Как склеить модель самолета звезда

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 04.10.2024

Сегодня расскажу об одном из увлечений моего восьмилетнего сына.

Началось это увлечение зимой, когда я слегла с ужасным гриппом, а ребёнком, собаками и хозяйством занимался наш папа. Вот тогда-то у нас в доме и появилась первая сборная модель военной техники "Звезда". Кажется это был какой-то самолет (честно - не разбираюсь и не интересуюсь). Удивительно, но сын просто "заболел" этими моделями. С тех самых пор у нас уже моделей 8 наверное было куплено и собрано, сын просто фанатом оказался этого дела. Несмотря на то, что занятие очень кропотливое, требует большого терпения и аккуратности, ребёнок, на удивление, с этим делом справляется. И что самое интересное - ему очень это хобби нравится.

Как только я оправилась от дикой температуры и стала вставать с постели, заметила что модели не совсем "экологичные". Но даже то, что занятие это не очень-то полезно для здоровья не остановило нас на пути к сборке. Ну если ТАК нравится, то понемногу можно. Бог с ним, с наносимым вредом.

Теперь расскажу более подробно.

Модели фирмы "Звезда" продаются в различных и-нет магазинах. Я немного почитала, что это вообще такое и оказалось, что сама компания очень интересна. Группа моделистов-энтузиастов основала компанию ещё в 1990 году. Они занимаются и просто военными играми, и настольными играми, и разнообразными моделями военной техники. Что мне лично понравилось - у них очень много моделей именно нашей техники, российской. К примеру, мой сын к параду 9-го мая уже знал многие модели, что называется, в лицо. Причем все детали узнавал и называл, от крупных, до мельчайших. Ведь модели производятся в масштабе 1:72 с большой точностью.

Продаются модели в таких вот красочных коробках.

Сборные модели военной техники Звезда фото

Сборные модели военной техники Звезда фото

Сборные модели военной техники Звезда фото

Сборные модели военной техники Звезда фото

Но по нашему опыту купить одну коробочку - только начало дела.
К этому всему необходимо купить специальный клей.
Вот как раз этот клей вызвал у меня негодование. Очень уж он вонючий и едкий. Я думаю, что слизистую разъедает ещё так, а вдыхать пары этого клея явно не полезно для здоровья. когда сын собирал модели зимой и окно открывать было проблематично - вонь у нас стояла изрядная. С приходом весны появилась возможность открывать окошко и вроде бы стало лучше. Но вообще рекомендую каждые минут 15-20 проветривать помещение ( если окно закрыто)

Сборные модели военной техники Звезда фото

Ещё для работы вам понадобятся маникюрные ножнички, пинцет и лупа. Ведь некоторые детали не больше миллиметра-двух. Ножницы будут нужны для вырезания деталей из кассеты.

Сборные модели военной техники Звезда фото

Сборные модели военной техники Звезда фото

Так же имеется инструкция для сборки. Для меня это ужас-ужас и кошмар. я ничего тут не понимаю. Но мой восьмилетний ребёнок разбирается с легкостью даже в самых сложных схемах.

Сборные модели военной техники Звезда фото

Сборные модели военной техники Звезда фото

Ну а так примерно выглядят детали. Они из серого или прозрачного пластика и модель после сборки необходимо красить.

Сборные модели военной техники Звезда фото

Кассета с серыми детальками.

Сборные модели военной техники Звезда фото

Сборные модели военной техники Звезда фото

Сборные модели военной техники Звезда фото

Для окрашивания деталей продается специальная краска. Муж купил подарочный набор, где были и клей и кисточка ( не самая худшая, надо сказать) и краски и подставка под баночки.
Красить сын пока ещё не начал. Если модели он собирает все сам ( вообще без посторонней помощи), то красить один побаивается. Вот теперь ждем, пока у меня появится время, чтобы ему помочь. Краски акриловые, поэтому они почти безвредные, быстро сохнут и не пахнут.

Сборные модели военной техники Звезда фото

Сборные модели военной техники Звезда фото

Сборные модели военной техники Звезда фото

Сборные модели военной техники Звезда фото

Самую первую модель папа собрать помог ( ну как помог - руководил процессом). А потом сын собирал все сам. Для него самыми простыми в сборке оказались вертолеты. Танк был самым сложным, очень много мелких деталей.
Для начинающего сборщика я рекомендовала бы или вертолет "Черная акула" или самолет " МИГ-21 БИС.

Сборные модели военной техники Звезда фото

Ну а это наши некоторые, пока не раскрашенные, модели.

Сборные модели военной техники Звезда фото

Сборные модели военной техники Звезда фото

Сборные модели военной техники Звезда фото

Сборные модели военной техники Звезда фото

Сборные модели военной техники Звезда фото

Кстати, ещё в наборе есть наклейки. Наклейки ужасные, так как переводятся с помощью воды ( подобные были в моем дремучем детстве) а формы надо ещё и вырезать ( попробуй-ка вырезать звезду размером 4-5 мм!)

Цена модели колеблется от 360 до 5000 тублей. Все зависит от сложности и детализации, как я понимаю. К примеру, модели из серии "Звездные Войны" стоит как раз около 5000 рублей, а модели военной техники, которые собирает мой сынок, стоят от 360 до 600 рублей. Я думаю - это вполне приемлемая цена.

В целом, исключая наклейки и вонючий клей, сборные модели военной техники "Звезда" нам понравились. Рекомендовать я их буду. Если соблюдать режим труда-отдыха и проветривать помещение ( работать с открытым окном) вообще никаких проблем не вижу. А так - очень интересное и полезное занятие.

Дмитрий Сливков

Поскольку сам БТТшник, то изложу для тех, кто желает собирать БТТ.

Автор текста и фото: StrelokRonald
Компоновка: Сливков Дмитрий

Итак, вы созрели для того, чтобы лицезреть боевую машину не только в компьютере, но и в виде уменьшенной копии. Посмотрев работы на просторах сети вы воодушевленно начинаете представлять как красиво бы эта модель смотрелась у вас дома. Не спешите. Перед тем как идти в магазин для приобщения к Великому миру моделизма необходимо ответить себе на несколько вопросов.

Дмитрий Сливков

Какой масштаб мне интересен?

Дмитрий Сливков

Какая модель мне интересна?

Итак, с масштабом Вы определились. Теперь время выбрать модель. К сожалению изобилия среди моделей у нас все таки нет. И если Вы захотели собрать экзотику, ну например из РККА - Т-35, Т-60, Т-28. То будьте готовы к тому что, во-первых эти модели еще надо найти, а во - вторых выложить за них достаточно круглую сумму за пластик, откровенно говоря, весьма неважнецкого качества. Гораздо проще дело обстоит с немецкими войсками. Разнообразие, которому можно позавидовать, аж глаза разбегаются, а коробки все такие красивые. Возникает вопрос, а кто что производит.

Производители моделей (самые распространенные):

Dragon - как правило отличное качество, отличная стыкуемость, копийность. Для новичков, которые не гонятся к серьезным запилам - выше всяких похвал, наборные траки, хорошие по качеству декали. Если набор премиум эдишн, то при все при этом еще и небольшая плата фототравленных деталей, металлический ствол, мейджик трак. Недостатки - цена кусается, очень много деталей (доходит до полутора тысяч), в одном ките представлены несколько вариантов технике, в результате остаются детали, про которые новичок думает, что он забыл их приклеить. В целом для первой модели - слишком сложно и дорого. А ведь Вы еще не знаете - воткнет ли Вас такое хобби.

Tamiya - как правило отличное качество литья, отличный пластик, отличная стыкуемость. Недостатки: Всегда - виниловые гуси, куцая детализация. (Иная крайность в отличии от Dragon. Скоро сборка Тамии превратится в склейку 4-х деталей между собой, хотя для новичков это самое то, что нужно). Цена ниже чем у Dragon, но не на много.

Trumpeter - противоречивое мнение. С одной стороны - любители делать экзотику. То что делает трамп не делает как правило более никто, вроде и стыкуемость хорошая, но после Geschutzwagen tiger поразился количеству толкателей - беда просто. К тому же всегда вызывало у меня недоумение когда покупаешь набор, стоимостью более 3 тыс и в нем лежат виниловые гуси. Цена на уровне Тамии.

Теперь остановимся на отечественном производителях

Звезда - Последние наборы отличного качества. Мерседес, Маультир и Мерседес с деревянной кабиной - выше всяких похвал. Очень хвалят черную жемчужину - в руках не держал, но мнению тех, кто хвалил - доверяю полностью. Хвалят и последние фигурки от Звезды. Старые наборы зачастую вызывают слезы, невысокого качества пластик, плохая стыкуемость, щели, что через модель только макароны отбрасывать, отвратительные виниловые гуси (особенно на Т-34). В 72-м масштабе - один из лучших тигров 34-ка тоже на высоком уровне. Одним словом - весьма неоднозначный производитель.

Восточный экспресс - Один коллега по цеху весьма точно высказался. "К каждой модели от ВЭ и СКИФа необходимо бесплатно давать ведро шпаклевки". Однозначно не для новичков.

Так что же выбрать начинающему моделисту, чтобы и не дорого и качественно. Ответ очевиден - перепаковки. Бизнес производства моделей весьма специфичен. Например кто-то разработал и начал лить в полистироле новую модель. Рынок этими моделями насыщается, производитель уже разработал новую модель и надо бы ее запускать, а старые формы выкинуть жалко, поэтому зачастую производитель продает свои формы - конкурентам. Такой способ называется "перепаковка".


На нашем сайте в широком ассортименте представлены масштабные модели авиации времен Второй Мировой войны, современные военные самолеты, гражданская авиация и вертолеты. Модели нашего производства разработаны с соблюдением конструктивных особенностей и характеристик, поэтому вы можете быть уверены в правдоподобии масштаба и сходстве с реальными самолетами. В этой категории вы найдете штурмовики, истребители, бомбардировщики, пассажирские лайнеры и вертолеты. Мы предлагаем более 100 моделей собственного производства и более 160 от других производителей, таких как: Airfix, Dragon, Italeri и MiniArt. Воспользуйтесь фильтром для выбора подходящего масштаба: 1:100, 1:144, 1:200, 1:24, 1:32, 1:35, 1:400, 1:48, 1:72

glue for models

ОГЛАВЛЕНИЕ СТАТЬИ

Полистирольные клеи

psl glue

Данная категория клеев наиболее широко распространена среди моделистов, занимающихся сборными пластиковыми моделями. В основе этих составов лежит бутилацетат. Со временем полистирольный клей может загустевать, вернуть ему прежнюю консистенцию можно, разбавив бутилацетатом.

Бутилацетат

Принцип действия клея данной категории основан на расплавлении поверхности полистирола, которая затем будет склеена с другой поверхностью из полистирола. В дальнейшем, при соединении двух частей происходит взаимное расплавление обеих поверхностей и проникновение частиц вещества из одной половины изделия в другую. Затем, после испарения клея, происходит отвердевание расплавленных поверхностей. Склеенным изделием можно пользоваться через несколько часов, но для полной готовности лучше подождать сутки. Время готовности изделия так же зависит от толщины нанесенного слоя клея. После полного высыхания, изделие имеет очень хорошую прочность клеевого соединения. У данных клеев есть существенный недостаток они клеят только полистирол. Например, оргстекло они уже не в состоянии склеить ни с пластиком ни с самим собой. Для этих целей можно использовать дихлорэтан. Купить его можно в магазинах для радиолюбителей. Вот такой пузырек на 30мл стоит 30рублей.

дихлорэтан

zvezda-glue
клей для моделей фирмы Звезда

Сверхтекучие клеи.

Акан профи

Клей для прозрачных деталей.

akan-aqua
kristal-Klear

Цианокрилатный модельный клей (CA)

Ко этой группе относится большое количество всевозможных суперклеев, которые, продаются даже в ларьках.

ca glue

В его основе лежит Цианоакрилат, вещество полученное еще в 1942 году. Клеит очень быстро и довольно прочно, но плохо держит соединение на сдвиг. Катализатором для CA клея является вода, поэтому при высокой влажности он быстро застывает и плохо хранится. Для длительного хранения нужны условия с низкой влажностью и невысокой температурой от +5 до +10°С. В бытовых условиях для этого подойдет холодильник. Качество клея зависит от его чистоты, чем больше цианоакрилата и меньше примесей, тем выше прочность склеиваемого изделия. Этот вид клеев применяется для склейки Resin Kits (дополнений к моделям из смолы), сборки полностью смоляных моделей, сборки фототравления и приклейки его к полистироловым частям модели. Так же широко используется при постройке или ремонте радиоуправляемых моделей. Очень удобен в поле при ремонте модели из-за быстроты высыхания и крепкого соединения. Некоторые моделисты используют циакрин как клей для моделей из пластмассы. Циакриновые клеи еще различаются по густоте, чем жиже клей, тем быстрее он застывает.

ca glue

Поэтому если Вы хотите корректировать деталь или двигать ее в процессе монтажа, то лучше использовать гель. Существуют еще активаторы и замедлители, которые позволяют ускорять или замедлять процесс склейки изделия. При работе с цианоакрилатом, нужно стараться не вдыхать его пары, так как они могут вызвать раздражение слизистой. При попадании на кожу можно получить аллергическую реакцию. Так же опасность вызывает контакт циакрина с хлопчатобумажной тканью. При их взаимодействии выделяется тепло, что может привести к ожогу или даже воспламенению. Для удобства работы с тюбиком большой емкости можно на носик надеть иголку от шприца. При каждом последующем использовании цианокрилатного клея, игла хорошо прогревается, например спичкой или зажигалкой, и вещество снова готово к использованию.

CA glue

Эпоксидные клеи

epoxy glue

Принцип их действия состоит в том, что эпоксидная смола под действием отвердителя застывает, образуя прочное соединение деталей. Этот вид клеев хорошо подойдет при постройке радиоуправляемых моделей, их домашнем ремонте, изготовлении отдельных узлов и деталей модели, путем формования их из стеклопластика. Некоторые эпоксидные смолы позволяют делать из них модели целиком и клонировать детали. Использовать эпоксидную смолу как клей для моделей из пластмассы не получится, так как из-из химических особенностей полистирола отвердевшая смола не будет держаться на пластике. Эпоксидные клеи хорошо подойдут для моделей из дерева, смолы и стеклопластика, для монтажа металлических деталей к вышеперечисленным материалам. Время отвердевания эпоксидного клея зависит от его типа и марки, оно может быть от одного часа до суток. Тепловое воздействие уменьшает это время. Перед началом использования необходимо ознакомиться с инструкцией по применению конкретного состава. Так разные эпоксидные клеи разводятся в разных пропорциях (смола/отвердитель). Например эпоксидная смола ЭПД разводится в пропорции 1:10, то есть на одну часть смолы (содержимое большого флакона) приходится одна часть отвердителя (содержимое стеклянного флакона).

EDP-01
EDP-02

moment-epoxy

Клей для бумажных моделей

Отдельный вид моделизма – это бумажные и картонные модели. Здесь есть свои особенности в работе, сборке и окраске. Например, для сборки таких моделей лучше всего подойдет клей ПВА. Обычно это густая жидкость белого цвета, практически без запаха. Для достижения необходимой густоты ПВА можно разбавлять водой. Но если он полностью затвердел то, к сожалению, разбавить его уже нельзя. Так же, клеем ПВА можно клеить дерево или шпон, например, при постройке стендовых деревянных судомоделей. Перед использованием ПВА необходимо тщательно взбалтывать или перемешивать, так как со временем происходит расслоение состава.

клей ПВА

Все вышеперечисленные клеи, кроме ПВА, довольно токсичны и с ними надо работать в хорошо проветриваемых помещениях, избегать попадания в рот и глаза. Но если такое случилось, их нужно немедленно промыть проточной водой и затем желательно обратиться к врачу. С другой стороны, при неукоснительном соблюдении техники безопасности вреда для здоровья не будет. Поэтому, перед использованием любого клея для моделей необходимо прочитать инструкцию по применению и строго соблюдать предписанные меры предосторожности.

Прикупив в конце а вгуста несколько 154-ок , долго к ним принюхивался, дел было много и без моделей, ну а потом понемногу, не спеша , (торопиться то некуда ) начал пилить.

Э тот WIP будет долгий, я разучился быстро собирать модели . Забегая вперед, скажу, что так и не закончил модель, времени совсем нет . Надеюсь вернуться к данной теме, но даже не знаю когда это будет.

При изучении деталей, как всегда начал выискивать дефекты отливок и несоответствия оригиналу. Сразу отрезал все водосточные желобки над дверями, мне они не понравились и будут восстановлены позже.


Выявился толстый срез сопла 2-го двигателя, имеющаяся утяжина на фюзеляже вокруг него заставила потратить несколько вечеров на ее устранение на обоих самолетах, а заодно само сопло было приведено в более-менее приемлемое состояние.


Однако на реальном самолете сопло второй силовой установки выступает из фюзеляжа на заметно большую величину , чем это сделано на модели, способ устранения несоответствия известен, но я еще не решил, стоит ли терять время.

Пару вечеров потратил на исправление переразмеренного обтекателя замка зализа второго багажника. На нем еще необходимо ликвидировать лишнюю вертикальную линию расшивки.



Следующим объектом покушения стали створки передней опоры шасси. На реальном самолете у носовой ноги есть передние маленькие створки и задние большие. На модели передние створки заметно длиннее чем нужно. Для исправления разметил на фюзеляже положение шпангоутов от 14-го и далее. Передние маленькие створки расположены между 14-м и 16-м шпангоутами, отсюда получаем требуемый размер передних створок на модели.



Далее вклеиваю в фюзеляж пластину, которая закроет излишний вырез в фюзеляже и пилю ее, как всегда, пару вечеров.


После всех манипуляций примеряю переднюю ногу с подкосом, который как и на реальном воздушном судне не должен касаться задних створок. Результат меня вполне устроил.


Вот такая разница в размерах передних створок получается на доработанном фюзеляже и изкоробочном .



На киле, слева и справа, удаляю лишнюю, весьма странно расположенную, горизонтальную линию расшивки (показана красной стрелкой), а линию расшивки, идущую вдоль 2-го лонжерона киля (показана синей стрелкой) пока решил оставить , несмотря на то, что ее нет на реальном самолете. В этом месте идет клепка по панели кессона киля , и издали эта клепка выглядит как линия.





На Ту-154 (как и на многих других типах) имеется зазор между верхним торцом руля направления и обтекателем стабилизатора. При помощи одноразовых медицинских скальпелей прорезаю его, предварительно зашпаклевав линию, данную на модели и имитирующую верхний торец РН.


Между нижним торцом РН и обтекателем тоже есть заметный зазор, но по прочностным соображениям относительно киля его я не стал прорезать, а лишь выделил.


Слегка выделяю воздухозаборники и сбросы холодильников гидросистем.



Для подключения питания к модели необходимо вырезать часть фюзеляжа, имитируя лючок разъем а аэродромного питания ШРАП-400-3Ф. Для точного определения места его расположения, а также мест установки приемника полного давления ППД-1М, датчика температуры П-5, датчика угла атаки ДУА-9Р и датчиков сигнализатора обледенения, размечаю шпангоуты носовой части фюзеляжа и обозначаю все искомые места карандашом.



Вырезаю лючок ШРАПа американским скальпелем (медики их не очень любят, ну а моему Туполю в самый раз), в местах установки датчиков делаю канавки и сверления, в которые они впоследствии будут вклеены.



Кабель питания удерживается в фюзеляже при помощи двух плавающих контактов, расположенных внутри правой половины.



Далее выяснилось, что на модели стабилизатор при сборке занимает неверное положение относительно оси фюзеляжа. В реальности, установочный угол стабилизатора Ту-154 М –3 градуса относительно оси (на кабрирование, по указателю - 0). Этот мелкий момент снижает сходство модели с оригиналом. Если смотреть вдоль стоянок на ряд Ту-154 М , то хорошо видно эти самые три градуса, стабилизатор как будто отклонен вверх. У Ту-154Б стабилизатор установлен на –1,5 градуса и визуально даже Б от М можно отличить , глядя на хвосты.

Исправляется неточность легко. Для этого обвожу хвост модели .


О тмеряю три градуса .


Вырезаю часть обтекателя стабилизатора в виде треугольника. Маленький катет треугольника (по синей стрелке) – 0,75 мм. Вырез дает требуемый угол стабилизатора – 3 градуса .



Образовавшуюся в верхней части обтекателя ступеньку удаляю при помощи приклеенной пластины и обработки.


Склеил крыло, исправил форму внутреннего предкрылка.



Внутренний предкрылок готов, на верхней поверхности крыла выделил средний и внешний предкрылки, интерцепторы, закрылки, элероны. Тут ничего особенного .



По стыкам съемных панелей кессонов наколол винты (показаны красными стрелками) и для разнообразия замки лючка цилиндра створок шасси (зеленая стрелка).


Разметил и нарезал створки шасси. Размеры снял с самолета, если кто будет исправлять, то длина больших створок 3260 мм, малых 570 мм. Малые створки на модели на 0,5 мм короче, исправлять не стал.



Далее необходимо выделить закрылки на крыле снизу. На модели внешний закрылок уже , чем нужно, исправляю. Ширина шторки на самолете (обозначена красными стрелками) равна 320 мм, делим на 144, получаем 2,22 мм, размечаем и режем.



Выделил внутренний закрылок и элерон снизу .



Далее пришлось подрезать все обтекатели рельсов, они слегка неверной формы (по стрелке ).



Для удаления ступеньки между обтекателями и обшивкой крыла (по стрелке) клею на супер клей кусочки пластика с последующей шлифовкой.


Теперь настала очередь имитации деталей системы кондиционирования воздуха СКВ. Снизу на крыле отрезаю неправильно расположенный обтекатель выброса воздуха (красная стрелка) и размечаю его новое место (синяя стрелка). Также размечаю новое, правильное место расположения воздухозаборника (зеленая стрелка). Старый воздухозаборник придется убрать.

Читайте также: