Как слить фреон из кондиционера домашнего своими руками в домашних условиях

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Если вы собрались заправлять кондиционер своими руками — помните:

Марки, содержащие хлор — вредны организму. Не допускайте попадания на слизистые (в глаза, рот), и не вдыхайте их.

При большой концентрации фреона можно отравиться. Поэтому не работайте в закрытом помещении — обязательно откройте окно и дверь, если есть — включите вытяжку (на кухне и в санузле).

При попадании жидкого фреона на кожу можно получить обморожение. Поэтому работать нужно только в резиновых перчатках и в закрытой одежде (не в майке и не в футболке с шортами).

Если при работе хладагент попал на кожу или слизистую — его надо сразу же смыть водой, а место смазать вазелином.

Если возникли симптомы удушья, или любые другие ненормальные признаки — надо немедленно прекратить работу, покинуть помещение и проветрить его.

Если выполнять заправку сплит установки, придерживаясь и выполняя определенные правила, то никакого ущерба системе не будет.

Варианты дозаправки

Есть два основных метода дозаправки кондиционера фреоном.

  1. По степени давления. Чтобы определить количество летучего газа для заправки, надо знать оптимальное давление, указанное в инструкции по эксплуатации, сравнить его с давлением в системе кондиционирования, которое показывает подключенный коллектор. Как правило, такой метод заправки кондиционера по давлению, осуществляется при утечке фреона из-за длительной эксплуатации.
  2. По массе. Метод применяется при полной замене хладагента — сначала из системы его выкачивают, а потом, при помощи электронных весов, зная вес газа, закачанного в баллон, заправляют сплит-систему фреоном.

Существует методика с помощью мерного стекла, но им пользуются для заправки кондиционера хладоном очень редко, только после проведенного ремонта. При обнаружении в специальном смотровом окне наличия пузырьков воздуха, закачка фреона не производится до тех пор, пока они не исчезнут из системы.

Рекомендации по обслуживанию и уходу за системой кондиционирования


Кондиционер — вещь все еще довольно дорогая, и выход его из строя часто влечет за собой серьезные затраты. Избежать возникновения большинства проблем с кондиционером не так уж и сложно, достаточно следовать нескольким рекомендациям.

Во-первых, необходимо регулярно проводить техническое обслуживание кондиционера. Обычно межсервисный интервал составляет 1 год, причем работы лучше проводить весной, с началом сезона активной эксплуатации кондиционера.

Во-вторых, необходимо периодически включать кондиционер независимо от времени года и погоды — достаточно включать его на 10–15 минут раз в месяц. Это обеспечивает постоянную циркуляцию масла в системе, снижение вероятности возникновения коррозии и засорения вследствие застоя. Такое периодическое включение поможет сохранить эластичность уплотнений, сальников и манжет, а также снизит риск появления утечек хладагента.

В-третьих, нужно регулярно мыть и очищать конденсатор от накопившейся грязи, а также осматривать компоненты кондиционера на предмет появления масляных потеков, заметных на глаз повреждений и т.д.

Наконец, при обнаружении любых неисправностей или перебоев в работе кондиционера необходимо обратиться в сервисный центр. Если этого не сделать сразу, то вскоре решение проблемы станет сложнее и дороже.

Серьезное влияние на систему кондиционирования оказывает ее обслуживание после ремонта, особенно после замены компрессора, шлангов и других изношенных деталей. Дело в том, что во время работы кондиционера в систему попадает разнообразный мусор: металлическая стружка от стершихся деталей компрессора, кусочки с внутренних поверхностей трубок, загрязнения из хладагента, старое масло, пыль и многое другое. Любые загрязнения системы чреваты новыми проблемами (вплоть до выхода из строя компрессора), поэтому любое вмешательство в кондиционер требует промывки системы.

Промывка проводится только с применением специальных (а главное — рекомендованных производителем кондиционера) моющих средств. Процесс промывки производится согласно инструкции к данному конкретному средству. Нередко некоторые компоненты проще и дешевле полностью заменить, чем мыть, к ним относятся терморегулирующий вентиль, фильтр (или полностью ресивер-осушитель со встроенным фильтром), а иногда и конденсатор.

Грамотный уход за кондиционером обеспечит его долгую и надежную работу, а вам — комфорт во время поездок в автомобиле.

Как самостоятельно демонтировать внутренний блок кондиционера

Чтобы снять со стены внутренний модуль, необходимо отсоединить от него все коммуникации — кабель, трубки для фреона и конденсата. Место скрутки трубопроводов находится, как правило, в нише корпуса, устроенной в нижней части. В зависимости от модели сплит-системы, применяется 2 способа добраться до этой ниши:

Состав внутреннего блока сплит-системы

Когда вы добрались до жгута, сделайте на нём продольный разрез канцелярским ножом, что позволит отодвинуть утеплитель и ухватиться ключами за гайки. Не делайте слишком длинный разрез, иначе потом придётся менять теплоизоляционный материал. Дальнейшие операции выполняйте в таком порядке:

  1. Двумя рожковыми ключами раскрутите стыки магистралей. Важный момент: сгон, припаянный к короткой трубке самого блока, нельзя вращать, его нужно удерживать ключом на месте, откручивая накидную гайку.
  2. Концы трубопроводов замотайте изолентой или скотчем, дабы защитить от попадания грязи.
  3. Найдите стык дренажного патрубка с выводящим трубопроводом и разъедините его. Не стоит резать гофру где попало, чтобы потом было удобнее её стыковать обратно.
  4. Снимите крышку электрического отсека (находится справа на торце корпуса либо под лицевой панелью), сделайте с помощью маркера и скотча пометки, после чего открутите винты и отключите жилы кабеля. Винты затяните обратно и прикрутите крышку.
  5. Когда все коммуникации отключены, возьмитесь за корпус с двух сторон и снимите с монтажной пластины, приподняв немного вверх. Передайте блок помощнику.
  6. Демонтируйте монтажную пластину, открутив все дюбели.

Перед снятием блока крышку электрического отсека надо прикрутить на место

После снятия внутренней секции со стены поставьте на неё все открученные детали, затяните винты и наденьте монтажную пластину. Торчащие патрубки уложите в нишу, зафиксировав малярным скотчем. Этим же материалом закрепите открывающуюся переднюю панель, чтобы она не болталась при перевозке.

Если жгут коммуникаций короткий, то его можно снять вместе с блоком

Последний шаг — демонтаж коммуникаций, проложенных по стене либо внутри её. Здесь нет никаких сложностей, главное, — не перегнуть медные трубки под малым радиусом. От подобного обращения в месте изгиба уменьшается проходное сечение, а выровнять трубку с овальным профилем достаточно сложно. Из наружной стены жгут вытаскивайте аккуратно, чтобы не повредить утеплитель. Если отверстие было заделано монтажной пеной, то её необходимо вырезать по частям. По окончании жгут сверните в кольцо и скрепите скотчем.

Этап 3 — Промывка системы

    При очистке системы после сгорания электродвигателя необходимо сохранить вышедший из строя компрессор в исходном состоянии для последующего лабораторного анализа. Поэтому его нужно изолировать от системы.

Компрессоры, устанавливаемые в систему с помощью пайки, необходимо снимать в первую очередь.

Очистка стороны низкого давления

  • Снимите сопловую вставку терморегулирующего расширительного вентиля. Удалите фильтр-осушитель и откройте контур, как показано выше. Жидкость, используемая для промывки, будет выходить из трубопровода, подсоединяемого к фильтру-осушителю.
  • Заполните систему растворителем через всасывающий вентиль компрессора (против обычного направления). Лейте растворитель до тех пор, пока цвет вытекающего растворителя не станет чистым. Чтобы ускорить удаление примесей, продувайте растворитель азотом.
  • Удалите остатки растворителя, продув контур сжатым азотом. Повторите процедуру очистки контура, пока система не избавится от посторонних включений и отходов старого масла.

Очистка стороны высокого давления

  • Откройте контур в месте установки фильтра-осушителя.
  • Растворитель, используемый для чистки, будет выходить из трубопровода, подсоединяемого к фильтру-осушителю.
  • Заполните систему растворителем через нагнетательный вентиль компрессора (в обычном направлении). Лейте растворитель до тех пор, пока цвет вытекающего растворителя не станет чистым.
  • Удалите остатки растворителя, продув контур сжатым азотом. Повторите процедуру очистки контура, пока система не избавится от посторонних включений и отходов старого масла.

Поиск утечки фреона

Способ №1: как проверить холодильник на утечку фреона манометром

Определить есть ли разгерметизация системы, можно с помощью манометра. Закачайте в фреоновую магистраль жидкий азот до максимально допустимого давления. Следите за показаниями манометра не включая холодильник.

Если давление падает – есть трещина, обрыв или прокол медной трубки в холодильнике. Чтобы определить точное место разгерметизации – используйте следующие способы.

Способ №2: как определить утечку фреона визуально

Найти место протечки хладагента можно визуально. При испарении он сильно охлаждается, в месте утечки скапливается иней, снег, лед. Найти таким способом трещину можно на испарителе, капиллярных трубках, соединениях.

Для того чтобы осмотреть всю систему, нужно будет снимать пластик внутри основной и морозильной камеры. Если причина не найдена – переходите к следующему пункту.



Утечка фреона в испарителе

Способ №3: ищем признаки утечки фреона народным методом

Есть народный метод – использование мыльного раствора. Пошаговый способ поиска утечки хладона:

  1. Сделайте концентрированный раствор мыла, шампуня или нейтрального моющего средства.
  2. Выставьте самую низкую температуру в основной камере и морозильной. Откройте дверцы холодильника и запустите его.
  3. Промажьте (обрызгайте) раствором возможное место обрыва системы.
  4. В месте утечки на поверхности раствора появятся пузыри (см. анимацию). Так будет выходить газ.

Этот метод подходит при серьезной утечке, которая начала проявляться недавно. Если хладагент выходит постепенно, в малых количествах, обнаружить разгерметизацию будет сложно.

Способ №4: поиск утечек фреона с помощью ультрафиолета

При обслуживании оборудования в систему часто добавляют жидкие индикаторы утечки фреона (УФ-маркеры). Это краситель, светящимся под ультрафиолетовым светом. Если не получилось обнаружить трещину в магистрали обычным способом, попробуйте этот.

Для определения места выхода газа, нужен ультрафиолетовый фонарик, галоидная лампа или другой источник УФ света. При включенном компрессоре в режиме охлаждения просветите всю систему. Делайте это в полной темноте. В месте выхода хладагента обнаружится окрашенное пятно.

Если в системе не было жидкости для поиска утечки фреона, ее можно добавить. Самостоятельно это сделать нельзя. Необходимо вызывать мастера с специальным оборудованием.

Нечестные на руку продавцы вместо ультрафиолетовых фонарей продают обычные светодиодные. Проверить его просто. Посветите на любую купюру – защитные знаки на ней должны проявиться под УФ светом.

Способ №5: как обнаружить утечку фреона прибором

Существуют переносные течеискатели (газоанализаторы). Они определяют содержание газа в определенном месте. Каждый прибор реагирует на определенный тип фреона. Для поиска обрыва системы нужно проверить ее по всей длине.

Иногда газ выходит через микротрещины. Газоанализатор определит место с небольшой точностью. Если прорыв не виден невооруженным глазом – используйте мыльный раствор для определения точно места протечки.

Устройство фреоновой магистрали

  • Компрессор;
  • Конденсатор;
  • Фильтр-осушитель;
  • Капиллярная трубка;
  • ТРВ (терморегулирующий вентиль);
  • Испаритель;
  • Обратный трубопровод.

Между собой все узлы соединены медными трубопроводами. Из меди также сделана капиллярная трубка. Все это вместе называется фреоновой трассой. Ниже рассмотрим, для чего нужны разные узлы системы.

Компрессор

Сжимает хладагент так, чтобы в конденсаторе он из состояния газа перешел в жидкость. При этом его температура существенно повышается. От частоты включения и скорости работы зависит тепло- и холодопроизводительность.

Конденсатор

Представляет собой радиатор, в котором сжимается фреон. Когда газообразный хладагент охлаждается, он переходит в жидкое состояние (конденсируется).

Фильтр-осушитель

Капиллярная трубка

Представляет собой медный змеевик узкого диаметра. Выполняет три функции:

  1. Не допускает попадания большего чем нужно жидкого хладагента в испаритель;
  2. Выравнивает давление в испарителе и конденсаторе, облегчая запуск компрессора;
  3. Снижает нагрузку на компрессор.

Терморегулирующий вентиль дозирует количество фреона, который подается в испаритель. От количества зависит эффективность охлаждения или нагрева (в кондиционерах и тепловых насосах).

Испаритель

В испаритель подается дозированный объем хладагента под давлением. Когда он попадает внутрь, его давление падает и он закипает (испаряется). При этом температура хладагента существенно понижается. Когда он циркулирует по испарителю, отбирает тепло у окружающей среды, охлаждая ее. Сам фреон при этом нагревается.

Обратный трубопровод

Через него нагретый хладагент попадает из испарителя в компрессор. Представляет обычную медную трубку без дополнительных узлов.

Причины вытекания воды

Суть работы сплит системы заключается в охлаждении/нагреве воздуха в помещении за счет перераспределения тепла от наружного блока к внутреннему (и наоборот). Этот процесс осуществляется посредством циркуляции по замкнутой магистрали системы специального хладагента — фреона, который меняет свое агрегатное состояние с жидкого на газообразное в результате воздействия давления и разных температур. В режиме охлаждения, когда хладагент производит отвод тепла из помещения в окружающую среду, конденсат выделяется на пластинах теплообменника внутреннего блока и стекает по дренажному трубопроводу. В режиме обогрева перенос тепла происходит в обратном направлении. В этом случае, конденсат образовывается на стенках теплообменника внешнего блока и стекает по дренажному шлангу.


Течь из внутреннего блока

Протекание кондиционера в квартире может вызвать повреждение стен и напольного покрытия. Для предотвращения неминуемого ущерба следует как можно быстрее выявить и устранить неисправность. Итак, самые распространённые причины образования течи внутреннего блока:

  • засорение дренажного канала;
  • нехватка или утечка фреона в системе;
  • закупоривание выхода дренажной трубки.


Течь из наружного блока

Трубки дренажных шлангов расположены непосредственно с внешним блоком кондиционера. При полностью исправной работе сплит-системы из них через время льётся вода, и бывает очень трудно выявить, что потёк именно наружный блок. Если это произошло, и внешний осмотр подтвердил, что течь не вызвана естественными причинами, то провоцирующими факторами могут быть:

  • нехватка фреона;
  • засорение испарителя;
  • выход из строя регулятора давления;
  • повреждение радиатора в результате механического воздействия.

Заправка сплит системы

Представим, что причину утечки мы уже нашли и устранили. Теперь необходимо выполнить полную заправку кондиционера. Что нам необходимо сделать:

Стравливаем остатки фреона в системе. Для этого на внешнем блоке откручиваем гайки медных трубок против часовой стрелки.
Когда весь газ стравится, прикручиваем гайки с трубками обратно. Подсоединяем ЛЕВЫЙ шланг манометра к штуцеру внешнего блока (к которому подходит трубка большого диаметра). СРЕДНИЙ шланг манометра подсоединяем к вакуумному насосу. Открываем шестигранником оба крана на внешнем блоке, чтобы воздух потом откачивался из всей системы (из внутреннего и внешнего блока и из трубок).

Открываем на несколько секунд ПРАВЫЙ кран манометра (около 3-5 секунд, пока не выйдет жидкий фреон). Чтобы выдавить воздух из манометров, чтобы он не попал потом в кондиционер. Наконец, переходим к закачке хладагента. Находим на шильдике кондиционера нужное количество фреона. Сбрасываем показания весов. Затем периодически приоткрываем ЛЕВЫЙ кран манометра и строго по весам контролируем количество фреона (поступившего в кондиционер). Когда нужный вес фреона заправлен, закрываем ЛЕВЫЙ кран манометра.
Далее закрываем кран на баллоне с фреоном. Стравливаем остатки фреона из манометра, открыв ПРАВЫЙ кран манометра.
Отсоединяем ЛЕВЫЙ шланг манометра от штуцера кондиционера

Внимание. здесь нужно быть СУПЕР аккуратным и ОЧЕНЬ БЫСТРО открутить шланг, чтобы и не обжечься фреоном (обязательно в перчатках). Даже специалисты со стажем могут пострадать при этой операции

Что ещё нужно знать:

В процессе работы с фреоном нужно соблюдать технику безопасности, неосторожные действия могут привести к серьезным ожогам. Если вы не уверены в своих силах, то не беритесь за это дело. Оставляйте ваши комментарии, если статья была полезна! Рекомендую посмотреть данное видео, где наглядно показан весь процесс заправки.

Слив хладагента, т. е. его перелив из холодильного контура в специальный накопитель, является весьма тонкой процедурой, которую можно выполнять в жидкой либо в газовой фазе. В каждом из этих вариантов возможны различные решения, наиболее важными из которых являются следующие.

Перелив в жидкой фазе под действием силы тяжести

  • вентиль жидкой фазы сливного баллона или емкости подключается к жидкостному ресиверу в его нижней точке, чтобы баллон находился ниже уровня ресивера;
  • вентиль газовой фазы сливного баллона подключается к газовой полости ресивера в верхней точке.

Перелив в жидкой фазе под действием силы тяжести

Перекачка жидкой фазы насосом

Если сливной баллон не может быть размещен ниже уровня ресивера, перекачку осуществляют с помощью насоса. Насос устанавливается на магистрали, соединяющей нижнюю точку ресивера с жидкостным вентилем баллона. Насос всегда должен бьпъ залит хладагентом, и во избежание его повреждения нужно следить за тем, чтобы не допускать работы насоса всухую.

Передавливание жидкой фазы с помощью компрессора установки

Принципиальная схема подключения сдвоенного вентиля сливного баллона к холодильной установке представлена на рис. Стрелки на пунктирных линиях схемы показывают направление движения сред в процессе перекачки. Из схемы видно, что компрессор, откачивая газовую фазу из сливного баллона, создает в нем разрежение и наддувает ресивер, в результате чего жидкая фаза передавливается из жидкостного ресивера в сливной баллон.

Передавливание жидкой фазы с помощью компрессора установки

Перелив жидкой фазы путем охлаждения сливной емкости

Один из самых простых вариантов, принцип которого заключается в уменьшении давления в сливной емкости до значения, меньшего, чем давление в контуре, за счет охлаждения емкости. Охлаждение может осуществляться путем помещения емкости либо в бак со льдом либо в переносную охлаждающую камеру.

Перекачка хладагента в газовой фазе

Различные технологии слива хладагента из установки в жидкой фазе не позволяют полностью удалить его из контура. Так, например, слив под действием силы тяжести обеспечивает удаление только 94,6% полной заправки хладагента, если речь идет об R502 (для других хладагентов процент удаления может быть и выше), а если перекачка осуществляется за счет охлаждения сливной емкости до −15°С, удаляется 98,8% R22. Чтобы извлечь из установки остатки хладагента, находящиеся в газовой фазе, либо осуществить его полное удаление в газовой фазе, используют опорожняющий агрегат.

Этот агрегат используется также для опорожнения установок, в которых нет жидкостного ресивера, или установок с жидкостным ресивером при небольших значениях их полной заправки, не превышающих 20 кг. Перекачка хладагента в газовой фазе требует очень много времени. Поэтому она используется только для опорожнения небольших установок либо для откачки остатков хладагента, находящихся в газовой фазе, после слива жидкой фазы из крупных установок. Еще раз подчеркнем, что любая перекачка хладагента является непростой операцией, требующей соблюдения специальных мер, например использования рычажных или пружинных весов, позволяющих контролировать степень заполнения сливной емкости и не допускать ее переполнения. Напоминаем, что с учетом масла, которое может содержаться в загрязненном хладагенте, заполнение сливной емкости не должно превышать 75% ее объема.

Добрая половина камри-вистоводов уже почистили кондиционеры от пыли и дышат теперь чистым воздухом.
Была такая тема здесь- по очистке от пыли и грязи , но я её не могу найти.
Скажите как снять давление, перед отсоединением трубок?

Там на трубках есть пластмассовые колпачки.Откручивешь его - там ниппель.Дальше - как на колесе. Трубки отсоединишь - засунь туда чего-нибудь, чтобы влага не попала..

Там на трубках есть пластмассовые колпачки.Откручивешь его - там ниппель.Дальше - как на колесе. Трубки отсоединишь - засунь туда чего-нибудь, чтобы влага не попала..

фреон надо собирать в баллоны иначе озоновый слой разрушается. это делается на спец оборудовании. а перед заправкой надо будет сделать вакуумирование. мне кажется, что все-таки будешь просто стравлитвать-не забудь, что при горении фреона выделяется яд. так что подальше с открытым огнем, когда стравливать будешь. да, фреон вреден для рук-на нипппель дави чем-нибудь длинным.

Как самостоятельно залить хладон в кондиционер

После монтажа либо ремонта бытовой сплит-системы рабочий контур заполняется хладагентом – специальным веществом, испаряющимся при отрицательных температурах. Согласно опубликованным в интернете прайс-листам, цена данной услуги стартует от 2000 рублей (35 у. е.). Альтернативный вариант — сэкономить и решить проблему самостоятельно. Предлагаем рассмотреть 3 вопроса: когда становится нужна заправка кондиционера фреоном, сколько стоит аренда оборудования и как проделать работу своими руками.

Как часто заправлять домашний охладитель

Закачка фреона в сплит-систему производится в трех случаях:

  • в процессе монтажа или переустановки на новое место;
  • после ремонта, подразумевающего отключение фреоновых магистралей;
  • в результате утечки хладона из контура.

Охладитель оконного типа

Охладители — моноблоки значительно реже теряют газообразный фреон, нежели сплиты с внешними коммуникациями

Вообще-то, после установки нового кондиционера заливать фреон нет нужды – производитель закачивает газ в наружный блок. Аналогично поступают грамотные мастера – при ремонте либо демонтаже сплита хладон перекачивается в теплообменник внешнего модуля. Первые два случая подразумевают потерю вещества из-за неудачных действий.

На недостаточное количество фреона в системе климатического агрегата указывают следующие признаки:

  • снижается эффективность охлаждения – вентилятор внутреннего блока гонит теплый воздух;
  • компрессор безостановочно работает в режиме полной нагрузки;
  • инверторный кондиционер уходит в ошибку и часто отключается (дисплей показывает код неисправности);
  • расположенный на внешнем блоке сервисный порт, куда приходит жидкостная магистраль, покрывается льдом;
  • под воздействием давления фреона на прохудившемся соединении появилось масло;
  • обмерзание испарителя внутреннего модуля.

Примечание. Сервисные порты сплит-системы находятся под крышкой на боковой стенке наружного блока. К ним подключены 2 магистрали, где фреон циркулирует в жидком и газообразном состоянии. Диаметр жидкостной трубки меньше, чем газовой.

Недостаток хладона в холодильной машине

Полный набор последствий — газовый сервисный порт в масле, жидкостный покрылся инеем, на фото справа – обмерзший испаритель внутреннего блока

На видео и сайтах компаний, занимающихся инсталляцией холодильных машин, встречается рекомендация: бытовые кондиционеры необходимо заправлять чуть ли не ежегодно. В действительности правильно установленный сплит спокойно служит без дозаправки по 3—5 лет, поскольку через надежные соединения большой объем хладона вытечь не может.

Отсюда совет: займитесь заправкой, когда это действительно необходимо. А вот чистить кондиционер надо ежегодно.

Оборудование и материалы для работы

Чтобы произвести самостоятельную заправку домашней сплит-системы, купите, а лучше – арендуйте небольшой набор оборудования:

  • насос вакуумный двухступенчатый, оснащенный обратным клапаном;
  • коллектор манометрический со смотровым окошком и комплектом шлангов;
  • электронные напольные весы;
  • ключи рожковые и шестигранники размером 5—8 мм (возможно, найдутся в домашнем хозяйстве).

Заправочное оборудование - насос и коллектор

Дальше нужно правильно выбрать фреон для кондиционера, ориентируясь по заводскому шильдику на внешнем блоке либо инструкции по эксплуатации охладителя. В табличке указана марка хладагента и заправочная норма, выраженная в килограммах (или граммах).

Шильдик с данными на внешнем блоке

При выборе типа хладона воспользуйтесь простыми рекомендациями:

  1. Покупайте фреон, указанный на бирке, другие марки не подойдут. Наиболее распространен двухкомпонентный газ R410а, реже встречается R22 либо R134a (в автомобилях). Хладон R12 считается устаревшим и потому снят с производства.
  2. Арендуя манометрический коллектор, обязательно сообщите марку используемого хладагента. Прибор и шланги, работавшие с фреоном R22, нельзя применять для заправки газа R410а, поскольку в них добавлены разные масла – на минеральной и синтетической основе соответственно.
  3. Для подсоединения манометрической станции к сервисным портам сплит-системы, работающей с хладагентом R410а, используется специальный переходник.
  4. Вес хладона рассчитывайте с запасом. На продувку шлангов уйдет примерно 50 грамм плюс 30 г на каждый лишний метр магистралей, если их длина превышает 3 м.
  5. Для большинства кондиционеров, установленных в квартирах, достаточно 1 кг фреона с учетом запаса. Можно взять в аренду вместе с баллоном либо купить в отдельной емкости.

В некоторых типах баллонов предусмотрен встроенный сифон, изображенный на схеме. Такие резервуары не требуется переворачивать для заливки хладона в жидком состоянии. Осведомитесь о типе баллона у продавца либо арендодателя.

Уточнение. Баллоны, заряженные газом R410а, окрашены розовым цветом, фреоном R22 – зеленым.

Существует специализированный электронный прибор, обнаруживающий мелкие дефекты труб и соединений, — течеискатель фреона. Если эффективность охлаждения снизилась, но явных протечек в кондиционере не обнаружено, измеритель поможет найти свищ размером с человеческий волос. При необходимости прибор можно арендовать, покупать — дорого и бессмысленно.

Разновидности фреонов

Экономия средств по сравнению с вызовом мастера

Зная потребность в материалах и оборудовании, несложно подсчитать, насколько выгодна дозаправка кондиционера, выполняемая своими руками. Стоимость аренды берем на интернет-ресурсах компаний, предлагающих данную услугу в Московской области:

  • вакуумный насос + коллектор со шлангами – 700 руб. в сутки (12.5 у. е.);
  • полный комплект, включающий баллон с газом, манометрическую станцию и насос, — от 1000 руб./сутки (18 у. е.);
  • самый дорогой тип фреона — R410а — 650 руб. за 0.6 кг (12 у. е.).

Примечание. Цены взяты по состоянию на 1 марта 2018 года. В скобках указан эквивалент в условных единицах, поскольку стоимость услуг меняется с течением времени.

Примем в расчет более дорогостоящий вариант – аренда оборудования плюс покупка фреона: 700 + 650 = 1350 руб. (24.5 у. е.). Минимальная стоимость заправки сплит-систем, декларируемая различными компаниями, составляет 2000 руб. (35 у. е.). Выгода от самостоятельного проведения заправочных работ не слишком велика – 650 руб. или 10.5 у. е.

Подготовка к зарядке сплит-системы хладоном

Учтите ряд противоречивых факторов:

Отсюда вывод: правильно сделанная самостоятельная закачка фреона предпочтительнее, нежели обращение в компанию, предоставляющую услуги по заниженной цене. Труд опытных специалистов стоит дорого.

Технология заправки по весу хладагента

Схема расположения сервисных портов

Присоединение коллектора к портам внешнего модуля

Совет. Перед заправкой устраните проблему, вызвавшую потерю старого газа. В идеале сплит-система должна пройти процедуру опрессовки азотом, закачанным под максимальным давлением, указанном в паспорте изделия (обычно 25—30 Бар).

  1. Слейте старый хладон в атмосферу любым удобным способом – через открученную трубку либо золотник сервисного порта. Выпускайте газ медленно, дабы не потерять масло. В процессе опорожнения шестигранником откройте оба крана, спрятанные под защитными гайками.
  2. Закройте краны и подсоедините к золотнику левый шланг манометрической станции (синего цвета). Убедитесь, что вентили коллектора тоже закрыты.

Важный момент. Фреон R410а заливается только в жидком состоянии, поэтому баллон ставится на весы кверху дном. Во время заправки перетекание вещества легко увидеть в смотровом окошке коллектора. Если резервуар оборудован сифоном либо закачивается хладагент R22, переворачивать баллон не нужно.

В процессе работы важно не перепутать последовательность операций и случайно не открыть заправленного контура. Минимальное время вакуумирования – 20 мин, в течение указанного периода насос вытянет из системы не только воздух, но и влагу, способную нанести вред компрессору. Как нужно заправлять кондиционер фреоном R410а, смотрим на видео:

Другие способы закачки газа

Поскольку полная замена газа предполагает некие затраты, мастера – холодильщики применяют такие методы дозаправки фреона в сплит-систему:

  • по температуре перегрева;
  • по давлению хладона в работающем кондиционере;
  • по току потребления компрессора.

Для доливки хладона очень важно понять, сколько газа осталось в контуре, компрессоре и обоих теплообменниках. Точный ответ дает лишь первый способ: с помощью контактного термометра либо дистанционного пирометра измеряется реальная температура фреона при работающем компрессоре и сопоставляется со значением нужной шкалы (точка закипания соответствующего хладагента), нанесенной на манометре станции.

Градуирование шкалы манометра

На измеритель нанесены шкалы температур кипения хладагентов различных типов. Актуальный показатель давления — 5.4 Бар, фреон марки R22 должен закипеть при +8 °С

Если разница реальной температуры и значения, указываемого стрелкой на шкале, превышает 8 градусов, фреона в контуре недостаточно. Мастер добавляет хладагент небольшими порциями и снова измеряет температуру. Когда разница составляет менее 5 °С, имеет место перезаправка – нужно стравить лишний газ.

Поскольку давление хладона и ток в цепи компрессора зависит от многих факторов и постоянно меняется, точно определить остаток фреона нереально. Мы не рекомендуем новичкам пользоваться указанными методами, дабы не вывести из строя самый дорогостоящий агрегат – компрессор.

Советы напоследок

Скорее всего, самостоятельная дозаправка сплит-системы не принесет большого выигрыша в финансовом плане, только моральное удовлетворение и опыт, который пригодится в будущем. Чтобы не наделать ошибок, прислушайтесь к следующим рекомендациям:

  1. Уделите пристальное внимание поиску утечек и вакуумированию. Лучше потратить время на переделку вальцованных соединений медных трубок, чем снова потерять фреон.
  2. Не торопитесь и не забывайте закрывать вентили в нужной последовательности.
  3. Продувка шлангов от воздуха строго обязательна – попадания влаги и кислорода внутрь контура допускать нельзя.
  4. Перед отключением шлангов от кондиционера закройте вентиль баллона, а остаток из патрубков выпустите через манометрическую станцию.

У мастера – холодильщика процедура заливки отнимет не более часа, вам стоит выделить на выполнение работы вдвое больше времени. Посмотрите инструкцию по закачке фреона марки R22, представленную на последнем видео.

В первую очередь снижение хладопроизводительности. Система станет еле-еле холодить, то есть почти или совсем не будет чувствоваться разница с комнатным воздухом.

Обмерзшие краны наружного блока. При работающей сплит-системе на охлаждение можно посмотреть на краны наружного блока, куда подходят фреоновые трубки из помещения. Один из кранов может быть обмерзшим или покрыт инеем.

Утечка фреона на кранах наружного блока

Если в системе совсем нет хладагента, то оба крана по температуре будут теплыми, а не холодными. Случается так, что при утечке на вальцовочных соединениях наружного блока, рядом с кранами появляется масляное пятно.

1. Теплообменники внутреннего и наружного блоков чистые. Как правило после нескольких лет эксплуатации сплит-системы, она нуждается в обслуживании. Наружный блок может забиться пухом и грязью, а вентилятор внутреннего блока зарости плесенью. Дренаж засориться из-за чего конденсат начнет капать в помещение. Фильтры забиться пылью.

2. Ваш кондиционер запускается в режиме охлаждения и начинает поступать холодный или прохладный воздух из внутреннего блока. Это говорит о том, что компрессор запустился.

3. Вентилятор наружного и внутреннего блоков работают и вращаются довольно быстро.

Замерить разницу температур воздуха на входе во внутренний блок, поместив термометр не верху внутреннего блока, и на выходе из него, откуда выдувается поток воздуха. Считается нормой если ваша система может снизить температуру входящего воздуха хотя бы на 10 градусов. Если этот показатель больше 10 градусов(к примеру в комнате 30 градусов, а сплит выдувает 18, соответственно разница 12 градусов) тогда заправка не нужна. Если же меньше 10, тогда вероятнее нужна.

Если все эти пункты выполнены тогда идем дальше.

Разводной ключ для откручивания заглушки на кране наружного блока. Приблизительная цена 200-500 рублей. Можно обойтись плоскогубцами или обычным ключом.

разводной ключ

Что бы проверить уровень фреона в сплит-системе необходим манометрический коллектор низкого давления. Цена около 800-1200 рублей.

Манометрический коллектор низкого давления для заправки фреона

Два шланга для манометрического коллектора по которым будет закачиваться хладагент в систему. Комплект шлангов 800-1500 рублей.

В случае если у вас современная сплит-система работающая на хладагенте R410a, тогда нужен будет переходник с R410a на R22. Стоимость 200-300 рублей.

Переходник с r22 на r410

Сам фреон R22 или R410a. Какой из них заправлен у Вас, можно узнать посмотрев на шильдик внутреннего или наружного блока. При разовой дозаправке бытовой системы подойдет маленький баллон весом в 1кг. Цена 800-1200 рублей.

Шильдик кондиционера с фреоном

В сплит-системе до 20 м 2 (7-ка) – примерно 450-550 грамм фреона. До 25 м 2 (9-ка) уже 500-600 грамм, а в системах до 35 м 2 (12-ка) – 600-800 грамм. Мы уже говорили, что фреон это газ и при разной температуре окружающей среды он либо расширяется либо сужается. На манометре при одном и том же объеме хладагента в системе может показываться разное давление.

  • Дозаправлять сплит лучше всего когда на улице довольно тепло, даже жарко. Больше 25 градусов.
  • Фреон R22 заправлять не больше 4,8 атмосфер
  • R410a не больше 8,4 атмосфер
  1. Перекрываете вентиль на манометре.
  2. Закрываете вентиль на баллоне.
  3. Откручиваете шланг от баллона потом от манометра.
  4. Откручиваете шланг от крана наружного блока. Лучше это делать в каких либо защитных перчатках или через тряпочку, чтобы хладагент не попал на руку при откручивании шланга. Потом от самого манометра.
  5. Закручиваете заглушку крана наружного блока.
  6. Всё! Ваша сплит-система дозаправлена.

Случается так, что спустя некоторое время после установки сплита, к примеру пару лет, вы можете заметить что ваша система стала охлаждать не так как раньше. Это может быть из за незначительной допустимой утечки фреона на вальцовочных соединениях. Обычно это 5-7% от общего объема в год. Тогда раз в несколько лет дозаправка 100-200 грамм фреона при обслуживании сплит-системы будет почти незаметной в финансовом плане. Если же вам приходится дозаправлять фреон каждый год, тот стоит задуматься о поиске и устранении утечки, конечно же силами специалистов.

На первый взгляд процесс заправки сплит-системы своими руками может показаться не таким уж и тяжелым, но стоит учесть, что вам придется потратится на оборудование, а это манометр со шлангами, возможно переходник и сам фреон.

Если Вы не хотите обременять себя лишними заботами, то лучше доверить это дело опытным мастерам, которые знают все нюансы при дозаправке кондиционеров и не навредят вашей системе. Ведь как недостаток фреона так его избыток в системе ускоряет процесс износа компрессора, поломка которого приведет к дорогостоящему ремонту.

Читайте также: