Как сделать характеристику исторического деятеля

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 08.09.2024

Александр Невский (1220—1263) — сын Ярослава Всеволодовича, внук Всеволода Большое Гнездо. Князь новгородский (1236—1251), великий князь владимирский (с 1252 года). После разгрома шведских военных отрядов Биргера в устье Невы в 1240 году стал именоваться Невским. 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера разгромил войска Ливонского ордена, обеспечив независимость Северо-Западной Руси от иноземцев. Будучи великим князем владимирским, принимал меры по предотвращению разорительных набегов монголо-татар на Русь. Был канонизирован Русской православной церковью как воин-избавитель, выступавший также и против введения католичества в северо-западных русских землях.

Даниил Александрович (1261—1303) — младший сын Александра Невского. Великий князь московский. При нем Московское княжество выделилось из Владимирского в качестве самостоятельного, основал Данилов монастырь. Канонизирован Русской православной церковью.

Иван Данилович Калита (1296—1341) — сын Даниила Александровича. Великий князь московский (с 1325 года) и великий князь владимирский (с 1328 года). Оказав помощь Орде в подавлении тверского восстания в 1327 году, получил ярлык на княжение в Костроме. В 1332 году получил основную часть великокняжеских владений. Значительно пополнил казну. Расширяя территорию московского княжества, повышая его влияние и авторитет, Иван Калита заложил основы для последующего превращения Москвы в центр собирания русских земель и борьбы против монголо-татарского ига.

Сергий Радонежский (около 1321—1391) — основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря. Инициатор введения общежитийного устава в русских монастырях. Активно поддерживал объединительную и национально-освободительную политику князя Дмитрия Донского.

Пересеет. Александр (?—1380) — монах Троице-Сергиева монастыря. Герой Куликовской битвы. Его поединок с татарским богатырем Темир-Мурзой (Челубеем), в котором оба погибли, стал началом битвы.

Ослябя Родион (?—1398) — монах Троице-Сергиева монастыря, брат Пересвета. Герой Куликовской битвы. В 1398 году ездил с московским посольством в Византию.

Дмитрий Иванович Донской (1350—1389) — великий князь московский (с 1359 года). Главным делом стало укрепление позиций Московского княжества и борьба за великое владимирское княжение. С 1370-х годов усилил сопротивление Орде, в том числе вооруженное. В сражении на реке Пьяна (1377 год) потерпел поражение. На реке Воже (1378 год) разбил ордынское войско. В сентябре 1380 года проявил полководческий талант и одержал победу над огромным золото-ордынским войском Мамая. Значительно расширил пределы Московского княжества за счет мещерских, смоленских, приокских, белорусских земель. Был первым русским князем, передавшим по наследству власть во Владимирском великом княжестве своему сыну без санкции Орды. Канонизирован Русской православной церковью.

Василий II Васильевич Темный (1415— 1462) — великий князь московский (с 1425 года). В междоусобной борьбе 1425—1453 годов одержал победу. В 1446 году был ослеплен двоюродным братом Дмитрием Шемякой. Присоединил к Москве Нижегородское княжество, часть ярославских земель. Принимал меры по освоению вятской, пермской земель, Печерского края. Сократил земельные пожалования светским феодалам. Лично руководил многочисленными военными походами.

Иван III Васильевич (1440—1505) — великий князь всея Руси (с 1478 года). Основатель единого Московского государства. Присоединил к московскому княжеству Ярославское (1463 год), Ростовское (1474 год) княжества, Новгород (1477 год), Тверское княжество (1485 год), ряд других территорий. При Иване III произошло окончательное освобождение Руси от монголо-татарского ига (1480 год). При нем оформился аппарат Российского централизованного государства и составлен Судебник 1497 года. Вел активную внешнюю политику.

Василий III Иванович (1479—1533) — великий князь владимирский и московский, государь всея Руси (с 1505 года). Сторонник и продолжатель линии на укрепление Российского централизованного государства. В 1510 году присоединил Псков, в 1521 году — Рязань. В ходе русско-литовской войны в состав России вошел Смоленск (1514 год). Для обеспечения безопасности южных и восточных пределов государства приказал создать Большую засечную черту (1521 год). Стремился ограничить монастырское землевладение. При нем заметно упрочилось международное положение Московского государства.

Исторические деятели

Иван IV Васильевич Грозный (1530— 1584) — великий князь Московский и всея Руси (с 1533 года), русский царь (с 1547 года). В феврале 1547 года женился на Анастасии Романовне Захарьиной — Юрьевой. Первые годы правил с Избранной Радой, реформы которой ознаменовали крупные перемены в стране. Вел активную внешнюю политику. В 1565 году учредил опричнину, которую отменил в 1572 году. Итогом опричнины стало разорение и опустошение страны, подрыв крестьянского хозяйства, составлявшего основу экономики страны.

Федор Иванович (1557—1598) — русский царь. Был женат на Ирине Годуновой. Отличался смиренным характером, религиозностью. На начальном этапе царствования реальной властью обладал Регентский совет, назначенный Иваном Грозным. С 1586 года практически соправителем царя стал Борис Годунов. Умер, не оставив наследника. Династия Рюриковичей с ним прекратилась.

Курбский Андрей Михайлович (1528— 1583) — князь, боярин. Член Избранной Рады. В период Ливонской войны — воевода. В период гонений на членов Избранной Рады предпочел бежать в Литву. Участвовал в войне против России.

Адашев Алексей Федорович (?—1561) — думный дворянин, окольничий, постельничий. С конца 1540-х годов — руководитель Избранной Рады. Инициатор ряда реформ. Был хранителем государственной казны, печати, возглавлял Челобитный приказ. В 1560 года подвергся опале и умер в Юрьеве.

Пересветов Иван Семенович — русский писатель-публицист XVI века, идеолог дворянства. В своих челобитных выдвинул целостную и четкую концепцию дворянского государства во главе с самодержавным царем.

Основные документы эпохи

Борис Федорович Годунов (1552—1605) — русский царь. С 1567 года — член Опричного двора Ивана Грозного. 17 февраля 1598 года Земским собором был избран царем. Выдающийся государственный деятель, обладавший незаурядными способностями и навыками управления огромной страной. В период решающих сражений с войсками Лжедмитрия I умер.

Лжедмитрий I (царь Дмитрий) (?—1606) — русский царь (июнь 1605—май 1606 года). Самозванец. Предположительно беглый монах Чудова монастыря в Москве Григорий Отрепьев.

Василий Иванович Шуйский (1552—1612) — русский царь с 1606 по 1610 год. При избрании на царство дал крестоцеловальную запись о границах своей власти, о верности народу. В сентябре 1610 года был выдан правительством Семибоярщины полякам, вывезен в Польшу, где вскоре умер в заточении.

Михаил Федорович Романов (1596—1645) — первый русский царь из династии Романовых. Избран царем на Земском соборе в феврале 1613 года. В его царствование заложены основы самодержавной власти.

Филарет (в миру Федор Никитич Романов) (1554—1633) — боярин с 1587 года. В 1600 году за подготовку заговора против Бориса Годунова был насильно пострижен в монахи. С 1605 года — митрополит Ростовский. Попал в плен к полякам. В 1619 году был возвращен в Россию и избран патриархом. Стал фактически соправителем своего сына — царя Михаила Федоровича.

Никон (в миру — Никита Минин) (1605— 1681) — патриарх Московский и всея Руси (1652—1666). Провел церковно-обрядовую реформу. В 1655 году выступил с идеей первенства церковной власти над светской, что привело к конфликту с властью. В 1666 году по инициативе царя был созван церковный собор, который осудил Никона и лишил его сана первосвященника. Был сослан в монастырь, где и умер.

Основные документы эпохи

Иван V Алексеевич (1666—1696) — русский царь в 1682-1696 годах. Был слаб здоровьем и не стремился к самостоятельному правлению. Отстранен от реальной власти Софьей Алексеевной, а затем и братом Петром I.

Софья Алексеевна (в монашестве — Сусанна) (1657—1704) — правительница России в 1682—1689 годах. Была образованным, властолюбивым и жестоким человеком. После провала заговора против Петра I в 1689 году была заточена в Новодевичий монастырь, а после новой попытки переворота (1698 год) — пострижена в монахини.

Петр I Алексеевич Великий (1672—1725) — русский царь с 1682 года, император с 1721 года. Был выдающимся государственным деятелем, значительно продвинувшим развитие России во всех областях. Главной задачей своего царствования считал выход России к незамерзающим морям. Умер 28 января 1725 года, не успев оставить распоряжений о наследнике престола.

Елизавета Петровна (1709—1761) — императрица (1741—1761), рождена вне брака. По целому ряду признаков можно сказать, что ее курс был первым шагом к политике просвещенного абсолютизма. Вела активную внешнюю политику.

Екатерина II Великая (у рож. Софья Августа Фредерика Ангальт-Цербстская) (1729— 1796) — российская императрица (1762—1796). Родом из Пруссии. Во внутренних делах старалась проводить политику просвещенного абсолютизма, но после крестьянской войны и Французской революции взяла курс на ужесточение режима и усиление репрессий. Во внешней политике — значительно расширила пределы Российской империи.

Павел I (1754—1801) — российский император (1796—1801). По восшествии на престол начал радикальную ломку всего, что создала его мать Екатерина II. Опале подверглись многие ближайшие сподвижники Екатерины. В то же время общая направленность внутренней политики по своей сути не изменилась.

Алексей Петрович (1690—1718) — царевич, старший сын Петра I и Евдокии Лопухиной. Враждебно воспринял реформы Петра. Опасаясь преследований со стороны отца, в 1716 году тайно выехал в Австрию, был возвращен, арестован и влиятельным политиком. Человек большого ума, редкой энергии и трудоспособности.

Меншиков Александр Данилович (1673— 1729) — русский государственный и военный деятель, генералиссимус (с мая 1727 года). Был ближайшем сподвижником Петра I. После его смерти возглавил движение за возведение на престол Екатерины I, став фактическим правителем России. Затем был скомпрометирован в глазах Петра II, обвинен в государственной измене, арестован, сослан с семьей в Березов, где вскоре умер.

Одно из самых непростых и требующих глубоких знаний типов заданий, включенных в ЕГЭ по истории – написание исторического портрета личности. Содержательный, написанный без ошибок текст покажет высокий уровень подготовленности ученика.

Содержание статьи

Наполеон

  • Как написать исторический портрет личности
  • Какие люди изменили ход истории
  • Исторический портрет Александра Первого

Характеристика личности

Приступив к написанию, укажите годы жизни выбранной вами исторической личности. Если вы не можете вспомнить точную дату, вполне достаточно будет указать годы правления/ активной деятельности.

Во-вторых, перечислите вкратце основные события, происходившие в стране и в мире в то время, а также опишите деятельность и основные достижения исторической личности. Не забудьте описать с подробностями раннюю биографию исторического деятеля, расскажите о его социальном происхождении, личных качествах, особенностях характера, жизненных позициях и убеждениях.

Поразмышляйте над методами достижения целей и степени успешности исторической личности, укажите причины неудачи или успеха. Не забудьте развернуто объяснить, какие цели преследовал исторический деятель, чего хотел добиться и что пытался искоренить.
После этого подведите итог, расскажите о результатах и последствиях его действий.

Критерии оценивания исторического сочинения

Учтите, что оценивать написанный исторический портрет будут по нескольким критериям, и постарайтесь на них ориентироваться. Прежде всего, по возможности указывайте точные даты событий. Если вы напишете только лишь век, этого может оказаться недостаточно.

Старайтесь не допускать фактических ошибок, когда описываете события и результаты деятельности исторической личности. Вы можете писать в свободной форме, однако, при построении текста придерживайтесь строгой логики и будьте последовательны в своих умозаключениях. Характеризуя направления деятельности личности, приводите аргументы, подтверждающие ваши слова. Доказательства в виде личного мнения или взгляда на тот или иной вопрос историков не так сильны, как конкретные факты. Не забывайте, что тезисы без аргументов легко подвергаются критике.

Укажите всю информацию, которую вы помните, поскольку в этом типе задания большой объем написанного обеспечит вам большее количество баллов. Поэтому выберите ту историческую личность, о жизни которой вы больше всего помните, чтобы проявить по максимуму свою эрудицию. Указывайте имена, даты, события, характеристики, различные дискуссионные мнения, аргументы и противоречия, факты и предположения, примеры и цитаты.

При написании используйте черновик, так вам будет проще совершенствовать содержание текста исторического сочинения. В конце сочинения обязательно напишите вывод, оцените результаты деятельности выбранной вами исторической личности. Обратите особое внимание на вступительную и заключительную части текста. В начале исторического портрета укажите ключевые моменты, связанные с жизнью деятеля, а в заключении обобщите информацию. Подумайте, какую роль сыграла эта историческая личность в истории, каково значение ее деятельности и какое влияние она оказала на дальнейшее развитие событий в стране.

Кто заинтересован в данном политическом событии или явлении?

Какую цель преследовали участники в ходе данного события или явления?

Какими способами участники событий добивались поставленных целей?

Каковы положительные и отрицательные последствия данного события или явления?

Как можно в целом оценить данное событие или явление?

Способствует ли данное событие или явление развитию свободы и демократии?

Какие исторические уроки можно извлечь из данного события или явления?

анализа политических событий и явлений

Каковы причины события или явления?

Кто заинтересован в данном политическом событии или явлении?

Какую цель преследовали участники в ходе данного события или явления?

Какими способами участники событий добивались поставленных целей?

Каковы положительные и отрицательные последствия данного события или явления?

Как можно в целом оценить данное событие или явление?

Способствует ли данное событие или явление развитию свободы и демократии?

Какие исторические уроки можно извлечь из данного события или явления ?

характеристики исторической личности

Годы жизни или (и) правления.

Этапы жизни и деятельности (краткая биография).

Исторические условия, в которых происходит деятельность данной личности.

Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.

Интересы какого класса выражает исторический деятель?

Значение его личных качеств.

Оценка результатов деятельности исторической личности.

характеристики исторической личности

Годы жизни или (и) правления.

Этапы жизни и деятельности (краткая биография).

Исторические условия, в которых происходит деятельность данной личности.

Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.

Интересы какого класса выражает исторический деятель?

Значение его личных качеств.

Оценка результатов деятельности исторической личности.

ПАМЯТКА

как работать с книгой

Понимать, как устроена книга.

Отобрать важное, основное.

Ведение записей: это зависит от особенностей мышления. Запоминания.

План – перечисление основных событий, вопросов (по какому принципу надо делить целое на части).

Процесс составления плана: чтение, деление на части, краткое наименование каждой части.

Простой план – выделение и наименование главных частей.

В сложном плане главные части делятся на дополнительные.

Ценность плана заключается в том, что он позволяет проследить за ходом мыслей автора, помогает выработать умение сжато записывать, последовательно излагать свои мысли, помогает быстро восстановить в памяти прочитанное, мобилизует память, внимание.

Тезисы – прочитать, продумать основные идеи, изложить их в виде последовательных пунктов. Особое внимание сосредоточить на выводах автора.

Выписки: выписывают факты, цифры, схемы, таблицы, цитаты (можно своими словами). В отличие от плана, тезисов, выписки можно делать одновременно с чтением.

Конспект – это тезисы в расширенном виде, дополнение цитатами, цифрами, таблицами, схемами.

Конспект можно дополнять. Приступая к конспекту, необходимо записать фамилию, имя и отчество автора книги, название, год и место издания.

В конспекте также должен содержаться план книги, произведения.

к изучению материала о войнах

Причина и характер войны:

основные противоречия, приведшие к войне;

подготовка к войне, соотношение сил;

Ход войны (основные этапы):

повод к войне и её начало;

основные этапы и главные сражения;

окончание войны, условия мира, итоги.

3. Значение войны (экономическое, политическое,

социальное, другие последствия войны).

к изучению материала о войнах

1.Причина и характер войны:

основные противоречия, приведшие к войне;

подготовка к войне, соотношение сил;

2.Ход войны (основные этапы):

повод к войне и её начало;

основные этапы и главные сражения;

окончание войны, условия мира, итоги.

3. Значение войны (экономическое, политическое,

социальное, другие последствия войны).

к изучению материала о революциях

Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их).

Характер революции (определяется по лозунгам, задачам данной революции, а также по составу движущих сил).

Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика).

Значение революции: а) внутреннее,

к изучению материала о революциях

Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их).

Характер революции (определяется по лозунгам, задачам данной революции, а также по составу движущих сил).

Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика).

Значение революции: а) внутреннее,

по формированию умения доказывать

Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения, вывода.

Проанализируй задание, проясни, что требуется доказать.

Определи вывод, который будешь доказывать.

Определи источники, какими будешь пользоваться при аргументации своих выводов.

Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.

Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом.

Все ли аргументы исчерпаны?

по формированию умения доказывать

Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения, вывода.

Проанализируй задание, проясни, что требуется доказать.

Определи вывод, который будешь доказывать.

Определи источники, какими будешь пользоваться при аргументации своих выводов.

Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.

Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом.

7. Все ли аргументы исчерпаны?

Похожие документы:

Изучение личности исторического деятеля в школьном курсе истории

. нравы, духовная культура и жизнь личности. И хотя характеристикам исторических личностей на уроке и в учебной . умений давать характеристику исторической личности. Формируя умения обучающихся давать характеристику исторической личности, я придерживаюсь .

Методика изучения исторической личности путинцева Елена Валерьевна Учитель истории и обществознания моу сош инжавинская объединенная школа

. нарастал экономический и политический кризис? Дайте характеристики царю и генсеку на основе их . . Источниками знания для изучения исторической личности служат учебник, исторические и фото-документы, иллюстрации, справочная .

Борис Георгиевич Деревенский Иисус Христос в документах истории Издание четвертое, исправленное и дополненное иисус христос как историческая личность

. что он скорее соответствует характеристике Серапиона и Евсевия, нежели . богами и людьми. Даже реальные исторические личности неузнаваемо преображались в народных романах . позволяет дать ему определенную характеристику. Несмотря на нарочитую историчность .

Задачи курса: Обучающие : создать условия для освоения школьниками ключевых исторических понятий; познакомить с основными религиозными системами; сформировать представление у учащихся об особенностях социальной жизни, структуры общества на этапе XIX века

. на карте, высказывать оценочные суждения исторической личности. Уметь работать с документом. Тестирование Работа . III. Давать определение понятий. Алгоритм характеристики исторической личности. Учебник, с. 205 Презентация § 29-30 .

Исторические типы государства

. задач: - рассмотреть понятие исторических типов государств; - дать общую характеристику историческим типам государств в рамках . , наций, государств // Соционика, ментология и психология личности. № 5. 2010. Венгеров А.Б. Теория государства и права .

НАУКА
ОБРАЗОВАНИЕ
КУЛЬТУРА

Калачева Е. Исторический портрет на ЕГЭ

Вот как формулируется задание С6 в Демоверсии 2015 года:
Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.
1) Дмитрий Донской; 2) М.М. Сперанский; 3) У. Черчилль; 4) Н.С. Хрущев.
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их характеристику. Характеристика каждого из направлений деятельности должна включать в себя основные факты, относящиеся к этим направлениям. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных вами направлений.
В случае, когда факты, использованные при характеристике основных направлений деятельности (критерий К2), существенно искажают смысл ответа и свидетельствуют о непонимании выпускником эпохи, в которую жил исторический деятель, ответ оценивается 0 баллов (по всем критериям — К1-КЗ — выставляется 0 баллов).


Составители заданий предусмотрели следующие критерии оценивания этого задания и возможное количество баллов:
1. Время жизни исторического деятеля.
1 балл (максимально возможное количество) выставляется, если:
правильно указано время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века, точного указания дат жизни не требуется);
или время жизни исторического деятеля в явном виде не указано, но указанные даты событий, связанных с ним, свидетельствуют о знании времени жизни данного деятеля;
или правильно указан век; допущена неточность при указании одного из десятилетий века, когда жил исторический деятель (или дат жизни).

В качестве правильного ответа может быть также засчитано верное указание лет (или периода) правления, активной государственной (военной и т.п.) деятельности.


0 баллов — в случаях, если: указан только век, когда жил исторический деятель; или время жизни исторического деятеля указано неправильно либо не указано.

2. Характеристика деятельности. 3 балла (максимально возможное количество) выставляются, если правильно указаны не менее двух направлении деятельности, дана характеристика каждого из них.
2 балла — в случаях, если:
правильно указано только одно направление деятельности, без фактических ошибок дана его характеристика; второе направление в явном виде не указано, но без фактических ошибок дана его характеристика;
или правильно указаны не менее двух направлений деятельности, дана характеристика каждого из них, при этом допу-щена(-ы) фактическая(-ие) ошибка(-и), не приведшая(-ие) к существенному искажению смысла;
или правильно указаны одно-два направления деятельности, без фактических ошибок дана характеристика только одного из них.
1 балл — в случаях, если:
правильно указаны одно-два направления деятельности; дана характеристика одного направления, при этом допущена (-ы) фактическая (-ие) ошибка(-и), не приведшая (-ие) к существенному искажению смысла;
или направления деятельности в явном виде не указаны, без фактических ошибок дана характеристика одного или нескольких направлений деятельности;
или правильно указаны одно-два направления деятельности, без фактических ошибок приведены только некоторые исторические факты, относящиеся к жизни или деятельности личности, которые не могут быть приняты в качестве характеристики, раскрывающей данное направление деятельности (перечень фактов не является достаточным для характеристики любого из указанных направлений деятельности).
0 баллов — в случаях, если:
направления деятельности в явном виде не указаны, дана характеристика одного или нескольких направлений деятельности, при характеристике деятельности допущена (-ы) фактическая (-ие)ошибка(-и), не приведшая (-ие) к существенному искажению смысла;
или правильно указаны только направления деятельности;
или направления деятельности не указаны; приведены только факты, относящиеся к жизни и/или деятельности личности;
или основные исторические факты приведены с фактическими ошибками, существенно искажающими смысл ответа.

3. Указание результатов деятельности.
2 балла (максимально возможное количество) выставляются в тех случаях, если без фактических ошибок приведены результаты деятельности по двум указанным направлениям.
1 балл — в случаях, если:
без фактических ошибок приведен(-ены) результат(-ы) деятельности только по одному из указанных направлений;
или приведены результаты деятельности по двум указанным направлениям, при этом допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла.
О баллов — в случаях, если:
результаты деятельности не относятся к указанным направлениям;
или результаты деятельности даны в предельно обобщенных формулировках, не относящихся непосредственно к указанным направлениям деятельности;
или результаты деятельности приведены с фактическими ошибками, существенно искажающими смысл;
или результаты деятельности не приведены.
Максимально возможное количество баллов за все задание — 6.


Как же лучше построить работу по выполнению этого задания? Хорошо изучите критерии оценивания работы, следуйте им четко, старайтесь отразить в портрете все, что требуется по условиям задания.
Должно ли быть эссе по истории эмоциональным? Нет, не обязательно, это не учитывается при выставлении баллов. Хотя индивидуальность, творческий подход, нестандартность изложения обязательно будут замечены проверяющими.


В критериях оценивания нет специального указания на необходимость приводить даты упоминаемых событий. Но практика показывает, что, если историческое событие упомянуто без даты, эксперты снижают баллы за работу. Помните, вы пишете работу по истории, а это означает автоматическое указание даты при упоминании любого события.


Пишите эссе таким образом, чтобы проверяющий мог легко найти все необходимое для того или иного критерия. Облегчите ему работу.
Наконец, не забывайте о грамотности, о почерке. Да, баллы не снижают за безграмотно написанное эссе, но впечатление от работы, согласитесь, будет не из приятных.


Таковы общие рекомендации. А теперь предлагаем конкретный пример плана написания исторического портрета.

1. Даты правления или жизни исторического деятеля.
Если не знаете точно, то лучше напишите обобщенно, например: первая четверть XVIII в. Однако даты правления князей, царей, советских деятелей все же лучше знать наизусть.
2. Несколько слов об эпохе, в которую жил этот человек.
Например, нужно написать о том, что Михаил Романов занял престол после тяжелого периода в истории России — Смутного времени, которое во многом и определило особенности его правления: необходимо было восстанавливать страну после разрухи, заключать мир с Польшей и Швецией, укреплять государство.
Можно написать буквально два-три предложения об особенностях характера, образованности, подготовленности, воспитании деятеля. Но выбирать нужно именно то, что проявилось в его деятельности. Например, говоря о Павле I, конечно, следует сказать, что Екатерина II не собиралась допускать его к власти, поэтому он, заняв трон, стремился искоренить все, что было сделано его матерью.
3. Направления деятельности.
Если речь идет о правителе (а не о государственном деятеле или деятеле культуры), то лучше разделить его политику на внешнюю и внутреннюю.
После каждого направления и характеристики деятельности написать, каковы были результаты по данному направлению. Достаточно охарактеризовать два — четыре направления.
4. В заключение необходимо перечислить общие итоги деятельности, привести, если знаете, точки зрения или оценку его деятельности современниками, историками, отметить, какой вклад внес этот деятель в развитие страны, каким остался в памяти народа.

1. Внутренняя политика.
Направление: кодификация права. Результат: в 1550 г. принят новый Судебник — общегосударственный свод законов.
Направление: кодификация церковных правил. Результат: в 1551 г. принят Стоглав — общегосударственный свод церковных правил.


Пример работы
Приведем пример работы над историческим портретом Ивана Грозного.
1. Время жизни — XVI в. (даты правления — 1533-1584 гг.).

Направление: укрепление системы центрального управления. Результат: начало оформления приказной системы управления государством.
Направление: реформирование системы местного управления. Результат: 1556 г. — отмена кормлений, власть передавалась выборным лицам на местах, чья должность не оплачивалась.
Направление: реформирование армии. Результат: создание стрелецкого войска, состоящего из служилых людей, получающих жалование от государя; ограничено местничество на время походов; принято Уложение по службе, упорядочивающее порядок ее несения; изменен порядок комплектования дворянского ополчения.
Направление: стремление к абсолютизации власти. Результат: политика опричнины — выделение части государства в личный удел царя (опричнина, остальная часть — земщина), формирование опричного войска, лично подчиненного царю, проведение политики террора, в ходе которой была подавлена вся оппозиция (казнены представители многих древних боярских родов, разгромлен Новгород и т.д.). Данная политика привела к разорению страны, росту социального напряжения, поэтому царь был вынужден от нее отказаться, однако своей главной цели он достиг — была укреплена абсолютная власть монарха.


Пример 1
Приведем исторический портрет княгини Ольги, написанный одним из сдающих экзамен учащихся (стиль автора сохранен).
«Княгиня Ольга (945-962 гг.)
(жена КНЯЗЯ Игоря, мать Святослава)
В истории княгиня Ольга запомнилась как умная, властная и дальновидная правительница, которой удалось навести порядок в стране, когда она казалась на грани развала.
Целями Ольги в период ее правления были:
• укрепление внешней и внутренней политики
• месть древлянам за мужа
• сплотить государство

Пример 2
Приведем пример исторического портрета личности, не являющейся правителем государства.
«Иосиф Волоцкий (в миру — Санин; 1439-1515) — русский церковный деятель, писатель, глава иосифлян.
Во время своей деятельности перед собой ставил такие цели:
1) Соблюдение Святых писаний.
2) Распространение иноческой жизни.
3) Стремление к праведному образу жизни.
4) Строгое внутреннее устроение жизни иноков.
5) Перепись книг.
6) Постройка монастырей.
7) Воспитание своих учеников.
8) Борьба с еретиками.


В указании целей деятельности Иосифа Волоцкого учащийся допустил ошибку, в качестве разных целей несколько раз назвав одну и ту же цель: соблюдение Святых писаний, стремление к праведному образу жизни, строгое внутреннее устроение жизни иноков, распространение иноческой жизни, воспитание своих учеников. Строгий и придирчивый эксперт совершенно справедливо может сделать вывод о непонимании учащимся материала. Это может послужить причиной снижения количества баллов по критерию К2.


Единственным замечанием у экспертов к этой работе стало отсутствие даты получения Иваном Калитой права на сбор дани с русских земель, поэтому за работу поставили не б, а 5 баллов.


В завершение приведем еще один пример исторического портрета. Он был оценен экспертами в 3 балла вместо 6. Пользуясь рекомендациями, приведенными в данной статье, предлагаем вам самостоятельно проанализировать эту работу, найти ошибки, которые привели к снижению оценки.
«Владимир Святой (Красное Солнышко) (980-1015)
(сын Святослава от рабыни его матери Ольги, Малуши, третий по старшинству)
Владимир Святославович — выдающаяся историческая личность, которая запомнилась прежде всего тем, что покрестила Русскую землю. Он обладал сильным характером, большим умом и неукротимой отцовской волей.
Как и его родители, Владимир считал необходимым объединение русских земель. В то время как он получил власть, перед ним стояли следующие задачи:
1) Восстановление и укрепление своей власти.
2) Объединение русских земель.
3) Укрепление язычества. Необходимость заменить разрозненные языческие культы единой государственной религией. Также Владимир хотел укрепить язычество пред лицом растущего влияния христианства.
4) Обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен.
5) Укрепить систему управления страной.
6) Укрепление внешней политики.

1. Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?

2. Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?

3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).

4. Установите, в интересах, каких общественных сил действовал герой Вашего описания.

5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества). Выскажите свое отношение к нему.

Характеристика исторического деятеля.

1. Представь и опиши историческую личность живой, с характерными внешними чертами (одежда, черты лица, манера говорить, держаться и т.п.)

2. Обрати внимание и подчерни в характеристике специфические внутренние признаки личности (ум, воля, отношение к окружающему миру и т.п.)

3. Запомни и изложи исторические наиболее важные факты общественной (трудовой, научной, политической, военной и т.п.) деятельности личности.

4. Уясни при изучении и подчеркни в характеристике классовый характер деятельности личности. (Какому классу была выгодна его деятельность.)

5. Подумай и скажи: какой новый по сравнению с предшественниками вклад внесла данная личность в историю? Была ли её деятельность прогрессивной, реакционной? Может быть, в ней сочетались черты прогрессивной и реакционной? В чем это выражалось, и каковы были причины этого?

Компонента к оценке человеческого поведения.

1. Общественно-политические условия (общественный строй, политическая обстановка, в которых протекала интересующая нас деятельность).

2. Политическая оценка поступков, их объективные результаты независимо от вызвавших ее мотивов.

3. Моральная оценка поведения – оценка целей, побудивших человека к данным действиям, а также средств их достижения.

Характеристика и оценка исторического деятеля.

1. Вспомните или установите (по учебнику, отрывку из документа, книге), когда и в какой стране жил действовал этот исторический деятель; к какому социальному слою (общественной группе) принадлежал; какое воспитание получил; каковы были его жизненные цели, какие средства он использовал для их достижения.

2. Опишите его внешность, какие личные качества помогали ему идти к цели (и какие мешали)? Что вы цените в его характере, что не одобряете?

3. Перечислите основные результаты его деятельности (что ему удалось осуществить).

4. Определите (по его делам, поступкам) значение его деятельности. Выскажите ваше отношение к данной личности.

Памятка участнику ролевой игры.

1. Внимательно изучи рекомендованную учителем литературу и проанализируй ее, выбери необходимый материал.

2. Рассмотри иллюстрации в учебнике и иных источниках, обращая внимание на внешний облик людей, предметы обстановки и быта.

3. Представь внешний облик человека, чью роль тебе предстоит исполнять, мысленно составь его биографию, надели чертами характера.

4. Зная принадлежность данного человека к определенной общественной группе, его род занятий, время, когда он жил, попытайся понять, что могло его волновать, какие чувства он мог испытывать.

5. Сопоставив внешний облик и внутренний мир своего героя, составь небольшой рассказ от его имени.

6. Чтобы придать убедительность рассказу, включи в него общеупотребительные слова и выражения того времени, героем которого был данный человек.

7. Предположи, какие вопросы могут возникнуть у других участников игры к твоему герою, попытайся подготовить ответы на них.

Памятка участнику исторической игры.

6. Осознай, в чем состоит задача игровой ситуации.

7. Поверь в то, что происходит в данной ситуации.

8. Выбери роль, исходя из своего опыта, характера и интересов.

9. Тщательно готовься к игре, продумай свое выступление.

10.Чувствуй своих партнеров по игре, не перебивай их, внимательно прислушивайся к их выступлениям, реагируй на них.

11.Подчиняйся правилам игры.

12.Участвуй в подведении итогов, поставь себе оценку.

13.Оцени игровую ситуацию с точки зрения ее соответствия исторической реальности.

Памятка для анализа альтернатив в историческом процессе.

4. Сформулируйте сущность каждого из предложенных путей решения проблемы.

5. Выявите историческую обусловленность каждого из них.

6. Определите свое отношение к ним.

7. Объясните достоинства и недостатки избранного пути решения.

8. Оцените последствия и значение осуществленного выбора.

Памятка для анализа альтернативы в оценках событий и личностей.

· Сформулируйте сущность известных вам оценок исторического события (личности).

Читайте также: