Как сделать язык звездочкой
Добавил пользователь Евгений Кузнецов Обновлено: 16.09.2024
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
Цели: познакомить с произведением, с жизнью и творчеством
H. К. Абрамцевой; развивать умение вести беседу после прочтения произведения, подвести к пониманию его основной идеи.
Планируемые результаты: учащиеся будут учиться анализировать текст (устанавливать связи между событиями, героями, их поступками; понимать мотивы, чувства героев, передавать их в речи); выразительно читать вслух целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; рассказывать о своём отношении к прочитанному; отвечать на вопросы по содержанию текста.
Оборудование: портрет и выставка книг Н.К. Абрамцевой; текст загадки для речевой разминки, стихотворение И. Замулина (в рабочих тетрадях или распечатанные на листочках); цветные карандаши.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Речевая разминка
— Прочитайте загадку, отгадайте её.
Если б цветик был заветный,
Тот, что с виду неприметный,
Что бы загадать ты смог
На волшебный лепесток? (Желание.)
— Какое слово в загадке надо выделить с помощью интонации?
— Прочитайте загадку выразительно.
III. Самоопределение к деятельности
— Если бы у вас был хотя бы один волшебный лепесток, то что бы вы загадали? (Ответы детей.)
— Прочитайте вступительную статью к главе учебника. (Дети читают.)
— На какие вопросы мы должны ответить, изучая этот раздел?
(Что такое мечта? Зачем люди мечтают? Помогает ли мечта взрослеть или, наоборот, позволяет подольше задержаться в детстве?)
— На какие из этих вопросов вы можете ответить сейчас? (Ответы детей.)
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство с автором
— Кто написал это произведение? (Наталия Корнелиевна Абрамцева.)
— Рассмотрите нашу выставку книг и портрет писательницы.
— Что вы помните об авторе?
Материал для учителя
Наталия Корнелиевна Абрамцева родилась в Москве в 1954 году в семье военного, её мама работала учителем. Когда девочке исполнился год, ей поставили тяжёлый диагноз — она была обречена на неподвижность.
В школу Наташа ходила недолго. Хотя у неё был специальный корсет для спины, сидела она не очень устойчиво. Учительница ставила мальчишек дежурить около Наташи, чтобы кто-нибудь её случайно не толкнул. Они были, конечно, очень этим горды. Но всё равно долго сидеть было для неё тяжело, и писать она не успевала за ребятами. Учиться ей пришлось дома. Учительница и одноклассники всё время приходили к Наташе в гости. Иногда по нескольку человек, иногда целым классом. Так что в одиночестве она не была никогда.
А вот читать девочка начала с трёх лет, и чтение было её любимым занятием.
После школы Наталия окончила курсы переводчиков, она переводила с английского и испанского, знала эти языки в совершенстве.
Сказки писательницы так же необычны, как и её судьба. Наташа писала их лёжа, часто фломастером, так как была тяжело больна с детства. Она страдала сложным, редко встречающимся заболеванием спинного мозга, при котором человек обречён на полную неподвижность и быструю смерть. Тот факт, что писательница прожила 40 лет, считается в медицине уникальным и труднообъяснимым — возможно, отгадка его таится в невероятной насыщенности духовной жизни Н.К. Абрамцевой.
2. Знакомство с текстом
— Какое впечатление произвёл на вас рассказ?
— Какой момент вас особенно взволновал?
3. Чтение произведения
— Ребята, как вы думаете, что будет дальше?
— Проверим наши предположения, прочитаем текст до конца.
(Учащиеся читают текст на с. 58—60.)
4. Работа над содержанием
— О чём в начале сказки мечтали Брыся и бабочка? Почему? (Они мечтали о том, как было бы хорошо, если бы вообще никогда не было дождя.)
— Какое важное дело было у лягушонка в саду в такой поздний час? (Лягушонок сказал котёнку и бабочке, что он не может уйти, так как у него очень важное дело. И делать его нужно именно здесь, потому что «отсюда видны все звёзды вообще, а главное — вон та, голубоватая, звёздочка в четырёх звёздных шагах от луны.)
— Подумайте, с какой интонацией нужно прочитать выделенное предложение на с. 58.
— Прочитайте предложение выразительно — с интонацией восхищения.
5. Творческая работа
Я знаю тайну. Веришь? Слушай!
Наш мир вокруг — как белый лист,
На нём рисуют наши души.
А вот и кисточка. Возьмись!
Цвета, палитры — всё как знаешь,
Твой мир такой, как хочешь ты.
Ну что же ты не начинаешь.
Смелей! Рисуй свои мечты!
— О чём это стихотворение?
— Возьмите карандаши, нарисуйте свою мечту. (Творчество детей.)
— Поделитесь с одноклассниками, расскажите, что вы нарисовали.
(Выполняются команды по тексту.)
Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Пять — руками помахать.
Шесть — за парту тихо сесть.
VI. Продолжение работы по теме урока
— Откройте учебники на с. 61.
Давайте прочитаем продолжение сказки.
(Учитель читает текст на с. 61—62.)
— Какое впечатление произвела на вас эта история?
1. Работа над содержанием
— Как вы думаете, такое поведение лягушонка можно считать вежливым? (Да, он был вежлив, скромен и тактичен.)
— О чём подумали подружки, когда не увидели в саду лягушонка и на небе его звёздочки? (Они поняли, что желание лягушонка исполнилось.)
— Как вы считаете, что такое заветное желание? (Возможно, это самое важное желание, для исполнения которого надо приложить немало усилий.)
— Узнаем ли мы из сказки о том, какое именно желание было у лягушонка? (Нет, мы не узнаем, потому что о заветном желании не говорят никому, иначе оно не исполнится.)
— Как вы думаете, почему заветное желание лягушонка исполнилось? Это произошло только благодаря звезде? (Нет, автор говорит нам, что лягушонок был терпелив и настойчив)
2. Выразительное чтение
(Работа проводится в группах. Каждая группа состоит из трёх учащихся.)
— Выберите любой разговор Брыси, бабочки и лягушонка. Договоритесь, кто чьи слова будет читать. Подготовьтесь к выразительному чтению.
(Дети выбирают отрывки и готовятся к чтению.)
— Что вы узнали на уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что у вас сегодня получилось?
VIII. Подведение итогов урока
— Какой рассказ мы читали на уроке?
— Что вам больше всего запомнилось из биографии Н.К. Абрамцевой?
— Захотелось ли вам познакомиться с другими её сказками?
Читайте также: