Как сделать языковое портфолио

Обновлено: 05.07.2024

В основе моей технологии ведения языкового портфеля/ портфолио учащегося лежит обобщенный опыт проектов американского портфеля, Европейского языкового портфолио и языкового портфеля России.

Американский портфель учащегося старшей школы Института Подготовки Лидеров имени Джона Ф. Кеннеди в штате Мериленд, США, отражает достижения ребёнка по целому ряду изучаемых предметов и включает следующие разделы: развитие личности, развитие лидерских качеств, общественная работа и академические достижения. Цели портфолио: обеспечение преемственности в обучении, развитие личности лидера и обеспечение социальной мобильности.

За время работы с данной технологией я пришла к выводу, что её нужно внедрять уже на ранних ступенях обучения, чтобы формировать и систематически развивать у учащихся умение представлять свой учебный и жизненный опыт и отслеживать собственные достижения.

Цели ведения портфолио: формирование устойчивого интереса учащихся и организация их самостоятельной работы в изучении иностранного языка.

• образовательная: позволяет учащемуся стать активным участником образовательного процесса, а именно, повышает его мотивацию в изучении ИЯ,

учит его организовать свою самостоятельную работу и определять рациональные способы совершенствования своих умений, развивает навык рефлексии;

• педагогическая: позволяет педагогу оценивать уровень достижений каждого учащегося, повышать их мотивацию в образовательном процессе, вносить корректировки в процесс обучения;

• социальная: повышает интерес родителей к образовательному процессу, развивает социальную мобильность учащихся. [2]

Работа ученика и учителя по составлению портфолио основана на принципах:

• позитивность - доброжелательная помощь, прогресс;

• целостность развития и образования - важны все этапы/ достижения жизни;

• развитие и саморазвитие- познание себя через качественный анализ результатов.

• языковая биография –отражает языки, которыми владеет учащийся или планирует изучить, его опыт пребывания за границей и межкультурного общения (в том числе, и по переписке). Таблица уровней владения иностранным языком - системообразующий документ портфолио. Она ясно описывает языковые умения и навыки, выработка которых происходит на том или ином уровне изучения языка. Обращаясь к данной таблице 2 раза в год - в сентябре и марте - ученик самостоятельно отслеживает индивидуальный процесс учения, корректирует его, ставит цели (на ранних этапах с помощью учителя). Это способствует формированию автономности обучающегося, способности самостоятельно учиться на протяжении жизни (“life-long learning”). Данный Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. адаптировали Общеевропейскую шкалу для начальной школы таким образом, что уже младший школьник учится самостоятельно отслеживать формирование своих языковых умений;

• памятки включают рекомендации по развитию учебных навыков (скорости чтения; умения организовать свою работу, написания эссе, личного и делового письма, резюме), терминологический словарь;

• рефлексия включает оценочные листы и отзывы учителя, одноклассников и родителей о портфеле.

Портфель учащегося может быть эффективно использован учителями разных предметов, преподавателями элективных курсов в предпрофильной и профильной школе, а также классными руководителями для накопления и обобщения опыта и достижений учащихся по изученному курсу/ циклу предметов или за определённый период времени.

1. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки: его цели и содержание, Теория и практика обучения иностранным языкам, Айрис Пресс. - Москва, с. 204

2. Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков, Иностранные языки в школе, №5-2000г., с. 7-8

3. Полат Е.С. Портфель ученика, Иностранные языки в школе, №5-2000г., с. 22

6. Ivanova, N. Language Portfolio as an Instrument for Student Development, IN ELT Reform in Russia: Regional Aspects (Proceedings of the 3rd Regional KELTA Conference. - Krasnoyarsk, 2003, p. 140

7. Ivanova, N. Language Portfolio as an Instrument for Student Development and Assessment, IN School in the XXI Century: Skillful Teaching – Successful Learning, Interregional Ural-Siberian TEA Alumni Conference. - Novosibirsk, 2003, p. 32

8. Language Learning for European Citizenship. European Language Portfolio. Proposals for Development. - Strasbоurg, 1997

9. Modern Languages: Learning, Teaching, Assessment. A Common European Framework of Reference. - Strasbоurg, 1996

10. Pollari, P. “This is My Portfolio”: portfolios in Finnish upper secondary schools, IN Kennedy, Ch. Exploring Change in English Language Teaching. Macmillan Heinemann, p.105

Общеевропейские компетенции владения иностранным языком

Уровень выживания (A 1):

Понимает и использует знакомые выражения повседневного обихода и базовые фразы. Умеет представить себя и других, задаёт вопросы личного характера. Участвует в общении, если собеседник говорит медленно, понятно и готов помочь. (достигается в условиях обучения в общеобразовательной школе в V- IX классах с учебным планом 3 – 4 урока в неделю).

Допороговый уровень (A 2):

Понимает предложения и часто употребляющиеся выражения из сферы его/ её ближайшего окружения (Я и моя семья, покупки, работа). Общается в простых повседневных ситуациях, требующих прямого обмена информацией по знакомым темам. Умеет описать простыми словами своё происхождение, окружение, потребности. (достигается в общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях, в которых обучение ведётся соII по XI класс - базовый уровень ЕГЭ).

Пороговый уровень (B1):

Пороговый продвинутый (B2):

Эффективные умения (C 1):

Мастерское владение (C2):

Легко понимает всё увиденное и услышанное. Обобщает информацию из различных источников в связные высказывания. Выражается бегло и точно, передавая тонкие оттенки значений даже в сложных ситуациях.

(составлено по материалам Modern Languages: Learning, Teaching, Assessment. A Common European Framework Of Relevance. Strasburg, 1996. Пилотный проект “Языковой портфель России”, “иностранные языки в школе”, №5, 2000, с. 10)

А 1: Я могу узнавать простые слова и базовые фразы относительно меня, моей семьи и моего окружения, когда говорят медленно, понятно.

В 1: Я могу понимать основные мысли в ясных стандартных высказываниях на знакомые темы, регулярно встречающиеся в работе, учёбе и досуге. Я могу понимать основное содержание многих радио/ телепрограмм, посвящённых текущим событиям или вопросам профессионального/ личного интереса, когда изложение медленное и понятное.

С 1: Я могу понимать распространённые высказывания, даже когда они не имеют чёткой структуры, и отношения выражены в них не чётко, а лишь подразумеваются. Я понимаю телепрограммы и фильмы без особых усилий.

С 2:Я не испытываю трудности при понимании живой и транслируемой разговорной речи даже в быстром естественном темпе, если у меня есть некоторое время привыкнуть к акценту.

A1: Я могу понимать знакомые имена, слова и простые предложения, например, в вывесках, плакатах и каталогах.

A2: Я могу читать очень короткие простые тексты. Я могу находить специфическую, предсказуемую информацию в простых повседневных материалах, например, в объявлениях, меню, расписании. Я могу понимать кроткие простые письма личного характера.

B1: Я могу понимать короткие тексты, которые в основном состоят из высокочастотной повседневной или профессиональной лексики. Я могу понимать описание событий, чувств, желаний в письмах личного характера.

B2: Я могу читать статьи и доклады, касающиеся современных проблем, авторы которых предлагают разные точки зрения. Я могу понимать современную литературную прозу.

C1: Я могу понимать длинные и сложные литературные или содержащие факты тексты, понимая различия в стилях. Я могу понимать специальные статьи или длинные технические инструкции, даже если они не относятся к сфере моей профессии.

C2: Я могу легко читать все виды письменной речи, включая абстрактные, сложные с точки зрения структуры и языка тексты, такие как руководства, специальные статьи и литературные произведения.

A1: Я могу участвовать в простом разговоре, при условии, что мой собеседник повторяет и перефразирует мысли в замедленном темпе и помогает мне сформулировать то, что я пытаюсь сказать. Я могу задать и понять простые вопросы по знакомым темам.

A2: Я могу участвовать в простых повседневных диалогах, требующих прямого обмена информацией на знакомые темы. Я могу участвовать в простых ситуациях общения, даже если понимаю недостаточно для того, чтоб самому/ самой поддерживать разговор.

B1: Я могу общаться в различных ситуациях, которые возникают во время путешествия по стране изучаемого языка. Я могу без подготовки вступать в разговор на знакомые мне темы личного/ повседневного характера (семья, хобби, работа, путешествия, текущие события).

B2: Я могу общаться довольно бегло и спонтанно, что делает возможными регулярные контакты с носителями языка. Я могу активно участвовать в дискуссиях на знакомые темы, высказывать свою точку зрения.

С 1: Я могу выражаться бегло и спонтанно, не затрудняясь в выборе выражений. Я могу гибко и выразительно использовать язык в целях общения и в профессиональных интересах. Я могу точно формулировать идеи и мнения.

C2: Я могу без усилий участвовать в любом диалоге или дискуссии, умело используя идиомы. Я могу точно выражать разные оттенки значений слов. Если у меня возникают проблемы в высказывании, я могу перестроить его незаметно для собеседников.

A1: Я могу использовать простые фразы и предложения для рассказа о том, где я живу и о знакомых мне людях.

A2: Я могу использовать серию фраз и предложений для описания простыми словами моей семьи, условий жизни, образования, текущей или будущей работы.

B1: Я могу упрощённо связывать фразы для описания событий, моих желаний, надежд. Я могу кратко обосновать и объяснить мнения, планы. Я могу рассказать историю, содержание книги/ фильма и описать вызванные ими чувства.

B2: Я могу дать чёткие, детальные описания по широкому спектру тем, касающихся моих интересов. Я могу назвать достоинства и недостатки разных точек зрения на данный вопрос.

C1: Я могу давать ясные, детальные описания сложных тем, уточняя определённые опросы и делая соответствующий вывод.

C2: Я могу давать чёткие, плавные описания или аргументы. Стиль соответствует контексту. Эффективная логическая структура позволяет слушателю понять и запомнить основные моменты.

A1: Я могу написать короткую простую открытку (поздравление к празднику), заполнить формуляр деталями личного характера (имя, национальность, адрес).

A2: Я могу написать короткие записки/ записи по вопросам, касающимся меня. Я могу написать простое письмо личного характера (благодарность).

B1: Я могу написать простой связный текст на темы, личного характера. Я могу написать письмо личного характера, описывая свой опыт, впечатления.

B2: Я могу написать чёткий детализированный текст по широкому спектру вопросов, касающихся моих интересов. Я могу написать эссе или доклад, сообщая информацию или выражая аргументы в поддержку/ опровержение определённой точки зрения. Я могу написать письмо, выделяя события и опыт, имеющие значение для меня.

C1: В ясных, хорошо структурированных текстах я могу довольно пространно выражать свою точку зрения. Я могу детально описать сложные вопросы в письме, эссе/ докладе, подчёркивая важные моменты. Я могу писать тексты любого рода в стиле, соответствующем уровню читателя.

C2: Я могу писать четкие тексты с плавным изложением в соответствующем стиле. Я могу писать сложные письма, доклады, статьи, в которых логично излагается изучаемый вопрос. Это позволяет читателю выделить и запомнить важнейшие моменты. Я могу писать рецензии/ аннотации к текстам профессионального или литературного характера.

Исследования по данному вопросу стали возможны благодаря поддержке Программы признания учителей, финансируемой Бюро вопросов образования и культуры при Информационном агентстве Соединённых Штатов Америки, под эгидой Акта Фулбрайта-Гейса 1961 года, под управлением Американских Советов по международному образованию. Мнения, высказанные автором в данной статье, являются её личными и не выражают точку зрения Информационного Агентства и Американских Советов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается вопрос рефлексивного обучения. Что это и зачем нужно? Как рассматривает эту проблему современный ФГОС. Какими способами можно проводить рефлексию на уроках английского языка. Что такое языковой портфель и как эта технология соотносится с рефлексивным обучением.

Рожкова Екатерина Олеговна,

учитель иностранного языка I кв.кат.

ЯЗЫКОВОЕ ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО РЕФЛЕКСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Современные стандарты образования диктуют новые правила в преподавании и изучении иностранных языков. Ни для кого не секрет, что современные образовательные технологии ориентированы сегодня в первую очередь на самостоятельную учебную деятельность учащегося.

А самостоятельная деятельность включает в себя не только сам процесс изучения чего-то нового, но и осознанное целеполагание, мотивацию, а также рефлексию или оценку собственной учебной деятельности.

Однако, многие теоретики и учителя-практики убеждены, что еще рано делать вывод о том, что рефлексивные виды деятельности активно применяются учителем и учащимися на уроке. Вместо этого применяется традиционное закрепление или обобщение полученных знаний.

Поэтому считаю важным осветить один из способов преодоления этой преграды, который ведет к осознанному и эффективному включению рефлексии самими обучающимися – языковой портфель (портфолио).

Настроить учащихся на самоконтроль – задача не из лёгких. Этим необходимо заниматься с первого дня, когда ребёнок начинает изучать иностранный язык. Постепенно ученик при помощи учителя активно включается в процесс анализа, а значит, начинается его самостоятельная деятельность.

Рефлексия способствует развитию трех важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем.

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознает свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознает, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Организация осознания учащимися собственной деятельности имеет два основных вида: текущая рефлексия, осуществляемая по ходу учебного процесса и итоговая рефлексия, завершающая логически и тематически замкнутый период деятельности.

Учащиеся не просто отбирают какие-то свои работы в отдельную папку. Каждая работа, ранее проверенная и оцененная учителем или нет, комментируется самим учеником: почему именно эту работу он отобрал, как сам оценивает свои достижения по данной теме или по всему курсу в целом, над чем, по его мнению, стоит поработать более интенсивно, в чём испытывает наибольшие трудности, наконец, согласен ли он с оценкой учителя, если нет, то почему?

Что такое языковое портфолио?

Интересно было бы тебе работать со своим собственным языковым портфелем?

Хочешь ли ты участвовать в творческой группе по созданию языкового портфеля?

Анкета была проведена среди учащихся 6-х классов (27 человек), 10-х классов (14 человек) и мы получили следующие результаты.

Несколько иную картину мы наблюдаем в 10-х классах. 70% учащихся дали полноценные ответы на первый вопрос. 60% считают, что работа с языковым портфолио – интересное занятие. Но только 30% хотят участвовать в творческой группе по работе над портфелем.

Итак, мы видим, что большинство учащихся заинтересованы в работе с языковым портфолио, а это значит, что их мотивация позволит добиться хороших результатов, а главное осознанной рефлексии при применении данной технологии.

Также важно отметить, что для поддержания положительной мотивации целесообразно начинать работу с языковым портфолио с начальной школы и продолжать его систематическое использование на всех этапах изучения иностранного языка.

Однако, важно решить еще несколько проблем, а именно: недостаток времени на осуществление такой работы; отсутствие у учащихся необходимых знаний о языке; неспособность учащихся честно оценивать самих себя; отсутствие готовых учебных материалов для используемых УМК. Такое состояние проблемы самоконтроля в обучении английскому языку диктует необходимость, во-первых, сделать его обязательной составной частью учебного процесса, в том числе за счет интеграции с заданиями, выполняемыми на занятиях; во-вторых, подготовить учащихся к систематическому осуществлению самоконтроля и связать с другими видами контроля, в-третьих, помочь обучающимся сконцентрироваться на собственной деятельности и личной успеваемости; и наконец, разработать универсальный вариант портфолио, который подходил бы к большинству УМК.

В современной практике преподавания иностранных языков эффективно используются различные виды языкового портфеля в зависимости от его целевой направленности.

Если рассматривать функции языкового портфолио (образовательная, педагогическая, социальная), то можно с уверенностью отметить, что наиболее эффективным видом портфолио для работы на уроке иностранного языка представляется многоцелевое портфолио, которое реализует более широкие задачи в области рефлексивного обучения иностранному языку: наряду с рефлексией уровня владения изучаемым языком, позволяет обеспечить развитие способности к самостоятельному управлению процессом овладения и совершенствования изучаемого языка и систематическому мониторингу своего продвижения в уровне владения языком.

Языковое портфолио может выглядеть по-разному, одной из более удобных и адаптированных версий Европейского языкового портфеля, на мой взгляд, является та, которая состоит из 3 частей:

1. Языковой паспорт. Данные о языках общения в семье, изучаемых иностранных языках, опыте межкультурного общения, и самостоятельная оценка уровня владения иностранным языком в данное время, определяемую на основе международно-признанных уровней владения языком: используется общеевропейская шкала шести уровней владения языками A1,2, B 1,2, C 1,2.

3. Досье. Дополнительные сведения, относящиеся к процессу овладения изучаемым языком и фиксирующие достижения - наиболее удачные работы, групповой проект, примеры участия в международных и других проектах, а также свидетельства об окончании курсов, дипломы, награды. В этот раздел также можно включить оценку родителей или рецензента.

Учитель может предложить обучающимся составить такой портфель по отдельной изучаемой теме, разделу. Главное в такой работе - самооценка учащегося в виде рассуждения, аргументации, обоснования. Периодически по истечении намеченного отрезка времени, отводимого на досье, ученик выставляет свой портфель на презентацию в классе, в группе, на учительской конференции, на родительском собрании. На таком форуме ученик показывает свои продвижения, доказывает, что его самооценка совпадает или не совпадает с оценкой учителя, родителей, группы экспертов из числа учеников. Никаких отметок данная технология не предусматривает, только общие оценки.

Какие этапы можно наметить по работе с языковым портфолио?

1) В начале учебного года учащиеся определяют свой языковой уровень, пользуясь листами самооценки с дескрипторами коммуникативных умений. У кого-то он остался прежним, а кто-то его повысил. Учащиеся делают свой собственный анализ на тему: “Я уже умею…”, в котором описывают свои умения по тем дескрипторам, над которыми они уже работали. Им предлагается поработать в группах, обменяться мнениями.

3) Каждый урок или несколько раз в неделю учащиеся отмечают свое продвижение по изучению той или иной темы, делают выводы, анализируют проделанную работу, в общем, выполняют разнообразные задания для развития рефлексивной самооценки и коррекции своей учебной деятельности.

4) В конце каждой четверти/раздела/учебного года проводится защита индивидуальных портфолио, где каждый ученик рассказывает о том, чего он достиг, что ему кажется трудным, что у него получилось, намечает планы на дальнейшее развитие.

В течение всех этапов обучающийся учится оценивать себя и свои умения. Для этого могут использоваться различные приемы рефлексии:

В нашей профессии нет предела совершенству. То, что еще вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске. Давайте зададим и себе несколько рефлексивных вопросов:

Каковы результаты моей деятельности?

Как я этого достиг?

Можно ли сделать лучше?

Что я буду делать дальше?

Пока учитель задает себе эти вопросы – он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя. В заключение я хочу привести слова В. Набокова: “We can know more and more about one thing but you can never know everything about one thing it’s hopeless”.

Бизяева А.А. Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия. – Псков, 2004.

Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки учащегося в области изучения иностранных языков // ИЯШ. 2000. №5. С. 6-11.

Европейский языковой портфель для России. М.: МГЛУ; СПб: Златоуст, 2001.

Лабазина Л.Н. Европейский языковой портфель – средство оценки и самооценки знаний учащихся оп иностранным языкам. // Ярославский педагогический вестник. – 2003. – № 2 (35).

Поляков О.Г. Самоконтроль// Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. – 2010. – С. 399-404.

Протасова Е.Ю. Европейская языковая политика//ИЯШ. – 2004. – № 1.

Соколова Л.А. Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития учителя и учащихся. // Иностранные языки в школе. – 2005. – № 1 (19).

Стандарты второго поколения. Федеральный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.

Щукин А.Н. Языковой портфель как средство самооценки учащимися достигнутого уровня владения языком. Содержание и формы самостоятельной работы при обучении русскому языку как иностранному. Сб. науч. тр. – М., 2008.

Rolf Schärer. A European Language Portfolio. From piloting to implementation (2001 - 2004) Consolidated report - Final version. Strasbourg, 2004.

Планируют ли авторы продолжать исследования с учетом мониторинга мнения потребителей региона о важности обеспечения продовольственной безопасности в регионе?

Проведен действительно комплексный анализ развития бизнеса в условиях формирования в регионе продовольственной безопасности. Это результат междисциплинарного исследования бакалавров и магистрантов Ивановского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова. Собран массив местных производителей продовольствия. По выводам главным объектом обеспечения продовольственной безопасности в Ивановской области РИАТ.

Ирина Степановна, спасибо большое за проявленный интерес к данной тематике, и спасибо за Ваш вопрос. Я считаю, что принцип иронии в каждой культуре различен. Это можно обнаружить, если, например, провести исследование в сравнении английской иронии и, скажем, белорусской. Такие факторы, как разная история стран, культурные ценности и образы мышления является фундаментом для проведения границы между двумя образами восприятия принципа иронии.

Как преподаватель английского языка хочу отметить, что тема самоиронии является современной. Марк, как Вы считаете: сам по себе принцип иронии является схожим во всех культурах или данный принцип все же различается в разных обществах?

Здравствуйте.Спасибо за внимание уделенное моей статье.

Дианочка, очень прекрасная работа!! думаю, с такой работой Вы одержите победу

Добрый вечер, Алексей, спасибо за статью! Есть ли у вас какие-нибудь способы искать пути совершенствования в ораторском мастерстве?

Добрый вечер, спасибо за статью! Что, на ваш взгляд, означает "умение слушать" и что даёт людям умение слушать?

Добрый вечер, Александр! Спасибо за интересную статью! Как вы считаете, появления новых сленгов могут как то отрицательно повлиять на культуру речи?









ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ САМООЦЕНКИ УЧАЩЕГОСЯ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сейчас в школах иностранный язык начинают изучать со второго класса, но это не обеспечивает должного уровня владения неродной речью к концу ее окончания. И к концу школы язык остается не просто иностранным, но по-настоящему чужим для большинства учащихся на фоне всех остальных предметов.

Редкий ученик покидает стены учебного заведения с возможностью легко и лаконично выражать свои мысли на неродном для него языке, хотя на изучение языка было потрачено много времени. Во многом это связано с оторванностью иностранного языка от практических потребностей его применения для самого ребенка.

Можно ли изменить эту ситуацию? Ответ однозначен - да, можно. Но для этого необходимо внедрять новые технологии, такие как "языковой портфель". Среди инновационных технологий обучения языковое портфолио отличается тем, что характеризуется методистами как альтернативная форма контроля, позволяющая получить динамичную картину образовательного и лингвистического развития учащихся. Смысл данной технологии - формирование у учащихся умения рефлексии, то есть самооценки [7, с. 102].

Языковой портфель (портфолио) (Language Portfolio) позволяет конкретизировать цели изучения иностранных языков и, следовательно, лучше организовать процесс обучения [5, с.938].

Что же он собой представляет? Это своего рода дневник, но не совсем личный. Он содержит сборник материалов и заданий, которые должны отражать индивидуальный опыт учащегося, т. е. исходные данные одинаковы, но как они будут переработаны и чем наполнены, зависит от каждого конкретного ученика. Это настоящее поле для творчества и саморазвития, контролируемого наставником.

Таким образом, языковой портфель представляет собой набор учебных материалов, в котором владелец записывает свои достижения и опыт в освоении изучаемого иностранного языка и включает в себя отдельные виды работ, свидетельствующие о его успехе на изучаемом языке [6, с.9].

В отечественной методике преподавания иностранных языков выделяют следующие типы языковых портфолио в зависимости от целей их создания [8, с.55]:

- рефлексивное портфолио: раскрывает динамику личностного развития ученика, помогает следить за результатами его деятельности, как в количественном, так и в качественном плане;

- проблемно-исследовательский портфолио: помогает подготовиться к написанию реферата или научной работы, к выступлению на конференции;

- тематический языковой портфель: создается в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела или учебного курса.

На протяжении всего изучения иностранного языка в школе языковой портфель становится верным спутником ученика. Ребята фиксируют в него все свои достижения в изучении языка, не только в школе, но и за ее пределами. Языковой портфель содержит материал, который свидетельствует об успехах в изучении иностранного языка. В языковой портфель ученики могут включать любой изученный языковой материал по своему усмотрению: любимые рисунки, стихи, песни, проекты, различные грамоты, презентации, сертификаты, самостоятельные, контрольные и другие письменные работы, отзывы учителей и т. д.

Языковой портфель состоит из следующих разделов [5, с.937]:

1.Языковой паспорт. Оформление языкового паспорта начинается во 2 классе. В данном разделе языкового портфеля школьники делятся рассказами о себе, о своих увлечениях и хобби, о своей семье. Ученики оформляют свою личную карточку (PersonalIdentification) и автобиографию, которые пополняются и обновляются по мере взросления ребенка.

2. Языковая биография. Этот раздел необходимо заполнять в течение учебного процесса для того, чтобы проследить динамику совершенствования умений учеников в четырех видах речевой деятельности (чтении, аудировании, письме и говорении). Данный раздел позволяет обеспечить ученику основу для рефлексивной самооценки своих умений и навыков в процессе обучения и овладения английским языком, благодаря чему у учащегося появляется возможность освоить критерии оценки уровня владения иностранным языком. Следовательно, у школьников формируются приемы самоконтроля и самооценки уровня обученности по основным аспектам владения иностранным языком.

3. Досье. В досье учащийся собирает весь материал, свидетельствующий о его успехах в овладении языками. Это могут быть работы, выполненные им самостоятельно на уроке (контрольные работы, тесты, сочинения и т. п.), дома, на внеклассных занятиях (проекты, рефераты, доклады, дипломы, сертификаты, свидетельства), подтверждающие достижения пользователя портфеля в изучении языка. Отбор может проводиться в течение одного учебного года или одной четверти на протяжении всех лет обучения. Портфель или отдельные работы сопровождаются комментарием ученика о том, почему он считает необходимым отобрать именно эти работы (желательно, чтобы все комментарии выполнялись на иностранном языке, начиная с одной - двух коротких фраз, постепенно расширяя и углубляя их). Если это сложно, то все свои рассуждения делаются на родном языке. Каждая работа также сопровождается кратким комментарием ученика: что у него в этой работе получилось, а что − нет; согласен ли он с оценкой учителя и какие выводы может сделать из результатов этой работы. Разумеется, такая работа предусматривает аргументированное корректирование ошибок. Главное в такой работе – самооценка учащегося в виде рассуждения, аргументации, обоснования.

Периодически по истечении намеченного отрезка времени, отводимого на досье, ученик выставляет свой портфель на презентацию в классе, в группе, на учительской конференции, на родительском собрании. Таким образом ученик показывает свои продвижения, доказывает, что его самооценка совпадает или не совпадает с оценкой учителя, родителей, группы экспертов (из числа учеников).

Языковой портфель является собственностью обучающегося и служит средством неформального оценивания его достижений по предмету, повышает мотивацию, учит аккуратно вести записи. Языковой портфель это и способ фиксирования, накопления и оценки своих индивидуальных достижений в определенный период обучения, и коллекция своих работ и результатов, которые демонстрируют их усилия, прогресс и достижения.

В процессе работы над созданием языкового портфеля по иностранному языку можно выделить некоторые общие положения:

 для создания языкового портфеля требуется совместная работа трех заинтересованных сторон: ученика, учителя и родителей;

 благодаря языковому портфелю осуществляется поддержка и повышение мотивации на всех этапах обучения посредством активизации самооценки учащихся;

 языковой портфель способствует усилению ситуации успеха в процессе учебной деятельности, что обеспечивает позитивное самоутверждение личности, влияет на формирование ценностных установок;

 языковой портфель создает все условия, чтобы совершенствовать и самостоятельно изучать иностранный язык.

При использовании языкового портфеля в урочной и внеклассной работе меняются привычные взаимоотношения между педагогом и учениками - они становятся равноправными партнерами, что позволяет расширить возможности обучения и самообучения, развить навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся, поощряет их активность и самостоятельность, формирует умение учиться - ставит цели, содействует индивидуализации (персонализации) образования школьников, планирует и организовывает собственную учебную деятельность, закладывает дополнительные предпосылки и возможности для их успешной социализации.

Важным моментом является то, что поэтапная работа по созданию языкового портфолио учащегося позволяет развить у ребенка способность к рефлексивной и достаточно адекватной самооценке, что является одним из важнейших показателей учебной компетентности и самостоятельности учащегося в учебном процессе, направленном на овладение языком и культурой.

Осознанными становятся учебная деятельность учеников и ответственность за собственный труд. Активное участие родителей в данном процессе является важным фактором. Это создает предпосылки для создания полноценной картины объективного продвижения ученика в той или иной области.

В заключение хочется остановиться на некоторых моментах. Конечно, использовать в своей работе такой инструмент, как языковой портфель, просто замечательно. Все уже давно привыкли к творческому портфолио, с детского сада родители и дети самозабвенно собирают грамоты, фотографии, отзывы о достижениях. Но мало кто (из не специалистов) слышал о языковом портфолио. По крайней мере, в тех школах, где мне пришлось учиться (а их было три), такого портфолио не было. А ведь в наших сегодняшних реалиях – это вообще должен быть незаменимый инструмент самооценки учащегося.

И вот в классе - новый учитель, пока привыкает он к детям, а дети к нему, пока придет понимание, что собой представляет каждый ученик, каков его потенциал, проходит значительное время. А если есть возможность ознакомиться с языковым портфелем ученика, можно ведь продолжать двигаться дальше, а не стоять на месте. В данном случае языковой портфель выступает как механизм сбора и анализа информации о процессе обучения и результатах учебной деятельности каждого конкретного ученика. Портфолио для учащегося становится инструментом самооценки его учебной деятельности, а для учителя является средством обратной связи и инструментом оценочной деятельности.

Таким образом, языковой портфель реализует инновационный подход к изучению иностранного языка. Языковой портфель - это инструмент самооценки и собственной познавательной, творческой работы ученика, рефлексии его собственной деятельности. Учащийся самостоятельно оценивает свои языковые умения и навыки. Кроме того, учитель может оценить реальные умения и навыки учащегося. Это позволяет создать более объективную картину. Как ученик, так и учитель могут планировать дальнейшее развитие конкретных языковых умений конкретного учащегося для достижения намеченного уровня.

Список использованной литературы

Амонашвили Ш.А. Размышления о Гуманной Педагогике. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. - 464 с.

Архипенкова Н.А. Европейский языковой портфель в начальной школе // Иностранные языки в школе. 2013. № 3. С. 35-38.

Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков/Иностранные языки в школе.-№5. - 2000. - С. 6.

Левашкина З.Н. Европейский языковой портфель как средство организации автономной работы учащихся при обучении иностранному языку/З.Н. Левашнина, Л.В. Михалёва// Молодой ученый. – 2014. - №3 (62) – С.937-939.

Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. - М.: Политиздат, 1972. - 303с.

Тикуркина А.С. Электронное портфолио и языковой портфель учителя иностранного языка: определение понятий// Вестник ТГУ, выпуск 2 (118), 2013. - С.53-56.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации представлен пример электронной версии языкового портфолио к УМК "Forward 2" Вербицкой М.В. Данное языковое портфолио может быть адаптировано для любого УМК и состоит из следующих разделов:

1.Языковой паспорт ( этот раздел включает в себя личную информацию о владельце и список размещенных материалов)

2.Языковая биография ( данный раздел содержит информацию о навыках и умениях своего владельца, лист учебных достижений, планы на будущее, раздел родительской рефлексии)

3.Языковое досье (раздел посвящен проектной деятельности и достижениям в области английского языка)

Языковое портфолио к учебнику Вербицкой М. В Forward 2

10 апреля 2013г .

Структура ЯП

My Language Passport

My Language Passport

Stick your photo here

My Language Passport Chart Date Type of Material 17/09/2012 My Language Passport File 26/10/2012 Self-Assessment Grid 29/10/2012` How I Learn Grid 02/11/2012 My Classroom Project Work 30/11/2012 My Future Plans File 03/12/2012 My Language Experience File 08/12/2012 Myself and My Family File 01/02/2013 My Flat Project Work 15/02/2013 Days of the Week File 29/03/2013 We`re Making a Robot Project

My Language Passport Chart

Date Type of Material

17/09/2012 My Language Passport File

26/10/2012 Self-Assessment Grid

29/10/2012` How I Learn Grid

02/11/2012 My Classroom Project Work

30/11/2012 My Future Plans File

03/12/2012 My Language Experience File

08/12/2012 Myself and My Family File

01/02/2013 My Flat Project Work

15/02/2013 Days of the Week File

29/03/2013 We`re Making a Robot Project

My Language Biography

My Language Biography

How I Learn!

How I Learn!

Successful with a skill

Я понимаю простейшие инструкции и указания

Я могу соотносить услышанное с картинками или предметами

Not very well

Need to revise a skill

Я понимаю простые диалоги на знакомые темы

Я понимаю простые вопросы обо мне и моей семье

Reading Skills Successful with a skill excellent Я знаю буквы алфавита Я могу сопоставить букву и звук Well Need to revise a skill Я могу сопоставить слова с картинками Not very well Я понимаю простые инструкции Я могу прочитать простые слова и предложения Я могу получить информацию из простых текстов на знакомые темы

Successful with a skill

Я знаю буквы алфавита

Я могу сопоставить букву и звук

Need to revise a skill

Я могу сопоставить слова с картинками

Not very well

Я понимаю простые инструкции

Я могу прочитать простые слова и предложения

Я могу получить информацию из простых текстов на знакомые темы

Speaking Skills Successful with a skill Excellent Я могу сообщать простую информацию (время, день недели и т.п) Я могу сообщить простую информацию о себе (имя, возраст, национальность и т.п.) Well Need to revise a skill Я могу описать свою семью Not very well Я могу задавать и отвечать на простые вопросы Я могу выражать свои предпочтения и вкусы Я могу участвовать в разговоре на знакомые темы Я могу давать простые описания

Successful with a skill

Я могу сообщать простую информацию (время, день недели и т.п)

Я могу сообщить простую информацию о себе (имя, возраст, национальность и т.п.)

Need to revise a skill

Я могу описать свою семью

Not very well

Я могу задавать и отвечать на простые вопросы

Я могу выражать свои предпочтения и вкусы

Я могу участвовать в разговоре на знакомые темы

Я могу давать простые описания

Writing skills Successful with a skill Excellent Я могу написать буквы алфавита Я могу копировать/списать слова без ошибок Well Need to revise a skill Я могу написать простые слова Not very well Я могу написать простые предложения Я могу написать короткий текст на знакомую тему Я могу вписать пропущенное слово в предложение

Successful with a skill

Я могу написать буквы алфавита

Я могу копировать/списать слова без ошибок

Need to revise a skill

Я могу написать простые слова

Not very well

Я могу написать простые предложения

Я могу написать короткий текст на знакомую тему

Я могу вписать пропущенное слово в предложение

Лист учебных достижений четверть Урочная деятельность аудирование I четверть чтение II четверть устная речь III четверть IV четверть письмо Проектная деятельность

Лист учебных достижений

Урочная деятельность

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

деятельность

My Language Biography Истории и рассказы, которые я читаю на английском . Rustbucket Стихи, которые я читаю на английском . How do you do? My Bright Red Hat Counting to Ten My Feelings Песни, которые я слушаю на английском Alphabet Rock Sing a Rainbow The Number Chant My Friends Фильмы и мультфильмы, которые я посмотрел на английском Word World Tom and Jerry Я говорю на английском языке : в школе в Турции

My Language Biography

Истории и рассказы, которые я читаю на английском .

Стихи, которые я читаю на английском .

How do you do? My Bright Red Hat

Counting to Ten My Feelings

Песни, которые я слушаю на английском

Alphabet Rock Sing a Rainbow

The Number Chant My Friends

Фильмы и мультфильмы, которые я посмотрел на английском

Word World Tom and Jerry

Я говорю на английском языке :

в школе в Турции

Future Plans! Я бы хотел читать книги и журналы на английском языке и разговаривать на английском в других странах. Для этого мне нужно выучить правила чтения, читать каждый день. Выучить много английских слов, научиться строить английские предложения и слушать упражнения на дисках

Future Plans!

Я бы хотел читать книги и журналы на английском языке и разговаривать на английском в других странах.

Для этого мне нужно выучить правила чтения, читать каждый день. Выучить много английских слов, научиться строить английские предложения и слушать упражнения на дисках

Parent Portfolio Reflection Sheet Child`s name Когда мой ребенок показал мне портфолио… ● Я заметил(а) следующие его сильные стороны: Он аккуратно ведет портфолио. Старается адекватно себя оцениbnm ● Я заметил(а) следующие его слабые стороны: Он невнимателен, иногда пропускает буквы в словах. ● Какие задачи должен поставить ребенок в изучении английского языка для достижения лучшего результата: Больше писать и читать на английском языке, слушать английскую речь, тренировать произношение.

Parent Portfolio Reflection Sheet

Child`s name

Когда мой ребенок показал мне портфолио…

● Я заметил(а) следующие его сильные стороны:

Он аккуратно ведет портфолио. Старается адекватно себя оцениbnm

● Я заметил(а) следующие его слабые стороны:

Он невнимателен, иногда пропускает буквы в словах.

● Какие задачи должен поставить ребенок в изучении английского языка для достижения лучшего результата:

Больше писать и читать на английском языке, слушать английскую речь, тренировать произношение.

My Dossier

Myself and my family Write about yourself My name is _____ . I`m ___. I live in ___. My favourite colour is green. My lucky number is seven. I like cats and dogs but I don`t like spiders. I`ve got a family. It isn`t big. I`ve got a mother and a father. My mother`s name is ____. My Father`s name is _____. I love my parents. Stick your photo here

Myself and my family

Write about yourself

My name is _____ . I`m ___. I live in ___. My favourite colour is green. My lucky number is seven. I like cats and dogs but I don`t like spiders. I`ve got a family. It isn`t big. I`ve got a mother and a

father. My mother`s name is ____. My Father`s name is _____. I love my parents.

Читайте также: