Квадрант для огранки камней своими руками

Обновлено: 05.07.2024

Ювелирные камни и самоцветы ценятся за прозрачность, способность преломлять свет или же за красивую окраску и затейливые узоры, если речь идет о непрозрачных минералах. Однако, глядя на добытые из породы образцы, сложно увидеть красоту, спрятанную внутри. Чтобы показать и подчеркнуть достоинства самоцветов, добываемое сырье подвергают дополнительной шлифовке, полировке или огранке. Именно обработка камня позволяет раскрыть лучшие свойства природного сырья и повысить его стоимость.

обработка драгоценного камня

Что такое облагораживание камней

Природные минералы с высокими показателями прозрачности и насыщенной окраской — большая редкость. Большинство добываемого сырья имеет мелкие дефекты, неравномерную или бледную окраску. Чтобы улучшить качество и характеристики ювелирных камней, были разработаны методы их облагораживания. В отличие от природных самоцветов, облагороженные образцы стоят дешевле. Более того, в сопровождающих документах должна быть указана информация о том, был ли минерал облагорожен.

Облагораживание — это обработка уже ограненных кристаллов или натурального необработанного камня

Она состоит в целенаправленном физико-химическом воздействии на сырье, в результате чего удается добиться повышения ключевых потребительских качеств минералов.

Например, ювелиры заметили, что при нагревании прозрачных или слабоокрашенных кристаллов аметиста, которые имеют невысокую рыночную стоимость, можно получить востребованные желтые камни, напоминающие цитрины. Популярными стали минералы с зональной окраской, называемые аметринами: при нагревании аметиста лишь с одной стороны получается кристалл желтый с одного конца и фиолетовый с другого.

Основные способы облагораживания камней, которые приняты в ювелирной индустрии и считаются допустимыми:

  • Отжиг (термическая обработка). В результате воздействия высоких температур многие минералы приобретают более насыщенную окраску. Кроме того, этот метод используют для устранения нежелательных оттенков (например, синих у рубинов) или включений (например, рутила в сапфирах).
  • Обработка маслом — применяется в тех случаях, когда необходимо скрыть трещины. Процесс облагораживания состоит в том, что в раскол, из которого выкачаны воздух и вода, под высоким давлением впрыскивается масло, имеющее схожий коэффициент преломления. В результате трещины становятся практически незаметными.
  • Обработка эпоксидной смолой, как и промасливание, улучшает показатели прозрачности образцов и повышает их прочность.
  • Радиоактивное облучение — основной метод получения редких в природе голубых топазов, цветных алмазов и кварцев. В зависимости от вида минерала используется рентгеновское, ультрафиолетовое, гамма-излучение или воздействие потока энергетических частиц (нейтронов, протонов, электронов или альфа-частиц).
  • Нанесение покрытия — позволяет получать кристаллы с необычной окраской, например, после нанесения на поверхность топаза тончайшей пленки из драгметаллов получают мистик-топаз, отличающийся радужными переливами.

Виды обработки камня

Облагораживание камней — лишь один из этапов обработки самоцветов, который не является обязательным. Перед тем как попасть в руки ювелира и стать частью украшения, все ювелирные камни проходят через процесс обязательной обработки. Ее методы подбирают в зависимости от основных физико-химических свойств минерала: прозрачности, твердости, наличия или отсутствия рисунка.

распиливание породы

Современная обработка включает следующие способы:

  • Распил породы — осуществляется на станках, оснащенных ленточными, дисковыми или канатными пилами. В качестве альтернативного варианта промышленной распиловки добываемой породы для этой цели используют лазер.
  • Обдирка — придание сырью предварительной формы.
  • Шлифовка — промежуточный этап, который позволяет получить равномерную шероховатость поверхности камня и лучше оценить его форму.
  • Лощение — раскрывает рисунок и структуру минерала, для чего используются шлифовальные круги с напылением шлифовальных порошков.
  • Огранка — вместе с предыдущими методами является неотъемлемой частью обработки прозрачных драгоценных камней, в результате которой удается максимально полно раскрыть блеск и светопреломление минералов.
  • Полировка — финальная стадия, в результате которой поверхность камня приобретает зеркальный блеск.
  • Гравировка — декоративный вариант обработки, который состоит в нанесении рисунка на поверхность.

Инструмент для обработки в домашних условиях

Обработка природного ювелирного или поделочного камня в домашних условиях может включать резку, полировку, гравировку и шлифовку самоцветов. Все действия следует проводить только с непрерывной подачей воды, которая удаляет каменную пыль и охлаждает поверхность камня и инструмента.

В зависимости от вида воздействия потребуются следующие инструменты:

  • система непрерывной подачи воды — можно использовать губку или капельницу;
  • станок для резки или болгарка с алмазными пилами — для распиловки твердых образцов;
  • ножовка по металлу подойдет для мягких камней, например, для гагата или янтаря;
  • тиски или струбцина — для крепления образца;
  • шлифовальный станок;
  • бормашина поможет в проделывании отверстий в камне, шлифовке и полировке, если подобрать подходящие насадки;
  • гравировальный набор можно использовать как для нанесения рисунка, так и для полировки;
  • наждачная бумага с различной зернистостью;
  • шлифовальные и полировочные диски различной текстуры;
  • шлифовальные порошки и алмазные пасты, например, паста гои;
  • квадрант — устройство для измерения и установки углов наклона, без которого невозможно нанести геометрически правильные грани;
  • кич — стержень, на который крепится кристалл на время полировки или огранки.

шлифование янтаря

Самостоятельная распиловка и накол

Обработка драгоценных и полудрагоценных камней — это компромисс между двумя стремлениями. С одной стороны, необходимо сохранить максимальный размер и вес готового изделия, с другой — придать идеальную форму или огранку, учитывая структуру и качество материала. Исходя из этих условий, специалисты, которые занимаются камнеобработкой, определяют необходимый размер и форму заготовок.

Чтобы расколоть кусок породы, можно использовать специальные приспособления, например, струбцину с двумя зубцами, изготовленными из закаленного металла. Для раскола больших кусков можно просверлить дырочки или сделать насечку по границе скола и последовательно пробивать линию среза, используя клинья и молоток.

Чтобы самостоятельно разрезать породу, можно купить готовый станок или собрать собственный, например, на основе электросверлильного прибора, оборудовав его системой непрерывной подачи воды. В качестве таковой можно использовать смоченную губку или поролон, если удерживать ее левой рукой в момент распила. Однако для соблюдения техники безопасности лучше использовать обе руки во время проведения работ, поэтому под рабочий стол с самодельным станком можно поставить поддон с водой, которая будет охлаждать режущий диск пилы.

Если в образце, который необходимо разрезать, есть трещины, их нужно проклеить эпоксидным клеем для большей прочности. Такая технология позволяет избежать нежелательных расколов материала в процессе распиловки. Перед тем как залить в трещины клей, камень надо прогреть на электроплите, чтобы испарилась влага. Когда минерал остынет до 60 ℃, можно нанести клей, стараясь, чтобы он проник глубже внутрь разлома. Когда клей высохнет, переходят к резке.

После того как сырье распиливают на кусочки, их отправляют на обдирку, в ходе которой заготовки приобретают приблизительные размеры и формы. Для этого используются крупнозернистые шлифовальные круги.

Как отполировать до блеска

Если облагораживание драгоценных камней предполагает изменение их свойств, то полировка использует качества, присущие самому минералу, и подчеркивает его природные достоинства.

полировка камня

Главный секрет успешной полировки в домашних условиях — постепенная смена абразивов: от более крупных к более мелким. В завершении процесса лучше использовать мягкие полировочные пасты в зависимости от типа минерала.

Подготовка к полировке

Полировка — финальный этап обработки натурального камня. После этого самоцветы можно использовать как вставки в украшениях и иных ювелирных изделиях.

Перед тем как перейти к полировке камня своими руками, он должен быть отшлифован. То есть его поверхность надо предварительно выровнять. Сделать это можно как вручную, используя наждачную бумагу, обернутую вокруг твердой основы и смоченную водой, так и с помощью специального инструмента.

Для шлифования, помимо станка, можно использовать болгарку или бормашину, на которые потребуется установить специальные насадки. Отшлифованная поверхность камня будет ровной и гладкой, но еще без зеркального сияния.

Чтобы отполировать минерал до блеска потребуются притиры из войлока, кожи или ткани, а также полировальные пасты или увлажненные тонкозернистые порошки — окиси хрома, диамантина, алмаза или трепела. Материалы следует подбирать в зависимости от особенностей обрабатываемого сырья.

Популярным средством для полировки камней является войлок в сочетании с алмазным порошком, но он не подходит для минералов с неоднородной структурой — волокнистой или зернистой. Поскольку они склонны к недополировке: на их поверхности часто образуются лунки или выступы. Для полировки таких минералов лучше использовать дерево или кожу.

Как происходит процесс

Завершающая обработка поверхности ювелирного камня проходит в несколько этапов:

  1. Чтобы подготовить полировочную поверхность к работе, необходимо смочить ее водой с небольшим содержанием моющего средства.
  2. Нужно дать полировальщику поработать вхолостую, чтобы влага равномерно распределилась и ушли излишки.
  3. Нанести на планшайбу алмазный порошок.
  4. Двигаясь от центра к краю, начинают полировку изделия, прижимая его с усилием к поверхности планшайбы.
  5. По мере высыхания поверхности трение будет усиливаться, тогда потребуется больше усилий, чтобы удержать кристалл.
  6. Чтобы не допускать перегрева рабочей поверхности, на нее периодически должна подаваться вода. Чтобы правильно отрегулировать ее подачу, следует учитывать, что чем тверже камень, тем большего давления и более сухой поверхности планшайбы требует его полировка.
  7. В завершении необходимо отполировать поверхность мягким материалом, например, войлоком.

камень у ювелира

В процессе работы следует учесть, что если шлифовальный станок имеет возможность изменять скорость вращения, то чтобы избежать недополировки образцов, надо выбирать показатели в пределах 500–2000 оборотов в минуту.

Обработка камней в домашних условиях — интересное хобби, которое может приносить доход. Работа с драгоценными минералами требует определенных навыков и знаний. Однако, кроме самоцветов, обрабатывают и более простые камни, например, булыжники или гальку: на их поверхность можно нанести гравировку, а также использовать красивые образцы в оформлении интерьера или сада.

Посмотрите на эту фотографию и попробуйте представить себе, как мог бы выглядеть этот камень в ограненном виде в Вашем колечке:


Соглашусь с ответом, что представить можно, но. Сложно.

Процесс огранки, то есть механической обработкти драгоценного камня состоит из двух основных этапов – резки камня для придания ему определенной формы и полирования его новой поверхности. Огранка любого камня не делается наобум, а осуществляется по заранее продуманной и просчитанной схеме. Форма, размер и расположение граней и углов между ними имеют принципиальнейшее значение. Для каждой разновидности драгоценного камня эти характеристики рассчитываются исходя из его оптических и физических свойств. Коэффициент преломления, показатель, являющийся важнейшим при идентификации драгоценных камней, остается важнейшим и при проектировании дизайна огранки.

Размеры граней и углы между ними рассчитываются таким образом, чтобы обеспечить оптимальное прохождение луча света через камень как при падении света со стороны короны (верх камня), так и при прохождении света со стороны павильона (конуса). Поскольку у всех камней различные оптические характеристики, то некоторые виды огранки, идеальные, скажем – для гранатов, категорически не подходят аметистам. С другой стороны, идеальная огранка для аметиста будет столь же хороша и для граната. Коэффициент преломления гранатов значительно выше, чем у аметистов. Удачный дизайн огранки для слабопреломляющих камней остается столь же удачным и для сильно преломляющих камней. Но не наоборот.

Сейчас на дворе, слава Богу, 21 век, и мы удалились от доисторических времен, когда гранили камни чуть ли не на коленях. Правда, с тех в среде огранщиков закрепилась своеобразная терминология, и ограночный круг, используемый даже на самом суперсовременном автоматическом станке, все равно называется “lap”, или – “колено”.

Станок для огранки представляет из себя механизм, оснащенный приводом ограночного круга, держателем рабочего стержня и самим стержнем, на котором закрепляется ограниваемый камешек. В зависимости от сложности ( и цены) станки оснащаются различными видами приспособлений, механическими или электронными, ручными или автоматическими, которые контролируют заданные пропорции – размеры и углы, в процессе огранки. Самые совеременные станки оснащены лазерным контролем индексов (числовых выражений, в которых зашифрованы размеры граней, их количества и заданные углы). При работе на таком станке мастерство огранщика выражается уже исключительно в математическо-дизайнерском виде. Чем точнее и грамотнее рассчитаны и установлены индексы, тем красивее в конечном итоге получится камень.

Среднестатистический ограночный станок (с механическим контролем индексов) выглядит вот так:

А вот так выглядит типичный проект дизайна стандартной круглой бриллиантовой огранки. Как видно из записи, этот проект подходит для любых драгоценных камней с коэффициентом преломления от 1.540 и включает в себя 57 граней по короне и павильону, а также 16 мини-граней по рундисту – тонкой линии, разделяющей корону и павильон.


А теперь – несколько иллюстраций, показывающих стадии превращений камня в процессе огранки:

Сначала огранивается павильон, ему придается первоначальная конусная форма и наносятся основные грани, обеспечивающие симметрию. Затем камню придается форма “цилиндра”, соответствующая внешнему запланированному размеру (диаметру) и формирующая окружность или плоскости рундиста, затем наносятся вторичные, дополнительные грани на павильон.

Теперь настает время для огранки верхней части камня – короны. Для этого камень надо перекрепить.. Процедура исключительно важная – при нарушении соосности при первичном и вторичном крепеже камня на стержне-держателе даже на сотые доли градуса проект дизайна огранки становится невыполним, теряется симметрия и сопряжение граней нижней и верхней частей камня. Для такой важной процедуры придуман и используертся специальный механизм:

Далее следует огранка короны, формирование стола (площадки). Сначала совмещаются грани рундиста и основные грани короны, формирующие симметрию, затем создаются остальные грани короны, предназначенные проектом. И в заключение камень прижимается к ограночному кругу строго под углом 90 градусов, и самая верхушка короны срезается, образуя при этом плоскую площадку заданного диаметра – стол.

Огранка закончена. Начинается не менее сложный и ответственный процесс полирования камня. Процесс многоступенчатый, для чего используется различные полировочные круги и пасты, для грубой, средней и тонкой полировки.. В результате камешек, который Вы видели на всех предыдущих иллюстрациях, темно красный гранат, приобретает вот такой вид:

Изменения, которые камни претерпевают в процессе полирования при переходе от одной стадии к другой, лучше показать на более ярком примере. На фотографиях показан свежеограненный синтетический иттрий-гадолиниевый гранат и эволюции его внешнего вида в процессе полирования:

Принцип Step cut

Структура огранки предполагает создание групп фацетов, которые расположены горизонтально: грани короны (верхней части) и павильона (нижней части) спускаются по камню, подобно лестничным ступеням. Грани в основном располагаются параллельно рундисту. Места спусков диктуются природной формой алмазного или другого сырья, что позволяет увеличить итоговую массу ограненного камня.

Большая плоская грань площадки окружена длинными прямоугольными гранями. Контур может принимать различные геометрические формы — прямоугольные, квадратные, треугольные. Высота ярусов уменьшается по направлению от рундиста (пояса камня) к калетте (шипу) — для граней низа, от рундиста к площадке — для граней верха.

Острые углы — слабые точки камня, подверженные сколу, поэтому при такой обработке для защиты они часто усечены, что создает проекцию восьмигранника.

Общая черта для всех ступенчатых форм огранки — наличие особых требований, предъявляемых к сырью:

  • минимум включений;
  • прозрачность камня и прекрасный цвет.

Если чистота кристалла недостаточная, скрыть это при такой обработке значительно сложнее, чем в случае с круглой бриллиантовой огранкой.

Оборудование для огранки камней

Для огранки камней используется специальное оборудование: планшайбы, ограночные головки, гранильные станки различных конструкций, ограночные круги и т.д.

Для огранки камни сначала наклеивают на конец деревянной или металлической оправки и, прижимая к вращающейся планшайбе, шлифуют, пока не образуется одна плоская площадка. Затем оправку поворачивают и сошлифовывают другой участок. Эту процедуру повторяют несколько раз, получая замкнутый поясок граней по периметру камня.

Ограночные головки

Многие мастера-любители и профессионалы применяют в работе ограночные головки.

Жесткая и прочная ограночная головка позволяет зафиксировать камень под любым углом наклона к поверхности ограночного круга и под любым углом поворота к своей оси.

Справа – станок для огранки: а — суппорт с отверстиями для установки держателя; b — держатель; с — восьмиугольный воротник; d – драгоценный камень, укрепленный в держателе; е — фиксированная направляющая воротника.

В конструкции опорной втулки угол наклона устанавливается введением острого конца оправки в одно из отверстий втулки, а угол поворота определяется и выдерживается только руками огранщика.

Когда грани на камне получены, огранщик меняет шлифовальный круг на полировальный, на котором все отшлифованные грани полируются

одна за другой, пока не станут блестящими.

Преимущество механической ограночной головки в том, что она позволяет вернуться к обработке любой грани.

Основными узлами механических ограночных станков являются:

  • металлическое основание, которое связывает все узлы в единое целое и обеспечивает точность работы;
  • шпиндель с опорным диском, он обеспечивает вращение шлифовальных и полировальных кругов;
  • ограночная головка, удерживающая камень и дающая возможность шлифовать и и полировать под определенными углами.
Гранильные станки

Гранильные станки могут быть портативными и стационарными.

Хорошую огранку можно сделать даже и на самодельном станке, который состоит из вертикального шпинделя, вала на шариковых подшипниках, стойки с квадрантом угловых делений. На шпиндель насаживают отрезные диски, шлифовальные круги, шлифовальные и полировальные планшайбы.

Довольно быстрым и экономичным способом огранки является использование планшайб для работы со свободным абразивом.

Некоторые камни, как считают мастера-огранщики, ими обрабатываются лучше, чем на алмазных кругах. Недостатком свободного абразива является образуемая его частицами грязь, которая, если с ней не бороться, будет создавать много проблем.

Для огранки рекомендуют использовать порошок карбида кремния на свинцовом круге.

Кроме того, для огранки применяют:

  • алмазные ограночные круги,
  • круги с алмазосодержащим покрытием,
  • круги с алмазосодержащим пластмассовым покрытием и т. п.
Полировальные круги

Когда все грани камня обработаны на алмазном круге, применяют полировальный круг. Для изготовления полировального круга используют множество разнообразных материалов, от металлов до кожи. Но чаще всего в основном применяют круги оловянные, пластмассовые и деревянные.

Деревянные круги могут быть разных типов – для полирования рундистов и для полирования больших граней камней.

Для полирования очень мягких камней и доводки граней из обычных материалов, обработка которых на стандартных кругах вызывает трудности, применяют восковые круги. Такие круги представляют собой металлический диск, покрытый пропитанной воском тканью.

В качестве основы используют алюминиевые круги, стальные, медные, бронзовые и фанерные.

Мне хотелос приобрести станок для агранки дорогоцених камней полний комплект

Где и как, по дешевле. Даже б/у. Преобрести купить ограночный станок

Всем привет. Кто подскажет где можно приобрести ограночный станок.

Камни, подходящие для ступенчатой огранки

Камни. Камни. Камни.

Посмотрите на эту фотографию и попробуйте представить себе, как мог бы выглядеть этот камень в ограненном виде в Вашем колечке:

Соглашусь с ответом, что представить можно, но. Сложно.

Процесс огранки, то есть механической обработкти драгоценного камня состоит из двух основных этапов – резки камня для придания ему определенной формы и полирования его новой поверхности. Огранка любого камня не делается наобум, а осуществляется по заранее продуманной и просчитанной схеме. Форма, размер и расположение граней и углов между ними имеют принципиальнейшее значение. Для каждой разновидности драгоценного камня эти характеристики рассчитываются исходя из его оптических и физических свойств. Коэффициент преломления, показатель, являющийся важнейшим при идентификации драгоценных камней, остается важнейшим и при проектировании дизайна огранки.

Посмотрите на эту фотографию и попробуйте представить себе, как мог бы выглядеть этот камень в ограненном виде в Вашем колечке:


Соглашусь с ответом, что представить можно, но. Сложно.

Процесс огранки, то есть механической обработкти драгоценного камня состоит из двух основных этапов – резки камня для придания ему определенной формы и полирования его новой поверхности. Огранка любого камня не делается наобум, а осуществляется по заранее продуманной и просчитанной схеме. Форма, размер и расположение граней и углов между ними имеют принципиальнейшее значение. Для каждой разновидности драгоценного камня эти характеристики рассчитываются исходя из его оптических и физических свойств. Коэффициент преломления, показатель, являющийся важнейшим при идентификации драгоценных камней, остается важнейшим и при проектировании дизайна огранки.

Размеры граней и углы между ними рассчитываются таким образом, чтобы обеспечить оптимальное прохождение луча света через камень как при падении света со стороны короны (верх камня), так и при прохождении света со стороны павильона (конуса). Поскольку у всех камней различные оптические характеристики, то некоторые виды огранки, идеальные, скажем – для гранатов, категорически не подходят аметистам. С другой стороны, идеальная огранка для аметиста будет столь же хороша и для граната. Коэффициент преломления гранатов значительно выше, чем у аметистов. Удачный дизайн огранки для слабопреломляющих камней остается столь же удачным и для сильно преломляющих камней. Но не наоборот.

Сейчас на дворе, слава Богу, 21 век, и мы удалились от доисторических времен, когда гранили камни чуть ли не на коленях. Правда, с тех в среде огранщиков закрепилась своеобразная терминология, и ограночный круг, используемый даже на самом суперсовременном автоматическом станке, все равно называется “lap”, или – “колено”.

Станок для огранки представляет из себя механизм, оснащенный приводом ограночного круга, держателем рабочего стержня и самим стержнем, на котором закрепляется ограниваемый камешек. В зависимости от сложности ( и цены) станки оснащаются различными видами приспособлений, механическими или электронными, ручными или автоматическими, которые контролируют заданные пропорции – размеры и углы, в процессе огранки. Самые совеременные станки оснащены лазерным контролем индексов (числовых выражений, в которых зашифрованы размеры граней, их количества и заданные углы). При работе на таком станке мастерство огранщика выражается уже исключительно в математическо-дизайнерском виде. Чем точнее и грамотнее рассчитаны и установлены индексы, тем красивее в конечном итоге получится камень.

Среднестатистический ограночный станок (с механическим контролем индексов) выглядит вот так:

А вот так выглядит типичный проект дизайна стандартной круглой бриллиантовой огранки. Как видно из записи, этот проект подходит для любых драгоценных камней с коэффициентом преломления от 1.540 и включает в себя 57 граней по короне и павильону, а также 16 мини-граней по рундисту – тонкой линии, разделяющей корону и павильон.


А теперь – несколько иллюстраций, показывающих стадии превращений камня в процессе огранки:

Сначала огранивается павильон, ему придается первоначальная конусная форма и наносятся основные грани, обеспечивающие симметрию. Затем камню придается форма “цилиндра”, соответствующая внешнему запланированному размеру (диаметру) и формирующая окружность или плоскости рундиста, затем наносятся вторичные, дополнительные грани на павильон.

Теперь настает время для огранки верхней части камня – короны. Для этого камень надо перекрепить.. Процедура исключительно важная – при нарушении соосности при первичном и вторичном крепеже камня на стержне-держателе даже на сотые доли градуса проект дизайна огранки становится невыполним, теряется симметрия и сопряжение граней нижней и верхней частей камня. Для такой важной процедуры придуман и используертся специальный механизм:

Далее следует огранка короны, формирование стола (площадки). Сначала совмещаются грани рундиста и основные грани короны, формирующие симметрию, затем создаются остальные грани короны, предназначенные проектом. И в заключение камень прижимается к ограночному кругу строго под углом 90 градусов, и самая верхушка короны срезается, образуя при этом плоскую площадку заданного диаметра – стол.

Огранка закончена. Начинается не менее сложный и ответственный процесс полирования камня. Процесс многоступенчатый, для чего используется различные полировочные круги и пасты, для грубой, средней и тонкой полировки.. В результате камешек, который Вы видели на всех предыдущих иллюстрациях, темно красный гранат, приобретает вот такой вид:

Изменения, которые камни претерпевают в процессе полирования при переходе от одной стадии к другой, лучше показать на более ярком примере. На фотографиях показан свежеограненный синтетический иттрий-гадолиниевый гранат и эволюции его внешнего вида в процессе полирования:

Принцип Step cut

Структура огранки предполагает создание групп фацетов, которые расположены горизонтально: грани короны (верхней части) и павильона (нижней части) спускаются по камню, подобно лестничным ступеням. Грани в основном располагаются параллельно рундисту. Места спусков диктуются природной формой алмазного или другого сырья, что позволяет увеличить итоговую массу ограненного камня.

Большая плоская грань площадки окружена длинными прямоугольными гранями. Контур может принимать различные геометрические формы — прямоугольные, квадратные, треугольные. Высота ярусов уменьшается по направлению от рундиста (пояса камня) к калетте (шипу) — для граней низа, от рундиста к площадке — для граней верха.

Острые углы — слабые точки камня, подверженные сколу, поэтому при такой обработке для защиты они часто усечены, что создает проекцию восьмигранника.

Общая черта для всех ступенчатых форм огранки — наличие особых требований, предъявляемых к сырью:

  • минимум включений;
  • прозрачность камня и прекрасный цвет.

Если чистота кристалла недостаточная, скрыть это при такой обработке значительно сложнее, чем в случае с круглой бриллиантовой огранкой.

Оборудование для огранки камней

Для огранки камней используется специальное оборудование: планшайбы, ограночные головки, гранильные станки различных конструкций, ограночные круги и т.д.

Для огранки камни сначала наклеивают на конец деревянной или металлической оправки и, прижимая к вращающейся планшайбе, шлифуют, пока не образуется одна плоская площадка. Затем оправку поворачивают и сошлифовывают другой участок. Эту процедуру повторяют несколько раз, получая замкнутый поясок граней по периметру камня.

Ограночные головки

Многие мастера-любители и профессионалы применяют в работе ограночные головки.

Жесткая и прочная ограночная головка позволяет зафиксировать камень под любым углом наклона к поверхности ограночного круга и под любым углом поворота к своей оси.

Справа – станок для огранки: а — суппорт с отверстиями для установки держателя; b — держатель; с — восьмиугольный воротник; d – драгоценный камень, укрепленный в держателе; е — фиксированная направляющая воротника.

В конструкции опорной втулки угол наклона устанавливается введением острого конца оправки в одно из отверстий втулки, а угол поворота определяется и выдерживается только руками огранщика.

Когда грани на камне получены, огранщик меняет шлифовальный круг на полировальный, на котором все отшлифованные грани полируются

одна за другой, пока не станут блестящими.

Преимущество механической ограночной головки в том, что она позволяет вернуться к обработке любой грани.

Основными узлами механических ограночных станков являются:

  • металлическое основание, которое связывает все узлы в единое целое и обеспечивает точность работы;
  • шпиндель с опорным диском, он обеспечивает вращение шлифовальных и полировальных кругов;
  • ограночная головка, удерживающая камень и дающая возможность шлифовать и и полировать под определенными углами.
Гранильные станки

Гранильные станки могут быть портативными и стационарными.

Хорошую огранку можно сделать даже и на самодельном станке, который состоит из вертикального шпинделя, вала на шариковых подшипниках, стойки с квадрантом угловых делений. На шпиндель насаживают отрезные диски, шлифовальные круги, шлифовальные и полировальные планшайбы.

Довольно быстрым и экономичным способом огранки является использование планшайб для работы со свободным абразивом.

Некоторые камни, как считают мастера-огранщики, ими обрабатываются лучше, чем на алмазных кругах. Недостатком свободного абразива является образуемая его частицами грязь, которая, если с ней не бороться, будет создавать много проблем.

Для огранки рекомендуют использовать порошок карбида кремния на свинцовом круге.

Кроме того, для огранки применяют:

  • алмазные ограночные круги,
  • круги с алмазосодержащим покрытием,
  • круги с алмазосодержащим пластмассовым покрытием и т. п.
Полировальные круги

Когда все грани камня обработаны на алмазном круге, применяют полировальный круг. Для изготовления полировального круга используют множество разнообразных материалов, от металлов до кожи. Но чаще всего в основном применяют круги оловянные, пластмассовые и деревянные.

Деревянные круги могут быть разных типов – для полирования рундистов и для полирования больших граней камней.

Для полирования очень мягких камней и доводки граней из обычных материалов, обработка которых на стандартных кругах вызывает трудности, применяют восковые круги. Такие круги представляют собой металлический диск, покрытый пропитанной воском тканью.

В качестве основы используют алюминиевые круги, стальные, медные, бронзовые и фанерные.

Мне хотелос приобрести станок для агранки дорогоцених камней полний комплект

Где и как, по дешевле. Даже б/у. Преобрести купить ограночный станок

Всем привет. Кто подскажет где можно приобрести ограночный станок.

Камни, подходящие для ступенчатой огранки

Камни. Камни. Камни.

Посмотрите на эту фотографию и попробуйте представить себе, как мог бы выглядеть этот камень в ограненном виде в Вашем колечке:

Соглашусь с ответом, что представить можно, но. Сложно.

Процесс огранки, то есть механической обработкти драгоценного камня состоит из двух основных этапов – резки камня для придания ему определенной формы и полирования его новой поверхности. Огранка любого камня не делается наобум, а осуществляется по заранее продуманной и просчитанной схеме. Форма, размер и расположение граней и углов между ними имеют принципиальнейшее значение. Для каждой разновидности драгоценного камня эти характеристики рассчитываются исходя из его оптических и физических свойств. Коэффициент преломления, показатель, являющийся важнейшим при идентификации драгоценных камней, остается важнейшим и при проектировании дизайна огранки.


Для огранки камни сначала наклеивают на конец деревянной или металлической оправки и, прижимая к вращающейся планшайбе, шлифуют, пока не образуется одна плоская площадка. Затем оправку поворачивают и сошлифовывают другой участок. Эту процедуру повторяют несколько раз, получая замкнутый поясок граней по периметру камня.

Ограночные головки

Многие мастера-любители и профессионалы применяют в работе ограночные головки.


Жесткая и прочная ограночная головка позволяет зафиксировать камень под любым углом наклона к поверхности ограночного круга и под любым углом поворота к своей оси.

Справа - станок для огранки: а — суппорт с отверстиями для установки держателя; b — держатель; с — восьмиугольный воротник; d – драгоценный камень, укрепленный в держателе; е — фиксированная направляющая воротника.

В конструкции опорной втулки угол наклона устанавливается введением острого конца оправки в одно из отверстий втулки, а угол поворота определяется и выдерживается только руками огранщика.

Когда грани на камне получены, огранщик меняет шлифовальный круг на полировальный, на котором все отшлифованные грани полируются одна за другой, пока не станут блестящими.


Преимущество механической ограночной головки в том, что она позволяет вернуться к обработке любой грани.

Основными узлами механических ограночных станков являются:

  • металлическое основание, которое связывает все узлы в единое целое и обеспечивает точность работы;
  • шпиндель с опорным диском, он обеспечивает вращение шлифовальных и полировальных кругов;
  • ограночная головка, удерживающая камень и дающая возможность шлифовать и и полировать под определенными углами.
Гранильные станки

Гранильные станки могут быть портативными и стационарными.


Хорошую огранку можно сделать даже и на самодельном станке, который состоит из вертикального шпинделя, вала на шариковых подшипниках, стойки с квадрантом угловых делений. На шпиндель насаживают отрезные диски, шлифовальные круги, шлифовальные и полировальные планшайбы.

Довольно быстрым и экономичным способом огранки является использование планшайб для работы со свободным абразивом.

Некоторые камни, как считают мастера-огранщики, ими обрабатываются лучше, чем на алмазных кругах. Недостатком свободного абразива является образуемая его частицами грязь, которая, если с ней не бороться, будет создавать много проблем.

Для огранки рекомендуют использовать порошок карбида кремния на свинцовом круге.

Кроме того, для огранки применяют:

  • алмазные ограночные круги,
  • круги с алмазосодержащим покрытием,
  • круги с алмазосодержащим пластмассовым покрытием и т. п.
Полировальные круги

Когда все грани камня обработаны на алмазном круге, применяют полировальный круг. Для изготовления полировального круга используют множество разнообразных материалов, от металлов до кожи. Но чаще всего в основном применяют круги оловянные, пластмассовые и деревянные.


Деревянные круги могут быть разных типов – для полирования рундистов и для полирования больших граней камней.

Для полирования очень мягких камней и доводки граней из обычных материалов, обработка которых на стандартных кругах вызывает трудности, применяют восковые круги. Такие круги представляют собой металлический диск, покрытый пропитанной воском тканью.

В качестве основы используют алюминиевые круги, стальные, медные, бронзовые и фанерные.

Мне хотелос приобрести станок для агранки дорогоцених камней полний комплект

Читайте также: