Роспись на шелке своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

Роспись по шелку нельзя назвать обычным хобби, так как кроме желания требуется еще художественный вкус и умение рисовать. Но многие часто переоценивают сложность росписи по шелку. Да, определенные навыки в работе с шелком нужны, но сверхсложного оборудования для этого не требуется. Кроме того, шелк предоставляет безграничные возможности цветосмешения и визуальных эффектов, а его блеск делает роспись по-настоящему живой. На шелке можно написать не только пейзаж или абстракцию, но и стилизованную картину-свиток в китайском стиле, расписать шарф, платок или декоративную наволочку. Роспись по шелку очень любима детьми.

Искусство изготовления шелка было открыто в Древнем Китае более пяти тысяч лет назад, намного раньше изобретения бумаги, и быстро распространилось по всей Азии. В Поднебесной ткань использовалась как основной носитель в живописи и письме и чаще практиковалась свободная роспись по шелку, в то время как в Индии использовался метод горячего батика, когда с помощью воска намечались линии рисунка, которые предотвращали растекание и смешивание красок. Шелк позволяет намного дольше сохранять яркость цветов, чем другие ткани или бумага. На рубеже тысячелетий техника
росписи по шелку попала в Индонезию, где батик получил наибольший расцвет. В конце 19 века был открыт холодный способ батика: в качестве резервирующего состава стали использовать сок тропического растения, который обладал свойствами резины. Сок растения (гутта) до сих пор используется в холодном батике, хотя есть и резервы другого состава. В Европу секрет росписи по шелку просочился только в начале 20-го века благодаря русским эмигрантам. Уже в 20-е годы расписанный вручную шелк стал излюбленным материалом парижских кутюрье.

Итак, что же потребуется для первых опытов в росписи по шелку? Конечно же, сам шелк. Существует множество видов шелка, лучше всего остановить свой выбор на ровной, тонкой ткани белого цвета. Шелк следует предварительно постирать и погладить, так как ткань имеет свойство садиться.


Для росписи по шелку существуют специальные краски. Краски делятся на различные виды по способу закрепления: паром, специальным раствором, горячим утюгом и длительной сушкой. Для начинающих советуем остановиться на двух последних видах. Все краски растворяются водой и смешиваются также как и при рисовании на бумаге, можно получить эффект акварели.
Резервирующий состав (резерв) бывает прозрачным и разноцветным. Продается он в пузырьках с удобными насадками, которые позволяют свободно наносить рисунок непрерывной линией. Для начинающих лучше воспользоваться насадкой в 0,5 мм. Некоторые виды составов полностью смываются при стирке (только прозрачные), а некоторые оставляют прорезиненный след, лучше

проконсультируйтесь у продавца. В продаже есть наборы для начинающих (от 500 рублей), которые включают в себя 5-9 цветов водорастворимых красок для росписи по шелку и резерв, можно для первых опытов купить шелк с уже нанесенным контуром рисунка.

Шелк для росписи должен быть туго натянут, поэтому для работы вам потребуется деревянная рама, для начала можно попробовать с большими пяльцами для вышивания. Шелк должен быть натянут сильно (как барабан) и равномерно - это играет важную роль для ровного и четкого нанесения рисунка. Нетрудно смастерить раму самим (из мягких пород дерева), можно купить и специальную раму для батика в магазине, очень удобны рамы с регулируемым размером. Закрепляется шелк с помощью кнопок, гвоздиков, булавок (для росписи готовых изделий) или специальных зажимов. Шелк лучше натягивать влажным - по высыхании натяжение становится еще больше.

Кисти для росписи по шелку выбирайте круглые, с острым кончиком. В идеале кисти из меха куницы и белки - краска с них не капает и не разбрызгивается. Для фантазийных разводов и грунтовки фона используются широкие кисти-губки.

Подготовительная фаза занимает больше всего времени, но только в первый раз. Шелк расписывается очень быстро, поэтому все необходимое должно быть под рукой. Если вы не уверены в точности своей руки, потренируйтесь сначала на бумаге, так как шелк исправлений не терпит.

Итак, приступаем к росписи. Для первого знакомства с шелком попробуйте свободную роспись по шелку. Чтобы краски меньше растекались можно предварительно замочить шелк в 20% растворе соли, высушить и прогладить, но это не обязательно. Можно начать с абстрактных цветовых пятен или полос, полностью покрывающих поверхность ткани (шарф, платок), этот процесс занимает чуть больше одной минуты. С помощью обычной поваренной соли можно достичь оригинальных эффектов на шелке. Соль обладает свойством притягивать воду, а вместе с ней и краску, поэтому посыпать шелк солью нужно, когда он еще совсем мокрый от красок (соль должна полностью раствориться), иначе могут остаться некрасивые контуры. Мелкие и крупные кристаллы соли создают различные эффекты. Если соль притягивает воду, то спирт, наоборот, имеет свойство ее отталкивать. Если спирт нанести на чистый шелк, то, проведя по этому месту кистью с краской, получим белое пятно, которое можно закрасить в другой цвет, когда шелк высохнет. С помощью ватных палочек можно делать узоры на уже расписанном шелке, получается эффект высветления.

  • будьте терпеливы! Если вы работаете с резервом, дождись его полного высыхания и только тогда наносите краску. Если вы наносите резерв на уже окрашенный шелк, то краска тоже должна быть абсолютно сухой. Для ускорения процесса, можно использовать фен для сушки волос;
  • всегда держите под рукой лист бумаги и, прежде чем коснуться кистью шелка, промокните лишнюю краску (во избежание пятен и брызг);
  • проверить непрерывность линии резерва можно с помощью воды: если вода просочилась за пределы контуров рисунка, то нужно искать "брешь";
  • если краска все-таки растеклась, то нужно действовать очень быстро. Всегда держите под рукой ватные палочки и спирт. Нужно постараться преградить путь вытекания краски с помощью палочки смоченной в спирте, одновременно собирая излишки вытекшей краски сухой ватной палочкой;
  • места, на которые попал спирт, получаются светлее при нанесении краски, есть способ "замыть" эти пятна. Для этого (до нанесения краски) протрите место 50% раствором спирта. Дайте шелку высохнуть и при нанесении краски старайтесь размыть контуры пятна кистью. Очень часто такие ляпсусы становятся самыми оригинальными местами готового полотна;
  • в мокром виде рисунок несколько темнее и ярче, чем в сухом.

И, наконец, самое главное правило: экспериментируйте, делайте ошибки и открытия, получайте удовольствие от процесса! Удачи в новом начинании!

батиком я стала увлекаться с третьего курса. мне был интересен сам процесс росписи шелка. а еще прельщал тот факт, что любую кляксу можно обыграть, не переделывая работу заново. и маленький нюанс батика: не обязательно быть хорошим художником, можно даже не рисовать вовсе, а сделать, например, геометрическую абстракцию, и это все равно будет красиво.
я хотела представить вам пошаговое руководство к так называемому холодному батику. на изготовление данной работы у меня ушло 4 часа вместе с полной просушкой резервов. размер А3, ткань креп-шелк, резервирующие составы: гамма(бензин), марабу(вода). краски: марабу, явана.


1 этап состоит из эскиза.

2. натягивание ткани на пяльцы определенного размера.


3. перевод рисунка: под натянутые пяльцы кладется эскиз и карандашом переводится на ткань. затем все обводится резервом. я использовала бесцветный, синий, темно-бордовый, медный. дайте ему полчаса просохнуть. чем толще слой резерва, тем дольше он сохнет! не высохший резерв пропускает краску через свой контур.

4. подготовка рабочего места. вам понадобятся кисти разной ширины (я использую кисть №12 и по убыванию. кисти: синтетика, фирма: сонет, галерея, рублёфф, вернисаж. если вы хотите серьезно заниматься батиком, то приобретите разные кисти. плоские с острыми краями, плоские с круглыми краями, конусообразные. разные кисти дают разный эффект росписи. а так же и скорость покрытия больших плоскостей.), банка для воды, палитра (я использую обычную кафельную плитку), тряпка и лист ватмана, чтобы накрыть им стол. ну и естественно краски. не советую долго держать их в открытом состоянии, т. к. краски для батика имеют свойство испаряться.

5. итак, роспись. старайтесь расписывать ткань слева на право, т. к. можете смазать краску рукой (для тех, кто орудует правой рукой). заливая определенный кусок ткани помните о том, что при высыхании яркость и насыщенность уйдет. и эффекты вы можете делать только на еще сыром участке. заливайте осторожно, любое малейшее движение кисти может привести к неожиданному результату. не всегда приятному для вас.
я в основном использую три вида эффектов: соль, чистая вода, смешение красок.
соль дает вот такой эффект:

вода:

смешение красок на данном отрезке дает разводы разных цветов. только не переборщите. цвет, состоящий более чем из трех красок, уже грязь.

насыщенность достигается путем наложения слоев краски, предварительно просохнувшей.


6. натягивание готовой работы. на подрамник сначала натягивается белый холст. затем натягивается сама работа. батик не всегда нуждается в раме. он прекрасно смотрится и без нее на определенных работах.

Такие картины я рисую уже более десяти лет. Эта упрощенная форма батика. Для настоящего батика нужны специальные дорогие краски, контур, ткань. Я рисую по ткани клеем ПВА и акварелью.
Когда-то давным-давно, люди разрисовывали ткани вручную. И способов росписи существовало множество. Узоры наносились на ткань кисточкой, деревянными штампами – набойками или специальным составом, который позволял расписывать ткань не всю сразу, а по частям. Последним способом рисовало по ткани малайское племя батраков, откуда и пошло название росписи – батик.

Такие картины я рисую уже более десяти лет. Эта упрощенная форма батика. Для настоящего батика нужны специальные дорогие краски, контур, ткань. Я рисую по ткани клеем ПВА и акварелью. Когда-то давным-давно, люди разрисовывали ткани вручную. И способов росписи существовало множество. Узоры наносились на ткань кисточкой, деревянными штампами – набойками или специальным составом, который позволял расписывать ткань не всю сразу, а по частям. Последним способом рисовало по ткани малайское племя батраков, откуда и пошло название росписи – батик. (фото 1)

Для работы нам понадобится:
- шелковая белая ткань (можно использовать вышедшие из моды белые блузки, если ткань в хорошем состоянии);
- клей ПВА (обязательно хорошего качества, чтобы когда он застывал, становился прозрачным);
- краски акварельные (18, 24 цвета);
- кусочек поролона или широкая кисточка;
- кисти (лучше беличьи №1,2,3 );
- клеенка;
- рамка со стеклом.

Для работы нам понадобится: - шелковая белая ткань (можно использовать вышедшие из моды белые блузки, если ткань в хорошем состоянии); - клей ПВА (обязательно хорошего качества, чтобы когда он застывал, становился прозрачным); - краски акварельные (18, 24 цвета); - кусочек поролона или широкая кисточка; - кисти (лучше беличьи №1,2,3 ); - клеенка; - рамка со стеклом. (фото 2)

1.Найдем понравившийся рисунок. Обычно я использую открытки, где нарисован красивый пейзаж, интересная композиция. Часто использую рисунки со старых открыток.

1.Найдем понравившийся рисунок. Обычно я использую открытки, где нарисован красивый пейзаж, интересная композиция. Часто использую рисунки со старых открыток. (фото 3)

2.Выбранную композицию нарисуем на бумаге простым карандашом на белом листе форматом А4. Можно рисунок с открытки увеличить с помощью ксерокса до нужного размера. Линии должны быть хорошо выделены.

2.Выбранную композицию нарисуем на бумаге простым карандашом на белом листе форматом А4. Можно рисунок с открытки увеличить с помощью ксерокса до нужного размера. Линии должны быть хорошо выделены. (фото 4)

3.Положим на стол клеенку, на нее рисунок из бумаги. Сверху на рисунок положим шелковую ткань. Закрепим ее скрепками.
4.Обведем рисунок по контуру клеем ПВА, используя кисточку.

3.Положим на стол клеенку, на нее рисунок из бумаги. Сверху на рисунок положим шелковую ткань. Закрепим ее скрепками. 4.Обведем рисунок по контуру клеем ПВА, используя кисточку. (фото 5)

5.Сделаем из поролона и палочки специальный тампон. Закрасим фон тампоном. Фон нужно закрасить весь по всей ткани. Вместо тампона из поролона можно использовать широкую кисть.

5.Сделаем из поролона и палочки специальный тампон. Закрасим фон тампоном. Фон нужно закрасить весь по всей ткани. Вместо тампона из поролона можно использовать широкую кисть. (фото 6)

6.Когда фон высохнет, начинаем закрашивать тонкой кисточкой мелкие детали: елки, дом, забор, фонарь, мост, веточки. Рисуем мы акварельными красками, для белого цвета, т.к. его много, можно использовать белую гуашь. При рисовании стараемся набирать поменьше воды на кисточку, больше краски, чтобы рисунок не расплывался и был более ярче и насыщеннее.

6.Когда фон высохнет, начинаем закрашивать тонкой кисточкой мелкие детали: елки, дом, забор, фонарь, мост, веточки. Рисуем мы акварельными красками, для белого цвета, т.к. его много, можно использовать белую гуашь. При рисовании стараемся набирать поменьше воды на кисточку, больше краски, чтобы рисунок не расплывался и был более ярче и насыщеннее. (фото 7)

7.Рисунок готов. Для того чтобы композиция получилась более выразительной мы прорисовываем слегка отдельные детали блестящими кликерами, или просто сбрызгиваем картину блестящим лаком для волос.

7.Рисунок готов. Для того чтобы композиция получилась более выразительной мы прорисовываем слегка отдельные детали блестящими кликерами, или просто сбрызгиваем картину блестящим лаком для волос. (фото 8)

8.Теперь нужно подобрать рамку для рисунка. Рамка должна быть больше рисунка для того, чтобы картину можно было оформить в паспарту. Так рисунок смотрится более ярче и интересней.

8.Теперь нужно подобрать рамку для рисунка. Рамка должна быть больше рисунка для того, чтобы картину можно было оформить в паспарту. Так рисунок смотрится более ярче и интересней. (фото 9)

9.Беру готовую деревянную рамку со стеклом. На картон по величине рамки наклеиваю сначала белую бумагу. Затем натягиваю на картон ткань с нарисованным рисунком. Листочек с прорисованным контуром рисунка предварительно убираю.

9.Беру готовую деревянную рамку со стеклом. На картон по величине рамки наклеиваю сначала белую бумагу. Затем натягиваю на картон ткань с нарисованным рисунком. Листочек с прорисованным контуром рисунка предварительно убираю. (фото 10)

Вырезаю из белой плотной бумаги паспарту, прикладываю сверху к рисунку и вставляю готовый рисунок в рамку под стекло, чтобы рисунок не запылился.

Вырезаю из белой плотной бумаги паспарту, прикладываю сверху к рисунку и вставляю готовый рисунок в рамку под стекло, чтобы рисунок не запылился. (фото 11)

Готовую картину можно повесить у себя в комнате или подарить близким.

Готовую картину можно повесить у себя в комнате или подарить близким. (фото 12)

Надеюсь вам мой мастер класс понравился. Это мои превые шаги в интернете, поэтому не судите строго. Надеюсь кому-то понравится эта техника, она более доступна, чем настоящий батик, а результат помоему еще лучше.

По-моему очень хороший МК, я то же пробовала рисовать в этой технике, но не хватает таланта и усидчивости, хотя работы получились интересные, но все уже давно раздарила.

мне очень понравился ваш мастер-класс и техника хорошая, а главное все доступно. возьму к себе в копилочку.

Хороший МК. Забираю себе в копилочку!

Очень красиво! Никогда не умела работать акварелью. Поэтому просто восхищаюсь!

Спасибо за урок. С поставленной задачей Вы прекрасно справились. Если яправильно поняла, то клей ПВА играет роль резерва (контура)?

Одежда не только защищает от превратностей внешней среды, но и помогает подчеркнуть индивидуальность, оттенить яркие черты личности и приглушить огрехи фигуры. Это не всегда удаётся, особенно в условиях массового производства. Но если немного пофантазировать и не полениться, то роспись по ткани акриловыми красками превратит самую неприметную вещь в шедевр дизайнерской мысли.

Особенности акриловых красителей

набор для росписи

Акрил относится к полимерным краскам. Этот тип красителей не проникает внутрь волокон, а покрывает их со всех сторон, как бы обволакивая защитной плёнкой. При этом исходные нити становятся более плотными, а сама ткань теряет эластичность.

К достоинствам акриловых красок относят:

  • доступность;
  • возможность разведения водой;
  • простоту использования;
  • устойчивость к смыванию после высыхания;
  • возможность смешивания различных цветов между собой для получения новых оттенков.

Перед началом работы следует учесть такие недостатки акриловых красителей:

Выбираем подходящую материю

шёлковая расписная ткань

Особых ограничений по выбору ткани для росписи акриловыми красками не существует. Это может быть и плотный текстиль, и нежный шёлк . Но следует не забывать о том, что прокрашенные места будут иметь более плотную текстуру.

В зависимости от желаемого результата подбираются краски акриловые по ткани определённого вида:

Можно ли и как рисовать акриловыми красками по ткани

Акриловые покрытия используют в нескольких видах окрашивания ткани:

  • горячий батик с использованием расплавленного воска. Относятся к наиболее сложной технике росписи. Позволяет получить колоритные структурированные рисунки с необычными оттенками базовых цветосочетаний;



  • холодный батик на основе контуров из резервирующих составов. Эти контуры не дают акрилу растекаться, что придаёт узорам чётко прорисованный графический вид. Качество работы зависит от качества нанесения резервирующего контура. Часто используется для нанесения контура готовые трафареты для рисования на ткани несмываемыи акриловыми красками;



  • узелковый батик. Этот вид окрашивания заключается в том, что схема узора формируется с помощью небольших узелков. Поле прокрашивания одних узелков, их убирают и делают новые, снова красят. Вместо вязания узелков часто перед покраской куски ткани туго скручивают;


  • свободная роспись позволяет просто творить на материи и получать рисунки (точнее картины) близкие к тем, что выполнены акварелью. На финальном этапе для прописывания оттенков используют резервирующие составы. Подбор нитей при применении техники вышивания и росписи тканей, как правило затруднителен, однако, если вспомнить, что такое свободная роспись по ткани, при выборе этого варианта возможностей больше;



  • способ с использованием аэрографа. Принцип действия этого инструмента основан на распылении мельчайших частичек краски. Меняя угол нанесения красителя, получают различные по насыщенности тона.

Что учесть в работе

платье расписанное

Независимо от того, в какой технике предполагается наносить акриловые красителя, следует учесть несколько моментов:

  • при разведении акрила водой уменьшают его адгезию с волокнами ткани. Поэтому стоит использовать фирменные разбавители;
  • под окрашиваемую поверхность подкладывается непроницаемое основание, защищающее рабочую поверхность;
  • для работы используются кисточки с синтетическим ворсом, валик, спонжи;
  • трафаретные рисунки требуют нанесения краски в несколько слоёв. Каждый последующий слой наносится после полного высыхания предыдущего. Для более качественного окрашивания рекомендуется закреплять каждый слой краски;
  • фиксируют краситель через 24 часа после покрытия с помощью утюга. Рисунок накрывается хлопчатобумажной тканью и проглаживается не менее 5 минут;
  • в первую очередь наносятся светлые тона краски и далее каждый слой будет более тёмный;
  • перед началом работы обязательно знакомятся с инструкцией использования красителя этого производителя.

применение акриловых красок по ткани

применение акриловых красок по ткани: роспись на креп-сатине

Роспись ткани с использованием трафаретов

Порядок нанесения акриловыми красками с применением трафарета:

  • прорисовывается трафарет (или подбирается в Интернете и распечатывается);
  • вырезается по контурам рисунок;
  • готовится место на ткани для нанесения изображения;
  • к ткани прикладывается трафарет, закрепляется. Затем по ткани для рисования через трафарет прорисовывается контур рисунка либо с помощью краски, либо акрилового маркера (можно использовать простой карандаш);
  • трафарет снимается.



Далее можно контур закрепить резервирующим составом или тонкой кистью обвести акриловой краской густой консистенции. Внутреннюю часть рисунка покрывают красителем более широкой кисточкой или палочками со спонжиками. В случае чётких геометрических рисунков контур можно ограничить с помощью скотча. После 15-24 часов высыхания краски, проводится процедура закрепления.

Необычный способ скрытого резерва

  • ткань для рисования натягивается на раму;
  • в зависимости от выбранного типа цветков делается несколько пятен светлого тона;
  • пятна просушиваются феном;
  • резервирующим бесцветным составом рисуется серединка цветка в виде звёздочки вокруг пятна и высушивается феном;
  • более тёмным тоном за границей резерва наносится кистью краска и высушивается, снова обводится бесцветный контур.

Можно не ограничиваься ручной росписью акрилом на одежде. Это может быть роспись по ткани декоративной подушки , сумки или покрывала на диван или скатерти. Главное приложить немного усилий и не ограничивать фантазию.

Читайте также: