Как шалуна сделать союзником по макаренко

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

ДАННЫЙ СЕМИНАР БУДЕТ ВАМ ПОЛЕЗЕН, ЕСЛИ ВЫ:

• Думаете о том, как помочь своим детям успешно жить в современном мире;
• Стремитесь наладить более глубокую духовную связь с родными и близкими людьми;
• Хотите выработать совместный единый подход в воспитании детей;
• Желаете найти путь к сердцу подростка, вернуть связь с ним, понять, что делать, если кажется, что между • • Вами пропасть;
• Видите, что у ребенка возникли проблемы в школе или со сверстниками, и хотите его поддержать и помочь ему разобраться в этой ситуации;
• Только что стали родителями, и хотите растить ребенка в Любви и Гармонии, учитывая опыт собственного взросления.
• Eще планируете стать родителями , и хотите осознанно воплотить свою родительскую миссию, используя опыт собственных семей, силу рода.
• Профессионально работаете в сфере образования, или готовите себя к профессиональной карьере педагога.

ВЫ ПОЛУЧАЕТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ:

• Задать волнующие вас вопросы о воспитании и образовании
• Познакомиться с передовыми педагогическими идеями
• Получить сертификат участника авторского семинара, и даже автограф Шалвы и Пааты Амонашвили.

2 дня, проведенных в кругу единомышленников, вдохновят Вас на профессиональное и личностное развитие. Будет организована выставка-продажа книг авторов семинара.

▶

На семинаре важное для родителей:
_________________________________

• как ребенку помочь найти свое предназначение;
• что делать с гиперактивным;
как спасти от игромании;
• телевизор и компьютер, враги?
• как уберечь от курения и алкоголя;
• защитить от наркочумы;
• как мальчика вырастить смелым и сильным, настоящим мужчиной;
• как девочку воспитать мудрой;
• как привлечь отца к воспитанию детей;
• как сохранить свой авторитет, чтобы подростки уважали и слушали вас;
• что делать с истериками;
• как сохранить любовь в конфликте

▶

На семинаре важное для педагогов:
_________________________________

• как увидеть в ребенке предназначение;
• что делать с непоседами;
• аксиомы гуманной педагогики;
• как учить духовным основам жизни;
• методы воздействия на мир ребенка без понуканий и критики;
• как шалуна сделать союзником.

Этот семинар помог тысячам родителей, вырастить детей успешными, талантливыми, богатыми, счастливыми. Благодарными своим родителям.

▶

ПРОГРАММА семинара:

Ещё на семинаре для Вас:

Несколько открытых консультаций от Шалвы и Пааты Амонашвили по вашим примерам;
Собеседования ведущих с родителями и педагогами;
Неформальное общение с единомышленниками;
Возможность получить автограф на книги от авторов

P.S.: Будет ребенок посредственностью или счастливым и успешным зависит от нас. Как это сделать мы изучим на семинаре. Изучаем методику Шалвы Александровича два дня, применяем каждый день много лет.

🔹

Место проведения:

Конгресс-холл, 4 этаж
г. Омск, ул . 70 лет Октября, д. 25, к.2
____________________________________

🔹

Дата и время проведения:

2 февраля \ суббота \ 10.30-18.00
3 февраля \воскресенье\ 10.30-18.00

✒

Торопитесь занять лучшие места по выгодной цене!

☎

Дополнительная информация по телефону: + 7 (929) 053 01 01

Разные педагогические подходы завоевывают мир. С одной стороны, их популярности способствует развитие современных технологий: информация сейчас доступна как никогда, а какой преподаватель или родитель не хочет самого лучшего для своих учеников, студентов и детей?

О достижениях его системы и применении ее постулатов в сегодняшней педагогической практике данный материал.


Четыре столпа педагогического мышления в XX веке

Согласно позиции ЮНЕСКО, педагогическое мышление в XX веке было сформировано под влиянием деятельности четырех ведущих педагогов.

  • Джон Дьюи, американский философ и педагог.



  • Георг Кершенштейнер, немецкий педагог.



  • Мария Монтессори, итальянский врач и педагог.

Чуть подробнее о методе Монтессори ЛаЛаЛань уже писала в этой статье.



  • Антон Семенович Макаренко, советский воспитатель, педагог и писатель.



Ключевые идеи системы Макаренко

Современное прочтение идей Макаренко

Даже поверхностное знакомство с системой Макаренко позволяет составить мнение о ее сложной применимости к современным реалиям. На это, как уже было упомянуто, влияет как иная государственная политика, осовремененные представления о правах ребенка, а также общая инфантилизация населения, которое сейчас взрослеет гораздо позже.

Более того, система Макаренко в первую очередь была направлена на воспитание детей дошкольного и школьного возраста. Так возможно ли применять какие-либо ее постулаты в современной образовательной системе, тем более в университетской среде?

Разумеется, такая возможность есть. Субботники, совместные студенческие трудовые инициативы, самостоятельность и авторитетность студенческой группы, факультета, курса — все это отдельные примеры интеграции переосмысленных идей Макаренко в современную образовательную среду.


О некоторых из этих примеров ЛаЛаЛань уже писала: например, вот здесь статья про студенческих старост, а здесь — про студентов-волонтеров, которые сами пекут на продажу пироги и торты, а вырученные средства передают гематологической больнице.

Однако это скорее частные случаи. Полное же погружение в трудовое воспитание, дисциплину, самоуправление в коллективе сейчас трудно представить: очень изменились представления нынешнего поколения о своих правах и обязанностях.

Впрочем, реальность не позволяет назвать систему Макаренко неактуальной. Напротив, до сих пор идеи педагога используются в преподавательской и воспитательской практике: так, с 1991 г. работает Международная Макаренковская ассоциация, включающая представительства в Москве, Полтаве, Риме, Берлине, Марбурге.

Половое воспитание должно быть воспитанием любви, т. е. большого и глубокого чувства – чувства, украшенного единством жизни, стремлений и надежд.

Опять любовь. А где же естественность? Где свобода? О пресловутой свободе находим только это:

В настоящее время семья не имеет сходства с цепями, женщина освобождена от многих видов оскорбительного отношения к ней со стороны мужчины. Но некоторые люди неправильно поняли эту новую свободу, они решили, что половая жизнь человека может проходить в беспорядочной смене супружеских пар, в так называемой свободной любви. В строго организованном человеческом обществе такая практика половой жизни обязательно приводит к недостойной человека простоте отношений, к их вульгаризации, к тяжелым переживаниям личности, к несчастьям, к разрушению семьи, к сиротству детей.

Вероятно, Макаренко имеет право рассматривать этот вопрос не с точки зрения свободы, а с точки зрения любви. Антон Семенович накопил огромный опыт работы с детьми, детьми не домашними, а трудными, в том числе и с малолетними преступниками. Результат его работы был блестящим.

Макаренко утверждает, что вопрос о половом воспитании совсем не так труден, как это представляется. Родителям не стоит уделять ему чрезмерно много времени, он совсем не выделяется из ряда других воспитательных вопросов, и состоит с ними в одной связке.

Стоит только ясно поставить цель, которую должно достичь в этом вопросе, как он становится вполне ясным. Макаренко формулирует эту цель так:

Мы должны так воспитать наших детей, чтобы они только по любви могли наслаждаться половой жизнью и чтобы свое наслаждение, свою любовь и счастье они реализовали в семье.

Всякое другое воспитание педагог признает вредным и для детей, и для общества.

По мнению Макаренко, правильное половое воспитание достигается уже обычной, разумно устроенной жизнью ребенка в семье. Воспитывая в нем честность, трудолюбие, прямоту, искренность, привычку к чистоте, умение чувствовать и сопереживать другому человеку, родители воспитывают верное отношение к этой стороне жизни.

Как отвечать на вопросы детей

Нам внушают беспокойство о том, чтобы ребенок был хорошо подготовлен к половой жизни, чтобы он не видел в ней ничего тайного, ничего стыдного. Для этого требуют посвятить его в тайну рождения детей как можно раньше, ни в коем случае не рассказывать сказок об аистах и капусте.

Макаренко пишет, что не следует делать из этого фетиша.

Подробные ответы с физиологическим уклоном в малом возрасте, наоборот, опасны. Они могут вызвать дополнительное любопытство, возбудить воображение, иногда нездоровый интерес. Открытое и подробное обсуждение сексуальных отношений в раннем возрасте приведет к вульгарному рационалистическому взгляду на эту область человеческих отношений, что кладет начало цинизму. Это происходит потому, что ребенок еще ничего не знает о любви как высшем нравственном чувстве, об особом отношении к женщине.

Как отвечать на вопросы подростков

Другое дело – вопросы подростка. Сама жизнь вводит подростка в эту сферу. К тому же к подростковому возрасту ребенок уже знаком с темой любви из литературы, кино, опыта окружающей жизни. Он способен отнестись к этому с уважением.

Часто случается, что ребенок узнает о тайнах деторождения от сверстников и держит это знание в секрете. Этого не нужно бояться, наоборот, это хорошо. Представление о том, что некоторые стороны человеческой жизни составляют область секретную, интимную, правильны. Есть вещи, которые не нужно выставлять напоказ, вещи, которыми не стоит делиться даже с родителями.

Беседы с подростком должны происходить строго секретно между отцом и сыном, между матерью и дочерью. Они могут быть подробными и разносторонними. Они обязательно должны касаться гигиены, вопросов нравственности. А вот узкофизиологический разбор нежелателен – по сути, он циничен. Лучше дать подростку прочитать специальную книгу, чем говорить с ним о физиологии.

Отдельного внимания требуют случаи циничных разговоров и словечек, проскальзывающих в речи подростков, нечистоплотное отношение к женщине, неуемная кокетливость, излишнее увлечение нарядами, другие сигналы недостойного отношения и поведения.

Такие вещи нужно пресекать простым требованием более чистоплотного поведения, но требованием категоричным. Хорошо, если родители вслух резко отрицательно оценивают примеры такого поведения посторонних людей. Этим они покажут, что ожидают от своих детей лучшего.

Особенно строго в этой связи относился Макаренко к мату. Мало того что матерное слово оскорбительно для девушек, для мальчиков оно чрезвычайно вредно.

Для взрослого человека матерное слово – просто неудержимо оскорбительное, грубое слово. Произнося его или выслушивая, взрослый испытывает только механическое потрясение. Матерное слово не вызывает у него никаких половых представлений или переживаний. Но когда это слово слышит или произносит мальчик, слово не приходит к нему как условный ругательный термин, оно приносит с собой и присущее ему половое содержание. Сущность этого несчастья не в том, что обнажается перед мальчиком половая тайна, а в том, что она обнажается в самой безобразной, циничной и безнравственной форме… Частое произношение таких слов приучает его к усиленному вниманию к половой сфере, к однобокой игре воображения, а это приводит к нездоровому интересу к женщине, к ограниченной и слепой впечатляемости глаза, к мелкому, надоедливому садизму словечек, анекдотов, каламбуров. Женщина приближается к нему не в полном наряде своей человеческой прелести и красоты, не в полном звучании своей духовной и физической нежности, таинственности и силы, а только как возможный обьект насилия и пользования, только как оскорбленная самка. И любовь такой юноша видит с заднего двора, с той стороны, где человеческая история давно свалила свои первобытные физиологические нормы. Этими отбросами культурной истории и питается первое, неясное половое воображение мальчика.

Воспитание любви

Рассматривая половое воспитание как воспитание любви, Макаренко дает практические советы в этом направлении.

Девушек нужно учить большому уважению к себе, к своей женской гордости. Девушку надо учить, чтобы она даже приятных ей молодых людей встречала с некоторым перцем.

Режим дня

Хорошо организованный распорядок дня важен в нескольких отношениях.

Ребенок, привыкший к порядку с детства, не будет вести беспорядочной сексуальной жизни. Такая жизнь ему чужда. Эту привычку к порядку он потом перенесет и на свое отношение к другим людям, в том числе к мужчине или женщине.

Той же цели достигают и занятия спортом. Их польза настолько очевидна и известна, что доказывать ее ни к чему.

Макаренко постоянно подчеркивает, что точный распорядок детского дня – первое и самое необходимое условие правильного воспитания. И в целом, по мысли Макаренко, общие методы воспитания гораздо более важны, чем специальные.

Только в том случае, если эти начала и методы применяются в семье, становится более облегченным и эффективным и прямое воздействие родителей на детей и юношей при помощи бесед. Если же указанные нами выше условия не соблюдены, если не воспитывается чувство ребенка к отдельным людям и обществу, если не организован режим и спорт, никакие разговоры, даже самые остроумные и своевременные, не могут принести пользы.

Цитаты по книге: А. С. Макаренко Книга для родителей

Рассмотрим теперь основную проблематику теоретического наследия педагога-новатора. А именно - личностный подход.

Модернизационные процессы, затронувшие российскую систему образования, обусловили необходимость разработки педагогической теории, ориентированной на решение проблем воспитания, обучения, развития личности во всём многообразии её проявлений. Одно из ведущих направлений современных педагогических исследований - построение моделей образования, интегрирующих лучшие идеи зарубежной и отечественной педагогики и направленных на комплексное развитие конструктивных качеств личности воспитанника. Поиск новых образовательных моделей является отражением процессов, происходящих в педагогической практике. Так, в середине 1990-х годов в России возникло движение педагогов по созданию школ, в основу концепций которых была бы положена идея обучения и воспитания в «духе историко-культурного наследия русского народа.

ученик (воспитанник) является целью, субъектом, результатом педагогического процесса;

факторами, обеспечивающими достижение ведущей цели воспитания, развитие природных способностей и возможностей каждой личности, являются гуманизация и демократизация педагогических отношений, основное содержание которых составляет отказ от принуждения как негуманного средства;

педагог осуществляет свою деятельность с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

вся деятельность педагога направлена на формирование положительной Я - концепции ребёнка [2, с. 40-43].

Следует констатировать, что при разработке данной модели образования, которая до настоящего времени так и не прижилась в российской школе в силу целого ряда причин, в значительной степени используется зарубежный, а не отечественный опыт, что вполне объяснимо.

Советская школа достаточно долго была ориентирована на выполнение определённого социального заказа, связанного с воспитанием человека, готового жить и трудиться в социалистическом обществе и наделённого такими качествами, как коллективизм, патриотизм, социальный оптимизм, интернационализм и т.д. Существующая педагогическая теория в духе идеологических доктрин того времени разработала ведущие принципы воспитания, весьма далёкие от принципов гуманистической педагогики. В то же время следует учитывать, что многие идеи, в своё время высказанные отечественными педагогами, дошли до нас в искажённом виде.

Обратившись к педагогическому наследию Антона Семёновича, попытаемся показать, что его педагогическая система была личностно ориентирована, нацелена на реализацию гуманно-личностного подхода к воспитаннику в условиях, весьма далёких от оптимальных, что приводило к необходимости разрешать целый ряд противоречий.

Утверждая это, А.С. Макаренко ставил в качестве приоритетной цели воспитание личности, наделённой коллективистским сознанием, готовой посвятить себя служению Отечеству. Создавалось впечатление, что процесс формирования личности педагог ориентировал на некоторый заданный образец, стандарт, единый для всех.

Реализация гуманно-личностного подхода предполагает отмену принуждения как негуманного и не дающего результата средства воспитания. Это не означает в то же время полного отказа от принуждения, связанного с усвоением системы общественных запретов.

Но если исходить из того положения, что наказание, доведённое до абсолюта, унижает личность, замедляет её развитие, то следует таким образом организовать воспитательный процесс, чтобы принуждение не вызывало отторжения. Рассмотрим, как решалась эта проблема А.С. Макаренко.

Выдвинув идею оптимистического прогноза в подходе к каждому воспитаннику, отстаивая возможность оценивать его с позиций того, каким он будет завтра, педагог в каждом из воспитанников старался пробудить то доброе, что жило и ждало своего часа.

Являясь сторонником воспитания личности в коллективе и уделяя особое внимание массовым и групповым формам организации воспитательного процесса, Антон Семёнович в то же время старался индивидуализировать его, учитывать потенциальные возможности воспитанников. Опираясь при организации педагогического процесса на лучшие личностные качества воспитанников, он стремился развить их, прогнозировал развитие личности, осуществлял коррекцию разработанных им воспитательных программ. Оценивая личность воспитанника, он исходил из его индивидуальных особенностей [8, с. 65 - 66].

Выделяя общие цели воспитания, А.С. Макаренко стремился определить и конкретные цели воспитания каждой личности на основе учёта её особенностей и направленности, разработать приёмы и методы, обеспечивающие индивидуализацию воспитательного процесса.

В то же время понимание им индивидуального подхода к воспитаннику отличалось от сложившегося в зарубежной педагогике.

А.С. Макаренко обозначил проблему, активно разрабатываемую в современной педагогике: проблему взаимодействия, взаимоотношения коллектива и личности. Как гармонизировать эти отношения, как в условиях коллективного взаимодействия сохранить индивидуальность личности, создать условия для её саморазвития и самореализации? Педагог полагал, что эффективность развития и воспитания школьников как социально активных и гуманистически ориентированных личностей в значительной степени зависит от степени сплочённости, организованности коллектива. Гармонию интересов личности и коллектива он рассматривал как главное условие его жизнедеятельности и воспитательного влияния.

Анализ педагогического наследия А.С. Макаренко свидетельствует, что его воспитательная система была направлена на формирование положительной Я - концепции личности, характеризующейся уверенностью в доброжелательном к ней отношении других, убеждённостью в возможности успешного овладения значимым для неё видом деятельности, чувством собственной значимости.

Важнейшими признаками гуманно-личностного подхода являются демократизация и гуманизация педагогических отношений.

Речь идёт о формирующей среде, где каждый воспитанник имеет право на свободу выбора, на свою собственную точку зрения, где на смену жёсткому принуждению приходит сотрудничество, общение педагога и воспитанников, в котором каждый чувствует, что его любят и в его судьбе заинтересованы, где нет принуждения, а сложилась практика совместного управления делами, где каждый воспитанник имеет такие же права, как и педагог.

Организуя жизнедеятельность коллектива колонистов, Макаренко стремился к тому, чтобы взаимоотношения строились на демократической основе: каждый имел равные со всеми права и не имел никаких привилегий. Так, общее собрание воспитанников в колонии им. А.М. Горького установило правило: командиры и совет командиров не имеют никаких привилегий, ничего не получают дополнительно, не освобождаются от текущих работ, командиром сводного отряда, временного трудового объединения мог быть назначен практически каждый колонист, кроме командира постоянного отряда, который отправлялся на работу простым рядовым участником сводного отряда и подчинялся временному комсводотряда.

макаренко гуманизм личность трудовой

Выводы по главе 1

Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов:

1. Учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода.

2. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников.

Личностный подход понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики -- направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно ориентированного воспитания. Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств.

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:

1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;

2) умел диагностировать и знал реальный уровень таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие;

3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;

4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить -- оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;

5) максимально опирался на собственную активность личности;

6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;

7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

Комплексное осуществление этих требований устраняет упрощенность возрастного и индивидуального подходов, обязывает воспитателя учитывать не поверхностное, а глубинное развитие процессов, опираться на закономерности причинно-следственных отношений.

При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностей приобретает новую направленность. Диагностируются потенциальные возможности, ближайшие перспективы. Мы уже знаем, что максимально благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств -- в младшем школьном возрасте. Чем меньше возраст, тем непосредственнее восприятие, тем больше ребенок верит своему воспитателю, безоговорочно подчиняется его авторитету. Поэтому в младшем школьном и раннем подростковом возрасте легче воспитывать положительные привычки, приучать воспитанников к труду, дисциплине, поведению в обществе. Старшие подростки понимают уже прямую, открытую постановку задач в конкретных видах полезной деятельности, активны и инициативны. Однако эта активность, стремление к самостоятельности должны быть хорошо организованы педагогом. Старших школьников отличает возросшее стремление к самостоятельности. Опираясь на эту особенность, у них развивают высокие нравственные идеалы, чувство ответственности. Проектируя будущие результаты воспитания, надо помнить о постепенном снижении потенциальных возможностей воспитанников при выработке ряда качеств из-за уменьшения с возрастом пластичности нервной системы, нарастания психологической сопротивляемости внешнему воздействию и необратимости сенситивных периодов.

В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться воспитателю, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли. Хотя при массовом воспитании обстоятельно изучать эти и другие особенности довольно трудно, воспитатель, если он желает добиться успеха, вынужден идти на дополнительные затраты времени, энергии, средств, собирая важные сведения, без которых знание личностных качеств не может быть полным и конкретным.

Учитывая возросший уровень знаний современных школьников, их разнообразные интересы, воспитатель и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Быстрые темпы формирования личностных качеств в детском и подростковом возрасте, требуют действовать с опережением, не дожидаясь, пока содержание, организация, методы я формы воспитания придут в противоречие с уровнем развития воспитанников, пока вредные привычки не успели укорениться в их душе. Однако, повышая требования, взвешивайте силы тех, кому они адресованы.

Непосильные требования могут подорвать веру в свои силы, привести к разочарованиям или намного хуже, к недостаточно полному, поверхностному выполнению требований. Обычно в таких случаях вырабатывается привычка обходиться полудостигнутым.

Особенно внимательно воспитатели следят за изменением главных личностных качеств -- направленности ценностных ориентации, жизненных планов деятельности и поведения, оперативно корректируют процесс воспитания, направляя его на удовлетворение личностных и общественных потребностей.

Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложно и не всегда удается. Нужно, чтобы сам воспитанник помогал воспитателю.

Сделайте его своим другом, союзником, сотрудником. Это кратчайший и верный путь диагностики глубинных качеств.

Читайте также: