Как сделать экспертизу топлива

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Практически каждому автолюбителю известно, что, если на холостом ходу стучит двигатель, плавают обороты или внезапно увеличивается расход топлива, все это – следствие того, что продукт, которым заправили транспортное средство на АЗС, был некачественным. Говоря о качестве бензина на автозаправках, потребители чаще всего высказывают следующие опасения:

– На АЗС могут залить бензин более низкого сорта: например, АИ-80 вместо АИ-92.

– Характеристики бензина доводят до более высоких показателей при помощи добавления запрещенных антидетонационных присадок, повышающих октановое число.

– Бензин разбавляют водой, чтобы получить больший объем продукта для реализации.

– Бензин зачастую бывает грязным, в нем нередко содержатся различные вредные примеси.

Первые испытания проведены в Ставропольском крае

Первым регионом для отбора проб Роскачество выбрало Ставропольский край. В ближайшее время аналогичные программы пройдут и в других регионах страны.

Испытания были организованы в рамках соглашения о взаимодействии с Росстандартом, в соответствии с методическими рекомендациями по организации и проведению общественного контроля в сфере топливного рынка. Образцы бензина были закуплены сертифицированными экспертами на 26 сетевых и 34 несетевых АЗС Ставропольского края. Исследование проб проводилось в аккредитованной лаборатории на поверенных средствах измерения и аттестованном испытательном оборудовании.

Данный регламент, в частности, устанавливает, какими физико-химическими и эксплуатационными показателями должен обладать бензин, включая значение октанового числа, допустимое содержание в бензине различных химических соединений и элементов, давление насыщенных паров, а также другие параметры, нарушения по которым сказываются на исправной работе автомобиля и впоследствии могут привести к его полной поломке.

Всего бензин был протестирован по 31 показателю.

11.jpg

Что показало исследование, какие нарушения выявлены?

По итогам лабораторных испытаний лишь в семи из 60 образцов обнаружены несоответствия требованиям технического регламента, которые предъявляются к характеристикам топлива. Так, были выявлены следующие нарушения:

  • Несоответствие октанового числа заявленному классу

Октановое число характеризует стойкость бензина к воспламенению под воздействием сжатия: чем это число выше, тем больше давления можно оказать на топливо, не вызывая детонации. Его несоответствие классу бензина может привести к уменьшению КПД двигателя, увеличению расхода топлива и разрушению поршневой группы двигателя. В бензине АИ-92 октановое число должно быть не менее 92 по исследовательскому методу, не менее 83 – по моторному.

  • Превышение допустимой концентрации оксигенатов

Выявлено в пяти образцах, закупленных на АЗС ИП Амаева А. М. (г. Михайловск), АЗС ИП Казаряна Р. В. (г. Ставрополь), двух АЗС ИП Амаева Д. М. (г. Ставрополь), а также на АЗС ИП Магомедова М. Д. (г. Ипатово).

Оксигенаты – кислородсодержащие соединения, которые применяются в качестве высокооктановых компонентов, чтобы расширить ресурсы топлива. Если в двигателе есть резинотехнические изделия, не рассчитанные на топливо с высоким содержанием спиртов, оксигенаты их просто растворят.

Выявлено в трех образцах, закупленных на АЗС ИП Казаряна Р. В. (г. Ставрополь) и двух АЗС ИП Амаева Д. М. (г. Ставрополь).

Высокое содержание кислорода может спровоцировать некорректную работу датчиков расхода воздуха и привести к чрезмерному окислению деталей. Согласно техническому регламенту, массовая доля кислорода в топливе не должна превышать 2,7 процента (норматив установлен для бензина экологических классов К3, К4, К5)

Выявлено во всех семи образцах, закупленных на АЗС ИП Фетисовой С. А. (г. Минеральные Воды), АЗС ИП Подольного Р. Ю. (г. Георгиевск), АЗС ИП Казаряна Р. В. (г. Ставрополь), АЗС ИП Амаева А. М. (г. Михайловск), АЗС ИП Магомедова М. Д. (г. Ипатово) и двух АЗС ИП Амаева Д. М. (г. Ставрополь).

Массовая доля серы, в зависимости от экологического класса топлива, может составлять до 500 мг/кг. Ее превышение сокращает срок службы моторного масла и топливных форсунок, а также оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Все остальные требования технического регламента, предъявляемые к характеристикам топлива, были соблюдены.

Важно: Образцы бензина, в которых обнаружились несоответствия установленным требованиям, в большинстве случаев были закуплены на несетевых АЗС.

В ходе самой закупки бензина были также зафиксированы нарушения регламента Таможенного союза, причем массового характера. Речь идет о той его части, которая устанавливает порядок обращения топлива на рынке (ст. 3 ТР ТС).

Так, на двадцати восьми АЗС по требованию потребителя не были предоставлены копии документа о качестве бензина (паспорта), а на двенадцати – предъявлены устаревшие. Подавляющее большинство таких нарушений – 36 из 40 – были допущены также на несетевых заправках.

Оправданны ли опасения потребителей?

Испытания показали, что на АЗС действительно могут продать бензин с октановым числом, не соответствующим заявленному классу. Однако такое нарушение было выявлено лишь в одном образце.

Также частично подтвердились опасения автовладельцев относительно антидетонационных присадок: оксигенаты, обнаруженные в испытанном бензине, хотя и могут спровоцировать неисправность, не входят в список запрещенных добавок.

Ни воды, ни механических примесей в образцах не обнаружено. При этом повышенное содержание серы, которое было выявлено в семи образцах, не только сказывается на нормальной работе автомобиля, но также негативно влияет на окружающую среду. Информация о нарушениях была передана в Росстандарт, который уже начал проводить проверки.

13

Что делать, если на АЗС заправили плохим бензином?

Нужно делать экспертизу и обращаться в Росстандарт. Причем если водитель покинул АЗС, на которой ему продали некачественный бензин, то процедура станет еще сложнее, ведь придется доказать еще и то, что топливо, вызвавшее поломку, было куплено именно там, а не на какой-то другой автозаправке. Для этого потребуется проведение уже другой экспертизы – на наличие в нем различных примесей и добавок. Проще сделать ремонт автомобиля, – пояснил Сергей Канаев.

Если же водитель не уехал с АЗС, то ему необходимо попросить у оператора пробник бензина, который понадобится для экспертизы, так как осуществить отбор топлива собственными силами в соответствии с утвержденными Росстандартом правилами практически невозможно.

Потому что для самостоятельного отбора проб нужно, во-первых, иметь при себе все необходимое оборудование – специальные емкости, воронки и так далее – и, во-вторых, соблюдать порядок, указанный в методических рекомендациях, – уточнил глава Федерации автовладельцев России

Порядок отбора проб по методичке:

– Пробу следует отбирать максимально открыто, в присутствии представителей АЗС.

– Пробу необходимо разлить в чистую сухую стеклянную тару в соответствии с ГОСТ 2517-2012, заполнив ее не более чем на 90%.

– Затем проба делится на три равные части и опечатывается одноразовыми пластиковыми пломбами.

– Первую часть передают в аккредитованную лабораторию для проведения лабораторных испытаний, вторую – сотруднику АЗС, третью – группе общественного контроля.

– Бутылки с пробами должны быть герметично закупорены пробками или винтовыми крышками с прокладками, не растворяющимися в нефтепродукте, и опломбированы.

– К бутылкам необходимо приклеить этикетки с указанием марки топлива, номера резервуара (колонки), даты и времени отбора, фамилий и инициалов (вместе с подписями) тех, кто отбирал и опечатывал пробу, включая представителя АЗС. Также должны быть указаны номер пробы по Карте учета, номер пломбы, шифр пробы и срок ее хранения, а также обозначен стандарт или технические условия на нефтепродукт.

Подробнее ознакомиться с порядком приобретения и отбора проб можно ЗДЕСЬ.

При этом, как подчеркнул глава Федерации автовладельцев России, все происходящее на АЗС следует фиксировать с помощью фото- и видеосъемки – тогда доказать нарушения будет проще. Запись тем более понадобится, если дело дойдет до суда.

Кроме того, съемка поможет и в том случае, если на АЗС отказываются предоставить по требованию водителя паспорт бензина.

Даже если паспорт предоставят, все равно лучше зафиксировать это на камеру, чтобы потом не произошло никакой подмены, – добавил Сергей Канаев.

12.jpg

Что еще оценивали эксперты во время испытаний

Помимо соответствия октанового числа заявленному классу бензина, а также содержания в нем массовой доли серы, кислорода и оксигенатов, наличия в составе примесей и воды, в ходе исследования изучались и другие параметры бензина, имеющие не меньшее значение.

Характеризует степень испаряемости топлива при определенных температурах. Так, для нормальной работы двигателя составляющие фракции должны находиться в пределах температур перегонки. В противном случае ухудшаются его пусковые свойства, уменьшается развиваемая мощность и возрастает расход топлива.

Данный показатель определяет испаряемость головных фракций бензина и его пусковые качества. Согласно техрегламенту, в летний период давление насыщенных паров должно составлять от 35 до 80 кПа, а в зимний период и межсезонье – от 35 до 100 кПа. Если показатель превышен, это может привести к затрудненному запуску двигателя и образованию паровых пробок в топливной магистрали.

Способность топлива сохранять свои первоначальные свойства и противостоять различным химическим реакциям (главным образом – окислению), которым оно может быть подвергнуто в процессах хранения, транспортировки и применения. Данный параметр бензина зависит прежде всего от наличия в его составе непредельных углеводородов. Эти соединения имеют высокую реакционную способность и легко взаимодействуют с кислородом воздуха, образуя при этом смолистые вещества, которые в камере сгорания при высокой температуре превращаются в твердые отложения – так называемые нагары.

Другие показатели

На образование нагаров влияет в том числе наличие в бензине тетраэтилсвинца (считается, что он отсутствует в составе, если его концентрация составляет менее 2,5 мг/дм). Наличие в бензине марганца и железа также чревато проблемами. Кроме того, содержание в топливе вышеперечисленных элементов периодической таблицы в количестве, превышающем норму, а также несоответствие стандартам объемных долей монометиланилина, бензола, ароматических и олефиновых углеводородов оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Нефтепродукты – это многокомпонентная смесь, состоящая из углеводородов с различными физико-химическими показателями, которые определяют их свойства.

Свойства предельно точно позволяет определить лабораторная экспертиза.

Под ней понимают комплексное исследование продуктов нефтепереработки. Его проводят в лабораториях, в которых установлено специальное оборудование, пользуясь различными методиками.

Дизельное топливо для экспертизы

Дизельное топливо для экспертизы

В Москве и области экспертизу топлива проводят по нескольким параметрам:

  • наличие серы (массовая доля в мг/кг);
  • температура вспышки в градусах (используется закрытый тигель);
  • плотность в кг/м3 при 15 градусах.

Полученные данные позволяют очень точно оценивать параметры исходного сырья и совершенство процесса переработки, качество полученного продукта. Чтобы судить об этом, предлагаем анализ топлива заказать в Москве.

Методы анализа нефтепродуктов и ДТ

Экспертиза топлива в лаборатории

Экспертиза топлива в лаборатории

Их существует несколько:

  • физический;
  • химический
  • физико-химический;
  • специальный.

Физическим методом определяют ряд важных параметров:

  • вязкость топлива;
  • плотность;
  • количество теплоты, выделяемой при сгорании;
  • температуру плавления, возгорания и замерзания.

Также он позволяет определить оптимально подходящие способы получения конечного продукта, к которым принадлежат: перегонка нефти, кристаллизация, ректификация и экстракция.

Химический способ позволяет определить качественный и количественный состав готового продукта. Полученные данные дают возможность оценивать, какие химические элементы, и в каком процентном соотношении, в него входят.

Физико-химический способ подразделяется на:

  • спектральный;
  • электромеханический
  • хроматографический;
  • термический;
  • элементарный углеводородный.

Анализ дизельного топлива необходим для определения эксплуатационных параметров получаемого продукта. В процессе его определяют октановое число (для бензина) и цетановое (для дизтоплива), сортность ГСМ, химическую стабильность при ускоренном окислении, стойкость к детонации.

Как проводиться экспресс анализ

Лаборатория с техникой для экспертизы толпива

Лаборатория с техникой для экспертизы толпива

Часто серьезные исследования, требующие временных и материальных затрат, не приемлемы. Тогда обращаются к экспресс анализу, для которого достаточно всего 1 часа. Понятно, что он менее точен, но в некоторых ситуациях является выходом.

Для проведения оперативных измерений требуется наличие специального оборудования, размеры которого отличаются компактностью. Оно менее дорогостоящее, простое в использовании, мобильное.

Приборы могут быть специализированными, т.е. измеряющими определенный параметр, и универсальными, анализирующими до 100 показателей. Среди них различные анализаторы (кристаллизации, помутнения, застывания).

Для входного контроля незаменимым прибором будет октанометр. Его используют на нефтеперерабатывающих заводах, нефтебазах, АЗС. Предназначены они для максимально точного определения цетанового и октанового чисел. С помощью их возможен эффективный контроль любых добавок, содержащихся в горючем.

Имеются модели, предусматривающие коммуникацию с компьютерами. Они отличаются расширенными функциональными возможностями.

Технология забора проб для экспертизы

Заказчик, решивший сделать тест, должен знать, что забор проб проводится в присутствии его, представителя автосервиса (ремонтной организации) и АЗС. Акт составляется соответственно в 3 экземплярах (для каждого участника процесса). Каждый из них получает пробирку с исследуемым продуктом. Лаборатория исследует свой образец и делает заключение.

Что проверяется при тесте ДТ

В лаборатории находятся эталонные сорта топлива, которые разрешены к использованию. ДТ делится на сорта в зависимости от температуры воздуха, при которой будет использоваться. Исходя из этих критериев, его можно подразделить на:

  • летнее (0˚C);
  • зимнее (при годно для температур до минус 20˚C);
  • арктическое (для очень низких температур — до минус 50 градусов).

Кроме этого, топливо делится на сорта в зависимости от величины температуры помутнения и фильтруемости.

Основными считают следующие:

  • A (температура фильтруемости составляет +5 °С);
  • B;
  • C;
  • D;
  • E;
  • F.

Заказав тест в лаборатории, заказчик получит ответ относительно того, к какой из групп принадлежит топливо.

Важно: Особенность проб состоит в том, что результаты, взятые из только что двигавшегося автомобиля, могут сильно отличаться от тех, которые отобраны из автомобиля, который долго не эксплуатировался, поскольку взвеси, осадки и фракции могли перемешаться при тряске или расслоиться.

Вывод: Для оценки качества топлива необходимо знать хотя бы три наиболее важных параметра:

Проводится независимая экспертиза бензина по решению судебных и следственных органов, по заказу юридических и частных лиц. С ее помощью определяется качество исследуемого образца и решается целый ряд вопросов.

Что решает экспертиза бензина

Основная цель в исследовании бензина заключается в изучении состава топлива. Но вопросы перед экспертами могут стоять разные, их выбор во многом зависит от поставленных заказчиком целей. Решить независимая экспертиза бензина может следующие задачи:

  • определить марку представленного бензина;
  • установить его химический состав;
  • провести анализ смеси бензина и другого топлива;
  • выявить в бензине посторонние жидкости, снижающие его сортность;
  • обнаружить следы бензина на любых предметах;
  • определить степень качества бензина;
  • определить условия и длительность хранения бензина.

Где можно провести экспертизу бензина.

Проведенное в Центре химических экспертиз исследование бензина поможет установить его качественный состав и даст ответы на каждый поставленный вопрос относительно исследуемого образца бензина.


— Комплекс качеств топлива: мутность, цвет, плотность, наличие примесей, наличие влаги, присутствие анаэробов. Ох, как хочется все это знать!
Увы, всё это тоже останется за скобками. В результате проведенного теста мы увидим только вывод о том, похоже ли данное топливо на эталонное.

Теперь вы готовы к подробностям о тесте в лаборатории? Вот они.
Сам по себе тест стоит недорого. Минимально- от 8000 рублей, максимально — 15-20 тысяч.
Теперь вы уже догадываетесь, почему цвет топлива не нормируется.

Цвет не считается сколько-то существенным параметром при тесте. Он вовсе не оценивается.


Ну вот, теперь вы знаете о пробах для лаборатории хотя бы что-то.
И теперь вы чуть лучше понимаете наш способ забора проб для визуального анализа.
И, надеюсь, понимаете, почему мы делаем сами такой простой, без приборов, анализ – и полагаем его обязательным, информативным.
Мы не очень интересуемся, какого сорта топливо.
Мы хотим сделать базовые выводы о его качестве – высоком или низком, и о его качественном составе – фракциях, присадках, примесях, осадках.

Читайте также: