Как сделать экологический проект в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

В ходе опытной работы в детском саду была выявлена роль детского экспериментирования, которое важно не только для развития познавательных процессов и мыслительных операций, но и для формирования самостоятельности, постановки цели, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

Общение с природой воспитывает у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, простором полей, - у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир.

Цель: формировать бережное отношение к природе посредством расширения представлений об окружающем мире на основе ближайшего природного окружения.

Тип: исследовательский.

Продолжительность: среднесрочный.

Участники: дети, воспитатели, родители.

• Знакомить детей с живой и неживой природой, воспитывая осознанное, бережное отношения к ней.

• Уточнять, систематизировать и расширять знания детей о растениях, животных и явлениях природы.

• Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе. Осознание себя, как части природы.

• Формировать умение проявлять познавательную и продуктивную инициативу.

• Развивать мышление, воображение, связную речь детей.

• Развивать эмоционально-доброжелательное и положительное отношение к живым объектам и осознанного отношения к себе, как активному субъекту окружающего мира.

• Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.

• Воспитывать уважительное отношение ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.

• Подвести к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира, к пониманию самоценности природы.

• Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.

Ожидаемый результат для детей:

• Повышение уровня сформированности экологических знаний детей.

• Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, развитие познавательной активности детей.

• Участие воспитанников в акциях, тематических мероприятиях, конкурсах рисунков, фотоконкурсах.

• Обобщение и распространение результатов работы по теме проекта среди педагогических работников детского сада.

• Создание пособий и методического материала.

Сроки реализации:

1. Подготовительный с 25.03.2019г по 29.03.2019г;

2. Внедренческий с 01.04.2019г по 11.04.2019г;

3. Завершающий с 12.04.2019г по 10.05.2019г.

I этап. Подготовительный

• Рассматривание репродукций картин художников, иллюстраций в книгах.

• Наблюдение за живыми и неживыми объектами природы.

• Чтение произведений художественной литературы по теме:

сказки о животных.

• Чтение стихов о природе, явлениях природы, отгадывание загадок.

• Работа с детьми по ознакомлению с природой родного края.

• Экскурсии, наблюдения в природе.

II этап. Внедренческий

План реализации проекта:

t1585074578aa.jpg

t1585074578ab.jpg

t1585074578ac.jpg
t1585074578ad.jpg

t1585074578ae.jpg
t1585074578af.jpg

t1585074578ag.jpg

- Исследовательская деятельность по выявлению свойств почвы, воды, песка.

t1585074578ah.jpg

t1585074578ai.jpg

- Исследовательская деятельность. Вредители сада и огорода : бабочка- капустница.

t1585074578al.jpg

t1585074578am.jpg
t1585074578an.jpg

- Рассматривание и обсуждение картин и иллюстраций с природой России.

t1585074578ao.jpg

t1585074578ap.jpg

t1585074578aq.jpg

t1585074578ar.jpg

t1585074578as.jpg

t1585074578at.jpg

t1585074578au.jpg

t1585074578av.jpg

- Наблюдение за развитием и цветением растений

t1585074578aw.jpg
t1585074578ax.jpg

III этап. Итог

Продукт проектной деятельности:

-

t1585074578ba.jpg

- огород на подоконнике;

t1585074578bb.jpg

- дидактические игры и пособия о природе родного края;

t1585074578bc.jpg

t1585074578bd.jpg

t1585074578be.jpg

t1585074578bf.jpg

t1585074578bg.jpg
t1585074578bh.jpg

- Сотрудничество с драмкружком из ДЮЦ им. Титова и инсценировка сказки о животных.

t1585074578bi.jpg

t1585074578bj.jpg

t1585074578bk.jpg

t1585074578bl.jpg
t1585074578bm.jpg

t1585074578bn.jpg
t1585074578bo.jpg

t1585074578bp.jpg
t1585074578bq.jpg

- Разметка и посадка фруктового сада

t1585074578br.jpg
t1585074578bs.jpg

t1585074578bt.jpg
t1585074578bu.jpg

- сформированы начала экологической культуры у детей;

- сформировано осознанное, правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

- дети учатся практическим действиям по охране природы;

- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Цель экологического воспитания — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

• эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

• условия развития, включая общение, игру, а также получение новых впечатлений.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми, чуткими, внимательными и заботливыми, научить любить природу.

Список литературы

2. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Под. Ред. Н.Н. Подьякова, Ф.А.Сохина. М.: Гардарики, 1988

4. Шорыгина Т.А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2008. (Вместе с детьми)

5. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

7. Николаева С.Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004

8. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подгот. группы дет. сада: пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения / С. Н. Николаева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005

9. Лопатина А. А. Сказки о цветах и деревьях: сказки / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - Москва: Издательство Духовной Литературы, 2000 : ил. - (Книга для занятий по духовному воспитанию ; кн. 7). - Библиогр.:


Долгосрочный проект в ДОУ "Эколята-дошколята" рассчитан на формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

Подробнее о проекте:


Автор долгосрочного проекта в старшей группе ДОУ "Эколята-дошколята" рассчитывает на привитие ребёнку знаний об окружающей его природе, проведение с детьми исследования разнообразия животного и растительного мира его малой родины, что позволит дошкольникам продемонстрировать неповторимость, величие, силу и красоту природы. Педагогическая разработка способствует выполнения требований ФГОС ДО и должностной инструкции воспитателя ДОУ по профстандарту, развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы воспитанниками дошкольного образовательного учреждения.

Педагогический творческий проект в ДОУ "Эколята-дошколята" позволит расширить общий кругозор детей и способствовать развитию их творческих способностей, помогает ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром, способствует воспитанию у детей потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Оглавление

Проект в детском саду "Эколята - дошколята"

Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.

В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству.

Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта.

Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации.

Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия.

Цель: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи:

  • дать ребёнку знания об окружающей его Природе,
  • познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины,
  • показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
  • способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
  • помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
  • расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
  • помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром; разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
  • способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития. Проект представляет собой комплекс игровых мероприятий, заданий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к Природе.

С детьми проводятся тематические занятия, которые всесторонне способствуют формированию у ребёнка культуры природолюбия, осознания того, что он может стать настоящим другом природы. Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды.

эколята 1

Прогнозируемые результаты: формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия; повышение общей культуры ребёнка; формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде; развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности; расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.

Задачи проекта решаются путём:

  • беседа;
  • прослушивание тематических сказок и рассказов;
  • обсуждение;
  • задание и игра;
  • викторина;
  • просмотр фрагментов фильма или телевизионной передачи;
  • конкурс;
  • праздник;
  • тематическое мероприятие;
  • тематическое оформление помещения;
  • прогулка и работа на природе;
  • наблюдение; проведение опыта;
  • экскурсия.

Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники среднего и старшего дошкольного возраста.

Срок реализации проекта: май-август 2019 года.

2-й этап – июнь-август 2020 года:

Реализация мероприятий:

3-й этап – август 2020 года:

Оформление стенгазеты в группах детского сада по результатам проекта. Создание видеоролика групп по итогам проекта и презентация на родительских собраниях.


Проведенные мероприятия в рамках данного проекта, позволили объединить всех участников образовательных отношений одной деятельностью. На участках появились новые цветники, игровое оборудование, сделанное родителями и детьми. Воспитанники с активным желанием включались во все мероприятия проекта, желая помочь героям Эколятам-дошколятам. Во время бесед дети подробнее узнали о происхождении и жизни растений и животных, об уходе за ними и необходимыми условиями для их роста, развития, цветения и размножения.

После проведённых педагогами практических игровых занятий с детьми, индивидуальных поручений по дежурству в уголке природы и на прогулке, дети с большим удовольствием заботятся о растениях в группе и на участке, подкармливают птиц на прогулке, с большей ответственностью относятся к разным поручениям. Во время трудовой деятельности по уходу за цветами, дети чаще делятся своими впечатлениями с воспитателем, друг с другом, рассказывают о том, как помогают своим родителям в уходе за домашними цветами.

Экологическая культура дошкольника может быть сформирована в постоянном общении с природными объектами. В дошкольном возрасте проявляется живой интерес и развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему природному миру.

Слова: Зотова Татьяна Владимировна
Музыка: Дзреев Игорь Сергеевич

1 Куплет:
Ярко светит солнце в чистом небе, Весело в горах журчат ручьи,
На опушке леса возле ели, Трели звонко тянут соловьи.
Красотой Природа нас пленяет, Силы, вдохновение дает,
Чудесами сильно удивляет, Но лишь тех, ее кто бережет!
Припев:
Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Богатства земли молодые наследники,
На страже природы стоим ты и я!
Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Оберегаем и любим природу,
Чтобы жизнь сохранить на планете Земля.
2 куплет
Оглянись вокруг и ты увидишь, Каждый день наполнен волшебством,
Радуга, туман и белый иней, Или дождик за твоим окном.
Бесценный дар надежно охраняем, Природы тишину, ее покой,
Если искренне природу любим, Значит, любим Родину с тобой.
Припев:
Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Богатства земли молодые наследники,
На страже природы стоим ты и я!
Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Оберегаем и любим природу,
Чтобы жизнь сохранить на планете Земля.

Краткосрочные экологические проекты в старших группах детских садов

В дошкольном возрасте закладываются основные личностные качества. Малыши начинают осознавать себя как часть мира. Процесс освоения природной среды состоит из познания, гуманного отношения, осознанного поведения. Формированию этих трех составляющих способствует проектный метод.

Цели и задачи проектов по экологии в ДОУ

Проектная деятельность активизирует познавательное и творческое развитие дошкольников, формирует личностные качества. Целью экологического воспитания является развитие личности через непрерывное накопление опыта общения с природной средой. Воспитанник самостоятельно накапливает опыт и получает направление дальнейшего интеллектуального и социального развития.


Научная конференция в рамках проектной деятельности

Педагог ставит перед собой задачи формировать:

  • навыки поисково-познавательной, исследовательской деятельности;
  • бережное отношение к миру.

Экологический проект в подготовительной группе отличается целями, формами работы.


Воспитанники 6–7 лет имеют исследовательский опыт и элементарные знания об окружающей среде. Более продвинутые могут выбирать проблемы для проектов самостоятельно.

Организация экологических проектов

Для экологических проектов в разных группах предпочтительно выбирать темы, касающиеся родного края. Наблюдения и эксперименты, которые проводят в реальных условиях, принесут больше пользы, чем те, о которых малыш посмотрит видео или прочитает в книге. Развитие проектной деятельности проходит три возрастных этапа.

В младших группах

Начало первого этапа относится к возрасту 3–4 лет. Поисковая деятельность естественна для малышей. Они познают мир, им все интересно. Начиная с трехлетнего возраста, используют такой вид работы как экологический проект. Ведущая роль еще принадлежит взрослому. Педагоги обычно выбирают практико-ориентированные, игровые проекты. Экологическое образование начинают с ближайшего окружения. Пусть малыши рассмотрят, какие цветы растут на их клумбе, понаблюдают за насекомыми. В 3–4 года любая мелочь, встретившаяся на улице, — это открытие.

  • рассказ взрослого;
  • беседа;
  • экскурсия;
  • наблюдение;
  • прогулка;
  • чтение книг;
  • рассматривание фотографий, картинок, репродукций;
  • просмотр видеофильмов;
  • знакомство с народным фольклором.

В условиях детского сада для воспитанников 3–4 лет выбирают групповые проекты.

В средних группах

Второй этап начинается с четырехлетнего возраста. Воспитанники становятся более самостоятельными, усложняются и цели проекта. Жизненный опыт еще не позволяет проявлять самостоятельность в выборе проблемы, деятельность идет на подражательно-исполнительном уровне.


Для старших групп

К старшему возрасту накапливается социальный опыт, воспитанники начинают сотрудничать между собой. Приходит время для парных проектов. На психологическом уровне происходят заметные изменения: появляется способность самоконтроля, импульсивные побуждения становятся реже, развивается самооценка.

В старшей группе используются разные типы проектов:

  • исследовательские;
  • творческие;
  • ролевые.

Важно! Экологический проект в старшей группе предусматривает организационную инициативу со стороны воспитанников.


Экскурсия с Красной Шапочкой

В подготовительных группах

Третий этап развития проектной деятельности относится к подготовительной группе. Он характеризуется высоким уровнем интереса, что обусловлено развитием познавательных способностей и черт личности. Активность взрослого уступает место поддержке детской инициативы. Взрослый создает условия для самостоятельной деятельности воспитанников, организует познавательное пространство.

Проект по экологии в подготовительной группе имеет большое значение для развития личности воспитанников, так как предусматривает формирование представлений о взаимосвязи природной среды и человека.

Обратите внимание! Проектная деятельность имеет общественно-полезную значимость. Работа по изготовлению кормушек позволит покормить зимой птиц. В план могут быть включены такие мероприятия как выпуск листовок, чтение стихов, конкурс рисунков.


В проектах большое внимание уделяется научной основе. Можно коснуться таких вопросов: откуда берутся микробы? Какой вред от сточных вод? Что такое лед? Что такое север и юг?

Результатом проектной деятельности в подготовительной группе должно стать следующее:

  • понимание взаимосвязей в природной среде;
  • бережное отношение к окружающему миру;
  • сформированность элементарных экологических знаний и культуры поведения;
  • создание единого образовательного пространства по экологическому образованию.

Виды экологических проектов в детском саду

По продолжительности проекты делятся на несколько типов. При этом учитывается возраст участников, исследуемая проблема.

Краткосрочный

  • познавательное развитие ( беседы, экскурсии);
  • социально-коммуникативное (игры);
  • речевое (заучивание стихов);
  • физическое (прогулки);
  • художественно-эстетическое (утренники).

Обратите внимание! В качестве наглядности удобно использовать презентации по исследуемой проблеме. Мероприятия по защите домашних проектов приветствуются во многих детских садах.

Долгосрочный

Исследование крупной проблемы требует много времени. Воплощать их лучше со старшими воспитанниками, которые имеют навыки работы над проектом.


В ходе работы воспитанники получат новые знания о культурных, дикорастущих, лекарственных растениях. У них сформируются умения по уходу за рассадой, будет развиваться наблюдательность, чувство ответственности.

Сетевые проекты

Возрастает практико-ориентированная значимость мероприятий. Такая форма работы дает возможность для создания базы новой модели экологического образования, каковым является экологическое движение. Есть возможность увидеть свое учреждение на фоне других организаций.

Материалы для экологических проектов с учетом ФГОС


Формированием осознанного отношения к природной среде следует заниматься с дошкольного возраста. Включение воспитанников в активное взаимодействие с окружающим миром влияет на формирование таких качеств личности как ответственность за завтрашний день, за свою родину и семью.


Формирование экологического сознания, экологической культуры мировоззрения личности в целом должна стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.

Содержимое разработки

1. Концепция проекта

Экономика области испытывает необходимость во внедрении новейших природоохранительных технологий. Эффективность природоохранительных мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения, особенно актуально это для подрастающего поколения.

Формирование экологического сознания, экологической культуры мировоззрения личности в целом должна стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.

При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Настоящей работой необходимо обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения, которая существует в любом промышленном городе, воспитания трудолюбия, любознательности, желанию постоянно открывать что-то новое, исследовать и экспериментировать.

Формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно-поисковую деятельность детей. Создать условия, раскрывающие интеллектуальную и творческую потенциальность дошкольников, ориентированную на экологическое воспитание.

- прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, формировать к ней бережное отношение;

- воспитывать любовь к Родине, расширять кругозор, передавая знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края;

- познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты;

- учить видеть красоту природы;

- учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать по двум основаниям;

- развивать умение связно и последовательно составлять рассказ по мнемосхеме, обогащать словарный запас;

- развивать логическое мышление, внимание, память;

- воспитывать желание беречь природу, любовь к родному краю;

- учить работать в команде, закреплять умение осуществлять взаимопроверку.

1.4. Формы и методы работы:

- продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, лепка, аппликация, опыты, ручной труд;

- чтение художественной литературы;

- театрализованная деятельность и праздники;

- наблюдения в уголке природы и на прогулке;

- организация труда в уголке природы, на участке, на огороде;

- разные формы бесед;

- работа с календарем природы, дневником наблюдения, журналом опытов;

- подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;

- взаимодействие с семьей;

- рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий, альбомов;

1.5. Направление работы:

- развитие логического мышления;

- развитие коммуникативных качеств у детей;

- обобщение представлений о природе;

- пробуждение воображения и фантазии;

- пробуждение интереса к природе.

1.6. Целевая аудитория

– подготовительная группы, дошкольники.

1.7. Период выполнения проекта

1.8. Прогнозируемый результат:

- создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по экологическому воспитанию;

- становление готовности детей самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях;

- диагностика, где дети покажут свои знания;

- умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;

- освоение знаний об экологии родного края;

- расширение знаний детей с правилами поведения на природе;

- формирование на основе духовного, экологического, нравственного и личного отношения к действительности.

2. Планирование проекта

Содержание работы над проектом по этапам

(Содержание деятельности. Сроки выполнения. Участники)

1-й этап – подготовительный

1. Составление плана по реализации проекта. Сентябрь. Воспитатель.

3. Создание и оформление экологической тропы. Сентябрь - октябрь. Воспитатель, дети.

5. Подобрать запрещающие знаки в обращении с природой, схемы в помощь детям для рассказывания. Сентябрь. Воспитатель.

8. Трудовая деятельность: полив цветника и огорода, уборка участка, помощь дворнику, сбор и засушка семян, листьев, цветков, соцветий, трав, корешков для оформления гербария и поделок. Сентябрь-октябрь. Воспитатель, родители, дети.

9. Подобрать художественную литературу для чтения, пересказывания, заучивания, картины. Сентябрь. Воспитатель.

10. Провести 1-й этап диагностики. 25-29 сентября. Воспитатель.

2-й этап – деятельный

Непосредственно образовательная деятельность:

Творческие работы:

Развлечение:

Наблюдения по плану. Сентябрь-февраль. Воспитатель, дети.

Опыты в вечернее время. Сентябрь-февраль. Воспитатель, дети.

Игры по желанию детей, в свободное от занятий время. Сентябрь-февраль. Воспитатель, дети.

Работа с родителями

1. Оформление родительских уголков по сезонам и месяцам (папки-передвижки). Сентябрь-февраль. Воспитатель, родители.

2. Оформление родительских уголков на экологические темы:

Сентябрь-февраль. Воспитатель, родители.

3. Родительские собрания:

3-й этап – заключительный

3. Заключительный этап диагностики. 1-15 февраля. Воспитатель, дети.

3. При реализации данного проекта получены следующие выводы:

Ожидаемые результаты:

1. Сформировались глубокие знания о том, что исключение из природной цепи одного живого или неживого элемента может привести к исчезновению видов, разрушениям и катаклизмам.

2. Сформировались начальные природоведческие, природоохранительные знания, умения сопереживать бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности).

3. Сформировались первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.

4. Познакомились с запрещающими и разрешающими экологическими знаками.

5. Расширились перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей.

6. Повысилось ответственное отношение детей к окружающей среде и к своему здоровью.

7. Дети научились грамотно защищать природу и бороться за ее сохранение, через практическую общественную деятельность.

8. У детей появился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Научились различать живую природу (растения, животные, грибы, человека) и неживую природу (воздух, почву, воду). Ребята узнали особенности природы родного края.

9. У ребят сформировалось стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

10. Дети уверенно отличают и называют характерные признаки разных времен года. Могут объяснить причины смены времени года.

11. Узнали значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.

12. Узнали значение воздуха в жизни живых объектов природы.

13. Исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.

14. Узнали много интересного о жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений лесов, лугов, полей и сада, комнатных растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; учатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада.

15. Дети закрепили представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят сформировались представления о том, что нельзя делить объекты природы на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

16. Сформированы навыки ухода за растениями в уголке природы.

17. Научились вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:

- все живые организмы имеют равное право на жизнь;

- в природе все взаимосвязано;

- в природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.

18. Многие дети научились проводить простые и сложные опыты, исследовать объекты природы, с пользой для себя занимаются поисковой деятельностью.

19. Ребята гуманно обращаются со всеми объектами природы и соблюдают правила безопасности на природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.

20. К экологическому проекту были привлечены родители. Экологическое просвещение родителей дает больший плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

- повысился уровень экологического сознания;

- сформировались знания и умения целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.

Перспектива дальнейшего развития проекта

Все то, что было достигнуто и создано при реализации данного проекта, приведено в систему и активно используется в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду. Для полной реализации проекта необходимо реализовать еще ряд мероприятий, которые требуют в свою очередь и финансовые затраты.

Приложение 1

Методические рекомендации для 1-го этапа работы с детьми

- Н. Минский. Листопад;

- С. М. Гробецкий. Первый снег;

- Н. Стачнева. Осенняя гамма;

- А. Толстой. Осень;

- А. Блинов. Последний листок;

- И. Бунин. Первый снег;

- Н. Никитин. Встреча зимы;

- К. Бальмонт. Снежинка;

- Н. Грибачев. Ну, морозы;

- А. Яшин. Покормите птиц;

- С. Есенин. Пороша. Заметает пурга. Заколдован невидимкой;

- С. Маршак. Это – снежная страница. Вьюга. Снежная пурга;

- З. Александрова. До свидания, зима;

- А. Плещеев. Осень наступила;

- Н. Некрасов. Перед дождем.

- Г. Скребицкий. Четыре художника. Осень;

- Н. Павлова. Путешествие капелек с воздухом. Деревня зимой. Самая зимостойкая яблоня;

- В. Бианки. Синичкин календарь. Месяц белых троп. Первый снег;

- К. Ушинский. Почему опустел лес. Проказы старухи-зимы. Ветер и солнце;

- Н. Сладков. Зимний запас;

- М. Пришвин. Рябинкам холодно. Рябинки краснеют;

- Д. Мамин-Сибиряк. Серая шейка;

- С. Маршак. 12 месяцев;

- П. Бажов. Серебряное копытце;

- В. Одоевский. Мороз Иванович;

- Русские народные. Лисичка-сестричка и серый волк. Мороз, солнце и ветер. Снегурочка;

- Сербская. Почему у месяца нет платья.

- Ванн Гог. Картофель. Корзина с яблоками.

- М. Кончаловский. Поднос и овощи.

- М. Коровин. Цветы и фрукты.

- И. Машков. Натюрморт с фруктами.

- М. Сарьян. Осенние цветы.

- Л. Бродский. Опавшие листья. Лес зимой в снегу. Осенний туман.

- Ф. Васильев. Перед дождем.

- А. Герасимов. После дождя.

- И. Грабль. Осенний день. Февральская лазурь. Зимний пейзаж.

- И. Левитан. Осенний день. Осень. Золотая осень.

- В. А. Цыплаков. Ока зимой.

- А. Саврасов. Перелет птиц. Зимний пейзаж. Иней.

- И. Шишкин. Сосны, освещенные солнцем.

- Б. Щербаков. Вихри грозовые.

- К. Юон. Лыжники, конец зимы.

Дидактический материал в картинках под редакцией И. П. Нагибиной. «Времена года в городе, деревне, в природе.

Приложение 2

Методические рекомендации ко 2-ому этапу проекта

- Центр песка и воды;

- Комнатные растения и картотека к ним;

- Оборудование для ухода за растениями;

- Дневник и журнал наблюдений;

- Зона коллекций (семян, ракушек, камней, гербарий);

- Природный материал (чернозём, песок, камни);

- Гербарий Астраханской области.

- Материалы для детского экспериментирования (стаканчики, палочки, пробирки, воронки, лупы, магниты и т. д.);

- Познавательная литература о природе;

- Литература по уходу за животными;

- Подбор картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям;

Экологический театр: костюмы, атрибуты, маски для экологических инсценировок.

Территория детского сада:

- Игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр;

- Различные виды деревьев (тополь, ель, береза, орех, клен, вяз, ветла);

- Различные виды цветов, кустарники, овощные культуры (свекла, картофель, горох, морковь, ягоды (черная смородина, земляника);

- Может ли растение дышать?

- Есть ли у растения органы дыхания?

- Нужен ли корешкам воздух?

- Почему цветы осенью вянут?

- Что есть в почве?

- Что у нас под ногами?

Работа с родителями:

1. Подборка информационно-наглядного материала по месяцам, временам года.

2. Оформление материала на экологические темы.

3. Родительские собрания на экологические темы.

4. Сезонные выставки работ детей с родителями.

Проведение оценки усвоения программного материала

Оценка уровня усвоения программного материала по экологическому воспитанию в нашем саду осуществляется по 3-х балльной системе:

1 балл – низкий уровень

2 балл – средний уровень

3 балл – высокий уровень

Уровень усвоения программного материала по экологическому воспитанию на начальном этапе показал следующие результаты:

- растения – 2,5 балла (83%)

Домашние – 2,7 баллов (88%)

Дикие – 2,7 баллов (88%)

- человек – 2,5 баллов (83%)

- состояния погоды – 2,5 баллов (83%)

- неживая природа – 2,5 баллов (83%)

Итоговый балл – 2,6 балла (86%)

Конечный результат показал повышение уровня усвоения программного материала:

- растения – 2,8 балла (90%)

Домашние – 3 балла (100%)

Дикие – 3 балла (100%)

- человек – 2,7 балла (88%)

- состояния погоды – 2,8 балла (90%)

- неживая природа – 2,8 баллов (90%)

Итоговый балл – 2,9 балла (98%)

Список используемой литературы

16. Сайты интернета для воспитателей.


-75%

Читайте также: