Как сделать шрифтовую композицию

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Шрифтовая композиция – сочетание шрифта и художественного образа, который, будучи визуально узнаваемым, позволяет зрителю не только увидеть, но и почувствовать содержание, заключенное в логическую словесную форму.

Принципы построения изобразительно-шрифтовой композиции. Единство шрифта и изображения (буквы в своем написании несут единое с изображением выразительно-стилевое начало); Читаемость (неудобочитаемые шрифты можно использовать лишь для создания спецэффектов); Уместность; Гармоничность (смешение шрифтов приводит к дисгармонии и ощущению хаоса); Акцент (акцент может быть достигнут за счет контраста); Главный композиционный элемент – сам шрифт и его написание.

Один из способов тесного слияния шрифта с изображением, носит название " каллиграмма ". Это в некотором роде графическая игра, заставляющая текст ложиться в рамки очертания рисунка и своим расположением создавать иллюстрацию.

Задание: выполнить шрифтовую композицию, используя разработанные гарнитуры шрифтов. Творческая работа заключается в самостоятельном выборе темы и подборе словесной формы из числа пословиц, поговорок, кратких содержательных фраз, крылатых выражений, на основе которых разрабатывается сюжет будущей композиции. Творческий замысел композиции должен отвечать смысловому содержанию словесной логической формы и стать его воплощением в художественно-графической произведении.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Шрифтовая композиция студентки 3 курса Лишаевой Татьяны в рамках темы "Работа с текстом в Adobe Photoshop

Макет на основе трансформирования текстовых блоков в Adobe Photosho.


Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по ПМ.02 Выполнение шрифтовых работ

Аннотация примерной программы профессионального модуляВыполнение шрифтовых работ Область применения программыПримерная программа профессионального модуля является частью примерной основной профес.


Цель: Познакомиться с интерфейсом программы MS Word и научиться настраивать окно документа; освоить основные приемы работы с документами MS Word (создание, сохранение, открытие документа); научиться в.


Методическая разработка занятия по композиции "Композиция на тему "Арчимбольдо" ( Арчимбольдески )

Методическая разработка занятия по мотивам картин художника Арчимбольдо.

Календарно-тематический план МДК 05.01 Техника шрифтовых работ в художественном оформлении

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Преподаватель Дугарова Наталья Базаржаповна Индекс модуля ПМ.05. Исполнитель художественно-оформительских работ Индекс М.


Методическая разработка тестовых заданий по профессии Исполнитель художественно-оформительских работ, ПМ.02 "Выполнение шрифтовых работ"

Тестовые вопросы разработаны для текущего контроля знаний обучающихся по МДК "Техники выполнения шрифтовых работ". Тестовые вопросы разработаны по программе в соответствии со ФГОСами.

Технические приемы в шрифтовых работах

Речь идет о техническом приеме в шрифтовых работах, а именно ручной заливке ("заправке") шрифтовых знаков.

Процесс рисования шрифта по своей природе ничем не отличается от творческого процесса рисования натюрморта, пейзажа, портрета или другой композиции. Здесь, как и во всякой творческой работе, все диктуется чувством меры, чувством пропорций и пластики.

Буква - абстрактная форма. Буквица - древнейший элемент оформления текста. Буквица в книгопечатном искусстве - крупная отличительная от прочих начальная буква главы или статьи. Она часто украшалась миниатюрами, орнаментами и изображениями, обычно выполненными в технике гравюры. Это большая прописная буква (рис. 98), искусно, затейливо разрисованная и мастерски декорированная красками из порошка изумрудов и рубинов, которая являлась произведением искусства и никогда не повторялась. Ставилась она, как правило, в начале абзаца.

Буквица

Рис. 98. Буквица

Причем с развитием письменности изменялся и вид оформления буквицы.

История мировой письменности знает четыре основных вида письма:

  • • пиктографическое (картинное) - самое древнее письмо в виде наскальных рисунков - образов первобытных людей;
  • • идеографическое (иероглифическое) - письмо эры ранней государственности и возникновения торговли;
  • • слоговое (один письменный знак-слог) - письмо некоторых народов Индии; в Японии оно применялось наряду с китайскими иероглифами;
  • • буквенно-звуковое (фонематическое) - письмо, выражающее фонематический состав языка. Буквеннозвуковая система письма является основой письма многих народов современного мира.

Существует специальная наука, которая изучает историю письменности (палеография), а также искусство написания изящного рукописного шрифта, получившее название каллиграфия.

В наше время буквицы используются в начале статьи или в начале каждой из ее частей, помогают возбудить читательский интерес и поддерживают его по ходу развития статьи. Для буквиц следует использовать шрифт заголовка, а не основного текста. По высоте буквица может занимать от двух до пяти строк текстового блока. Порой используются буквицы, выступающие вверх или влево из основного текста, вместо того чтобы быть в нем утопленными. Буквицы становятся действительно интересными, если они соответствуют настроению статьи. Но неудачно спланированное использование буквиц смотрится намного хуже стандартного способа оформления начала текстового блока. Для того чтобы буквица сработала, она должна выглядеть смело, ярко и интересно. Рисуя форму буквы, необходимо прежде всего подчеркнуть ее изначальную конструкцию, на основе которой и возможны различные варианты. Новая форма должна быть эстетически оправдана, пропорциональна, красива, кроме того, необходимо думать о месте и цели предназначения этой формы.

С. Воронкова. Я лечу

Рис. 99. С. Воронкова. Я лечу

Шрифтовая композиция может рассматриваться как самостоятельная область творчества. На основе шрифта изучаются основные композиционные принципы (ритм, контраст, пространство), а также эстетические (образ буквы, стиль). Вопросы композиции являются неотъемлемой частью предмета. На рис. 99 видно, что можно соединить шрифт и рисунок, а также ритмическую, пластическую и стилевую задачи. С первых шагов это является обязательным условием.

Шрифтовая композиция позволяет исследовать различные исторические и стилистические формы, учит пользоваться этими формами, различать их особенности. Все это в дальнейшем поможет ориентироваться в основных шрифтовых группах и их многочисленных версиях.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Что такое типографика?
  • 2. Что такое шрифт?
  • 3. Какова главная задача текстового шрифта?
  • 4. Какие виды шрифтов вам известны?
  • 5. Что такое кегль?
  • 6. Что такое динамика шрифта?

Цель: Практическое применение принципа стилизации в шрифтовой графике.

Проще говоря: Либо у вас силуэтное написание выбранного объекта, либо вы пытаетесь заглавной буквой нарисовать выбранный объект.

Смотрите примеры, пишите вопросы.

Буква не всегда выступает как носитель только звука. Она может являться и носителем образа, преобразуясь в разнообразные формы. И буквы, соединяясь в свою очередь, в слова тоже могут создавать образ в написании.

Здесь хочется познакомить вас со словом каллиграмма - его придумал французский поэт Гийом Аполлинер, который часть своих стихотворений выполнял в виде рисунков, составленных из слов, выражающих тему стихотворения.

Каллиграмма – это графическая загадка, стимулирующая образное мышление, развивающая наблюдательность и умение сосредоточиться.

Буква-образ может быть иллюстративной, ассоциативной, абстрактной и т.д.

При этом визуальная организация формы должна сделать букву зрительной и понятной.

Буквица (инициал, заглавная буква) — первая прописная буква раздела, главы, книги и т.д. — увеличенного размера, наборная или рисованная со сложным орнаментом, декоративной композицией или сюжетным рисунком.

Слово-образ — облечение слова в зримую форму.

Отношения функции к форме разнообразны: они могут быть гипертрофированны, безразличны к сути слова, удобочитаемы за счет формы.

В слове важны и функция и форма.

Гармоничное соотношение изобразительной формы шрифта, содержания текста, художественного мышления и технических навыков — суть шрифтовой композиции.

Все буквы имеют яркую эмоциональную окраску, каждая рождает уникальный неповторимый образ, все детали буквы работают на ее образ. Образ буквы — это отношения простых изобразительных форм.

Буква — простое, чудесное средство коммуникации, посредством которого можно создавать разнообразные выразительные композиции. Эти композиции будут сами по себе иметь графическую ценность.

Сохранив историческую визуальную логику развития, кириллица обладает огромными возможностями художественного изображения.

Цель: приобщение учащихся к графическому дизайну.

  • познакомить учащихся с искусством шрифта, выразительностью и образностью шрифтовой композиции;
  • научить построению рубленого шрифта;
  • развить навыки работы с чертежными инструментами (линейка, угольник, циркуль);
  • формировать представления о свободном шрифте;
  • развить компоненты визуального мышления (фантазию, зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое восприятие действительности);
  • воспитать интерес и любовь к изобразительному искусству, эмоциональную отзывчивость;
  • воспитать прилежание, аккуратность, требовательность и уважение к труду, повысить самооценку.
  • презентация. PPT;
  • выставка работ учащихся из фонда кабинета изобразительного искусства;
  • маркерная доска с цветными фломастерами или компьютерная графическая программа, в которой учитель может чертить (например, Компас-3D-LT);
  • чертежные инструменты для доски.
  • чертежные инструменты и материалы (линейка 30 см, угольник, циркуль, простой карандаш);
  • бумага для черчения формама А4 (А3 для работы в малых группах);
  • графический материал (цветные карандаши, фломастеры, ручки) и Клей-карандаш, ножницы, цветная бумага, страницы глянцевых журналов с текстами или газеты;
  • клеенка.

Музыкальное сопровождение: по желанию учителя можно выполнять практическую работу в сопровождении спокойной, инструментальной музыки.

1. Организационный момент. Приветствие

2. Проверка домашнего задания (визуально)

– Повсюду нас окружают рекламные вывески и баннеры, мы читаем книги и журналы. В них нас привлекает броское название, выделяющиеся размером, цветом и характером буквы. Все это – шрифт. Шрифт – это основа для всей полиграфической продукции (рекламы, объявлений, вывесок, указателей, буклетов, проспектов, программок и т.д.) и является одной из областей дизайна. А профессия дизайнера – одна из востребованных сейчас профессий.

3. Восприятие обучающимися учебного материала. Изучение нового материала

Слайды 1-2

– Тема урока "Шрифтовая композиция". Мы сегодня будем играть с буквами. Наша задача: познакомиться с искусством шрифта, выразительностью и образностью шрифтовой композиции. Мы сегодня – дизайнеры.

Слайды 3-4

– Что такое шрифт? Это графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка. Шрифт (нем. Schrift, от нем. schreiben — писать).

Слайд 5

– Какой бывает шрифт? Сегодня многообразие шрифтов постоянно пополняется новыми видами. Мы познакомимся с основными видами шрифта. Вы видите, что шрифты бывают с засечками (антиква), без засечек (гротеск), пропорциональный (отображает символы разной ширины), непропорциональный, или моноширинный, (отображает символы, размещенные на кегельных площадках постоянной фиксированной ширины). Шрифты отличаются гарнитурой. Группа шрифтов разных видов и кеглей, имеющих одинаковое начертание, единый стиль и оформление, называется гарнитурой.

Слайды 6-7

– Как различать шрифты?

  • начертание: прямой, курсивный;
  • насыщенность: светлый, полужирный, жирный (отношение толщины штриха к ширине внутрибуквенного просвета);
  • ширина: нормальный, узкий, широкий, шрифт фиксированной ширины;
  • размер (кегль) в пунктах (1 пункт = 1/72 дюйма);
  • чёткость;
  • контраст;
  • различимость;
  • удобочитаемость;
  • ёмкость;

– Каждый шрифт – это определенная композиционная система, имеющая свой художественный облик. Рассмотрим основные характеристики шрифта.

  • Декоративный.
  • Динамичный.
  • Изящный. Римский капитальный, антиква, академический шрифты. Используются для литературных и искусствоведческих текстов, оформления архитектурных проектов, написания текстов на мемориальных досках.
  • Курсив. Применяется для написания текстов почётных грамот, поздравительных адресов, поздравлений и приглашений.
  • Монументальный. Рубленый плакатный, брусковый шрифт и гротеск. Применяется для написания лозунгов, плакатов, транспарантов.
  • Свободный.
  • Строгий. Применяется на диаграммах, схемах, графиках, технических и производственных плакатах, указателях.
  • Фольклорный (украинский, арабский и т. д.).

4. Подготовка к художественной деятельности. Показ на доске.

Слайды 12-13

Слайд 14

Шрифт рубленый по начертанию можно разделить на три группы: буквы, состоящие из прямых элементов (Г, Е, Ё, Н, П, Т, Ц, Ш, Щ – верхняя строчка слайда), буквы, состоящие из прямых и наклонных элементов (А, Д, Ж, И, Й, К, Л, М, У, Х – средняя строчка), буквы с округлыми элементами (Б, В, З, О, Р, С, У, Ф, Ч, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я – нижняя строчка).

Одним из методов точного построения шрифта является метод модульной сетки (3 по горизонтали и 5 по вертикали). Модуль является постоянной и основной единицей измерения буквы, который дает возможность сохранить основные пропорции букв и знаков. Модульная сетка 3 на 5 применяется в группе букв (Б, В, Е, З, И, К, Л, Н, О, П, Р, С, Т, У, Х, Ч, Ь, Э, Я) и для группы букв, которые пишутся несколько больше остальных 4 на 5 (А,М, Ц, Ъ) и 5 на 5 (Д, Ж, Ф, Ш, Ю), модульная сетка 2,5 на 5 (Г), модульная сетка 6 на 5 (Щ).
Учитель на доске демонстрирует построение букв по масштабной сетке. Учащиеся на листочках в клетку отстраивают буквы чертежными инструментами.

Научившись строить буквы рубленого шрифта, вы сможете видоизменять и совершенствовать шрифты, которыми уже овладели, или даже придумывать свои собственные, оригинальные шрифты!

5. Практическая работа учащихся

Слайд 15

Слайд 16-20

Слайд 21-23

Примеры ученических работ на данную тему.

Критерии: оригинальность, узнаваемость образа, цветовое решение, аккуратность.

Слайды 24-25

Слайды 26-31

Примеры ученических работ на данную тему.

Критерии: оригинальность, узнаваемость образа, цветовое решение, аккуратность.

Слайд 32

Задание 3: создание шрифтовой композиции из инициалов (вариант 1).

Инициалы – это первые буквы фамилии, имени, отчества (3 буквы). Начинается работа с поисковых эскизов композиции (соприкосновения букв в точке, в линии, буква в букве). Учащиеся выполняют по 5 вариантов композиций размером не более 20х20 мм на формате А4 слева простым карандашом. Выбирается учителем наиболее удачный эскиз, далее разрабатывается учеником на этом же листе справа размером не менее 100х100 мм в цвете графическими материалами (вариант 1) или в технике аппликация (вариант 2). Главное в работе добиться отражения своего стиля, своих интересов и характера.

Слайды 33-35

Примеры ученических работ на данную тему.

Критерии: оригинальность, узнаваемость образа, цветовое решение, аккуратность.

Слайд 36

Задание 3: создание шрифтовой композиции из инициалов (вариант 2).

Слайды 37-39

Примеры ученических работ на данную тему.

Критерии: оригинальность, узнаваемость образа, цветовое решение, аккуратность.

Слайд 40

– Мы рисуем предмет буквами. Начать работу необходимо с контурного рисунка какого-либо предмета или животного. Затем надо вписать в этот предмет букву за буквой так, чтобы осталось как можно меньше промежутков между ними. Буквы могут быть разной высоты и ширины, конфигурации, но всё же выполнены в едином стиле. Потом убираем контур изображения. Далее прорисовываем композицию цветом. Здесь необходимо как можно точнее передать фактуру и образ предмета или животного, чтобы при первом взгляде воспринималось цельное изображение, а потом уже прочитывались буквы.

Слайды 41-43

– Каких животных вы знаете? Чем отличаются птицы от зверей, насекомые от рыб и т.п.? Обратите внимание на силуэт различных животных.

Слайды 44-47

Примеры ученических работ на данную тему.

Критерии: оригинальность, узнаваемость образа, цветовое решение, аккуратность.

Слайд 48

Слайды 49-52

Примеры ученических работ на данную тему.

Критерии: оригинальность, узнаваемость образа, цветовое решение, аккуратность.

Слайды 53-54

Слайды 55-69

– Рассмотрим памятники архитектуры разных эпох. Обратите внимание на силуэты, пропорции сооружений, на компоновку листа, на детали и архитектурные конструкции.

Слайды 70-71

– Посмотрите, варианты выполнения задания (демонстрируются работы учителя).

Слайды 72-83

Примеры ученических работ на данную тему.

Критерии: оригинальность, узнаваемость образа, цветовое решение, аккуратность.

6. Подведение итогов урока

7. Рефлексия деятельности на уроке

– Что мы сегодня нового узнали (выстраивание смысловой цепочки, сравнение способов и методов работы, применяемые другими со своими)? Какие понятия и термины запомнили (типографика, монументальный рубленый и свободный рисованный шрифты, модульная сетка и т.п.? Чему научились?

– Спасибо за урок.

Примечание

Читайте также: