Как склеить янтарь в домашних условиях

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Пока не пробовал сделать сам (нахожусь в процессе сбора ингредиентов), но эти рецепты из сетки показались мне более-менее реальными:

Рецептура янтарного лака примерно следующая:
В кофемолку насыпаете 2-4 столовых ложки битого молотком янтаря. Смалываете до состояния мелкой соли (долго не держите, иначе залезет в ось и может там заплавится).
Затем в светлой посудине НА ЭЛЕКТРОПЛИТКЕ. ставите пополам масло (льняное разлюбимое) с венецианским терпентином (проще говоря, художественным скипидаром). И доведя сие до закипания и помешивая, начинаете добавлять янтарную крошку. От сорта масла и янтаря зависит степень их взаимного растворения.
В старину похожим янтарным лаком покрывали паркет. Прочность у него необычайная. В некоторых зАмках и, кстати, в Эрмитаже такой лак сохранился до сих пор.
———————
янтарные опилки ( 1 .в.ч.)заливают этиловым спиртом(1.5 в.ч.) и греют в водяной бане несколько часов ,Полученный ракствор ставят в теплое место и выдерживают 4-ро суток .Затем осторожно сливают лак а остаток опилок выбрасывают ( хрен я что-то выброшу! - прим. Акерон )
———————

По результатам эксперимента могу констатировать, что рецепт № 1 лака никуда не годится. Янтарь практически не растворяется в смеси льняного масла и скипидара, хотя смесь можно кипятить очень долго практически без выкипания.



Рецепт с кипячением янтаря в спирте даёт более явный результат - спирт окрашивается в желтоватый цвет, что свидетельствует о некотором растворении янтаря, хоть и незначительном.
Крайний недостаток - усиленное испарение спирта из раствора


Наиболее простым и эффективным способом оказалось простое расплавление янтаря в сосуде (на закрытом нагревателе. ) и последующее аккуратное прибавление к расплаву скипидара.

NB! Скипидар довольно плохо отмывается от посуды, поэтому в качестве реактора лучше использовать посуду, которую не жалко - лабораторные колбы по 300+ рэ мне лично было портить крайне жалко, поэтому вооружился напильником и нарезал себе дешовых колб из перегоревших лампочек (плюс таких сосудов - их дешевизна и термостойкость, минус - крайняя хрупкость ну и тонкость стенок)

Мастер-класс создания картины из янтарной крошки. Изложенный материал требует минимального живописного мастерства, предельной аккуратности. Материалы: темперные краски, натуральный янтарь, клей ПВА.

Картина из крошки янтаря

Подготовка.

Основа будущей картины необычная - ровный полуторасантиметровый срез ствола березы. Изобразим на нем пейзаж, и, конечно, березу. Чтобы картинка получилась "в гамме", создадим атмосферу заката.

Основу шлифуем наждачкой, намечаем контурный рисунок композиции. Рисунок возможно сделать как до проклейки, так и после. Это не принципиально. Поскольку не преследуется цели сотворения произведения высокого искусства, сюжет возьмем с фотографий и "синтезируем" его на доске.

Проклейка простейшая: слабый раствор клея ПВА с водой.

Композиционные контурные рисунки

Иллюстрация показывает срез с нанесенным на него карандашным контурным рисунком без "крутых" геометрических построений. Нам важны две вещи: выдержать определенный ритм и передать характерные особенности березы. Обратите внимание, что нарисовав "какое-то" мифическое растение и раскрасив его белой краской, вы не передаете характер березы. Как нарисовать ствол березы? Выйдите на улицу и рассмотрите живое дерево, дабы выявить визуально его характерные черты: ствол обычно прямой и имеет форму сильно вытянутого конуса; ветви сначала идут вверх, а потом плавно изгибаются вниз, как натянутый лук.

Живопись

Делая подмалевок, старайтесь придать ему живописность. Постарайтесь вложить в миниатюру максимум цвета.

Краски используем темперные клеевые или масляные. Акварель и гуашь не подойдут, потому что золотой янтарь будем клеить на ПВА. Водные краски могут потечь, кроме того случайные брызги клея оставляют на них пятна.

Живописный подмалевок

Первый подмалевок делаем жидко и быстро. Нет смысла замазывать участки густой краской. Первый слой дерево "втянет" и цвет поблекнет. Лучше подождать, пока подмалевок просохнет и образует клеевую пленку. По ней, пройдя краской еще раз, можно усилить цвет там, где требуется.

Первоначально нас интересуют небо и вода. Остальным деталям уделять внимание будем меньше. Их покроет янтарь, потому просто закрасим их живописно.

Живописная миниатюра

Вплотную работаем с небом и речкой. Намечаем облака, отражения в зеркале воды, ствол березы, все более углубляясь в детали. Лиственную крону обозначим "пятнами". Это придаст естественному цвету янтаря дополнительные переливы оттенков.

Живопись продолжаем вплоть до готовности, не трогая дерева и земли. Лишь в самом конце детально пропишем ствол березы, ветви, наметим траву на земле и пока на деталях остановимся. Вернемся к ним в самый последний момент, когда янтарная крошка окажется на своем месте.

Инкрустация янтарной крошкой

Картина довольно маленькая, следовательно, янтарная крошка нужна как можно меньшего размера. В крайнем случае кусочки допустимо наколоть кусачками.

Натуральный янтарь

Клеится янтарь локально. Клеем не нужно перемазывать всю работу и посыпать ее крошкой сверху. Пользуйтесь клеем только там, где в данный момент собираетесь укладывать камешки. Естественно, старайтесь соблюдать композицию.

Инкрустация янтарной крошкой

Инкрустация янтарной крошкой

Не экономьте. Кладите крошки столько, сколько потребуется, но не переборщите. Крупные кусочки укладывайте сразу там, где намечаются большие участки лиственной массы. По краям получится рваный контур, а между крупными янтаринами пробелы. Эти "недостатки" заполните крошкой меньшего размера. Хорошо также "мелочью" пройтись по контуру лиственных масс. В нескольких местах обозначьте отдельно висящие листочки.

Картины из янтарной крошки

Не бойтесь заляпать янтарь клеем и не пугайтесь угловатых неопрятных очертаний. Заключительным этапом вы покроете работу лаком. Лак нивелирует все недостатки, придаст драгоценный блеск.

Пытаться клеить камни за один раз не стоит. Лучше, набросав основные композиционные участки, оставить картину до завтра, чтобы оценить "свежим" взглядом.

Когда заметите, что янтаря достаточно, остановитесь и оцените картину в целом. Возможно некоторые детали необходимо доработать, дополнительно подкрасить, малость прописать облака, добавить объема дереву, несколько тончайших веточек.

Картины из крошки янтаря

Выше фотография готовой картины из янтаря после лакировки. Дополнительная отделка не требуется, рамка тоже. Их функцию будет выполнять живописная кора.

Обработка янтаря обычно включает в себя: обдирку, раскрой, формовку, шлифовку и полировку. Прежде чем браться за обработку камня, внимательно изучите его. В первую очередь следует выбрать прозрачные камни. Чтобы посмотреть, как материал будет смотреться в готовой работе, спилите с двух сторон камня тонкие ломтики. Отшлифовав их шкуркой, внимательно посмотрите на просвет. Прозрачные камни более гладкие, а мутные — с более волнистой фактурой. Определившись с тем, на что пойдёт янтарь, можно приступать к обработке.
" alt="">

Как обработать янтарь

При добыче янтарь не выглядит очень красиво

Янтарь — материал не капризный, его легко можно обработать в домашних условиях без применения профессиональных инструментов. Плотность янтаря настолько мала, что он не тонет в морской воде. Благодаря низкой плотности, янтарь очень прост в обработке.
Первичная обработка
" alt="">

Первый этап обработки — обдирка.

" alt="">
Этот процесс производится посредством крупной шкурки, электроточила или обычного напильника. В результате выветривания на поверхности янтаря образуется корка-патина, её-то и требуется снять перед тем, как продолжить работать с камнем в домашних условиях. Начинайте этот процесс с прозрачной стороны. Янтарную пыль, образующуюся в процессе, не стоит бездумно выбрасывать, когда её наберётся достаточное количество, можно изготовить лак.

Доска с янтарем - виды и цвета

Заготовке необходимо придать форму, которую вы задумали. Этот этап называется формовкой янтаря. С помощью всё тех же инструментов придайте камню необходимую форму или силуэт, если это будущая фигурка.

Для того, чтобы получить тонкие янтарные пластины, необходим раскрой. Раскрой янтаря в домашних условиях происходит следующим образом: зажмите заготовку в тисках, обернув её в ткань. При помощи лобзика или ножовки по металлу сделайте распил камня на 1/5 толщины, затем переверните камень и повторите процедуру. Распиливать заготовку одним махом нельзя, это может привести к сколу.
" alt="">

Выравнивание и шлифовка

Доминиканский янтарь, кабошон

После пройденных этапов изделие всё ещё имеет грубый вид и перед шлифовкой требует выравнивания. Для этого лучше использовать шкурку средней зернистости. В зависимости от формы камня, выравнивание в домашних условиях происходит по-разному. Если нужно ошкурить гладкую пластинку, её следует положить под шкурку. Если изделие имеет округлые края, то удобнее держать заготовку в руках. Шкуркой нужно работать аккуратно, без нажима.
" alt="">

Следующий этап обработки камня в домашних условиях — шлифовка. Действия все те же, что и при выравнивании, только шкурка берётся с более мелким зерном. Лучше постепенно снижать зернистость. Во время шлифовки шкурка или сам камень должны быть влажными, поэтому шкурку нужно выбирать водостойкую.
Заключительный этап:

Полировка янтаря

Как определить, что полировка окончена? Если всё выполнено хорошо, в янтаре будут отражаться предметы как в зеркале. Как только зеркальный эффект получен, янтарь можно вставлять в изделие, низать на нитки, клеить на основу и т.д.

Тонкости при сборке готовых изделий из янтаря

Сверление отверстий

Часто, изготавливая украшения из янтаря в домашних условиях, необходимо просверлить отверстия в камне. Делать это нужно до полировки, потому что иначе заготовка может выскользнуть из рук в самый ответственный момент. Сверление отверстия проводится на низких оборотах, диаметр сверла должен быть не более 1 мм. При этом, каждые 2мм сверло необходимо чистить от налипшей стружки. Если вы хотите сделать сквозное отверстие, его лучше просверливать поочерёдно с разных сторон камня, чтобы не было сколов.
" alt="">

Склеивание деталей

Бывает так, что изделие состоит из нескольких деталей, которые нужно склеить. В домашних условиях сделать это очень просто. Для того, чтобы склеить янтарные кусочки друг с другом, необходимо смазать обе детали клеевым составом, нагреть и плотно прижать. Для склеивания деталей может применяться раствор целлулоида, 50% раствор натриевой или калиевой щелочи, раствор копала в эфире.
" alt="">

Повышение прозрачности

Если вас не устраивает прозрачность камней, её можно повысить. Для того, чтобы сделать янтарь более прозрачным в домашних условиях, его можно прокипятить в льняном масле. Следите за тем, чтобы нагревание и остывание масла были постепенными. Второй способ повысить прозрачность — прокалить янтарь при температуре выше 100 °С. Когда изделие остынет, внутри него образуются блёстки, а поверхность камня приобретёт красноватый тон.

Бирманский янтарь15-25кг

Галтовка

Чтобы получить множество янтарных бусин самых разных форм в домашних условиях, можно использовать очень простой способ обработки. Единственный его недостаток в том, что времени на это уйдёт очень много. Итак, галтовка, это процесс обкатывания мелких янтарных кусочков в барабане. Засыпьте в барабан янтарные крошки с абразивным порошком и хорошенько смочите водой. Постепенно нужно будет менять абразив, заменяя его на более мелкий. В итоге, после длительной галтовке, вы получите много гладких и блестящих бусин, которые вручную обрабатывать было бы слишком сложно из-за их размера.
" alt="">

Выводы

Итак, подведём итоги. Янтарь — прекрасный материал для обработки в домашних условиях. Полученные в процессе обработки бусины и пластины можно применять в изготовлении украшений, мозаики, инкрустировании и многом другом. Применение камня в ювелирном деле и прикладном искусстве зависит только от вашей фантазии и умений.

main_permabonds.jpg

Инкрустация – это техника декорирования какой-либо поверхности сочетанием материалов различного типа, цвета, фактуры, текстуры. Этот вид декорирования придает изделиям эксклюзивный вид и в настоящее время широко применяется для украшения ноутбуков, мобильных телефонов, элементов обуви, музыкальных инструментов и т.д.

Материалы для инкрустации настолько разнообразны по форме и цветовой гамме, что способны удовлетворить потребности даже самых взыскательных клиентов.

Перед началом работ следует определиться с выбором клея для инкрустации, который должен отвечать следующим требованиям:

  • обеспечивать прочное соединение материалов;
  • быть совместимым с используемыми материалами;
  • быть прозрачным;
  • быть удобным в применении.

В линейке продуктов Permabond имеются ювелирные клеи, которые отвечают перечисленным требованиям и идеально подходят для работ по инкрустации.

В качестве примеров рассмотрим инкрустацию литого автомобильного диска из алюминиевого сплава кристаллами Swarovski, а также инкрустацию драгоценных металлов и подарочных изделий янтарем.

Инкрустация литых алюминиевых дисков кристаллами Swarovski

permabcsa.jpg

Для того чтобы законченное инкрустированное изделие имело эстетичный внешний вид, рекомендуется использовать цианакрилатный бесцветный клей Permabond C943, предназначенный для склеивания различных пар материалов, включая алюминий, стекло и драгоценные камни. Одно из преимуществ данного продукта состоит в том, что он не оставляет после высыхания белых матовых разводов по краям (отсутствует блюм-эффект).

Кристаллы для инкрустации имеют граненое основание, поэтому на первом этапе в основании (диске) необходимо получить соответствующие по глубине конусообразные отверстия в диске. Диаметр отверстий должен соответствовать диаметру кристаллов.

Обычно алюминиевые сплавы требуют предварительной подготовки поверхности с целью удаления оксидной пленки, образующейся при длительном взаимодействии металла с кислородом воздуха. При сверлении отверстий поверхностный слой алюминия удаляется вместе с оксидной пленкой, поэтому дальнейшая обработка поверхности не требуется.

povadgeziikleya.jpg

С целью повышения адгезии клея с поверхностью кристаллов их основания необходимо предварительно обезжирить очистителем Permabond Cleaner A или техническим спиртом. Нефтяные растворители, например бензин, оставляют на поверхности пленку, снижающую адгезионные свойства, поэтому их использование для обезжиривания недопустимо.

Необходимое количество ювелирного клея Permabond C943 наносится непосредственно в отверстие, после чего туда вставляется кристалл и фиксируется в неподвижном состоянии. Клей при этом заполняет зазоры между поверхностями и выдавливается.

Для ускорения процесса отверждения или полимеризации выдавленных излишков, возможно применение специальных активаторов Permabond CSA или CSA NF.

При необходимости излишки клея после отверждения могут быть удалены механическим способом.

Важно учитывать, что отверждение цианакрилатов между деталями происходит быстрее при минимальной толщине слоя клея.

Рабочую прочность соединения набирают в течение 3-4 часов, поэтому инкрустированные диски уже через несколько часов можно мыть с применением аппаратов высокого давления типа Karcher.

Полная прочность эксклюзивного изделия достигается при комнатной температуре через 24 часа.


Инкрустация драгоценных металлов и подарочных изделий янтарем

Янтарь известен человечеству уже несколько тысячелетий. Инкрустация янтарем различных изделий применялась еще в древней Греции и не выходит из моды в наше время.

yantar_permabond.jpg

При инкрустации драгоценных металлов и подарочных изделий янтарем поверхность перед нанесением ювелирного клея необходимо подготовить. Для того чтобы иметь хорошие адгезионные свойства она не должна быть гладкой. Необходимая шероховатость достигается механической обработкой.

Янтарь имеет низкие адгезионные свойства, поэтому он относится к группе трудносклеиваемых материалов.

Для инкрустации изделий янтарем целесообразно применять цианакрилатный гелеобразный бесцветный клей Permabond C2011 вместе с активатором Permabond CSA, который применяется для ускорения процесса отверждения.

Перед склеиванием на обе поверхности наносится активатор. Затем на одну из поверхностей наносится необходимое количество ювелирного клея, и детали соединяются таким образом, чтобы он распределился между ними по всей площади тонким слоем.

После отверждения клей Permabond C2011 обеспечивает высокую прочность соединения при сохранении эстетичного вида изделия.

Читайте также: