Как сделать школу экологичнее

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Фото: Shutterstock

Мусорные свалки, пластиковое загрязнение, изменение климата — все эти проблемы говорят о необходимости экопросвещения. В Европе экокультуру начинают прививать с детского сада. Как с этим обстоят дела в нашей стране?

Кто регулирует экологическое просвещение?

Все эти нормы носят скорее рекомендательный характер, поэтому в российских школах не сложилась устойчивая практика экологического образования. Ожидается, что экологическая культура у школьников формируется через смежные с экологией предметы или внеклассную деятельность.

Как на самом деле выглядит экопросвещение в школах

Сейчас школы могут вводить курс экологии по своему усмотрению, так как по тому же образовательному стандарту экология – интегрированный предмет, то есть, не обязательный, а дополнительный. В России нет единой государственной политики в этой сфере. Впрочем, и общественный запрос на экологическое образование пока остается на довольно низком уровне.

Фото:Shutterstock

Зачастую основы экопросвещения фрагментарно даются на предметах вроде биологии, географии или окружающего мира. Экологическим проблемам может уделяться пара глав в учебнике или вовсе несколько абзацев, поэтому учитель отводит на эту тему один-два урока. За это время у детей не успевает сформироваться системное и целостное представление о том, как человек влияет на природу.

Что изменилось за последний год?

На экологическое образование в школах сильно повлияла пандемия. Когда школьники ушли на удаленный формат обучения, отменились все экопросветительские мероприятия, а экоуроки отошли на второй план.

В самой школе экологическое воспитание проводят как на смежных уроках, так и через проектно-исследовательскую деятельность, например, изучение загрязнения окружающей среды около школы. Учителя организовывают экскурсии в зоопарк и ботанические сады. Они также вместе с учениками ездят на Белое море и на Кавказ. В здании школы стоят контейнеры для раздельного сбора отходов, а каждый год школьники собирают пожертвования на охрану редких видов животных во время рождественской ярмарки.

Роль НКО в экопросвещении

По ее словам, сейчас важно готовить учителей и методики преподавания не только по смежным с экологией предметам, но также распространять экологическое просвещение на другие дисциплины. Необходимо выработать систему образования для устойчивого развития, а не относится к экологии только как к части биологии.

Это может стать альтернативой обязательному предмету по экологии. Такой подход применяют в некоторых странах Европы. Он формирует у школьников экологическую ответственность и метанавык экологического мышления, который помогает понять, что в мире все взаимосвязано, и позволяет воспринимать свою деятельность в контексте всей экосистемы.

Как не запугать, а заинтересовать детей

Федеральный проект по экопросвещению

Разговоры о возвращении экологии в качестве обязательного предмета в школы идут не первый год. В 2018 году депутаты комитета Госдумы по экологии и окружающей среде уже обсуждали внесение изменений в закон об образовании. Общественная рабочая группа при Минприроды выступила за обязательное введение дисциплины по экологии и отдельного ЕГЭ.

Фото:Shutterstock


Обычно мы задумываемся об экологии, когда идем в супермаркет с холщовой авоськой или сортируем мусор. Хотя сделать немножко экологичнее можно все стороны своей жизни — даже учебу. Мы насчитали как минимум пять способов получать знания и одновременно помогать природе. Или по крайней мере не вредить ей.

Ищите курсы и школы неподалеку от дома

Так вы сможете ходить туда пешком, а не ехать на трех автобусах с пересадками (или, того хуже, на личной машине). Прогулки полезны не только для вашего здоровья, но и для здоровья планеты в целом — на транспортное топливо приходится не менее 14% всех выбросов парниковых газов. К тому же это, в отличие от бензина и проездных, бесплатно. За год прогулок вы сэкономите столько, что сможете купить хороший велосипед или самокат мечты.

Еще лучше учиться онлайн — тем более что сейчас технологии позволяют это. Конечно, так вы будете тратить электричество, но углеродный след в любом случае будет меньше. Час работы за компьютером в этом смысле несопоставим с частом стояния в пробке.

На курсах приходится брать, что дают. Но если вы учитесь дома, то можете выбрать энергосберегающий ноутбук или включить режим сохранения энергии на планшете или смартфоне. Использовать энергосберегающие лампочки вместо обычных. Выключить обогреватель или кондиционер, если в них нет необходимости. Ищите электронику, помеченную значком Energy Star, — это международный стандарт энергоэффективности. Устройства со звездочкой в среднем потребляют на 25–30% меньше энергии, чем менее экологичные гаджеты, не получившие этот сертификат.

Откажитесь от бумажных учебников и распечаток


Для производства бумаги вырубается каждое пятое дерево на планете. Более того, для лесопосадок нередко используют сельскохозяйственные угодья, и фермеры, которых согнали с места целлюлозные концерны, вынуждены вырубать дикий лес, чтобы продолжать выращивать свою морковку и пшеницу. Нельзя забывать и о том, что производство бумаги — процесс довольно энергоемкий и грязный, требующий использования химикатов.

Словом, все только выиграют, если вы переключитесь на электронные книги, тетради и учебные пособия. В Skyeng, например, вообще нет учебников в привычном смысле слова — все материалы хранятся на платформе, а домашку можно делать в мобильном приложении.

Перерабатывайте ненужное

Если вы не можете учиться без книг и тетрадей, не выбрасывайте отслужившие свое пособия. Блокноты, тетради, распечатки и даже стикеры для заметок можно собирать и сдавать на переработку. Относите прочитанные учебники на пункты буккроссинга, в благотворительные фонды, букинистические лавки или местные библиотеки. Можно даже дать объявление о раздаче книг в своих социальных сетях.

Осознанно относитесь к информации


Лучше проходить только один курс, но изучать его тщательно и системно. И читать не все материалы на интересующую вас тему, а только те статьи, которые приносят практическую пользу. Например, в Skyeng Magazine мы регулярно публикуем тексты с разбором грамматики. Если вы будете изучать их, то постепенно точно освоите основные грамматические темы и расширите словарный запас — а это отличное дополнение к основным занятиям.


Способ достижения цели:

  • Провести анкетирование среди учащихся и их родителей с целью выявления уровня осведомлённости об экологических проблемах, происходящих в мире.
  • Осуществить выбор предметных направлений, тем и видов деятельности.
  • Разработать тематические занятия по данной проблеме с использованием мультимедийного оборудования и наглядных пособий
  • Осуществить контроль над реализацией данного проекта.
  • Обобщить итоги по внедрению проекта.

Результат проекта:

созданы условия для эффективного формирования у учащихся и их родителей культуры познавательной деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей и основе экологических условий жизни, культуры духовного общения с природой, культуры труда, формирующейся в процессе деятельности;

Выявлен положительный результата при участии детей в различных мероприятиях экологической направленности;

активизирована система работы с родителями и общественностью по формированию у детей ответственного отношения к природе в целом.

Требования к результату:

Пользователи результата проекта:

  • основы экологической культуры;
  • значение природы для человека;
  • охраняемые растения и животные своего края, страны;
  • о неразрывной связи человека и природы.

Обучающиеся начальных классов и педагогические работники Киселевской школы, родители

  • Обучающиеся начальных классов и педагогические работники Киселевской школы, родители
  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды.

Вовлечены родители, библиотекарь, медицинская сестра для проведения экологических лекций и оздоровительных мероприятий

Разрабатывают и раздают листовки, буклеты, календари жителям села Киселевка, тем самым агитируя их быть экологически грамотными .

Основные блоки работ проекта

Наименование

Длительность, дней

Проведение анкетирования обучающихся начальной школы и их родителей .

Провести тематические занятия по данной проблеме с использованием мультимедийного оборудования и наглядного пособия

Реализовать игровые практикумы, беседы, видеолекции, тренинги общения

Проконтролировать разработку учащимися логотипа школы, листовок, плакатов и буклетов экологической направленности

17.0 1 .201 7

Обобщить итоги по реализации проекта

01 . 05 .2017

30 . 04 .201 7

30 . 11 .2017

1. 12 .2017

15 . 12 .2017

1 6 . 12 .2017

20. 12 .2017

* - завершенные блоки работ закрашиваются зеленым цветом

Бюджет проекта № Наименование Бюджет проекта, тыс. руб. 1. Бюджетные источники 2. Указываются наименования основных блоков работ проекта, (в соответствии с предыдущем слайдом) 3. федеральный 4. област ной 5. Внебюджетные источники местный средства иневестора 6. средства хоз. субъекта 7. заем ные средства 8. прочие Всего:

Наименование

Бюджет проекта, тыс. руб.

Бюджетные источники

Указываются наименования основных блоков работ проекта, (в соответствии с предыдущем слайдом)

федеральный

Внебюджетные источники

средства иневестора

средства хоз. субъекта

заем ные средства

Участие Бюджетов в проекте № Форма участия Размер участия бюджета , тыс. руб. 1 Федеральный Прямое бюджетное финансирование 2 Областной Земельный участок 3 Местный Инфраструктура 3.1 Дороги 3.2 Электроэнергия 3.3 Газоснабжение 3.4 Водоснабжение 4 Субсидии 5 Обеспечение 5.1 Гарантии 5.2 Залоги 6 Прочие формы участия Итого:

Участие Бюджетов в проекте

Форма участия

Размер участия бюджета , тыс. руб.

Федеральный

Прямое бюджетное финансирование

Земельный участок

Инфраструктура

Обеспечение

Прочие формы участия

Показатели социальной, БЮДЖЕТНОЙ и экономической эффективности проекта 1 1.1 Социальная эффективность 1.2 Охват населения социальными благами за период реализации проекта Тыс. чел. Новые рабочие места 1.3 0,2 Ед. Средняя з/п 1.4 1.5 Тыс. руб. Месячный ФОТ Годовой ФОТ Млн. руб. 1.6 Млн. руб. Иные показатели 2 Бюджетная эффективность 2.1 Участие бюджетных источников в проекте 2.2 Млн. руб. Налоги в консолидированный бюджет области 2.3 2.4 Руб. Налог с 1 работника в консолидированный бюджет области 2.5 Млн. руб. Срок окупаемости бюджетных инвестиций Снижение возможного ущерба 2.6 Лет Млн. руб. Экономия бюджетных средств 3 Млн. руб. Экономическая эффективность 3.1 Годовой объем выручки * 3.2 3.3 Млн. руб. Годовой объем прибыли* 3.4 Млн. руб. Рентабельность % Срок окупаемости проекта 3.5 Лет Объем инвестиций в основной капитал в рамках проекта 3.6 Млн. руб. Объем инвестиций, осваиваемых на территории области 3.7 Млн. руб. Иные показатели * - после выхода хозяйствующего субъекта на проектную мощность

Показатели социальной, БЮДЖЕТНОЙ и экономической эффективности проекта

Социальная эффективность

Охват населения социальными благами за период реализации проекта

Новые рабочие места

Иные показатели

Бюджетная эффективность

Участие бюджетных источников в проекте

Налоги в консолидированный бюджет области

Налог с 1 работника в консолидированный бюджет области

Срок окупаемости бюджетных инвестиций

Снижение возможного ущерба

Экономия бюджетных средств

Экономическая эффективность

Годовой объем выручки *

Годовой объем прибыли*

Срок окупаемости проекта

Объем инвестиций в основной капитал в рамках проекта

Объем инвестиций, осваиваемых на территории области

Иные показатели

* - после выхода хозяйствующего субъекта на проектную мощность

Основное место работы, должность

Пряслова Галина Ивановна

Роль в проекте

Клещунова Дарья Витальевна

.

КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ:

Пряслова Галина Ивановна

Клещунова Дарья Витальевна


-75%


Первое, что необходимо сделать: оценить, что действительно нужно в новом учебном году. Стоит посчитать, сколько всего накопилось линеек, циркулей и обложек для учебников — наверняка что-то еще можно использовать.

При покупке канцелярии лучше выбирать прочные и долговечные предметы — в этом смысле лучше переплатить, чем выбрасывать очередную точилку для карандашей через неделю.

Маркеры и фломастеры для выделения текста Кувшинова рекомендует заменить на цветные карандаши, которые прослужат гораздо дольше. Маркеры же высыхают быстро, а в переработку их не принимают.


Читайте также: