Как сделать язык звездочкой

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 16.09.2024

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Елена Бурьевая

Цели: познакомить с произведением, с жизнью и творчеством

H. К. Абрамцевой; развивать умение вести беседу после прочте­ния произведения, подвести к пониманию его основной идеи.

Планируемые результаты: учащиеся будут учиться анализи­ровать текст (устанавливать связи между событиями, героями, их поступками; понимать мотивы, чувства героев, передавать их в речи); выразительно читать вслух целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; рассказывать о своём отно­шении к прочитанному; отвечать на вопросы по содержанию текста.

Оборудование: портрет и выставка книг Н.К. Абрамцевой; текст загадки для речевой разминки, стихотворение И. Замулина (в рабочих тетрадях или распечатанные на листочках); цветные карандаши.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Речевая разминка

— Прочитайте загадку, отгадайте её.

Если б цветик был заветный,

Тот, что с виду неприметный,

Что бы загадать ты смог

На волшебный лепесток? (Желание.)

— Какое слово в загадке надо выделить с помощью интонации?

— Прочитайте загадку выразительно.

III. Самоопределение к деятельности

— Если бы у вас был хотя бы один волшебный лепесток, то что бы вы загадали? (Ответы детей.)

— Прочитайте вступительную статью к главе учебника. (Дети читают.)

— На какие вопросы мы должны ответить, изучая этот раздел?

(Что такое мечта? Зачем люди мечтают? Помогает ли меч­та взрослеть или, наоборот, позволяет подольше задержать­ся в детстве?)

— На какие из этих вопросов вы можете ответить сейчас? (От­веты детей.)

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство с автором

— Кто написал это произведение? (Наталия Корнелиевна Аб­рамцева.)

— Рассмотрите нашу выставку книг и портрет писательницы.

— Что вы помните об авторе?

Материал для учителя

Наталия Корнелиевна Абрамцева родилась в Москве в 1954 году в се­мье военного, её мама работала учителем. Когда девочке исполнился год, ей поставили тяжёлый диагноз — она была обречена на неподвижность.

В школу Наташа ходила недолго. Хотя у неё был специальный корсет для спины, сидела она не очень устойчиво. Учительница ставила маль­чишек дежурить около Наташи, чтобы кто-нибудь её случайно не толкнул. Они были, конечно, очень этим горды. Но всё равно долго сидеть было для неё тяжело, и писать она не успевала за ребятами. Учиться ей пришлось дома. Учительница и одноклассники всё время приходили к Наташе в гости. Иногда по нескольку человек, иногда целым классом. Так что в одиночестве она не была никогда.

А вот читать девочка начала с трёх лет, и чтение было её любимым занятием.

После школы Наталия окончила курсы переводчиков, она переводи­ла с английского и испанского, знала эти языки в совершенстве.

Сказки писательницы так же необычны, как и её судьба. Наташа писала их лёжа, часто фломастером, так как была тяжело больна с дет­ства. Она страдала сложным, редко встречающимся заболеванием спин­ного мозга, при котором человек обречён на полную неподвижность и быструю смерть. Тот факт, что писательница прожила 40 лет, счита­ется в медицине уникальным и труднообъяснимым — возможно, отгадка его таится в невероятной насыщенности духовной жизни Н.К. Абрам­цевой.

2. Знакомство с текстом

— Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

— Какой момент вас особенно взволновал?

3. Чтение произведения

— Ребята, как вы думаете, что будет дальше?

— Проверим наши предположения, прочитаем текст до конца.

(Учащиеся читают текст на с. 58—60.)

4. Работа над содержанием

— О чём в начале сказки мечтали Брыся и бабочка? Почему? (Они мечтали о том, как было бы хорошо, если бы вообще ни­когда не было дождя.)

— Какое важное дело было у лягушонка в саду в такой позд­ний час? (Лягушонок сказал котёнку и бабочке, что он не мо­жет уйти, так как у него очень важное дело. И делать его нужно именно здесь, потому что «отсюда видны все звёзды вообще, а главное — вон та, голубоватая, звёздочка в четырёх звёздных шагах от луны.)

— Подумайте, с какой интонацией нужно прочитать выделен­ное предложение на с. 58.

— Прочитайте предложение выразительно — с интонацией восхищения.

5. Творческая работа

Я знаю тайну. Веришь? Слушай!

Наш мир вокруг — как белый лист,

На нём рисуют наши души.

А вот и кисточка. Возьмись!

Цвета, палитры — всё как знаешь,

Твой мир такой, как хочешь ты.

Ну что же ты не начинаешь.

Смелей! Рисуй свои мечты!

— О чём это стихотворение?

— Возьмите карандаши, нарисуйте свою мечту. (Творчество детей.)

— Поделитесь с одноклассниками, расскажите, что вы нари­совали.

(Выполняются команды по тексту.)

Раз — подняться, потянуться.

Два — согнуться, разогнуться.

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Пять — руками помахать.

Шесть — за парту тихо сесть.

VI. Продолжение работы по теме урока

— Откройте учебники на с. 61.

Давайте прочитаем продолжение сказки.

(Учитель читает текст на с. 61—62.)

— Какое впечатление произвела на вас эта история?

1. Работа над содержанием

— Как вы думаете, такое поведение лягушонка можно считать вежливым? (Да, он был вежлив, скромен и тактичен.)

— О чём подумали подружки, когда не увидели в саду лягу­шонка и на небе его звёздочки? (Они поняли, что желание лягушонка исполнилось.)

— Как вы считаете, что такое заветное желание? (Возможно, это самое важное желание, для исполнения которого надо приложить немало усилий.)

— Узнаем ли мы из сказки о том, какое именно желание было у лягушонка? (Нет, мы не узнаем, потому что о заветном желании не говорят никому, иначе оно не исполнится.)

— Как вы думаете, почему заветное желание лягушонка ис­полнилось? Это произошло только благодаря звезде? (Нет, автор говорит нам, что лягушонок был терпелив и настойчив)

2. Выразительное чтение

(Работа проводится в группах. Каждая группа состоит из трёх учащихся.)

— Выберите любой разговор Брыси, бабочки и лягушонка. Договоритесь, кто чьи слова будет читать. Подготовьтесь к выразительному чтению.

(Дети выбирают отрывки и готовятся к чтению.)

— Что вы узнали на уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что у вас сегодня получилось?

VIII. Подведение итогов урока

— Какой рассказ мы читали на уроке?

— Что вам больше всего запомнилось из биографии Н.К. Аб­рамцевой?

— Захотелось ли вам познакомиться с другими её сказками?

Читайте также: