Как сделать экспозицию в школьном музее

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Начало XXI века связано с повсеместной компьютеризацией и информатизацией пространства, в котором находится каждый из нас. Эти же процессы пришли и в школу. Дети работают на компьютерах, выполняют домашнее задание с опорой на интернет-ресурсы, мы ходим в музее, где есть интерактивные доски и стенды, интерактивные карты и залы, мы можем заказать интерактивную экскурсию. Но, что же означает “интерактивная экскурсия” и как ее подготовить в школьном музее? Исходя из личного опыта, я попробую дать некоторые практические советы и рекомендации, которые помогут сделать экскурсию интерактивной и ввести в поле музейной педагогики для большего охват информации.

1. Музейная коммуникация – такая необходимая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры. Здесь необходимо обозначить следующие позиции:

- позиция творца (художника, писателя, учёного, политика), производителя элементов культуры, претендующих на статус музейных предметов;

- позиция воспринимающего (зрителя, слушателя, посетителя) музейные предметы;

- позиция музейного педагога, который должен не только сообщать посетителям определённый набор знаний в связи с находящимися в экспозиции предметами, но и вступать в диалог с ними, побуждать к самостоятельному творческому поиску, в некоторых случаях играть роль посредника между посетителем и музейным предметом. Кроме того, музейный педагог выступает и как организатор коммуникации между творцом и воспринимающим данный музейный предмет посетителем.

Взаимодействие данных позиций и задаёт ситуацию музейной коммуникации.

Это взаимодействие строится на следующих принципах:

Принцип активного отношения к музейному пространству. Это означает необходимость формирования позиции интерпретатора.

Принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование.

Принцип авторства. Диалогичность культурного пространства возможна лишь в том случае, если ученик, входящий в это пространство, действует соразмерно культурным и историческим персонажам.

2. Интерактивность (от англ. interaction — “взаимодействие”) — понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами. Используется в областях: теория информации, информатика и программирование, системы телекоммуникаций, социология, промышленный дизайн и других.

Сегодня интерактивность — это принцип организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы.

Степень интерактивности — это показатель, характеризующий, насколько быстро и удобно пользователь может добиться своей цели.

При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках школьного музея необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы:

Интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает;

Комплексность – включение всех типов восприятия;

Программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ.

Проведение занятий требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика.

3. Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня:

- каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;

- учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;

- посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;

- следует отказаться от обзорных экскурсий, “как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого”;

- отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;

- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).

4. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование). Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в школьном музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков.

Обозначив основные компоненты интерактивной экскурсии, переходим к поэтапному рассмотрению процесса ее подготовки

Этапы создания интерактивной экскурсии для школьного музея

Процесс создания интерактивной экскурсии (далее ИЭ) очень трудоемкий и длительный по времени. Следует учитывать этапность в подготовительной работе. Далее приведу поэтапную структуру работы над ИЭ, которую я считаю наиболее продуктивной.

Часть 1. Подготовительная

Этап I. Необходимо определить вид и формы ИЭ . Это может быть:

Формы. Экскурсия может быть

Этап II. Выбор тематики ИЭ. Логично выбирать тему в соответствие с возрастной категорией участников данной ИЭ. Как правило, экскурсии составляются для возрастных категорий 1-4 классы, 5- 8 классы, 9-11 классы. Материал подбираемые по темам экскурсий должен быть не сложным, но и не простым. ИЭ – должна стать посильным примером самостоятельной поисково-исследовательской работы каждого ученика.

Этап III. Выбор участников ИЭ. Следует заранее определиться с выбором возрастной категории учеников и специально для них разрабатывать задания и маршрутный лист.

Этап IV. Создание презентации для ИЭ.

  1. Выбор фона – он должен быть либо однотонным, желательно постельных тонов, либо четко соответствовать тематики ИЭ. Избегайте мелкого узора на фоне, так как он будет сильно рябить в глазах, когда на него будут смотреть с расстояния. Не следует брать “кислотные” цвета - они сильно утомляют глаза.
  2. Экран – имейте в виду, что при выводе на экран, краски бледнеют, поэтому изначально цвета должны быть насыщеннее. Критично относитесь к качеству выбираемых фотография для демонстрации во время ИЭ. В формате монитора они могут выглядеть хорошо, но при выводе их на экран могут “расслоиться” на квадратики и тога смысл слайда будет потерян.
  3. Шрифты – они должны быть читаемыми, одной толщины и конфигурации, одного цвета и одного выравнивания на всех слайдах. При таких условиях презентация будет казаться однородной и хорошо воспринимаемой. Можно допустить изменить конфигурацию слайда в случае, если необходимо этими изменениями подчеркнуть смысловую нагрузку слайда.
  4. Музыка и видео – эти компоненты должны присутствовать в презентации, но музыкальный файл не должен растягиваться на всю презентацию, иначе он будет сильно мешать восприятию, а видео фрагмент должен иметь высокое расширение для большого экрана. Проверяйте качество вставляемых файлов заранее!
  5. Анимация и переходы – старайтесь меньше добавлять анимационных вставок. Так как они могут перегрузить слайд, и его информационная часть потеряет смысл. Переходы между слайдами старайтесь делать одинаковыми, это также придаст презентации однородность.
  6. Сохранение файла презентации – помните файл презентации нужно обязательно сохранять в одной папки с музыкальными и видео файлами, в противном случае при запуски презентации на музыка ни фильм у вас не будут слышны и видны.

И самое главное, не нужно пытаться втиснуть в маленький слайд большой объем текста и фотографий. Помните – презентация это некий визуальный ряд, который демонстрируется вами как вспомогательная наглядность, а не основной учебник или документ.

Этап V. Создание самой экскурсии для ИЭ.

Подбор материала для экскурсии является основной задачей во всем подготовительном процессе. Именно от того какие факты и какую структуру экскурсии вы выберете, будут зависть дальнейшие шаги: а именно создание маршрутных листов и вспомогательных заданий к экскурсии. На примере личного опыта, рассказу о нескольких линиях в выстраивании самой экскурсии.

Линия 1. Построение экскурсионной программы исходя из экспонатов и экспозиций. Здесь мало рассказать о самих экспонатах или экспозициях. Важно сформировать преставления слушателей о тех особенностях исторического периода времени, к которым относятся эти экспонаты или целая экспозиция. Рассказ следует подкреплять музыкальными, литературными, художественными произведениями, которые также должны относиться к исследуемой эпохи.

Линия 2. Построение экскурсионной программы исходя из информационного повода (знаменательной даты или события). Здесь важно подобрать и оформить материал таким образом, чтобы в нем отражались не только исторические факты, но и их достоверность подтверждалась экспонатами или экспозициями музея.

Линия 3. Построение экскурсионной программы как “цикл”. Цикл экскурсий или цикл бесед подразумевает выбор темы и подбор материла таким образом, чтобы его можно было разбить на логические части, причем каждая часть должна иметь определенные выводы и результаты, при этом эти результаты должны служить началом следующей части.

Этап VI. Создание маршрутного листа и заданий для ИЭ.

Маршрутный лист – это не план музея, по которому должны двигаться ученики. Многие педагоги составляют маршрутный лист именно так. Хитрость маршрутного листа заключается в том, что в нем должны содержаться такие задания, которые выполнив, ученик получит информационный справочный материал, состоящий из новых знаний или открытий. Причем сам лист должен быть компактным и удобным для хранения и длительного использования. Этот лист не должен содержать много заданий или сложных вопросов.

Часть 2 Экскурсионная

Этап VII. Проведение ИЭ.

Проведение самой интерактивной экскурсии может поводиться как в помещении школьного музея или в актовом зале. Данное мероприятие должно сопровождаться наличием необходимой техники, которую до экскурсии стоит проверить на совместимость и техническую исправность. Необходимыми ТС будут: компьютер, экран, звуковые колонки, наличие проводов, удлинители, фото и видео аппаратура не является обязательной, но память о проведенном мероприятии виде снимков пригодятся для создания отчетов.

Этап VIII. Результаты ИЭ.

Результатом любой интерактивной экскурсии должно стать достижение поставленных целей и задач мероприятия. Учащиеся должны не просто послушать или поучаствовать в беседе, они должны принять активное участие в ведение экскурсии, работать с маршрутным листом и получить знания, необходимость которых велика, а возможности получить такие знания представились только на вашей экскурсии.

В заключении хочу особо подчеркнуть, что обычно экскурсия предполагает достаточно пассивное участие экскурсантов в процессе экскурсии: они слушают, смотрят, перемещаются по объекту, но при этом могут весьма поверхностно воспринимать виденное.

Интерактивные экскурсии, наоборот, позволяют вовлечь участников в активное взаимодействие с экскурсоводом и подтолкнуть их к “самостоятельному” исследованию объекта или объектов экскурсии, экспонатов музея. Это существенно усиливает остроту восприятия материала и делает экскурсию более интересной и более запоминающейся.

Использование интерактивной модели экскурсионного мероприятия предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи.

Данное методическое пособие предлагается создателям школьных музеев и поможет дать ответ на вопросы: Что нужно сделать для создания музея в школе? С чего начать работу? Оно поможет всем, кто занимается исследовательской деятельностью; поможет систематизировать накопленные экспонаты и создать школьный музей.

Объяснительная записка

Нужны ли современному человеку музеи? Мы считаем, что они необходимы, так как являются важной частью дополнительного образования детей, учебно-воспитательного процесса школ. Музеи — они, как память наша; сохраняют свидетельства минувшего, не дают нам забыть историю края, Родины. В любом образовательном учреждении, где ведется поисково-исследовательская работа, накапливаются материалы, документы, экспонаты об истории школ, населенных пунктов, героев исторических событий.

Школьный музей — это результат целенаправленной поисково-исследовательской деятельности учащихся совместно с педагогом, совершающих увлекательные путешествия и походы по родному краю, изучающих памятники истории, культуры, собирающих документы о своих славных земляках — участниках важных исторических событий.

С помощью школьных музеев педагоги решают актуальные проблемы воспитания сегодняшних школьников. Деятельность музея лежит в основе воспитательной системы школы и является центром всей воспитательной работы в целом.

Музей — это место, где можно провести урок, беседу, экскурсию, сбор, встречу. Музей также центр общественной жизни всего микрорайона школы. Школьный музей незаменим как для детей, так и взрослого населения. Главным критерием оценки работы школьного музея является его роль не только в учебно-воспитательном процессе, но и в культурно-духовной жизни села, поселка, района. Ведь музеи создаются на основе семейных архивов, фамильных реликвий с тем, чтобы использовать их в воспитании детей на традициях и обычаях своего народа, чтобы наши дети ощущали причастность к собственным корням, были верны памяти и подвигам отцов и дедов в годы войны.

В процессе создания школьного музея ученики приобщаются к самостоятельной исследовательской работе, у них происходит формирование исторического самосознания, появляются навыки творческой деятельности.

С чего начинается школьный музей…?

Основание музея начинается с выбора его темы. Какой музей вы у себя хотите создать? Тематическая направленность и состав соответствующей ей коллекции определяют профильную принадлежность музея. Самую большую группу среди школьных музеев составляют музеи исторического профиля. Это музеи истории школ, населенных пунктов, музеи боевой славы.

Большой популярностью пользуются этнографические музеи, изучающие материальные и духовные ценности определенного народа, его быт и традиции. У нас широкое распространение находят музеи краеведческие. Раскрытие темы зависит от того, насколько тема обеспечена подлинными экспонатами.

Жизнь музея. Этапы работы

Мало оформить музей нужно, чтобы он жил своей интересной жизнью, был полезен школе, педагогам, учащимся.

Первый этап. В самом начале работы целесообразно собрать инициативную группу, создать Совет музея или Штаб музея. Совет будет руководить всей деятельностью музея, каждый из членов Совета отвечает за определенный участок работы:

  • за организацию поиска и сбора материалов;
  • за учет и хранение поступлений (то есть фондов музея );
  • за создание и оформление экспозиций музея;
  • за экскурсионно-агитационную деятельность музея;
  • за переписку с другими музеями и друзьями из разных мест

Второй этап: поисково-исследовательская работа. После определения темы начинается изучение всей имеющейся литературы: справочной, исторической, краеведческой, художественной, а также выявление и исследование неопубликованных источников, сборников документов.

В процессе изучения составляются выписки, конспекты, картотека с различными сведениями, цифрами, датами, высказываниями, которые можно будет использовать в экспозиционной и экскурсионной деятельности. Параллельно можно осуществлять поисковую краеведческую работу: беседы со свидетелями и участниками интересующих событий; запись воспоминаний, фотографирование памятных мест, сбор экспонатов для будущей экспозиций музея.

Третий этап: комплектование фондов — одна из основных задач любого музея и она связана с профильной тематикой. Нужно составить план комплектования фондов. При составлении плана определяем объекты комплектования — материалы, которые подлежать сбору. Выявляем источники комплектования — учреждения и частные лица.

Поиск материалов. Комплектование фондов

Поиск материалов для музея ведется по разным направлениям. Различают несколько видов комплектования фондов:

  1. Систематическое комплектование — сбор коллекций однотипных музейных предметов.
  2. Тематическое комплектование — сбор разнородных музейных предметов, отражающих конкретную тему.

Формы сбора тоже могут быть различные:

  • сбор материалов у частных лиц и в учреждениях, когда источники комплектования точно известны;
  • подворный обход с целью выявления и комплектования интересующих материалов;
  • экспедиция — специальные поездки группы учащихся и учителей для изучения определенной темы и проведения собирательской деятельности. В ходе экспедиции важно собирать не только предметы, но и вести записи наблюдений, беседы с населением. За собранные экспонаты несет ответственность руководитель музея.
  • переписка с другими музеями с целью пополнения фондов музея.

Фонды школьных музеев ценны в том случае, если они раскрывают и документируют избранную тему, если они являются первоисточниками, подлинными памятниками материальной и духовной культуры и истории.

Учет и хранение музейных материалов

Все собранные материалы подразделяются на две группы:

  1. Подлинные материалы, то есть первоисточники знаний.
  2. Различные копии и материалы, сделанные специально для экспозиции музея.

Первая группа — это основной фонд музея. Главный их признак — подлинность. При учете основного фонда можно выделить три типа источников:

Вещевые . К вещевым источникам относятся предметы, которые изготавливаются и используются людьми в процессе жизнедеятельности. Это предметы этнографии, быта, нумизматика, коллекция оружия и другие.

Изобразительные . Произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, фото и видеоматериалы (негативы и позитивы).

Письменные . Документальные материалы, печатные или рукописные; государственного значения (указы, манифесты, декреты); документы различных учреждений, семейные архивы , письма и другие.

Вторая группа материалов в составе музейного собрания — это научно-вспомогательный фонд, в него входят:

  • Предметы, скопированные с подлинников.
  • Предметы и материалы, изготовленные специально для экспозиции музея художниками, мастерами и учащимися (макеты, модели, схемы, карты и другие). Копии обычно делают с архивных, музейных, библиотечных материалов. Иногда копия приобретает значение предмета основного фонда, если она отличается редкостью, если она не тиражирована, если подлинник не сохранился.

Оформление предметов и прав музея на них начинается с Акта приема предметов на постоянное или временное хранение. Работу с музейными материалами облегчают учетные карточки, которые заполняются на каждый поступающий предмет. Они входят в число главных учетно-сохранных документов музея.

Музейная экспозиция

Особое место в экспозиции принадлежит текстам. Они делятся:

  • заглавные,
  • ведущие,
  • пояснительные,
  • этикетаж,
  • указатели

Их задача дать фактические пояснительные сведения об экспонатах, помочь посетителям правильно понять содержание экспозиции.

DSCN1722

Экспозиция посвященная пяти молодогвардейцам — Героям Советского Союза

Ведущий текст аналогичен эпиграфу в литературном произведении, выражает смысловую направленность выставки. Например:

SAM_0263

Пояснительный текст — наравне с экспонатом раскрывает идею экспозиции, является частью сценария экспозиции.

Этикетка — аннотация к отдельному экспонату.

Требования к текстам:

  • конце строк точка не ставится;
  • не рекомендуется перенос слов из строчки в строчку;
  • выравнивание строк производится или по центру, или по правому краю

Одно из требований к экспозиции — не перегружать ее материалами, особенно второстепенными. Стремление поместить все имеющиеся экспонаты приводит к ее перенасыщению и ослабляет эмоциональное воздействие.

Не все музейные материалы могут быть использованы в экспозиции. Оставшиеся экспонаты помещаются в хранилище.

Паспорт музея

Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозициях и хранилище

Главной задачей руководителя музея является обеспечение полной сохранности экспонатов от порчи, хищения. Письменные и изобразительные источники нельзя приклеивать к оборудованию. Для защиты экспонатов от воздействия света следует размещать витрины в той части зала, которая не освещена солнечным светом.

Для создания благоприятного светового режима в экспозиции окна нужно занавешивать плотными шторами светлых тонов. Температурный режим от 18 до 20 С.

Музей желательно обеспечить охранными и противопожарными мерами. Если это первый этаж, то на окнах должны быть железные решетки. Ценные экспонаты следует экспонировать на застекленных и закрытых витринах. Предметы из драгоценных материалов хранить при сигнализации или лучше сдать в государственные музеи.

Деятельность музея

Школьный музея является центром всей воспитательной работы, которая проводятся в образовательном учреждении. Основная деятельность музея сводится к культурно-образовательной работе.

Ведущей формой такой работы является экскурсия. Подготовка и проведение экскурсии даже в школьном музее непростое дело. Оно требует больших знаний и специальных навыков. Поэтому нужно продумать все, когда готовишь ученика к ведению экскурсии.

Сначала вместе с ним изучаешь экспозицию, ее экспонаты, тексты. На их основе с использованием дополнительной литературы при помощи руководителя музея экскурсовод пишет текст своей экскурсии, сдает на проверку. Текст дополняется, после этого ученика слушает сначала руководитель, затем члены Совета музея и только после этого он начинает работу с посетителями музея.

Основные требования к экскурсии:

  • знание содержания по теме и по экспонатам;
  • логическая последовательность в изложении материала, соблюдение маршрута экскурсии;
  • сочетание выразительного, интересного рассказа с показом ведущих экспонатов;
  • эмоциональность и выразительность, культура и грамотность речи.

Добиться этого нелегко, но вполне возможно.

Кроме этого в музее проводятся встречи с ветеранами войны и труда, уроки мужества, сборы присвоения имен героев отрядам наследников, встречи с экскурсоводами разных лет и другие мероприятия.

Таким образом, работа школьного музея сосредотачивается вокруг следующих аспектов:

Очень часто школьные музеи сталкиваются с проблемой поиска материалов для новых экспозиций, а также с нехваткой места для размещения экспонатов и хранения музейных фондов.Эту проблему поможет решить наш проект, который покажет, как можно создать интересную экспозицию музея и организовать виртуальную экскурсию.

Почему эту проблему важно обсуждать и решать

Каждому музею необходимо регулярно пополнять свои фонды с целью привлечения посетителей и повышения собственного статуса. Для школьного музея это особенно актуально.

Целевая группа

Что участие в проекте даст его участникам

Руководитель музея получит возможность обновить каталог экспозиций, включая виртуальные экскурсии в программу посещений музея школы.

Педагоги смогут использовать виртуальную экспозицию на классных часах, родительских собраниях; будут способствовать вовлечению детей в музейную и поисковую деятельность и, возможно, тоже захотят попробовать свои силы в создании нового проекта виртуальной экспозиции или экскурсии.

Учащиеся получат новые знания из страниц истории родного края, смогут проявить себя в роли экскурсовода или организовать поиск материалов для музея.

Родители смогут поучаствовать как в создании виртуальной экскурсии, так и стать постоянными посетителями музейных экспозиций школы.

А главное, все участники проекта смогут проникнуться чувством гордости за богатое культурное наследие своего края, испытать стремление стать носителями общечеловеческих ценностей.

Идея проекта

Использовать возможности и средства ИКТ для создания виртуальной экспозиции.

Цель проекта

Создание виртуальной экспозиции для формирования культурно-образовательного пространства и восстановления утраченных связей с историей родного края.

Описание проекта

Проект подразумевает создание виртуальной экспозиции. В неё могут быть включены:

текстовые документы (например, биография человека, его рассказы, воспоминания о нём современников и потомков; описание истории появления экспонатов в музее, статьи об их исторической ценности и т.д.)

фотографии объекта или субъекта поисковой деятельности (например, портрет человека или фотография объекта, коллективный снимок группы людей или группы объектов, репродукции картин, титульные листы книг, фотографии наград и документов и т.д.)

видеофрагменты и аудиозаписи (например, видеозаписи интервью, фрагменты телевизионных передач, художественных и документальных фильмов, видеозаписи хода поисковой деятельности, видеоклипы, аудиозаписи бесед или монологов, музыкальные mp 3 файлы и т.д.)

ссылки на информационные ресурсы (например, на отдельные страницы рукописей и книг, на сайты других музеев, на интернет сайты и т.д.)

анкета (отзывы об экспозиции музея)

форум (обсуждение экспозиции и обмен впечатлениями о ней)

Проект создаётся командой, в которую входят сотрудники школьного музея, творческая группа учащихся и родителей, а также классные руководители, которые будут помогать в создании интернет-страницы экскурсии, информировать учащихся и родителей о наличии этой страницы, координировать их поисковую деятельность и обучать пользованию страницей.

Этапы проекта

1. Подготовительный этап: определение целей и задач, разработка плана проекта и ожидаемых результатов.

2. Организационный этап: создание школьной команды, распределение обязанностей.

3. Основной этап: определение используемых ресурсов, организация поисковой деятельности, сбор материала, разработка содержания экспозиции.

4. Реализация проекта: создание виртуальной экспозиции.

5. Подведение итогов: оценка проекта.

Ожидаемые результаты проекта

1. Создание виртуальной экскурсии для школьного музея

2. Сплочение всех участников проекта, объединённых общим делом воспитания нравственности и патриотизма нашего поколения, сохранением культурного и исторического наследия своей малой родины

Как будут результаты оцениваться и обсуждаться

Результаты проекта будет оцениваться по активности участников на форуме страницы экскурсии и по отзывам посетителей музея, изложенных в анкете.

План реализации проекта

1. Формирование творческой группы для реализации проекта.

3. Распределение заданий между участниками творческой группы.

4. Поиск, сбор и обработка информации.

5. Размещение материалов на школьном сайте, создание электронной страницы.

6. Создание активных ссылок на информационные ресурсы Интернет, используемые в проекте, а также ссылок на анкету и форум экспозиции.

7. Информирование всех участников образовательного процесса о созданной странице.

8. Обучение всех желающих пользованию страницей.

9. Подведение итогов.

Каким образом осуществляется привлечение участников к проекту

Одним из способов вовлечения участников в проект может быть предварительное обсуждение проблемы, с целью привлечения внимания к ней, убеждение в необходимости её решения, формирование интереса к данной проблеме, осознание важности деятельности каждого участника. Потребность в творческой и поисковой деятельности, а также возможность самореализации и самоутверждения также способствуют вовлечению участников в проект.

Какие риски есть у проекта и как их минимизировать

Отсутствие учащихся и родителей, желающих участвовать в проекте.

Следует разработать план мероприятий для появления устойчивого интереса учащихся и родителей к экспозициям музея школы и возникновения желания участвовать в развитии музея.

Скачивание материалов музея разными пользователями, нарушение авторских прав, потеря оригинальности представленных экспонатов.

Следует позаботиться о наличии свидетельств или подтверждений подлинности экспонатов музея.

Что нужно уметь и знать, чтобы достичь целей

Знать особенности использования современных сетевых сервисов, умение использовать их для практической деятельности.

У каких внешних специалистов и экспертов можно получить консультации

Библиотекари, краеведы, поэты и писатели, коренные жители населённого пункта, работники архивов, педагоги дополнительного образования также могут оказать помощь при создании проекта.



Данный раздел состоит из нескольких экспозиций:






7. Обелиск с фамилиями земляков, павших в боях ВОВ.














Отдельная экспозиция, посвященная 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства.


Хочется похвастаться,что в республиканском конкурсе музеев наш музей признан лучшим школьным краеведческим музеем Республики Мордовия.

Читайте также: