Как сделать школу лучше или социальный капитал как приоритет

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.


Abstract
Administrative and pedagogical interpretation of the concept "social capital" is presented in article in relation to rural school and on its basis its role as an intra school resource of reforming of school is defined.

Система образования в России сегодня претерпевает существенные изменения: внедряются новые стандарты образования, всё больше в школу проникают информационно-коммуникационные технологии, образование становится децентрализованным.

Задача развития сельской школы всегда занимала особое место, так как школа на селе – не только образовательное учреждение, а социальный институт многоаспектного и концентрированного влияния на культуру сельского социума. Актуальность преобразования сельской школы вступает в противоречие с крайней ограниченностью ее ресурсов: финансовых (связано с низкой накопляемостью учащихся в классах) и человеческих (связано с общей тенденцией к урбанизации, а обилие федеральных, региональных и муниципальных программ по привлечению молодых педагогов в село доказывает это).

Закономерно возникает вопрос: а существует ли внутри организации что-то, что способно обеспечить устойчивое развитие сельской школы.

Однако анализ организационной культуры школы показал, что учителя сельских школ не имеют опыта и привычки профессионального взаимодействия. Результаты исследования Александро-Слободской СОШ это доказывают. Виноградова Валентина Анатольевна в своей диссертации “Механизмы изменения организационной культуры развивающейся сельской школы” приходит к выводу, что организационные культуры сельских школ во многом схожи.

Ситуация обостряется внедрением новой системы оплаты труда, которая поощряет индивидуальные результаты.

Ресурс развития сельской школы мы видим в развитии потенциала сельского учителя через осуществление культурных изменений, связанных со способностью людей объединяться для достижения общей цели, что в конечном итоге должно привести к накоплению социального капитала и развитию образовательной организации.

Социальный капитал— понятие, введенное П. Бурдье в статье “Формы капитала” (1983) для обозначения социальных связей, которые могут выступать ресурсом получения выгод.

Источники этой идеи можно найти у Токвиля, Зиммеля, Дюркгейма и М. Вебера.

Мы в своей работе придерживаемся простого рабочего определения: под социальным капиталом мы понимаем способность общества или сообществ к самоорганизации и совместным действиям. Такая необходимость возникает в тех случаях, когда стоящие перед обществом задачи не могут быть решены простой суммой индивидуальных действий индивидов, не координирующих свои действия друг с другом. Чтобы добиться успеха, они должны, так или иначе, действовать сообща. Именно эту способность действовать сообща, причём, самостоятельно и по собственной воле, без принуждения извне, мы и называем социальным капиталом.

Вместе с тем, единой универсальной формулы для организации деятельности по повышению социального капитала в образовательной организации не существует.

Проанализировав модели анализа развития организаций И.К. Адизеса, В.А. Ясвина и др., мы пришли к выводу, что наиболее эффективным инструментом в рамках нашей работы будет модель жизненных циклов организации И.К. Адизеса. Данный инструмент основан на одном из подходов в менеджменте, который подразумевает прохождение организацией нескольких этапов развития: становление, рост, зрелость, смерть(Инструменты оценки управления ОУ, 2012).В основе концепции жизненных циклов организации лежит представление о том, что организация в своем развитии обязательно проходит несколько стадий, каждая из которых обладает своими отличительными характеристиками. Переход к следующей стадии связан с серьезной организационной перестройкой,зафиксировав которую, мы сможем доказать справедливость нашей гипотезы.

В области изучения социального капитала как потенциала развития организации и общества в целом существует много гипотез, стереотипов, непроверенных утверждений, но явно недостаточно строгого экономического анализа социального капитала, его роли как фактора развития; в России социальный капитал вообще не воспринимается как актив. Также вызывает интерес то, насколько возможно целенаправленно управлять производством и накоплением социального капитала в сельской школе.

Проведенный эксперимент подтвердил, что:


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Начало XXI века отмечено все убыстряющимися темпами развития социально-экономических процессов. Система образования играет в этих процессах ведущую роль. Именно она призвана создавать фундамент будущего развития в условиях все возрастающей интеллектуализации труда. Это заставляет говорить об опережающей функции образования: сегодня оно не может следовать за развитием общества, оно должно идти впереди и отвечать на глобальные запросы человечества. В связи с возрастающим объемом знаний, необходимых человеку, объективной необходимостью стал переход к непрерывному образованию.

Управление развитием социального капитала является важным в системе образования. Социальный капитал является неотъемлемой частью каждого ОУ. Его необходимо развивать, но только самостоятельного развития социального капитала недостаточно, необходимо управление этим развитием, так как качественное управление развитием социального капитала сможет принести плоды ОУ.

Поскольку не все руководители образовательных учреждений понимают, что внутренние ресурсы ОУ должны развиваться и влиять на качественное обучение, появилась необходимость рассмотреть проблему управления развитием социального капитала в образовательном учреждении.

Степень разработанности проблемы. Анализ проблемы управления развитием социального капитала в образовательном учреждении показал

……(источники и фамилии исследователей).

Анализ источников показывает, что проблема управления развитием социального капитала в образовательном учреждении имеет достаточную степень разработанности. Вместе с тем, судя по доступной нам литературе, проблема реализации управления развитием социального капитала в ОУ еще не исследована . Это связано, прежде всего, с тем, что в Российской Федерации и в Ульяновской области диагностика социального капитала проводилась, директорам школ были представлены результаты и рекомендации по развитию социального капитала своего образовательного учреждения, но загруженность директоров не позволяет им разработать и реализовать программу по развитию социального капитала ОУ.

Актуальность исследования определяется противоречием между наличием теоретических работ и практик, раскрывающих сущность управления развитием социального капитала, и недостаточным изучением возможностей в аспекте реализации управления развитием социального капитала ОУ.

Проблема исследования. Как управлять развитием социального капитала в ОУ?

Закономерно возникает вопрос: а существует ли программа по управлению развитием социального капитала?

Однако анализ организационной культуры школы показал, что учителя сельских школ не имеют опыта и привычки профессионального взаимодействия. Результаты исследования Александро-Слободской СОШ это доказывают. Виноградова Валентина Анатольевна в своей диссертации “Механизмы изменения организационной культуры развивающейся сельской школы” приходит к выводу, что организационные культуры сельских школ во многом схожи.

Ресурс развития школы мы видим в развитии потенциала учителя через осуществление культурных изменений, связанных со способностью людей объединяться для достижения общей цели, что в конечном итоге должно привести к накоплению социального капитала и развитию образовательной организации.

Социальный капитал— понятие, введенное П. Бурдье в статье “Формы капитала” (1983) для обозначения социальных связей, которые могут выступать ресурсом получения выгод.

Источники этой идеи можно найти у Токвиля, Зиммеля, Дюркгейма и М. Вебера.

Кухарев А.И в своей работе придерживается простого рабочего определения: под социальным капиталом он понимаем способность общества или сообществ к самоорганизации и совместным действиям. Согласна с его определением. Чтобы добиться успеха, индивиды, действительно, должны, так или иначе, действовать сообща. Именно эту способность действовать сообща, причём, самостоятельно и по собственной воле, без принуждения извне, Кухарев А.И и называем социальным капиталом. Вместе с тем, единой универсальной формулы для управления развитием социального капитала в образовательной организации не существует.

В области изучения социального капитала как потенциала развития организации и общества в целом существует много гипотез, стереотипов, непроверенных утверждений, но явно недостаточно строгого экономического анализа социального капитала, его роли как фактора развития; в России социальный капитал вообще не воспринимается как актив. Также вызывает интерес то, насколько возможно целенаправленно управлять развитием социального капитала в основной школе.

Социальный капитал является сложной категорией, важной составляющей совокупного общественного капитала, от которой зависят темпы экономического роста, конкурентоспособности российской промышленности, эффективное функционирование других составляющих общественного капитала (Дж. Коулмен, Р. Патнем, Ф. Фукуяма, П. Бурдье, А. Шадрин, М. Грейсбил, В. Грицаенко и другие, исследования ВЦИОМ [1] ).

В узком смысле социальный капитал представляет собой инвестиции в развитие государственных и общественных институтов, связей, норм, способствующих росту благосостояния, стимулированию развития производства, снижению уровня бедности, социальной несправедливости. Социальный капитал характеризуется наличием у физических и юридических лиц устойчивых общественных связей, полезных для наращивания их доходов, создающих преимущества занимаемого места в иерархической структуре общества, организаций, в межличностных отношениях.

Социальный капитал — это показатель существующих или потенциальных ресурсов, которые связаны с включением в постоянно действующую сеть отношении так или иначе институционально оформленных связей, характеризуемых наличием знакомств, признания, рейтинга, статуса и т.п. [41]

Эффект от социального капитала возрастает при рациональном планировании социальной системы связей в целях создания ресурса, и именно в этом смысле на современном этапе целесообразно государственное регулирование развития социального капитала в России, стимулирование формирования общественных, межличностных связей, связей в бизнес-сообществе промышленности. Социальный капитал нарастает с развитием гражданского общества, доверием к общественным институтам, существует также и обратное воздействие развития институтов гражданского общества на социальный капитал, его структуру и качество. В наиболее обобщенном виде верна характеристика Р. Патнема, что социальный капитал характеризует совокупное общественное благо, создаваемое в результате действия всей системы общественных связей и отношений.

В конечном счете позитивное развитие социального капитала определяет консолидацию нации и обеспечивает развитие командного, коллективного духа в социуме; социальный капитал помогает эффективно совершать индивидуальные или коллективные действия но достижению общих и индивидуальных целей. Развитость и оптимальное структурирование социального капитала позволяют консолидировать общие и индивидуальные цели и, в идеале, приблизиться к социальному оптимуму — когда достижение индивидуальных целей ведет к достижению общественных целей, и наоборот, т.е. формируется общество позитивного социального партнерства и равновесия.

Центры накопления социального капитала:

  • • общественные организации и объединения;
  • • партии и движения;
  • • органы государственной власти и местного самоуправления;
  • • вооруженные силы страны;
  • • конфессии;
  • • культурные формирования;
  • • научные школы и сообщества;
  • • бизнес-сообщества;
  • • олигархические кланы;
  • • родственные кланы;
  • • образовательные организации;
  • • спортивные сообщества;
  • • клубы по интересам;
  • • интернет-сообщества;
  • • криминальные сообщества, секты (как центры накопления негативного социального капитала) и др.

Интегральными показателями состояния социального капитала могут быть:

  • • показатель вовлеченности граждан в общественные связи;
  • • показатель доверия общества к государству;
  • • показатель взаимного доверия внутри общества.

Показателями наличия отрицательного воздействия социального капитала могут быть экспертные оценки:

  • • количества аутсайдеров в обществе;
  • • завышенных требований к индивидам;
  • • ограничения личных свобод;
  • • снижения усредненных норм отношений.

Важнейшими факторами неравенства возможностей создания

и использования позитивного социального капитала индивида являются:

  • • место жительства;
  • • социальный статус по рождению;
  • • уровень образования.

Выявление горизонтальных и вертикальных структур в социальном капитале позволит государству выделять важные вертикальные направления для стимулирования развития социального капитала. Выявление узловых точек пересечения вертикальных и социальных связей даст возможность определить точки, влияние на которые обеспечивает рационализацию структуры человеческого капитала и стимулирует повышение качества человеческого капитала, дестимулировать накопление негативного социального капитала. Стимулирование развития горизонтальных связей способствует росту производительности коллективов, их конкурентоспособности и, таким образом, конкурентоспособности страны в целом.

Читайте также: