Как сделать эмоциональную разрядку

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Иногда бывает, что мы испытываем сильную эмоциональную встряску, формирующую устойчивый эмоциональный заряд, который влияет на наши поступки и реакции при встрече со схожей ситуацией. Речь идет только о негативном заряде, поскольку нас интересует, как можно от такого заряда избавиться.

Существующий заряд (напряжение) заставляет вас придерживаться определенных ограничивающих убеждений, потому что заряд придает этим убеждениям энергию.

Сначала рассмотрим, как эти заряды у нас возникают, и почему мы их храним.

Например, возможен такой вариант возникновения заряда. Испытываемые нами чувства могут быть положительными или отрицательными. Мы хотим испытывать только положительные чувства и избегать отрицательных. Кроме того, многие из нас склонны подавлять отрицательные эмоции.

Что происходит, когда мы сохраняем внутри нас те эмоции, которые не хотим переживать. Предположим, вы увидели привлекательного вам человека и подошли, чтобы с ним или с ней познакомиться. Этот человек ничего не имеет лично против вас, но сегодня он не в настроении. Поэтому он отвечает что-то вроде: “Отвяжитесь от меня!”.

Вы чувствуете отвергнутость. Это чувство вам не нравится, и вы его подавляете, не желая испытывать. Про себя вы скажите что-нибудь вроде: “Да не очень то и хотелось”.

В результате чувство (энергетический заряд), что вас отвергли, осталось где-то внутри вас. Возникла некая установка, заключающаяся в том, что вы постараетесь не испытывать такое чувство в будущем.

В вас формируется некое убеждение, основанное на таком негативном заряде.

Через некоторое время вы встречаете другого интересного человека. Сначала вы хотите с ним познакомиться, но ваша память подсказывает вам, что не так давно вы уже были в такой ситуации и высвобождает небольшую порцию чувства отверженности. Этот новый человек вам еще ничего не сделал, а вы уже чувствуете себя отверженным. В результате, возможно, вы вообще никогда больше не подойдете к интересному для вас человеку, боясь получить негативные ощущения. Возможен также близкий вариант, когда вы подходите к человеку, настраивая себя на то, что вас отвергнут, и ведете себя соответствующим образом. Результат, скорее всего, будет также соответствующий – гарантированное отторжение.

Негативные заряды могут основываться на самых разных чувствах. Можно обозначить некоторые. А вы можете проверить, нет ли у вас этого:

  • чувство, что вас отвергли
  • страх
  • чувство вины
  • одиночество
  • неуверенность
  • чувство изоляции

Допустим, вы понимаете, что у вас есть один или несколько таких негативных зарядов. Существуют разные способы избавления от них.

Я знаю три упражнения для освобождения от того или иного чувства, к выполнению которых вы можете приступать хоть сейчас:

  • принятие чувства
  • избавление от него
  • интенсивное переживание

Подумайте о своем убеждении, от которого вы хотели бы избавиться. Например, это убеждение заряжается чувством отверженности. Подумайте об этом убеждении, примите его, а затем отпустите. Когда заметите, что чувство отверженности вновь всплывает, примите его. Широко откройтесь ему навстречу. Многим это упражнение может помочь. Чувства будут как будто проходить сквозь вас, не задерживаясь внутри.

Второе упражнение заключается в освобождении от чувств по мере их появления. Просто осознайте чувство и отпустите его. Сложности могут возникнуть в том случае, если вы противитесь этому. Сопротивление может усилить чувство. Если ваше негативное чувство очень сильно, скорее всего, вы ему сопротивляетесь. Отметьте для себя этот факт и затем примите его и сопротивляйтесь, не сдерживая себя. Как только вы это сделаете, освободиться от чувства будет проще.

Если чувство сильное, можно посоветовать использовать третий метод – переживание чувства.

Допустим, вы расстались с человеком, которого очень любите, и вы в глубоком горе. Предположим, 12 из 24 часов вы горюете о своей потере. В таком случае найдите место, где вы могли бы интенсивно предаваться своему чувству. Если вы живете с этим чувством 12 часов в сутки, то еще один час переживания в день вам не повредит.

Выберите какое-нибудь спокойное место, к примеру, скамейку в парке. Сядьте и начните переживать свое чувство интенсивно, насколько это возможно, в течение часа. Если вы будете это делать с достаточной концентрацией, можно с уверенностью сказать, что вас хватит минут на двадцать, а потом ваше чувство наскучит вам и начнет рассеиваться. Но вы должны продолжать выполнять это упражнение в течение часа. После первого дня практики вы заметите, что стали меньше думать о своей проблеме.

На следующий день проведите за этим упражнением 45 минут. Вы заскучаете уже минут через пятнадцать, но должны держаться до конца.

На третий день выделите 30 минут, затем сократите время до 20, 10 и 5 минут. Вскоре вы увидите, что чувство уходит сразу же, и в течение дня вы его не испытываете.

Освобождаемое место не может оставаться пустым. Если вы освобождаетесь от каких-то убеждений-зарядов, постарайтесь заменить их другими, более полезными для вас.

Все приемы регуляции эмоций можно свести к трем основным способам. Первый способ саморегуляции предполагает сознательные усилия, направленные на активацию другой эмоции. Второй способ связан с использованием внимания. Третий способ предполагает физическую активность для разрядки эмоционального напряжения.

  • Посредством другой эмоции. Первый способ регуляции предполагает сознательные усилия, направленные на активацию другой эмоции, противоположной той, которую человек переживает и хочет устранить.
  • Когнитивная регуляция. Второй способ связан с использованием внимания и мышления для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над нею. Это переключение сознания на события и деятельность, вызывающие у человека интерес, положительные эмоциональные переживания.
  • Моторная регуляция. Третий способ предполагает использование физической активности как канала разрядки возникшего эмоционального напряжения.

Психическая регуляция связана либо с воздействием извне (другого человека, музыки, цвета, природного ландшафта), либо с саморегуляцией.

Физиологической основой психорегулирующей тренировки является факт, что мышечная система за счет проприорецептивной импульсации является одним из главных стимуляторов головного мозга (из общего потока, по некоторым данным, на долю скелетных мышц приходится 60%). Поэтому, расслабляя мышцы, можно ослабить это тонизирующее влияние (о чем свидетельствует уменьшение ощущения электрического раздражения и ответной реакции на него, а также коленного рефлекса), а напрягая мышцы, можно эту тонизацию увеличить.

Правда, следует отметить, что если произвольно напрягать мышцы умеют уже и маленькие дети, то с произвольным расслаблением мышц (имеется в виду их расслабление по сравнению с состоянием покоя) дело обстоит хуже. Эта способность с трудом проявляется детьми в возрасте до 12-13 лет. Часто происходит даже обратное: при попытке расслабить мышцы, происходит их небольшое напряжение.

Изменение направленности сознания для регуляции эмоций.

Варианты этого способа саморегуляции разнообразны. Отключение (отвлечение) состоит в умении думать о чем угодно, кроме эмоциогенных обстоятельств. Отключение требует волевых усилий, с помощью которых человек пытается сосредоточить внимание на представлении посторонних объектов и ситуаций. Отвлечение использовалось и в русских лечебных заговорах как способ устранения отрицательных эмоций.

Переключение связано с направленностью сознания на какое-нибудь интересное дело (чтение увлекательной книги, просмотр фильма и т. п.) или на деловую сторону предстоящей деятельности. Как пишут А. Ц. Пуни и Ф. А. Гребаус, переключение внимания с мучительных раздумий на деловую сторону даже предстоящей деятельности, осмысление трудностей через их анализ, уточнение инструкций и заданий, мысленное повторение предстоящих действий, сосредоточение внимания на технических деталях задания, тактических приемах, а не на значимости результата, дает лучший эффект, чем отвлечение от предстоящей деятельности.

В первом случае студент конструирует альтернативный сценарий событий, который мог бы привести к лучшему по сравнению с реальностью развитию событий. Такого рода контрфакты называются идущими вверх. Во втором случае, наоборот, выстраивается сценарий, по которому нынешнее положение воспринимается как относительно хорошее, так как могло бы быть и хуже. Это контрфакт, идущий вниз. Именно его и нужно использовать для регуляции своего эмоционального состояния.

Снять у себя эмоциональное напряжение помогают следующие способы.

Использование защитных механизмов. Нежелательные эмоции можно преодолеть или снизить их выраженность с помощью стратегий, называемых механизмами защиты. З. Фрейд выделил несколько таких защит:

Использование дыхательных упражнений для регуляции состояния, по мнению В. Л. Марищука (1967), Р. Деметера (1969), О. А. Черниковой (1980) и других психологов и физиологов является наиболее доступным способом регуляции эмоционального возбуждения. Применяются различные способы. Р. Деметер использовал дыхание с применением паузы:

  • без паузы: обычное дыхание — вдох, выдох;
  • пауза после вдоха: вдох, пауза (две секунды), выдох;
  • пауза после выдоха: вдох, выдох, пауза;
  • пауза после вдоха и выдоха: вдох, пауза, выдох, пауза;
  • полвдоха, пауза, полвдоха и выдох;
  • вдох, полвыдоха, пауза, полвыдоха;
  • полвдоха, пауза, полвдоха, полвыдоха, пауза, полвыдоха.

Кроме того, автор рекомендует чередовать (по четыре раза) дыхание через нос и рот по следующей схеме:

  • вдох носом — выдох носом;
  • вдох носом — выдох ртом;
  • вдох ртом — выдох ртом;
  • вдох ртом — выдох носом.

Эти способы Р. Деметер рекомендует использовать для успокоения перед сном и для уменьшения предстартового возбуждения.

Г. Д. Горбунов рекомендует использовать три типа упражнений для регуляции эмоций: полное брюшное дыхание и два вида ритмического дыхания.

При выполнении первого упражнения вдох выполняется через нос.

  • Вначале при слегка опущенных и расслабленных плечах наполняются воздухом нижние отделы легких, живот при этом все более и более выпячивается. Затем вдохом последовательно поднимаются грудная клетка, плечи и ключицы. Полный выдох выполняется в той же последовательности: постепенно втягивается живот, опускается грудная клетка, плечи и ключицы.
  • Второе упражнение состоит в полном дыхании, осуществляемом в определенном ритме (лучше всего в темпе ходьбы): полный вдох на четыре, шесть или восемь шагов. Затем следует задержка дыхания, равная половине шагов, сделанных при вдохе. Полный выдох делается опять за то же число шагов (четыре, шесть, восемь). После выдоха снова производится задержка дыхания той же длительности (два, три, четыре шага) или, в случае возникновения неприятных ощущений, несколько короче. Количество повторений определяется по самочувствию.
  • Третье упражнение отличается от второго только условиями выдоха: он делается толчками через плотно сжатые губы. Вначале эффект может быть небольшим. По мере повторения упражнений положительный эффект возрастает, однако ими не следует злоупотреблять.

Канадский ученый Л. Персиваль предложил использовать дыхательные упражнения в сочетании с напряжением и расслаблением мышц. Делая задержку дыхания на фоне напряжения мышц, а затем спокойный выдох, сопровождаемый расслаблением мышц, можно снять чрезмерное волнение.

Индивидуальные особенности регуляции эмоционального состояния. Ф. П. Космолинский (1976) и А. К. Пoпoв (1963) в зависимости от выраженности самоконтроля предстартового состояния выявили два типа людей. Первый тип с высоким уровнем самоконтроля не обнаруживал выход вегетативных показателей (кожно-гальваническая реакция, частота сердечных сокращений, дыхания) за пределы верхних границ физиологической нормы. У них качество выполнения заданий не снижалось.

Автор: Евгений Пaвлoвич Ильин, доктор психологических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.

Спровоцировать выход эмоций, расслабиться и снять тревожность. Арт-терапевтка – о том, как с помощью муз.

Вместе с МТС Music продолжаем нашу музыкальную рубрику Play. Сегодня обсуждаем с арт-терапевткой, как музыка влияет на наше здоровье, что слушать, чтобы наладить эмоциональный фон, и как самостоятельно устроить себе музыкальную терапию.

Вместе с МТС Music продолжаем нашу музыкальную рубрику Play. Сегодня обсуждаем с арт-терапевткой, как музыка влияет на наше здоровье, что слушать, чтобы наладить эмоциональный фон, и как самостоятельно устроить себе музыкальную терапию.


Вера Прохорчик

детский и семейный психолог, арт-терапевтка, гештальт-терапевтка

Правда ли, что музыка влияет на наш эмоциональный фон?

– Уже давно известно, что музыка способна благотворно влиять не только на наше настроение, но и на многие процессы организма: на дыхание, кровообращение, синхронизацию биоритмов, – рассказывает специалистка. – Музыка – это не только звуки, но и волны, которые обладают определенными вибрациями. Эти самые вибрации и оказывают влияние на нас.


Как работает музыкальная терапия?

Сама по себе музыка не передает эмоции, а вызывает их у человека, заставляя переживать определенные ассоциации и воспоминания – при помощи них и работает музыкотерапия.

К тому же во время прослушивании разных мелодий определенные участки мозга начинают активно работать в связи с воздействием музыки и ритма на мозговые структуры.

По итогу вибрация и ритмика оказывают воздействие и на физическом, и на эмоциональном уровне и выполняют основные цели музыкотерапии – эмоциональную разрядку и регулирование эмоционального состояния.

У психологов-музыкотерапевтов есть специальные подборки определенной музыки, которая так или иначе влияет на эмоциональный фон. Она может быть разной и служить для различных целей: например, для снижения тревожности и гиперактивности клиентам включают что-то спокойное и расслабляющее.

Но иногда нужно, наоборот, расшевелить человека, дать ему толчок, чтобы проявить свои эмоции. И спровоцировать их выход тоже может помочь музыка – более энергичная, активная.

Обычно сеансы проходят в кабинете с удобным креслом и пространством, в котором можно двигаться. Как правило, они не занимают много времени: иногда достаточно одного произведения длительностью в 5–30 минут, после чего человек обсуждает свои впечатления вместе со специалистом.

А как мне применять музыкотерапию самому?

На самом деле люди используют музыкотерапию в своей жизни каждый день – просто они об этом не особо подозревают. Вы делаете это даже тогда, когда выходите на улицу или едете в транспорте в наушниках. Как правило, человек включает музыку, которая соответствует его состоянию: бодрую, спокойную, депрессивную – и таким образом проживает свои эмоции.

Можно выделить три формы музыкотерапии, которые мы часто используем в повседневной жизни: образно назовем их пассивная, активная и интегративная.

Пассивная – это обычное прослушивание: дома, в наушниках, в машине. Активная – это когда мы участвуем в создании музыки сами: играем на музыкальном инструменте, поем. Это процесс, в котором вы становитесь активным участником, – от этого получается уже другой эффект, потому что в работу включается еще и тело.

А интегративная форма – это совмещение музыки с другими видами искусства. Например, я рекомендую свои клиентам рисовать под музыку, танцевать, делать какие-то драматические этюды, писать. Это все тоже очень положительно влияет на эмоциональное состояние.


Но для того, чтобы воздействие музыки было действительно максимально плодотворным, в звуки необходимо вслушиваться, пропускать их через себя и следить за тем, как это влияет на вас.

Нельзя сказать, какая мелодия и как точно повлияет на вас, потому что все люди разные – и все очень индивидуально. Поэтому нет таких музыкальных произведений, которые помогали бы всем.

Нужно понимать, что эмоции, которые вызывает музыка, и изначальный посыл, который она несет, – это разные вещи. Поэтому не всегда, когда мы включаем веселую песню, наше настроение тут же поднимается. Это во многом зависит от состояния человека: один, слушая рок, получает заряд бодрости и воодушевления, другой чувствует от такой музыки напряжение и дискомфорт, а третий – агрессию и злость.

Поэтому для того, чтобы заботиться о себе и о своем здоровье, в музыкальном плане достаточно просто отслеживать, что вам нравится и что влияет на ваше состояние положительно.

Что слушать, чтобы успокоиться, уменьшить тревожность или поднять тонус?

Но, несмотря на то что в вопросе влияния музыки все очень субъективно, есть моменты, которые работают для большинства.

Например, музыка Моцарта помогает расслабиться. Далее по популярности идут Чайковский и Шопен, записи со звуками природы, различные успокаивающие мелодии.


Народная и детская музыка дает ощущение безопасности.

Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса), вальсы (ритм три четверти).

Выбор музыки зависит и от возраста, поэтому о детях поговорим отдельно

А как слушать музыку правильно, чтобы получить терапевтический эффект?

Можно выполнять и какие-то обычные бытовые дела – но все-таки постарайтесь не сосредотачиваться на чем-то серьезном и сделать так, чтобы никто вас не отвлекал.

Самое главное – погрузиться в музыку полностью, потому что, если слушать ее и все равно думать, например, о проблемах на работе, отвлечься не получится.

Такие сеансы могут быть продолжительностью 15–30 минут. И лучше всего прослушивать нужные произведения утром после пробуждения или вечером перед сном.

Можете, как на приеме у специалиста, включать себе классику, звуки природы или какую-то музыку без слов – а можете сделать собственные подборки из любимой музыки на разные случаи: например, плей-лист для того, чтобы погрустить, вывести из себя негативные эмоции и хорошенько поплакать.

Тут не будет лишним знать, что для большинства людей джаз, регги, блюз дарят ощущение легкости и безмятежности, поп-музыка дает энергию движения и состояние радости, а панк, рэп, хип-хоп и тяжелая музыка возбуждают и побуждают к активности.

Но в том, как же все-таки нужно слушать музыку, чтобы она вас радовала и влияла позитивно, нет никаких четких правил. Разве что важно быть внимательным к себе и замечать, какие эмоции и чувства вызывает то или иное произведение. А это не только про здоровье и про заботу о себе, но к тому же и отличный способ саморазвития и самопознания.

Здоровье - самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути. В последнее время наблюдается резкое ухудшение здоровья учащихся. Малоподвижный образ жизни, компьютерные игры, экологические проблемы, эпидемии - все это отрицательно влияет на здоровье будущих граждан. Исследования показывают, что около 25- 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным - с 3,9% до 12,3%, с нервно-психологическими расстройствами - с 5,6% до 16,4%, с нарушениями осанки - с 1,9% до 16,8%.

В этой ситуации все чаще приходится задумываться, как школа может повлиять на улучшение состояния здоровья школьников.


Школа является важным фактором, влияющим на становление личности. Ее основная цель – вооружение детей знаниями и опытом, приобретенными человечеством, их социальная адаптация и воспитание. Но, кроме того, ребенок проходит и биологическое развитие. Очень важным гигиеническим принципом построения режима дня школьника является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья школьников и способствует формированию целостной, востребованной обществом личности.

Небольшая двигательная нагрузка, включение двигательных пауз в школьные занятия предупреждает развитие переутомления. Динамические паузы на общеобразовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень учащихся, снимают статические нагрузки. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.

Можно физкультминутки разнообразить эмоциональным чтением стихотворных текстов. В результате выполнения нескольких несложных упражнений работоспособность детей повышается. Ребята с радостью откликаются на такие физкультминутки. Важно, чтобы содержание текстов увлекало детей своей образностью, переносило их в мир доброты, красоты, юмора. Главное, чтобы физкультминутки выполняли свою оздоровительную функции. В динамическую паузу стоит включать игры и задачи, которые дают возможность детям сменить род деятельности, но не нагружают их физической активностью, не провоцирую сложности с дисциплиной и порядком. Наибольшая эффективность от них достигается тогда, когда они по форме и содержанию разнообразны. В результате выполнения нескольких несложных упражнений работоспособность детей повышается.

Можно динамические паузы разнообразить чтением стихов, считалок, скороговорок, загадок, пением песен. Иногда такие паузы выливаются в небольшой импровизированный концерт, что доставляет детям большое удовольствие и стимулирует творческий процесс.

Динамические паузы


Учитель выбирает двух учеников, ставит их лицом к классу, а перед ними кладёт карандаш. Он объясняет, что карандаш достанется тому, кто окажется самым внимательным.

1) Расскажу я вам рассказ,

В полтора десятка фраз,

Карандаш скорей бери.

-Понятно, когда надо брать карандаш?

Мечтает мальчик закалённый

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри, на старте не хитри,

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи,

А про себя их повтори.

Разок, другой, но лучше…пять.

Недавно поезд на вокзале

Мне три часа пришлось прождать.

Ну что ж вы карандаш не брали,

Когда была возможность взять!

Молекулы

Ведущий становится в центр, а все дети представляют себя молекулами. Ведущий в произвольном порядке командует: горячо, тепло, холодно. Соответственно команде дети – молекулы должны двигаться быстро, медленно или стоять.

Море волнуется раз

Все замирают, ведущий ищет того, кто шевелится. Можно менять положение пока ведущий не видит

Ведущий задает вопросы, и дети показывают жестами и движениями ответы. При этом разговаривать нельзя.

Игра длится 5 минут.

Игра развивает память, помогает снять физическое напряжение, позволяет проверить свои знания.

Учащиеся встают в линию на одном конце кабинета.

Каждый участник делает пять шагов, на каждый шаг, называя одно имя девочки. Если шагающий сильно замешкался или назвал имя 2 раза, то он останавливается.

После того, как первый участник остановился, подключается второй участник, третий и т.д. после того, как все участники выполнили первое задание, ведущий называет второе задание.

Вариантами для заданий могут быть: имена мальчиков, названия городов, названия цветов, названия цвета (краски), фрукты, овощи, члены семьи, название улиц, города России и мн.др.

Дети с удовольствием демонстрируют свои знания. И от игры к игре этих знаний становится больше.

С каждым этапом можно увеличивать количество шагов.

Ведущий выбирается из учащихся методом считалки.


Ведущий называет что-либо, что может присутствовать у детей (цвет, предмет, одежда, игрушка). И если у кого-то есть названое, то эти участники выполняют совместное задание.

Ведущий: у кого есть что-то желтое, тот прыгает на левой ноге.

Все, у кого есть что-то желтое (желтый цвет в одежде) прыгают на левой ноге.

Релаксация


1) Детям даётся инструкция: «Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте, что вы лежите на красивой поляне. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Светит яркое солнышко. Один тёплый лучик упал на ваше лицо. Лицо стало тёплым и расслабилось. А луч света пошёл гулять дальше по вашему телу. Вам хорошо и приятно греться на солнышке. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Земля вам даёт силу и уверенность. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Ещё раз вдох и выдох. На счёт 5 вы вернётесь обратно. 1 – вы чувствуете, как хорошо лежать и отдыхать. 2,3,4 – у вас открываются глаза, 5 – вы возвращаетесь к уроку полные сил и уверенности.

2) Дети свободно сидят за партами, закрыв глаза. Играет музыка. "Представьте, что вы - композитор, который сочинил эту превосходную музыку. И теперь вам нужно нарисовать к ней иллюстрации. Итак, слушаем музыку и рисуем картину"

В течение 5 минут дети слушают музыку. После чего, учитель предлагает рассказать им, что нарисовало их воображение при прослушивании данной композиции. По желанию, дети могут рисовать сразу на листе бумаги.

4) Дети встают из-за парт. Закрывают глаза. Играет музыка. Учащиеся действиями выполняют то, что говорит учитель.

"Вы - художник. Давайте нарисуем картину. Это будет лето. Рисуем траву слева - направо. Трава у каждого художника разная: у кого-то высокая, у кого-то низкая, в тёмных или светлых тонах, густая или редкая. Теперь рисуем небо, а на нём лёгкие перья облаков. Выглянуло солнышко. Рисуем его яркие и длинные лучи. Вдруг, ваша картина ожила. Вам тепло и светло под солнцем. Его радужные блики освещают всё вокруг. Вы зажмурились и радуетесь этому чуду. Вдруг, вы открыли глаза.

Дети рассказывают свои впечатления. Тихо садятся за парту.

Упражнения для эмоциональной разрядки

1). Нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница

2) Улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо

3) Устать, как папа после работы, человек, поднявший груз, муравей, притащивший большую муху

4) Отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, уставший воин

“Воздушные шарики”

“Облака”

“Лентяи”

“Водопад”

“Спящий котёнок”

Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).

“Шишки”

Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза)

“Холодно – жарко”

Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились.…Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза).

“Солнышко и тучка”

Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.

“Драгоценность”

Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче…ещё крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать.… Но вот обидчик ушёл, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают… (повторить 2-3 раза).

“Игра с песком”

Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза).

“ Муравей”

Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться е. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек.… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2 раза)

Читайте также: