Как сделать электронный учебник nvu

Обновлено: 08.07.2024

Недавно я пообещал показать дедовский способ, как создать небольшой "электронный учебник" в формате exe. Суть этого способа состоит в том, что я оформленные текстом и картинками (а также таблицами) страницы в формате HTML компилирую при помощи софта в обычный exe-шник. Возможно, кто-то уже понял, в чем суть, а поэтому дальше может не читать. А если кто не понял, то читайте дальше.

Нам нужно выполнить две задачи:

  • создать html страницы нашего учебника
  • "превратить" их в единый файл exe

Создание страниц

Самый простой способ это воспользоваться редактором WYSIWYG (от англ. What You See Is What You Get, "что видишь, то и получишь"). Таких редакторов несколько, самые популярные это Microsoft FrontPage, Microsoft SharePoint Designer. Я пользуюсь Microsoft SharePoint Designer , который есть в комплекте дисков "Первая помощь" для школ (в нашей школе есть).

Суть работы там очень простая - вы создаете оформленную страничку также, как и при работе в Word, только дополнительно вы еще можете просмотреть в отдельной вкладке html код.

В принципе, можно создавать страницы и в Word, для этого достаточно переключиться в веб-режим, а потом при сохранении выбрать формат htm (html).

Рекомендую сделать таким образом - создаете папку, а потом в эту папку сохраняете все странички (плюс в нее же помещаете необходимые для страниц изображения). Это чтобы не запутаться.

Для примера я создаю странички и помещаю их в папку "учебник". Для удобства сразу делаю шаблон с фоном и таблицей из одной ячейки (таблица выровнена по центру):

И начинаю оформлять титульную страницу, на которой будет ссылки на другие страницы:

Создаваемые странички должны иметь те же названия, что и указаны в ссылках, например, "1rubl.htm".

Я делаю странички в вышеупомянутом редакторе (для удобства), вы можете примерно это же сделать и в Word. В созданных страничках я не делаю ссылку на главную страницу, где содержание, так как при компиляции будут вспомогательные кнопки (но можно ссылку и сделать).

Компиляция страниц в exe файл

Для этого процесса я использую древнюю программку Natata eBook Compiler. Если кто-то знает другие способы или программы, то пишите в комментариях.

Автор: Колчин Максим.

Собчук Татьяна Анатольевна

Глава 1. Общие сведения об электронных учебниках……………………………………….4

1.2. Классификация средств создания электронных учебников……………………………..6

1.2.1. Традиционные алгоритмические языки……………………………………………. 6

1.2.2. Инструментальные средства общего назначения…………………………………. 6

1.2.4. Гипертекстовые и гипермедиа ………………………………………………………8

1.3. Структурная организация электронного учебника……………………………………. 8

1.4. Режимы работы электронного учебника…………………………………………………9

Глава 2. Создание электронного учебника при помощи Teach Book Lite ………………..11

2.1 Редактор Teach Book Lite ………………… ……………………….…………………. 11

На сегодняшний день разработано множество электронных учебников на совершенно разные темы, начиная от простеньких небольших программок, заканчивая сложными и серьезными проектами, которые создавались годами.

Причина такого большого количества электронных учебников - во всеобщей компьютеризации общества. Наряду с традиционными учебными пособиями стали использоваться, так называемые, электронные учебники, удобные и для домашнего обучения, и для использования в образовательных учреждениях.

Электронные учебники существенно повышают качество визуальной информации, она становится ярче, красочнее, а, как известно, чем интереснее представлен материал, тем интереснее его изучать. Поэтому возможности электронных учебников не ограничиваются только изложением и демонстрацией материала, они призваны заинтересовать ученика в этом, и состоит актуальность данной темы.

Таким образом, проблема исследования обусловлена противоречием между постоянно возрастающей ролью вопросов использования электронных учебников и использование книжных издательств.

Объект: создание электронного учебника.

Новизнасостоит в том, что в работе представлена интерпретация данной темы эффективными средствами Teach Book Lite 2.0.

Достижение цели работы осуществлялось решением следующих основных задач:

  • Изучить и провести анализ литературы по теме работы.
  • На основе методики изучения информатики, создать учебник.
  • Разработать тест для проверки изученного материала.
  • Провести практическую работу по использованию учебника на уроках информатики.

Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе работы рассматриваются базовые понятия ЭУ, общие сведения об электронных учебниках.

Во второй главе создание электронного учебника при помощи Teach Book Lite.

Список литературы содержит 4 наименования. Общий объем работы составляет 17 страницы.

Глава 1. Общие сведения об электронных учебниках

1.1 Основные понятия

Из разных источников следуют следующие определения электронного учебника:

– это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото - и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе – магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-1, СD+ и др.), а также опубликовано в электронной компьютерной сети.

– должно содержать систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивать творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. УЭИ должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения.

– учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

– это электронное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания,
– это текст, представленный в электронной форме и снабженный разветвленной системой связей, позволяющей мгновенно переходить от одного его фрагмента к другому в соответствии с некоторой иерархией фрагментов[1].

Электронный учебник используется при дистанционном обучении.

Дистанционное обучение- комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Информационно-образовательная система дистанционное обучение представляет собой системно-организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. Дистанционное обучение является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации.

То есть под дистанционным обучением будем понимать любой вид передачи знаний, где обучающий и обучаемый разобщены во времени и/или пространстве. Привнести элементы индивидуализации в компоненты дистанционного обучения можно следующим образом. Поскольку современные компьютеры позволяют с большой эффективностью воспроизводить практически все известные до настоящего времени виды передачи информации, и, что нам представляется наиболее важным, только они могут реализовать адаптивные алгоритмы в обучении и обеспечить преподавателя объективной и оперативной обратной связью о процессе усвоения учебного материала, то становится совершенно очевидным, что принципиальное отличие дистанционное обучение в сегодняшнем его понимании от традиционного заочного заключается не только в том, что "перо и бумагу" заменяет компьютер, а "голубиную почту" - Интернет. Мультимедийный компьютер - это не только новый интегрированный носитель информации, это - устройство наиболее полно и адекватно отображающее модель "face to face". Кроме этого, только в компьютерах могут быть реализованы информационно-справочные системы на основе гипермедийных ссылок, что также является одной из важнейших составляющих индивидуализации обучения.

Обычно электронный учебник представляет собой комплект обучающих, контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на магнитных носителях (твердом или гибком дисках) ПЭВМ, в которых отражено основное научное содержание учебной дисциплины[2]. ЭУ часто дополняет обычный, а особенно эффективен в тех случаях, когда он:

  • обеспечивает практически мгновенную обратную связь;
  • помогает быстро найти необходимую информацию (в том числе, контекстный поиск), поиск которой в обычном учебнике затруднен;
  • существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям;
  • наряду с кратким текстом - показывает, рассказывает, моделирует и т.д. (именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедиа-технологий) позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу.

К недостаткам ЭУ можно отнести не совсем хорошую физиологичность дисплея как средства восприятия информации (восприятие с экрана текстовой информации гораздо менее удобно и эффективно, чем чтение книги) и более высокую стоимость по сравнению с книгой.

1.2 Классификация средств создания электронных учебников

Средства создания электронных учебников можно разделить на группы, например, используя комплексный критерий, включающий такие показатели, как назначение и выполняемые функции, требования к техническому обеспечению, особенности применения. В соответствии с указанным критерием возможна следующая классификация:

  • традиционные алгоритмические языки;
  • инструментальные средства общего назначения;
  • средства мультимедиа;
  • гипертекстовые и гипермедиа средства;

Ниже приводятся особенности и краткий обзор каждой из выделенных групп. В качестве технической базы в дальнейшем имеется в виду IBM совместимые компьютеры, как наиболее распространенные в нашей стране и имеющиеся в распоряжении университета.

1.2.1. Традиционные алгоритмические языки

Характерные черты электронных учебников, созданных средствами прямого программирования:

  • разнообразие стилей реализации (цветовая палитра, интерфейс, структура ЭУ, способ подачи материала и т.д.);
  • сложность модификации и сопровождения;
  • большие затраты времени и трудоемкость;
  • отсутствие аппаратных ограничений, т.е. возможность создания ЭУ, ориентированного на имеющуюся в наличие техническую базу.

1.2.2. Инструментальные средства общего назначения

Инструментальные средства общего назначения (ИСОН) предназначены для создания ЭУ пользователями, не являющимися квалифицированными программистами. ИСОН, применяемые при проектировании ЭУ, как правило, обеспечивают следующие возможности:

  • формирование структуры ЭУ;
  • ввод, редактирование и форматирования текста (текстовый редактор);
  • подготовка статической иллюстративной части (графический редактор);
  • подготовка динамической иллюстративной части (звуковых и анимационных фрагментов);
  • подключение исполняемых модулей, реализованных с применением других средств разработки и др.

К достоинствам инструментальных средств общего назначения следует отнести:

  • возможность создания ЭУ лицами, которые не являются квалифицированными программистами;
  • существенное сокращение трудоемкости и сроков разработки ЭУ;
  • невысокие требования к компьютерам и программному обеспечению.

Вместе с тем ИСОН имеют ряд недостатков, таких как:

  • далеко не дружественный интерфейс;
  • меньшие, по сравнению с мультимедиа и гипермедиа системами, возможности;
  • отсутствие возможности создания программ дистанционного обучения.

В нашей стране существует множество отечественных ИСОН: Адонис, АосМикро, Сценарий, ТесСис, Интегратор и др.

1.2.3. Средства мультимедиа

Еще до появления новой информационной технологии эксперты, проведя множество экспериментов, выявили зависимость между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время спустя. Если материал был звуковым, то человек запоминал около 1\4 его объема. Если информация была представлена визуально – около 1\3. При комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалось до половины, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалось до 75%.

Итак, мультимедиа означает объединение нескольких способов подачи информации - текст, неподвижные изображения (рисунки и фотографии), движущиеся изображения (мультипликация и видео) и звук (цифровой и MIDI) - в интерактивный продукт.

Аудиоинформация включает в себя речь, музыку, звуковые эффекты. Наиболее важным вопросом при этом является информационный объем носителя. По сравнению с аудио видеоинформация представляется значительно большим количеством используемых элементов. Прежде всего, сюда входят элементы статического видеоряда, которые можно разделить на две группы: графика (рисованные изображения) и фото. К первой группе относятся различные рисунки, интерьеры, поверхности, символы в графическом режиме. Ко второй - фотографии и сканированные изображения.

Динамический видеоряд практически всегда состоит из последовательностей статических элементов (кадров). Здесь выделяются три типовых элемента: обычное видео (около 24 фото в секунду), квазивидео (6-12 фото в секунду), анимация. Использование видеоряда в составе мультисреды предполагает решение значительно большего числа проблем, чем использование аудио. Среди них наиболее важными являются: разрешающая способность экрана и количество цветов, а также объем информации.

Характерным отличием мультимедиа продуктов от других видов информационных ресурсов является заметно больший информационный объем, поэтому в настоящее время основным носителем этих продуктов является оптический диск CD-ROM стандартной емкостью 640 Мбайт. Для профессиональных применений существует ряд других устройств (CD-Worm, CD-Rewritaeble, DVD и др.), однако они имеют очень высокую стоимость.

1.2.4. Гипертекстовые и гипермедиа

Гипертекст – это способ нелинейной подачи текстового материала, при котором в тексте имеются каким-либо образом выделенные слова, имеющие привязку к определенным текстовым фрагментам. Таким образом, пользователь не просто листает по порядку страницы текста, он может отклониться от линейного описания по какой-либо ссылке, т.е. сам управляет процессом выдачи информации. В гипермедиа системе в качестве фрагментов могут использоваться изображения, а информация может содержать текст, графику, видеофрагменты, звук.

Использование гипертекстовой технологии удовлетворяет таким предъявляемым к учебникам требованиям, как структурированность, удобство в обращении. При необходимости такой учебник можно “выложить” на любом сервере и его можно легко корректировать. Но, как правило, им свойственны неудачный дизайн, компоновка, структура и т.д.

В настоящее время существует множество различных гипертекстовых форматов (HTML, DHTML, PHP и др.).

1.3. Структурная организация электронного учебника

На рынке компьютерных продуктов с каждым годом возрастает число обучающих программ, электронных учебников и т.п. Одновременно не утихают споры о том, каким должен быть "электронный учебник", какие функции "вменяются ему в обязанность". Традиционное построение ЭУ: предъявление учебного материала, практика, тестирование.

В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования:

1. Информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована и представлять собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий.

2. Каждый фрагмент, наряду с текстом, должен представлять информацию в аудио- или видеовиде ("живые лекции"). Обязательным элементом интерфейса для живых лекций будет линейка прокрутки, позволяющая повторить лекцию с любого места.

3. Текстовая информация может дублировать некоторую часть живых лекций.

4. На иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства, должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы, чертежа сборки изделия, пульта управления объектом и т.д.).

5. Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром. Перспективным элементом может быть подключение специализированного толкового словаря по данной предметной области.

6. Видеоинформация или анимации должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычном изложении. В этом случае затраты времени для пользователей в пять-десять раз меньше по сравнению с традиционным учебником. Некоторые явления вообще невозможно описать человеку, никогда их не видавшему (водопад, огонь и т.д.). Видеоклипы позволяют изменять масштаб времени и демонстрировать явления в ускоренной, замедленной или выборочной съемке.

7. Наличие аудиоинформации, которая во многих случаях является основной и порой незаменимой содержательной частью учебника.

1.4. Режимы работы электронного учебника

Можно выделить 3 основных режима работы ЭУ:

  • обучение без проверки;
  • обучение с проверкой, при котором в конце каждой главы (параграфа) обучаемому предлагается ответить на несколько вопросов, позволяющих определить степень усвоения материала;
  • тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний с выставлением оценки.

В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования: структурированность, удобство в обращении, наглядность изложенного материала. Чтобы удовлетворить вышеперечисленные требования, целесообразно использование гипертекстовой технологии.

Электронный вариант учебника вмещает в себе и средства контроля, так как контроль знаний является одной из основных проблем в обучении. Долгое время в отечественной системе образования контроль знаний, как правило, проводилось в устной форме. На современном этапе применяются различные методы тестирования. Многие, конечно, не разделяют этой позиции, считая, что тесты исключают такие необходимые навыки, как анализирование, сопоставление и т.д. В системах дистанционного обучения применение новых технологии дает возможность качественно по-новому решить проблему. Мы заложили в электронный вариант учебника, таким образом, можно надеяться, что применение новых информационных технологий способствуют повышению эффективности обучения, а также являются незаменимым инструментом при самостоятельной подготовке обучающегося.

Известно, что для активного овладения конкретной предметной областью необходимо не только изучить теорию, но и сформировать практические навыки в решении задач. Для этого нужно научиться строить математические модели изучаемых процессов и явлений, проектировать алгоритмы решения и реализовывать их в виде программ. Для достижения этой цели в состав ЭУ включена серия модельных программ, обеспечивающих графическую иллюстрацию структуры и работы алгоритмов, что позволяет не только повысить степень их понимания, но и способствует развитию у студента интуиции и образного мышления[3].

Глава 2. Редактор Teach Book Lite

2.1 Редактор Teach Book Lite ‑ удобный инструмент разработки проекта учебного курса. Проект представляет собой фиксированный набор объектов, обладающих определенными параметрами. .

В современных образовательных учреждениях большое внимание уделяется компьютерному сопровождению профессиональной деятельности. В учебном процессе используются обучающие и тестирующие программы по различным дисциплинам образовательного процесса.

Большинство учащихся воспринимают лучше информацию зрительно, тем более, если она качественно оформлена. Программы по созданию ЭУ дают возможность каждому из учеников независимо от уровня подготовки активно участвовать в процессе образования, индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять самоконтроль. Быть не пассивным наблюдателем, а активно получать знания и оценивать свои возможности. Учащиеся начинают получать удовольствие от самого процесса учения, независимо от внешних мотивационных факторов. Этому способствует и то, что при информационных технологиях обучения компьютеру на время переданы отдельные функции преподавателя. А компьютер может выступить в роли терпеливого педагога-репетитора, который способен показать ошибку и дать правильный ответ, и повторять задание снова и снова, не выражая ни раздражения, ни досады.

Время идёт, и программы быстро устаревают. И учебный материал, и форма представления. В настоящее время идёт разработка компьютерных программ – электронных учебников по различным дисциплинам, в том числе и наш проект.

Это если говорить об электронных изданиях с точки зрения читателей.



Во-первых, электронные версии книги просто не могут закончиться в магазине, то есть интерес читателей размер тиража не остановит.

Во-вторых, не нужно думать о точках сбыта своих творений и их доступности для читателей — скачать произведение они могут из любой точки планеты.

И в третьих, издать электронную книгу можно за неделю , а не за несколько месяцев, как с традиционным бумажным форматом.

Формат электронных книг предполагает, что текст будет по-разному отображаться на разных устройствах. Именно поэтому при оформлении электронной книги не нужно думать о размере и разметке страниц, крупности шрифта и других атрибутах, свойственных печатным изданиям.

Тем не менее, электронная книга должна быть комфортной для чтения — значит, надо подумать структуре текста и о цифровом формате сохранения файла, чтобы все буквы и рисунки остались на своих местах. А еще книга должна быть заметной для читателей — обложка в этом деле первый помощник.

На сегодняшний день форматов, которые используются для создания электронных книг, немало — около 10. Но это не означает, что кликать при сохранении документа стоит на любой из них. Авторам важно разбираться в типах файлов, чтобы быть уверенным, что их книга будет без ошибок открываться в большинстве ридеров.

Название расшифровывается как Electronic Publication — этот тип файлов поддерживают все популярные ридеры — формат принят международной организацией International Digital Publishing Forum.

Этот редактор можно назвать универсальным — он установлен практически на всех компьютерах — позволяет сохранять тексты в популярном формате docx, создавать структуру книги, добавлять иллюстрации. Функционал этого сервиса для большинства авторов достаточен. Онлайн-версии этого редактора есть и в бесплатных облачных сервисах, таких, как Облако. Mail и Яндекс. диск

Это мощная программа со множеством возможностей, которой, в то же время, легко пользоваться. По мнению некоторых, по функциональности она превосходит все остальные программы для создания электронных книг. С помощью eBook Edit Pro можно устанавливать, в каком размере будет открываться книга у читателей, выбирать другие параметры. Настроек много, но разобраться помогает подробное справочное меню.

Эту программу компьютерной вёрстки используют профессионалы в типографиях, но она подходит и для подготовки цифровых публикаций — конвертировать из неё можно в различные форматы. Однако такое ПО требовательно к техническим характеристикам компьютера — то есть поставить его можно не на любое устройство, а на более мощные агрегаты. Кроме того, функционал может быть избыточен для начинающих авторов.

Обложка — лицо книги , то, за что в первую очередь цепляется взгляд. Она может сыграть роль при выборе даже большую, чем название произведения и имя автора. Кто, как ни создатель произведения, лучше поймет, что в книге самое главное, что достойно оказаться на первом плане? Немаловажно соответствие обложки содержанию — важно не просто заманить читателя, а исполнить обещанное на обложке.

Заказать иллюстрацию можно у профессиональных дизайнеров и художников или подобрать самому — среди картинок в обычных поисковиках, представленных с открытой лицензией на использование (это можно увидеть в информации об изображениях).

В ЛитРес: Самиздат для обложки необходимо использовать файлы в формате PNG или JPG в цветовом пространстве RGB и в разрешении не меньше 2400 на 3405 пикселей.

Создать электронную книгу так же просто, как новый документ в Microsoft Word (это, кстати, один из самых доступных сервисов для создания digital-изданий). Главной задачей для писателя остаётся написать текст . После — разбить на главы . И, при необходимости, добавить иллюстрации. Сохранить в правильном формате. А дальше — публиковать.

От места распространения зачастую зависит успех произведения и автора. Можно размещать его на личном авторском сайте или на собственных страницах в соцсетях. Но эффективнее — на специальной издательской площадке: так книга будет доступна максимально широкому потенциальному кругу читателей. К примеру, сайт ЛитРес: Самиздат позволяет авторам напрямую отправлять свои произведения в онлайн книжные магазины и получать авторское вознаграждение (если книга распространяется не бесплатно).

Зарегистрироваться в сервисе — указать почту и пароль, перейти по ссылке на почте в личный кабинет. И, по желанию, заполнить информацию об авторе и подтвердить профиль — это облегчит дальнейшую автоматическую публикацию от своего имени;

После проверки книга автоматически появится в сетевых книжных магазинах, таких, как ЛитРес, Озон, Google Play, iBooks и многих других. После этого в личном кабинете можно будет следить за статистикой скачиваний и загружать новые книги.

Давайте сначала определимся, что же такое электронный учебник. Это разработанное и утвержденное официально пособие, в котором содержится материал, пригодный для освоения и изложенный доступно. Преимуществом электронного учебника является его интерактивность, а также возможность пересылки по электронной почте и хранения на электронных носителях, таких как диски и флеш-накопители.

Как создать электронный учебник

  • Как создать электронный учебник
  • Где можно скачать электронные школьные учебники
  • Как создать электронную книгу

Подготовительный этап предполагает написание текста книги, подбор справочного и иллюстративного материала, создание сценария обучающей программы и эскизов интерфейса, а еще сценариев отдельных блоков (видеофрагментов, анимационных фрагментов, программ, которые реализуют компьютерное моделирование, блоков проверки знаний и т.д.). На данном этапе при необходимости разрабатываются разные варианты представления всего учебного материала (как по содержанию, так и по форме). При работе с текстом книги следует выполнить структуризацию материала с представлением точного списка необходимых тем, которые необходимо изложить в данной книге, делением на параграфы, главы и т.п. Любой раздел и в целом учебный курс достигнет цели, когда сначала определено, какие навыки и знания студенту должны быть даны. Целесообразно использовать различные мнемонические приемы, в том числе шрифтовые выделения, использование рисунков, графики и мультипликации. Необходимо обобщение выводов: сформулировать основные положения, включить сводку формул, составить необходимые таблицы. Желательно тщательно отредактировать текст, чтобы в него не вносить больших изменений в дальнейшем. Преобразуется в гипертекст окончательно отредактированный текст.

При создании или разработке таких учебников материал разбивают на законченные модули по содержанию, так называемые разделы. Каждый раздел должен состоять из частей, каждая из которых содержит минимум текста и легко воспринимается визуально. Также в хороших учебниках предусмотрена возможность перемещения по частям учебника в любом порядке. Каждый раздел должен состоять из теоретической части, примеров, упражнений на закрепление изученного материала, комментариев и контрольной работы, которая может быть представлена в виде тестов. Все разделы должны быть связаны гипертекстовыми ссылками, которые обеспечивают свободный переход к любому из них. Кроме этого электронный учебник должен быть разработан дифференцированно по уровням сложности. И должен присутствовать иллюстративный материал и различные графические схемы. Разработку учебника можно упростить, если воспользоваться специализированным программным обеспечением. Существуют организации, чаще всего учебные, которые занимаются этим профессионально.

Электронные учебники целесообразно использовать в тех областях знаний, которые можно глубоко структурировать. Использование таких учебников для самостоятельной работы при очном и дистанционном обучении помогает лучшему усвоению изучаемого материала. Возможность использования дополнительных материалов расширяет кругозор учащихся. Кроме этого удобно проводить контроль знаний на различных этапах работы, будь то изучение материала, его закрепление или практическое задание. Если материал недостаточно усвоен всегда есть возможность вернуться и еще раз изучить, а затем проверить свои знания.

Очень удобно использовать электронный учебник на практических занятиях, особенно если в учебном заведении отсутствует необходимая база. В данном случае преподаватель играет роль консультанта.


1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. М.: Изд. Московского психолого-социального института, 2002. 352 с.

2. Алексеев Г.В., Бриденко И.И., Верболоз Е.И., Дмитриченко М.И. Основы разработки электронных учебных изданий. СПб.: Лань, 2016. 144 с.

4. Мякишев С.Л., Макаров Р.Ю. Электронные учебные издания: характеристика и особенности подготовки // Вестник ВятГУ. 2011. №1-3. С. 20-23.

5. Электронные учебники: рекомендации по разработке, внедрению и использованию интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств. М.: Федеральный институт развития образования, 2012. 84 с.

7. Акимова И.В. Основы создания электронного учебника средствами Macromedia Authorware. Пенза: ПГПУ, 2010. 76 с.

8. Акимова И.В., Титова Е.И., Буркина В.А. Создание электронного учебника модульной структуры курса математики // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 3. С. 15-19.

Внедрение информационных технологий вносит существенные изменения во все стороны жизни людей. Сначала с их помощью модернизировались и ускорялись научные расчеты, затем стало возможно наглядное иллюстрирование и моделирование всех сфер человеческой деятельности, а затем – организация сетевого взаимодействия с мировым сообществом.

Не является исключением и сфера образования. Информационные технологии обеспечивают адаптацию процесса обучения к индивидуальным характеристикам обучаемых, освобождают преподавателей от ряда трудоемких и часто повторяющихся операций по представлению учебной информации и контролю знаний. При проведении занятий в компьютерных классах возрастают активность обучаемых, самостоятельно прорабатывающих большой объем учебной информации, и возможности преподавателя по управлению учебной деятельностью группы обучаемых.

Электронные учебные издания находят все большее применение в учебной деятельности как в школе, так и в высших учебных заведениях, входят в состав информационной учебной среды [3, 4]. Поэтому выбранная тема исследования – рассмотреть возможности обучения разработке электронных учебных изданий будущих учителей – может считаться актуальной.

Материал и методы исследования

С.Л. Мякишев, Р.Ю. Макаров в своем исследовании отмечают, что электронное учебное издание является программно-информационной системой, состоящей из программ, реализующих сценарий учебной деятельности, и определенным образом подготовленных знаний (структурированной информации и системы упражнений для ее осмысления и закрепления) [6].

Создание ЭУ эффективно решает проблему постоянного обновления информационно-дидактического материала. В них может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрируется динамика изменения объектов. Кроме того, ЭУ могут включать средства контроля знаний – компьютерное тестирование. Незаменимы электронные учебники и для организации самостоятельной работы обучаемых. Использование ЭУ предполагает гибкую адаптацию под индивидуальные параметры обучаемого, выбор индивидуальных траекторий обучения, использование дополнительной интерактивности и наглядности за счет представления объектов и процессов в динамике, моделирования уникальных и дорогостоящих процессов. Структура ЭУ обычно предполагает наличие системы навигации [7].

Процесс создания электронного учебного издания должен проходить по следующим основным этапам, представленным на рисунке 1.


Рис. 1. Основные этапы разработки электронных учебных изданий

В настоящее время разработано достаточно много программных комплексов для создания электронных учебных пособий в различных форматах. Нами были проанализированы следующие:

− Natata eBook Compiler;

− Adobe Acrobat Professional;

− Конструктор электронных учебников;

Задачами данной дисциплины являются: ознакомление с основами разработки электронных учебных пособий; ознакомление с принципами отбора и структурирования материала для них; изучение основ работы в основных средах, ориентированных на разработку электронных учебных материалов.

Структура данной дисциплины представлена ниже в таблице.

Раздел 1. Определение электронного учебника.

Тема 1.1. Определение электронного издания, электронного учебника, электронного учебного пособия. Достоинства электронных учебников.

Тема 1.2. Основные принципы, которыми следует руководствоваться при создании электронного учебника

Раздел 2. Этапы создания электронного учебника.

Тема 2.1. Определение целей и задач разработки. Разработка структуры электронного учебника. Разработка содержания по разделам и темам учебника.

Тема 2.2. Подготовка отдельных компонентов электронного учебника. Программирование. Апробация. Корректировка содержания ЭУ по результатам апробации. Подготовка методического пособия.

Раздел 3. Основы создания электронного учебника средствами Macromedia DreamWeaver: создание простейших веб-страниц.

Тема 3.1. Рабочая среда Macromedia DreamWeaver.

Тема 3.2. Создание нового документа, сохранение, открытие страницы.

Тема 4.2. Создание нового документа в Macromedia AuthorWare. Вставка различных кадров в курс. Импортирование внешних ресурсов (графиков, звуков, видео). Публикация курса.

Изначально дисциплина была рассчитана на применение таких программных продуктов, как Macromedia DreamWeaver, для создания электронного учебного издания в формате html-файла, Macromedia AuthorWare, ехе-файла. Но данные программные продукты являются достаточно дорогостоящими, поэтому было принято решение переработать курс в рамках использования других программных сред с сохранением общих тенденций в обучении.

После проведенного анализа программных сред для разработки электронных учебных пособий нами были выбраны TurboSite (вместо Macromedia DreamWeaver) и Конструктор электронных учебников (вместо Macromedia AuthorWare).

TurboSite представляет собой бесплатно распространяемую программу для создания сайтов и электронных учебников. Созданный учебник будет иметь в итоге формат html-файла (рис. 2).


Рис. 2. Внешний вид программы TurboSite

Программа легка в использовании, не требует знаний языка html. Для оформления внешнего вида имеется набор готовых шаблонов (рис. 3).


Рис. 3. Выбор шаблонов оформления учебника

При создании электронного учебника можно вставлять готовый текст из текстового редактора, можно создавать текст страницы самостоятельно. Текст также можно форматировать. В учебник можно легко внедрять видео- и аудиофайлы, делать гиперссылки.

Конструктор электронных учебников – программный продукт, предоставляющий сервис по разработке электронных учебных изданий в виде exe-файлов.

Продукт поддерживает работу с Microsoft Word, позволяет добавлять в учебник готовый текстовый документ или создавать свой, конвертировать внешние файлы в нужный формат.

Также редактор поддерживает различные аудио-, видео- и графические форматы: AVI, WMV, MOV, 3GP, MP4, MPG, MPEG; MP3, WAV, WMA, MID, OGG; BMP, GIF, JPEG, JPG, PNG, ICO.

Оба программных продукта являются свободно распространяемыми.

Результаты исследования и их обсуждение



После окончания спецкурса нами был проведен опрос среди студентов (12 человек) с целью выявить степень их заинтересованности и удовлетворенности в полученных умениях разработки учебных пособий.

Таким образом, можно сделать вывод, что в рамках разработанного спецкурса решены поставленные задачи ознакомления с основами разработки электронных учебных пособий и изучения основ работы в основных средах, ориентированных на разработку электронных учебных материалов.

Читайте также: