Как сделать шрифт зодчего

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Предисловие 3
Введение 5
Глава I. Общие положения 7
Глава II. Основы шрифтовой графики
Глава III. Нормальный шрифт 11
Глава IV. Шрифт зодчего 16
Глава V. Романский шрифт 21
Глава VI. Различные виды чертежных шрифтов 23
Глава VII. Расстановка букв в словах 25
Глава VIII. Исполнение заголовков и их композиция 34
Глава IX. Штампы и рамки на чертежах 37
Глава X. Чертежные инструменты и материалы 38
Глава XI. Практика 40
Глава XII. Типичные ошибки 44
Контрольные вопросы по шрифтам 45
Таблицы 47
Перечень таблиц 201
Литература 203


Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Глава II. ОСНОВЫ ШРИФТОВОЙ ГРАФИКИ

Основным требованием шрифтовой графики является ясность форм букв и легкость их чтения.
Всякий хороший шрифт должен удовлетворять следующим условиям графического порядка:
1) индивидуальность форм букв, т. е. такая характерная особенность каждой буквы, которая гарантировала бы от всех ошибок при их чтении, независимо от размера букв, и исключала бы возможность принять одну букву за другую;
2) простота начертания форм букв, доступность графики, отсутствие лишних, обременяющих элементов;
3) строгость и законченность форм, обеспечивающие красоту и изящество шрифта;
4) ритмичность шрифтовой графики, т. е. закономерность как в чередовании элементов отдельной буквы, так и при объединении букв в слова.
Так как проектные организации никогда не передают на производство подлинники чертежей, то при выборе шрифта следует руководствоваться следующими указаниями:
а) при размножении чертежей светокопированием надо выбирать для чертежей такой шрифт, в котором отсутствует чередование толстых и тонких линий, так как последние нередко пропадают на синьке и в результате надпись становится неудобочитаемой;
б) при размножении чертежей фотокопированием все линии на фотокопиях при сохранении размера чертежа несколько утолщаются; для получения четкого изображения на уменьшаемой фотокопии следует в оригинале несколько увеличивать размер шрифта и промежутки между буквами и словами.
Как было уже сказано, шрифты бывают рукописные и вычерчиваемые. Высокие требования, предъявляемые к рукописным шрифтам, выдержаны в очень распространенном, так называемом нормальном шрифте.
Из вычерчиваемых шрифтов следует отметить шрифты зодчего и романский, обладающие классичностью форм и имеющие большое применение в архитектурных и инженерно-строительных чертежах.
В зависимости от наклона к горизонтальной строке существует подразделение шрифтов на вертикальные и наклонные. Симпатии проектировщиков разделяются между вертикальными и наклонными шрифтами. В защиту применения вертикального шрифта можно сказать, что на чертеже среди большого количества линий различного наклона всегда преобладают вертикальные линии, с которыми
лучше всего гармонирует вертикальный шрифт. Поэтому на архитектурных чертежах проектировщики обычно отдают предпочтение вертикальному шрифту, более четкому, хотя и более сложному для выполнения, чем наклонный.
Наклонный шрифт по характеру исполнения больше всего приближается к привычной нам скорописи. Сторонники этого шрифта утверждают, что в рукописных шрифтах несомненно легче достигнуть одинакового наклона элементов букв, чем их строгой вертикальности. В то же время малейшее отклонение от вертикали улавливается значительно легче, чем от любого заданного наклона, тем более, что на чертеже преобладают вертикальные линии, воспринимаемые глазом одновременно с надписями. А если учесть, что наклонный шрифт сильнее контрастирует с доминирующими линиями чертежа, благодаря чему надписи свободно выделяются на чертежах и легко читаются, то станет понятным большее преобладание наклонных шрифтов во всех рабочих чертежах. Проектировщик должен уметь одинаково свободно владеть и вертикальным и наклонным шрифтом.

ГЛАВНЫЕ ПРОПОРЦИИ БУКВ
Нельзя дать общих правил, устанавливающих ширину или высоту букв, общую для всех шрифтов. Высота фиксируется и бывает обычно постоянной для отдельных строк или абзацев данного шрифта, а ширина нормальных букв является функцией их высоты. Как известно, в алфавите не все буквы и цифры имеют одну и ту же ширину по сравнению с высотой. Если принять за единицу измерения ширину буквы Н, то, например, буква Ж или Ш будет всегда шире, а цифра 1, наоборот, уже. Как в вертикальном, так и в наклонном шрифтах каждая обычная буква (например, Н) должна иметь определенное соотношение между шириной и высотой, которое для нормального шрифта составляет примерно 2/3. Шрифты, у которых соотношение ширины и высоты будет меньше вышеуказанного, называются сжатыми, или плотными, и часто применяются, когда необходимо вместить определенное число слов в одной строке.
Шрифты с буквами, имеющими ширину больше обычной, называются растянутыми, или широкими. Эти шрифты применяются в том случае, если имеется лишь несколько слов и необходимо заполнить всю строку. Применение широких букв с небольшими промежутками между ними часто очень хорошо решает эту задачу.
Так же разнообразно и соотношение между толщиной обводки букв и их высотой. В стандартном шрифте это соотношение равно 1/8, а в других шрифтах оно колеблется от 1/20 до 1/1. Шрифты с тонкой обводкой (т. е. толщиной основных элементов букв равной 0,2 мм) называются тонкими, или скелетными, а шрифты с жирной обводкой называются жирными, или темными.
Как начинающие проектировщики и конструкторы, так и профессионалы должны помнить, что для получения хороших надписей необходимо строго сохранять горизонтальные и вертикальные пропорции букв, в особенности, если буквы вычерчиваются в большом масштабе.

ПРАВИЛО УСТОЙЧИВОСТИ
Для того чтобы буква или цифра производила впечатление устойчивости, нужно, чтобы ее основание казалось более тяжелым, чем верхушка. В буквах, имеющих горизонтальную разделяющую линию, следует проводить эту линию чуть выше середины буквы (на величину от до полной толщины основного элемента), благодаря чему верхняя часть буквы получается меньше, чем нижняя.
Это иллюстрируется буквами Б, В, Е, Ж, 3, Н, X и Ь и цифрами 3, 5, 6 и 8. Исключение из этого правила составляют буквы А, К, Р, Ч, У и цифры 4 и 9, в которых горизонтальные линии проходят ниже середины (на 1/4 толщины основного элемента) и в которых, тем не менее, верхняя часть кажется меньшей, чем нижняя.
Кроме того, в крупных заголовках рекомендуется закругленные буквы 3, О, С, Ф, Э и Ю во всех шрифтах выпускать вверх и вниз за карандашные линии направляющих на 1/4 толщины основного элемента, так как иначе они всегда будут казаться меньше других букв в слове.


Глава III. НОРМАЛЬНЫЙ ШРИФТ

В настоящее время очень распространенным в проектной практике является нормальный шрифт. Этот шрифт относится к группе рукописных шрифтов, так как его буквы не рисуются и не вычерчиваются, а пишутся. Он допускает очень быстрое выполнение и в то же время приятен по внешнему виду. Шрифт этот может быть прямым и наклонным.
Составными элементами этого шрифта являются только прямые линии и части круга (в вертикальном шрифте) или овала (в наклонном). Толщина обводки всех элементов букв одинаковая.
Для хорошего изображения букв нормального шрифта (как и большинства других) должны быть выдержаны следующие пять правил:
1) писать, строго следуя указанному направлению и порядку проведения штрихов, составляющих отдельные элементы букв;
2) обязательно наносить направляющие карандашные линии;
3) строго выдерживать заданный наклон букв шрифта;
4) строго соблюдать конструкцию каждой буквы и выдерживать соотношение между шириной и высотой;
5) выдерживать равномерное расстояние между буквами, т. е. такое расстояние, чтобы глазу оно казалось одинаковым.

СТАНДАРТНЫЙ ШРИФТ
Всесоюзный Комитет стандартов при Совете Министров СССР в 1946 году утвердил государственный общесоюзный стандарт шрифта для машиностроительных чертежей (ГОСТ 3454—46). Этот наклонный шрифт хотя и не является обязательным для инженерно-строительных чертежей, тем не менее нашел большое распространение, в особенности в рабочих чертежах. Стандартный шрифт относится к группе нормальных шрифтов.
Наклон продольной оси букв этого шрифта составляет с горизонталью угол в 75°. Он достигается применением двух чертежных угольников в 30° и 45° или создается соотношением 1 :4; для этого на горизонтальной линии откладывают одну единицу произвольной длины и четыре точно такие же на вертикали к ней, затем конечные точки соединяют прямой (см. верхнюю часть табл. 1). Следует заметить, что наклон так называемой скорописи составляет в среднем 67,5° к горизонтали или 22,5° к вертикали.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

1. Конструкции заглавных букв стандартного шрифта.
2. Стандартный шрифт. Последовательность приемов начертания букв.
3. Стандартный шрифт. Последовательность приемов начертания букв латинского алфавита, цифр и формул.
4. Стандартный шрифт. Конструкция строчных букв.
5. Полиграммы и рамки типов 11, 12, 13, 14.
6. Нормальный вертикальный шрифт (скелетный) и рамка типа 15.
7. Нормальный вертикальный шрифт. Латинский алфавит.
8. Шрифт зодчего (1-й вариант). Заглавные буквы от А до Е.
9. Шрифт зодчего. Заглавные буквы от Ж до М.
10. Шрифт зодчего. Заглавные буквы от Н до Т.
11. Шрифт зодчего. Заглавные буквы от У до Ш.
12. Шрифт зодчего. Заглавные буквы от Щ до Я.
13. Шрифт зодчего. Строчные буквы.
14. Шрифт зодчего. Строчные буквы.
15. Шрифт зодчего. Цифры.
16. Шрифт зодчего (2-й вариант). Заглавные буквы от А до Н.
17. Шрифт зодчего. Заглавные буквы от О до Я.
18. Шрифт зодчего. Строчные буквы.
19. Цифры к шрифту зодчего (2-й вариант) и к брусковому.
20. Романский шрифт. Заглавные буквы от А до Р.
21. Романский шрифт. Заглавные буквы от С до Я.
22. Романский шрифт. Заглавные буквы латинского алфавита от А до М.
23. Романский шрифт. Заглавные буквы латинского алфавита от N до V.
24. Романский шрифт. Цифры.
25. Модернизированный романский шрифт. Заглавные буквы, 1-я группа.
26. Модернизированный романский шрифт. Заглавные буквы латинского алфавита, цифры и дроби, 1-я группа.
27. Модернизированный романский шрифт. Заглавные буквы. 2-я группа.
28. Романский шрифт. Строчные буквы.
29. Древний романский шрифт.
30. Шрифты римский и пиранези.
31. Шрифт академический.
32. Шрифт железнодорожный.
33. Шрифт промышленный.
34. Зубчатый шрифт.
35. Брусковый шрифт, 1-я группа.
36. Брусковый шрифт, 2-я группа.
37. Брусковый шрифт, 3-я группа.
38. Брусковый шрифт, 4-я группа.
39. Брусковый шрифт, 5-я группа.
40. Брусковый шрифт, 6-я группа.
41. Четыре группы архитектурных шрифтов (рукописных).
42. 5-я группа рукописного архитектурного шрифта.
43. Шрифт Промстройпроекта (ПСП).
44. Наклонный рукописный нормальный шрифт.
45. Шрифт плотный с подсечками и др. Рамки типов 16 и 17.
46. Художественные шрифты.
47. Художественный шрифт. Рамка типа 19.
48. Расстановка букв.
49. Расстановка букв.
50. Расстановка букв.
51. Примеры компоновки заголовков.
52. Схемы заголовков и рамка типа 18.
53. Штамп.
54. Трафаретки чертежей и форматы листов
55. Форма спецификаций.
56. Марки.
57. Рамки типов 1, 2, 3, 4.
58. Рамки типов 5, 6, 7, 8, 9, 10.
59. Бланк для упражнений в шрифтах (I система).
60. Бланк для упражнений в шрифтах (II система).
61. Бланк для упражнений в шрифтах (II система).
62. Бланк для упражнений в шрифтах (III система).
63. Бланк для упражнений в шрифтах (III система).
64. Бланк для упражнений в шрифтах (III система).
65. Бланк для упражнений в шрифтах (III система).
66. Бланк для упражнений в шрифтах (III система).
67. Бланк для упражнений в шрифтах (III система)
68. Упражнения в шрифтах.
69. Упражнения в шрифтах.
70. Треугольник для шрифтов.
71. Транспарант для стандартных шрифтов.
72. Транспарант для стандартных шрифтов.
73. Типичные ошибки при выполнении стандартного шрифта.
74. Последовательность вычерчивания характерных букв романского шрифта. Типичные ошибки при выполнении романского шрифта. Общие ошибки при выполнении цифр.
75. Исполнение надписей на мемориальных досках.
76. Исполнение надписей на сооружениях.

3 ВВЕДЕНИЕ В истории мировой письменности имеется огромное количество шрифтов, отвечающих самым разнообразным требованиям, которые возникают в процессе создания рекламы, вывесок, памятных надписей, книг и различных документов. Особую группу составляют так называемые рисованные шрифты, отличающиеся индивидуальностью и богатым разнообразием форм. В графическом оформлении любого чертежа важное место занимает правильный выбор шрифта. Поэтому в архитектурной графике уделяется большое внимание подбору шрифтовой гарнитуры. Изменение архитектурного стиля или направления неизменно приведет к изменению шрифта. Вот, почему к надписям на архитектурных чертежах, предъявляются более высокие художественные требования. В соответствии с действующим учебным планом, в методических указаниях представлены варианты домашних графических упражнений и даны указания по их оформлению. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Методика графического исполнения чертежей имеет определенную последовательность. Сначала производится карандашная разметка листа по расположению в общих массах габаритов чертежа или нескольких его составляющих, затем происходит их деталировка. После того как чертеж выполнен в карандаше, его обводят тушью. При выполнении упражнений используются инструменты и принадлежности для черчения Инструменты, материалы и принадлежности для черчения Для качественного выполнения чертежа необходим следующий набор инструментов: 1). Чертежная доска или подрамник с рейсшиной на роликах. Подрамник это деревянная обрешетка, выполненная из реек, на которую набивается фанера или ДВП, или оргалит. Размер подрамника варьируется от см до величины доски см. 2). Пластиковая линейка с двумя роликами на концах (рейсшина) длиной 55 или 75 см. 3). Готовальня- комплект чертежных инструментов, уложенных в футляр. В готовальню должны входить следующие инструменты: а). Круговой циркуль с карандашной вставкой для черчения окружностей карандашом и с рейсфедером для обводки карандашных линий тушью. 3

5 Упражнение 1. Гарнитура узкого архитектурного шрифта. Особенности написания узкого архитектурного шрифта различной величины. Цель задания: Изучить написание букв и цифр узкого архитектурного шрифта. Освоить различные виды надписей на чертеже. Методические указания: Пропорции шрифта следующие: S норм. =1/6Н, где S норм.- ширина нормальной буквы, а Н - высота буквы, S шир. = 1,5h, где S шир. - ширина широких букв, их шесть: Ж, Ф, Ш, Щ, Ы, Ю. Расстояния между буквами в словах одной высоты одинаковы (черт. 1). Высота букв и цифр в основной надписи (буквы в алфавитном порядке) - 12 мм, в остальном тексте 3-6 мм. Линии должны быть четкими, с ровными краями. Для основной надписи (буквы в алфавитном порядке) - сетка для букв и цифр обводится толщиной 0,1мм, а сами буквы и цифры толщиной 0,3мм. Остальные надписи обводятся в зависимости от величины шрифта от 0,1 до 0.2мм. Линии построения не обводятся (черт. 11) Упражнение 2.Гарнитура рукописного архитектурного шрифта (5-я группа). Особенности написания рукописного архитектурного шрифта различной величины (черт. 3) Цель задания: Изучить написание букв и цифр рукописного архитектурного шрифта. Освоить различные виды надписей на чертеже. Методические указания: Пропорции шрифта следующие: S - ширина буквы, а Н - высота буквы. S (ширина) букв: Р, Г, Е = 3/7 Н; S букв: Б, В, Т, У, З = 4/7 Н; S букв: А, И, Й, Х, Н, Ф, Д, Л, О, П, С, Ц, Ч, Ь, Ъ, Э = 5/7Н; S букв: Ш, Щ, Ы, Ю = 7/7Н; S букв: К, Ж, М переменная (см. таблицу). Расстояния между буквами в словах одной высоты одинаковы (черт. 2). Высота букв и цифр в основной надписи (буквы в алфавитном порядке) - 7 мм, в остальном тексте 3-5 мм. Линии должны быть четкими, с ровными краями. Для основной надписи (буквы в алфавитном порядке) - сетка для букв и цифр обводится толщиной 0,1мм, а сами буквы и цифры толщиной 0,3мм. Остальные надписи обводятся в зависимости от величины шрифта от 0,1 до 0.2мм. Линии построения не обводятся (черт. 12). Примечание: рукописные архитектурные шрифты рекомендуются для надписей высотой менее 7 мм. 5

В истории мировой письменности имеется огромное количество шрифтов, отвечающих самым разнообразным требованием, которые возникают в процессе создания рекламы, вывесок, памятных надписей, книг и различных документов.

Особую группу составляют так называемые рисованные шрифты, отличающиеся индивидуальностью и богатым разнообразием форм. Такие шрифты возникли еще во времена древних цивилизаций, и до сих пор создание таких шрифтов – дело талантливых художников-шрифтовиков.

В графическом оформлении любого чертежа важное место занимает правильный выбор шрифта. Поэтому в архитектурной графике уделяется большое внимание подбору шрифтовой гарнитуры. Изменение архитектурного стиля или направления неизменно приведет к изменению шрифта. Вот почему к подписям на архитектурных чертежах предъявляются более высокие художественные требования.

Чаще всего используется “Узкий архитектурный шрифт”, являющийся упрощенным вариантом художественного шрифта “Гротеск”, шрифта без засечек, простого в написании. (Рис. 1). Узкий архитектурный шрифт еще проще в изображении, чем и объясняется его применение в оформлении работ.


Строгость этой шрифтовой композиции хорошо гармонирует с абстрактными формами предлагаемого на экзамене объекта. Расчет надписей, выполненных узким архитектурным шрифтом, очень прост.

Расстояние между буквами или пробел в шрифте один и тот же в словах одной высоты, в отличие от художественных шрифтов, включая и “Гротеск”.

Это объясняется тем, что гарнитуры “узкого архитектурного шрифта” вписываются в узкие прямоугольники и площадь между буквами получается практически одинаковой. Пропорции этого шрифта следующие: S норм = 1/6 H, где S норм – ширина нормальной буквы, H – высота букв S шир.= 1,5S, где S шир. –

Рис.1 ширина широких букв, их шесть: Ж, Ф, Ш, Щ, Ы, Ю.

Необходимо также отметить, что цифры и буквы на чертеже, имеющие одинаковый размер, должны быть выполнены в одном стиле с хорошими сопряжениями. Радиус сопряжения равен 0,5S. Расстояние между буквами в слове равно от 2 до 3S. Расстояние между словами в предложении равно ширине образующейся при пропуске одной буквы или 2х(2÷3)S+S. Расстояние между строк в многострочном тексте принимается чуть больше высоты букв (Рис. 2).


Важной задачей является компоновка шрифтовой надписи на чертеже. Это элемент творчества, от которого зависит общий вид работы.

Методика графического исполнения чертежей имеет определенную последовательность. Сначала производится карандашная разметка листа по расположению в общих массах габаритов чертежа или нескольких его составляющих, затем происходит их деталировка. После того как чертеж выполнен в карандаше, его обводят. При выполнении упражнений используются инструменты и принадлежности для черчения.

Вопросы самоконтроля

1. Что вызывает изменения в написании шрифта?

Практическое задание

¾ Научиться правильно и аккуратно вычерчивать элементы шрифта.

Выполнение:
1. Шрифтовые работы выполняются на листах формата А4 миллиметровой бумаги горизонтального расположения.

2. Рабочий лист должен быть оформлен в соответствии с ГОСТ и иметь рамку и штамп, выполненные в черном цвете (линер).

3. На рабочей поверхности листа в КАРАНДАШНОМ исполнении должны располагаться 33 буквы алфавита, а также цифры от 1 до 0. Высота букв, путем измерения, задаётся самостоятельно, в зависимости от свободного места на листе.

Практическое задание

1. Выполнить шрифтовые работы на листах формата А3 плотной бумаги горизонтального или вертикального расположения.

2. Рабочий лист должен быть оформлен в соответствии с ГОСТ и иметь рамку и штамп, выполненные в черном цвете (линер).

3. Работа выполняется с начальной разметкой общих габаритов с дальнейшей деталировкой начисто. На рабочей поверхности листа должны располагаться 33 буквы алфавита, а также цифры от 1 до 0. Высота букв, путем измерения, задаётся самостоятельно, в зависимости от свободного места на листе. Высота строк задается исходя из расчётов.


В статье: 1 видео (посмотреть) и

Министерство образования и науки Российской Федерации

государственное Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования профессионального

ПОСТРОЕНИЕ ШРИФТОВ: ЛАТИНСКОГО (по методу Баттиста Леона Альберти),

Тори указания к курсовому проектированию

Составитель К.В. Томск

Чернобаева 2012

Построение шрифтов: латинского (по Леона методу Баттиста Альберти), зодчего (по методу Тори Жоффруа) : методические указания к курсовому проектированию / Чернобаева. К.В. Сост. – Томск: Изд-во Том. гос. строит.-архит. ун-та, 2012. – 38 с.

Рецензент канд. арх., Поляков Е.Н. доцент Редактор Е.Ю. Глотова

Печатаются по решению методического семинара теории кафедры и истории архитектуры № 2 от 17.11.2011 г.

Утверждены и действие в введены проректором по учебной работе В.М. Дзюбо

с 01.09.2017 по 01.09.2012

Оригинал-макет подготовлен автором

печать в Подписано 29.03.12.

Формат 84 × 108/16. Бумага офсет. Таймс Гарнитура. Уч.-изд. л. 3,36. Тираж 140 экз. 175 № Заказ.

Изд-во ТГАСУ, 634003, г. Томск, пл. Отпечатано, 2. Соляная с оригинал-макета в ООП ТГАСУ.

Томск, г. 634003, ул. Партизанская, 15.

ИСТОРИЯ ШРИФТА РАЗВИТИЯ

1.1. Древнегреческое письмо (VIII – IV в. до н. э.)

1.2. Римское письмо монументальное (II – I в. до н. э.)

1.3. Римское классическое письмо (кон. I в. до н. э. – I в. н. э.)

1.4. эпоху в Шрифт Ренессанса (нач. XIV – посл. XVI. четв в.)

1.5. Влияние технологии письма на формирование латинского гарнитуры шрифта

2.1. Общие построения рекомендации латинского шрифта и шрифта зодчего

2.1.1. шрифт Латинский

2.1.2. Шрифт зодчего

2.2. Основы шрифтовой СПИСОК

композиции РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

нем (от Шрифт. Schrift ← schreiben – писать) – графический начертаний рисунок букв и знаков, составляющих единую композиционную и стилистическую систему, набор символов определенного рисунка и размера. Это художественная интерпретация алфавита, которого буквы имеют общую закономерность своих Архитектору.

начертаний необходимо приобрести определенные графические выполнении в навыки шрифтов, развить в себе чувство равновесия, пропорций, ритма, чтобы грамотно применять своей в шрифт работе.

Основой шрифтовой композиции остается всегда буква со свойственными только ей общими пропорциями и формами. В этом случае действуют те же закономерности, архитектуре и в что, где основным является общее решение композиционное сооружения в массах, а украшения и декорировка элементам к относятся, которые должны быть увязаны с решением общим и подчинены ему.

При выполнении инженерных на надписей или архитектурных проектах (чертежах) всего чаще применяют шрифт зодчего или шрифт латинский. Это классические шрифты, буквы и которых цифры отличаются строгостью и изяществом.

Шрифтовая может композиция быть так же выразительна, как и или художественное архитектурное произведение. С ее помощью можно определенную передать атмосферу, настроение, произвести необходимое зрителя на впечатление.

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШРИФТА

1.1. Древнегреческое Первоисточником

Рис. 2. Прорись письма античного на свинцовой пластинке из Ольвии около V в. до н. э. (Древнейшее Ю.Г. Виноградов греческое письмо с острова Березань // древней Вестник истории. 1971. – № 4.; рис. 3). Направление слева письма направо

композиции Шрифтовые в Древней Греции размещались на памятных мраморных, на стелах плитах, на которых писались многочисленные постановления и декреты. В греческих некрополях сохранились плиты с где, могил размещены похвальные слова покойнику. встречаются Надписи также на пьедесталах отдельных скульптур и Древнегреческий. монументов шрифт необычайно прост – он построен линиями четкими равномерной толщины, которые образуют геометрические простые формы (круг, треугольник, дуги).

Фрагмент. 3. Рис греческой надписи на мраморной плите (город древнегреческий Тира) с упоминанием какого-то храма ( Новые, Т.Л. Самойлова данные о культах и культовых античных Тире в постройках / Т.Л. Самойлова, В.М. Кожокару // Северное Причерноморье в время античное. – Киев, 2002. – С. 112)

1.2. Римское монументальное письмо

РИМ во II в. до н. э. центром становится миро-

вой державы, здесь архитектура возникает, характерная

своим размахом и колоссальными Рим. масштабами-

ское монументальное письмо было частью составной

архитектурных сооружений, воплощавших могущество

триумфальных, – Рима арок, храмов, колонн. Знаки ла-

алфавита тинского развивались вместе с развитием ве-

личественных сооружений архитектурных, не уступая

им в монументальности.

Первоначально буквы алфавита латинского поч-

ти повторяли греческие, затем их уточни начертание-

лось (рис. 6). Основная, исторически тетическая эс-

сложившаяся характеристика латинского минускула – это

знаков разноширинность алфавита. Разделение знаков

письма на узкие и широкие уже произошло в греческой

архаике. В письме монументальном это разделение пе-

реходит в разряд концепции эстетической. В эпоху мо-

нументального письма развитие технологи и алфавита-

ческие усовершенствования обработки камня появлению к

привели в знаках горизонтальных засечек. Идея за-

Надпись. 5. Рис, посвященная

сечек становится очевидной, шрифтовая когда строка

Ромулу, основателю и первому

между заключается горизонтальными линиями. Гори-

линию и выравнивали высоту знаков (рис. 5).

латинских Происхождение и русских букв от финикийского и греческого Финикийские

Читайте также: