Как сделать экологический проект

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

слайд 1
Преподаватель-методист Ткаченко Т. В.
Цели:
- Экологическое воспитание;
- Вовлечение студентов в экологическую деятельность;
- Формирование активной личности.

Задачи:
- Ознакомиться с источниками загрязнения атмосферы;
- Изучить влияние загрязнителей на здоровье человека;
- Рассмотреть методы борьбы с загрязнением атмосферы;
- Внести посильный вклад в борьбу за чистоту атмосферного воздуха.

Содержание
1. Предисловие
2. Вступление.
3. Основные положения проекта.
4. Этапы реализации проекта.
5. Источники.

Цели проекта:
- формирование личности, которая способна сознательно, творчески, активно влиять на окружающий мир;
- привитие студентам инициативы, самостоятельности, веры в свои силы;
- содействие формированию активной жизненной позиции;
- осуществление просветительской работы в области экологии;
- привлечение студентов к практической деятельности по решению проблем окружающей среды местного значения.

Задачи проекта:
Ознакомить студентов:
- с источниками и видами загрязнения атмосферного воздуха, в том числе в Кривом Роге;
- негативными явлениями и процессами, которые происходят в атмосфере в связи с ее загрязнением;
- влиянием загрязнителей на окружающую среду и здоровье человека;
- мероприятиями по охране воздуха от загрязнения;
- законом Украины об охране атмосферного воздуха.

Научить студентов:
- самостоятельно прорабатывать материал с помощью учебников, дополнительной литературы, средств массовой информации, электронных пособий и видеоматериалов;
- исследовать экологические проблемы и определять свое отношение к ним;
- работать творчески, индивидуально и в группе;
- планировать свою деятельность;
- реализовывать на практике свой план действий;
- контактировать с представителями разных организаций, средствами массовой информации, гражданами;
- представлять результаты собственной деятельности и оценивать ее.

Методы реализации

В основу экологического проекта положена методика педагогического сотрудничества и интерактивные методы учебы:
- поисковая работа; - исследовательская аобота;
- наблюдение; - индивидуальное и групповое сотрудничество;
- мозговой штурм; - работа со статистическими материалами;
- анализ ситуаций; - пирамида (круг) идей или дерево решений;
- займи позицию; - постановка проблемной ситуации;
- опорные схемы; - элементы тренинга, тестирование;
- экспресс-анкета; - самостоятельная работа;
- использование авторской песни и поэзии (суггестивное обучение);
- использование информационных технологий;

Помощь взрослых
Такая форма деятельности студентов нуждается в квалифицированной и постоянной помощи преподавателя, который выступает в роли руководителя-консультанта, советчика. К проекту также привлечены родители, представители экологической службы города, служащие санстанции, которые принимают участие в проекте на правах консультантов и экспертов.

Преподаватель помогает в:
- планировании деятельности;
- выборе оптимальных способов решения проблемы;
- прогнозировании результатов деятельности;
- приобретении опыта деловой коммуникации;
- сравнении полученных результатов с запланированными;
- поиске источников информации;
- объективной оценке деятельности.

Другие взрослые помогают в:
- сборе материалов;
- обработке статистических данных;
- анализе информации.

Ожидаемые результаты проекта:
- рост экологического сознания;
- активная гражданская позиция;

- знание проблем атмосферы, которые возникли под воздействием антропогенных факторов, в том числе в нашем городе;
- знание мероприятий по борьбе с загрязнением атмосферного воздуха;
- знание Закона об охране воздушного бассейна;
- озеленение территории колледжа;
- высаживание саженцев крымской сосны и дуба в Широковском лесничестве;
- осознание необходимости экологического выбора;
- понимание ценности и неповторимости природной среды, отношения к природе, как к живому существу;
- умение находить правильные решения для улучшения экологической ситуации;
- умение сопоставлять возможности и интересы;
- навыки эффективного общения, участия в жизни общества;
- навыки владения методикой проведения деловых встреч;
- распространение экологических знаний среди жителей города;
- рост самостоятельности, инициативности, развитие креативного мышления;
- развитие творческих способностей.

В процессе работы над проектом у студентов формируются навыки и практические умения, а именно:
- креативное мышление (умение оценивать разные источники информации под критическим углом зрения, различать правдивую информацию, преодолевать стереотипы и предубеждения, находить нестандартне пути решения проблем);
- навыки сотрудничества (умение сотрудничать с другими участниками в процессе общего выполнения заданий и поиска выходов из проблемных ситуаций);
- перспективное видение, развитие воображения (умение представлять более благоприятное состояние окружающей среды в будущем и желание его улучить);
- толерантность (навыки взвешенного решения проблем);
- общественная активность (эффективное сотрудничество с жителями города); - коммуникативность (овладение культурой общения, языковой этикой, обогащение словарного запаса);
- понимание того, что одно большое дело состоит из многих маленьких, и каждый человек может влиять на глобальные процессы.

Мотивация проекта:
- возможность творческой самореализации;
- осознание собственной нужности в деятельности, направленной на защиту и сохранение природы;
- чувство ответственности за свою гражданскую позицию;
- возможность улучшения экологической ситуации, красоты природы;
- осознание значения охраны и сохранения природы;
- понимание связи здоровья человека с факторами окружающей среды;
- получение удовлетворения от успешного достижения поставленной цели.

Преподаватель помогает студентам:
- понять актуальность выбранной проблемы;
- знакомит студентов с сутью проектной технологии, объясняет характер работы, ее цель;
- мотивирует студентов к последующей деятельности через приобретение необходимых в жизни знаний и навыков (сделать хорошее дело, быть сознательным гражданином, вести просветительскую и практическую работу, направленную на улучшение экологической ситуации).

Качественная реализация проекта в большой мере зависит от предыдущей подготовки и компетентности студентов, то есть наличия у них определенных знаний и умений, а также их желания активно работать.
С целью подготовки студентов к будущей деятельности целесообразно определить круг вопросов для сбора информации:
- негативные процессы в атмосфере планеты, их причины и проявления;
- источники загрязнения атмосферного воздуха в нашем городе;
- основные загрязнители воздуха и их влияние на окружающую среду и здоровье людей;
- мероприятия по борьбе с загрязнением воздуха, в том числе в нашем городе;
- возможные виды деятельности, направленные на внесение собственного вклада в решение проблем.

Целью работы на этом этапе является сбор информации, которая разносторонне характеризует проблему и доказывает ее актуальность.

Для этого необходимо:
- определить возможные источники информации;
- определить территорию реализации проекта;
- выбрать методы исследования и поиска информации;
- разделить обязанности относительно сбора и проработки информации;
- разделиться на исследовательские группы;
- ознакомиться с правилами сбора информации;
- ознакомиться с технологией проведения опроса и анкетирования. слайд 3

Цель этапа – определить способ решения проблемы, выбор форм и методов работы, планирование деятельности.

Студенты раздавали обращения и экологические памятки жителям города, расклеивали листовки, проводили анкетирование.

Цель этапа: - обработка и оформление результатов выполнения проекта:
- представление результатов выполненной работы во время подведения итогов;
- использование собранных материалов во время проведения конференции.

Во время открытого занятия студенты:
- выступают, знакомя аудиторию с результатами исследования проблемы (теоретическим материалом);
- проводят тренинг, тестирование;
- показывают презентации, создают стенной и электронный варианты газеты;
- исполняют авторские песни и стихотворения, написанные по теме проекта;
- собирают папку с материалами выполненной работы;
- для резерва времени используется материал газеты «Экологический досуг.

Участие в посадке новых участков леса в Широковском лесничестве и озеленении территории колледжа, города

Цель этапа: принять непосредственное личное участие в озеленении города и возобновлении площади лесных насаждений.

слайд 10
Оценка результативности проекта

Цель этапа:
- исследование общественного мнения об актуальности и целесообразности проекта;
- оценивание результатов, учитывая начальные цели;
- обобщение полученного опыта, определение позитивных достижений и недостатков;
- обсуждение, во время которого студенты должны были оценить проектную деятельность в целом и личный взнос каждого в общее дело;
- рефлексия: впечатление от участия в проекте.

ГИМН ЭКОЛОГА слова и музыка Ткаченко Т. В.
Припев: Эколог отвечает за весь мир,
За нашу уязвимую планету,
И слышит крик встревоженный эфир:
- О, человечность, где ты, где ты, где ты?

Планета наша в космосе одна,
Второй такой мы до сих пор не знаем,
И синь небес, и моря глубина,
Прекрасны – все мы это понимаем.
Простор лесов, и шелест трав степных,
И птичий пилотаж безумно сложный,
Мы любим, только с каждым годом их
Всё меньше – разве это не тревожно?
Припев:
Прекрасны горы, реки и поля,
Планета их любовно создавала,
Но вот смертельно ранена Земля,
Остановитесь, что же вам всё мало!
Над Фукусимой плавится закат,
И льды полярные безмолвно тают,
Бьет колокол Чернобыля в набат,
Вглядитесь же – природа умирает!

Сегодня во всех школах есть обязательное направление работы – это организация проектной и исследовательской деятельности школьников. Подобная деятельность имеет ряд важных достоинств, позволяя формировать навыки проектного мышления, самопрезентации, давая возможность углубленного изучения конкретных тем или областей знания.

Однако надо быть честными и признать, что организация проектных работ дело хлопотливое и непростое. Особенно сложно сделать качественные проекты в начальной школе.

В 6-10 лет дети просто не обладают умением самостоятельной работы, а значит, от учителей и воспитателей требуется много ресурса. Поэтому очень часто проектная деятельность сводится к изготовлению поделок или к докладам, которые дети должны подготовить вместе с родителями.

Но ведь проектная работа – это совсем другое, это не реферат или поделка и даже не пересказ экскурсии! Проектная работа – это поиск учащимся решения, это ответ на поставленный вопрос, это сбор и анализ информации, это гипотеза и эксперимент для ее подтверждения. Конечно, в начальной школе все это сделать особенно сложно в силу психофизиологических особенностей участников. Но сложно - это не значит невозможно!

Вместе со своими коллегами из разных образовательных программ мы разработали список идей проектных работ по природоведению и экологии для начальной школы. Эти идеи позволят проводить именно проектные работы, но при этом в рамках, посильных младшешкольникам. Вот что у нас получилось!

Через эти работы ребята не только потренируются в простейшем варианте делать проекты, но и получат информацию, которая позволит им самим стать экологичнее: осознать важность переработки отходов, узнать про привычки ресурсосбережения, увлечься темой сохранения природы и бережного использования вещей и материалов.

Эколого-биологический центр

Эколого-биологический центр "Крестовский остров"

Лидер дополнительного эколого-биологического образования детей

Эколого-биологический центр

Эколого-биологический центр "Крестовский остров"

Лидер дополнительного эколого-биологического образования детей

Эколого-биологический центр

Эколого-биологический центр "Крестовский остров"

Лидер дополнительного эколого-биологического образования детей

Эколого-биологический центр

Эколого-биологический центр "Крестовский остров"

Эколого-биологический центр "Крестовский остров"

Эколого-биологический центр

Эколого-биологический центр "Крестовский остров"

Лидер дополнительного эколого-биологического образования детей

Эколого-биологический центр

Эколого-биологический центр "Крестовский остров"

Лидер дополнительного эколого-биологического образования детей

Эколого-биологический центр

Эколого-биологический центр "Крестовский остров"

Лидер дополнительного эколого-биологического образования детей

Эколого-биологический центр

Эколого-биологический центр "Крестовский остров"

Лидер дополнительного эколого-биологического образования детей

Эколого-биологический центр

Эколого-биологический центр "Крестовский остров"

Лидер дополнительного эколого-биологического образования детей

Эколого-биологический центр

Эколого-биологический центр "Крестовский остров"

Лидер дополнительного эколого-биологического образования детей

Экологический проект

Экологический проект – выполненная и оформленная участником олимпиады работа по решению какой-либо экологической проблемы: улучшению состояния окружающей среды, экономии и сбережению ресурсов, охране природы, редких и уязвимых видов, информированию населения об экологическом состоянии среды обитания, повышению уровня экологической культуры населения, развитию ресурсосберегающих технологий, внедрению на практике идей устойчивого развития и т. п. Выполнение экологического проекта – обязательное условие участия школьника в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по экологии.

Помните, что экологический проект – не то же самое, что исследовательская работа! Экологический проект должен быть направлен на решение экологической проблемы, причем прямо или косвенно связанной с человеком и его деятельностью.

Выбор темы

Первым важным шагом при написании экологического проекта является выбор темы. О том, как грамотно это сделать, Вы можете прочитать в презентации А. В. Полоскина.

Если Вы не можете самостоятельно определиться с темой экологического проекта, но принимаете участие в олимпиаде, вы можете воспользоваться примерным перечнем возможных тем) и провести исследование по предложенным в данном документе методикам. Помните, что работа не должна быть реферативной!

Оформление результатов

Общие принципы оформления экологического проекта и советы структуре текста Вы можете найти в презентации Е. В. Ашик. Экологический проект должен быть представлен в оргкомитет олимпиады в распечатанном и переплетенном виде (формат А4, объем до 50 страниц). Оценку текста проекта жюри регионального этапа олимпиады проходит в соответствии с критериями.

Участвующий в олимпиаде по экологии проект, вне зависимости от выбранной Вами темы, состоит из нескольких блоков.

1. Титульный лист

Титульный лист должен содержать следующую информацию:

  1. Наименование учреждения (учреждений), где был выполнен данный проект;
  2. Название проекта;
  3. Фамилию, имя, отчество автора;
  4. Название образовательного учреждения и класс обучения автора проекта;
  5. Фамилию, имя, отчество, место работы и должность руководителя или руководителей проекта;
  6. Год выполнения проекта.

2. Введение

Это краткое описание выбранной Вами экологической проблемы и возможных экологических рисков, на снижение которых направлен проект, обоснование актуальности проекта, его цель и поставленные для достижения этой цели задачи.

3. Обзор литературы

Вряд ли выбранная Вами тема исследования интересна исключительно Вам. Возможно, кто-то уже добился результатов в этой области, а может быть, другие школьники уже занимались подобными проектами. Заранее изучите этот вопрос, воспользовавшись различной литературой (научные статьи, сборники, тезисы конференций и т. п.), посмотрите, что уже сделано по данной проблематике.

4. Материалы и методы исследования

В данном разделе подробно опишите ход выполнения Вашего проекта. Укажите, где, в какие сроки и кем он был выполнен, если исследование состояло из нескольких этапов, опишите подробнее эту информацию. Подберите описание объектов и района исследования (какие-либо качественные или количественные показатели), а также методы, которые Вы использовали для достижения поставленной цели, постарайтесь объяснить, почему именно эти, а не другие методы были использованы. Если Вы статистически обрабатывали данные, то укажите и это, представьте формулы или назовите компьютерные программы, которыми Вы воспользовались.

4. Результаты и обсуждения

Раздел включает в себя четко сформулированные результаты исследования. Старайтесь подкреплять значения графическими объектами (графиками, гистограммами, фотографиями). Объясните полученные результаты с Вашей точки зрения, то есть почему данные получились именно такими, какие факторы повлияли, что это может означать, как полученные результаты сопоставляются с уже имеющимися в литературе.

5. Заключение и выводы

Выводы Вашего исследования должны быть конкретными, соответствовать задачам. Помните, что ознакомление с литературой или формулировка выводов — не являются выводами! Нет необходимости переписывать текст из предыдущих глав, выводы — новые умозаключения, обобщающие полученные результаты.

Заключение включает в себя оценку теоретической и практической значимости работы, в нем Вы подтверждаете или опровергаете поставленную гипотезу (если она была).

6. Мероприятия по снижению экологического риска (проектная часть)

Расскажите в данной главе о том, что было сделано Вами для снижения экологического риска, о котором говорилось еще во введении. Это могут быть какие-либо разработки (проекты систем, сооружений и т. п.), просветительские проекты (планы школьных уроков, классных часов, брошюры, атласы, маршруты экскурсий) или же социальные проекты (планы мероприятий и отчеты к ним, обращения в органы местного самоуправления и т. п.).

Объясните, как можно практически использовать результаты Вашего проекта.

7. Список использованной литературы.

Перечислите все источники, которыми Вы воспользовались. Обратите внимание, что на каждый пункт в списке должна быть ссылка в тексте проекта! Для грамотного оформления списка литературы мы рекомендуем пользоваться сайтом Google Scholar.

8. Приложения

Защита экологического проекта

Защита экологического проекта проводится в виде доклада автора проекта результатов своей работы (проекта) перед жюри. Доклад проводится в рамках открытой конференции и подразумевает возможность задачи автору вопросов по теме проекта.

Доклад сопровождается презентацией, выполненной автором в виде файла ppt, pptx, pdf (лучше сохранять сразу в нескольких форматах и на нескольких носителях).

На доклад автору предоставляется 7 минут, за которые он должен успеть донести до слушателей основные моменты своего проекта: проблематику, цель, задачи, методику, а также основные результаты, выводы и мероприятия по снижению экологического риска. Предпочтительно использовать как можно больше иллюстративного материала, то есть не обязательно отображать все полученные данные в виде чисел и таблиц, если их можно представить в виде графика.

В презентации НЕ должно быть больших блоков текста. Допускается использование слайдов, содержащих исключительно текстовую информацию, только для представления названия работы, целей и задач, а также выводов. Остальные слайды должны содержать по большей части графическую информацию.

Все надписи в презентации должны быть сделаны крупным шрифтом, чтобы их было видно даже с задних рядов (размер шрифта должен быть не меньше 24-го кегля, в том числе в подписях к картинкам; для заголовков слайдов — не меньше 40-го).

Не забывайте, что каждая фотография имеет своего автора! Поэтому проследите, чтобы у каждой фотографии была подпись (фамилия автора фото или сайт).


О конкурсе

Вместе со своими учителями дети и подростки, ученики 7-11 классов, исследуют экологическую ситуацию там, где живут — у себя в городе, на своей улице или в своей школе. Они работают в командах и изучают качество воды и воздуха, потребление энергии, проблемы растительного и животного мира, обращение с мусором.

Им помогают учителя немецкого языка, биологии, экологии, химии, физики и географии. Школьники предлагают конкретные идеи по защите окружающей среды, проводят акции, направленные на привлечение внимания общественности к данной проблеме.

В 2019 году было выбрано 13 проектов-победителей.


— Мы верим в то, что окружающую среду можно спасти, используя экологические традиции. Если человеку понятен смысл традиций, то со временем он начнет проявлять чувствительность к природе и заботиться о ней. В большей степени речь идет о населении республики Мордовия, которому мы хотим напомнить об этноэкологических традициях.

Кроме того, мы хотим изменить их отношение к природе и таким образом научить их ценить ее. В основном это касается младшего поколения, так как они забывают о существовании этого важного элемента нашей культуры.

Мы провели исследование физико-химических свойств родниковой воды в окрестностях города Саранска, Республики Мордовия и изучили отношения мордовского народа к лесу, дали рекомендации людям, как правильно вести себя на лесных курортах.


— Некачественные и непрочные мусорные баки нашего города привели к глобальной катастрофе. Разбросанный повсюду мусор, в котором содержатся много бактерий, стал пищей для многих животных (коров и т.д.). Эти бактерии попадают и в наш организм.

Для того, чтобы это предотвратить, нашему населению нужно позаботиться о чистоте в нашем городе и быть внимательней. Мы предлагаем установить более стабильные мусорные баки и таким образом спасти здоровье наших жителей.


— Неправильная утилизация просроченных лекарств может привести к загрязнению окружающей среды медицинскими веществами, которые в последствии попадают в питьевую воду. Причиной этому является некачественная фильтрация в водопроводных станциях.

Этот факт доказан даже наукой, поэтому с помощью нашего проекта мы бы хотели проанализировать данный факт с помощью экспериментов. Кроме этого, нам было бы интересно узнать, как влияют медицинские вещества на человеческий организм и здоровье.

В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что люди совершают чрезмерную покупку лекарств, которые впоследствии являются излишними. Мы хотим донести до нашего общества, как правильно избавляться от просроченных медикаментов и найти эффективное решение этой проблемы.


Мы провели эксперимент, который показал нам положительные качества гидропоники и его недостатки. Мы хотим украсить нашу Сибирь и начнем с нашей школы!


— Парк Царицыно является одним из самых любимых парков местных жителей. В этом парке у нас есть возможность не только погулять, но еще и поплавать в прудах. Этот парк очень важен для экологической системы нашего района. К сожалению, наши студенты не вполне осознают, насколько важным является бережное отношение к природе в больших городах.

Мы хотим определить экологическое состояние парка Царицыно с помощью исследования воды в прудах и исходя из наших итогов определить причины загрязнения окружающей среды.

Чтобы наш парк оставался чистым, мы выдвинули несколько предложений: уборка парка (не менее 2 раз в год), наблюдение и контроль за экологической ситуацией в парке.


— На сегодняшний день представить жизнь без пластика достаточно сложно, но его существование очень вредит окружающей среде и природе. Над этой проблемой мы работаем достаточно долго, а в рамках проекта Umwelt macht Schule мы бы хотели более детально вникнуть в эту тему. В нашей школьной лаборатории была разработана альтернатива пластику.


— Негативные последствия высыхания Аральского моря так же актуальны и для нашего региона. Качество воздуха и воды в нашем регионе очень плохое. Ученые доказали, что в воздухе и воде содержится очень много соли, которая вызывает болезни и причиняет вред природе.

Для решения проблемы мы предлагаем: экономить воду и использовать дождевую воду для хозяйства (например, поливать ей огород). Кроме того, необходимо заменить водопроводные трубы, так как на протяжении долгого времени их не очищали.


— Экотуризм является новым отраслью бизнеса в нашем Тупкараганском районе. Развитию экотуризма в нашем районе нужно уделить много внимания. С помощью нашего проекта мы хотим узнать, является ли развитие экотуризма перспективным и возможным.

Мы пришли к выводу, что Мангистауский район, включая Тупкараган, отличается от других населенных пунктов и имеет шанс на развитие экотуризма. Исходя из этого мы хотим, чтобы наше население держало в чистоте природную красоту нашей родины и не причиняло вред окружающей среде.


— Мы заметили, что ученики не соблюдают чистоту в классе и оставляют за собой много мусора после уроков. При этом наши контейнеры для мусора в школьном дворе остаются пустыми, так как ими никто не пользуется.

С помощью этого проекта мы хотим показать, что мусор можно и нужно разделять. Помимо этого, мы хотели бы рассказать о существовании Upcycling. Мы донесли информацию о нашей деятельности до СМИ и надеемся на успех.


— Будучи городскими жителями, мы редко сталкиваемся с природой и не всегда знаем, как растут растения, которые мы употребляем в пищу каждый день, например капуста.

Благодаря проекту мы не только поработали волонтерами на ферме, сажая капусту, но и изучили процессы ферментации и научились готовить одно из традиционных немецких блюд – квашеную капусту (Sauerkraut).

В наших планах – пиар-кампания за здоровый образ жизни и употребление экологичных региональных продуктов, которую мы собираемся финансировать за счет продаж приготовленной нами квашеной капусты.


— Наша цель - рассказать учащимся о современном мире, проблемах производства и экономии энергии, о системе энергоснабжения, а также найти решение этим глобальным проблемам.

Школьники должны уметь распознать реальность наносимого ущерба природе и научиться уважать окружающую среду. К тому же мы хотим научить их ценить и бережно относиться к природе, так как в наше время тема энергии стала как никогда актуальной.

Каждый из нас понимает, что энергобезопасность – важное условие стабильного развития нашего государства.


— Уже много лет пластиковый мусор можно найти как в море, так и на пляже. Мы считаем, что так не может продолжаться и хотим это изменить с помощью распространения информации о защите моря.

Наш проект был успешен не только в Китае, но и в Германии, чем мы очень гордимся.


— За последние три года сельское хозяйство западной Грузии сильно пострадало из-за распространения щитников (клопов), которые уничтожили большие площади сельскохозяйственной продукции, такой как орехи, овощи и фрукты.

В результате, как население, так и сельское хозяйство понесло огромные потери. С этой актуальной проблемой и о путях её решения мы бы хотели ознакомить население нашей деревни. Нашим достижением после исследования, стало сокращение огромного количества клопов, что способствует развитию сельскохозяйственного производства и экологической чистоте продуктов.

Также наши учащиеся овладели новыми знаниями и получили навыки в решении проблем, а большинство жителей деревни ознакомились с применяемыми методами борьбы с вредителями.

Читайте также: