Как сделать экскурсию по городу пример

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 04.10.2024

Первый вопрос при планировании культурно-познавательного отдыха — быть гиду или не быть. С одной стороны, экскурсовод предлагает уже продуманный маршрут и дает некую гарантию, что никто не потеряется, а с другой, — справедливо требует за свои услуги деньги и ограничивает тур временными и территориальными рамками.

Достопримечательности без гида: под другим ракурсом

  • Языковой барьер. За рубежом без знания языка вам придется искать альтернативные способы коммуникации с местными. Совсем без нее не обойдется.
  • Отсутствие рассказчика. Толковый экскурсовод — это как выигрыш в лотерею, но в данном случае вы не участвуете в раздаче. На все вопросы будет отвечать Гугл.
  • Свободное плавание. Пожалуй, самый глобальный пункт. В то время как у гида расписан план на весь день, у вас есть только интернет, карта и собственные ноги.

Альтернативы экскурсоводу и подготовка к прогулке

Когда сам себе хозяин, всегда приятно. Даже если этот статус сопряжен с ответственностью за планирование отдыха. Гид позволяет расслабиться и ни о чем не думать, но это не сравнится с чувством свободы и настоящим духом путешествия, витающим вокруг на протяжении всего тура. Они бесценны. Чтобы не попасть впросак и доказать самим себе, что вы и без проводника вполне состоявшийся турист, нужно лишь правильно подготовиться и учесть несколько важных нюансов.

  • Заранее продумайте, какие достопримечательности и места хотите посетить. Посмотрите фотографии и отзывы, убедитесь, что графики работы совпадают с планами, и составьте подробный маршрут с таймингом, чтобы все успеть.
  • Почитайте блоги путешественников либо посмотрите видеоотчеты на Ютубе. Оттуда вы сможете почерпнуть полезные советы конкретно для того города, в который направляетесь, узнать, куда стоит идти, а от чего лучше отказаться.
  • Выбирайте удобную спортивную обувь. Это главное правило пешей экскурсии. Даже о небольших каблуках не может быть и речи. Если есть проблемы с положением стопы, обязательно используйте ортопедические стельки для обуви.

Ортопедические стельки для обуви

  • Скачайте трэвел-приложения: путеводитель Triposo, офлайн-гиды Sygic Travel или Redigo, и, конечно же, Google Translate. С ними вы построите нужный маршрут, найдете хороший ресторан и сможете донести до официанта свои пожелания.
  • Используйте аудиогид, чтобы сэкономить на экскурсоводах в музеях. Этот цифровой помощник не только озвучит информацию об экспонатах не хуже живого рассказчика, но и избавит от необходимости толпиться в группе туристов.

Для кого самостоятельная экскурсия не подходит

Вы знаете себя лучше, чем кто-либо другой, поэтому должны отдавать себе отчет в том, на что идете. Незнакомые города, да еще и с чужим языком, неподготовленного человека сбивают с толку. Для кого-то тяжело начать разговор с прохожим, а кто-то даже с картой плохо ориентируется на местности. Хорошенько проанализируйте свои коммуникативные навыки, степень находчивости и пространственной памяти, прежде чем оказаться посреди новых домов и лиц и в итоге не знать, что с этим делать.

1-й лист — титульный. На нем указываются следующие данные:

Руководитель туристского предприятия

Ф.И.О., дата, печать

Методическая разработка экскурсии

(для какой аудитории: массовой и др.)

Вид экскурсии (в соответствии с классификацией)

Цель экскурсии Задачи экскурсии

Маршрут экскурсии (кратко основные пункты)

2-й и последующие листы оформляются в виде таблицы.

Наименование подтем и перечень основных вопросов, раскрывающих тему

Место посадки в автобус и место начала экскурсии могут не совпадать. Место посадки согласовывается с заказчиком. Обычно посадка производится вблизи от предприятия или учебного заведения, где работают или учатся экскурсанты, около станции метро, на вокзале, в порту и т. п. Расстояние до места начала экскурсии может быть большим, тем не менее, экскурсия должна начинаться неподалеку от тех объектов, на которых будет раскрываться первая подтема. Если проезд до первого объекта достаточно продолжителен, экскурсовод озвучивает организационную часть введения, дает общую характеристику города, характеристику его природно-географического положения, населения, исторических этапов, общее и особенное в культуре города и др.

На примере технологической карты, составляемой для проведения обзорной экскурсии по Санкт-Петербургу, покажем, каким образом необходимые данные заносятся в таблицу (табл. 5).

Образец оформления технологической карты экскурсии (на примере фрагмента технологической карты к обзорной экскурсии по городу)

Первый вопрос при планировании культурно-познавательного отдыха — быть гиду или не быть. С одной стороны, экскурсовод предлагает уже продуманный маршрут и дает некую гарантию, что никто не потеряется, а с другой, — справедливо требует за свои услуги деньги и ограничивает тур временными и территориальными рамками.

Достопримечательности без гида: под другим ракурсом

  • Языковой барьер. За рубежом без знания языка вам придется искать альтернативные способы коммуникации с местными. Совсем без нее не обойдется.
  • Отсутствие рассказчика. Толковый экскурсовод — это как выигрыш в лотерею, но в данном случае вы не участвуете в раздаче. На все вопросы будет отвечать Гугл.
  • Свободное плавание. Пожалуй, самый глобальный пункт. В то время как у гида расписан план на весь день, у вас есть только интернет, карта и собственные ноги.

Альтернативы экскурсоводу и подготовка к прогулке

Когда сам себе хозяин, всегда приятно. Даже если этот статус сопряжен с ответственностью за планирование отдыха. Гид позволяет расслабиться и ни о чем не думать, но это не сравнится с чувством свободы и настоящим духом путешествия, витающим вокруг на протяжении всего тура. Они бесценны. Чтобы не попасть впросак и доказать самим себе, что вы и без проводника вполне состоявшийся турист, нужно лишь правильно подготовиться и учесть несколько важных нюансов.

  • Заранее продумайте, какие достопримечательности и места хотите посетить. Посмотрите фотографии и отзывы, убедитесь, что графики работы совпадают с планами, и составьте подробный маршрут с таймингом, чтобы все успеть.
  • Почитайте блоги путешественников либо посмотрите видеоотчеты на Ютубе. Оттуда вы сможете почерпнуть полезные советы конкретно для того города, в который направляетесь, узнать, куда стоит идти, а от чего лучше отказаться.
  • Выбирайте удобную спортивную обувь. Это главное правило пешей экскурсии. Даже о небольших каблуках не может быть и речи. Если есть проблемы с положением стопы, обязательно используйте ортопедические стельки для обуви.

Ортопедические стельки для обуви

  • Скачайте трэвел-приложения: путеводитель Triposo, офлайн-гиды Sygic Travel или Redigo, и, конечно же, Google Translate. С ними вы построите нужный маршрут, найдете хороший ресторан и сможете донести до официанта свои пожелания.
  • Используйте аудиогид, чтобы сэкономить на экскурсоводах в музеях. Этот цифровой помощник не только озвучит информацию об экспонатах не хуже живого рассказчика, но и избавит от необходимости толпиться в группе туристов.

Для кого самостоятельная экскурсия не подходит

Вы знаете себя лучше, чем кто-либо другой, поэтому должны отдавать себе отчет в том, на что идете. Незнакомые города, да еще и с чужим языком, неподготовленного человека сбивают с толку. Для кого-то тяжело начать разговор с прохожим, а кто-то даже с картой плохо ориентируется на местности. Хорошенько проанализируйте свои коммуникативные навыки, степень находчивости и пространственной памяти, прежде чем оказаться посреди новых домов и лиц и в итоге не знать, что с этим делать.

Характеристика основных этапов разработки экскурсий, требования к данному процессу. Определение цели и задач экскурсии, выбор тематики, отбор и исследование, обход объектов, составление маршрута, подготовка контрольного текста, комплектование портфеля.

Рубрика Спорт и туризм
Вид лекция
Язык русский
Дата добавления 08.09.2013
Размер файла 19,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Разработка экскурсий

экскурсия маршрут портфель

Разработка экскурсий состоит из следующих этапов:

1) Предварительная работа - подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т.е. процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии). Одновременно с этим проходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.

2) Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуального текста.

3) Заключительная ступень - прием (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте.

В простейшем виде схема всех экскурсий, независимо от темы, вида и формы проведения, одинакова: вступление, основная часть, заключение.

Вступление, как правило, состоит из двух частей:

1) организационной (знакомство с экскурсионной группой и инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в пути и поведения на маршруте);

Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем. Которые должны быть раскрыты на объектах и объединены темой. Количество подтем экскурсии обычно от 5 до 12. При этом важным для создания экскурсии является подбор объектов таким образом, чтобы были только те объекты, которые помогали бы раскрыть содержание темы экскурсии, причем в определенной дозировке по времени и в зависимости от значимости той или иной подтемы в данной экскурсии.

Заключение, как и вступление, не связано с экскурсионными объектами. Оно должно занимать по времени 5 - 7 минут и состоять из двух частей. Первая - итог основного содержания экскурсии, вывод о теме, реализующей цель экскурсии. Вторая - информация о других экскурсиях, которые могут расширить и углубить данную тему. Заключение так же важно, как и вступление, и основная часть.

Непосредственная разработка экскурсий.

1) Определение цели и задач экскурсии.

Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организовано вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии - это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели. Назовем несколько целей: воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно - полезному труду, к другим народам, эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т.д. Задачи экскурсии - достичь целей путем раскрытия ее темы.

Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсий. Каждая экскурсии должна иметь свою четко определенную тему.

Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет раскрыта с наибольшей полнотой и убедительностью. Группировка тем лежит в основе существующей классификации экскурсий.

3) Отбор литературы и составление библиографии.

В ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка - определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста. Перечень литературы размножается в нескольких экземплярах для удобства в работе группы и тех экскурсоводов, которые в будущем будут готовиться к проведению экскурсий по данной теме. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы.

4) Отбор и изучение экскурсионных объектов.

Показ объектов является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.

В настоящее время на государственном учете находится свыше 150 тыс. памятников истории, археологии, культуры, а в музеях страны хранится около 40 млн. экспонатов.

Экскурсионные объекты классифицируются:

-) по содержанию - одноплановые (произведения живописи) и многоплановые (архитектурный ансамбль).

-) по функциональному назначению - основные, которые служат основой для раскрытия подтем, и дополнительные, показываемые во время переездов между основными объектами в ходе логических переходов в рассказе.

-) по степени сохранности - полностью сохранившиеся, дошедшие до наших дней со значительными изменениями, частично сохранившиеся, утраченные.

Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:

-) познавательная ценность - связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии.

-) известность объекта, его популярность среди населения.

-) необычность (экзотичность) объекта. Имеется в виду особенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения.

-) выразительность объекта, т.е. Внешняя выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой - зданиями, сооружениями, природой.

-) сохранность объекта. Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовленности к показу экскурсантам.

-) местонахождение объекта. При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобства подъезда к нему, пригодность дороги для авто транспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.

5) Составление маршрута экскурсии

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличие площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полному раскрытию темы.

Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, - организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов: хронологический, тематический, тематико-хронологический.

Объекты, в зависимости от своей роли в экскурсии, могут быть использованы как основные и дополнительные.

Основные объекты подвергаются более глубокому анализу, на них раскрываются подтемы экскурсии.

Показ дополнительных объектов, как правило, осуществляется при переездах экскурсионной группы и не занимает главенствующего положения.

Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:

-) наличие доступности объекта;

-) переход или переезд между объектами не должен занимать 10 - 15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе;

-) наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных, и мест парковки транспортных средств.

Разработка автобусного маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта и схемы маршрута, расчета километража и времени использования автотранспорта.

6) Объезд (обход) маршрута.

Объезд (обход) маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы. При организации объезда (обхода) маршрута ставятся задачи: ознакомиться с планировкой трассы, уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы, освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок, провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса, а также уточнить продолжительность экскурсии в целом, проверить целесообразность использования намеченных объектов показа выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы, выбрать методику ознакомления с объектом. в целях безопасности передвижения туристов по маршруту выявить потенциально опасные места и принять меры.

7) Подготовка контрольного текста экскурсии

Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов.

Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации о теме, литературный язык.

Текст экскурсии составляется творческой группой при разработке новой темы и выполняет контрольные функции. Это означает, что каждый экскурсовод должен строить свой рассказ с учетом требований данного текста (контрольного текста).

Контрольный текст в большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала. Этот текст не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объектов. Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалов, являющимся основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему. Используя положения и выводы, которые содержатся в контрольном тексте, экскурсовод строит свой индивидуальный текст. На основе контрольного текста могут быть созданы варианты экскурсий на ту же тему, в том числе для детей и взрослых.

В целях облегчения работы по созданию таких вариантов в контрольный текст могут быть включены материалы, связанные с объектами, подтемами и основными вопросами, не вошедшими в маршрут данной экскурсии.

Помимо материалов для рассказа экскурсовода в контрольный текст включают материалы, которые должны составить содержание вступительного слова и заключения экскурсии, а также логических переходов.

В экскурсиях бывает необходимость показать фотографии людей, которые имеют отношение к этому объекту или событиям, связанным с ним.

Более убедительной экскурсию делает демонстрация копий подлинных документов, рукописей, литературных произведений, о которых рассказывает экскурсовод.

И еще одна важная задача наглядных пособий на экскурсии - дать зрительное представление об объекте.

9) Определение методических приемов проведения экскурсии

Успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа. Выбор того или иного методического приема диктуется задачами, поставленными перед экскурсией, информационной насыщенности конкретного объекта.

Работа творческой группы на этом этапе состоит из нескольких частей: отбора наиболее эффективных методических приемов для освещения подтем, методических приемов, которые рекомендуются в зависимости от экскурсионной аудитории (взрослые, дети), времени проведения экскурсии, особенностей показа; определение приемов сохранения внимания экскурсантов и активизации процесса восприятия экскурсионного материала; выработки рекомендаций по использованию выразительных средств в речи экскурсовода; отбора правил техники ведения экскурсии. Не менее важно определить технологию использования методических приемов.

10) Составление методической разработки

Методическая разработка - документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Методическая разработка излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Она дисциплинирует экскурсовода и должна отвечать следующим требованиям: показать экскурсоводу пути для раскрытия темы; вооружить его наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа; содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии; учитывать интересы определенной группы экскурсантов; соединять показ и рассказ в единое целое.

Методическая разработка составляется на каждую тему экскурсии, в том числе и при дифференцированном подходе к подготовке и проведению экскурсии. В вариантах методической разработки находят отражение возрастные, профессиональные и другие интересы экскурсантов, особенности методики ее проведения.

11) Составление индивидуального текста.

Экскурсионная практика исходит из того, что основой рассказа экскурсовода является индивидуальный текст, который определяет последовательность и полноту изложения мыслей, помогает экскурсоводу строить свой рассказ. Такой текст каждый экскурсовод составляет самостоятельно. Основой для индивидуального текста является контрольный текст.

У всех индивидуальных текстов при наличии хорошего контрольного текста будет идентичное содержание, но различные обороты речи, разные слова, различная последовательность в рассказе, могут быть даже разные факты, подтверждающие одно и тоже положение. Естественно, что все экскурсоводы, находясь у одного и того же объекта, будут говорить одно и тоже.

12) Прием (сдача) экскурсий.

Подобные документы

Экскурсионная методика, отбор и изучение экскурсионных объектов. Составление маршрута экскурсии, его объезд (обход) и подготовка контрольного теста. Методические приемы показа. Комплектование "портфеля экскурсовода". Прием и техника проведения экскурсии.

курсовая работа [76,6 K], добавлен 26.06.2011

Специфика подготовки и этапы разработки экскурсии. Подготовка контрольного текста и выбор методических приемов проведения. Комплектование "портфеля" экскурсовода. Составление методической разработки. Рекомендации по технике проведения экскурсии.

курсовая работа [4,3 M], добавлен 17.05.2012

Понятие и сущность экскурсии. Технология подготовки, методика и техника проведения. Сущность основных этапов разработки экскурсионной программы. Определение цели и задач, выбор темы, отбор и изучение экскурсионных объектов, составление маршрута.

курсовая работа [52,7 K], добавлен 20.08.2008

Этапы, методы разработки и подготовки экскурсии. Требования технологической карты экскурсии и порядок ее составления. Культура речи экскурсовода. Методические приемы показа. Экскурсии военно-патриотической тематики. Организация музейных экскурсий.

шпаргалка [58,2 K], добавлен 19.12.2011

Аспекты экскурсионной методики. Выбор темы, отбор методической литературы и экскурсионных объектов. Составление маршрута и текста экскурсии. Включение в текст экскурсии логических переходов. Рецензирование текста и методической разработки экскурсии.

Читайте также: