Как сделать шанырак

Обновлено: 06.07.2024

В наследство от Советского Союза нам достались космически длинные очереди на жилье, которые упрямо не желают сокращаться. Некоторые казахстанцы числятся в них с 1986 года. Да, новостройки в стране растут сегодня быстро. Но проценты по кредитам в банках второго уровня не всем по карману. Чтобы решить эту проблему, Жилстройсбербанк запустил в августе программу “5-10-20”, получившую имя “Шаңырақ”.

Формула “5-10-20” расшифровывается легко. Претенденту на собственную крышу над головой достаточно иметь на своем счету в ЖССБК не менее 10 процентов от суммы будущего займа. Получить его можно под 5 процентов годовых на срок до 20 лет. Но для этого нужно соответствовать четырем обязательным условиям.

Прежде всего, нужно быть тем самым очередником. Во-вторых, обязательно стать вкладчиком Жилстройсбербанка, открыть там депозит. В-третьих, доход семьи на одного человека за последние полгода не должен превышать 101 271 тенге. В-четвертых, у заемщика должен быть постоянный доход – неважно, от своего бизнеса или это просто зарплата. Любой банк всегда требует хоть каких-то гарантий от своих клиентов.

Всё это у вас есть в наличии? Тогда можно приступить к изучению инструкции “Как купить квартиру по программе “Шаңырақ” на первичном рынке жилья”.

Справка “КАРАВАНА”

Максимальная сумма займа в ЖССБК – 18 миллионов тенге. Но это только в Нур-Султане и Алматы. В Атырау, Актау, Актобе, Шымкенте, Туркестане и Карагандинской области – 15 миллионов. В остальных регионах – до 12 миллионов тенге.

Внимание! Заявку на оформление Жилстройсбербанк принимает только онлайн. Поэтому кандидату на покупку квартиры нужно зайти на сайт банка hcsbk.kz, в раздел →Доступное жилье →Пилотный проект “Шаңырақ”.

Путь от мечты до двери

Возникли вопросы-проблемы? Всегда помогут консультанты ЖССБК. И по телефону, и по Скайпу. Главное, подскажут, какие документы нужно собрать.

Последнее не должно вас сильно пугать. Сейчас многие данные о гражданах Казахстана уже имеются в электронной базе egov. Но удостоверение личности, свидетельства о заключении/расторжении брака, свидетельства о рождении детей надо иметь при себе. Ну и справку о вашем доходе из бухгалтерии – если вы еще не пенсионер. Тогда нужна пенсионная книжка или пенсионное удостоверение.

По словам лидер-консультанта банка Мадины БОЛАТБЕККЫЗЫ, дальше всё очень просто: “Вы должны добыть шесть ключей, чтобы найти самый главный – седьмой – который откроет дверь вашей квартиры”.

За третьим ключом придется прийти в наш банк с пакетом документов, которые гарантируют вашу регулярную платежеспособность. Если вы прошли это испытание, то четвертый ваш ключ – это решение банка об одобрении вашего кредита. Это не займет много времени.

– Полагаю, пятый ключ – это найти себе квартиру в новостройке, которая соответствует требованиям Жилстройсбербанка?

– Еще должен быть, конечно, договор о купле-продаже квартиры. Без него, шестого ключа, не будет займа от ЖССБК.

– А седьмой?

– А он самый главный! После всех шести он открывает двери в свои квартиры нашим вкладчикам.

Справка “КАРАВАНА”

Всего в ЖССБК по программе "Шаңырақ" была 81 тысяча обращений. Выдано займов на сумму 33,1 миллиарда тенге, и уже около 3 000 семей справили новоселье. Также одобрили более 5 300 заявок на 71,2 миллиарда тенге.

Когда пятница, 13-е – удачный день

Алматинец Айдын АКИМЖАНОВ пять лет стоял в очереди в городском департаменте жилья. По его словам, о программе “5-10-20” он узнал из рекламы по телевизору и комментариев в Интернете.

– Обратился в Жилстройсбербанк, у меня и депозит там был открыт, и “Личный кабинет”. Мне консультанты подсказали, какие документы надо подготовить. Собрал, принес. Со дня принятия заявки и до одобрения недели две прошло. Не больше.

– А где до этого жили?

– У меня жена и двое детей. По-разному (пауза) жили. И у родителей, и снимать приходилось.

– День, когда вам всё в ЖССБК одобрили и оформили, помните?

– Вы уже въехали в свою квартиру?

– Сначала надо небольшой ремонт сделать.

– Кота будете впускать первым?

– Когда ремонт закончу. Деньги на депозите еще остались. Может, и на детей копить начну…

Алматинка Мейрамхан КУЛЬПЕЙСОВА десять лет прожила в общежитиях. Она тоже узнала о программе “Шаңырақ”, по ее словам, “из телевизора”. Но все ее документы Жилстройсбербанк рассмотрел и одобрил всего за пару недель.

– Мейрамхан Оразхановна, вы уже въехали в свою квартиру?

– Дом только в апреле достроят. Весной новоселье – хорошая примета.

– Много родственников пригласите на новоселье?

– Да всех хотелось бы. Но не все поместятся в моей однушке (хохочет), их у меня много. А квадратов всего 41. Но моя мечта сбылась – квартира № 21 на третьем этаже…

Откровенно говоря, именно Талды-Курган, а не Кызылорда, пнуть которую считает своим долгом любой заезжий путешественник - самый неинтересный областной центр Казахстана. В смысле - самый бедный на достопримечательности и колорит.

Он зародился в 1869 году как хутор Гавриловка, основанный укранискими переселенцами, по местной легенде "отделившимися" от станицы Карабулакской из-за ссоры с местным атаманом. К 1888 году Гавриловка разрослась до села и имела не больше шансов вырасти в областной центр, чем любой из показанных в прошлой части аулов (а тогда - тоже переселенческих сёл), а пожалуй и меньше, так как Турксиб её обошёл стороной. В 1920 году село переименовали - по-русски Талды-Курган значит Ивовый холм, и наконец в 1944 году с места в карьер сделали городом и областным центром.

Талды-Курганскую область упраздняли дважды: в 1959-67 годах и в 1997, но на второй раз это пошло Талды-Кургану скорее на пользу: в 2001 году областной статус Талды-Кургана восстановили, только теперь в его подчинении оказалась огромная и богатая Алматинская область. Что город зажиточен и динамичен, видно уже на его окраинах - со стороны Учарала он встречает отличным шоссе и новеньком аэропортом, а со стороны Алма-Аты - строящимися коттеджами на фоне сопок.

Есть и ещё один нюанс, о котором я узнал лишь из общения с местными: если "старая" Алматинская область относилась к Старшему жузу, то Талды-Курганская - к Среднему. О трёх жузах, этих Севере, Юге и Диком Западе Казахстана, не стоит думать как о чистой этнография - различия между ними хорошо заметны, а казахи помнят родство. То есть, юг Алматинской области тяготеет больше к Чимкенту и Таразу, в широком смысле слова - к Средней Азии, а север - к Астане, Караганде, Усть-Каменногорску, в широком смысле - к Сибири.

Нынешний Талды-Курган - столица чрезвычайно гордого племени найманов: так назывался древний монгольский народ, покорённый лишь Чингисханом и после этого рассеявшийся по всей Степи. "Ядро" найманской орды в итоге перешло на тюркский язык и стало одним из сильнейших казахских племён.

Я знаю только два казахских племени, которые регулярно подчёркивают свою обособленность - адайцы с Мангышлака и наймана. Только если адайцы гордятся своей свирепостью и непокорностью, то найманы - напротив, благородством и цивилизованностью, на остальных казахов поглядывая свысока. Алма-Ату правильный найман считает неуютным, грязным и шумным городом, не то что его родной Талдык!

И так как Талды-Курган - маленький центр огромной области, здесь находится один из самых оживлённх во всём Казахстане автовокзал, занимающий вон то синее здание слева. Здесь активно курсируют и автобусы, и частники - в зале ожидания висит большое расписание, а за правым краем кадра остался длинный ряд машин, тянущийся отсюда на несколько сотен метров по ведущей в центр улице Шевченко. Зазывают куда угодно - хоть в Алма-Ату, хоть в Учарал, хотя конечно на глаз процентов 70 оборота принадлежит "алматинским".

Предложение тут явно превышает спрос - даже на Алма-Ату ждать, когда наберётся машина, можно достаточно долго. Но если до, например, Учарала автобус идёт 8 часов, то на частнике можно долететь и за 3. Здесь же множество открытых едален (дымок одной из них виден в центре кадра), подают стандартные для Казахстана самсу-шашлык-плов-манты-шурпу-куырдак плюс некое местное блюдо, название которого я запомнил как "сарынье" (на самом деле сырне). Кормят для привокзальной забегаловки на удивление неплохо - может, у найманов в принципе кулинарная культура повыше?

От вокзала в центр ведёт улица Шевченко, при этом ещё где-то на километр тянется массив частного сектора. На параллельной улице - один из трёх талды-курганских храмов: костёл Девы Марии Гваделупской (!, ведь это главная святыня Латинской Америки), очень странно выглядящий среди высоких заборов и деревянных столбов:

На самом деле костёлы в Казахстане - не такая уж редкость, ведь депортации забросили сюда немало немцев, литовцев, поляков. Самый крупный казахстанский костёл не так давно построен в Караганде, самый старый, дореволюционный, до сих пор стоит в Петропавловске.

Сквозь запертую дверь со стеклом заснял очень приятный интерьер с деревянным верхом:

Пока не взвешивал, по ощущениям кг25 будет. Элементы подгонял по ширине багажника самый длинный 125 см.

Не стал заморачиваться со всякими фиксаторами и защелками, профиль просто вставляется друг в друга. Собранный каркас пробовал развалить раскачивая его из староны в сторону, даже без тента не получиллось его развалить, но для надежности и прочности конструции сделал крепления для внутренних стяжек, если присмотреться на фото видно под ребрами крыши натянута веревка стягиваущая крышу и всю конструкцию по диогоналям. Плюс ко всему по углам будут растяжки для устоичивости на ветру.

По себестоимости только каркас обошелся в 10000т. Завтра еду закупать для тента материал, маскитку, молнии и т.п , по предварительным подсчетам еще придется потратить около 25000. Затраты конечно не маленькие , но если сравнивать что подобный по прочности шатер в Москве стоит 10000-12000 рулей, выгода есть, плюс удовольствие от проделанной работы.

Юрта – переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у тюркских, башкирских и монгольских кочевников.

Юрта – древнейшее и в то же время современное жилище кочевников. Ее можно отнести к большому достижению материальной культуры казахского народа: она легко перевозится на лошадях и верблюдах, быстро ставится и разбирается, войлочное покрытие не пропускает дождь, летом это жилище сохраняет прохладу, а зимой – тепло. И в настоящее время юрты устанавливаются на летних пастбищах животноводов, и любые торжества, даже в городах, не обходятся без них.

Казахская юрта является не только элементом материальной культуры народа, но и содержит символику, в которой сосредоточена самая разнообразная информация о религиозно-мифологической картине мира.

Определение термина

и история

Возможно, прообразом юрты в эпоху поздней бронзы (XII – IX вв. до н. э.) являлись жилища андроновцев. Древнейшие визуальные изображения юрты (вернее, верблюдов навьюченных деталями юрты) дошли до нас на погребальных статуэтках середины I тыс. н.э. из Северного Китая. Разно-образный материал, характеризующий развитие юрты со времен монгольских завоеваний XIII века, содержится в китайских, а также среднеазиатских, иранских и турецких миниатюрах.

Устройство юрты у тюрков и монголов несколько различается. Туркменские юрты имеют двустворчатые деревянные двери. В казахских и киргизских юртах вместо деревянной двери зачастую используется войлочный полог. Двустворчатые деревянные двери были в татарских юртах 20-х гг. XX века.

Казахские юрты из-за сильных ветров в степи ниже киргизских. Монгольские, бурятские и тувинские юрты из-за прямых потолочных жердей еще ниже, также в них имеется пара подпорок по центру каркаса.

Некоторые представления о мобильных жилищах древних кочевников дают наскальные изображения.

Тесная связь и параллель между образно-концептуальной моделью мира и юртой прослеживается в ее строении.

Конструкция и символика

казахской юрты

Казахская юрта – уникальное изобретение тюрко-язычных народов, которые на протяжении тысячи лет совершенствовали переносное жилище.

Этот длительный процесс развития юрты уходит в далекое прошлое человечества. Когда на просторах Великой степи первобытные охотники, занимавшиеся подвижной охотой, сопровождали мигрирующие стада диких животных, для защиты от непогоды люди использовали курке – сооружение из палок, нижние концы которых ставились на землю по кругу, а верхние – связывались. Сооружения покрывали пучками трав или шкурами животных.

Внутренние стены и пол юрты украшают войлочными узорными коврами, символизирующими тучные пастбища. В центре жилища из камней и глины сооружают очаг, на котором устанавливают металлическую подставку, выдерживающую чугунный котел, предназначенный для приготовления баранины и чая с молоком. Справа от очага располагается мужская половина, где хранится скотоводческий и охотничий инвентарь, оружие. Здесь же находится кровать хозяев. В левой (восточной) стороне, называемой женской, стоит кровать незамужней женщины, дочери или сестры хозяина.

Существуют два основных типа юрты – монгольская и тюркская. К тюркским относятся казахская и киргизская юрты. Происхождение казахской юрты, формирование ее конструктивных особенностей и сейчас живо обсуждается в специальной литературе. По мнению С.И. Вайнштейна, прототипом современной казахской юрты послужила юрта древнетюркского типа, изобретение которой относится к середине I тыс. н.э. и которая своими конструктивными особенностями связана с более ранней формой переносного жилища – полусферическим гуннским шалашом.

В любом случае ясно, что юрта кочевников является продуктом длительного развития, постепенного совершенствования более примитивных типов жилищ. Эта конструкция с оригинальным архитектурным решением, со сложным семантическим смыслом отражает уровень культурного развития тюркских племен, их сложное и интересное мировоззрение.

Рассматриваемый объект символики не просто физически описывает юрту, но и передает ее смысловое значение. Символ рассматривается как знак, характеризирующий ее особенное значение. Таким образом, символику юрты в традиционном мировоззрении казахов определил и мировоззренческий опыт повседневного быта.

Юрта как суть и символ

казахского мировоззрения

В народной картине мира казахов и их предков моделью служили, во-первых, доступные обыденному сознанию внешние признаки окружающего мира, во-вторых – человеческое общество.

Для кочевника юрта подобна уменьшенной копии Вселенной – это микрокосмос. Сферический купол жилища (шанырак) символизирует небесный свод, не имеющий начала и конца, а также обозначает связь поколений. Здесь проявляется значение семьи, столь же важное и для христианства.

Шанырак, тундюк, тооно (башк. сағыраҡ; каз. шаңырақ, кирг. түндүк, бур., монг. тооно) – это конструктивный элемент, увенчивающий купол юрты в виде решетчатой крестовины, вписанной в круг. Он предназначен для удерживания боковых элементов купола – уыков и создания проема для попадания солнечного света и выхода дыма от очага.

С шанырака свисают ленты с бахромой и кистями, олицетворяющие звезды и Млечный Путь. Это космическое мировоззрение, но открытое на Творца. И здесь мы находимся близко христианской космологии.

Большая часть жизни кочевников проходила в его микрокосмосе – юрте. Она была одной из доминант жизнеобеспечения казахов, она же была показателем искусства, здесь каждая вещь, имеющая утилитарное значение, способствовала своими качествами духовности, проявившимися в декоративно-прикладном оформлении.

Заслуживает большого внимания символика казахской юрты, скрывающая ее духовно-культурный и научно-философский смысл.

Например, сборка и разборка ее при перекочевках на другое джайлау символизировали наступление Хаоса и вновь создания Гармонии. Вообще, символизм кочевой культуры представлял собой философское отношение к миру и был нормой жизни. Не было разделения философии мира и быта, они были взаимосвязаны.

Во всём этом мы находим подтверждение закона миротворчества в концепции пространства, когда обыденное сознание человека уподобляет человеческое тело, жилище и модель мира.

Тенгризм как фундамент казахского мировоззрения

Поэтому, обод (шанырак) юрты является одной из самых уважаемых деталей казахского национального жилища, а также символом продолжения рода. С шаныраком у казахов связано очень много культурно-исторических мотивов, понятий, символики, сакральных обычаев и обрядов.

Изучая символизм шанырака с точки зрения аналогии его гори­зонтального плана с крестом, заключенного в круг,
Р. Р. Фатиков при­шел к выводу, что структуру шанырака можно рассматривать и как модель мира, близкую к скифо-сакской. Но модель мира составляет не столько отдельно шанырак, а остов юрты в целом.

Христиане бы сказали:

«Отче наш, Иже еси на небесех!

Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое,

Шанырак с одной стороны является границей между верхом и низом, с другой – между внешним и внутренним пространством. Через шанырак жители юрты связываются с сакральными небесными светилами: солнцем, луной и звездами.

Обычно после окончательного выбора места для поселения, первым устанавливался улкен уй (букв. большой дом), нередко называемый кара шанырак (буквально-черный обод, черный обруч), соотносящийся исследователями с небосводом.

Пусть царит в семье мир,

дружба и братство

Как мы уже сказали, юрта имела символический смысл. Она символизировала космос и единство вселенной, освоенное пространство. Поэтому, шанырак (навершие юрты) был семейной реликвией, а также символом продолжения рода. Он передавался из поколения в поколение. Символ шанырака – крест в круге – знак вечного движения солнца в природе, символ эволюции, развития жизни.

Шанырак является символом семейного благополучия и мира, что сильно радует христиан. Здесь открывается пространство для межкультурного и межрелигиозного диалога, а также для совместного сотрудничества для зашиты семьи в современном мире.

Шанырак изображен на государственном флаге Киргизии, на гербах Казахстана и монгольского аймака Баян-Улгий, подавляющее большинство населения в котором составляют казахи, а также на гербе Кызыла.

о. Александр Посацкий

____________________________________

Тенгризм – мировоззрение, где единым источником всего сущего является Тэнгре – Абсолют, в небесном пространстве и вечный во времени,
наполняющий Собой всё
мироздание, творящий в Себе Самом и из Самого Себя все миры, Вселенные и всё
космовещество.

Вместе с казахстанскими экспертами по культуре и истории Института литературы и искусства М. Ауэзова выбрали пять важных для казахской культуры понятий, раскрыли их сущность и объяснили, почему они до сих занимают особое место в мировоззрении народа.

Фотография: Анимация Ольги Цай

Нашли опечатку или ошибку? Выдeлите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Богатство и своеобразие казахской культуры — неоспоримый факт, подтвержденный многочисленными исследованиями, археологическими находками, литературой и искусством. Каждый год мы узнаем что-то новое о тех вещах, которые нам казались привычными и даже обыденными.

Понимая, что с приведенными нами понятиями вы можете не согласиться, мы предлагаем вам принять участие в дальнейшей судьбе этого материала и рассказать в комментариях или на ваших страницах в соцсетях, какие понятия вы считаете важными в казахской культуре. Не забудьте отметить нашу страницу.

Орнамент

Для казахского народа орнамент никогда не выполнял чисто декоративную функцию — за каждым из них скрывается история, интересная символика и даже ритуально-магическое значение. Например, в основе многих орнаментов казахского народного искусства лежат изображения рогов животных, их голов и силуэтов.

Однако сам по себе орнамент на изделие наносился, какую бы важную роль он не играл самостоятельно. Древние мастера обязательно обращали внимание на сочетание орнаментов между собой, их композиционную и цветовую обоснованность. Порой большее внимание уделялось условной и фантастической иносказательности узора, что приводило к созданию схематичных образов.


Ученые не раз говорили, что казахский орнамент впитал в себя универсальный комплекс архетипических образов, мотив и символов — культ солнца и луны, любовь к земле, уважение к животным и так далее. Однако автор Асия Нуриева отмечала, что есть черты, присущие именно казахскому орнаменту. В их число вошли использование контрастных цветов, взаимопроникновение орнамента и фона.

Золотой человек

21 апреля 1969 года вышел приказ Института истории, археологии, этнографии КазССР о командировании в город Иссык археолога Бекмуханбета Нурмуханбетова, инженера-фотографа Олега Медведева и художника Павла Сон. Целью экспедиции был снов двух курганов Иссыкского могильника. Руководил работами известный археолог Кемаль Акишев. Сначала исследования не давали никаких интересных результатов — курганы были разграблены. Но когда экспедиторы уже отчаялись что-то найти, бульдозер по просьбе Бекмуханбета Нурмуханбетова начал сносить насыпь в стороне от последнего изученного на тот момент кургана. И глазам археологов открылась часть деревянной усыпальницы, в которой и таился Золотой человек.


Супруга Кемаля Акишева — профессор ЕНУ им. Л.Н. Гумилева Марал Хабдулина — вспоминала, что раскопки осложняли любопытствующие. Поэтому представители экспедиции вызвали полицию для охраны. По словам Марал Хабдулиной, весь скелет человека покрывали золотые пластины и бляшки — в одном только районе черепа их насчитывалось 150. Внимательно изучив расположение пластин, археологи смогли восстановить головной убор Золотого человека, который отличался очень сложной конструкцией. Кроме того, убор венчала золотая статуэтка.

Шанырак

Но о гербе мы поговорим чуть позднее. Сейчас же вспомним слова Эльмиры Когай, которая говорила о том, что шанырак в первую очередь символ дома, домашнего очага, продолжения рода. Шанырак был семейной реликвией, передавался из поколения в поколение. Кроме того, кара шанырак юрты отца сыновья почитали как святыня. До сих пор есть обычай приглашать старого, многодетного зятя для того, чтобы он поднял шанырак для молодой семьи, а затем вручать ему ценные подарки.


Кроме того, шанырак, по мысли автора, должен был символизировать единство народа Казахстана, и то, что республика стала общим домом для многих этносов, которые нашли здесь Родину, друзей и семью. Как и Золотой человек, шанырак давно перестал восприниматься чем-то из предметного мира, и стал символом. Только стоит оговориться, что шанырак никогда и не был только частью юрты — его сразу начали наделять сакральным значением, и в XXI веке мы по-прежнему относимся к нему с большим уважением.

Айтыс

Если говорить кратко, то айтыс — это публичное состязание двух акынов, которое отличает не только высокая поэтическая техника и находчивость соревнующихся, но также и остроумие, способность к импровизации, хорошее знание обычаев, традиций и литературы.


Например, Абдильда Тажибаев считал, что в айтыс, по сути, можно считать образцом народного театра. Да, казахская степь долго не знала театрального искусства, но активно использовала его элементы. Ведь акыны не только облачались в сценические костюмы, но и проявляли недюжинные артистические способности. Все это превращало айтыс в небольшой спектакль, возможно даже, что в некое подобие оперетты.

Конные игры

Казахская культура, как и в общем быт, основана на кочевом образе жизни. Поэтому хорошая лошадь была так важна для казаха, и ладные скакуны батыров не раз спасали им жизнь. С развитием общества и искусства животноводства, сформировались конные игры, которые и были и развлечением, и необходимой физической подготовкой, ведь они развивали выносливость, силу и ловкость как мужчин, так и женщин.


Читайте также: