Как сделать эссе по истории

Обновлено: 07.07.2024

Качественное эссе по истории должно полностью соответствовать критериям, на которые опираются эксперты при проверке работы.

Задание 29 ЕГЭ по истории на написание исторического сочинения может встретиться в двух видах:

  1. Сочинение по одному из трех исторических процессов
  2. Сочинение по одному из трёх исторических деятелей

Если Вы пишете сочинение по историческому процессу, то примерная абзацная структура Вашей работы может быть следующей:

1 абзац

Во вступлении необходимо сообщить, какой исторический процесс Вы выбрали, какие события (явления, процессы) происходили в нем, а также можно обозначить исторических деятелей, принимавших участие в обозначенных событиях

2 абзац

Здесь нужно упомянуть первое событие (явление, процесс), произошедшее в рамках выбранного процесса, указать причину его возникновения и следствие, к которому оно привело + упомянуть личность, участвовавшую в событии и раскрыть ее роль/значение в указанном событии

3 абзац

В третьем абзаце следует так же подробно, как и во втором абзаце, расписать второе событие (явление, процесс), произошедшее в рамках выбранного процесса, указать причину его возникновения и следствие, к которому оно привело + упомянуть еще одну личность, участвовавшую в этом событии, и раскрыть ее роль/значение в указанном событии

4 абзац

В заключение исторического сочинения следует оценить значение выбранного исторического процесса для истории России (или найти последствия, к которым данный процесс привел).

Остановимся подробнее на некоторых критериях.

К2. Исторические личности и их роль

Практика показывает, что следующие глаголы экспертами не засчитываются и их использовать не нужно:

  • Родился (в 1928 году);
  • Руководил (войском, полком и т.д.);
  • Командовал (отрядом и пр.);
  • Думал (над проведением реформы);
  • Победил (в войне);
  • Размышлял (над чем-то);
  • Женился (на царевне);
  • Взошел на престол.

Все перечисленные выше глаголы не раскрывают роль личности в событиях, поскольку они не подразумевают совершения действий, требующих усилий и воли самого деятеля. Тот факт, что Петр I размышлял над чем-то, никак не раскрывает его роль; то, что он родился в 1672 году — тоже.

Однако если Вы используете глаголы (лучше сразу несколько), позволяющие передать волевые действия, Вы получите максимальный балл по К2:

  • инициировал (принятие закона);
  • сказал (напутственные слова солдатам, что воодушевило их);
  • выступил с инициативой (о создании нового вида войск);
  • отдал приказ (идти в атаку);
  • разработал (положения реформы);
  • убедил (противника подписать мирный договор);
  • предложил (ликвидировать крепостное право) и т.д.

Обратите внимание!

К3. Причинно-следственные связи

Для получения максимального балла по К3 необходимо прописать причины (предпосылки) указанных событий и следствия, к которым они привели.

Для обозначения причины НЕ НУЖНО использовать следующие глаголы (они носят субъективный характер):

  • хотел (получить выход к Черному морю);
  • желал (победить Швецию в войне);
  • думал (о необходимости вхождения в Антанту);
  • не любил (Карла XII и поэтому начал с ним войну) и т.д.

Глаголы (фразы), которые правильно передают причину (предпосылку):

  • Причиной начала Северной войны стала необходимость выхода в Балтийское море для развития и углубления торговых отношений с западноевропейскими государствами;
  • Причиной принятия Соборного уложения стала необходимость появления единого свода законов, которому подчинялось бы всё население России, а также потребность в законодательном закреплении крепостного права, удобного высшему сословию.

Переходя к указанию последствий событий, не забывайте, что писать о том, что произошло в ходе (или в конце) самого события, неверно:

  • Последствием Великой Отечественной войны стала победа Советского союза (победа — не последствие, а результат самого события);
  • К последствиям битвы у деревни Лесная относится победа русского войска над Швецией (аналогично: победа — не последствие, а результат, часть самого события);

Если Вы пишете сочинение по исторической личности, то абзацная структура Вашей работы может быть такой:

1 абзац

Во вступлении необходимо сообщить, какую историческую личность Вы выбрали, какие события (явления, процессы) происходили при её жизни, а также кто еще участвовал в них.

2 абзац

Здесь нужно упомянуть первое событие (явление, процесс), в котором участвовала выбранная личность, указать причину возникновения данного события и последствие, к которому оно привело + упомянуть личность, участвовавшую в событии, и раскрыть ее роль/значение в указанном событии (с помощью глагольных форм)

3 абзац

В третьем абзаце следует так же подробно, как и во втором абзаце, расписать второе событие (явление, процесс), произошедшее при жизни выбранного исторического деятеля, указать причину его возникновения и следствие, к которому оно привело + назвать еще одну личность, участвовавшую в этом событии, и раскрыть ее роль/значение в указанном событии

4 абзац

В заключение исторического сочинения следует сделать вывод, указав влияние событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России.

Шаблоны, фразы и глагольные формы, которые рекомендуется и не рекомендуется использовать при написании исторического сочинения по личности, совпадают с теми, что были даны выше для сочинения по историческому процессу.


Любое эссе — это вид сочинения на заданную тему, которое учит вырабатывать собственный взгляд на мир. В эссе по истории ко всему требуется показать конкретные знания. Написание такой работы — обязательная часть ЕГЭ по истории, учебной программы профильных вузов. Планируете связать будущее с этим предметом? Пришло время научиться писать изложение по образцу.

Виды исторических эссе

Выделяют два вида эссе по этому предмету:

  • рассуждение на основе цитаты;
  • анализ выбранного периода.

В первом случае дается выражение известной исторической личности, учащийся анализирует ее деятельность и высказывает точку зрения, подтверждает историческими событиями и фактами из биографии. В роли автора фразы выступает деятель, в отношении которого существует общепринятая положительная или отрицательная оценка: либо герой, либо тиран. Преподаватель дает старшекласснику или студенту непрофильных вузов цитату Гитлера? Он не ждет рассуждений, оправдывающих действий фюрера, и анализа внутреннего мира диктатора.

Второй тип предполагает сложный вид работы и твердые знания. Его часто предлагают на госэкзамене и студентам истфакультета. На ЕГЭ периоды касаются истории России, в университетах сочинения задают и по всемирной истории. Требования, по которым оценивается анализ исторического периода, в обоих случаях одинаков.

  1. Указать два конкретных основных события в периоде — реформа, смена власти, принятие основополагающих документов.
  2. Отразить роли двух исторических личностей в этих событиях: правителей, вождей, военачальников, заговорщиков.
  3. Раскрыть две причинно-следственные связи в том, как описываемые события повлияли на дальнейшее развитие России.
  4. Оценить значение этого периода для развития страны: как возрождение и расцвет или наоборот кризис.
  5. Использовать научную терминологию.
  6. Не допустить ошибки в датах, именах, названиях мест, событий и документов.
  7. Правильно применить форму изложения.

Критерии эссе по истории ЕГЭ 2022

Готовое сочинение оценивают по семи критериям (К7), максимальная отметка — 12 баллов.

К1. 2 балла за два правильно указанных процесса.

К2. Еще 2 балла, если правильно отмечены два исторических лица и охарактеризована их роль с указанием конкретных действий, которые повлияли на ход и результат явлений временного интервала.

К3. Также 2 балла за правильно прописанные две причинно-следственные связи. Если уже называли причины и следствия при упоминании роли деятеля и это было засчитано по критерию К2, позаботьтесь о том, чтобы назвать еще две дополнительные.

К4. Плюс 1 балл, если дали оценку явлениям, опираясь на конкретные факты, мнения историков.

К5. За корректное использование терминологии в изложении — 1 балл.

К6. Дает 3 балла, если в сочинении нет фактических ошибок.

1 или 2 балла выставят тогда, когда по первым четырем критериям выставлено не менее 5.

К7. Дополнительно 1 балл за ответ, представленный в виде именно связного изложения.

1 балл можно получить, если по критериям К1-К4 получена сумма 5.

Структура сочинения

Структура исторического сочинения одинакова для всех видов. Эссе делят на 4 больших абзаца-раздела или части.

В первой части укажите на то, что выбранный этап важен для истории страны и подтвердите это как минимум двумя значимыми событиями. Во втором разделе раскройте роль исторических деятелей в перечисляемых событиях. В третьем абзаце переходите к описанию выявленных причинно-следственных связей. Оценку значимости анализируемого периода сформулируйте в заключительной части.

Книги

Исторические факты

Работа на госэкзамене пишется об определенном этапе: история древней Руси и Средневековье (912-1689), новая (1689-1984) и новейшая (1894-2012) история. Выпускнику на выбор предоставляется три временных отрезка, в некоторых вариантах с конкретными хронологическими рамками. Например, март 1801–май 1812 года или октябрь 1917-октябрь 1922 года. В зависимости от выбора темой сочинения станет либо первая половина правления императора Александра 1, либо период Гражданской войны.

Оценочные знания

Чтобы предоставить оценку выбранному периоду, вы должны знать, какие существуют версии описания событий и фактов и точки зрения на этот счет. Глубина раскрытия вопроса и сила представляемых аргументов — главный критерий оценки этого пункта. И здесь воспользуйтесь помощью и высказываниями авторитетных ученых Соловьева, Карамзина, Ключевского.

Характеристика исторической личности

Просто развернутое описание конкретной персоны недостаточно для раскрытия темы и высокой оценки. Сконцентрируйтесь на описании роли личности в конкретном периоде деятельности, подкрепленном достоверными фактами.

Причинно-следственные связи

Пожалуй, один из самых сложных моментов в работе по части набора рейтинга. Смысл в том, что любое явление вызвано каким-то другим процессом и влечет за собой новое происшествие. Здесь важно показать умение анализировать факты, делать выводы и выстраивать события в хронологическим порядке и логической последовательности.

Как писать эссе по истории

Чтобы не упустить важных деталей в оформлении выпускной работы, запомните алгоритм написания:

  1. Выбрать знакомый период, дать ему название, раскрыть его специфику.
  2. Разделить события на важные и второстепенные, выделить 4 ключевых, связанных между собой.
  3. Обозначить для себя минимум 2 значимые персоны, имевшие влияние на ход развития.
  4. Обратить внимание на причины, которые спровоцировали упомянутые явления.
  5. Заранее выучить оценки выбранных периода и событий, данные учеными-историками.
  6. Определить исторические факты, которые послужат доказательством.
  7. Писать только те даты, имена и названия, в которых уверены.
  8. Аналитика на первом месте: покажите, что не просто хорошо ориентируетесь в учебной программе, но и умеете работать с материалом.

В завершение систематизируйте все, составьте план и по нему напишите сочинение.

Церковь

План эссе поможет структурировать работу и сделать понятной для проверки.

  1. Начинайте с краткой характеристики этапа. Дайте название тому, что скрывается под хронологическим отрезком: время правления монарха, революция.
  2. Расскажите о первом значимом событии, случившемся в этот отрезок, о причинах и следствиях этого явления, назовите связанную с процессом личность и ее конкретные дела.
  3. То же — со вторым не менее значимым явлением, его причинами и следствием, связанной с этим личностью и ее конкретные дела.
  4. В завершение оцените значимость периода для истории развития страны.

Говоря о причинно-следственных связях, назовите и объясните причины и итоги реформ, революций, войн, бунтов.

Событий, причинно-следственных связей, личностей может быть больше двух, если это помогает полно раскрыть содержание и значение исторического временного промежутка.

Оценить значение периода значит объяснить, как изменились экономика и культура, какие случились победы или поражения во внешней политике.

Шаблонные фразы и клише

При написании сочинения используйте следующие клише:

Вступление

  • Это эпоха правления/царствования.
  • Во время правления произошли глобальные преобразования.
  • Для обозначенного временного отрезка характерно/свойственно.
  • Наиболее значимые события — это.

Основная часть

  • В это время произошло вторжение/переворот/коренной перелом.
  • Причиной объединения территорий/принятия реформы/введения войск стало.
  • Особую роль в развитии этого события сыграл (имя исторической личности).
  • Наиболее яркими личностями периода были.
  • Личность (имя и фамилия) написал произведение/отменил/отдал приказ.
  • Рассмотрим общие причины для приведенных событий.

Заключение

  • Ученые не имеют единого мнения о событиях этого хронологического отрезка истории.
  • Авторитетный историк (имя) убежден, что.
  • Обозначенные исторические события ознаменованы (речь о последствиях).
  • Результатом этих событий стали такие процессы (написать, как из этого события возникло другое следствие или как определенная причина породила событие).
  • Правлению/действиям (имя исторической личности) вряд ли можно дать однозначную оценку.
  • Можно смело утверждать, что эпоха стала периодом.

Основные ошибки при написании сочинения

Приведенный шаблон лучше использовать как костяк. Добавьте больше примеров, исторических лиц, связей. Будьте уверены в том, что пишите, чтобы не потерять баллы (а их больше — 3!) за фактические ошибки. События разрешается обозначать без дат.

Если на экзамене вдруг все заготовки разом вылетят из головы, постарайтесь максимально подробно описать события выбранного отрезка времени. Есть шанс, что эксперт самостоятельно найдет необходимые по критериям факты. Не превращайте эссе в план, стройте последовательное взаимосвязанное описание. В противном случае можно лишиться балла за последний критерий, даже если идеально выполнили предыдущие.

Для задания предлагается хронологически очерченный промежуток времени. Но бывают моменты, когда это условие не нужно понимать буквально. Описывая значение события, обязательно выйдите за верхнюю границу периода. Вы же будете рассуждать о том, какое значение процессы и явления имели для развития страны.

Баллы снижаются, если критерии соблюдены не полностью. Поэтому помним, что в экзаменационном изложении должен быть анализ минимум двух событий, роли минимум двух личностей, прослежены минимум две связи между причинами и следствиями. И никакой небрежности в отношении исторических терминов.

Эссе по истории: примеры

Посмотрите примеры эссе, особенно те, которые получили высокие баллы.

Подготовка к ЕГЭ и шаблонов к эссе по истории требует определенных навыков и времени. В подготовке к экзаменам помогут специалисты сервиса Феникс.Хелп.

В настоящее время литературный стиль эссе набирает все большую популярность не только в круге литераторов, но и в программе обучения старших классов средней школы.

Эссеистическому жанру присущи выразительность, живость представления, краткость, сопоставляющее суждение, направленность на сокровенную искренность и обиходную манеру разговора.

Возникновение стиля

Словесный стиль эссе формирует личностные ощущения и взгляд повествующего по конкретному доводу или вопросу обсуждения и не требует досконального и решающего изложения содержания. В соотношении размера и значения близко по смыслу к высоконаучной публикации или литературному очерку, но с другой стороны — это философское сочинение.

Роль в литературе

В 18−19 веках жанр эссе занимает значительное место в журналистике Англии и Франции.

Вклад в формирование сочинений манерой эссе внесли в журналистику Англии такие выдающиеся люди, как: Джозеф Аддисон, сэр Ричард Стил, Генри Финдилг. Во французской журналистике — Вольтер и Дидро, в немецкой — Лессинг и Гердер.

Эссе по истории

Как написать эссе по истории

Структура текста

Чтобы написать произведение в этом стиле, необходимо для начала составить план произведения. То есть оно должно состоять из:

  • вступительной части;
  • основной, где раскрыт сюжет произведения;
  • заключительной, которая должна быть самой краткой и содержать результаты изложенных аргументов.

На начальном этапе необходимо исчерпывающе изучить подобранный материал по теме, историческую ситуацию, в которой формировались личности главных персонажей, детали и порядок событий. Рассказ о событиях или персонажах нужно начинать по временной очередности.

Построение исторического эссе, как и любое сочинение, нужно начинать со вступления с последующим переходом к раскрытию темы автором.

Тема должна содержать подсказку на доказанное литератором утверждение. В эссе по истории разносторонне описывается главный персонаж: нравственный и внешний образ, умственные таланты, степень интеллекта, есть ли талант организатора, какова роль героя произведения в обществе, лично его заслуги в развитии страны, в жизни народа. Особенно важны переживания автора по отношению к героям произведения.

В основной части произведения, на переходном периоде, необходимо обозначить лаконичный, широкий ответ на вопрос, поставленный во вступлении сочинения, а также ряд приблизительных подвыводов.

Заключительная часть должна последовательно вытекать из общей темы рассказа и быть наиболее выгодной составляющей c точки зрения эмоционального воздействия на читателя. Здесь раскрывается окончательное описание подвыводов.

Значение этого жанра показывает достоверное суждение повествующего, имеется в виду не только логические рассуждения литератора, но и совпадение с человеческими общепринятыми правилами в обществе.

Структура эссе

Форма написания

Историческое эссе пишется преимущественно в академичном стиле. Это делается для того, чтобы изложение сути произведения не опустить до обиходной речи. Главную суть творения в этом стиле раскрывают изысканно подобранными доводами. Огромную роль играют индивидуальные качества литератора, его собственный взгляд на те или другие переживания, ощущения, логичность суждений, манера размышления.

Изложение истории в эссеистическом стиле отличается от раскрытия темы в учебном пособии. В этом стиле не требуется большой объем, а наоборот, необходимо конкретное отражение сюжета, события в истории. Размер произведения в эссеистическом стиле не должен быть крупным, как, например, у романа, так как это произведение освещает определенный исторический эпизод.

Повествование может быть любым, пусть даже противоречивым, главное, разбудить переживания читателей к истории прошедших дней, не перевирая при этом события.

Безусловно, каждому человеку интересен тот или иной исторический факт. Чтобы написать историческое эссе, необходимо подготовить подборку материала, затем рассмотреть возможность оригинального изложения темы, обдумать план рассуждений, все должно быть подобрано четко, обоснованно.

Должны быть применены следующие логические понятия:

  1. Индукция — способ рассуждения от индивидуальных фактов, утверждений к всеобщим выводам.
  2. Дедукция — метод суждения, при котором новая позиция формируется логическим методом от всеобщего понятия к индивидуальным заключениям.
  3. Сходство — наличие хотя бы одного общего признака у изучаемых предметов. Отношение сходства двух предметов в достаточно определенных признаках обладает свойствами симметричности.

Доказательство главной идеи можно описывать несколькими альтернативами:

  • закономерное оспаривание;
  • обоснование от противного;
  • непрямой аргумент.

Самостоятельно написать эссе

Примеры исторических эссе

В России эссе по истории зачастую пишут о талантливых, прославленных исторических личностях, героях современности, например, о таких людях, как: Михаил Ломоносов, Владимир Мономах, Иван Сусанин и т. д.

Чем же знамениты герои той или иной эпохи:

  1. Например, Михаил Ломоносов открыл закон сохранения материи и движения, атмосферу на Венере, сконструировал большое количество оптических приборов, возродил в России искусство мозаики и производство красок.
  2. Во времена правления Владимира Мономаха произошло ослабление половецкой угрозы.
  3. Подвиг костромского крестьянина Сусанина спас жизнь царя и погубил отряд польско-литовских интервентов.

Без плана при написании эссе по истории, конечно, не обойтись, но это не самое главное в написании такого рода произведения. Необходимо выдержать логику в рассуждениях, привести бесспорные доказательства в обосновании доводов и тонко объяснить читателям наиважнейшие человеческие этические правила.

Стиль исторического эссе поднимает патриотизм среди молодежи, расширяет круг читателей.

Видео

Как писать эссе по истории, примеры вы сможете найти в этом видео.

Поставь лайк, это важно для наших авторов, подпишись на наш канал в Яндекс.Дзен и вступай в группу Вконтакте

И вновь Абитура рассказывает о тонкостях ЕГЭ по истории. В этой уже второй статье из цикла по подготовке к ЕГЭ по истории мы подробно разберем все существующие алгоритмы и секреты для успешного написания эссе по истории.

Прежде всего, стоит сказать, что чёткое соблюдение необходимого формата и внимательное изучение самого задания могут вам очень помочь. Для того, чтобы понять, чего от вас хотят разработчики, читайте ВСЕ,что написано в задании. Не торопитесь! По собственному опыту могу сказать, что очень высока вероятность упустить ключевые моменты и требования после первого прочтения тем к эссе.

Итак, в этом задании вам предлагают на выбор 3 временных промежутка, которые сходятся с важными периодами в истории России. По ним вам нужно написать эссе, раскрыв в своей работе несколько событий и роль в них исторических личностей,,выбор которых остается за вами. Например, вам даны следующие временные промежутки: (1964-1982); (1855-1881); (1237-1242).

Особенность здесь состоит в том, что вас сразу проверяют на знание дат и периодов в истории, потому что без этих знаний вы не сможете понять какие личности и события относятся к каждому из отрезков, так как кроме этих дат у вас больше ничего не будет. Поэтому мой первый совет вам: в 95% случаев вам предложат 3 временных отрезка именно по такому принципу, который надо заучить как мантру:

1 период - правление Рюриковичей(+Смутное время)

2 период - правление Романовых

3 период -XX век.

И лишь на оставшиеся 5% приходится вероятность того, что вам дадут начало XXI века в одном из отрезков и очень важно об этом не забывать во время подготовки к экзамену. Сложность этого задания еще и в том, что в прошлом году были введены варианты, в которых отрезки указываются с конкретными месяцами, за границы которых выходить нельзя. Например: октябрь 1917-декабрь 1922.

Важно отметить здесь, что особого внимания к использованию различных клише или особенностей написания со стороны членов комиссии ждать не стоит, однако существует ряд общих рекомендаций к каждому из абзацев. Всего их предполагается 5. Сейчас детально разберем каждый из них в соответствии с критериями.

1 абзац стоит начать с фразы: “Анализируемый период является очень важным в истории России”. Здесь от вас требуется очень немного: всего лишь указать 2 события/процесса (желательно со ссылкой на конкретную дату), которые вписываются в рамки периода, без детального раскрытия. Итог - 1 критерий уже вас в кармане!

2 абзац должен содержать раскрытие ролей двух исторических личностей, связанных с вышеуказанными событиями. Алгоритм здесь такой: 1 личность - роль в 1 событии; 2 личность - роль во 2 событии. На этом шаге учащиеся очень часто сталкиваются со сложностью трактовки самого понятия “роль в событии”. На деле всё очень просто: роль личности в событии - это в основном его конкретные действия (приказы,командование войсками,переговоры и тд), которые повлияли на это событие и связаны с ним напрямую. Например: роль Петра I в Полтавском сражении заключалась в том, что именно он отдавал приказы войскам и именно под его непосредственным командованием русская армия победила шведскую. Саму роль надо раскрыть как можно подробнее,чтобы у проверяющих не возникало лишних вопросов.

3 абзац можно назвать самым сложным в плане набора баллов, и сейчас мы с вами разберемся почему. В нём от вас требуют указать две причинно-следственных связи в рамках выбранного периода. Что это значит? Вам нужно взять ещё 2 новых(!) события(процесса,явления) и указать другие 2 события, на которые они повлияли, указав при этом причинно-следственную связь. Звучит пугающе, не так ли? Хотя на деле всё очень просто! Вот яркий пример: берём 10 съезд РКП(б) 1921 года как событие и указываем,что он напрямую повлиял на замену политики “военного коммунизма” политикой “нэпа”. Причинно-следственная связь указана, и снова балл у вас в кармане!

4 абзац должен содержать историческую оценку значимости периода с опорой на факты или авторитетное мнение. Здесь у вас 2 варианта: либо вы в общем оцениваете значимость периода, “вбрасывая” в текст факты его воздействия на другие события (в этом плане можно выйти за верхние рамки периода и описать его влияние на события в будущем), либо же вы заранее заучиваете мнения знаменитых историков по всем периодам и указываете их. В этом плане можно цитировать таких авторитетных историков, как Ключевский, Соловьёв и Карамзин.

5 абзацем вы завершаете все эссе классическим “значение этого периода для истории России невозможно переоценить из-за…”. И снова балл!

В целом,соблюдение такого формата обеспечит вам 7 баллов из 11 возможных. Еще один балл касается использования исторических терминов и понятий, 2 балла вы получите за отсутствие фактических ошибок, и последний балл за форму изложения. Напоследок, самое главное - не теряться в большом количестве фактов и обязательно указывать конкретные даты и факты,которые не вызовут у комиссии ни малейшего сомнения!

По ссылке вы можете просмотреть мое эссе прошлого года, которое соответствует всем критериям и помогло мне в написании ЕГЭ по истории на 100 баллов.

Читайте также: