красивые линии. Из-за повышенной плотности и значительного веса твердый клен делает звучание резким, ярким и не слишком выраженным в плане сустейна.

Клен лучше взаимодействует с высокими нотами, низкие же частоты получаются менее выразительными, но разборчивыми. Звукосниматель с большим выхлопом позволит явно ощутить артикуляцию. Еще одна особенность клена — это чистое звучание аккордов, когда каждая нота слышится отдельно, а не сливается в один общий, смазанный звук.


Будучи прочным, твердым и плотным, клен сахарный подходит для корпусов, топов, грифов и накладок. Кстати, такой клен используют для скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов.

Также, в отличие от твердого клена, мягкий недостаточно прочен для изготовления грифов, но из него делают топы, а иногда даже корпуса, которые получаются очень тяжелыми.

Итог: клен очень ценится как с точки зрения звука (яркий и чистый), так и с точки зрения внешнего вида, разные сорта клена используют для изготовления грифов, корпусов и топов.

Корина

Корина — это особенная древесина, которая обладает своим собственным ореолом в гитарном мире. Дело в том, что из корины изготавливали культовые гитары Gibson Flying V и Explorer. Корина оставила свой след в истории. В то же время гитарные мастера относятся к этой древесине по-разному.

Во-вторых, с кориной очень сложно работать. Любое дерево нужно сначала высушить. Корина сохнет очень быстро, поэтому она часто трескается. Кроме того, зачастую на корине появляются пятна, с которыми после сушки уже ничего нельзя сделать — внешний вид дерева портится.

Также заслуживают внимания

Тополь

По своим свойствам это дерево похоже на ольху, но существует мнение, что тополь лучше справляется с верхней серединой. С точки зрения внешнего вида тополь не слишком ценится, однако иногда встречаются гитары из тополя с очень красивой текстурой.

Бубинга

Тропическая древесина наподобие палисандра. Волокна отличаются повешенной плотностью и, соответственно, дают более яркое звучание. Бубинга светлее палисандра и в большинстве случаев смотрится богаче.

Коа

Коа растет на Гавайях. Карамельный цвет древесины и большие контрастные узоры, создаваемые волокнами, делают ее очень привлекательной с эстетической точки зрения. В плане звука коа похожа на махагони и корину, однако верха получаются немного более яркими.

Орех

По твердости напоминает клен, однако древесина более масляниста, поэтому звук выходит не столь резким. Орех отличается приятным коричневатым оттенком, подходящим для прозрачного лака.

Древесина для накладки грифа

Перечислим основные сорта древесины, из которой делают накладки грифов. Зачастую выбор дерева для накладки обусловлен желанием как-то дополнить или обогатить тон инструмента.

Палисандр

Это дерево стало самым популярным для изготовления накладок. Из-за ограничений (речь о конвенции, которая упомянута в начале статьи) использование палисандра снизилось, но, вероятно, это временно.

Есть два вида палисандра: бразильский и индийский. Палисандр индийский распространен сильнее. Палисандр из Бразилии встречается реже — ограничения не позволяют использовать эту древесину в производстве гитар. Если накладка грифа на вашей гитаре сделана из такого дерева, то считайте, что вам повезло!

Большинство гитар, производившихся за последние 65 лет, оснащались грифами с накладкой из палисандра. Это дерево ценится по разным причинам, но самая важная — его долговечность. Палисандр не подвержен образованию пятен, не истирается и не боится постоянного воздействия в отличие от других, более мягких пород древесины.

Как и палисандр, эбен всегда был и остается одним из основных материалов для накладок. Из-за своего уникального темного оттенка эбен смотрится одновременно изящно и дерзко. В гитарной индустрии используют азиатский и африканский эбен.

Первый отличается наличием явных коричневых полос, которые многим не нравятся. Африканская древесина более однородна и ее используют чаще. Эбеновые накладки нравятся гитаристам, которые играют метал. И это объяснимо — металлистам в принципе нравится все черное. Тем не менее, эту древесину используют и для дорогих акустических гитар.


Эбеновое дерево очень плотное, тяжелое и гладкое на срезе. В отличие от клена эбен содержит повышенное количество натурального масла — древесину можно не обрабатывать. Многие гитаристы любят эбен за то, что он подходит для скоростной игры: на ощупь накладка кажется твердой и очень гладкой. Что касается долговечности, то накладка из эбена будет служить годами, и в этом плане эбеновое дерево даже надежнее палисандра.

Эбен сочетает свойства палисандра и клена. Древесина темная, маслянистая и не требует обработки. Что же касается влияния на звук, то эбен делает атаку быстрой и четкой, но в то же время не урезает сустейн.

Итог: эбен делает звучание гитары более ярким и выраженным, накладка из эбена под пальцами кажется особенно гладкой, черновато-коричневый окрас хорошо смотрится.

Как уже было сказано ранее в разделе о корпусах, клен обладает высокой плотностью, добавляя звуку яркости и резкости. Кленовая древесина светлая и красиво смотрится. Нужно отметить, что кленовая накладка, как правило, означает, что весь гриф сделан из клена — одним цельным куском.

Кленовая накладка придает гитарному звуку ясности, хорошо дополняя любую древесину и фурнитуру. С годами древесина заметно стареет: если за грифом не ухаживать, то появятся полосы и пятна. Некоторым это даже нравится — и они оставляют все как есть. Кстати, именно по этой причине грифы многих винтажных гитар покрыты пятнами и шероховатостями.


Итог: добавляет звуку резкости, хорошо сочетается с неплотной древесиной, обладает светлым окрасом, есть несколько разновидностей с необычными древесными узорами.

Железное дерево

Железное дерево или пау ферро — это прочная древесина из Бразилии, которая начала пользоваться спросом, когда появились ограничения для производителей.

По своим свойствам железное дерево почти не отличается от обычного палисандра. Эти два вида древесины так похожи, что компания Fender начала использовать пау ферро на всех мексиканских гитарах. Однако есть две отличительны черты.

Итог: достойная альтернатива палисандру, придает звучанию инструмента ясность.

Ричлайт

Ричлайт (richlite) представляет собой искусственный материал, созданный специально на замену древесине. Этот материал уже давно используется в гитарной индустрии.

Первым ричлайт опробовала Gibson в середине 90-х. Компания искала материал, который был бы более выносливым и износостойким, чем обычное дерево. Производить ричлайт недешево, зато в результате мы получаем материал, который в чем-то превосходит многие породы древесины, используемые десятилетиями.


Этот материал не боится царапин, жары, на нем не появляются пятна, его не ведет. Для человека ричлайт безвреден. Накладка из ричлайта снижает вероятность искривления грифа, так как ричлайт — это неорганический материал и он не взаимодействует с древесиной, из которой сделан гриф.

Ричлайт делают из бумаги и специальной смолы. Материал могут выкрасить в любой нужный цвет, но для гитар это чаще всего черный, чтобы было похоже на эбен.

Итог: искусственный износостойкий материал с высокими свойствами, не окрашивает звук, не портится с ходом времени.

Один или несколько кусков?

В описаниях часто указано, что гитара сделана из одного куска дерева, однако производители также делают инструменты из нескольких кусков. Причины бывают разными. В чем же разница?

Есть мнение, что многокусковые корпуса даже лучше: процесс склейки древесины увеличивает прочность и плотность древесины, а значит — повышает ее резонансные свойства. Некоторые производители гитар специально пилят один кусок на два, чтобы потом склеить его под прессом. Это касается и грифов. Гриф всегда испытывает напряжение, поэтому очень важно, чтобы он был максимально крепким. В гитарном мире нередко встречаются многокусковые грифы.

Цельнокусковые гитары всегда дороже, так как процесс изготовления такого инструмента сложнее: мастер должен учесть все нюансы заранее и всегда следить за тем, чтобы древесина не треснула. Из-за того, что такие гитары никак не усилены, они подвержены деформации. В любом случае, цельнокусковые электрогитары по сей день стоят дорого и воспринимаются как бутиковые.

Внешний вид ясеня впечатляет: ствол ровный, в диаметре достигает полутора метров, а в высоту поднимается до 30-50 м. Когда дерево только начинает расти, оно имеет коричневый цвет, иногда с примесью зеленого оттенка. По мере роста появляются отчетливо заметные поверхностные трещины, а кора темнеет и становится серой, иногда коричневой.

По ряду показателей (например, прочность и твердость) ясень имеет много общего с дубом. Степень сопротивления к деформациям, вязкость, ударная стойкость намного выше у ясеневой породы. Это делает материал идеальным для применения в тех областях строительной сферы, где особенно важна высокая стабильность доски: производство лестниц, паркета.

Заболонь широкая, этим определяется важная особенность: большой разброс в оттенках бруска. В зависимости от решаемых задач, эта характеристика может быть как плюсом, так и незначительным минусом. В современном строительном деле наблюдается тенденция увеличения популярности применения ясеневых материалов в производстве паркетной доски, однако пока эта порода не слишком широко представлена на рынке. Ясеневая доска неприхотлива в уходе, не меняет цвет, при длительной эксплуатации недостатки не выявляются. По стоимости ясень слабо отличается от ближайших собратьев, дуба и бука.

Порода имеет низкую степень склонности к растрескиванию, в том числе во время неверного режима сушки.

Самый грамотный способ заготовки деловых деревьев ясеневого вида – это постепенные вырубки в умеренном темпе. Однако сейчас обычно происходят сплошнолесосечные рубки.

Особенности строения

Ясень (Fraxinus) относится к семейству кольцесосудистых пород, наделенных ядровой частью. Годичные слои выражены достаточно ярко и визуально заметны на любом срезе. Это происходит из-за анатомических различий на этапе формирования древесины. Так, для области более поздних слоев характерно наличие блестящих светлых точек, которые соответствуют перерезанным небольшим сосудикам. Локализуются эти образования преимущественно у внешнего края годичных слоев. Достаточно бледная ядровая часть часто имеет примесь бурого цвета. Наружный слой широкий, переход к ядру осуществляется неспешно, без резкой границы цвета.

Сердцевинные лучи невооруженным глазом рассмотреть невозможно. Они заметны исключительно на одном виде разреза (радиальном) и выглядят, как маленькие блестящие точки.

Внутренняя структура имеет ряд особенностей, прежде всего это несхожесть цвета у более молодого и более позднего бруса, между ядровой частью и наружным слоем древесины. Мелкие сосудики перерезаются при обработке дерева и определяет узор итоговой доски. Сердцевинные лучи выражены слабо, увидеть их собственными глазами возможно, если разрез был сделан строго радиально. У экземпляров, которые достигли особенно выдающихся размеров, часто отмечается волнистая свилеватость в нижней части дерева. Такой узор очень красиво выглядит на радиальном срезе.

По интенсивности блеска ясеневая доска находится между хвойными породами и дубом. Это происходит ввиду того, перерезанные сосуды не дают образоваться светоотражающей поверхности, особенно это актуально для радиальных разрезов. При этом сердцевинные лучи практически полностью скрыты от взгляда ввиду своих небольших размеров. Измерения показывают, что даже самая скрупулезная отделка оставляет шероховатые выступы размером более 200 мкм, что создает блики и делает уровень блеска поверхности более низким.

Плотность ясеневого бруса примерно равна 680 кг/м3. Распределена неравномерно, у более позднего слоя она в 2-3 раза выше. Своеобразная прослойка между ядровой частью и наружным слоем представляет собой кольцеобразную прослойку спелой древесины. Ее механические характеристики сильно похожи на аналогичные у заболони; отличие заключается в сниженном уровне влажности этой прослойки и ее малой проницаемости для газообразных и жидких веществ. В спелой части нет живых клеток, поэтому водопроводящие элементы ничем не закупорены.

Если сравнивать с хвойными пиломатериалами, можно выделить следующую особенность: у ясеня гораздо слабее выражена способность к поглощению влаги из-за более высокой плотности бруса.

Когда дерево покрывается специальными составами для защиты, оно становится практически неуязвимым к влиянию влаги и не меняет влажность на протяжении даже длительного срока эксплуатации. По этой причине ясеневая порода больше всего подходит для изготовления паркета. Высокая плотность также становится причиной негативной особенности: степень усыхания и разбухания сравнительно велика, ясень считается сильно усыхающим сырьем. Сила напряжения внутри материала, которое возникает во время сушки, намного более высокая, чем у хвойных деревьев.

В сравнении с сосной ясень имеет гораздо более низкую воздухопроницаемость (различие по этому показателю почти 20-кратное). То же самое относится к водопроницаемости. Из-за этой особенности брусок довольно сложно поддается пропитке защитными составами.

Ясеневая доска обладает узором неповторимой красоты и уникальным цветом, при этом показатель прочности превышает аналогичный у дуба (прочнее ясеня только граб). Поразительно высокая сопротивляемость к воздействию деформирующих сил делает ясень совершенно особенным среди всех пород деревьев, которые произрастают на территории Российской Федерации.

Расколоть ясеневое бревно значительно сложнее, чем дубовое. Причина тому заключается в концентрации сердцевинных лучей: так, у ясеня их насчитывается до 15% от общего объема сырья, а у дуба – до 36%.

По сравнению с наружным слоем древесины, ядровая часть имеет более высокую плотность (примерно на 6-8%), показатель прочности также более высокий. Но заболонь является более упругой, по этой причине именно из нее рекомендуется делать гнутые детали.

Инструментальная обработка (резка) затруднена из-за повышенной плотности и ввиду ряда особенностей формирования доски. Существует специальный коэффициент, учитывающий влияние сорта дерева на величину силу, с которой его нужно резать. Для сосны этот коэффициент имеет значение 1, для ясеня – 1.75, для дуба – 1.55. Приблизительно в таком же соотношении находятся показатели, характеризующие степень стойкости инструмента для резки.

Ясень способен удерживать крепежные элементы (шурупы, гвозди) лучше, чем любая другая порода. Способность сопротивляться воздействию грибковых поражений оценивается у ясеня как высокая. Интересно, что уровень биостойкости становится выше с каждым годом роста дерева. Наибольшее значение стойкости имеет комлевая часть.

Из негативных особенностей ясеневого бруса следует отметить морозные трещины, которые возникают из-за сверхнизких зимних температур. По причине образования таких трещин развивается гниль внутри бруса и появляется волнистая свилеватость внизу ствола.

Скорость нарастания капов намного ниже, чем, например, на березе. Уровень сучковатости ясеневых и дубовых пород примерно одинаков. Биомасса ясеня распределяется следующим образом: стволовая часть – 55-70%, корневая часть – от 15 до 25%, ветви – от 12 до 20%.

На территории Российской Федерации более 700 тыс. га заняты ясеневыми лесами, это примерно 0,1% от площади всех лесов России. При этом 200 тыс. га располагаются в Европейской части, а остальные 500 тыс. га находятся в Дальневосточных лесах. По приблизительным оценкам запасы ясеневой доски составляют 120 млн куб. м, что соответствует 0,1% от всего древесного запаса. Спелые леса занимают 300 тыс. га или 0,1% от всей площади перестойных и спелых лесов. В них находится запас древесного бруса в объеме 50 млн куб. м, а это 0,1% всей спелой древесины.

Производятся насаждения бонитета I и II классов, их продуктивность оценивается как средняя и высокая. Запасы спелых деревьев к 100 годам более 300-350 куб. м/га. Новые посадки на местах совершенных вырубок производятся как с помощью семян, так и насаждением поросли; самосев обычно нужно осветлять. Травяные и травяно-кустарниковые, а также кустарниковые ясеневники наиболее распространены в смешанных лесах кедрово-широколиственного типа. В Дальневосточной стороне класс бонитета варьируется от I до IV, а запасы взрослых деревьев от 120 до 160 лет составляют 200-350 куб. м/га и иногда могут достигать 480 куб. м/га.

Ясень в разрезе

Ясеневый вид является кольцесосудистым, годичные кольца отчетливо видны на срезах, полученных под любым углом. Поперечные срезы имеют характерный рисунок из-за мелких сосудиков, которые визуально заметны как извилистые черточки. Светлая буроватая ядровая часть переходит в широкую заболонь белого цвета (с желтоватым оттенком). Сердцевинные лучи в форме блестящих микроточек и черточек хорошо заметны исключительно на радиальных срезах.

Богатство узора ясеневого бруса определяется разницей в цвете между ядром и наружным слоем, между слоями ранних и поздних формаций, а также широтой годичных слоев (для продольного разреза). Перерезанные при обработке сосуды также участвуют в формировании рисунка. Сердцевинные лучи сравнительно легко различимы исключительно на срезах радиального типа, в остальных срезах они незаметны. Нижней части старых особей присуща волнистая свилеватость. Разрез радиального типа обладает наиболее богатым рисунком древесины.

Цветовые показатели ядровой части (тон, чистота и светлота) немного выше, чем у наружного слоя.

Физические свойства

По уровню поглощения воды и влаги ясень выигрывает у хвойных ввиду высокой плотности бруса. Влажность только что срубленной древесины зависит от конкретного вида и имеет довольно широкий разброс (36-78%). После того, как деталь из ясеня покрыта специальным защитным составом против влажности, она не изменит уровень влажности на протяжении всего срока эксплуатации. Именно эта особенность делает ясеневый пиломатериал великолепным сырьем для изготовления паркета.

Высокий уровень плотности имеет негативное последствие: ясеневые породы ощутимо усыхают и разбухают, степень усыхания расценивается, как повышенная. Усушка тангенциального типа равна 8,4% для зоны годичных слоев раннего происхождения, для поздних процент увеличивается и достигает 9,8%. Коэффициент стандартного разбухания (отношение процента изменения габаритов к проценту изменения уровня влажности) варьируется в зависимости от конкретного вида: от 0,19 до 0,54.

Другая характеристика древесного материала – давление набухания. В нормальных условиях оно составляет от 2,66 МПа до 3,12, что в 2 раза превышает значение такого же показателя для сосны. Когда доска подвергается сушке, внутри нее возникают напряжения, которые по силе многократно превосходят те же самые у хвойных пиломатериалов.

При обычной влажности 12%, что соответствует состоянию бруса после атмосферной сушки, среднее значение показателя плотности находится в интервале от 653 до 742 кг/куб. м (в зависимости от конкретного вида дерева).

Пиломатериал самой высокой плотности получается из сумахолистного ясеня, который произрастает на территории Азербайджана. Его плотность составляет 762 кг/куб. м.

Сосна в 20 раз превосходит ясень по степени воздухо- и водопроницаемости, а также по проницаемости другими жидкостными и газообразными элементами. Это позволяет утверждать, что ясеневая древесина с трудом поддается пропитке защитными составами.

Показатель прочности ясеневого пиломатериала очень высок, его значение находится между аналогичным у дуба и граба.

Стойкость к различного рода деформациям является уникально высокой, по этой характеристике ясеню нет равных.

Тонкости эксплуатации и технологические особенности обработки

В процессе обработки влажного ясеневого бруса рамными пилами степень расширения зубьев на сторону от 0,65 до 0,75 мм. Для бруса, который прошел сушку, этот показатель остается таким же, а в случае использования дисковых пил (с диаметром 135-315 мм) уменьшается до 0,3 мм. Для сухой древесины в обработке ленточной пилой: 0,3-0,4 мм, для влажного бруса – 0,40-0,45 мм.

Показатель способности к сгибанию у ясеня составляет 1:2,7, аналогичный для бука –1:2,5, для сосны – 1:11.

В процессе тщательной обработки шлифовальными инструментами невозможно достичь уменьшения неровностей до уровня менее 200 мкм. Так получается из-за нюансов строения бруса. Из-за этой особенности ясеневый материал нуждается в особенной подготовке к финишной отделке, поверхность дерева необходимо грунтовать для полного заполнения пор. Допустима тонировка морилками и вытравление для белого цвета, при этом расход материалов характеризуется как умеренный.

По стоимости изделия из ясеня близки к аналогичным из буковых и дубовых пород. Ясеневый шпон используется для поверхностной отделки других материалов с менее интересным рисунком древесины, а также для создания облицовочной фанеры.

Частое применение ясеня в производстве спортинвентаря обусловлена его выдающейся ударной вязкостью, хорошей способностью к сгибанию.

Ясень пень или не ясень? Начнем с того, что первое, что нужно сделать для определения породы древесины – изучить ее торцевой распил. Это самый надежный способ визуально отличить одну древесину от другой, а затем, в случае неудачи, можно переходить к взвешиванию, обнюхиванию, постукиванию и прочим методам.

Торцевая стороная бруска ясеня

Ясень относится к кольцесосудистым лиственным породам - это значит, что сосуды древесины образуют заметный рисунок вдоль годичных колец, что видно на первом фото. Пористые слои чередуются с более плотными и темными слоями. К такому же типу относится, например, дуб, поэтому порой новичку будет сложно отличить одно от другого.
Слева на фото дуб, справа ясень

Торцевые бруски дуба и ясеня

В отличие от ясеня, дуб имеет ярковыраженные сердцевинные лучи, а поры его более заметные и крупные. Диагональные полосы на торце дуба, которые вы видите на фото – это сердцевинные лучи

Торцевая сторона дуба

Кроме того, дуб чаще всего темнее и обладает зеленоватым оттенком древесины, а из-за содержащихся в нем дубильных веществ при обработке оставляет на пальцах темный налет. Ясень же, если обобщить все попытки описать его цветовую гамму, серо-буро-малиновый в крапинку. На торце он имеет нежно-розоватый и бежевый оттенок и поблескивает серебром. Его можно спутать с карагачем, но тот имеет более разнообразную цветовую гамму с заметным золотисто-зеленым оттенком. Можете понять, где на фото торец ясеня, а где – карагача?


Правильно. Слева ясень, справа карагач. Хотя они и очень похожи друг на друга. Дело в деталях – в оттенке, в особых зигзагах на карагаче между пористыми слоями.

Иногда ясень бывает настолько полосат, что его даже можно спутать с зебрано. Отличить их несложно - полоски у ясеня не настолько контрастны и не имеют коричневатого оттенка. Слева очень полосатый ясень, справа – среднестатистически полосатый зебрано


Если по внешним признакам ясень, все-таки, не выдал себя, можно перейти к более основательным методам. Ясень обладает повышенной вязкостью, поэтому вручную обрабатывать его тяжело. Из-за малого количества сердцевинных лучей ясень не склонен к растрескиванию. Плохо поддается окраске и морению - чаще всего это только портит цвет ясеня. Это плотная древесина (плотность в среднем от 680 кг/м3) и довольно тяжелая - брусочки, представленные на фотографиях имеют вес около 160г, а дуб и карагач тех же размеров - около 135г.

Надеюсь, благодаря этой информации вы сможете без труда понять, какой пень - ясень, а какой нет. А если вы нажмете сюда, вы сможете почитать как мы запилили торцевую разделочную доску из ясеня и дуба.

Читайте также: