Как сделать шрифтовой плакат

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Задание: создать шрифтовой плакат , используя любые известные шрифты на свободную тему. Использовать в работе графические приёмы только шрифтовой графики.(отсутствие рисунков, фотографий, элементов коллажа и т.д.). Подача осуществляется только ручным способом.

Шрифтовой плакат – это произведение графического искусства. Он содержит в себе все приёмы художественной выразительности, свойственные любому произведению искусства – композиция, цвет, ритм, но выражено всё только посредством шрифта или элементов литер шрифта.

Некоторые графические приёмы и правила :

Шрифт в пространстве. Пространственные иллюзии в шрифтовых композициях достигаются двояким способом.

-- наложением одних надписей на другие, пользуясь простым свойством зрительного восприятия. Предмет, перекрывающий контуры другого, кажется нам ближе, чем тот, который частично закрыт. Возникает ощущение слоев пространства.

-- Этот эффект может быть подкреплен цветом или тоном — то, что холоднее или ближе по тону к фону — может казаться дальше, то, что смотрится более контрастно, резко, окрашено в теплый цвет — кажется ближе. Хотя это правило и не универсально, конструктивисты легко нарушали его.

Акценты. Особенно популярны в графических работах всевозможные графические акценты: такие знаковые элементы как тире, стрелки, восклицательный или вопросительный знаки . Эти символы универсальны и многозначны. Они также по-своему озвучивают текст, заставляют прочесть его. С помощью графических акцентов и символов сразу выделяется основное в той или иной рекламе слово.

Шрифтовой блок. Шрифт вычерчивается от руки, хотя он и имитирует наборный шрифт. Причина в том, что рубленые гарнитуры, несмотря на их разнообразие, не всегда подходят к конкретным задачам художников. В одних случаях требуется уравнять по объему слова с разным числом букв. Поэтому в одних словах буквы ужимаются, в других — растягиваются, сохраняя межбуквенное расстояние.

Наборный шрифт имеет предел сближения литер друг с другом. Светлый промежуток между символами нарушает единство блока. Слово вгонялось в отведенное ему пространство. Сейчас это можно легко выполнить на компьютере. Сделать то же самое в типографии, подбирая литеры по размеру, жирности и т.д. — довольно трудоемко.

Необходимость ручной прорисовки букв определяет потребность в определенном характере букв. Несмотря на кажущуюся простоту и примитивность шрифта, буквы задуманы такими, чтобы выражать своей структурой, своей конфигурацией основу графемы каждой буквы, ее графический каркас.

Порядок работы:

  1. выбрать тему и шрифт, который будет использоваться в работе. Это – может быть афоризм на какую-то тему, любого автора, любой эпохи; стихотворение, призыв, лозунг, любая фраза. Шрифт подобрать под литературный стиль выбранного выражения.
  2. выявить всё гарнитурное семейство шрифта. В работе понадобятся разные по насыщенности шрифты, но они должны принадлежать одной гарнитуре (жирные, светлые, тёмные и т.д.).

_________________-- 2, 3-я неделя.

  1. набросать несколько эскизов будущей работы на формате А4, А3._______________-- 3, 5-я неделя.
  2. в работе должны присутствовать следующие элементы:
    1. фон (также только шрифтовой: либо беспорядочно расположенные отдельные буквы, либо организованный текст)
    2. композиционный центр – сам афоризм
    3. акценты – отдельные элементы текста, которые будут выделяться в работе.

    Примечание: В зависимости от стиля отдельные элементы могут отсутствовать, если этого требует композиция .

    1. выбрать и разработать композицию, цветовое решение. По цвету работа может быть монохромной, двуцветной и многоцветной.
    2. по технике исполнения работа может быть акварельной, карандашной (цветной и простой), гуашевой или с применением водоэмульсионной краски или туши цветной или чёрной. Возможно применение любой техники рисунка.
    3. утвердить композицию.­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_____________________________________________________5-я неделя.
    4. вычертить на планшете. _________________________________________________ 5-6-7-я неделя.

    Плакатом называется полиграфическое издание, имеющее вид печатного материала, который содержит шрифтовую или изобразительную информацию. Плакаты могут нести на себе рисунки, фотографии, коллажи, которые сопровождаются текстом, либо быть шрифтовыми (содержащими текст без рисунков). Плакаты используются в качестве рекламы, либо несут на себе материалы чисто информационного характера.

    Если плакат не содержит никаких изображений, главным средством художественной выразительности для него является шрифт. Именно он должен сделать информацию доступной, узнаваемой и впечатляющей. Поэтому для создателя шрифтового плаката на первый план выходит задача гармонически уравновешенной композиции, соответствия рисунка букв и цвета фона содержанию информационного материала.

    При работе над плакатом специалист обычно не подгоняет его содержание под готовые схемы композиции. Как правило, художник начинает с изображения макета плаката на пропорционально уменьшенном листе бумаги, и выбирает тип композиции, а также цвет и вид гарнитуры, исходя из содержания и назначения будущего произведения.

    Содержание работы

    Введение 3
    Глава 1.Шрифтовой плакат и основы шрифтового дизайна 5
    1.1 История плаката 5
    1.2 История шрифтового плаката 6
    1.3 Особенности шрифтового плаката 7
    1.4 Основные принципы дизайна 8
    1.4.1 Контраст 9
    1.4.2 Повтор 11
    1.4.3 Выравнивание 11
    1.4.4 Смысловая группировка 13
    1.5. Шрифт 13
    1.6 Категории шрифтов 15
    1.7 Шрифтовой контраст 18
    1.8 Шрифтовая композиция в плакате 22
    Глава 2. Разработка шрифтового плаката 26
    Заключение 28
    Список используемой литературы

    Файлы: 1 файл

    KURSOVAYa_DIZAJN.docx

    Эти шрифты (рис.18) смотрятся рядом не очень гармонично. Дело в том, что оба шрифта имеют одинаковую форму: оба наклонные, буквы в словах как будто текут. Один из них надо заменить шрифтом прямого начертания.

    Направление. Направлением шрифта является наклон строки. Изменять наклон можно только тогда, если вы способны четко сформулировать, как именно это поможет улучшить дизайн. Например: "Объявление о начале лодочной регаты лучше расположить наклонно, нацелив строку в правый верхний угол, потому что именно такое направление текста позволяет ассоциировать его с позитивностью и движением вперед".

    Однако направление надписи можно интерпретировать и по-другому. Каждый элемент текста имеет свое направление, даже если он расположен на странице прямо. Линия шрифта направлена горизонтально, а узкая колонка текста - вертикально.

    Создавая контраст направлений, можно задействовать и другие элементы макета, например рисунки или линии, способные дополнительно подчеркнуть этот вид контраста.

    Сочетания длинных горизонтальных строчек и высоких узких колонок могут быть бесконечно разнообразными и очень изящными. Главный элемент в данном выравнивании - жесткая линия, которая подчеркивает контраст направлений (рис.19).

    Цвет. Теплые цвета (красный, оранжевый) выделяются на странице и притягивают к себе внимание. Нашему взгляду очень приятны теплые цвета, поэтому для создания контраста их требуется совсем немного. А прохладные цвета (синий, зеленый) ускользают от нас - ими можно заполнять большие пространства.

    В легком воздушном шрифте с обилием межбуквенных и междустрочных пробелов появляются очень светлые тона и текстура. Жирный рубленый, плотно сжатый шрифт создает 24темный цвет. Это очень выгодный контраст, который следует создавать на страницах, плотно заполненных текстом без рисунков.

    1.8 Шрифтовая композиция в плакате

    Декоративное начало, заложенное в любом шрифте (рисунок букв, их форма, характер), является сильнейшим средством эмоциональной окраски содержания текста. Поэтому выбор наиболее целесообразной формы шрифта, которая отвечала бы содержанию текстового плаката, — дело первостепенное. Достаточно представить плакат, посвященный партии Ленина (Приложение 6).

    В работе над плакатом важен учет физиологических моментов восприятия его зрителем. Край листа бумаги, планшета или панно, на котором создается плакат, и фон, на котором он экспонируется, являются, взятые вместе, сильным раздражителем (явление краевого контраста). В силу этого восприятие информации (текста, цифр), расположенной у краев листа, требует значительно большего усилия, чем прочтение информации, расположенной ближе к центру. Поэтому края плаката по всему его периметру должны являться чистой, нетронутой зоной. Соотношение полей и текста по величине также имеет немаловажное значение в эстетике плаката. В количественном плане это соотношение исключительно богато нюансами, но, как правило, ширина полей намного превосходит высоту букв. Кроме того, поля обычно оставляют неодинаковыми: самое широкое — нижнее, немного уже — боковые, и самое узкое — верхнее.

    Практически все разновидности шрифтовых композиций сводятся к двум схемам: симметричной и асимметричной.

    В первом случае части текста, зеркально расположенные справа и слева от вертикальной оси симметрии, равны друг другу, имеют одинаковую зрительную тяжесть, и поэтому вся шрифтовая композиция производит впечатление уравновешенности, устойчивости, неподвижности.

    Во втором случае равновесие построено за счет соразмерности отличающихся друг от друга графических элементов, не связанных осями симметрии. Асимметричная композиция оставляет более живое, подвижное впечатление.

    Симметричную схему композиции чаще всего применяют в текстах торжественного, спокойного и информационного характера. Ее используют и тогда, когда будущие условия размещения текстового плаката неизвестны (например, в экспозиции передвижных выставок), так как симметричная композиция имеет большие возможности гармоничного сочетания с окружающей обстановкой. Асимметричной схеме шрифтовой композиции отдается предпочтение в текстах динамичного, призывного содержания.

    Важный и ответственный момент в работе над шрифтовым плакатом — смысловая акцентировка текста при его построчной разбивке. Любой текст состоит из отдельных смысловых блоков. Слова, входящие в смысловой блок, не должны быть разорваны. Это неминуемо приведет к трудностям в прочтении текста, что недопустимо в оперативных формах наглядной агитации. Шрифтовая композиция в лозунге, призыве должна восприниматься мгновенно.

    В работе над шрифтовым плакатом художник-оформитель, как правило, не использует множества различных шрифтовых гарнитур. Погоня за разнообразными начертаниями каждого слова, режущая глаз пестрота, отсутствие стилевого единства в построении надписи затрудняют ее восприятие. В шрифтовой композиции желательно использовать не более двух шрифтов сразу, при этом шрифты должны быть близки по стилю.

    Цветовое решение шрифтовой композиции также должно быть продуманным, строгим — не более двух-трех цветов. В качестве критерия удачного решения композиции можно назвать следующие факторы:

    — цвет шрифта и цвет фона обеспечивают четкое и удобное восприятие текста;

    — общее цветовое решение способствует эмоциональному выражению и раскрытию темы экспозиции;

    — цветовое решение гармонирует с экспозицией.

    Отдельные рекомендации по цветовому решению шрифтовой композиции таковы:

    • Наилучшее для восприятия решение — тонально-контрастное: светлое на темном, темное на светлом.
    • В случае использования контрастных цветов важно, чтобы их количество не было одинаковым.
    • Одного цвета из пары контрастных должно быть больше.
    • Интенсивные цвета используются в меньшем количестве по сравнению с цветами более спокойными.
    • В выборе цветовой гаммы шрифтового плаката немалую роль играет и характер его освещенности. Дневное и искусственное освещение имеют различный спектральный состав и по-разному воздействуют на отдельные цвета, усиливая или ослабляя их звучание. Учет этого оптического явления необходим.
    • Используемый в качестве вспомогательного, информативный текст оформляется в виде различного рода указателей, пояснительных надписей и т. д.
    • В работе над справочно-вспомогательным шрифтовым материалом следует исходить прежде всего из удобства его восприятия.
    • Текст следует располагать так, чтобы сразу несколько зрителей могли прочесть его, не мешая друг другу.
    • Относительно самостоятельные тексты, указатели должны быть подняты над потоком зрителей. Надписи выше или ниже уровня глаз желательно располагать на плоскостях, перпендикулярных лучу зрения, то есть наклонных. Это значительно облегчает восприятие.
    • Шрифт, используемый со вспомогательной целью, желательно унифицировать. С целью унификации надписей можно использовать отпечатанные на машинке и увеличенные фотоспособом тексты. Кроме этого, в практике художников-оформителей широко применяются трафареты, дающие чистый, четкий графический рисунок, используются переводные шрифты (летросет).

    Глава 2. Разработка шрифтового плаката

    2.1 Методика создания шрифтового плаката

    Процесс изготовления шрифтового плаката включает в себя два этапа:

    1. выбор содержания плаката и эскизирование;

    2. непосредственное создание плаката.

    Первый этап. Приступая к изготовлению плаката, надо понимать, что композиция его формы и содержания, должно быть, простой и ясной. Так как плакат смотрится на расстоянии, то детали рисунка должны быть крупными и силуэтными, а графемы букв шрифта хорошо просматриваемыми.

    Я выбрала плакат-призыв и остановилась на актуальной в настоящее время теме чтения, использовав в плакате английское слово "reading". Тщательно продумав композицию, я выполнила несколько эскизных вариантов: карандашом, красками в черно-белом варианте, а также в теплой и холодной гамме (Приложение 7). Для плаката я выбрала холодную гамму, так как за счет более сильного контраста она сильнее привлекает внимание. При создании шрифтовой композиции я опиралась на четыре базовых принципа дизайна:

    1. Контраст. В плакате я использовала линии различной ширины, отличающиеся по размеру буквы и цветовой контраст.

    Используя жирный шрифт я сделала плакат более заметным и притягивающим взгляд.

    Так как теплые цвета (красный, оранжевый) выделяются на странице и притягивают к себе внимание, для создания контраста их требуется совсем немного, поэтому оранжевым цветом я выделила только некоторые элементы и места на пересечениях букв. Синим и голубым, т.е. прохладными цветами я заполнила большее пространство плаката, т.к. эти цвета ускользают от нашего внимания.

    2. Повтор. Повторяющиеся буквы, в том числе и зеркально, а так же линии делают работу более целостной и визуально интереснее.

    3.Выравнивание. Буквы выровнены как по горизонтали, так и по вертикали, что придает плакату гармоничность и вто же время некую динамичность.

    4. Смысловая группировка. Небольшое расстояние между элементами в плакате, делает его более удобочитаемым и понятным.

    В данном плакате я выбрала ассиметричную шрифтовую композицию: где равновесие построено за счет соразмерности отличающихся друг от друга графических элементов. Асимметричная композиция оставляет более живое, подвижное впечатление.

    Условием гармоничности построения шрифтового плаката является стилевое единство шрифтов, поэтому в данной композиции я использовала похожие рубленые гарнитуры.

    Так же, чтобы сделать работу более привлекательной и интересной, я заполнила некоторое пустое пространство газетными вырезками.

    Закончив работу над эскизом плаката, можно приступить ко второму этапу - созданию плаката. Качество будущей плакатной формы предопределяется творческим характером решений на первом этапе методики. Однако надо постараться, чтобы плакат был не только неординарным, стильным, но и высокотехничным по исполнению. В арсенале средств, повышающих качество и эффективность выполнения работ художника с текстовым элементом, имеется современное компьютерное программное обеспечение. При изготовлении данного плаката я работала в программе CorelDraw.

    Художественный шрифтовой плакат является формой творчества, сочетающей в себе принципы искусства плаката и искусства шрифта. Именно по этой причине исследование проблем, связанных с зарождением и формированием шрифтового плаката, неразрывно связано с освещением вопросов истории шрифта и истории плаката.

    В результате проделанной работы в рамках данного проекта были изучены основные принципы шрифтового дизайна и композиции, история плаката. Были созданы эскизы плаката в различных вариантах, а так же сам плакат. При разработке шрифтового плаката на практике были отработаны:

      • принцип контраста
      • принцип повтора
      • принцип выравнивания
      • принцип смысловой группировки
      • особенности шрифтовой композиции
      • категории шрифтов
      • шрифтовой контраст

      Можно предположить, что шрифтовые плакаты, простые по форме и сложные по содержанию, продолжат свое существование и будут повсеместно активно развиваться. Их функциональное назначение в ближайшем будущем, как и сегодня, судя по всему, будет заключаться в двух основных областях: социально-политическая и рекламная. Во второй области простейшая типографика, возможно, будет завоевывать все новые пространства, до тех пор пока не станет доминировать. После этого, по законам рекламы, стремясь выделиться из общей массы, дизайнеры начнут прибегать к визуально более сложным шрифтовым композициям.


      Шрифт как образ

      Как вы могли убедиться в предыдущем посте, сегодня типографика становиться всё более интересной в художественном плане, приобретая новые, самые необычные формы применения.

      В продолжение темы креативной типографики сегодня я вам расскажу о шрифтовой иллюстрации.

      Когда рисунок подчиняется движению строчек, включаясь в их ритм, изобразительно-шрифтовая композиция достигает своего единства.



      Настоящие искусные каллиграммы могут быть довольно замысловатыми. Для их прочтения читателю требуется хорошее воображение и наблюдательность.

      Хорошие каллиграммы часто выполняют вручную и для их создания необходимо определенное художественное мастерство. В качестве известных примеров таких каллиграмм можно вспомнить образцы искусства исламской каллиграфии.


      Буквы, цифры, знаки – всё в дело!

      С появлением компьютерных графических программ искусство шрифтовой иллюстрации предельно упростилось. Одна из самых простых техник создания таких псевдокаллиграмм состоит в простом заполнения контура иллюстрации различными фрагментами текста, словами, буквами или цифрами.



      Конечно, если вы опытный иллюстратор, то вам не составит особого труда создать каллиграмму. Смело заполняйте выдуманную форму шрифтом! Главное, чтобы все изменения текстуры рисунка были оправданы.

      Шрифт как иллюстрация

      Здесь буквы играют роль строительных кирпичиков. С их помощью можно создавать изображения, обращенные к зрителю, как на текстовом, так и на визуальном уровне.

      В качестве примера я обратился к работам дизайнера Roberto de Vicq de Cumptich:

      Читайте также: