Как сделать эксперимент с картошкой и йодом

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Познакомить с основными компонентами в составе картофеля.

Развивать навыки проведения лабораторных опытов (работать с посудой стеклянной и прозрачной.,с йодом, соблюдать при этом необходимые меры безопасности) и умение работать в группе, обращать внимание на мнение партнёра;

Активизировать и расширять словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Закрепить умение приводить в порядок рабочее место.

1. Беседы об овощах, их роли в жизни человека.

2. уборка картофеля в огороде

4. Чтение литературы по теме (художественная, энциклопедическая)

5. Наблюдение за ростом картофеля.

Материал для занятий.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

Воспитатель: Отлично! Послушайте внимательно и скажите, о каком овоще сказка?

В некотором царстве,
В некотором государстве,
Не на Марсе и не на Луне -
Жила картошечка в земле.
Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришёл картофель в дом!

Из чего он состоит и как болезни победит.

Воспитатель: Вы уже догадались, о каком овоще пойдет речь?

Дети: О картошке.

Я - не репка. Я – Картошка!
Это знает даже кошка.
Всем плодам я голова,
Ясно ведь как дважды два:
Если в супе нет картошки,
Ни к чему брать в руки ложку.
В жарком масле, вот смотри,
Стать могу картошкой фри!
И для чипсов – веришь, нет –
Я – главнейший компонент!

Воспитател.ь А что мы можем с вами приготовить из картофеля

(ответы детей) Картофель - очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд. Его жарят, варят, пекут., делают картофельное пюре, начинки для пирожков. Картофель нужен людям не только для еды. Он хорошее лекарство. Например, если простудился - надо подышать над паром сваренной картошки - и станет легче. А еще сырой картошкой лечат ожоги - вот такой удивительный овощ!

Воспитатель: Ребята, мы же с вами вчера на огороде копали картофель и сегодня мы можем тоже приготовить с вами картофельное пюре .А из картофельного пюре можно сделать начинку для пирожков. Будем готовть? Как раз сегодня в группе Почемучки делают тесто для пирожков .Мы с ними объединимся и состряпаем пирожки .Согласны? что нам нужно для начала сделать с картофелем?

Дети -нам надо его помыть , почистить , положить в кастрюлю с водой и варить. Сделать пюре добавить масло .молоко.

Воспитатель: Молодцы. Давайте наш картофель унесем на кухню и поставим вариться .,а пока картофель варится Ребята, как вы думаете, какие вещества есть в картофеле?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Чтобы это узнать нам нужно пройти в нашу лабораторию. Что делают в лаборатории?

Дети: проводят опыты.

Воспитатель: Но сначала повторим правила поведения в лаборатории.

Правила поведения в лаборатории.

- аккуратно обращаться со стеклянными предметами;

- не брать в руки вещества, помеченные специальным знаком;

- быть предельно аккуратным.

Воспитатель: Приглашаю вас в лабораторию.

(Дети садятся за столы)

Нас здесь встречает знаменитый овощ:

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко,

Ведь правда, вкусная …( картошка).

Воспитатель: Вот она душечка-голубушка.

Воспитатель: Сейчас мы увидим, какие вещества входят в состав картофеля.

Опытно- экспериментальная деятельность :

1) Натереть сырой картофель.

Результат: жидкая кашица.

Вывод: в картофеле есть вода. (Воспитатель вывешивает карточку со знаком вода на мольберт)

2) Натертую картофельную кашицу размешать в воде.

Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?

Результат: вода стала беловатой, мутной; (Почему вода стала мутной?)

Вывод: в воде содержится крахмал и он полностью не растворяется в ней.

3) Воду процеживаем через сито. Даем отстояться в течение часа.

Результат: образуется белый осадок.

Вывод: В картофеле есть белое вещество.

4) Осадок высушиваем, он становится сухим, похожим на муку.

Воспитатель: Знаете, что это? Это крахмал или картофельная мука.

Повторите слово- крахмал.

Вывод: в картофеле есть крахмал.

Воспитатель: Для чего нам нужен крахмал?

Дети: заваривать кисель, крахмалить бельё, использовать в приготовлении многих блюд, масок для красоты.

Общий вывод: из картофеля мы выделили: воду, крахмал.

Воспитатель: Конечно, в картофеле есть и другие полезные вещества, (витамины С, различные микрочастицы). Но чтобы их увидеть, необходима более сложная аппаратура.

Воспитатель: Сейчас у нас в лаборатории перерыв.

Дети: Пословицы и поговорки

  • Картошка да каша – еда наша.
  • Картошку копать, не руками махать.
  • Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.
  • Без труда картошка не родится никогда.
  • Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге.

Но мы еще не все узнали про крахмал. Предлагаю продолжить исследования. Занимайте свои места в лаборатории.

Сравнение крахмала с мукой.

Воспитатель: Как вы думаете, почему крахмал назвали картофельной мукой?

Дети: Потому, что крахмал похож на муку.

Воспитатель: У вас на столе стоят формы с мукой и крахмалом. Сравните эти два вещества с полосками белого цвета.

- Что можно сказать о цвете муки?

Дети: мука желтовата. (Воспитатель в таблице сравнения муки и крахмала отмечает все сходства и различия).

Вывод: мука желтоватого цвета.

Воспитатель: Что можно сказать о цвете крахмала?

Дети: Крахмал белого цвета.

Вывод: Крахмал белого цвета.

Воспитатель: Попробуйте пшеничную муку и картофельный крахмал на ощупь. Что можно сказать об ощущениях, когда трогаем муку?

Дети: Она мягкая.

Вывод: Мука мягкая, не скрипит.

Воспитатель: Что можно сказать об ощущениях, когда мы трогаем крахмал?

Вывод: Крахмал хрустит.

- Что можно сказать о запахе муки?

Дети: мука без запаха.

Вывод: мука не имеет запаха.

- Что можно сказать о запахе крахмала?

Дети: крахмал без запаха.

Вывод: крахмал не имеет запаха.

Воспитатель просит рассказать о результатах сравнения крахмала и муки по схеме 1-2 человек.

Воспитатель: Чтобы узнать содержится ли в продукте крахмал, надо на продукт капнуть йод. Тогда крахмал станет темно-синего цвета. Воспитатель показывает опыт: добавляет в пробирку с крахмалом раствор йода. При этом крахмал становиться темно-синего цвета.

Ребята, что я сейчас сделала? Сформулируйте вывод.

Дети: крахмал при взаимодействии с йодом становится темно-синим.

Воспитатель: Как узнать содержится ли крахмал в других овощах?

Дети: при помощи йода, мы сможем узнать, в каких овощах есть крахмал.

(Воспитатель раздает детям тарелки с нарезанными овощами, баночками с йодом и пипеткой)

Дети проводят опыт: капают йодом на каждый овощ и смотрят, поменял ли йод цвет.

Воспитатель: В каких овощах есть крахмал?

(Окрашивание йодом клубня картофеля в разрезе, сравнить с реакцией йода на другие овощи. Там, где есть крахмал, йод меняет цвет)

Дети: ответы детей.

Вывод: крахмал есть только в картофеле.

Воспитатель: Итак, мы сегодня с вами сделали открытия:

- Картофель состоит из воды и крахмала,

- Крахмал содержится только в картофеле,

- Крахмал при взаимодействии с йодом становиться темно синего цвета.

Воспитатель: Наше картофельное пюре готово и нас приглашают к себе группа Почемучки. Идем стряпать пирожки? Как себя ведем в гостях?

Ручной труд.- изготовление пирожков из дрожжевого теста с начинкой из картофельного пюре.

А пока пекутся пирожки по играем в огородную –хороводную игру

Подведение итогов занятия:

Воспитатель: Что вы нового узнали о картофеле сегодня

Молодцы! Сегодня из вас получились отличные исследователи и пекари .Мне понравились ваши пирожки.

Классический, можно сказать, пример индикаторной химической реакции, связан с использованием йода. Данный опыт настолько прост и нагляден, что его применяют даже в средней школе, на уроках химии и биологии. Если вы не помните, в чём здесь суть, поясним. Берётся обыкновенная картофелина, на которую капают йод. Естественно, не поверх кожуры, а на свежий срез. В результате вы увидите, как этот самый срез наливается густо-синей краской. Что происходит? Ничего особенного, строго говоря. Всего лишь реакция йода и крахмала. Или крахмала и йода (так будет точнее). Одной-единственной капли аптечного раствора йода достаточно для посинения среза картофеля или поверхности кусочка хлеба.

Проверка качества молока: как йод проявляет крахмал

Ценность крахмала неоспорима – это источник углеводов, то есть энергия для работы организма. В пищевой промышленности используется как сгуститель (Е1404) для кетчупа, горчицы или киселя, в производстве рахат-лукума, конфет, драже. Качественная молочная продукция не должна содержать крахмал, если производитель не указывает его в составе. Предлагаем исследовать, действительно ли это так.

Материалы:


Ход работы:

У крахмала есть интересное химическое свойство – при взаимодействии с раствором йода возникает синяя окраска (так реагирует амилоза). Говорят, что йод проявляет даже миллионную часть крахмала в растворе. Открыли этот процесс Жан-Жак Колен и Анри-Франсуа Готье де Клобри в 1814 году.

Картофель содержит 17,5% крахмала. Проверим это. На срез картофеля капнем немного йода. Через несколько секунд увидим, как пятно меняет свой цвет с оранжевого на темно-синий. Таким образом, убедимся, что в картофеле есть крахмал.


Есть ли он в молоке, производитель которого уверяет, что в составе только молоко коровье цельное и молоко обезжиренное? Исследуем. Капнем йод и посмотрим, что произойдет. В нашем опыте йодовое пятно растеклось и осталось оранжево-коричневым. То есть, можно заключить, что молоко искусственно не загущалось крахмалом.


Для полноты эксперимента достаньте все молочные продукты из холодильника и исследуйте их на содержание крахмала. Может случиться, что в густых йогуртах и ​​мороженом йод посинеет — прочтите ингредиенты на упаковке и убедитесь, что производитель указывает наличие крахмала.

В главных ролях – обычный йод и крутые эксперименты с ним.

Сегодняшнее задание состоит из нескольких опытов. Итак, приступим.

Наука и искусство

Советуем застелить стол несколькими слоями бумаги или клеенкой – йод сильно пачкается, особенно трудно контролировать себя в творческом порыве!

1. Возьмите 2-3 картошины и разрежьте их плоскими дольками. Картошка – это ваш холст. Сделайте одухотворенный вид, почешите затылок и… нарисуйте на картошке портреты членов своей команды.


Рисовать на картошке?
Могли бы вы поверить в такое?

2. Обратите внимание: какого цвета йод? А каким он стал на картофельной картине?

Пока мы создаём рисунок, происходит настоящая химическая реакция: йод взаимодействует с крахмалом, содержащимся в картошке, и меняет свой цвет.

3. Зная эту закономерность, ты можешь проверить, в каких ещё продуктах содержится крахмал, а где его нет. Попробуй капнуть йод на белый хлеб, банан (мякоть), сахар, муку, разрезанное яблоко, пшено? Выбери 2-3 продукта из того, что есть дома, расскажи, что получилось.

4. Нарисуйте друг другу татуировки йодом (!уточните у старших научных сотрудников, нет ли у вас аллергии?). Сумейте договориться, чтобы ваши художественные способности и желание хозяина татуировки совпадали. Не закрашивайте рисунок полностью – оставьте только контуры.

5. В течение дня проверяйте, насколько ярким остается изображение. Определите, через какое время оно совсем исчезло. Йодовые рисунки у каждого человека исчезают с разной скоростью: это зависит от того, достаточно ли йода в вашем организме (если рисунок исчез совсем быстро – йода не хватает). Самая популярная татуировка йодом – это йодовая сетка. Считается, что именно так йод лучше всего проникает через кожу и помогает вылечить, например, синяк или ушиб.

6. Этот опыт – настоящая магия. Попробуйте для начала в стакане: в воду капните небольшое количество йода – вода окрасится в коричневый цвет, а затем добавьте тиосульфат натрия и перемешайте – вода мгновенно станет прозрачной! Мамам на заметку: с помощью этого вещества можно вывести свежие пятна йода с любой поверхности.

7. В природе йод обычно существует в виде кристаллов. Однако найти такие кристаллы – большая редкость. И в принципе йод – очень редкое вещество.


А то, что мы видим в аптеках – это спиртовой раствор йода. Название “йод” переводится как “фиалковый/ фиолетовый”. Именно таким его увидел французский химик Бернар Куртуа (в одной из химических реакций у него выделился йод в виде фиолетового пара).

Чемпионы по содержанию йода – морская вода и различные морские существа и водоросли.

8. Ответьте на вопросы.

Для родителей:

1) Постарайтесь принять участие в серии опытов и отметьте для себя, что лично вам понравилось больше всего в процессе? Возможно, это связано с научными особенностями эксперимента, а, возможно, с взаимодействием с участниками, поделитесь.

2) Какая часть эксперимента тебе понравилась больше всего?

3) Расскажи научный процесс, который происходил в этот момент, как ты его понял?

Что потребуется для седьмого задания?

 Принтер и бумага, чтобы распечатать материалы или карандаш, чтобы их перерисовать.

 Шерстяные или любые другие нитки,

С нетерпением жду ваши картины, мой удивительные ученики!


Читайте также: